Конспект НОД по художественному творчеству (аппликация и плетение из бумажных полос) в старшей группе «Осенний натюрморт»


Аппликация из кругов

Первые изделия из бумаги, которые смогут сделать даже трехлетние дети – это аппликация фруктов из разноцветных кругов. Заинтересовать малышей помогут загадки, песенки, считалки, поговорки и пословицы по теме.

Творческая деятельность пройдет не скучно, если составить конспект, в котором отразить, каких целей нужно достичь:

  • Рассказать о пользе фрукта.
  • Научить наклеивать круглые формы при помощи клея.
  • Закрепить формы и цвет.
  • Привить аккуратность.

Дошкольники еще не владеют понятиями и мыслят только зримыми, конкретными образами. Поэтому для занятия аппликацией подготавливают наглядный материал: яблоки трех цветов различной величины на тарелке. Взрослые также вырезают из бумаги заготовки:

  • Белый круг радиусом 20 см – для основы.
  • Желтый, красный и зеленый круги – для фруктов.

С детьми рассматривают каждое яблоко на тарелке, анализируют размеры и различия. Предлагают их запечатлеть, точно разложив цветные круги на основе.

Затем приступают к практической части: знакомят с простой техникой аппликации из бумаги. Показывают, как намазывать детали и прижимать к бумаге, пользуясь салфеткой.

Литература по теме в помощь педагогу

Выбирая технику и вид аппликации на конкретную тему, педагогу будет полезно ознакомиться со следующими пособиями:

  1. Бойченко О., Старикова Е. Развитие творчества на занятиях по аппликации // Дошкольное воспитание — 1989.
  2. Дубровская Н.В. Аппликация из природных материалов, — М.: 2011.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество, — М.: Педагогика, 1990.
  4. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников, — М.: Педагогика, 1993.
  5. Казакова Т.Г., Лыкова И.А. Сказочный образ в изобразительном творчестве или «Оживи сказку» // Дошкольное воспитание. – 2005.
  6. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства, — СПб.: Речь, 2006.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Карапуз — дидактика», 2006.

Для составления конспектов занятий по аппликации информативными будут следующие материалы:

  1. Программа«От рождения до школы» / (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика — Синтез, 2014.
  3. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества, — Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004.

Уроки по аппликации в подготовительной группе являются важным элементом творческого развития детей. Кроме того, этот вид деятельности нравится ребятам, способствует расширению их представлений о мире вокруг, тренирует мелкую моторику и помогает формировать представления о работе в коллективе. Иными словами, аппликация в системе работы с ребятами 6–7 лет обладает обширным методическим потенциалом.

Литература по теме в помощь педагогу

Конспект нод по аппликации для подготовительной к школе группе «летние фантазии»

Выбирая технику и вид аппликации на конкретную тему, педагогу будет полезно ознакомиться со следующими пособиями:

  1. Бойченко О., Старикова Е. Развитие творчества на занятиях по аппликации // Дошкольное воспитание — 1989.
  2. Дубровская Н.В. Аппликация из природных материалов, — М.: 2011.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество, — М.: Педагогика, 1990.
  4. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников, — М.: Педагогика, 1993.
  5. Казакова Т.Г., Лыкова И.А. Сказочный образ в изобразительном творчестве или «Оживи сказку» // Дошкольное воспитание. – 2005.
  6. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства, — СПб.: Речь, 2006.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Карапуз — дидактика», 2006.

Для составления конспектов занятий по аппликации информативными будут следующие материалы:

  1. Программа«От рождения до школы» / (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика — Синтез, 2014.
  3. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества, — Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004.

Уроки по аппликации в подготовительной группе являются важным элементом творческого развития детей. Кроме того, этот вид деятельности нравится ребятам, способствует расширению их представлений о мире вокруг, тренирует мелкую моторику и помогает формировать представления о работе в коллективе. Иными словами, аппликация в системе работы с ребятами 6–7 лет обладает обширным методическим потенциалом.

Теоретические нюансы

Аппликация — разновидность продуктивной деятельности, которая опирается на создание сюжетных композиций из бумаги, ткани, природного материала, приклеенных или пришитых на плотную, картонную или бумажную (редко деревянную), подложку.

Аппликация из бумаги в подготовительной группе усложняется вырезанием изгибов, завитков, в том числе и по диагональным линиям

Цели занятий аппликацией, являясь едиными для работы с дошкольниками любого возраста, в подготовительной группе имеют ряд особенностей:

  • развитие высоко-координированных движений мышц кистей рук помогает ребятам осваивать навык письма;
  • стимуляция навыка сосредотачиваться и управлять своей деятельностью;
  • помощь в усложнении механизмов мышления образами (в 5–6 лет дети составляли связные описания своих поделок, а в подготовительной группе они учатся фантазировать на тему, причём разбивая сюжет на фрагменты, своеобразные «серии»);
  • закрепление навыка выполнения задания по образцу, то есть приоритетного способа работы в младших классах;
  • практика ориентации в пространстве в процессе расположения деталей композиции в границах подложки;
  • развитие речи (малыши учатся придумывать рассказы по мотивам поделок, используя не только простые предложения, но и сложные, а также осложнённые оборотами);
  • воспитание умения давать оценку своей деятельности и работе своих товарищей.

В подготовительной группе воспитание навыка работать и вместе, и просто рядом продолжается

Задачи, направленные на реализацию этих целей, включают:

  • практику создания предметных и сюжетных композиций с натуры и по представлению (то есть отдельных предметов, к примеру, «Закладка для книг», и сочетаний предметов в рамках общей сцены, например, «Лебеди плавают в пруду»);
  • развитие умения сочетать разные виды техник в одной поделке (например, в работе «Продукты питания» дети делают овощи в обрывном виде аппликации, тарелку в плоской, а столовые приборы в силуэтной);
  • отработку вырезания деталей, отличающихся по форме и размеру;
  • практику вырезания симметричных элементов из сложенного вдвое листа бумаги, а также парных деталей из собранного гармошкой листа;
  • знакомство с прорезным декором, когда украшения элементов не наклеиваются, а прорезаются (например, «Снежинки»);
  • развитие умения разделять обязанности в процессе выполнения задания в группе или в паре;
  • воспитание чувства цвета, пропорциональности композиции, меры в использовании декоративных элементов (бисера, пуговиц и пр.);
  • стимуляции интереса к созданию сюжетов на тему природы, сказок;
  • тренировке навыка рефлексии (старшие дошкольники не просто говорят нравится им или нет их поделка, но и обосновывают почему).

Новые технические приёмы аппликации для детей 6–7 лет

В целом в 6–7 лет воспитанники детского сада систематизируют все те навыки, которыми они овладели ранее. Но всё же акцент в работе делается на:

  • умение пользоваться ножницами для вырезания элементов на глаз, соблюдая пропорции (к примеру, овощи и фрукты), силуэтной и ленточной аппликации (сложность вырезания таких деталей заключается в том, что ребёнок, вырезая отдельные детали, например, очертания лап и хвоста у животного, держит в голове целостный образ изображения, согласуя движение руки с воображаемой формой);
  • составление сюжетных картинок (например, по мотивам сказок), а также композиции, максимально приближенных к реалистичным (натюрморты, пейзажи);
  • выработку навыка делать разметки на бумаге, используя трафарет, шаблон, копировальную бумагу, делая набросок на просвет, на глаз или путём сгибания листа;
  • развитие умения составлять композицию из нескольких элементов, равномерно располагая их на подложке и продумывая декорации каждого (так, к примеру, при выполнении поделки «Дачный домик» дети не только передают все детали реальной картинки — забор, огород, тропинки и пр., но и придумывают украшения самого домика — изразцы на окнах, резьбу на перилах у входа и пр.);
  • отработка обрывного вида аппликации для создания облаков, морской пены и пр.;
  • усложнение комбинаций цветов (ребята практикуются сочетать элементы более 4–5 оттенков в рамках одного сюжета).

В подготовительной группе дети продолжают экспериментировать с формой подложки

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]