План-конспект урока по декоративному рисованию на тему:»Сказочное дерево»
Учащиеся:
Потому что у дуба толстый ствол и толстые ветки, и крона дерева похожа на шапочку, а у березы тонкий ствол и вытянутая крона, так же эти деревья различаются по цвету.
Преподаватель:
Молодцы, вы были очень внимательны! А сейчас я вам покажу с чего начать рисовать, каждый должен придумать свое дерево, и небольшой рассказ про него.
Объяснение с демонстрацией алгоритма построения дерева, не существующего в природе. Практическая работа (разработка эскиза в карандаше и заливка в цвете).
Вы увидели, что простое дерево можно превратить в необычное, используя различные предметы. Демонстрация работ учащихся, выполненных ранее. Давайте подумаем, какие еще предметы окружающие нас можно использовать, придумывая деревья.
Учащиеся:
Овощи, фрукты, насекомые, животные, предметы быта и т.д.
Преподаватель:
Как много предметов можно использовать для чудо — дерева! Все деревья получатся разные, но принцип их построения будет один и тот же.
Определяем высоту будущего (задуманного) дерева. Рисуем ствол. Для этого находим середину на листе А3 и проводим вертикальную линию снизу вверх. Сверху и снизу листа оставляем место, так положено по правилам построения композиции. Можно заменить ствол дерева на задуманный предмет, например, сапог. Подрисовываем к стволу-сапожку основные ветки. Затем дополнительные ветки, а на них рисуем вместо листиков различную обувь или другие предметы быта: тапки, ботинки, шляпки, мячи, игрушки, посуду и т. п., то что вы задумали. Обратите внимание — дополнительные ветки могут быть различные по форме, длине, толщине, цвету, украшены по-разному.
А теперь оформляем крону дерева, если это дуб, то она будет округлой формы, если береза, то крона будет похожа на вытянутый овал.
Ну вот рисунок в карандаше мы закончили, что будем делать теперь?
Учащиеся:
Мы убираем с помощью ластика все вспомогательные линии и выполняем рисунок в цвете.
Методические рекомендации: педагог напоминает, что рисунок нужно начинать со ствола дерева, затем крону, основные и дополнительные ветки, и предметы на ветках. Напоминает о принципе смешивания цветов для получения желаемого, также обращает внимание на то, что они самостоятельно, исходя из своего замысла, подбирают цветовую гамму. Можно напомнить учащимся, что вся практическая работа делится на два основных этапа – карандашный эскиз и заливка в цвете, напомнить правила работы с водой и красками.
Преподаватель:
А сейчас немножко подумайте, какое дерево изобразите, и начинайте рисовать.
Самостоятельная работа. (60 мин.)
Учащиеся работают самостоятельно. А для того, что бы вам работалось веселее и вы настроились фантазировать будет тихо звучать музыка.
Развитие детей среднего возраста средствами рисования
В возрасте 4–5 лет у дошкольников начинает формироваться эстетическое отношение к миру, они начинают понимать красоту природных явлений, интерьера, внешности. На этом этапе развития и педагог, и родители должны воспитывать художественный вкус, знакомить с искусством, учить не только рассматривать иллюстрации, картины, скульптуры, свои работы, но и оценивать их с позиции правильной передачи формы, цветовой палитры, настроения, характерных черт.
Организация системы обучения рисованию
В системе обучения должна присутствовать преемственность. Это означает, что прежде, чем приступать к рисованию или лепке каких-либо предметов, дети должны иметь базовые знания о них, которые они получают на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках во время наблюдения за природными явлениями (снегом, дождём, росой, ветром) и объектами (почвой, деревьями, цветами, травами, птицами, насекомыми). Таким образом, ранее полученные знания помогут детям лучше передать изображение, его особенности, характер. Кроме того, изобразительная деятельность способствует развитию художественного вкуса и мастерства, гармонично развивая личность ребёнка.
В среднем дошкольном возрасте дети делают первые шаги в составлении и продумывании композиции. Сначала воспитатель предлагает разные варианты сюжетных композиций, постепенно вводя в работы детей отдельные элементы, которые бы украшали изображение и создавали целостность образа. В процессе приобретения навыка составления композиции, дети начинают самостоятельно располагать части рисунка, аппликации на листе бумаги, продумывать детали, которые могли бы украсить их работу. Всё это развивает воображение и творческое мышление ребят.
Техники рисования и дополнительные виды изобразительной деятельности
На занятиях по рисованию можно использовать традиционные техники рисования с помощью цветных карандашей, восковых мелков, гуаши, акварельных красок. Можно сочетать средства рисования: акварель и восковые мелки. Из нетрадиционных техник интересным может быть пальчиковое рисование, кляксография, тычкование.
Тема «Сказочное дерево» позволяет развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, то есть наряду с рисованием, воспитатель может задействовать лепку, например, на тему «Дары сказочного дерева», и аппликацию на тему «Из какой сказки наше дерево?», «На сказочном дереве выросли фрукты и овощи». Многое зависит и от фантазии педагога, потому что увлечь детей в мир творчества, научить их творить, может только человек с богатым внутренним миром и педагогической искрой.
Педагог может предложить индивидуальные задания детям, которые проявляют особый интерес и способности к рисованию. Например, нарисовать сказочное дерево с необычными плодами, используя нетрадиционные техники рисования (штампование, пальчиковое рисование), с разноцветными листьями (цветные отпечатки натуральных листьев деревьев или кустарников). Увлекательным должна показаться детям идея использования манки, когда вдруг в сказочном зимнем лесу выросло такое дерево, или цветного песка, с помощью которого можно сделать фактурными дары сказочного дерева. Такого рода задания превращают учебное занятие в настоящий творческий процесс, а ребята чувствуют себя художниками.
Тематика коллективных и индивидуальных композиций
Тема рисования сказочного дерева изучается после освоения тем по рисованию «Нарисуй картинку про лето», «На яблоне поспели яблоки», «Красивые цветы», по лепке «Яблоки и ягоды», «Большие и маленькие морковки», «Овощи и фрукты». Таким образом, дети уже имеют представление о том, как изображать дерево, различные овощи и фрукты, ягоды, которые могут быть плодами сказочного дерева. В тематическом планировании обсуждаемая тема намечена на октябрь, то есть начало учебного года. Дети ещё не готовы к сложным композиционным решениям. Воспитатель может предложить нарисовать некоторые сказочные детали, например, травку, цветы необычных расцветок и форм. Однако в конце года, когда дети уже владеют разными техниками рисования кистью, в том числе нетрадиционными техниками рисования, то можно говорить об усложнении сюжетной и композиционных линиях.
Примером могут послужить следующие идеи:
- «Волшебный сад», где растут яблони с золотыми яблоками, цветут цветы необычайной красоты. Можно использовать технику пальчикового рисования для изображения яблок.
- «Райские птицы» – в центре большого листа бумаги нарисовано дерево, на котором дети размещают нарисованных и вырезанных сказочных птиц.
- «В гостях у сказки». Рисование по сказке «12 месяцев». В сказочном зимнем лесу в один миг зацвели цветы, распустились деревья. Можно работать в небольших подгруппах с индивидуальными заданиями.
- «Сказочное дерево из детских ладошек». В центре листа нарисовано дерево, дети отпечатками разноцветных ладошек изображают чудо-листочки.
- «Как на нашей ёлке выросли подарки». Дети рисуют и вырезают подарки (игрушки, коробки с бантами, конфеты, мандарины), потом размещают их на ёлке, нарисованной воспитателем.
Игровая мотивация
В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, используя различные игровые приёмы. Объединяя богатый мир игры с учебным процессом, воспитатель делает интересным выполнение любого задания. Таким образом, у детей должна быть игровая мотивация. В качестве мотивирующего начала можно использовать чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево» с показом иллюстраций, беседу с детьми о том, какое дерево называется сказочным и почему. Кроме того, педагогическая смекалка и фантазия могут помочь воспитателю самому придумать сказку о волшебном саде или сказочном лесе. Воспитатель вместе с детьми может пофантазировать о том, что необычного может вырасти на сказочных деревьях.
Практические советы по составлению конспекта занятия по рисованию в средней группе
При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:
- Предварительная работа (2–3 минуты)
- Основная часть (10–13 минут)
- Физкультминутка (1–2 минуты)
- Заключительная часть (подведение итогов) (2 минуты)