Педагогические советы по организации занятий по рисованию в средней группе
Дети среднего дошкольного возраста начинают проявлять познавательный интерес к творчеству. Используя различные речевые обороты, дети учатся высказывать своё мнение относительно понравившейся им картины и приводить элементарные аргументы в пользу художественных средств, которые использовались для передачи изображений.
Воспитатель начинает знакомить детей с народными игрушками: дымковской, филимоновской. Они настолько яркие и выразительные, что сразу привлекают ребят своими красочными образами. В средней группе вводятся занятия по декоративному рисованию, на которых во время предварительной беседы воспитатель показывает произведения русских традиционных народных промыслов. Дети декорируют платья для куклы, платки, фартуки, сарафаны для матрёшки разными узорами. Для развития детского воображения можно посоветовать вырезать из белого картона или бумаги очертания дымковской или филимоновской игрушки, которые дети кладут на декорированные узорами листы бумаги. Взору детей открывается интересная расписная игрушка, напоминающая народную.
Перед тем как изобразить предмет, педагог учит ребят умению освоить его форму, изучить образ вцелом, не упуская из виду важные для этого предмета детали. Для придания выразительности детским рисункам, можно предлагать им бумагу разной формы и цвета. Композиционные и сюжетные варианты предлагает воспитатель, так как для детей четырёхлетнего возраста это задание представляет определённую сложность особенно в начале учебного года. Однако во второй половине года педагог постепенно должен вовлекать детей в процесс придумывания сюжетно-композиционной структуры рисунка. Таким образом, воспитатель ставит задачу мотивировать детей изображать не только персонажей, а дополнять сюжет другими деталями. Например, при рисовании цыплят нарисовать травку, цветочки.
На занятиях по рисованию можно использовать традиционные техники рисования с помощью цветных карандашей, восковых мелков, гуаши, акварельных красок. Можно сочетать средства рисования: акварель и восковые мелки. Из нетрадиционных техник интересным может быть пальчиковое рисование, тычкование (для декорирования яичек).
Развивать интерес к изобразительной деятельности
Тема «Яички простые и золотые» позволяет развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, то есть наряду с рисованием, воспитатель может задействовать лепку, например, на тему «Курочка Ряба снесла яички», и аппликацию на тему «Разноцветные пасхальные яички», «Украсим яички для бабушки». Одной из интереснейших нетрадиционных техник является лепка из солёного теста, которое имеет ряд преимуществ перед использованием пластилина. Солёное тесто совершенно безопасно, хорошо лепится, не прилипая к рукам, не пачкает рабочую поверхность и легко отмывается, и главное то, что поделки из такого теста можно сушить и расписывать на занятиях по рисованию или во время совместной деятельности воспитателя и детей. Традиция лепки из солёного теста, известная ещё на Руси, возрождается, предоставляя возможности для творчества.
Педагог может предложить индивидуальные задания детям, которые проявляют особый интерес и способности к рисованию. Например, украсить яички узором, используя нетрадиционные техники рисования (пальчиковое, рисование ватными палочками). Можно также нарисовать цыплёнка, который вылупился из яичка, с помощью техники рисования ладошками. Увлекательным должна показаться детям идея использования манки, когда рисуется контур яичка, потом намазывается клеем и посыпается манкой. Такого рода задания превращают учебное занятие в настоящий творческий процесс, а ребята чувствуют себя художниками.
Учить придумывать композиции
Композиция играет важную роль в художественном развитии детей начиная с младшего дошкольного возраста. В каждой последующей возрастной группе композиционные решения усложняются, появляется художественный замысел, который ребёнок пытается выразить через разные виды изобразительной деятельности. Дети 4–5 лет нуждаются в чутком педагогическом руководстве, то есть воспитатель предлагает им различные композиционные решения, творческие задания, придумывая каждый раз что-то новое. Когда дети в начале учебного года осваивают простые техники изображения предметов различной форме, то на занятии по рисованию простых и золотых яичек сложно говорить о большой вариативности композиционных решений. Однако во второй половине года дети уже осваивают навык декоративного рисования, владения разными техниками рисования кистью, то можно говорить об усложнении сюжетной и композиционной линиях. Одним из интересных вариантов может стать коллективная композиция из пасхальных яиц или разноцветных яичек в корзинке. Композицию может дополнить цыплёнок или пасхальный зайчик.
Мотивировать к творчеству
В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, используя различные игровые приёмы. Объединяя богатый мир игры с учебным процессом, воспитатель делает интересным выполнение любого задания. Таким образом, у детей должна быть игровая мотивация. В качестве мотивирующего начала можно использовать теневой театр с постановкой сказки «Курочка Ряба», дидактическую игру с любимыми персонажами. Воспитатель совместно с детьми может разыграть сценку по сказке, или когда в гости приходит курочка с цыплятами. Детям будет интересно, так как они сами будут вовлечены в постановку. Педагог может начать занятие с рассказывания сказки или чтения рассказа, разучивания стихов, использовать музыкальное сопровождение.
Примеры авторских конспектов занятий по рисованию в средней группе
При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:
- Предварительная работа (2–3 минуты)
- Основная часть (10–13 минут)
- Физкультминутка (1–2 минуты)
- Заключительная часть (подведение итогов) (2 минуты)
О.Н. Мищук. Занятие по рисованию на тему «Простые и золотые яички для курочки Рябы»
Развивая интерес к творчеству, мы воспитываем личность.
Пример конспекта занятия по рисованию
Организационная образовательная деятельность | ||
Вид деятельности | Тема/Материалы | Задачи/Программное содержание |
Рисование | «Яичко простое и золотое» Материалы. Белая, жёлтая гуашь, листы бумаги светло-зелёного, светло-голубого цвета, кисти, банки с водой. | Закрепить знания об овальной форме, понятия «острый», «тупой». Учить рисованию овальных предметов. Упражнять в умении закрашивать изображение не выходя за контур. Развивать детское воображение. |
Этап занятия | Содержание НОД | |
Предварительная работа | Рассмотреть особенность внешнего вида яичка с целью закрепления знания о том, что один конец у него острый, другой — тупой. | |
Основная часть | Беседа с детьми Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним на занятие пришла в гости курочка Ряба. Она пришла прямо из сказки. Предлагает детям вспомнить её содержание, показывая теневой театр. Дети вспоминают, что в конце сказки мышка разбила яичко, и курочка обещала снести золотое яичко для дедушки и бабушки. Педагог говорит, что, так как курочка была не простая, а сказочная, то она решила прийти к вам, ребята, в гости, чтобы вы тоже почувствовали себя героями сказки и нарисовали яички для бабушки и дедушки. Одно простое и одно золотое. Воспитатель предлагает прочитать курочке стихотворение. Курочка-Пеструшка, добрая толстушка, По двору гуляет, деток созывает: – Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята, Жёлтые комочки, дочки и сыночки? Поспешите к маме: кушать будем с вами Семечки и крошки, доставайте ложки. Вот ещё загадки отгадайте. Водит за собой цыплят, Словно няня в детский сад. (Курица) Закудахтала она: «Я большая птичка! Поглядите, принесла жёлтое яичко!» И пошла на улицу Похвалиться … (Курица) «Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» – Слышим мы на улице. Созывает всех цыплят Рябенькая … (Курица) А теперь давайте нарисуем нашей курочке яички. Воспитатель спрашивает, какой формы яйцо. (Овальное). Показать картинки с изображением яиц, курочки Рябы с яичками. Вспомнить, что они уже рисовали и лепили предметы овальной формы. Сначала воспитатель предлагает в воздухе показать движение пальчиком или кистью, как они будут рисовать яичко. Объяснение схемы рисования. | |
Физкультминутка | Гимнастика «Маленький цыплёнок» Озорной цыплёнок жил, Головой весь день крутил. Влево, вправо повернул, Ножку левую согнул, Потом правую поднял И на обе снова встал. Начал крыльями махать Поднимать и опускать. Вверх, вниз, вверх, вниз. Наклонился влево, вправо. Хорошо на свете, право! | |
Заключительная часть (подведение итогов) | Давайте рассмотрим, какие красивые у вас получились яички. Вам нравятся ваши рисунки? Курочка Ряба тоже довольна, кудахчет: «Ко-ко-ко, какие ребятки молодцы! Дедушка с бабушкой будут рады таким яичкам». Отдают курочки свои рисунки. Выставка детских работ. В центре композиции изображение курочки Рябы, вокруг детские работы. Разместить можно на большом листе бумаги или на стенде. |
Объяснение этапов рисования простых и золотых яичек
Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов рисования яйца.
- Расположить лист бумаги горизонтально. С левой стороны листа рисуем простое яичко, с правой — золотое. Можно рисовать на одном листе простое яичко, на другом — золотое. (Рисунок 1, 2).
- Начать рисовать белой гуашью простое яичко сверху, закругляя кончик, вести кисть плавно, не останавливаясь, расширяя яичко внизу (тупой кончик яичка), вернуться в верхнюю точку, сужая яичко сверху.
- Закрасить яичко белой гуашью. Напомнить, что красить нужно аккуратно, в одном направлении, не выходя за контур. (Рисунок 3).
- В такой же технике нарисовать золотое яичко жёлтой гуашью. (Рисунок 4).
Тонированный светло-голубой лист бумаги
Торированный светло-зелёный лист бумаги
Простое яичко
Золотое яичко
Картинки для показа детям
Курочка Ряба снесла яички простые и золотые
Курочка снесла простое яичко
Белое яичко
Коричневое яичко
Курочка снесла золотое яичко
Сверкает на солнце
Для бабушки и дедушки сказочное яичко
Сказочные яички
Если в первой половине учебного года дети рисуют достаточно простые по форме предметы, то к весне у них уже есть навык декоративного рисования, то есть они могут украшать рисунки узорами (точки, кружочки, полоски, штрихи). Поэтому в преддверии празднования светлого весеннего праздника Пасхи у педагога есть прекрасная возможность не только рассказать детям о празднике — истории, особенностях празднования, символах, – но и организовать интересное тематическое занятие. Первый этап — лепка пасхальных яичек, потом их роспись. Лепить яички можно на занятии по лепке или во время совместной деятельности воспитателя и детей. Расписывать вылепленные яички на занятии по декоративному рисованию.
О.Н. Мищук. Занятие по декоративному рисованию на тему «Готовимся к Пасхе»
Конспект занятия по декоративному рисованию
Организационная образовательная деятельность | ||
Вид деятельности | Тема/Материалы | Задачи/Программное содержание |
Рисование | Декоративное рисование Материалы. Гуашь разных цветов, заготовки яичек из солёного теста, кисти, банки с водой. | Учить декорировать предметы овальной формы. Расширить кругозор, знания о русских праздниках, культуре, традициях. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность. |
Этап занятия | Содержание НОД | |
Предварительная работа | Рассказать о Пасхе, традициях её празднования, символике. Рассмотреть картинки с расписанными яйцами. Обсудить, какие элементы узора можно использовать для декорирования пасхальных яичек. | |
Основная часть | Беседа с детьми Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели, В гости Пасха к нам пришла. К. Фофанов Воспитатель рассказывает о Пасхе. Пасха — это главный праздник всех христиан, очень светлы и добрый. В этот день все люди пекут пасхальные куличи, делают творожную пасху и красят яйца. Яйцо — это символ жизни и её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят родственникам и друзьям со словами: «Христос воскрес!» В ответ нужно сказать: «Воистину воскрес!», поцеловать друг друга в знак прощения и любви к близким людям. Воспитатель читает стихотворение о пасхальном яйце. Посмотрите, что за чудо, Положила мама в блюдо? Тут яйцо, но не простое: Золотое расписное, Словно яркая игрушка! Здесь полоски, завитушки, Много маленьких колечек, Звёзд, кружочков и сердечек. Для чего все эти краски, Словно в старой доброй сказке? Мама всем дала ответы: – Пасха — праздник самый светлый! А яйцо, известно мне, Символ жизни на земле! Т. Лаврова Пасха — символ весны, веры, любви. А в гости к нам сегодня пришёл пасхальный кролик, который является символом Пасхи в других странах. Он проделал длинный путь, чтобы прийти к нам в гости. Давайте, ребята, порадуем его и распишем яички, которые мы с вами сделали из теста. Они уже высохли и ждут, что мы их красиво украсим пасхальными узорами. Воспитатель показывает картинки с расписными пасхальными яйцами. Обсуждает с детьми, какие элементы можно использовать для украшения. Воспитатель просит проявить фантазию и аккуратность во время расписывания яичек. Объяснение схемы рисования. | |
Физкультминутка | Гимнастика «Маленькие ребятки» Мы руками – «хлоп- хлоп», Мы ногами – «топ- топ», Мы плечами – «чик- чик», Мы глазами – «миг- миг», Раз туда, раз сюда Повернись вокруг себя. Раз присели, два привстали, Руки кверху все подняли. Раз, два, раз, два Заниматься нам пора. | |
Заключительная часть (подведение итогов) | Воспитатель предлагает детям рассмотреть, какие у них получились красивые яички, и устроить выставку, чтобы мамы и папы могли посмотреть на их работы. Если яички были объёмные, то после высыхания их можно сложить в корзину и поставить рядом с пасхальным кроликом. Если яички плоской формы, то можно завязать разноцветные ленточки и вместе с детьми украсить веточки вербы, которые им принёс на праздник пасхальный кролик. |
Объяснение этапов декорирования пасхальных яичек
Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов росписи пасхального яйца.
- Воспитатель замешивает солёное тесто, и дети лепят яички, которые будут декорировать на занятии по рисованию. В тесто можно добавить гуашь или натуральные красители (морковный или свекольный сок), тогда яички получатся цветные. (Рисунки 1, 2).
- В зависимости от общего уровня подготовки детей и индивидуальных особенностей, они могут лепить плоские заготовки яйцевидной формы или объёмные. Если заготовки плоские, то воспитатель может проделать дырочки вверху, чтобы потом готовые работы можно было повесить на стенд. (Рисунки 3, 4, 5).
- Плоские заготовки кладутся на рабочую поверхность, объёмные дети держат за оба конца пальцами левой руки и расписывают. Потом воспитатель помогает им перевернуть заготовку, и дети украшают яичко с другой стороны. В конце работы поставить яички на подставку для дальнейшего высыхания. В качестве подставки можно использовать пробки от пластиковых бутылок. (Рисунки 6, 7).
- Рисуя полосы, кисть ведём плавно, не отрываясь от поверхности.
- Цветочки рисуем в технике примакивания.
- Точки и кружочки рисуем кончиком кисти. Можно также выполнить их в нетрадиционной технике тычкования ватной палочкой.
Замешивание солёного теста
Лепка из теста
Яичко из теста
Слепили яички Заготовки для декорирования
Роспись пасхальных яичек
Роспись пасхальных яичек
Картинки для показа детям
Пасхальный кролик
Кролик и цыплёнок
Кролик украшает яичко Кролик идет в гости
Кролик готовится к Пасхе
Кролик дарит пасхпльное яйцо
Веселый кролик ждет гостей
Расписные пасхальные яички
Яркие узоры
Красные-прекрасные
Точки-цветочки
Нежные ромашки
Цветная Пасха
Завитки
Полосочки
Нежность
Радостная Пасха
Кружочки
Полосочки и точки
Разные узоры
Примеры детских работ
Простой узор
Из солёного теста
Расписанные яички Кружочки
Украсим Пасху
Встречаем Пасху
Из солёного теста Украшаем вербу
В средней группе путь к раскрытию творческого потенциала дошкольников становится увлекательным путешествием как для воспитателя, так и для детей. Воспитатель находится в постоянном поиске новых идей для вовлечения ребят в мир прекрасного, а дети, в свою очередь, маленькими шажками познают удивительный мир эстетики окружающего мира, двигаясь от простого к сложному. От простых линий и форм к более сложным композициям, в которых уже прослеживается художественный замысел. В статье приводятся интересные идеи, как разнообразить и сделать увлекательными занятия по рисованию. Предложенные авторские конспекты занятий могут послужить основой для дальнейших педагогических разработок.
Конспект НОД ИЗО Яичко пpостое и золотое
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Яички простые и золотые»
Цель: Учить детей рисовать предметы овальной формы: с одного конца более округло, с другого более сужено. Изображать форму слитным, безостановочным движением. Продолжать отрабатывать правильное закрашивание предметов (в одном направлении. сверху вниз или слева направо,не выходя за линию контура, не проводя линий по одному месту дважды).
Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать у детей желание передать в рисунке образы сказки.
Оборудование: Гуашь белая и жёлтая, бумага цветная в альбомный лист, но не яркого цвета, чтобы нарисованные изображения хорошо смотрелись.
Предварительная работа: Рассказать детям сказку «Курочка Ряба», сопровождая показом настольного театра. После этого рассмотреть с детьми «золотое яичко»:»Вот какое яичко снесла курочка, не простое, а золотое».Можно обвести его по контуру и сказать:»Немного кругленькое, немножко длинненькое – овальное».Предложить подержать его в обеих ладошках, чтобы дети лучше почувствовали форму.
Ход
В-ль: Ребята! Все вы знаете сказку курочка Ряба, которая снесла дедушке и бабушке золотое яичко. Это яичко никто не мог разбить, а мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. (предложить вспомнить, а затем кого-то из детей вызвать сказать последние слова сказки).
В-ль: Вот такое яичко снесла курочка дедушке и бабушке. (показ).
Сегодня мы с вами будем рисовать много простых яичек и одно золотое.
(чтобы дети хорошо нарисовали предмет, можно предложить им назвать какой он формы. Обвести рукой по контуру:»Яичко немного круглое, немного длинное. Как такая форма называется?»Правильный ответ подтвердить; если дети не ответят, сказать:»Яичко овальной формы»,после этого вызвать двух-трёх детей, предложить обвести яйцо пальцем, правильно назвать форму. Спросить у детей, знают ли они, как надо нарисовать яичко, напомнить, что они уже рисовали предметы овальной формы (можно спросить, какие предметы рисовали). Затем вызвать кого-нибудь к доске для показа. Обратить внимание детей на то, что яичко отличается от тех предметов овальной формы, которые они рисовали раньше (огурец, лимоны): у яичка один конец более круглый, а другой – более острый.
Когда ребёнок у доски нарисует, спросить у детей, получилось ли как настоящее яичко? После этого можно ещё раз показать, как рисовать яичко, при этом подчеркнуть, что рука ведёт кисть не останавливаясь: сначала рисует закруглённо, потом слегка протягивает линию, потом опять закругляет, но меньше, чтобы получился суженный конец, затем опять слегка протягивает и закругляет линию. После показа предложить всем взять кисточку правильно (показать, как правильно, если этот навык не у всех закрепился, проверить, разрешить рисовать простые яички. Напомнить, что закрашивать надо аккуратно, только в одну сторону, не выходить за линию. В процессе работы следить, чтобы все дети рисовали правильно, ошибающимся напоминать о направлении движения руки. Напоминать характер формы (один конец более круглый, другой – более острый).Тем, у кого не получается, можно показать на отдельном листе. Когда дети нарисуют по нескольку простых яичек, предложить нарисовать золотое. Сказать, чтобы рисовали его правильно, постарались сделать красивым. По окончании занятия все работы выставить на доску для анализа. предложить детям найти, где нарисованное яичко больше похоже на настоящее. Вызванным детям предложить объяснить их выбор:»Почему тебе это яичко кажется красивым, совсем. как настоящее?»(дети объясняют).