Конспект НОД в средней группе по теме «Подарки осени — овощи и фрукты»
Конспект НОД в средней группе
«Подарки осени — овощи и фрукты»
Образовательная область «Коммуникация».
Цель:
Закрепить у детей знание понятий: «овощи», «фрукты».
Задачи:
1. Закрепить знания детей о признаках осени.
2. Приобщать детей к здоровому образу жизни. Формировать представление о том, что овощи и фрукты содержат в себе витамины, и употребление их в пищу полезно для здоровья.
3. Упражнять в количественном счете в пределах 3, сравнивать две группы предметов.
4. Закрепить знание геометрических фигур: круг, прямоугольник, треугольник.
Оборудование:
1. Конверт с письмом;
2. Корзинка с овощами и фруктами, вазочка, тарелка;
3. Игрушка (кукла)
;
4. Листы с рисунком вазы и тарелки, карандаши.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение.
«Ветерок подметает дорожки
И кружит золотую листву
Что случилась в природе ребята?
Подскажите мне я не пойму».
Правильно, это наступила осень. Ребята, скажите по каким признакам можно определить, что наступила осень? Что происходит в природе осенью? (Ответы детей: На улице идут дожди, стало холодно, дует холодный ветер, листочки желтеют и опадают, солнышко светит, но не греет, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, люди собирают урожай и заготавливают овощи и фрукты на зиму).
Молодцы ребята, вы перечислили много признаков осени. Скажите, дети, какие осенние месяцы вы знаете? Давайте вспомним и назовём каждый месяц
. (Ответы детей, повторяют все вместе: сентябрь, октябрь, ноябрь)
. Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя.
(Дети здороваются с куклой)
. Катенька, что это у тебя в руках?
Кукла: Ребята, мне пришло по почте письмо, а читать я ещё не умею. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем Кате? (Читает письмо).
«Здравствуй, внучка Катенька! Ждём тебя в гости. Нам очень нужна твоя помощь в сборе урожая. Твои бабушка и дедушка». Ребята, дедушка и бабушка Кати живут в деревне. А у вас есть дедушки и бабушки? Где они живут?
(ответы детей)
Какие овощи вы знаете?
(ответы детей)
.
(Презентация «Овощи и фрукты» Слайд 2)
. А какие фрукты?
(ответы детей)
.
(Презентация «Овощи и фрукты» Слайд 3)
. Где растут овощи?
(огород)
. А фрукты?
(сад)(Презентация «Овощи и фрукты» Слайд 4)
.
Давайте вспомним, почему необходимо есть овощи и фрукты? (ответы детей)
.
Кукла: Ребята, я поняла. Чтобы быть здоровой надо кушать овощи и фрукты. Я очень люблю салаты и сок.
Воспитатель: Ребята, у нас есть корзинка с овощами и фруктами. Давайте в тарелочку выложим овощи для приготовления салата, а в вазочку – фрукты для сока. (Дети выполняют задание)
. Расскажите, какие овощи лежат на тарелке.
(Ответы детей)
. А какие фрукты лежат в вазочке?
(Ответы детей)
. Посмотрите, на какие геометрические фигуры похожи наши овощи и фрукты?
(Ответы детей)
.
(Презентация «Овощи и фрукты» Слайд 6)
.
Ребята, а что ещё можно приготовить из фруктов? (варенье, компот).
(Презентация «Овощи и фрукты» Слайд 7)
.
Кукла: Спасибо, ребята! Теперь я знаю, как различить овощи и фрукты и смогу сделать овощной салат и сварить фруктовый компот! А давайте поиграем в игру «Во саду ли, в огороде»
.
Физкуль.
Воспитатель: Катенька, а наши дети могут не только разложить овощи и фрукты, но и сосчитать их. Хочешь узнать, сколько овощей на тарелке?
— Дети, сосчитайте, сколько овощей на тарелке. (Ответы детей)
.
— Сколько фруктов в вазе? (Ответы детей)
.
— Чего больше? Чего меньше? (Ответы детей)
.
— Как сделать, чтобы овощей и фруктов стало поровну? (Ответы детей)
.
Кукла: Молодцы, ребята, теперь и я научилась считать.
Воспитатель: А чтобы ты, Катя, ничего не забыла, ребята для тебя нарисуют овощи на тарелочке, а фрукты в вазе.
Дети выбирают, что будут рисовать овощи или фрукты. Дети рисуют и дарят рисунки Кате.
Кукла: Спасибо, ребята! Теперь я смогу помочь дедушке и бабушке. А чтобы вы росли здоровыми и крепкими, я хочу угостить вас фруктовым соком, потому что в нем много витаминов.
Дети пьют сок, благодарят Катю.
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали? Чем вы помогли Кате?
Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Фруктовый сад»
Цель: Формировать представления детей о фруктах.
Задачи:
- Закреплять умение детей классифицировать предметы по теме « Фрукты»;
- Развивать зрительное внимание и восприятие;
- Развивать связную речь детей, логическое мышление;
- Развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор;
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Способы:
- Словесный (вопросы к детям, объяснение заданий, загадки о фруктах, стих о фруктах)
- Сюрпризный момент (письмо от садовника)
- Наглядный (мультимедийная презентация, карточки с изображением фруктов)
- Пластические этюды «Что умеет садовник»
- Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»
- Физкуль.
- Игра «Определи по запаху»
- Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»
- Самомассаж ладоней «Слива»
- Дидактическая игра «Что здесь лишнее?»
- Дидактическая игра «Что напутал художник?»
Средства:
- мультимедийное оборудование;
- мультимедийная презентация;
- аудиозапись Е., С. Железновы «Автобус»
- письмо
- картинки с изображением фруктов
- мешочки с кусочками фруктов (апельсин, яблоко, банан, виноград)
- мяч
- массажные мячики
- корзина с яблоками
- костюм садовника (для воспитателя)
Предварительная работа: рассматривание альбома «Фрукты» и муляжей фруктов; лепка «Поспели яблочки в саду», рисование «Фруктовая корзина»; чтение художественной литературы: стихотворение «Яблонька» Н. Забила , «Поспели яблоки у нас…» С. Ильина, «Арбуз» З. Александрова, «Фрукты» Г. Давыдова, В. Сутеев «Мешок яблок», Л.Толстой «Косточка», беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты»; дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Что лишнее? », «Собери картинку»; сюжетно-ролевые игры «Фруктовый ларек», «Готовим обед»; подвижные игры «В огороде пугало, пугало стоит», «Съедобное- несъедобное», пальчиковые игры «Апельсин», «Фруктовая ладошка».
Ход занятия.
Мотивация. Стук в дверь. Почтальон передает письмо. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то прислал нам письмо. Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам садовник Иван Иванович. Мне нужна ваша помощь: собрать урожай в саду. Жду вас в гости.» Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь садовнику собрать урожай? Дети: да. Воспитатель:А на чем мы поедем? Быстрее всего мы с вами сможем добраться на автобусе. (Предлагает импровизированный автобус построить из стульев) Воспитатель: Садитесь, ребята, в автобус, поедем быстрее. ( Звучит музыка Е., С. Железновы «Автобус». Дети садятся на стульчики и имитируют поездку на автобусе.) Воспитатель: Вот мы и приехали! Садовник: Здравствуйте! Я так рад, что вы приехали ко мне в гости! Ребята, а вы знаете, кто такой садовник? Ответы детей. Садовник: Сейчас я попрошу вас показать, чем же занимается садовник в своем саду? Я вам буду говорить задания, а вы попробуете их изобразить. Готовы?
Пластические этюды « Что умеет садовник».
Дети изображают движениями действия, которые называет садовник:
- копают ямки
- сажают плодовые деревья
- поливают цветы, кустарники
- делают обрезку веток
- опрыскивают деревья и т.д.
Садовник: Как здорово у вас получается! А вы любите трудиться? Сегодня я приготовил для вас много интересных игр и заданий.
-Я хочу пригласить вас в мой сад. -А вы знаете, что растет в саду?
Дети: Фрукты. Садовник: Верно. Сейчас я проверю, какие фрукты вы знаете. Я буду вам читать загадки, а вы слушаете их, но не называете отгадку вслух, а показываете глазами на картинку-отгадку. ( В разных частях групповой комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов).
Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»
Этот плод продолговатый Витаминами богатый. Его варят, его сушат, Называется он … (Груша)
Само с кулачок, Круглый бочок. Тронешь пальцем – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы)
Желтый-желтый, Длинный, гладкий. А очистишь – Сладкий-сладкий. Он нам жарким югом дан, И зовут его… (Банан)
Хоть и кислый он, В чай положим мы… (Лимон)
Он с оранжевою кожей, Что на солнышко похожа. А под кожей – дольки, Посчитаем, сколько? Дольку каждому дадим, Всё по долечке съедим. (Апельсин)
Среди листьев изумрудных Зреет много гроздей чудных. Они из ягод состоят, У них чудесный аромат, И мы зовем их… (Виноград)
Садовник: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А теперь давайте собирать урожай!
Физкуль.
Дети идут по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом. Мы сегодня в сад пойдем, Фрукты разные найдем (дети шагают на месте). Раз, два, три, четыре, пять, Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши) Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке), Виноград и апельсины. Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева). Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх) На носочки поднимись (встают на цыпочки) И до ветки дотянись (поднимают руки вверх), Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню), Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками). Садовник: Вот какой мы собрали урожай! Теперь давайте присядем и немного отдохнем. (Дети садятся на коврик.) Садовник: Ребята, а вы любите фрукты? У меня есть волшебные мешочки, где живут запахи фруктов. Попробуйте определить, запах какого фрукта находится в мешочке.
Игра «Определи по запаху».
Садовник по очереди подносит к ребятам мешочки с кусочками фруктов (апельсин, яблоко, банан, виноград). Дети нюхают и по запаху определяют содержимое мешочка. Садовник: Молодцы! Здорово у вас получается! А что можно приготовить из фруктов? Дети: компот, варенье, сок, фруктовый йогурт, салат, начинки для пирогов. Садовник: Верно. А теперь я предлагаю вам вспомнить, какое варенье получается из разных фруктов.
Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов». ( с мячом)
Садовник по очереди кидает детям мяч и задает вопрос. Дети ловят мяч и отвечают. Садовник: Из яблок варят … какое варенье? Дети: Яблочное. Садовник: Из груш варят … какое варенье? Дети: Грушевое. Садовник: Из апельсинов варят … какое варенье? Дети: Апельсиновое. Садовник: Из персиков варят … какое варенье? Дети: Персиковое. Садовник: Из вишни варят … какое варенье? Дети: Вишневое. Садовник: Из слив варят … какое варенье? Дети: Сливовое. Садовник: А у меня в корзине как раз много сливы, давайте с ней поиграем!
Игра с массажными мячиками «Слива» (самомассаж ладоней)
Детям раздаются массажные мячики, которыми они выполняют движения в соответствии с текстом. Сливу я держу в руке, (Положить массажный мячик на правую ладошку.) Зажимаю в кулаке. (Крепко сжать его.) Отпускаю, разжимаю (Раскрыть ладонь.) И ладошками катаю. (Катать между ладонями.) Садовник: Ребята, я решил сегодня вечером приготовить фруктовый салат и сварить компот. Посмотрите, верные ли я выбрал продукты.
Дидактическая игра «Что здесь лишнее?»
Дети смотрят на картинки (слайды) и находят лишнюю, объясняют свой выбор.
- Фруктовый салат: яблоко, банан, огурец, апельсин, виноград.
- Компот: слива, груша, вишня, морковь, персик.
Садовник: Молодцы, ребята! Все задания выполнили верно. За помощь в уборке урожая я дарю вам корзину яблок. ( Садовник выносит корзину с яблоками).
Знают взрослые и дети: Есть полезно фрукты эти! Вы к столу их подадите, Фрукты свежими съедите.
Дети: Спасибо Иван Иванович! До свидания! Воспитатель: Садитесь, ребята, в автобус, поедем в детский сад. ( Звучит музыка — Е., С. Железновы «Автобус». Дети садятся на стульчики и имитируют поездку на автобусе.) Воспитатель: Ребята, понравилось вам в гостях у садовника? Какие фрукты вы там увидели? Что вы запомнили? О чём вы расскажете своим друзьям, родителям? Какое у вас настроение? Ответы детей. Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вы все сегодня замечательно потрудились. Молодцы! А теперь пора угощаться яблоками от садовника Ивана Ивановича!