Как же разнообразен мир искусства! Он не имеет границ и щедро принимает любые идеи, превращая их в отдельное направление творчества. Одним из них является монотипия – техника рисования, которая объединила в себе печатную графику и живопись, но при этом не является гравюрой.
Художник наносит изображение кистью на плоскую металлическую поверхность, с которой рисунок отпечатывается на влажную бумагу под давлением офортного станка. Такой рисунок является уникальным, т.к. его тиражирование невозможно: с плоской формы можно получить только один качественный оттиск.
В этой статье мы расскажем, откуда берет свои корни этот вид искусства, какие разновидности монотипии бывают и как научиться такой технике рисования самостоятельно. Добро пожаловать в мир монотипии!
История появления монотипии
Монотипия в переводе с греческого языка дословно означает «один отпечаток», но, судя по историческим данным, зародилась она далеко не в Греции: первые оттиски гравюры без черного контура появились в 11 веке в Китае. Это были простейшие виды монотипии.
Долгое время монотипия была дополнительным приемом к основным графическим техникам. Первый цветной оттиск сделал голландский художник Геркулес Сегерс: гравюры на металле (офорт) он закрашивал цветными красками. Так получались уникальные эстампы, что послужило началом развития данного вида искусства.
Такую технику изображения рисунка перенял и усовершенствовал итальянский художник и график Джованни Бенедетто Кастильоне. Именно ему приписывается изобретение монотипии. Кастильоне закрашивал пластину чернилами и после полного высыхания краски острым предметом вырезал изображение и отпечатывал его на бумаге.
«Сотворение Адама» – один из самых известных монотипов итальянского живописца. На картине белыми угловатыми штрихами изображен Бог, выходящий из облака. А во тьме тонкими текучими линиями изображен Адам. Этот шедевр создан при помощи черных чернил, пластины и тупого инструмента (палка или ручка кисти) [Art Institute Chicago, 2020]:
Более чем через сто лет английский художник, гравер, поэт Уильям Блейк внес свой вклад в развитие монотипии: он наносил рисунок лаком на медную доску. Пустые от лака участки он заливал кислотой, таким образом контур рисунка выступал над гладким фоном. Далее Блейк переносил рисунок отпечатком на доску. Так появилась цинкография – выпуклый офорт.
Несмотря на все художественные эксперименты, монотипия стала выделяться в отдельное направление только в 19 веке благодаря Эдгару Дега, французскому художнику. Им было создано множество работ в этой технике. Дега любил экспериментировать: он впервые использовал в монотипии прозрачную доску, с помощью нее было проще контролировать рабочий процесс.
Художник выпускал пособия по монотипии, представлял свои работы на выставках, круг увлекающихся монотипией стал постепенно расширяться [Н. Кузнецов, 2010].
В России родоначальником монотипии считается Елизавета Кругликова. Находясь в Париже около 25 лет, она создала около пятисот оттисков на разные тематики. Самой большой серией работ, сделанной в технике монотипия, является серия «Цветы», она включает в себя более ста оттисков [П. Корнилов, 1969].
В 20 веке особое значение в искусстве начали занимать цвет и используемый материал. Так, Юрий Великанов, ученик Елизаветы Кругликовой, создал монотипии, посвященные возведению электростанции на реке Свирь.
Особенную популярность монотипия завоевала в 1930-е годы. Анатолий Суворов при помощи этой техники создал иллюстрации к повести Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты»:
Ада Рыбачук, художница из Украины, попав в 1950 году на Север, была поражена красотой природы, что послужило стимулом для вдохновения и написания картин техникой монотипия. Она создала иллюстрации к сказке «Маленький Уняны»:
Художники 20 века экспериментировали в творчестве, работали с цветными красками и находили нестандартные методы исполнения монотипии. Вадим Фролов, гравер, применял в своих работах отходы от металлического производства, а Валерий Мишин, художник из Петербурга, для создания оттисков использовал реальные предметы: растения, пуговицы, иглы, кнопки и т.д. Так появился монопринт.
Михаил Тарханов, график, дизайнер, разливал масляные краски по воде и после сверху накладывал лист бумаги. При помощи акварели, туши, карандаша он дорисовывал недостающие образы на высохшем полотне. Так появилось новое направление монотипии – акватипия.
Еще один оригинальный способ нанесения рисунка придумал Геннадий Трошков: он накладывал краски на стекло или литографский камень, а потом переносил эту краску на бумагу с помощью мягкого валика.
Как видите, с момента появления монотипии этот вид творчества претерпел значительные изменения. Художники применяли различные методы нанесения рисунка, что привело к появлению новых направлений в технике монотипия. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее в следующем разделе.
LiveInternetLiveInternet
https://podg-kursy.ru/index.php/2012-06-28-06-00-25
История создания печатной техники монотипия
Монотипия — уникальная печатная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Джованни Бенедетто Кастильоне (1609-1664)Джованни Бенедетто Кастильоне(итал. Giovanni Benedetto Castiglione; 1607, Генуя — 1665, Мантуя) — итальянский художник и гравёр, представитель генуэзской школы. [править] Учился у Ван Дейка, Рубенса, Бернардо Строцци и Доменико Фетти. Впервые применил технику монотипии. Маcтерство гравёра снискало Кастильоне славу второго Рембрандта. Основные темы картин художника — библейские сюжеты.[/td]
Монотипия (от моно… и греч. — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).
Техника монотипии заключается в нанесении красок при помощи кисти на идеально гладкую поверхность печатной формы (стекло, оргстекло, пластик, пластина металлическая) с последующим печатанием на станке или в ручную под давлением рук, валика; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и неповторимым. Хотя бывают зачастую ситуации при работе над созданием оттиска с пластины, добиться еще больше эффекта красоты в рисунке, чем от первого оттиска.
В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!
Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» — один и греч. — отпечаток, оттиск, касание, образ…) — вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание…… наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием! Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер… Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе… Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в. |
При создании отпечатка (оттиска) монотипии на поверхность напосят краску. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный спонтанный характер. Художник после печати, осуществляет отбор тех оттисков, которые ему понравились или удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.
Материалы и инструменты.
Материалы: Стекло или пластик, резиновый валик или скалка, газеты, бумага, маслянная краска, шпатель, эскиз рисунка, скипидар (разбавитель№4), чистая тряпка.
Краски. По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.
Краска наносится на поверхность также различными инструментами: валик, рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову.
Офортный станок | Литографский печатный станок |
Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.
Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки…
Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.
Cтилистические направления в монотипии
(печатная графика)
Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия»
Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
Существуют еще несколько способов или приемов созданий фрактальной монотипии.
Первый этап | Второй этап | Третий этап | Четвертый этап | Пятый этап |
Шестой этап | Седьмой этап | Восьмой этап | Цветная монотипия | Черно-белая монотипия |
Первый этап:
Для работы нам понадобится материал: — бумага белая или тонированная можно использовать разные сорта бумаги — краски: гуашь, акварель, темпера, акрил — ванночка для мыльного раствора — мыльный раствор — кисти для акварели (беличья кисть), либо гуашь (щетина) — тряпочка, для вытирания с кистей краски и с поверхности — оргстекло либо стекло обычное — баночка с чистой водой — палитра для смешения цветов
Второй этап:
Далее мы подготавливаем линеарный или тоновой эскиз (рисунок) для работы. Подкладываем рисунок под оргстекло. И мы с вами можем приступать к работе в цвете.
Третий этап:
Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию. Чаще меняйте воду в баночке с водой. Самое главное в работе не забывайте, что когда вы берете цвет, намешанный, то отпускайте его в баночку с мыльным раствором, так как мыльный раствор не дает быстро высыхать краски, которую вы нанесли на поверхность оргстекла.
Важно знать и учитывать при работе с красками их особенность (свойства). Если вы гуашью работайте, то старайтесь выполнять работу быстрее, так как краска быстро высыхает и может получиться, так что вы нарисовали красками, а работа уже высохла. Если вы работайте акварельными красками, то акварель любит много воды, то в нашем случае акварельный раствор должен содержать насыщенные краски и иметь немного воды в своем составе. Чрезмерное количество воды в цвете может плохо сказаться на работе (будет выглядеть большой лужей при печати).
Четвертый этап:
После того как выполнили эскиз в цвете то мы берем лист бумаги. Заостряю ваше внимание, что лист бумаги необходимо брать двумя руками за уголки листа. Для чего мы так делаем, спросите? Для того чтобы лист не помять, не сломать, не запачкать руками и ровно положить на поверхность оргстекла соединив формат листа с эскизом рисунка.
Пятый этап:
Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, ладонями рук, немного поглаживая, придавливая там, где у нас нарисован рисунок. Старайтесь не давить, изо всех сил это нужно делать, легко почувствовав на ладонях, что у вас постепенно переводится на лист бумаги ваш рисунок.
Шестой этап:
Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла (поверхности). Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.
Седьмой этап:
Затем полученный оттиск необходимо повесить сушить для того, чтобы не испачкается в краске и не испортить работу. Высохший оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.
Второй способ.
Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!
Первый этап: Необходимо подготовить рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало для работы. Наносим при помощи шпателя на поверхность металлической пластины типографскую краску черного цвета (если нет типографской краски то можно воспользоваться обычной масляной краской «сажа газовая»).Затем наносим краску так, чтобы раскатать валиком по всей поверхности плоскости. | Второй этап: Раскатываем типографскую краску валиком так, чтобы у нас была покрыта вся поверхность пластины ровным слоем. Следите за тем, чтобы у вас на пластине не было много краски. Слой краски должен быть тонким и ровным. Если наберете много краски на пластину, то произойдет залипание краски на рисунке и бумаге, а это не желательно в нашем случае. | Третий этап: После того, когда вы покрыли пластину ровным слоем краски необходимо под пластину положить чистую бумагу (газету). Почему мы это делаем? Для того, когда мы раскатывали краску на пластине, мы запачкали бумагу вокруг работы, следовательно, чтобы нам не запачкать одежду и руки в ходе работы над рисунком мы привели рабочее место опять в чистоту. Помните от того, как у вас будет организованно рабочее место, оттого зависит качество работы и аккуратность исполнения. | Четвертый этап: Подготавливается бумага для печати. Бумага используется плотная, либо используют обычный ватман, акварельный лист или картон не слишком толстый. Плотную бумагу мы смачивает под водой так, чтобы она у нас была влажная с двух сторон и кладем ее, сушится под пресс. Проложите с двух сторон лист сырой бумаги либо бумагой, которую вы используете или в картонную папку и придавите чем -то тяжелым грузом. Бумага для печати должна быть приготовлена правильно, быть чуть влажной. Тогда такая бумага не будет прилипать к краске и форме. | Пятый этап: Лист бумаги нужно взять так, чтобы он у вас не сломался, не перегнулся. Берут лист бумаги правильно, аккуратно за уголки или специальными щипчиками. Затем осторожно подносят к форме и кладут так, чтобы попасть под размер пластины. Ни в коем случае не следует поправлять лист бумаги, если вы не правильно положили его на форму. Лучше снимите его и заново положите. |
Шестой этап: Мы берем в руки карандаш и начинаем рисовать задуманный образ. Либо можно заранее подготовить рисунок нарисовать его на бумагу и только затем нанести его на форму. Формой я называю пластина, на которой нанесена краска. Вы можете использовать при нанесение рисунка различные приспособления, такие как циркуль, пальцы рук (нанесение полутеней), иголку, гвоздь, ручка шариковая (гелиевая), ноготь и прочие материалы. | Седьмой этап: В ходе работы вы можете подсматривать и следить за процессом. Только делать это необходимо аккуратно, отгибая уголок листа так, чтобы у вас не сместился рисунок или не запачкался. Посмотрели, если что-то не хватает в рисунке, то можно с легкостью подправить, уточнить, задать необходимые эффекты, контрасты. | Восьмой этап: Перед тем, как снять рисунок с формы, посмотрите еще раз уточнения в рисунке, может вы, что-то забыли нарисовать. Если вы готовы посмотреть что у вас, в конце концов получилось, тогда мы аккуратно берем за уголок листа и медленным движением руки снимаем с пластины и любуемся за результатом. Далее оттиск, полученный в ходе печати необходимо повесить на просушку, так как краска типографская или маслянная сохнет в течение суток. | Девятый этап: Не спешите расставаться с формой на которой вы рисовали. Можно двумя путями пойти первый, когда можно закатать пластину заново краской , а может вы и захочет сменить черный цвет на цветной пожалуйста. Либо второй вариант, сделать негативный вариант с вашим полученным рисунком на пластине, для этого нам понадобиться офортный печатный станок (соглашусь, что дома не у всех найдется — прим. автора). Берем форму с нашим продавленным рисунком, кладем на поверхность станка, накрываем бумагой, а затем войлоком и прокатываем один раз. Перед этим надо проверить давление в станке — закрутить кое-какие гайки потуже. | Десятый этап: Полученный оттиск с формы следует немедленно повесить сушиться, так как краска не высохла на бумаге вы можете, показывая запачкать рисунок и тогда ваша работа пойдет на с марку. Подвесьте так оттиск, чтобы он не кому не мешал в ходе дальнейшей работы. Удачи вам в работе! |
Третий способ.
Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.
Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.
Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит
Четвертый способ.
Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим. Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.
Первый этап: Для работы нам понадобится следующий материал: — бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги — типографские или масленые краски, — ванночка для воды — растворители красок: скипидар или бензин — щетинная кисть — тряпочка, для вытирания с кистей краски — палитра для смешения цветов | Второй этап: Перед началом работы убедитесь в том, что вами подготовлен весь материал для работы. Выдавите краски на палитру, где вы будете смешивать их. Используйте те цвета, которые вам необходимы для создания красочного эффекта на воде. Достаточно взять несколько цветов, к примеру, основные. На этом этапе у вас должна быть заготовлена бумага для оттисков. | Третий этап: Далее мы приступаем к работе. Намешиваем нужный цвет на палитре и в качестве воды используем скипидар (растворители для масляных красок) стараемся больше брать растворителя на кисть, чтобы вся краска стекла с кисти на воду и вы увидите потрясающий эффект на воде. Капелька краски растеклась на поверхности воды. Мы намешиваем еще цвет и так же опускаем в воду и видим еще одно расплытие цвета и продолжаем до тех пор пока не наберем нужного эффекта. | Продолжаем удивляться игрой цвета и наблюдаем за изменениями на воде. Так же можно применить и брызги на воде, только делать их нужно аккуратно, чтобы не забрызгать стол и одежду. | Вся работа над созданием красочных шедевров монотипии, должна проходить в специальных помещениях (мастерских). Так как, растворители в домашних условиях это не приемлемо (запах и никакой вентиляции) можно получить отравление. |
Четвертый этап: Обращаю ваше внимание на то, как создается красочный эффект на листе бумаги. Вы видите перед собой красочную игру цветов на воде, берем бумагу и плавно прикладываем на поверхность воды и делаем следующие движения с начало один угол по часовой стрелке , а затем против часовой стрелки и плавно снимаем с поверхности лист бумаги и наблюдаем, любуемся полученным эффектом. | Создаются удивительные образы, неповторимые, как в калейдоскопе. | На этом снимке представлен процесс прикладывания бумаги к поверхности воды и вы видите, как окрашивается в удивительный рисунок (порой фактуру) бумага. Примечательно то, что эта техника монотипии позволяет сделать множество оттисков и все они будут уникальны и неповторимы. | Пятый этап: Полученный оттиск положите на просушку желательно под пресс, чтобы бумага не скрючилась. | Шестой этап: Когда у вас высохла работа, вы можете оставить полученный эффект, а можете что-то дополнительно нарисовать, сочетая полученную фактуру с вашим рисунком. |
Пятый способ Способы извлечения монотипии из пространства.
Пишете художественное произведение маслянными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.
Первый этап: Для работы нам понадобится следующий материал: — бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги — масленые краски, гуащь или акварель, — баночка для воды — щетинная кисть — тряпочка, для вытирания с кистей краски — палитра для смешения цветов | В чем заключается следующий прием техники монотипии. Когда мы с вами берем за основание форму, например: картон, пластина, холст, рифленая бумага и прочие поверхности, с которых можно получить потрясающий эффект (фактуры с поверхности). В чем заключается принцип работы? Мы наносим красками на поверхность шершавого картона или холста рисунок в цвете и накладываем лист влажной бумаги поверх красочного рисунка и немного прижимаем к поверхности и получаем нежный акварельный оттиск, который можно будет сверху доработать различными художественными материалами. | Перед вами представлен оттиск, выполненный вначале на картоне, а затем напечатанный на влажный лист акварельного листа. В чем достоинство этой техники монотипии в том, что оттиск полученный таким путем получается нежным, акварельным, волшебным, загадочным и непредсказуемым как будто с рисунком творит сама природа. | На этом снимке представлен сам процесс нанесения красочного рисунка на поверхность картона. В качестве материала использованы краски гуашь. Можно использовать и масляные краски разбавленные льняным маслом. | Важно в работы использовать чистые открытые цвета. Работу ведите быстро и аккуратно. Вокруг себя недолжно ничего мешать работе. По окончанию работы, нужно убрать за собой рабочее место и полученный оттиск просушить. Желаю Вам творческих эксперементов! |
Шестой способ — смешанная техника.
Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель маслянная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее……… Способы извлечения монотипии из пространства.
Ну и еще раз хотелось бы сказать — что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!
Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений!
Удачи и новых открытий!
Минеев Иван Александрович.
правополушарное рисование интуитивная живопись, курсы рисунка и живописи для всех желающих, курсы рисования для взрослых, курсы для художников, обучение масляной живописи,уроки рисованя пастелью,основы рисунка модели одежды, рисунок карандашом портреты для начинающих
Главная
ll О нас ll Услуги и цены ll Учебные заведения ll Новости ll Отзывы ll Контакты ll Интересноеll Совет художника
_____________________________________________________________________
Подготовительные курсы рисунка и живописи приглашают всех, кто хочет получить художественное образование или просто
научиться рисовать!
Обучение живописи, курсы живописи, уроки живописи, преподаватели живописи, рисование, художественная школа, художники обучение, художественное образование, курсы художников, курсы рисования, курсы рисунка, обучение рисованию, обучение рисунку, уроки рисования, уроки рисунка.
Рисование это и ваше призвание!
Адрес: Индекс 192289, Санкт-Петербург, Ближайшее метро «Спасская», «Сенная площадь», «Садовая» Вознесенский проспект, д.36 (вход в арку)
Тел
Виды монотипии
Монотипия – многогранный вид искусства. Авторы используют различные технические приемы, которые помогают наиболее точно передать идею художника.
Существует несколько критериев, которые разделяют монотипию на виды:
- Цветовое решение: монотипия бывает монохромной и полихромной. Монохромная монотипия чаще всего выполняется черной типографической или офсетной краской.
- Способ нанесения рисунка: рисунок наносится на чистую форму или путем удаления остатков краски с основы.
- Тип печатной формы: рисунок можно наносить на дерево, стекло, пластик, металл.
- Тип основы для оттиска: отпечаток рисунка можно делать на холсте, картоне, бумаге.
- Художественные материалы: для нанесения рисунка используются акварель, тушь, масло, акрил и т.д. [ Very Important Lot, 2020].
Монотипия – это отличный способ развить творческие способности как для взрослых, так и для детей. Сегодня появилось несколько разновидностей данной техники изображения:
- Акватипия: картинка наносится гуашью, а после свободные от краски места закрашивают черной тушью. Далее раскрашенный лист необходимо высушить, а потом поместить в емкость с водой. Тушь в воде не растворяется, а гуашь – частично. В результате получается оригинальное размытое изображение:
- Деотипия: лист бумаги кладут на форму с краской, а сверху – тонкую кальку. На кальку наносят рисунок карандашом или любым другим предметом. В результате краска неравномерно отпечатывается на бумаге и получается интересный рисунок:
- Негативная монотипия: для ее создания используется форма с остатками краски, которая применялась в деотипии. Незакрашенные участки разрисовывают повторно и делают новый оттиск на бумаге:
- Акваграфия: нерастворимую краску в жидком виде медленно добавляют в емкость с водой. На поверхности получатся цветные пигменты, которые необходимо размешать кисточкой, создавая интересные узоры. Затем в емкость с цветной водой помещают лист бумаги, чтобы сделать отпечаток узора, и аккуратно вынимают его. Кстати, такой способ изображения рисунка появился в 15 веке. В Турции и Персии акваграфию называли эбру («искусство облаков»):
- Флоротипия: на форму наносится краска, а сверху раскладываются лепестки, цветки, листики и накрываются бумагой. После композицию помещают под пресс и на бумаге остается интересный отпечаток с силуэтами использовавшихся предметов:
- Декалькомания: цветной рисунок с бумаги под давлением переносится на тканевую поверхность, керамику или другое полотно. Эта техника чаще всего используется для печати переводного изображения:
- Кляксография: это одна из самых простых в исполнении техник создания изображения в монотипии. С ней справится любой: на центр листа бумаги наливается акварель или гуашь, а затем бумага наклоняется в разные стороны, чтобы краска растеклась по поверхности, образуя цветные потеки: [Very Important Lot, 2020].
Не случайно монотипию относят к нетрадиционным техникам рисования. Методы создания изображения поражают своей оригинальностью и в то же время простотой. Так и хочется попробовать нарисовать что-нибудь подобное одним из вышеописанных способов. А вам?
Приемы монотипии
Рисование с использованием рассматриваемого способа имеет длительную историю. За это время возникло несколько различных техник работы.
Монотипия предметная
В качестве наиболее простого приема может быть использован следующий:
- Рисунок выполняется на листе бумаги.
- Его складывают пополам, образуя линию сгиба.
- На одной из половинок рисуют красками половину простого предмета, например, кубика.
- Затем бумагу складывают, создавая цельную картинку.
Монотипия пейзажная
Те малыши, которые постарше, могут создавать пейзажи. В этом случае рисуют часть изображения на половинке бумаги, складывают и получают полную картинку. Таким образом, в частности, удобно рисовать лес на берегу озера и его отражение в воде.
Зимний пейзаж
Другие техники монотипии
Для выполнения следующего приема необходимо уже обладать начальными навыками. В этом случае используется пластмассовый лист. На него наносится темная краска. Пока она сохраняет свою влажность, ребенок водит по ней ватной палочкой. Затем прикладывают лист бумаги и получают рисунок, нарисованный светлой краской на темном фоне.
Малыш осваивает новую технику рисования
Может применяться другая техника, когда рисунок выполняют, нанося кисточкой темную краску на светлую поверхность.
На заметку! Может использоваться еще один предметный прием. В этом случае лист бумаги сминают перед тем, как на нем рисовать. В результате в полученный отпечаток будут внесены новые особенности, позволяющие увидеть изображение более фактурным.
Эстетическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении
Есть нестандартный вариант применения этой техники. Здесь презентацию создают в два этапа:
- Сначала делают фоновое изображение на листе бумаги.
- После того, как краска высохнет, на ней ребенок дорисовывает рисунок.
Выполняется работа таким образом:
- Нужно приготовить тазик с водой, льняное масло, масляную краску, растворитель для нее и кисточку, которой будет проводиться размешивание. Необходимы емкости, в которых будет смешиваться краска.
- Для каждого нужного цвета эту процедуру проводят отдельно. В баночку наливают немного краски, добавляют растворитель и льняное масло. Затем эту смесь необходимо тщательно размешать.
- Из баночек смеси выливают в тазик с водой. Благодаря льняному маслу краски остаются плавать
- Кисточкой аккуратно перемешивают жидкость.
- Затем лист бумаги помещают под воду и медленно поднимают. С него стекает краска, оставляя красивые и неожиданные фигуры.
- Затем нужно подождать, пока бумага просохнет.
На заметку! На листе будут видны разноцветные разводы, которые образуют необычные узоры или фантастические фигуры. Ребенок может доработать рисунок по своему усмотрению.
Монотипия в психологии
Монотипия – не просто техника рисования, т.к. сегодня она является разновидностью арт-терапии, которая будет полезна абсолютно всем, кто нуждается в стабилизации психоэмоционального состояния. Такой метод психотерапии давно полюбился психологами, ведь, если его правильно применять, он принесет очевидную пользу в виде:
- снятия эмоционального напряжения;
- развития индивидуальности;
- укрепления межличностных связей;
- актуализации чувств;
- развития мышления, креативности;
- спонтанного самовыражения [М. Киселева, 2007].
Самая известная методика изучения психики личности и ее нарушений с помощью монотипии – психодиагностический текст Германа Роршаха («Пятна Роршаха»).
Автор теста нарисовал 10 клякс разных цветов и насыщенности, каждое изображение служит стимулом для свободных ассоциаций. По мнению Роршаха, то, что увидит испытуемый в данных изображениях, говорит о его интеллектуальном контроле и эмоциональном состоянии. Для чистоты исследования тестируемый должен ответить на следующие вопросы:
- Что он видит на картинке?
- Где он это видит?
- Почему чернильная клякса вызывает у него такие ассоциации?
Вот пример одного из изображений теста:
Что вы видите на картинке? Это изображение оценивает отношение человека к другим людям. Чаще всего испытуемые отвечают, что они видят моль, бабочку, двух людей или человека, который смотрит в зеркало.
Если вы увидели двух беседующих людей, то у вас активная общественная жизнь. Если вам кажется, что они моют руки, то, возможно, вы не чувствуете себя в безопасности. А если вам кажется, что два человека играют в какую-то игру, то, скорее всего, сейчас вы подвержены конкуренции [Б. Белый, 2005].
Особенно полезна монотипия для детей. Она играет важную роль в изучении психологического состояния ребенка и развитии его творческих навыков. Многие дети любят рисовать красками, поэтому процесс создания рисунка данной техникой их очень увлекает. Монотипия способствует:
- развитию мелкой моторики;
- стабилизации эмоционального фона;
- развитию речи;
- расширению кругозора детей;
- нормализации нервной системы;
- формированию настойчивости, усидчивости, внимательности и т.д. [М. Киселева, 2006].
Для начала можно использовать простой лист бумаги и краски: пусть ребенок нарисует то, что умеет, а затем, пока краска не высохла, накроет разрисованный лист бумаги чистым листом. В итоге получится забавная картинка.
Подобное творческое занятие легко организовать в домашних условиях. В детских садах для этого используется оргстекло или пластиковые доски, на которых гуашью или масляными красками наносится изображение и после отпечатывается на бумаге. Получившаяся картинка дополняется рисунком кисточкой или карандашом.
Монотипию включают в программу уроков изобразительного искусства. В младших классах дети рисуют пальцами или ладошками, а учащиеся постарше используют уже другие техники и материалы.
Интересное творческое упражнение «Морозные узоры» предлагает психолог Галина Ельчанинова. Для этого понадобятся листы бумаги, гуашь, гелевые краски, нитки, полиэтиленовый пакет, трубочка. Для начала макаем кисточки в баночки с краской и наносим пятнами на пакет. Далее на него накладываем бумагу и плотно прижимаем. На полученном отпечатке, пока краска не высохла, выкладываем узоры при помощи нитки, трубочки и т.д. В итоге получается импровизированный зимний узор.
Такой техникой можно отразить совершенно любую тематику, будь то лето, весна или просто свободное творчество. Главное – отсутствие ограничений [Г. Ельчанинова, 2018].
Монотипия – отличный способ развития сенсорно-перцептивного восприятия. Вот еще одно упражнение, которое рекомендуют проводить психологи с детьми: понадобятся жидкая гуашь, вода, стаканчики для краски, растительное масло, мука, клей ПВА, соль, картон, клеенка.
Для начала дети изготавливают краску самостоятельно: смешиваются 100-150 грамм муки, столовая ложка растительного масла, щепотка соли, столовая ложка клея и добавляется вода, чтобы консистенция напоминала сметану. Важно, чтобы все компоненты перемешивались руками. Далее в полученную смесь добавляется любимый цвет ребенка.
Попросите детей комментировать свои ощущения во время процесса. После этого дайте задание нарисовать руками на картоне или листе бумаги полученной краской. Это может быть индивидуальное или коллективное творчество.
Не бойтесь экспериментировать с монотипией: чем разнообразнее занятия, тем интереснее они будут для детей. Необычное исполнение монотипии предлагает в своей книге «Творческая мастерская: 55 мастер-классов для маленьких исследователей» Ракель Дорли: возьмите краски, воду, бумагу, мыло и трубочки. Размешайте в воде гуашь и мыло в соотношении 1:2:2.
Предложите малышу подуть в трубочку, опущенную в стакан с цветной мыльной водой до тех пор, пока на поверхности не образуется облако из пузырей. Приложите бумагу к пузырям. Будет интереснее, если подобных растворов будет несколько и все они будут разных цветов [Р. Дорли, 2016].
Если у вас возникли трудности в проведении подобных творческих занятий, вы всегда можете обратиться за помощью к педагогическим материалам. В Интернете представлено множество конспектов по монотипии для проведения уроков детям разных возрастов.
Примеры рисунков дошкольников в технике монотипии с комментариями по выполнению работы
Бабочка — один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек». Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев. Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник — монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).
Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Сочетание двух нетрадиционных техник — монотипии и печатания листьями
Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями. Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.
Фотогалерея «Рыбки»
Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью
С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение — это работа «Волшебный цветок».
Фотогалерея «Цветы»
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью Рисунок акварелью
Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией — это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке). В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией — это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами». Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» — поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему — «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».
Фотогалерея «Пейзажные композиции»
Рисунок акварелью Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой. На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой. Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.
Фотогалерея «Фантазийные мотивы»
Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью
Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером
Рисунок акварелью
В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян — обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.
Фотогалерея «Космос»
Рисунок акварелью Рисунок акварелью
Рисунок акварелью и цветными карандашами Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия — действительно, волшебный способ рисования. В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.
Приступаем к практике
Преимущество монотипии в том, что она будет по силам совершенно всем. Чтобы научиться рисовать в данной технике, совершенно не нужно иметь художественное образование или богатое воображение, достаточно запастись временем и некоторыми инструментами, такими как:
- Основа: для начала можно использовать плотную бумагу или картон. Главное, чтобы поверхность не пропитывалась красками. В качестве основы подойдет стекло, металлические пластины, пластиковые поверхности.
- Краски: лучше всего использовать акриловые краски, т.к. они отличаются яркостью цветов и плотной текстурой, изображения получаются более насыщенными и интересными, также подойдет гуашь.
- Принадлежности для рисования: обычно краска наносится кистями и валиком, а для прорисовки деталей подойдут ватные палочки, трубочки, зубочистки, карандаши, одним словом, то, что имеет заостренный конец.
- Дополнительные материалы: для создания более оригинальных изображений можно использовать ткань в качестве основы, а для придания фактуры рисунку – любые подручные материалы, веточки, листья и т.д.
Одним из главных принципов монотипии является зеркальность. Рисунок получается с помощью отпечатка краски с основы на другую поверхность или, если рассматривать простейший способ, с одной половинки бумаги на другую. Еще один важный момент – не стоит перебарщивать с количеством краски, иначе рисунок будет напоминать кляксы.
Монотипия – техника, которая позволяет создавать уникальный отпечаток. Тиражировать рисунок не получится: только один оттиск способен четко передать изображение. Несмотря на свою простоту в исполнении, следует начать с несложных изображений и техник нанесения рисунка. Есть несколько приемов монотипии, с которыми вы без труда справитесь:
- Монотипия предметная: с помощью данной техники можно нарисовать любой предмет путем симметричного переноса изображения с одной половины листа бумаги на другую. Все очень просто: сначала сгибаем лист бумаги пополам, разворачиваем его и рисуем на одной стороне, например, ствол дерева. Далее складываем бумагу снова пополам: рисунок отпечатывается на чистой стороне листа. Таким образом можно дорисовать листочки на дереве, небо, фон и т.д.
- Монотипия «Бабочка»: на одной части листа бумаги рисуем цветные пятна, по очертанию напоминающие крылья бабочек. Отпечатываем цветную часть листа на чистой половине. В итоге получается яркое очертание бабочки, контуры крыльев, узоры и усики можно дорисовать карандашом.
- Монотипия пейзажная: на одной стороне листа бумаги рисуем пейзаж и отпечатываем рисунок на противоположной стороне листа. Получившуюся картинку можно дорисовать и сделать более четкой и органичной. Посмотрите, как красиво выглядит монотипия на тему «Весна»:
- Монотипия «Цветы»: закрасьте лист бумаги белой тушью, сверху нарисуйте полосы пастельных тонов, а после широкой кистью растушуйте цветные линии белой краской. Центральной фигурой изображения сделайте вазу с цветами. Вы можете выбрать оттенки по своему вкусу. После того, как изображение будет полностью нанесено, смочите другой лист бумаги и плотно прижмите к рисунку. У вас получится картинка с оригинальными потеками [Л. Савчук, 2018].
Можно исполнить данную монотипию ранее описанными способами, изобразив часть рисунка на одной стороне бумаги и просто отпечатав его на другой.
С такими приемами справится даже ребенок, но, несмотря на простоту процесса, удовольствие от создания изображения получат и взрослые и дети. Главное – делать отпечатки, пока не высохли краски.
Если вы готовы к экспериментам, помимо вышеупомянутых материалов используйте в работе стекло, валики, пластик. Нанесите краску валиком или кистью на стекло. Если вы хотите получить интересную фактуру, используйте жесткие кисти. Вы можете убрать лишнюю краску салфеткой, а недостающие детали дорисовать. Затем, пока краска не высохла, накройте стекло листом бумаги и хорошенько пройдитесь по нему валиком. Несколько минут творческого полета и картина готова.
Есть множество видеоуроков и мастер-классов, благодаря которым вы быстро освоите данную технику рисования. Посмотрите, к примеру, этот:
Если вы давно хотели научиться рисовать, но до сих пор считали, что это занятие по плечу только одаренным, советуем пройти наш онлайн-курс «Рисование», где вы научитесь создавать собственные произведения искусства и навсегда отбросите все сомнения по поводу своих творческих способностей. Рекомендуем!
Рисование по монотипной методике в детском саду
Важно! При использовании монотипического рисования у детей получаются рисунки, каждый из которых является уникальным.
Эти уроки могут быть включены в план образовательной деятельности или организуются в качестве кружка.
Начинать занятия в детском саду техникой рисования монотипия можно уже со второй младшей группы. В таком возрасте малышам предлагают изображать простые и хорошо известные им предметы. Вот несколько таких примеров:
- воздушные шарики;
- кубики;
- рыбки;
- флажки.
Обычно малышам предлагают использовать сложенный вдвое лист бумаги. Сначала выполняют рисунок на одной стороне, затем складывают вдвое. Нарисованное изображение отпечатывается на другой стороне.
На заметку! Иногда рисунок наносят таким образом, чтобы он касался линии сгиба. После складывания страницы получается симметричное изображение.
Если ребенку трудно сделать рисунок, ему можно приготовить шаблон для этого.
Букет цветов
В старшем возрасте малышам предлагают нарисовать более сложные рисунки. Для творчества используются акварельные краски или гуашь. Первые из них нельзя разводить слишком сильно. В некоторых ДОУ занятия по рисованию проводятся с использованием акриловых красок. Однако в этом случае нужно учитывать, что они быстро высыхают и их невозможно смыть, если есть желание откорректировать рисунок.
Тематическая неделя во второй младшей группе «Профессии»
Для проведения занятий в садике по созданию изображений можно использовать следующие материалы:
- листы плотной бумаги или толстая глянцевая бумага;
- при занятиях с детьми дошкольного возраста можно использовать пленку;
- для рисования подходит пластмассовая доска;
- стекло;
- можно использовать кафельную плитку.
Возможны также другие варианты выполнения работы.
Подведем итог
Монотипия – один из древнейших видов искусства, который здорово преобразовался в наше время и нашел свое применение не только в творческих сферах деятельности, но и в психологии. Это уникальный способ нанесения рисунка, который не имеет каких-либо ограничений.
Вы можете использовать все возможные материалы: бумагу, пластик, стекло, металл и любые подручные средства; главное помнить, что в этом деле важны скорость и настроение.
Монотипию сравнивают с медитацией, не зря эта техника широко применяется в арт-терапии. Для освоения этого вида творчества не требуется какая-либо специальная подготовка, и наверняка у каждого из вас дома найдутся необходимые для рисования материалы.
Это занятие будет увлекательным как для взрослого, так и для ребенка, поэтому не отказывайте себе в удовольствии окунуться в мир творчества. И, если вы давно хотели попробовать себя в роли художника, советуем начать именно с монотипии, ведь это быстро, просто и очень увлекательно.
Желаем творческого вдохновения!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Нейроэстетика: что это такое и чем она занимается
- Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
- 10 самых известных художников
- Круги Эйлера
- Леттеринг: свобода слова художника
- «Руки противятся ему». История картины, вызывающей синдром Стендаля
- Профессия художник
- Что такое нейрографика и чем она полезна?
- Как научиться понимать произведения искусства
- Леттеринг: искусство в буквах
Ключевые слова:1LLL
Традиционные техники рисования
Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование — одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.
При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные навыки и способности, а именно:
- ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
- тренирует глаза и руки
- развивает кисть руки.
«А знаете ли Вы, что рисование — это один из основных способов разностороннего развития ребёнка, его ощущений, мелкой моторики рук, чувства формы и цвета? При помощи этого простого и увлекательного занятия дети передают своё отношение к действительности».
От того, какие формы и методики использует педагог или родитель на творческих занятиях с малышом, зависит успех воспитания и обучения.
Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку малыша. Когда кроха немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап — это выбор техники рисования.
Традиционные детские техники рисования:
- Рисование с помощью простого карандаша.
- Рисование с помощью цветных карандашей.
- Рисование с помощью фломастеров.
- Рисование кистью – акварелью, гуашью.
- Рисование с помощью восковых мелков.
Приступая к выбору техники рисования для крохи, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным.
Рисование красками и карандашами
Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.
Давайте посмотрим, как можно научить малыша рисовать красками и карандашами.
Учимся рисовать красками
Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только малыш научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать гуашь: её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.
Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А родителям всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.
Начинаем рисовать карандашом
Вначале малышу лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.
«Совет. Поддерживайте интерес малыша к рисованию, обеспечивая хорошие условия для творчества: качественные принадлежности, отдельный стол и стул в светлом месте, соответствующие росту ребёнка».
Детские нетрадиционные техники рисования
Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, формирование индивидуальности малыша. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.
Давайте посмотрим, какие нетрадиционными техниками рисования вы можете заниматься с ребёнком дома.
Для детей младшего дошкольного возраста:
- Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
- Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.
Для детей среднего дошкольного возраста:
- Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
- Отпечаток пробкой.
- Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
- Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.
Для детей старшего школьного возраста:
- Рисование песком или солью.
- «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
- Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
- Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
- Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
- Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком рисунок с помощью зубочисток.
Используем различные материалы
«А знаете ли вы, что разнообразные нетрадиционные детские техники рисования становятся всё популярнее с каждым днём? Рисуя, малыши действуют так, как им нравится».
Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.
Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?
- Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге, получится отпечаток. Дорисовав недостающие детали, у ребёнка выйдет отличный пейзаж.
- Пластилин. Из пластилина можно не только лепить фигурки, но рисовать им на бумаге. Такой метод называется пластилинографией.
- Всё, что под рукой. С помощью деревянной катушки для ниток, самих ниток, пуговиц разного размера и формы, картонной трубки, свежей апельсиновой корки, початка кукурузы, спицы и всего того, что можно найти в доме и приспособить для творчества, можно рисовать. Каждый предмет оставляет свой уникальный отпечаток. Немного пофантазировав, можно создать необычные картины с помощью вполне бытовых предметов. Катушка оставит след, похожий на колёсико или две дорожки, пуговичка — кружок с точками. Из корки апельсина можно вырезать необычные штампы, например, в виде спирали. А функцию малярного валика выполнит кукурузный початок или картонная трубка.
Рисование — отличный досуг для дошкольника, работа, к которой не надо принуждать. Однако важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества. Расширяйте возможности для творчества вашего малыша. Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, инициативным.
Варианты работ
Рассмотрим некоторые рисунки, которые хорошо получаются в технике монотипия.
Урок рисования монотипия бабочка поэтапно
Этап № 1 Начало работы
- Дети с помощью педагога раскладывают принадлежности, преподаватель рассказывает малышам о предстоящей работе.
- Ведущий показывает на примере, как аккуратно согнуть лист бумаги и нарисовать крыло бабочки. Крыло рисуется с одной стороны листа, таким образом, чтобы тельце бабочки было на сгибе. Вторая половина листа остается чистой.
- Педагог предлагает ребенку повторить показанные действия.
Этап № 2 Побор цветовой гаммы, закрашивание
- Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать.
- На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко.
- Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток.
Этап № 3 Создание отпечатка
- Когда все крыло заполнено краской, лист быстро сворачивают и аккуратно похлопывают по нему ладошкой.
- При необходимости педагог помогает ребенку, сделать работу более аккуратно.
- Теперь можно развернуть лист и оценить работу. У бабочки — два крыла!
Этап № 4 Дорисовка деталей
- На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры).
- Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами. Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс.
В остальном лучший советчик — фантазия малыша.
Этап № 5 Декорирование
Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом.
Как украсить бабочку:
- Аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно.
- Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА.
- Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов.
- Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины.
- Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений.
По окончании занятия преподаватель обязательно должен поблагодарить детей за участие и похвалить за проделанную работу.
Рисование дерева
1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.
2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.
3. Затем развернуть и нарисовать крону дерева, траву и снова сложить пополам.
4. Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение дерева.
Рисуем цветы
Поэтапное рисование платья
- К листу с обозначенной границей прикладывается трафарет «Платье». Воспитатель проверяет, чтобы середина шаблона совпадала с серединой листа. Дети обводят карандашом трафарет.
Нарисовать симметрично платье дети не могут, им предлагается обвести шаблон-заготовку - Одна часть платья заливается основным цветом.
Выбор цвета для платья можно оставить за ребятами
- Сверху невысохшей краски наносится простой узор: тычки, мазки.
Самый простой узор для платья — мелкие тычки
- Рисунок отпечатывается — платье равномерно окрашено с интересными разводами и узорами.
Монотипия позволяет не просто раскрасить шаблон, а сделать симметричный узор на нём - Когда рисунок высох, дети вырезают платье по контуру.
Монотипию вырезают дети самостоятельно безопасными ножницами, или им помогает воспитатель
Поэтапное рисование зимнего пейзажа
- Первым рисуется фон: небо и вода.
Для зимнего пейзажа цвета подбираются холодные - Отпечатываем и раскрываем лист. Рисуем зимний лес: подойдёт синяя, голубая, сиреневая или серая краска.
Пейзаж создаётся в несколько этапов отпечатывания
- Пейзажная монотипия строится на зеркальном принципе: предметы (деревья, домики, корабли) отражаются в воде.
Отпечаток в пейзажной монотипии — это отражение предметов
Поэтапное рисование зимнего дерева (на плёнке)
- Особый вид монотипии — отпечатывание рисунков со стекла, пластики или плёнки. Изначально изображение создаётся на гладкой поверхности, и оно может быть любым (несимметричным). Рекомендуется рисовать гуашью, акварель будет собираться на плёнке капельками.
На гладкой поверхности создаётся рисунок тонкой кистью - Если гуашь подсохла, пока создавалось изображение, сверху чистой кистью следует нанести немного воды.
Изображение на плёнке должно быть влажным, чтобы получился отпечаток - На плёнку или стекло кладём лист бумаги, прижимаем и проглаживаем. Зимнее дерево получилось!
Занятия по монотипии на плёнке проводятся с воспитанниками старших групп
Зимний пейзаж
Рисование зимнего пейзажа – один из вариантов развития творческого мышления у детей. Изображение снежного покрова, снегопада или деревьев зимой можно создать с помощью различных инструментов.
Тип работы | Описание |
1 вариант | На стеклянной или пластиковой поверхности рисуют голубой или синий фон. Ватной палочкой делают разводы и узоры. На мокрый рисунок накладывают плотный лист белой бумаги. После получения результата изображение засыпают серебристыми блестками. |
2 вариант | На плотном листе бумаги рисуют голубой снег, белые облака. Лист бумаги сминают, в центре сгибов скапливается краска, там фон становится светлее. После того, как краска высохнет, лист расправляют. |
3 вариант | На плотном листе бумаги делают сгиб по горизонтали. В верхней части рисуют бело-голубые облака. После этого делают оттиск на нижней части с использованием валика. Результатом становится изображение зимнего неба и снежного покрова. |
Зимние пейзажи можно дополнить изображением снежинок с использованием кисти и белой гуаши. Чтобы сделать рисунок более ярким, используют серебристые блестки, наклеивают стразы.
Монотипии из осенних листьев | Материнство
Осень сейчас в самом разгаре, причём в прямом смысле этого слова! Деревья пылают на солнце яркими красками, и если вам тоже хочется вместе с ребёнком попробовать запечатлеть эту красоту, то вот некоторые очень простые техники.
Отпечатав листики, можно сделать открытки или ещё что-нибудь.
А вот если отпечатать большой лист, то из него получится настоящее дерево!
Лучше наносить краску со стороны прожилок. Мы красили гуашью, но можно и акрилом и даже акварелькой. На один и тот же лист можно наносить каждый раз новые сочетания цветов, тогда все отпечатки будут разные и не похожие на предыдущие.
Можно добавить наклеек или штампов.
По такому же принципу можно сделать целый осенний лес.
Вот отпечатки рябиновых листьев. А нарисовать ягодки рябины сможет любой малыш — они сделаны с помощью ватной палочки с красной краской.
Существует метод рисования, когда краска раздувается по листу при помощи соломинки.
Взяв за основу такие «выдутые» деревья, можно немного развить тему. Следующие рисунки сделаны при помощи обычного пульверизатора для цветов, куда мы налили немного воды и размешали там краску (гуашь).
Это тоже сделано ватными палочками. У дочки ,правда, хватило терпения только на листики на деревьях, а все «опавшие» пришлось мне тыкать, поэтому они такие неестественно равномерные получились.
А ещё можно наделать дыроколом конфетти и высыпать их на участки рисунка, которые до этого надо густо намазать клеем ПВА.
Очень эффектный и, наверное, мой любимый метод: под лист бумаги ( не толстой, а обычной офисной) подложить листики, а сверху провести восковым мелком, держа его плашмя, и тогда на бумаге проявится рисунок со всеми прожилками!
А теперь немного волшебства — надо просто взять белый мелок и провести им по белой бумаге, и потом дать ребёнку закрасить лист при помощи губки.
Дальнейшая судьба всех рисунков может быть очень разной. Но главное чтобы эта судьба у них была.
Самое простое — это подписать рисунок (особенно дату, возраст) и сохранить его на память в специально отведённой папочке. Или вставить в рамочку и подарить родственникам. Как раз некоторые из этих рисунков мы подарили на 96-летие нашей сколько-то там юродной бабушке, и они сразу же оживили её комнатку.
Второе, более творческое — это устроить маленькую домашнюю тематическую экспозицию. А пришедшему с работы папе, вручить прямо с порога пригласительный билет.
И третье — самое интересное, это наделать открыток и разослать родственникам и друзьям. Поверьте, ваши бабушки, дедушки ,тётушки и даже маленькие друзья ваших детей будут очень рады получить такую весточку, даже если они живут в вашем же городе.
Ваза с цветами
Чтобы сделать натюрморт в технике монотипия, приготовьте лист акварельной бумаги, набор гуаши, емкость с водой, круглую и плоскую кисти, лист линолеума или картона такого же формата.
Творческий процесс:
- С помощью плоской широкой кисти закрасьте белой гуашью весь лист.
- Тонкой кистью нанесите полосы гуашью пастельных тонов.
- Наберите на широкую кисть белую краску, разотрите цветные линии. Получится неоднородный фон с мягкими переходами цвета.
- Подсушите гуашь, подберите краски для цветов в вазе. Цветы можно располагать по кругу, в форме веера, овала, дуги.
- Центральная часть композиции – цветы. Их высота должна быть в 1,5–2 раза больше высоты вазы.
- Нанесите синюю краску на выбранное для вазы место, а затем для цветов – ультрамарин, светлый и темный фиолетовый, ярко-розовый, белый.
- Наложите влажный лист, разровняйте, удалите. Учтите, если вы будете снимать лист снизу вверх, подтеки краски будут направлены вверх, если удалять лист сверху вниз, подтеки краски, соответственно, будут направлены вниз. От этого зависит, как будут выглядеть ваши цветы.
Осталось окончательно оформить вазу, добавить несколько зеленых листочков, придумать название натюрморту.
Монотипия как школа декора учит детей создавать композицию, выстраивать изображение на листе, пользоваться кистями и красками, развивает координацию, вырабатывает терпение и аккуратность в работе. Сейчас кружки «Волшебные ладошки» организованы в большинстве детских учреждений, они призваны вызвать у малышей интерес к изобразительной деятельности.
Интересные факты
Художники из-за океана отличились своей практичностью. Американские мастера превратили монотипию в безотходное искусство. Краска, которая осталась на стекле, образует оригинальную картину. Ее оформляют в рамку и продают как произведение искусства. Монотипию в чистом виде используют довольно редко. Зачастую ее применяют в смешанной технике: на отпечатанной картине сочетают различные формы и текстуры, художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.
На сегодняшний день монотипия – это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.