Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С]


Артикуляция звука [С]

Звук [С] — согласный, глухой, твёрдый, переднеязычный. В норме к четырём годам у детей сформировано верное произношение свистящих.

Артикуляция звука [С] Губы растянуты в широкой улыбке, видны зубы, между которыми расстояние около 2 мм. Конец языка упирается в нижние резцы, спинка языка занимает позицию «горки». По середине языка образуется желобок, через который идёт холодная струя воздуха. Не используем голос.

Группы звуков в логопедии

Поставить правильный звук ребенку может только профессионал. Задача логопеда в саду — приучить к эталонному произношению букв и звуков, закрепить артикуляцию.

Звуки в логопедии делятся на несколько групп по месту образования:

  • губно-зубные;
  • переднеязычные;
  • среднеязычные;
  • заднеязычные.

Занятие с логопедом

По месту образования:

  • дрожащие;
  • боковые;
  • срединные;
  • носовые;
  • звонкие;
  • глухие.

Важно! После регулярных занятий малыш должен произнести все шипящие и свистящие звуки так, чтобы они были хорошо слышны и понятны. Условие правильного произношения — постановка артикуляции.

Классификация звуков русского языка

В русском языке 42 звука, гласных и согласных.

  • гласные — [а], [ы], [э], [и], [у], [о];
  • звонкие — [в], [з], [ж], [д], [г];
  • сонорные — [м], [н], [л], [р];
  • глухие — [с], [ш], [ф], [х], [щ], [ч].

Учить все звуки ребенку в детском саду не нужно, но он должен понимать механизм их образования и четко произносить как шипящие, так и свистящие.

Звуки в русском языке

Таблица групп звуков

Логопед учит ребенка не просто разговаривать, но делать это с учетом норм языка. В идеале должен быть достигнут как минимум средний результат, когда речь поставлена, но ее нужно закрепить.

Таблица деления звуков на группы:

ПарныеНепарные
Звонкиеб, в, г, д, з, жл,м,н,р
Глухиеп, ф,к, т, с,щх,ц,ч‘,щ‘
Твердыеб,в,г,д,з,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,хж,ш,ц
Мягкиеб‘,в‘,г‘,д‘,з‘, к‘,л‘,м‘,н‘,п‘,р‘,с‘, т‘,ф‘,х‘ж‘, щ‘,ц‘
Шипящие
ж, ш, ч‘, щ‘

Внимание! При произнесении звуков из разных групп меняется положение языка. Малыш в детском саду обязательно должен научиться отличать типы звуков и использовать артикуляцию.

Недостатки произношения звука [С]

  1. Межзубный сигматизм. При произношении звука [С] конец языка попадает между зубов. Тем самым препятствует выходу воздушной струи. Выдуваемый воздух становится тёплым. Получаемый звук напоминает [Т].
  2. Носовой сигматизм. Язык уходит назад, губы соединены. Воздух поднимается к мягкому нёбу и выходит через нос. Часто вместо [С] слышно подобие [Х]. Здесь важно убедиться, что у ребёнка нет ринолалии и ринофонии.
  3. Боковой сигматизм. Язык уходит в бок. Причём не просто в сторону, а один край языка вверху, другой внизу. Расстояние между зубами увеличивается. Выдыхаемый воздух идёт по бокам. Произносимый звук напоминает «хлюпанье».
  4. Губно-зубной сигматизм. Издаваемый звук напоминает [Ф]. Верхняя челюсть выходит вперёд. Получается, что нижняя губа соприкасается с верхними зубами.
  5. Призубный сигматизм. Звук напоминает [Т]. Конец языка одновременно упирается в верхние и нижние резцы. В итоге воздух не может свободно выходить.
  6. Шипящий сигматизм. Конец языка уходит глубже в полости рта, спинка поднимается высоко, по середине языка не образовывается желобок. Появляется «шипение». Напоминает звук [Ш] (шабака).

В случае парасигматизма происходят стойкие замены свистящих звуков. Смягчение не [С], а [С’], также замена на [Т], [Ф]. Т.е. звук не напоминает определённый, в следствии неправильной артикуляции, а ребёнок конкретно заменяет [С], на другой звук.

Нарушения при воспроизведении С и Сь

Логопеды тут

разделяют дефекты на 2 группы:

  1. Сигматизм (искаженное воспроизведение). Сюда входят виды нарушений:

2. Парасигматизм (звук «С» заменяется на другие буквы). Виды:

  • призубный.
    Замена «С» на «Т» и «Сь» на «Ть» (Сон – Тон, Синий – Тиний);
  • шипящий.
    «С» и «Сь» на «Ш» на «Щ» (Свет – Швет – Щвет);
  • ошибки смягчения.Твердый
    «С» заменяется на «Сь» (Собака – Сябака);
  • дефекты глухости и звонкости.
    «С» и «Сь» на «З» и «Зь» (Снег – Знег).

Нарушения приводят к дефектам звукопроизношения (дислалия)

. Также у ребенка могут развиваться проблемы с чтением (дислексия ) и возникать трудности в письменном оформлении речи (дисграфия здесь).

Постановка звука [С].

Первый этап — подготовительный.

Постановка звука начинается с подготовительной работы, которая включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие речевого дыхания, установление уровня слухового восприятия.

Логопеду необходимо знать, что ребёнок дифференцирует звуки. Если речевое дыхание развито слабо, то возможны сложности в ходе постановки звука. И, конечно, самая важная часть подготовки — это артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляции речевого аппарата— это отличный способ подготовки органов речи.

Примеры артикуляционных упражнений для свистящих звуков:

1.«Улыбка». Губы сильно растянуты в улыбке. Зубы спрятаны.

2. «Лягушка». Ребёнок улыбается широко. Зубы видны и сомкнуты. Удерживаем положение около десяти секунд и отдыхаем. Повторяем 5-7 раз.

«Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам».

3. «Чистим зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка «чистим зубы». Водим язычком по внутренней части нижних зубов. Важно чтобы язык скользил ближе к дёснам, а не по краю зубов. Челюсть зафиксирована.

4. «Качели».Улыбнуться, рот приоткрыт, язык поочерёдно поднимается и опускается, кончик языка упирается в резцы (верхние и нижние, соответственно).

«Сели дети на качели и взлетели выше ели. На качелях вверх — вниз, ты качаться не ленись».

5. «Накажи язычок». Приоткрываем рот, кладём язычок на нижнюю губу (стараемся расслабить язык, убрать напряжение). Начинаем пошлёпывать его губами, произносим «пя-пя…..». Надо удержать расслабленный язык около 10 секунд. «Похлопывание» происходят на одном выдохе.

6. «Горка». Открываем рот. Кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка приподнята вверх.

7. «Мяч в ворота». Вытягиваем губы трубочкой и дуем на «мяч» из ваты в импровизированные ворота. Особенность данного упражнения: мяч должен попасть в ворота на одном выдохе. Также следите, чтобы дети не надували щёки.

Приёмы развития речевого дыхания можно найти в статье «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста».

Время отведённое на артикуляционную гимнастику в среднем составляет 5 минут за одно занятие. Лучше проводить её несколько раз в течение дня. Не стоит ребёнка сразу знакомить со всевозможными упражнениями. Выберите 3 задания и отрабатывайте их. Работа над артикуляцией речевого аппарата — это работа над мышцами и она требует усилий от малыша. Не забывайте, что все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок видел правильно ли он делает упражнение.

Второй этап — это непосредственно постановка звука [С].

Выделяют три способа постановки звука: по подражанию, постановка от опорных звуков, постановка с механической помощью (зонды, ватные палочки, шпатели). Часто имеет место быть смешанный способ.

Техника подражания подходит, если присутствуют небольшие дефекты звукопроизношения или звук [С] отсутствует. Обязательно на занятии зеркало, так как ребёнок должен видеть вашу артикуляцию и свою.

  • Предложите ребёнку широко улыбнуться, чтобы были видны зубы.
  • Кончик языка напрягаем и упираемся им в нижние резцы.
  • Попросите ребёнка подуть (на шарик, в бутылочку, на пёрышко) и вы услышите звук [С]. Для детей дошкольного возраста важно, чтобы был игровой момент.

Губно-зубной сигматизм — пробуем произнести [С] при раздвинутых губах и обнажённых зубках. Нижняя губа не должна «уходить» вверх. Можно её придержать рукой. Выдыхаемая речевая струя не должна уходить в щёки. Практикуем межгубное дутьё (в бутылку, на свечу). Предложите ребёнку улыбнуться и подуть — получается межзубное дутьё. Следующий этап это спрятать язык за нижние резцы.

Межзубный и призубный сигматизм. Необходимо механическое воздействие. Надавить ватной палочкой на кончик языка и спрятать его за нижние резцы. Придержите язык и попросите ребёнка подуть, а после произнести [С]. Сначала отдельно, а затем в слоге. В случае шипящего сигматизма используется межзубное дутьё, «фыркаем» на язык. Затем практикуем межзубное произношение [С] слогов, слов и фраз. Язык должен зафиксировать необходимое положение. После этого отводим его кончик за нижние резцы.

При боковом сигматизме: межгубное дутьё, межзубное дутьё, межзубное произношение [С] в слогах, словах, предложениях. Затем при помощи механического воздействия уводим язык в за зубы.

Носовой сигматизм. Здесь надо выработать воздушную струю по центру языка (дутьё на свечу, ватку). Начинаем с отработки межгубного дутья, затем межзубное дутьё и произношение [С] в слогах, словах, фразах. Переводим кончик языка в зазубное положение.

Постановка звука [С] — приём «свисток» .

Есть приём постановки [С] , который подходит для всех видов сигматизма.

Назовём его «свисток». Механическое воздействие на язык оказывает сам ребёнок с помощью пальца. В чём суть данного способа? Дошкольник кладёт свой указательный палец (около 2 сантиметров) на широкий язык, который лежит за нижними зубами. Верхними зубками он прикусывает палец. Условно у него «свисток» во рту. При этом губы растянуты в широкой улыбке, при которой хорошо видны зубы. Логопед предлагает подуть ребёнку. Органы артикуляции должны остаться зафиксированными. При таком способе закреплять [С] лучше в обратных слогах.

Третий этап — закрепление и автоматизация.

Постановка правильного произношения изолированного звука это только начало пути. Теперь важно его автоматизировать. Автоматизация проходит постепенно.

Примеры заданий и упражнений на автоматизацию:

• Слоги для повторения отражённо СА — СА — СЫ СА — СЫ — СА СЫ — СА — СЫ

АС — ОС — УС УС — ЫС — АС

СВА СМО СПА (выбирают те звуки, которые ребёнок произносит правильно) СВО СМУ СПУ

• Разучивание чистоговорок.Са – са — са — летит оса. Су — су — су — видели осу? Сы — сы — сы — нет осы. (ребёнок может произносить слоги, а логопед продолжать предложение. Затем можно поменяться местами).

• «Выбери и назови». Перед дошкольником лежат картинки. Его задача выбрать и назвать те, на которых изображены продукты питания. (сок, сахар, диван, сыр, суп, стул).

• Слова для повторения отражённо. Сок, Соня, сова, носок, кусок, сокол, лесок, голосок, колесо, солнце, фасоль.

• «Один — много» Взрослый говорит слово в единственном числе, дети во множественном). Сок — соки собака — собаки насос — насосы

• «Закончи предложение». Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает, найдя соответствующую картинку.

На суку сидит (сова). В лесу растёт (сосна). Соня пьёт (сок).

• «Назови ласково». (собака — собачка, сова — совушка).

• Работа с сюжетной картиной. Картину подбирайте исходя из отрабатываемого звука. И задавайте соответствующие вопросы.

Этапы работы над звуком.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов: 1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, 2. Появление звука — постановка звука, 3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Логопедическое занятие: слышим и произносим звук [п] правильно

Логопедическое занятие в саду звук п проводится по следующей программе:

  1. Организационный момент, начало урока. Дети заходят в кабинет, логопед загадывает 5-6 загадок, после чего объявляет тему занятия.
  2. Педагог зачитывает стихотворение с целью развития речевого слуха.
  3. Артикуляция звука «п». Логопед спрашивает у детей о том, является ли «п» гласным или согласным, показывает, как произносить и просит повторить за собой, отмечая ребят, у которых не получается. С ними будет проведена индивидуальная работа.
  4. Упражнение «Внимательные уши». Педагог зачитывает текст и просит хлопать, когда дети слышат букву «п».
  5. Работа в тетради — написание буквы, подбор слов.
  6. Кубики Зайцева. Дети находят слоги ПА, ПО, ПУ и произносят их.

Кубики для занятий логопедией

В конце урока детям дается домашнее задание — найти слова и предложения с буквой «п», записать их и научиться произносить.

Эффективные занятия с логопедом на букву С

Квалифицированный специалист в логопедии не станет использовать методы, заставляющие ребенка делать то, чего он не хочет.

Как проходит занятие по постановке звука [С]

Прием опытного логопеда состоит из веселых игр, близких к баловству, когда ребенку совместно со взрослым позволяется покривляться перед зеркалом, и издавать различные смешные слоги.

Индивидуальные занятия по автоматизации звука [С]

Такие занятия должны быть регулярными, до тех пор, пока не будет достигнут результат. Обязательные упражнения для образования корректного звучания включают в себя игру по подражанию шуму насоса, вьюги, сдувающегося шарика.

В семье, где взрослые дают себе труд раз в день общаться с ребенком не впопыхах, а вдумчиво, поправляя услышанное произношение, малыш в естественной среде постепенно сам станет четко разговаривать. Забота в семье, здоровая моральная обстановка и адекватная оценка способностей — залог успешного и психологически здорового ребенка.

Как научить ребенка говорить букву К

Родители зачастую спрашивают логопеда о том, как научить ребенка выговаривать букву к. Ответ только один — самым действенным является метод постоянного выговаривания.

Самое простое задание — регулярно произносить слова с буквой «к»: капуста, клубника, картошка, карточка, книжка, укроп, искра.

При этом важно акцентировать внимание ребенка на эту букву, произносить ее четко и медленно. Основного прогресса в произношении дети чаще всего достигают на занятиях в ДОУ.

Логопедическое занятие на дифференциацию звуков [г] и [к]

Как научить ребенка говорить букву к, если он отказывается заниматься логопедией? Домашние тренировки часто не приносят ожидаемого результата, но в садике логопед использует игровой подход и завлекает ребенка в игру. Для занятия используется готовый конспект.

Ход урока по дифференциации «г» и «к»:

  1. Педагог предлагает ребенку отгадать загадки, в ответе на которые содержатся отрабатываемые звуки. Затем он объявляет тему занятия и цель.
  2. Малышам задают вопрос: «Чем отличаются «г» и «к»?. Дети должны сказать, что у них разное звучание, положение зубов и языка при произношении. Логопед предлагает детям произносить слова, положа руку на горло. Звучание сильно отличается.
  3. Ведется работа с тетрадями. Ребята записывают слоги: гу-ку, ги-ки, го-ко, га-ка и произносят их. Важен быстрый темп и его чередование с медленным.
  4. В конце занятия дети проговаривают чистоговорки: «га-га-га — вышли гуси на луга».

Логопедические упражнения для развития речи у детей от 3 до 4 лет

После основного блока занятия дети выполняют разминку, а потом делают упражнение, в котором требуется вставить пропущенные буквы в слове.

Важно! Логопед во время занятия обращает внимание на детей, которым произношение дается труднее всего, и затем проводит с ними индивидуальную работу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]