Организация самостоятельной деятельности старших дошкольников
К возрасту 5–6 лет происходят важные изменения в поведении и качестве мыслительных и физических действий детей. Это связано с формированием основных процессов нервной системы, развитием различных видов памяти и мыслительных способностей. При подготовке условий для самостоятельной деятельности и продумывании методов организации детской активности, воспитатель старшей группы учитывает возрастные особенности подопечных:
- У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Дети способны наблюдать за каким-либо объектом или процессом в течение длительного времени, создавать масштабные постройки из конструктора, собирать мозаику из значительного числа деталей.
- Дети способны к намеренному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и способы действий и воспроизводят их позже в самостоятельных занятиях: например, проводят опыты в уголке исследований или создают поделки в центре творчества.
- Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов. Становится возможным осознанное экспериментирование, самостоятельно спланированное и выполненное. Если ребёнок хочет провести опыт с веществами, он должен сначала проговорить воспитателю правила техники безопасности. Педагог наблюдает со стороны за самостоятельным экспериментированием детей в мини-лаборатории.
- Расширяются познавательные интересы, дети изучают отдалённые объекты: планеты, космические корабли, морские глубины, динозавров, на основе новой информации дети создают рисунки. Усложняется игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры строятся по обсуждаемым заранее правилам, среди участников распределяются роли.
- Мелкая моторика развита, дети работают и играют с мелкими предметами: собирают конструктор из небольших деталей, делают украшения из бусин и бисера.
- Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, игр и бесед, обсуждать интересующие их самих темы.
Старшие дошкольники умеют сотрудничать друг с другом во время исследовательской и игровой деятельности
Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) не называет самостоятельную деятельность детей как отдельную область обучения и большее внимание уделяет совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Формирование исследовательского типа мышления и создание положительной мотивации к творческому решению проблемных ситуаций создаёт прочную базу для успешного обучения в школе. Цель организации самостоятельной деятельности в детском саду — развитие в ребёнке независимого творца и исследователя.
Развитие навыка самостоятельного поиска информации — одна из целевых основ образования в ДОУ
Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе
- Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
- Совершенствование процессов саморегулирования: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха. В возрасте 5–6 лет активно развиваются процессы нервной системы: ребёнок обладает усидчивостью, положительно реагирует на советы и конструктивные замечания.
- Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости, стремление к выполнению задумок без помощи взрослых.
- Закрепление навыков самообслуживания. Выполнение действий по одеванию и раздеванию, соблюдению правил личной гигиены и чистоты помещения должно быть доведено до автоматизма.
- Развитие самостоятельности через выполнение трудовых поручений: дежурство по столовой, игровой зоне, спальне и т. д.
При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях. Принципы функционирования центров детской активности: доступность, безопасность, обогащение временными материалами (например, в центре познавательной активности можно организовать выставку ко Дню космонавтики, в уголке природы весной выставить ящики с луковицами гиацинтов или тюльпанов, дополнить игровую зону набором дорожных знаком во время изучения ПДД на занятиях НОД и прогулках).
Составление графика дежурств — приём формирования навыка самообслуживания через трудовые поручения
Формы организации предметно-пространственной среды
- Центр познавательно-исследовательской активности: центр науки, уголок знаний, опытная мастерская, лаборатория, экспериментариум. Оснащается подборкой энциклопедий и альбомов с познавательными иллюстрациями, схемами, карточками, макетами и фигурками объектов для изучения, материалами (в т. ч. природными) и инструментами для проведения опытов. Перед самостоятельным проведением какого-либо эксперимента в лаборатории воспитанники должны обращаться за разрешением к педагогу и проговаривать предварительно правила техники безопасности. К общественным праздникам и мероприятиям в детском саду устраиваются временные выставки в уголке исследовательской деятельности: «Бережём планету», «Тайны Солнечной системы», «Строение вулкана», «Как жили первобытные люди».
В центре познавательно-исследовательской деятельности воспитанники участвуют в поиске новых знаний
- Игровой центр: зоны с наборами игрушек и костюмами для сюжетно-ролевых игр («Регулировщик и водители», «Больница», «Продуктовый магазин», «Кухня»), центр развивающих игр (стеллажи с настольными и дидактическими играми, головоломками). Для закрепления и совершенствования навыков самообслуживания игровые уголки дополняются материалами по соответствующей тематике: одежда для игрушек с различными видами застёжек, предметы для разыгрывания проблемных ситуаций («Кто устроил на кухне беспорядок», «Кукла Катя, наведи порядок в шкафу», «Мишка собирается в детский садик»).
В игровой форме дети воспроизводят то новое, что они узнали во время занятий
- Спортивный уголок. Центр физической активности может быть оснащён специальным инвентарём: обручи, мячи разных размеров, скакалки, резиночка для прыжков, наборы для игры в городки, кегли.
Центр физической активности обеспечивает детей инвентарём для подвижных игр и упражнений
- Центр экологической деятельности: уголок природы, живой уголок, зимний сад, мини-огород (ящики с землёй на подоконнике для выращивания зелени и овощей). Воспитанники старшей группы самостоятельно проводят длительные наблюдения за ростом растений, занимаются трудовой деятельностью со знанием особенностей представителей растительного мира: осуществляют полив, увлажняют листья, рыхлят почву, следят за световым и температурным режимом в уголке природы.
Старшие дошкольники самостоятельно ухаживают за растениями в группе
- Центр искусства/художественно-эстетической деятельности: уголок искусства или народных промыслов (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле), театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, в т. ч. для оригами), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей — детских и праздничных песен, звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты — ксилофон, бубен, детский синтезатор, кастаньеты, балалайка и др.).
Инсценировка эпизодов любимых историй и импровизация в разыгрывании различных сюжетов — одна из форм самостоятельной деятельности дошкольников
- Центр психологического комфорта: уголок отдыха, зона тишины, волшебная комната (палатка, шатёр, гамак, диванчики, где дети могут отдохнуть и тихо пообщаться). Дети самостоятельно выбирают способы расслабления: рассматривание книжки, тихая игра с куклой, спокойная беседа друг с другом.
В группе необходимо организовать место, где ребёнок может побыть немного в тишине, расслабиться
Виды самостоятельной деятельности старших дошкольников: таблица
Вид самостоятельной деятельности | Формы реализации |
Исследовательская | В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. Старшие дошкольники проводят исследования осознанно. Они проводят наблюдения в уголке природы, центре науки, во время прогулки и проводят опыты в мини-лаборатории. Воспитатель всегда готов ответить на возникающие вопросы ребят. |
Игровая | Ребята самостоятельно разыгрывают сюжеты из сказок, мультфильмов или бытовые ситуации при помощи игрушек. К старшему дошкольному возрасту наблюдается разграничение в тематике игр у мальчиков и у девочек: мальчики играют в машины, солдатиков, роботов, строят из конструктора крепости и корабли, девочки предпочитают играть с куклами, посудкой, плюшевыми игрушками. Игровая деятельность детей часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям: «В магазине», «Дочки-матери», «Парикмахерская» или «Салон красоты», «Банк», «В кабинете доктора/стоматолога», «Регулировщик и пешеходы», «Игра в детский сад/школу». |
Художественно-речевая | В течение учебного года дети знакомятся с литературными произведения и учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывают сюжет. Самостоятельная художественно-речевая деятельность проявляется во время инсценировки сказок в театральном уголке, где есть декорации, костюмы, маски знакомых сказок. Воспитатель может побудить к действиям ребят, находящихся в игровой зоне, поставив в уголке набор для пальчикового или кукольного театра по мотивам изученной сказки. Способность художественного пересказа реализуется в беседах воспитанников друг с другом, когда хочется поделиться особенно понравившимся эпизодом художественного произведения. |
Двигательная | У старших дошкольников физическая активность реализуется в сюжетно-ролевых подвижных играх: «Белые медведи на льдине», «Мышеловка», «Зайцы и охотники», «Не оставайся на полу», «Казаки-разбойники», «Море волнуется — раз!» и др. Девочки учатся прыгать через скакалку и резиночку разнообразными способами. Мальчики любят играть в футбол. |
Художественная | Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов. Творческие работы детей отражают их представления о предметах. Овладевая техникой рисования карандашом и красками, лепки и аппликации, ребёнок начинает ощущать желание не просто показать, а сделать красиво. Дошкольники так любят рисовать в свободное время! У ребят старшей группы в рисунках появляется сюжет. Их рисунки — это видение объектов и ситуаций и отношение к ним одновременно. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно. В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ: нитки, бусины, пайетки, наклейки, природный и бросовый материал, пуговицы, камешки, ракушки, ленточки, открытки, блёстки. |
Трудовое воспитание | Лучший стимул к самостоятельной трудовой деятельности у дошкольников — пример перед глазами. Ребята охотно помогают воспитателю в уборке территории детского сада или помещения группы, ухаживают за посадками на площадке, зимой расчищают дорожки и скамейки от снега. Введения графика дежурств совершенствует умение ответственно подходить к поручениям старшим, стараться выполнить работу качественно. Наглядный материал в виде напечатанных алгоритмов на стене мотивирует ребят 5–6 лет самостоятельно справиться с задачей (расставить столовые приборы и посуду) и затем сравнить свои действия с заданной схемой, оценить результат — всё ли правильно выполнено. Старшие дошкольники любят помогать младшим: отвести из спортивного зала в группу, застегнуть одежду, вытереться и т. д. |
Экологическое воспитание | Бережное отношение к природе — ценное качество личности в современном мире. Детям нравится ухаживать за растениями в центре природы и на участке, кормить животных и птиц. |
Самообслуживание | Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания, культуре приёма пищи и правил поведения за обеденным столом. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого. В старшем дошкольном возрасте осуществляется закрепление навыка следить за своим внешним видом и порядком предметного окружения, следовать правилам гигиены. |
Игровая деятельность остаётся одним из ведущих видов активности в старшем дошкольном возрасте
Мотивирующее начало занятия
Самостоятельная деятельность детей проявляется в различных режимных моментах в течение дня: во время прибытия в сад утром, на прогулке, во время досуга во второй половине дня. Чтобы у ребят получалось при помощи фантазии и набора умений занять себя в свободное время в центрах занятости, педагогом должна быть достигнута результативность детской активности во время образовательных занятий. Взаимодействуя с воспитанниками, педагог методом прямого показа словесных инструкций формирует и развивает у подопечных способность выделять главное — вопрос или проблему. Та деятельность будет наиболее интересной и продуктивной, которая была направлена на достижение конкретного результата (изготовление поделки, экспериментирование, составление завершённого рассказа по картинкам, выполнение трудового поручения, проведение спортивной игры). Усвоив алгоритм действий и способы реализации, дети переносят отработанные с воспитателем формы деятельности в активность индивидуальную.
Важно не занимать время, отведённое под детские игры, другими видами деятельности. Игра у старших дошкольников по-прежнему остаётся способом закрепления практических навыков, снятия умственного перенапряжения, взаимодействия со сверстниками.
Игра для дошкольников не только развлечение, но и форма общения
Структура самостоятельной деятельности дошкольников состоит из трёх этапов:
- мотив,
- действие,
- результат.
Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Возникновение желания работать самостоятельно бывает разной природы: игровой, познавательной, волевой, социальной и эмоциональной. Создание дружеской и доверительной атмосферы — непременное условие успешной деятельности ребят. Воспитатель следит, чтобы перед началом и во время занятия каждый ребёнок находился в хорошем настроении. Социальная направленность мотивов к работе выражается в положительном отношении к коллективной деятельности, желании обсуждать изучаемое или создаваемое, способность прислушиваться к мнению и желаниям одногруппников. Под волевой мотивацией подразумевается направленность действий ребёнка к достижению конкретной цели, интерес к проявлению своих способностей. Игровой и познавательный мотивы часто возникают стихийно, однако педагог может инициировать эти виды мотивации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования.
Воспитатель прогнозирует при помощи мотивационного начала занятия независимую деятельность детей в играх
Мотивирующее начало занятия | Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников |
Изучение наглядного материала. Воспитатель рассматривает с ребятами макет земли в доисторические времена: на земле, в воде и в небе царствуют динозавры. Ребята называют отличия древних ящеров, определяют особенности строения (пластины, шипы, частичное оперение, мощные когти). | Поиск информации, расширение представлений о динозаврах в познавательном центре: рассматривание иллюстрированной энциклопедии. Игра с фигурками динозавров. |
Проведение беседы. — Ребята, что мы делаем перед тем, как садимся за обеденный стол? — Моем руки. — Для чего мы это делаем? — Чтобы смыть грязь, обезопасить себя от попадания микробов с немытых рук в организм во время приёма пищи. — Когда ещё в течение дня нужно мыть руки и умываться? — Утром после пробуждения, по возвращении с улицы, после работы с пачкающимися материалами или игрой с домашними животными, перед сном. | Игра с куклами и умывальником, стилизованным под Мойдодыр из стихотворения К. И. Чуковского. |
Проведение эксперимента. Воспитатель демонстрирует способность соли растворяться в воде. | Исследовательская деятельность в опытной лаборатории по расширению представлений о способности веществ растворяться в воде (сахар, пищевые красители, песок, глина). |
Сюрпризный момент. В группу приходит посылка от сказочного персонажа, в ней воспитанники находят набор для создания кукольного театра. | Инсценировка в игровой форме известных воспитанником сказок («Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса», «Лиса и волк»). |
Чтение стихотворений, загадок. Воспитатель загадывает детям загадки об игрушки и на каждый правильный ответ зачитывает соответствующее стихотворение А. Барто из цикла «Игрушки». | Активность в игровой зоне с художественно-речевой деятельностью. |
Привлечение к игре. Воспитатель показывает детям резиночку и спрашивает, какие они знают способы прыжков через неё и варианты игры («Олимпиада, мамина помада», «Путаница» и др.). Вместо резиночки можно предложить для игры скакалки. | Подвижные игры с резиночкой. |
Если предложить ребятам показать, как можно играть со знакомым предметом, они втягиваются в игру
Примеры самостоятельной деятельности в старшей группе детского сада
Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности старших дошкольников в различных режимных моментах.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»: видео
Старшая игра — свободная деятельность (подвижная игра): видео
Игровая деятельность по тематике ПДД: видео
Условия организации самостоятельной деятельности на прогулке: видео
Театрализованная деятельность: видео
Самостоятельная деятельность (дидактические игры): видео
Уголок уединения в старшей группе: видео
АЛГОРИТМЫ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПО ГРУППАМ
Методические рекомендации
Формирование навыков самообслуживающего труда тесно взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование. Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в продумывании последовательности и выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживающего труда у детей каждой возрастной группы.
НА ЗАМЕТКУ. Дидактические игры для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru
Занятие по самообслуживанию в старшей группе детского сада
У детей 5–6 лет хорошо развита мелкая моторика рук и координация движений. Они владеют навыком одевания и раздевания, помнят последовательность выполнения действий. Дети знакомы с правилами личной гигиены. Во время приёма пищи старшие дошкольники умело обращаются со столовыми приборами. В этом возрасте большее внимание следует уделять правилам поведения за столом, закреплению навыка следить за своим внешним видом, состоянием рабочего и спального места.
В старшем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Убери за собой посуду и приведи в порядок столик», «Пожалуйста, выверни налицо водолазку и повесь её сушиться», «Вова, у тебя развязался шнурок, присядь на скамейку и завяжи бантик», «Катя, перед танцевальным занятием надо собрать волосы резинкой/заплести косичку». Первые инструкции по самообслуживанию должны быть представлены наглядно, например, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме.
В старшей группе можно составить график дежурств с целью формирования у ребят умения накрывать на стол, следить за соблюдением порядка и чистоты в обеденной и игровой зонах, спальне, раздевалке. Положительные эмоции доставляет дежурство в уголке живой природы, где ребятам поручается следить за состоянием животных и растений, ухаживать за ними.
Ребята с удовольствием следят за растениями и животными, выполняют поручения по уходу за ними
Картотека тем по формированию навыков самообслуживания: таблица
Тема по самообслуживанию | Воспитательные и обучающие задачи | Приёмы самостоятельной деятельности детей |
«Приём пищи» | Закрепление навыков культурного приёма пищи, обращения со столовыми приборами. Воспитание чувства аккуратности: мусор относить в специально отведённое место, проверять чистоту стола по окончании еды. Добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой. | Игры с кукольной посудой и игрушками, дидактические игры на усвоение правил культурного приёма пищи, выполнение трудовых поручений во время дежурства. |
«Одевание и раздевание» | Обобщение и закрепление навыков последовательного одевания и раздевания, аккуратного развешивания и складывания снятых вещей. Совершенствование способности справляться с различными видами застёжек и шнурками. | Игры на мелкую моторику с застёжками, дидактические игры на запоминания алгоритма правильной последовательности действий при одевании/раздевании, игры с кукольной одеждой. |
«Правила личной гигиены» | Закрепление культурно-гигиенических навыков: пользование ванной и туалетной комнатами, умывальником, носовым платком. Закрепление навыков ухода за зубами (алгоритм чистки зубов, использование зубной нити). | Проведение бесед о важности соблюдения правил гигиены, необходимости следить за свои организмом, проведение игр-тренингов по типу «Научи малыша, как…». |
«Содержание в порядке обуви и одежды, спального места, рабочих инструментов и проч.» | Совершенствование навыка замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде (поправлять причёску, одежду, своевременно чистить обувь). Закрепление навыка заправлять постель, следить за чистотой и порядком на спальном месте. Воспитание бережного отношения к вещам: предметам одежды и обуви, аксессуарам, рабочим инструментам (карандаши, кисти, инвентарь для работы на улице), игрушкам, книгам. Привлечение к участию в генеральной уборке помещения. | Проведение игровых тренингов «Причёски», «Опиши, как одет товарищ», дидактических игр «Назови, что не так в облике персонажа», «Что находится не на своём месте», соревнований на самое аккуратное рабочее место/шкафчик. |
Старших дошкольников нужно научить добросовестно относиться к обязанностям дежурного
Конспект занятия по самообслуживанию в старшей группе на тему «Нам водичка добрый друг»: таблица
Цели | 1. Закрепить знания детей о правилах личной гигиены (уход за руками). 2. Закрепить знания о предметах ухода за кожей рук. 3. Закрепить знания об алгоритме мытья рук. 4. Познакомить детей с тремя «золотыми» правилами по уходу за руками: мыть руки после туалета, после прогулки, перед едой. 5. Активизировать и обогащать словарь детей за счёт использования потешек, стихов, слов: прозрачная, чистая, спокойная. 6. Закреплять навыки дифференциации ротового и носового дыхания (игра «Пора вставать»). 7. Развивать коммуникативные навыки. |
Предварительная работа | 1. Знакомство с предметами ухода за руками. 2. Внесение и рассматривание алгори и «Три «золотых» правила». 3. Наблюдения в природе за дождём, снегом. 4. Проведение опытов со снегом, опытов, подтверждающих потребность растений во влаге. 5. Работа по звукоподражанию: песенка водички — с-с-с, дождя — кап-кап-кап. 6. Проведение дыхательной гимнастики. 7. Заучивание потешек о воде. 8. Речевые игры: «Какая вода?», «Для чего нужна вода?». 9. Сенсорные игры на развитие термических ощущений: «Какая вода?». 10. Игры с водой: «Достань игрушку ложкой, ситечком», «Узнай, что это?» (с закрытыми глазами). 11. Чтение художественной литературы: В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Барто. «Девочка чумазая», К. Чуковский. «Мойдодыр». |
Материал | Предметы для мытья рук, ситечко, лопатка, лейка, ведёрко с водой, кукла, зайка и др. игрушки, алгори и «Три «золотых» правила». |
Ход мероприятия | Организационный момент. Воспитатель входит с детьми в группу. Дети садятся на стульчики («спят»). Игра «Пора вставать» Воспитатель (говорит шёпотом). — Мои детки, мои детки, Мои детки крепко спят. Мои детки, мои детки Потихонечку сопят. Вот так! Воспитатель делает шумный вдох носом, затем выдох ртом со звуком хо-о-о-о. Дети подражают. Воспитатель (громко). — Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Дети «просыпаются» и, встав на носки с поднятыми вверх руками, делают вдох. Затем, бросив руки вдоль туловища и опустившись на полную ступню, делают выдох. Воспитатель. — А, проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте! (протяжно) Дети. — Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте! (протяжно) Игра «Кто умеет чисто мыться?» Воспитатель. — Сегодня мы идём в гости к нашим игрушкам. Посмотрим, умеют ли они дружить с водичкой. Мы-то знаем, что … Нужно мыться непременно Утром, вечером и днём, Перед каждою едой, После сна и перед сном. Тук, тук, кто здесь живёт? (Кукла Сима!) У неряхи Симы Жить невыносимо: Ходит кукла Сима Вечно в грязном платье, На братишке Мишке Грязные штанишки, Тут чулок, а там башмак Разве можно так? — Детки, а кто из вас умеет умываться? Давайте покажем игрушкам как правильно умываться. Игра сопровождается движениями, указанными в тексте. Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? Это мы! Это мы! Это мы! Дети поднимают руки вверх. Кто не хочет быть грязнушкой Хорошенько моет ушки? Это мы! Это мы! Это мы! Дети поднимают руки вверх. Умываться мы умеем Мы мочалкой моем шею. Вот так! Вот так! И вот так! Дети изображают, как трут шею мочалкой. А потом помоем ловко Мы над тазиком головку. Вот так! Вот так! И вот так! Дети изображают, как моют голову. Чтобы чисто вымыть ножки, Мы помылим их немножко. Вот так! Вот так! И вот так! Дети изображают, как моют ноги. Мы помылись как большие, Вот мы чистые какие. Посмотри! Посмотри! Посмотри! Дети хлопают в ладоши. 4. Закрепление знаний детей о правилах личной гигиены. — А здесь кто живёт? (Зайка.) Да какой он беленький, да какой он чистенький, посмотрите: Зайка умывается — К деткам собирается: Вымыл носик, вымыл хвостик. Вымыл ухо, вытер сухо. — А теперь мы поучим Симу, как нужно умываться. Пусть берёт пример с зайчика. Сима, мой лицо и шейку Мылься мылом хорошенько, Воду ты не разливай, Сухо ручки вытирай. — Смотрите-ка, ребятки, наша Сима: Причесалась и умылась, Всем ребяткам поклонилась, Захотелось ей опять Веселиться и плясать. Ну, ребятки, выходите. Вместе с Симой попляшите. Исполнение детьми танца «Ай-да, малыши…». Игра «Найди нужные предметы». — Ребятки, найдите предметы, необходимые для мытья рук. Детям предлагаются на выбор следующие предметы: ситечко, лопатка, лейка, ведёрко с водой, полотенце, мыло. — Чтобы чистым быть всегда, Людям всем нужна вода! — Какая водичка в ведёрке? (Прозрачная, чистая, спокойная). — Ребята, что это? Белая пена Хлопьями летела, — Взяла в руки Мила Душистое… (мыло). — Детки, посмотрите какое душистое мыло. Для чего нам нужно мыло? — А это, что? Мягкое, пушистое, Чистое — чистое. О него руки вытираем И на место убираем. (Полотенце). — Для чего нам нужно полотенце? 7. Закрепление знаний детей об алгоритме мытья рук. — Ребятки, я предлагаю вам подружиться с водичкой — помыть ручки. — Где будем мыть ручки? (В умывальной комнате, под краном). Чтение «Умывальной песенки». Водичка серебристая Струится из-под крана. И мыло есть душистое, Как дома в нашей ванной. — Водичка серебристая, Ты как сюда попала? — Через луга росистые Я в детский сад бежала. — Водичка серебристая, Зачем ты к нам бежала? — Чтоб все вы были чистыми, Чтоб все у вас сверкало! А. Абелян — Детки, какая водичка льётся из-под крана? (Чистая, прозрачная, журчащая). — Как журчит водичка? Какую песенку она поёт? (С-с-с-с-с…) Чтение потешки во время мытья рук: Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Всем деткам улыбаемся! Чистая водичка Умоет Лёне личико, Лидочке — ладошки, Пальчики — Антошке! — Руки с мылом мы помыли. А вытереть их не забыли? — Чем будем вытирать ручки? (Пушистым, мягким полотенцем). Чтение потешки во время вытирания рук: Раз, два, три, четыре, пять! Ручки будем вытирать. Станут пальчики сухими — Вот такими, вот такими! — Молодцы, ребятки! Ручки ваши чистые – Значит, всё в порядке! 8. Игра малой подвижности «Хоровод». Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог вместе с детьми начинает движение по кругу одновременно читая текст. За руки друзей возьмём, Хоровод наш заведём. Мы старались, умывались, Вытирались, причесались. А сейчас нас ждёт обед: Борщ, компот и винегрет. Теперь каждый ляжет спать На уютную кровать. Дети останавливаются, кладут руки под щёчку, ладонь на ладонь («засыпают»). 9. Итог занятия. — Молодцы, ребятки! Я очень рада за вас, что вы столько полезного знаете. Придёте вечером домой расскажите мамам и папам о добром друге — водичке, не забудьте показать, как вы умеете чисто мыть и вытирать ручки. |
Алгоритмы последовательности действий по самообслуживанию должны висеть в туалетной комнате, спальне, раздевалке, столовой
Временной план занятия по самообслуживанию: таблица
Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в старшей группе составляет не более 20 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости.
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало | Развитие мыслительных способностей | Двигательная активность | Самостоятельная деятельность | Подведение итогов |
«Петрушка не умеет убираться» | 1 минута | Создание проблемной ситуации. В группу приходит персонаж Петрушка и сообщает, что его отстранили от занятий в художественном кружке, потому что он не следил за своим рабочим местом. Петрушка просит помощи у ребят. 2–3 минуты | Беседа о важности поддержания чистоты. 3 минуты | Подвижная игра «Петрушка на скамейке». 4 минуты | Наведение порядка в художественной мастерской. 10–12 минут | 2 минуты |
«В человеке всё должно быть прекрасно» | 2 минуты | Сюрпризный момент. В группу по почте приходит посылка от директора кукольного театра. В коробку он сложил кукол, чтобы ребята помогли ему привести их внешний вид в порядок. 3 минуты | Беседа о внешнем виде человека, когда облик притягивает взгляд, а когда отталкивает. 4 минуты | Пальчиковая гимнастика про кукол. 3 минуты | Игровая деятельность по переодеванию и причёсыванию кукол. 10–12 минут | 2 минуты |
Независимость проявляется старшим дошкольником во всех областях образовательного процесса. Задача педагога состоит в предельной внимательности за деятельностью воспитанников, выявлении трудностей в самостоятельной работе и своевременной коррекции. Наличие положительной мотивации к выполнению исследований, проведению игр и созданию поделок без помощи взрослого — важная составляющая личности будущего первоклассника.
ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ
1-я младшая группа
1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.
2. Подчеркивать значимость результатов их труда.
3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.
4. Приобщать детей к самообслуживанию
2-я младшая группа
Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Средняя группа
1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).
4. Разъяснять детям значимость их труда.
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Старшая группа
1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).
4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
7. Учить доводить начатое дело до конца.
8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.
Подготовительная группа
1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
3. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
4. Формировать потребность трудиться.
5. Воспитывать любовь к труду.
6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.
Методический комментарий
Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.
В старшей группе добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе
НА ЗАМЕТКУ. Игрушки ролевые для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru