Конспект по окружающему миру «Синичкин день» в подготовительной группе


Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Очень полезная птичка Синичка»

Элеонора Букайран

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Очень полезная птичка Синичка»

• Дополнить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.

• Расширить знание детей о птице синице, о пользе ее в природе.

• Развитие речи и активизация словаря.

• Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

• Развитие внимания, памяти, мышления.

• Развивать у детей познавательный интерес к живой природе.

• Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать желание помочь птицам.

Предварительная работа: Беседы с детьми о перелетных и зимующих птицах; чтение стихов и рассказов о птицах; наблюдения за птицами на прогулках; рассматривание иллюстраций.

Материал: Демонстрационные картинки, аудиозаписи, слайды на электронном носителе; картинки для игр.

Наглядные: показ картинок, демонстрация слайдов.

Словесные: рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Практические и игровые: прослушивание аудиозаписи, физминутка, дидактические игры.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»/закрепление знаний, расширить информацию об отдельной птице/; «Речевое развитие/участие в проблемно-поисковом диалоге, в дидактических играх/; «Социально-коммуникативное развитие»/взаимодействие детьми и взрослыми в диалоге, в играх, развитие нравственных качеств/; «Художественно-эстетическое» /видеть красоту живой природы, желание раскрасить нарисовать синичек/; «Физическое развитие»/ физминутка для снятия усталости/.

Современные образовательные технологии: ИКТ (самостоятельно созданные слайды, аудиозаписи, игровые, здоровьесберегающая (динамическая пауза)

.

Внеурочное занятие по окружающему миру «День синички» в начальной школе

Конспект внеклассного занятия «День синички» в начальной школе
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 г.о. Самара Описание Данный материал можно использовать для проведения внеурочной деятельности по курсу «Окружающий мир» в начальной школе и в среднем звене. Цель: Формирование новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений.Расширение объема интереса к природе, формирование бережного отношения к природе. Задачи: Расширить объем интереса к природе,формировать бережное отношение к природе. Познакомить с историей Синичкиного дня. Углубить изучение учебной программы о жизни птиц. Воспитывать нравственную культуру, пробудить доброе отношение к птицам, помочь увидеть те трудности, которые испытывают птицы зимой, прививать любовь к родной природе.
Ход занятия


Организационный момент Добрый день, ребята! Наше занятие сегодня посвящено нашим братьям меньшим- птицам.А точнее сказать, одному из представителей пернатых. Сообщение темы Послушайте и попробуйте догадаться о ком сегодня мы будем вести речь. Небольшая и пёстрая птица, Не боится зимой простудиться, Угощение наше ей снится, Прилетает к нам часто (Синица). Да, вы угадали. Это синичка.Сегодня мы познакомимся поближе с этой птицей и узнаем много интересного о ней. А помогать нам будут наши натуралисты. Знакомство с новой темой
1 Натуралист Вот — синица — эта птица Не летит в чужие страны, Ей и дома веселиться Не мешает ветер странный. Ей и вьюга не помеха, И мороз, что так крепчает. Для неё в мороз утеха Клювом тонким барабанить Постучит. — Вы не забыли? Сколько можно к вам стучаться? Кто сейчас живёт в квартире? Мне лететь или дождаться? Что ж, конечно же дождаться, Сало вывесим скорее. Зазвенела. Наклевалась. Всё. Сыта. Теперь теплее. Учитель Да, действительно, синичек мы можем встретить около жилья человека именно в конце осени и конечно же зимой. Очень давно на Руси 12 ноября отмечают Синичкин день.


2 Натуралист Синичкин день Нина Лучинина Кто вы, птички-невелички? Ровно в полдень за окном Раз-зинь-зинькались синички, Расцветили всё кругом. Только солнышко пригрело, Дружной стайкой собрались И летят за кормом смело – Вон порхают вверх и вниз. Приглашают всех подружек, От неслыханных щедрот, Отобедать у кормушек, Что развесил им народ. То-то будет праздник,право,– К вам в мороз, среди зимы Прилетят большой оравой Щебетуньи, свистуны. Слышно будет за оградой: «Зинь-зинь-зинь», да «тень-тень-тень». Наслаждайтесь сей отрадой – Песнь поёт Синичкин день! 3 натуралист Сегодня праздник, синичек встречай, Корма вдоволь им в кормушки подсыпай, Весной вернётся к тебе с торицей добро, Ведь даже птички не забывают его. Учитель В этот день, 12 ноября, люди готовятся к встрече пернатых гостей, которые остаются на зимовку в наших краях. И встречают не только синичек, но и других: свиристелей,


снегирей,


соек,


чечеток


и щеглов.


Отмечается этот день по старинному русскому народному календарю. Так же его называют Зиновием. Люди приметили, что именно к этому дню синицы начинали перелетать из леса поближе к людям, к их жилищам и ждали помощи от людей. Морозы синички приносили на своих крыльях. Если целые стайки синичек кружились около домов людей- жди мороза. А знаете ли вы, ребята, почему синичку так назвали? (Ответы детей) Вы ошибаетесь, не потому что оперение у птицы синее, а потому что песни она звонкие поет, которые напоминают перезвон колокольчиков:»Сии-сии!» А как люди могут готовиться к встрече пернатых? (Ответы детей) Конечно же, люди готовят для них подкормку. 1 Натуралист Мерзнут крылышки и лапки, Сильно стало холодать Улетели те кто зябки, Мы же будем зимовать. Подлетаем ближе к людям, Тут теплее и сытней, И в кормушке, как на блюде, Очень много сухарей.. Сало вешают на нитке, И заботятся о нас! У людей всего в избытке, В кладовой велик запас.. Накормите птичку кроху, Сыпьте корм на полочку, Нам без вас зимою плохо, Не жалейте корочку!


Дети с родителями сооружают кормушки, развешивают их на деревья. Также заготавливают корм для пернатых друзей. В деликатесы для птиц входят семечки, орехи, свежее сало. Синички вообще очень прожорливы — они едят в течение всего дня, так что еда в кормушках должна быть всегда. Интересно, что все зернышки, которые не помещаются в желудок, эта маленькая синяя птичка складывает в дупле или в ином укромном месте, а потом возвращается за провиантом. У народа существуют приметы, связанные с синицами. 2 Натуралист На Зиновий день, К нам синички прилетают, За поведением наблюдая, Люди погоду определяют. Если весело свистит, К ясному хорошему дню, Ежели пищит, Значит к ночному морозцу. Народные приметы Много синиц на кормушках – к метели, снегопаду. • Синицы рано улетают в теплые края – скоро похолодает. • Появление у кормушки лазоревки – к счастью.


• Стучит в окно синица – к доброму известию, подарку.


• Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос – загаданному сбыться.


• Поймать во сне синицу – знак преодоления неприятностей, достижения целей. С XVII века царскими указами запрещалось убивать синиц. А тому, кто убьет это пернатое, полагалось суровое наказание — могли либо высечь, либо взять крупный штраф. Потому что синица слыла на Руси синей птицей счастья. Физминутка Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах) Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге) Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге) Завертелась, как волчок. (кружимся на месте) Вот присела на минутку, (присели) Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо) И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге) Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге) Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах) Учитель У синички очень много сестричек. 3 Натуралист Синицы — лесные птицы и могут быть встречены у нас в любой сезон. Во внегнездовое время синицы часто держатся смешанными стайками, охотно посещают места подкормки в парках и поэтому хорошо знакомы любителям природы. Наиболее обычны гаичка


хохлатая синица


лазоревка


московка


большая синица


ремез


Все синицы — дуплогнездники, пухляк и хохлатая синица сами себе выдалбливают дупла, другие — занимают естественные ниши в деревьях или пустующие дупла дятлов. Поскольку синицы мелкие птицы, охотнее всего они вселяются в дупла, сделанные малым пестрым дятлом. Во всех случаях дупла и ниши они используют только как укрытия собственного гнезда, основу которого как правило составляют зеленый древесный мох, лишайник, волос животных, а иногда и «растительная вата». В выстилке, кроме того, почти всегда есть и перья. Мох и лишайники, как правило, собирает самец, более нежный строительный материал собирает самка. Но если говорить о сооружении гнезд у синиц, то нужно отметить знаменитого строителя. Где-нибудь на берегу реки или пруда, на склонившейся ветке ивы или тополя висит достаточно большой мешочек (сантиметров 10 в ширину и сантиметров 16 в длину), издали напоминающий варежку с одним пальцем. Это гнездо синиц ремезов.


Оно тщательно сплетено из растительных волокон, украшено и утеплено пухом, летучками разных деревьев и кустарников. Гнездо настолько крепкое, что не боится ни сильных дождей, ни ветра. В этом гнезде (строят его птицы не меньше двух недель) ремезы выводят и выкармливают птенцов (общей сложностью недели три), а потом без сожаления оставляют это великолепное сооружение. Игра «Зимующие перелетные птицы» Описание игры Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например:цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют. Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. Игра «Птичий концерт» Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют: • Воробьи – чирик – чирик • Синицы – тинь – тинь • Ворона – кар – кар • Дятел – тррр – тррр • Снегирь – дю – дю – дю • Клёст – цок – цок – цок • Свиристель – тюр –тюр – тюр Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке. Замечательный получился у нас концерт. Закрепление 1 Натуралист Седой ноябрь всю облетевшую листву умчал; гонима ветром, улетела в ту даль, что в мире не доступна никому. Летела и роптала, так несмело. Как оголённые деревья все темны. Они, забывшись в снах своих, не знают глухой тоски, видений сладостных полны, когда кипела жизнь зелёной явью. В Синичкин день в лесу так много разных птиц. Они ждут помощи с надеждой, верой, что не забудем мы про них, все смотрят вниз — туда, где сыплем корм им полной мерой. Кружится в танце, очень медленном, снежок, на землю падая, весь тает, зная, что совершив свой незатейливый прыжок, вернётся снегопада снежным раем… Подведение итогов Учитель О каком дне вы сегодня узнали? (ответы детей) Почему так называют синиц? Какие виды синиц вы запомнили? Почему люди заботятся о птицах зимой? Что они для этого делают? Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? Не забывайте о братьях наших меньших. А от меня домашнее задание, сделать дома кормушки и принести их на следующее занятие-экскурсию. Мы пойдем в наш школьный двор и развесим ваши кормушки. Но только не забудьте принести и корм для наших друзей. У НАС ТАКОЙ ОБЫЧАЙ: ЧУТЬ ВЫПАДЕТ СНЕЖОК, ДОЩАТЫЙ ДОМИК ПТИЧИЙ ПОВЕСИТЬ НА СУЧОК. И ЗДЕСЬ, В САДУ ЗА ДОМОМ, СРЕДИ СЕДЫХ ВЕТВЕЙ, ГОТОВ ОБЕД ВЕСЁЛЫЙ ДЛЯ ПТИЧЕК У ДЕТЕЙ! На этом мы заканчиваем наше занятие. До новых встреч.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий осенней дискотеки для учащихся 3 класса Сценарий Осеннего бала в 3 классе Конспект внеклассного занятия в начальной школе на тему: Осень Праздник осени. Сценарий для 2-4 класса

Похожие статьи:

Сценарий осеннего праздника в начальной школе

Сценарий праздника осени в 1 классе

Праздник Осени в 4 классе. Сценарий

Сценарий осеннего праздника для 1 класса

Сценарий осеннего праздника для младших школьников

Конспект занятия «Синичкин день»

Ольга Сидорова
Конспект занятия «Синичкин день»

Конспект занятия «Синичкин день»

.

• сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об

особенностях их внешнего вида и поведения.

• познакомить детей с синицей, с праздником «Синичкин день»

• учить отличать синиц от других видов птиц

• воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.

Материал и оборудование:

• ИКТ, аудиозаписи, карандаши, раскраски, предметные картинки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]