Конспект экскурсии в библиотеку «В гости к книгам» для детей подготовительной к школе группы


Знакомство дошкольников с библиотекой

Знакомство с библиотекой для дошколят – это открытие нового, волшебного и необычайно интересного мира. Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста. Дети – самые благодарные и внимательные слушатели, активные читатели. Знакомство с библиотекой должно произойти в дошкольном возрасте, когда еще нет обязательного чтения. Детей часто приводят в библиотеку мамы, бабушки, воспитатели детских садов, поэтому на детскую библиотеку, как специализированное учреждение, возложена миссия профессионально заниматься вопросами детского чтения и культуры. Используя имеющиеся в детской библиотеке ресурсы, библиотекари создают оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения образовательных, коммуникативных и других потребностей детей, создавая при этом необходимую среду развития ребенка через книгу и чтение.

Начинать подготовку к походу в библиотеку надо дома. С разговора о книге и книжных шкафах, с игры «в библиотеку» и «больницу для книг». Помните известный детский стишок Б. Заходера?

«Заболела это книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею».

Вместе с этим четверостишьем «полечите книги», а заодно и поговорите о том: — Что такое обложка, переплет, страница (лист)? — Где хранятся книги дома? — Для чего нужны библиотеки? — Кто такой библиотекарь? — Чем отличается книга от газеты и журнала? — Чем отличается книжный магазин от библиотеки? И т. д. Так называемую подготовку можно растянуть на неделю. А заодно еще почитать прекрасные стихи С. Маршака «Книжки про книжки» и «Как печатали вашу книгу». Поучительный стих для детей, любящих грызть книжки есть у В. Ходасевича: «Разговор человека с мышкой, которая ест его книги». Зимой в библиотеку удобно брать сменную обувь, тогда можно задержаться там подольше. На первый раз не планируйте много. Запись в библиотеку и посещение читального зала – для начала вполне достаточно.

Объясните права и обязанности читателя, действующие правила.

Зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, а журналов и газет. Ребята приходят сюда почитать книги, посмотреть журналы, поиграть в игры, Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Все книги стоят на стеллажах. Ребенок должен понять, что в библиотеке книги не покупаются, а берутся во временное пользование. Выбранную из огромного разнообразия книгу, можно взять только после записи в формуляр читателя. После прочтения книга должна быть возвращена в нужный срок в целости и сохранности.

При выборе книг воспользуйтесь помощью библиотекаря. Он укажет на расположение книг по тематике и возрастным группам читателей. Позвольте ребенку первую свою книжку выбрать самостоятельно. Ненавязчиво предлагайте ребенку книги, которые на ваш взгляд соответствуют возрасту и интересам ребенка. Можно заинтересовать книжками, которые вы сами читали в детстве. Постарайтесь выбирать литературу разных жанров и разных авторов... Дополнительно в библиотеке проводятся различные тематические мероприятия, направленные на развитие детей. Поучаствуйте в конкурсах, викторинах, спектаклях, это очень нравится детям любого возраста. Чтобы стать настоящим читателем, надо знать правила пользования

библиотекой.

Как же должен вести себя читатель в библиотеке?

-тихо

-книги возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели.

-С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть

как можно больше ребят.

-Библиотечные книги нельзя терять.

-Книги, взятые с полки, нужно ставить на место.

• Нельзя книги перегибать.

• Нельзя загибать книжные страницы,

• Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

• Нельзя писать и рисовать в книгах.

• Нельзя читать книги во время еды.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

С миру по нитке

Во всем мире детские библиотеки – это культурно-просветительские центры для детей и их родителей. Что только не придумывают библиотекари, чтобы дети интересовались книгой, любили чтение и приходили в библиотеку почаще.

В одной американской библиотеке над стойкой выдачи книг висит такой плакат: «Прочти книжку, вот родители обалдеют!».

В Германии проводят тематические «Ночи чтения» для подростков. Как это происходит? Например, в этом месяце будет проходить «Ночь вампиров». К девяти вечера родители приводят детей в библиотеку, дети переодеваются в карнавальные костюмы ведьм, вампиров, чертей. Родители уходят домой. Библиотекари (которые тоже в костюмах) собирают детей в несколько групп и начинают читать им страшные истории, потом дети сами рассказывают свои придуманные истории. Также проводятся разные игры, показываются фильмы-сказки, рисуются рисунки. Примерно в полночь дети укладываются спать прямо на полу, на ковровое покрытие. Рано утром за детьми приходят родители, и они вместе завтракают в библиотечном кафе и обсуждают прошедшую «Ночь чтения».

Во Франции существует практика «уличных библиотек». Один раз в неделю в каком-то определенном месте, часто неподалеку от детской площадки, разворачивается «библиотека без стен». Библиотекари привозят несколько коробок книг. Едва завидев их, дети бросают игру и, сама собой, возникает библиотека. Одни просто рассматривают книги, другие читают, третьи слушают, как один из библиотекарей читает вслух или что-то рассказывает. Ребята и сами рассказывают разные истории, делятся впечатлениями о прочитанном. Французы считают, что такая маленькая «библиотека без стен» станет своеобразным мостиком в большую библиотеку.

В Японии каждый посетитель библиотеки бесплатно получает книжку «Ты уже прочитал?». Это так называемое «рекомендательное пособие» для детей, с рисунками, играми и конкурсами. В книге несколько разделов: тем, кто в первый раз читает книжки, тем, кто уже читал несколько книг, тем, кому интересно читать и т. д. Таких изданий несколько, каждое рассчитано на свой возраст. Перечень рекомендуемых книг небольшой, но к каждой дана аннотация и картинка.

Правила обращения с книгой:

1.Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

2.Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

3.Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.

4.Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

5.Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

6.Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

Получить текст

Экскурсия в библиотекуплан-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

«Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут».

Конспект экскурсии в библиотеку для детей средней группы

Цель: продолжить знакомить детей с социальными объектами села, их назначением.

Задачи:

— Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда.

— Познакомить детей с профессией библиотекарь.

— Расширять словарный запас по теме «библиотека».

— Воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду библиотекаря; бережное отношение к книгам.

Приоритетная образовательная область: «Познание»

Вид деятельности: экскурсия.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание книг. Беседа с детьми о профессиях.

Методика проведения:

(Воспитатель проводит беседу с детьми).

Воспитатель: Хотите, я почитаю вам сказку «Лисичка-сестричка и волк»?

Дети: Да.

(Воспитатель пытается найти сказку, но не находит и предлагает детям сходить в библиотеку и взять там эту книгу.)

Воспитатель: Ребята, а я поискала, поискала эту сказку и не нашла, скажите, может кто-нибудь из вас знает где можно взять книжку которую мы очень хотим почитать, а её у нас нет? (предполагаемые ответы детей). А кто из вас знает, что такое библиотека?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами идем на экскурсию в библиотеку. Библиотека – это дом, здание, где живут книги, это хранилище книг. Книг в библиотеке очень – очень много, гораздо больше, чем у вас дома. И если вам захотелось почитать какую-то книгу, а у вас дома ее нет, то вы можете пойти в библиотеку и взять эту книгу там, что бы прочитать ее дома. Когда прочитаете книгу, вы вернете ее обратно в библиотеку и возьмете любую другую. В библиотеке работает библиотекарь. С его работой мы тоже сегодня познакомимся.Библиотека – это место, где находится много книг, и там мы можем найти книгу, которая нам нужна.

(Воспитатель и дети приходят в библиотеку, где их встречает библиотекарь)

Воспитатель: Здравствуйте! Мы пришли к вам в гости, хотели поподробней узнать о книгах, как и где они лежат , а так же хотели почитать книгу, которая называется «Лисичка-сестричка и волк», но к сожалению, у нас не оказалось такой книги, и мы пришли к Вам за этой сказкой.

Библиотекарь: Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Александровна, я работаю библиотекарем. А хотите, я вам расскажу, чем я здесь занимаюсь?

Дети: Хотим.

Библиотекарь: Проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.

(Дети проходят в читальный зал. Воспитатель обращает внимание детей на то, что здесь много столов и стульев, за которые можно сесть, чтобы что-то прочитать, а при необходимости и записать что-то. Что здесь тоже красиво и уютно.)

Библиотекарь: Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще такие места, где находится много книг. Такие места называются библиотеками. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг.

(Библиотекарь проводит экскурсию по библиотеке).

Библиотекарь: В каждой библиотеке стоят большие шкафы с большим количеством книжных полок — стеллажи. (Подводит к стеллажу «Дошкольники и первоклассники»). Именно на нем расположены книги, которые будут интересны (дошколятам). Книг так много, они все разные, разные авторы, разные названия. Здесь дети обязательно выберут книгу себе по душе. Если человек затруднятся в выборе или не может найти какую-то конкретную книгу, он обращается за помощью к библиотекарю.

У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно найти нужную книгу. В ящиках – каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку и принесёт тебе нужную книгу.

(Библиотекарь показывает карточки)

Библиотекарь: Вы с воспитателями пришли в детскую библиотеку. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг намного больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Вот такая у меня профессия.

Воспитатель: Книги надо читать быстро, возвращать их вовремя, в хорошем состоянии. С книгами надо обращаться очень бережно. Иначе книга придет в такое состояние, станет такой рваной, грязной, ветхой, что ее уже никто читать не сможет. А если случиться так, что книга все-таки нечаянно порвалась, то ее необходимо починить, отремонтировать.

Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

1. Без языка, без голоса, а все расскажет (книга).

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает (книга).

3. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас (книги).

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали?( Ребята повторяют)

Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале? (Ответы детей).

Библиотекарь: А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать сказку «Лисичка-сестричка и волк»?

Дети: Да.

Библиотекарь: Тогда пойдёмте со мной. (Библиотекарь ищет нужную книгу и записывает ее в карточку группы).

(Воспитатель и дети благодарят Надежду Александровну за книгу и прощаются).

Воспитатель: Спасибо, Надежда Александровна, за интересный рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!

Библиотекарь: Приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята.

Конспекты занятий — экскурсий для детского сада

Серия занятий — экскурсий для дошкольников по мини-музею «Книга — лучший друг»

В нашем детском саду большое внимание уделяется привитию детям интерес к книге. В этом году готовится к открытию мини-музей: «Книга – лучший друг» — это продукт долгосрочного проекта: «Книга — окно в мир». Предлагаю Вашему вниманию серию занятий в форме экскурсий, где дети узнают историю появления книг от своего любимого героя Лунтика, рассмотрят перьевые ручки, чернильницу, бересту, камни, кожу, попробуют писать гусиным пером, оттисками. В «экскурсиях» широко применяются ИКТ, что делает процесс познания интересным, наглядным и доступный дошкольникам. Дети самостоятельно делают выводы, какие книги удобные в хранении и использовании.

Экскурсия 1. Обзорная.

Цель. Познакомить с мини-музеем; разнообразием книг (по форме, объёму, переплёту, назначению); привлечь внимание к книгам; вызвать желание читать; развивать познавательно-речевые способности, умение отвечать и задавать вопросы, узнавать произведение по фрагменту; обогащать словарь (музей, экскурсия, энциклопедия). Экспозиции. «Книги бабушек», «Книги родителей», «Современные книги». Материал. Книги для подарков.
Ход экскурсии: Лунтик. Сегодня день у нас особый! Я познакомлю вас, друзья, С предметом, без которого Прожить на свете нам никак нельзя! Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуете её отгадать. Она сделана из простой бумаги. На страницах есть значки: точки, крючки. А главное, есть таинственные знаки – буквы. Когда мы читаем, то есть складываем из них слоги и слова, перед нами оживают удивительные приключения. Люди, незнакомые вам, общаются с вами, что-то рассказывают, зовут туда, где вы ещё не бывали. Отгадали, что это? Дети. Книга! Лунтик. Правильно, это книга. Для чего нам нужны книги? (Ответы) Книги нам нужны, чтобы читать, узнавать новое, учиться в школе и быть умнее. Молодцы! Правильно ответили на мой вопрос. За это открою вам большой секрет. Сегодня мы отправимся в мини-музей книги, который открылся в нашей группе. Как вы думаете. Что значит «мини-музей»? (Ответы.) Правильно, это значит «маленький музей». В нашем городе есть большие музеи, в которых много различных экспонатов. Почему мы не можем открыть в группе большой музей? Дети. Мало места. Большой музей не поместился бы! Лунтик. Верно, а для мини-музея места хватит. В нём собрано не мало различных книг. Вот посмотрите (показывает энциклопедию). Что это за книга? Кто знает, как она называется? (Ответы.) Да, это большая энциклопедия для дошкольников, в которой можно прочитать информацию на разные темы. Существуют энциклопедии для взрослых, которые посвящены отдельным темам, например истории, биологии, медицине и тд., а в этой энциклопедии на каждой странице интересная информация для детей. Знаете ли вы, что ваши бабушки, когда были маленькими, тоже любили смотреть и читать книги? Посмотрите, какие раньше были книги (показывает). Чем они отличаются от современных книг? (Ответы) Ваши мамы и папы, когда были маленькими, тоже с удовольствием читали детские книжки, и эти книги были такими (показывает). Чем они похожи на ваши любимые книжки? (Ответы.) Сейчас каких только книг нет! Вот книги разной формы, из разных материалов: клеёнчатые, нервущиеся – для самых маленьких детей; из толстого картона – для детей постарше; красивые, яркие, в толстом переплёте – познавательные книги. Есть и «говорящие книги», хотите послушать? (Ответы.) Устраивайтесь удобнее, слушайте внимательно! Сказка называется «Мама для мамонтёнка» (см.: Непомнящая Д. Мама для мамонтёнка. М.: Амфора, 2010). (Слушают сказку.) Вам понравилась сказка? Предлагаю поиграть. Игра «Угадай, из какой книги эпизод!». Лунтик читает отрывки из разных произведений, с которыми дети ранее познакомились: Н. Носов «Фантазёры»; В. Осеева «Волшебное слово»; П. Воронько «Мальчик Помогай»; В. Маяковский «Кем быть?». Дети говорят название книги и её автора. Лунтик. Вам понравилось в нашем мини-музее? Приходите в следующий раз, и вы узнаете много интересного о происхождении книги. Книга – это не просто текст, иллюстрации, это часть души того или иного народа. А сегодня в память о нашей экскурсии, я хочу подарить вам маленькие книжки.
Экскурсия 2. «Первые книги».

Цель. Познакомить с историей появления книги; развивать познавательно- речевые способности и умение отвечать и задавать вопросы; учить составлять предложение; совершенствовать мелкую моторику рук в процессе рисования углем и завязывания узелков на шнурах; обогащать словарь (узелковое письмо, рисунок, значки, пиктограмма, уголь, шкура). Экспозиция. «Первые книги». Материал. Камни и верёвочки на каждого ребёнка; слайды с изображением камней, узелков; угольки; пиктограмма; рисунок на камне.
Ход экскурсии Лунтик. Здравствуйте, дорогие ребята! Отгадайте, что я вам принёс! Говорит она беззвучно, Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней- Станешь вчетверо умней! Дети. Книга! Лунтик. Правильно! (Показывает). Предлагаю отправиться в небольшое путешествие по нашему мини-музею книги. Вспомним, для чего нужны книги. (Ответы). Верно, с помощью книг люди из поколения в поколение передают свои знания и различную нужную информацию. Давным-давно, когда люди не знали бумаги и не умели писать, вместо слов они использовали рисунки, затем стали рисовать значки на глиняных табличках. Это письмо называлось «клинопись», потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, пользовались палочкой, заострённой на конце, а научились люди этому, наблюдая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так появилась эта письменность. (Показ слайда). Египетская письменность начиналась с простейших рисунков. Как вы думаете, каких? Верно, предметов, которые обозначали, например, солнце или цветок. Но рисунками довольно трудно было передать значение сложных понятий, поэтому египтяне стали обозначать их группой предметов. Сначала изображали рисунки, затем значки, каждый имел значение; потом появились пиктограммы. (Показ слайда «Пиктограммы»). А сейчас предлагаю поиграть. Игра «Составь пиктограмму». Детям предлагается фетр и картинки из него: фигурки животных, деревья, дом, человек. Они составляют из них пиктограмму и рассказывают, что она обозначает. Лунтик. Каждый народ придумывал разные способы передачи информации: звук, цвет. Например, индейцы использовали шнуры разного цвета: белый обозначал мир, фиолетовый – войну; жёлтый – золото; красный – кровь. В узелковом письме вместо рисунков и значков использовали узелки. (Показ слайда «Узелковое письмо»). Каждый узелок имел своё значение. Давайте попробуем составить узелковое письмо! Дети завязывают узелки, рассказывают о том, что они означают.
Экскурсия 3. «Древние книги»

Цель. Продолжать знакомить с историей создания книги; развивать познавательно-речевые способности и умения отвечать на вопросы, подбирать прилагательные к существительному, исследовать материалы, используемые для изготовления древних книг, развивать мелкую моторику рук через практические задания на фольге, глине и тд.; обогащать словарь (глиняные таблички, металлические пластины, береста, рисунок, клинопись). Экспозиция. «Древние книги». Материал. Глиняные таблички, береста, фольга, палочки (на каждого ребёнка); слайды.
Ход экскурсии. Лунтик. Сегодня мы опять отправимся в наш мини-музей книги. Вспомните и назовите экспонаты, которые вы уже видели. (Ответы). Правильно, это книги. (Рассказ Лунтика сопровождается показом слайдов). Самая первая книга появилась пять тысяч лет назад. Это были глиняные таблички, которые обжигались на огне и были прочными как камень. Каждая книга состояла из десятков, сотен глиняных «страниц», уложенный в деревянный ящик – древнейший книжный переплёт. Представьте, что у вас дома вместо книжек лежат каменные плиты. Это удобно? Дети. Конечно, нет! Лунтик. Много места будут занимать, и читать их не удобно. На чём только не пробовал писать человек! Не обошёл он вниманием и металл. (Показ слайда «Письмо на металле»). В Древней Руси для изготовления грамот и книг использовали бересту. Кто знает, что такое береста? Дети. Кора берёзы. (Рассказ сопровождается показом слайда «Письмо на бересте»). Лунтик. На ней писал простой народ. Бересту, как писчий материал, использовали довольно долго. В середине 12 века возникли мастерские, где изготовляли книги. На Руси первыми создателями берестяных книг были монахи. Предлагаю пройти в музейную мастерскую и самим попробовать написать письма на глиняных табличках и на фольге. Работа в мастерской музея. Лунтик. А теперь поиграем! Игра «Расскажи какая!». Дети подбирают прилагательные к существительному «книга», например: книга из глины – глиняная книга, книга из металла — …. , из бересты — ….
Экскурсия 4. «Старинные рукописные книги».

Цель. Продолжать знакомить с историей появления книги; развивать познавательно-речевые способности, умение исследовать материалы, из которых создавались книги (пергамент, береста), находить сходства и различия; обогащать словарный запас (папирус, перо, рукописные книги). Экспозиция. «Старинные рукописные книги». Материал. Слайды, птичье перо, ноутбук, кусочки тонкой кожи (имитация пергамента) на каждого ребёнка; пергамент, папирус, береста.
Ход экскурсии. Лунтик. Дорогие ребята, отгадайте мою загадку! Склеена, сшита, Без дверей, а закрыта. Кто её открывает – Много узнает. Дети. Это книга! (Рассказ Лунтика сопровождается показом слайдов). Лунтик. Молодцы! Вспомните, как давно появились книги? Действительно, давным – давно люди начали сочинять песни, пословицы, загадки, сказки. Чтобы не забыть, их нужно было записать, и люди записывали всё, что придумывали. Куда они это записывали? Правильно, в книги. Книги пришли к нам из далёкой древности и живут уже несколько тысяч лет. Как вы думаете, они всегда были такими, какими мы привыкли их видеть? В Древнем Египте в III тысячелетии до нашей эры нашли превосходный материал для письма – папирус. Так называлось растение, которое росло по берегам реки Нил. Папирус похож на бумагу, но очень тонкий и длинный. Его хранили свёрнутым в свиток. (Показ слайда «Письмо на папирусе»). После прочтения свиток сворачивали в трубку и прятали в особый футляр. Папирусные свитки в длину достигали 40 метров. Книгу-свиток создавали писцы. Как вы думаете, удобно было хранить такие книги? Дети. Конечно, неудобно! Лунтик. Правильно, тем более что папирус – непрочный материал, он не переносит влаги, она его разрушает. Большинство известных свитков дошли до нас в виде обрывков. А вот такой, какой мы знаем книгу, она стала после того, как в Древней Греции, в городе Пергам, научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. (Показ слайда «Пергамент»). Лист пергамента сгибали пополам , и получалось четыре страницы. Писали на пергаменте птичьим пером, заострённым и расщипленным (показывает перо). Как вы думаете, пергамент – дешёвый материал? Дети. Нет, дорогой! Лунтик. Правильно, это очень дорогой материал! Для изготовления одной книги нужно было целое стадо животных. Поэтому для письма использовали и более дешёвые материалы, чаще растительного происхождения. В Китае применяли бамбук и шёлк, в Индии – пальмовые листья, а в Древней Руси использовали бересту. Кто помнит, что такое береста? Сейчас приглашаю вас в музейную мастерскую, в которой вы сами попробуете написать письмо птичьим пером на пергаменте и папирусе. Дети пишут пером в мастерской. Лунтик. Молодцы! Замечательно у вас получилось! А теперь время для игры! Игра «Хорошо – плохо». Нужно рассказать о том, что в старинных книгах хорошо, а что плохо. Например, дети рассказывают: старинные книги красивые, у них необычные переплёты. Это хорошо! Плохо то, что они стали ветхими, текст в них трудно прочесть.
Экскурсия 5. «На пути к новой книге».

Цель. Продолжать знакомить с историей появления книги; развивать познавательно-речевые способности, умение придумывать слова на заданную букву; знакомить с историей появления книг, печатных букв, бумаги; обогащать словарный запас (ксилография, бамбук, пальмовые листья, оттиск, камыш, водоросли, крапива, солома, рукописные книги); развивать мелкую моторику рук (закрашивание заглавных букв). Экспозиция. «На пути к новой книге». Материал. Слайды, карточки с изображением заглавных букв.
Ход экскурсии. Лунтик. Давайте вспомним и расскажем, как люди раньше передавали нужную им информацию. (Рассказы детей). Сначала люди изображали всё в виде рисунков, затем различными значками, потом уже были изобретены пиктограммы. Но шло время, и люди стали использовать печатную форму, вырезая на деревянной доске рисунок и текст. Доску покрывали краской и с силой прижимали к пергаменту. Такой способ получения оттиска назывался «ксилография». (Показ слайда «Оттиски»). Для таких целей позже использовали бумагу. Бумагу изобрели в Китае. Рукописные книги были очень дорогие. (Показ слайдов «Рукописные книги»). Печатные книги возникли не сразу, Писец переписывал каждую фразу, Глаза уставали, дрожала рука, И так продолжалось века и века. Как вы думаете, любой человек мог написать книгу? Верно, не каждый. Книги обычно писал тот, у кого разборчивый подчерк. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяя заглавные буквы яркими красками – красными, золотистыми, серебряными. (Показ слайда «Старинная книга»). Нужно было много времени, чтобы написать одну книгу. Как вы думаете, сколько? Иногда на это уходили месяцы, иногда годы. Хотите отправиться в музейную мастерскую? Предлагаю побывать в роли мастеров и раскрасить заглавные буквы, которые я для вас приготовила. (Дети раскрашивают буквы). Молодцы! Какие красивые и яркие буквы у вас получились! А теперь, давайте поиграем! Игра «Придумай слово по заглавной букве». Надо назвать заглавные буквы, которые дети раскрасили, а затем придумать слово на эту букву. Дети придумывают слова на заданную букву, затем с этими словами можно придумать предложение.
Экскурсия 6. «Печатная книга».

Цель. Продолжать знакомить с историей появления книги; развивать познавательно-речевые способности, умения отвечать на вопросы, узнавать произведение по отрывку; знакомить с историей появления первого печатного станка; развивать мелкую моторику рук (печатать буквы оттисками); обогащать словарный запас (переплёт, азбука, первый печатный станок, мастер-печатник). Экспозиция. «Печатные книги». Материал. Слайды, различные азбуки, репродукция портрета первопечатника Ивана Фёдорова; оттиски букв из поролона; гуашь, одноразовые тарелочки, влажные салфетки.
Ход экскурсии. (Рассказ Лунтика сопровождается показом слайдов). Чтобы написать одну книгу вручную, нужно много времени. Когда потребовалось создавать большое количество книг, человек придумал печатный станок. Шли годы, и в 16 веке такой станок появился в Москве. Изобретение было очень важным, так как это ускорило печатание книг. Неподалёку от Кремля появилось здание – Печатный двор. (Показ слайда «Первые печатные станки»). Нашлись и мастера печатного дела. Самый знаменитый из них – Иван Фёдоров. (Показ слайда – портрет И. Фёдорова). В 1574 году И. Фёдоров написал свою первую «Азбуку». (Показ слайда «Первая русская азбука»). Она была издана ради обучения малых детей, по ней учились читать и писать. Народ чтит память русского первопечатника: в Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Посмотрите, какие азбуки есть в нашем мини-музее. Как вы думаете, чем они все похожи? А кто скажет, чем отличаются? (Ответы). Предлагаю вам пройти в музейную мастерскую и попробовать напечатать буквы оттисками. А потом мы с вами сделаем книжки-малышки по сказкам. Дети печатают буквы оттисками в мастерской. А теперь поиграем! Игра «Назови книгу!» Детям читают любой отрывок из русских народных сказок («Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка»), а также из литературных сказок («Мороз Иванович» В. Одоевского, «Конёк – горбунок» П. Ершова). Они должны отгадать название сказки.
Экскурсия 7. «Какие разные книги».

Цель. Познакомить со структурой книги (страницы, переплёт, обложка); развивать познавательно-речевые способности: умения отвечать на вопросы, определять лишний признак; воспитывать любовь и бережное отношение к книге; обогащать словарь (страницы, переплёт, обложка, бархат, золото, драгоценные камни). Экспозиция. «Такие разные книги». Материал. Слайды, книги с красивым переплётом, имитация драгоценных камней, позолоченная бумага, бархат, клей, кисточки, салфетки.
Ход экскурсии. Лунтик. Отгадайте мою любимую загадку! Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Дети. Книга! Лунтик. Молодцы! Кто делает книги? (Ответы). Лунтик показывает слайды и рассказывает. Книга – наш самый большой друг, и человек старается сделать её нарядной, красивой, прочной. Каждая книга имеет определённый набор «одежды». Переплёт скрепляет листы книги, защищает их от загрязнения и разрушения. Переплёты старинных книг украшены драгоценными камнями, орнаментом. Листы книги раньше скреплялись тонкой проволокой или другим способом и держались прочно в корешке книги. Кто из вас запомнил и назовёт, из чего состоит книга? В старину люди очень ценили книги, так как они стоили дорого и создавались медленно. Некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу. А иногда и в серебро. Такие книги могли иметь только богатые люди. Нередко владельцы приковывали книги цепями к полкам, чтобы их не украли. Писали и переписывали книги в основном при монастырях. (Показ слайдов «Книги в дорогих переплётах»). Теперь пройдём в музейную мастерскую и как настоящие умелые мастера будем украшать книгу. Дети оформляют обложку к рукописной книге. Молодцы! У вас замечательно получилось! А теперь поиграем! Игра «Четвёртый лишний». Детям даётся карточка, на которой указаны составные части книги (страницы, переплёт, обложка, камень). Они читают и говорят, что лишнее, объясняя свой ответ.
Экскурсия 8. «Дом, в котором живут книги».

Цель. Познакомить с местами, где могут находиться книги (дома, в детском саду, музее, библиотеке), с разными видами библиотек, их назначением; развивать познавательно-речевые способности: умения отвечать на вопросы, читать слова на ощупь; обогащать словарный запас (библиотека, хранилища, запасники, тематические выставки). Экспозиция. «Дом, в котором живут книги». Материал. Слайды, книга для слепых, электронные и аудиокниги; карточки со словами, буквы которых вырезаны из наждачной бумаги; атрибуты сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
Ход экскурсии. Лунтик. Сегодня мы вновь отправимся в мини-музей книги. Кто знает, где хранятся книги? (Ответы). Да, книги хранятся дома на полках, в книжных шкафах и в библиотеках. Лунтик показывает слайды и рассказывает. Во все времена, во всех странах мира люди ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища, создали библиотеки. Слово «библиотека» произошло от двух греческих слов: библио – «книга» и тека – «хранилище». В древности цари могущественных государств собирали и хранили книги в библиотеках. Знаете ли вы, сколько у нас в селе библиотек? (Ответы.) Правильно. Есть детские библиотеки, в которых много книг для детей; есть библиотеки для взрослых, в которых можно найти книги на разные темы. (Показ слайда «Библиотеки»). Есть специальные технические библиотеки, в которых хранится техническая литература. Существуют и научные библиотеки, в которых собраны научные книги. А как нужно вести себя в библиотеке? (Ответы.) Правильно, тихо, чтобы не мешать другим людям. В библиотеке можно взять книгу на время домой, прочитать её и вернуть; можно поработать в читальном зале, просмотреть нужную вам литературу и вернуть книги библиотекарю. Кто из вас вспомнит, что делает библиотекарь? (Ответы.) Молодцы! Библиотекарь выдаёт читателям книги, записывая их названия, затем говорит дату, когда необходимо её возвратить. А вы знаете, как нужно обращаться с книгами? Дети. Книги надо беречь. Лунтик. Конечно. Их надо беречь! Нельзя их рвать, рисовать на них, загибать страницы. В наше время существует большое количество самых разных книг. Есть аудиокниги для слабовидящих, для малышей, которые ещё не умеют читать. Существуют специальные книги для незрячих людей. Хотите узнать, как их читают? (Показ слайда «Азбука для незрячих детей»). А теперь предлагаю поиграть. Игра «Прочитай слово на ощупь». Детям раздают карточки, на которых написаны слова, причём буквы сделаны из наждачной бумаги. Дети закрывают глаза и «читают» слова на ощупь. Лунтик. Молодцы! Хорошо справились с нелёгким заданием! Наша экскурсия подошла к концу. И я предлагаю ещё поиграть. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Дети распределяют роли библиотекаря, посетителей и сами организуют игру.
Экскурсия 9. «Что мы знаем о книге?».

Цель. Закреплять желание рассказывать об экспозициях мини-музея, истории появления книги, выступать в роли экскурсовода; развивать познавательно-речевые способности, умение составлять небольшие рассказы об экспозиции с помощью схем. Материал. Эмблемы каждой экспозиции мини-музея; бейджики экскурсоводов, схемы описательных рассказов.
Ход экскурсии. Лунтик. Склеена, сшита, Без дверей, а закрыта. Кто её открывает – Много узнает. Что это? Дети. Книга. Лунтик. Правильно! Конечно, это книга. А где мы с вами находимся? Дети. В мини-музее книги. Лунтик. Вспомните, для чего нужны книги? (Читать, узнавать новое, учиться в школе, становиться умнее). Кто делает книги? (Люди.) Но прежде, чем начать создавать книгу, необходимо подготовить материал для неё. Предлагаю выбрать эмблему любой экспозиции мини-музея и составить рассказ по схеме о том, как появились и развивались книги. Дети в соответствии с выбранной эмблемой становятся экскурсоводами определённой экспозиции, самостоятельно проводят экскурсию, в помощь детям даются схемы описательного рассказа. Лунтик. Вы знаете, как нужно обращаться с книгами? Дети. Бережно, аккуратно! Лунтик. Молодцы! Вы много знаете о книгах. Заходите в мини-музей, когда захотите, и вы обязательно узнаете что-то новое, интересное, это может пригодиться вам в жизни. Своими знаниями вы можете поделиться с друзьями и родителями. До новых встреч!
Использованная литература

1. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики // Управление ДОУ. 2007. №12. 2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учеб.-метод. Пособие. СПб: Детство-Пресс, 1998. 3. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении // Управление ДОУ. 2004. №1. 4. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края // Управление ДОУ. 2005. №1.

Рекомендуем посмотреть:

Экскурсия в библиотеку с дошкольниками Экскурсии для дошкольников в краеведческий музей Экскурсия в зоологический музей с детьми средней группы Экскурсия на ферму с детьми старшей — подготовительной группы

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки о книгах

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]