Физическое развитие в дошкольном учреждении
Детский фитнес представляет собой систему мероприятий, направленных на укрепление и поддержание здоровья детей.
Использование фитнес движений в детсаду не только подогревает интерес к спортивным занятиям и учит получать удовольствие от двигательной активности, но и укрепляет здоровье. Дети учатся понимать свое тело и управлять им. Они развивают мышечную силу и пластику тела, приобретают правильную осанку и гармоничное телосложение.
Спортивные мероприятия в детском саду не только развивают детей физически, но и благоприятно воздействуют на их психомоторное состояние. Детсадовцы гармонично развиваются физически, духовно и эстетически.
Задачи фитнеса в детском саду
Двигательная активность способствует развитию многих качеств ребенка. Это и развитие моторики, и высокая работоспособность, и успешное освоение нового материала.
Подвижные игры и физические упражнения благотворно воздействуют на такие процессы, как память, внимание, воображение и мышление. Спорт не только развивает, но и дисциплинирует, дает уверенность в себе.
При этом физкультура может помочь детям разного темперамента:
- пассивные ребята смогут открыться новым энергиям, повышая свой жизненный тонус;
- гиперактивные детсадовцы научатся гармонично распределять свои энергетические затраты;
- капризные дети смогут почувствовать силу своего тела и стать выносливее.
Именно все эти задачи и призван решать фитнес для детей.
Если взять отдельно взятый детский сад, то главными задачами фитнеса в дошкольном учреждении являются:
- Формирование и улучшение физических качеств детей (выносливости, координации, силы, ловкости, скорости)
- Превенция нарушений в опорно-двигательной системе
- Приобщение к ЗОЖ и спорту
Эти задачи конкретизируются исходя из возрастной группы детей.
Программа кружка по фитнесу для разных возрастных групп
Детский фитнес предусматривает достижений разных задач в разных группах детсада. Основные из них прописаны в таблице.
Для кого | Задачи |
Для младшей группы |
|
Для средней группы |
|
Для детсадовцев старшей группы |
|
Важно! Рекомендуется уделять спортивным развлечениям в детском саду 2-3 раза в неделю, один из которых приходился бы на улицу.
Как организовать детский спортивный досуг на улице показано в видео:
.
Физкультура и спорт для детей.консультация (старшая группа)
Консультация для родителей.
Физкультура и спорт для детей.
Заботясь о полноценном развитии ребенка, взрослые часто недостаточно внимания уделяют его физической форме, и совершенно зря. От того, насколько ребенок будет развит физически, зависит и то, как быстро и правильно он будет развиваться умственно или творчески. Поэтому очень важно выбрать ребенку занятие по душе, которое помогало бы ему полноценно развиваться во всех сферах.
Родители часто забывают о физическом развитии и занятиях спортом своих детей.
Что нужно учесть.
Несмотря на важность и нужность спорта в жизни ребенка, здесь есть и свои риски. Прежде всего, опасность получения травм. Поэтому стоит выбирать спортивную секцию для ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Например, нехватка кальция, отягощенная хроническими заболеваниями, исключает занятия теми видами спорта, где велик риск получить травму костей. Таким образом, вам лучше отказаться от секции борьбы или футбола в пользу плавания или легкой атлетики.
Кроме этого, учитывайте и личные пожелания ребенка. Даже если вы мечтаете видеть своего ребенка звездой хоккея или фигурного катания, а сам ребенок заинтересован только в теннисе, не нужно заставлять его, иначе никаких особых успехов вы не увидите. Ребенок должен заниматься тем, что доставляет ему удовольствие.
Как и в любом другом занятии, у ребенка должна быть цель. Однако, вряд ли имеет смысл готовить ребенка к каким-то великим свершениям, если вас интересует исключительно всестороннее развитие, и вы не видите особенных способностей вашего чада к спорту. Достаточным результатом будет высокий иммунитет, гибкость, выносливость и дисциплинированность, которые вырабатываются при регулярных занятиях любым видом спорта.
Что выбрать?
Видов спорта, которые были бы полезны детям, множество. Считается, что чем раньше вы отдадите ребенка в секцию, тем легче он адаптируется и тем больших успехов достигнет.
Если ваш ребенок любит игры с участием многих людей, подходит по здоровью и физическому развитию, то вы можете познакомить его с футболом, баскетболом, волейболом или хоккеем.
Если у вашего ребенка слабые мышцы, проблемы с позвоночником и отсутствие интереса к командным видам спорта, то плавание будет ему наиболее полезно. Оно поможет скорректировать сколиоз, сформировать фигуру и успокоить нервы.
Для детей, которые любят животных и хуже идут на контакт с людьми, идеально подойдет конная секция. Общение с этими животными благотворно влияет на психику, а регулярные занятия в конной секции благотворно влияют на все важнейшие функции организма. Сейчас именно в конных секциях занимаются и успешно лечатся дети даже с серьезными заболеваниями.
Если здоровье ребенка позволяет заниматься активными и силовыми видами спорта, то прекрасным выходом будет секция бокса или борьбы, которые сейчас очень популярны. В эти секции ходят не только мальчики, но и девочки, поэтому у многих детей есть шанс научиться защищаться от нападок.
Самый опасный вид спорта — легкая атлетика. Это постоянные растяжения и вывихи, риск развития плоскостопия, но вряд ли какой – то другой вид спорта позволяет так гармонично развивать организм. Если вы уверены в здоровье и выносливости своего ребенка, если его энергия требует выхода, то именно легкая атлетика может его увлечь и позволит добиться значительных результатов.
Спорт для детей, безусловно, важен. Одних занятий физической культурой как в детском саду, так и в школе недостаточно, чтобы ребенок вырос здоровым и сильным, но дополнительные занятия в любой спортивной секции дадут ребенку возможность решить многие проблемы. В первую очередь, ребенок научится координировать свои движения, легче будет переносить даже умственные нагрузки, его нервная система будет менее восприимчива к раздражению, а иммунная к вирусам.
Дорогие родители! К выбору спортивных секций ориентируйтесь не на моду и собственные желания, а на возможности и желания вашего ребенка.
Виды спортивных элементов в детсаду
Условно спортивную нагрузку в детсаду можно подразделить на следующие категории:
- Общеразвивающие упражнения в детском садуОснованы на комплексе задач развивающего характера. Сюда можно отнести:
- утреннюю зарядку;
- дыхательную практику;
- упражнения с мячом;
- задания на разные виды двигательной активности с разными предметами и без них;
- движения с обручем.
- Оздоровительные упражненияНаправлены на оздоровление и укрепление организма дошколенка. Здесь можно выделить:
- элементы по профилактике плоскостопия;
- упражнения на растяжку;
- закаливающие процедуры, физкультура босиком;
- посещение бассейна;
- элементы на укрепление мышц спины и живота.
- Танцевальное и спортивное направлениеПомогает выявить склонности ребенка к тому или иному виду спортивной деятельности. В детсаду можно встретить:
- ритмопластику;
- аэробику;
- гимнастику.
- Игровая деятельностьСюда относится все то, что помогает дошкольникам развиваться физически в игре:
- футбол;
- баскетбол;
- волейбол;
- игры в команде;
- соревновательные игры.
Стоит также выделять время на самостоятельное освоение детьми спортивных элементов. Обычно это происходит на улице, на детской площадке с горками, качелями и прочее или в помещении, где есть спортивный уголок с дополнительным навесным оборудованием.
Общеразвивающие упражнения в детском саду
В зависимости от цели можно разработать разнообразные комплексы общеразвивающих упражнений применительно к детям разного возраста. Утренняя гимнастика или физкультминутка, дыхательная практика или элементы с обручем, упражнения с мячами или с другими предметами. Свою программу можно придумать как для малышей, так и для деток постарше.
Физический комплекс для утренней зарядки
В качестве утренней зарядки можно предложить следующий комплекс упражнений:
- Потягушки Дети становятся в круг, поднимаются на носки ног и тянутся с прямыми руками вверх. С выдохом руки через стороны возвращаются в исходную позицию, стопа ног полностью касается пола. Можно выполнять на месте, а можно делать шаг в сторону, продвигаясь между потягушками по кругу.
- Маятник Также можно образовать круг, встать, расставив ноги на ширине плеч, руки уложить на пояс. Делать разносторонние наклоны головой.
- Кукла Включаем в работу плечи. Для этого располагаем руки вдоль тела. Приподнимаем сначала правое плечо, потом левое.
- Неваляшка Садимся на пол, подтягиваем ноги к себе и обхватываем их руками. Из этого положения делаем разносторонние перекаты.
- Волчок Становимся на ноги, расставив их на ширине плеч. Прыгаем на двух ногах, чередуя прыжки с ходьбой. Можно чередовать элементы в движении по кругу.
Дыхательная практика
Важно научить детсадовцев выполнять дыхательную практику. Она необходима после каждого комплекса упражнений. Кроме того, такая практика является отличной превенцией заболеваний горла и носа.
В целях подогрева интереса можно каждому элементу дать веселое название, например:
- Надуваем пузыри – делаем глубокий вдох носом, надувая при этом щеки, затем медленно выдыхаем через приоткрытый рот.
- Насосик – встаем и укладываем руки на пояс, со вдохом немного приседаем, с выдохом выпрямляемся. Цель – постепенно делать приседы ниже, а вдохи и выдохи глубже.
- Курочка – встаем и наклоняемся вниз, свесив свободно руки, играющие роль крыльев, и опустив голову. С выдохом похлопываем себя по коленкам и говорим «так-так-так», со вдохом выпрямляемся и поднимаем руки вверх.
- Часики – встаем прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахиваем прямыми руками в вперед-назад, произнося при этом «тик-так».
- Трубач – садимся и складываем поднятые кисти рук в трубочку. При медленном выдохе говорим «п-ф-ф».
Движения с мячом
С мячом можно также придумать огромное количество упражнений для разных детсадовских групп:
- стоя, берем мяч в обе руки и опускаем их вниз, с подъемом на носки поднимаем мяч над головой;
- перекладываем мяч из одной прямой руки в другую при исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч находится в одной из рук;
- садимся на пол, скрещивая ноги, мяч располагаем с правой сторону на полу, прокатываем мяч перед собой в другую сторону;
- прыгаем на двух ногах с мячом в руках;
- подбрасываем мяч вверх, перекидываем его из одной руки в другую.
Комплекс разных элементов с предметами и без них
- С кубиками
- Встаем, ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, кубики в руках. Поднимаем руки через стороны вверх, стукаем кубиками друг о дружку.
- Садимся на пол, кубики берем в руки и сгибаем их в локтях. Поднимаем ноги вверх и стукаем кубиками под коленями.
- Прыгаем с кубиками, разводя руки в разные стороны.
- С флажками
- Встаем, руки с флажками разводим в стороны. Делаем выпады, дотрагиваясь рукой с флажком до колена одноименной ноги.
- Расставляем ноги широко, руки с флажками вытягиваем вперед. Поворачиваемся в одну сторону, уводя руку назад и следя за флажком глазами. Повторяем с другой рукой.
- Исходное положение то же, руки с флажками поднимаем вверх. Наклоняемся вниз, флажки тянутся к полу.
- Без предметов
- Ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Приподнимаемся на носки ног, поднимая правую руку вверх. Повторяем с другой рукой.
- Садимся на корточки и обнимаем руками колени. Выпрямляемся, вставая на носочки и поднимая руки вверх.
- Ложимся на пол на спину с прямыми ногами и руками, расположенными вдоль корпуса. Обхватываем голову руками и прижимаем ее к подтянутым к животу коленям. Сворачиваемся таким образом в клубочек.
Движения с обручем
Обруч может также разнообразить детски фитнес, внося в занятия интерес и пользу:
- Встаем, обруч держим внизу. Поднимаем обруч вперед, потом вверх, затем опять вперед и вниз.
- Ноги на ширине плеч, обруч обхватываем по бокам и прижимаем к груди. Поворачиваем корпус в одну сторону, прямые руки вытягиваем в эту же сторону. Повторяем в другую сторону.
- Исходное положение то же. Приседаем, вынося обруч вперед.
- Держим обруч внизу. Поднимаем его вперед и наклоняемся, выглядывая в обруч. Задерживаемся на несколько секунд в этом положении. Спина прямая.
- Встаем около обруча. Начинаем прыгать вокруг инвентаря.
Оздоровительная практика
Огромную роль в фитнесе для дошкольников играют оздоровительные упражнения. Ведь задел на всю свою дальнейшую жизнь закладывается именно с детства. Особое внимание здесь следует уделять упражнениям, предупреждающим развитие плоскостопия, растяжке и укрепляющим элементам.
Элементы, предупреждающие плоскостопие
Стопа — это фундамент всего организма, поэтому нельзя относиться к плоскостопию легкомысленно. А если учесть, что формирование опорно-двигательной системы приходится на период до 6 лет, то и профилактику плоскостопия рекомендуется проводить в этом возрасте.
Предлагаем следующий комплекс упражнений, направленных на превенцию плоскостопия:
- Садимся на стул, размещаем массажный мячик под одной стопой и катаем его вперед-назад и по кругу. Повторяем с другой ногой. Спина прямая.
- Садимся на корточки в позу лягушки, руки на коленях, пятки вместе:
- надавливаем руками на колени и соединяем их вместе;
- упираемся руками в пол за спиной и, скользя внешней стороной ступней, сгибаем и разгибаем ноги;
- приподнимаем ноги и начинаем похлопывать стопами.
- Садимся на стул с прямой спиной, держимся руками за его край:
- ставим ноги по очереди на пятки;
- шагаем на носочках вперед-назад;
- берем носовой платок и пытаемся захватить его одной стопой;
- переносим платок из одной стопы в другую.
- Исходная позиция та же. Руки на поясе. Чертим кружок по полу носочком одной ноги. Повторяем с другой ногой.
- Садимся на пол, руки в упоре сзади, ноги согнуты, стопы соединяем, спина прямая. Приподнимаем ноги и давим стопами друг в друга.
- Исходная позиция та же. Поочередно рисуем носками ног картинки в воздухе.
Важно! Весь комплекс проводится без обуви, дополнительно обеспечивая закалку.
Стретчинг в детском саду
Растяжка призвана мягко растягивать мышцы. Для того, чтобы элементы выполнялись плавно, без рывков в детском саду используется спокойная музыка.
В тренировочный комплекс можно включать следующие элементы на растяжку:
- встаем, руки вдоль корпуса, носки в разные стороны, пятки рядом – поднимаемся на пальцы ног с прямыми руками, максимально вытягиваясь вверх;
- исходное положение то же – руки при подъеме вытягиваем в разные стороны, фиксируясь в этом положении;
- стопы параллельно, ноги на уровне плеч – поднимаем руки и садимся, не отрывая стопы от пола;
- ложимся на пол на живот, обхватить щиколотки руками, поднять голову и приподнять плечи и грудь, при возможности приподнять живот;
- исходная позиция та же, руки вдоль корпуса, ноги прямые – сгибаем одну ногу, оставляя стопу на полу, повторить с другой ногой.
Элементы на укрепление мышц спины и живота
Укрепить мышцы кора в детском саду можно с помощью таких тренажеров, как турник, фитбол, диски здоровья, эспандеры, скамьи для пресса.
Хорошо себя показывают такие элементы:
- вис на турнике – растягивает спину, параллельно укрепляя ее;
- подтягивания на турнике и подъемы ног в висе;
- передача фитбола лежа на спине от рук к ногам и наоборот;
- скручивания на фитболе или скамье для пресса;
- ягодичный мостик на фитболе и прочее.
А если в детском саду установлена шведская стенка с навесным оборудование, то проблем с укрепляющим тренингом вообще не должно быть. Дошкольники сами найдут себе занятия по душе, используя с пользой навесной инвентарь.
Танцевальное и спортивное направление
Это, наверно, самое интересное направление фитнеса в детсаду. Так, можно выделить следующие виды занятий:
- Аэробика Включает все аэробные элементы, наполняющие организм кислородом. Танцевальные движения, прыжки, бег – все эти цикличные движения стимулируют работу сердечной и дыхательной системы и дарят отличное настроение.
- Ритмическая гимнастика Разновидность привычной гимнастики, но с упором на интенсивную двигательную активность. Широкий спектр движений способствует совершенствованию координационных способностей и двигательной памяти.
- Логоритмика Очень интересное направление, сочетающее физические элементы с произношением звуков и их производных. Здесь помимо физического развития происходит развитие речи.
- Звероаэробика Еще один вид занятий, веселый и занимательный, сочетающий в себе аэробику с движениями, подражающими поведение животных.
- Степ-аэробика Ритмичные движения под задорную музыку на степ-платформах. Здесь развивается мелкая моторика, равновесие и физическая сила.
Беседа «Летние виды спорта»
Цель беседы: Формирование представлений у детей о летних видах спорта и развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Задачи:
1. Познакомить детей с летними видами спорта, спортивным инвентарём, понятиями спортсмен и соревнования.
2. Развить память, мышление, воображение; развить связную речь и обогатить словарный запас.
3. Воспитать интерес и любовь к спорту, уважение к спортсменам, желание заниматься физкультурой и спортом.
Материал для проведения беседы:
Наглядно-дидактическое пособие «Виды спорта» из серии «Уроки для самых маленьких», издательство «ПрофПресс».
Наглядно-дидактическое пособие «Летние виды спорта». Рассказы по картинкам Издательство Мозаика синтез 2016г.
Спортивный инвентарь: ракетка, мяч, скакалка, обруч.
Литература:
1 Интернет –ресурс: https://imfourok.net – Летние виды спорта.
2. Интернет –ресурс: https://nsportal.ru – Консультация – виды спорта для детей.
3. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова «От рождения до школы» Мозаика синтез, 2016.
Речь педагога:Ответы детей:
Ребята, вот и закончилась зима и наступила долгожданная весна! А какое время года наступит после весны? Лето!
Ребята, а вы любите лето?
За что вы любите лето?
Да!
Летом тепло, можно много гулять. Можно купаться и кататься на самокате, велосипеде.
Правильно, летом можно долго гулять на улице, кататься на велосипеде, плавать, загорать, играть в мяч, скакать на скакалке и играть во множество других интересных игр. А как вы думаете, как одним словом назвать виды спорта, которыми можно заниматься летом? Летние.
Давайте посмотрим на картинки и попробуем узнать основные летние виды спорта.
Показывается картинка с велосипедистом. Как вы думаете, как называется этот вид спорта? Велосипедный спорт.
Катание на велосипеде.
Это – «велогонка», в которой спортсмены соревнуются на скорость, кто первым приедет к финишу, тот и победитель. Как вы думаете, что самое главное в этом виде спорта?
Скорость, велосипед, быстро ехать на велосипеде.
Правильно, велосипед. А зачем спортсмену нужен шлем? Чтобы не удариться головой.
Вы любите кататься на велосипеде?
На чем ещё можно кататься летом?
Да! На самокате, на роликах!
Показывается карточка с теннисистом. Ребята, вы знаете какой это вид спорта?
Шустрый мяч и две ракетки. Все удары чётки, метки.
До победного играть, никому не уступать! Теннис.
Это «теннис». Он бывает большой и настольный, чем они отличаются?
В большой теннис играют на большой площадке, а в настольный — за столом.
Что нужно, для того чтобы заниматься этим видом спорта? Посмотрите как выглядит ракетка.
Ракетка, теннисный мяч, сетка,
Сколько человек может участвовать в игре? Может играть сразу 4 человека?
Правильно, в эту игру могут играть и 4 человека.
Да, можно.
Ребята, а этот вид спорта, вам хорошо знаком, не глядя на картинку,отгадайте загадку:
Ногами все бьют мяч, пинают,
Как гвоздь в ворота забивают,
Кричат от радости все: «Гол!».
Игру с мячом зовут.
Футбол!
Правильно, это футбол. Что нужно делать игрокам, что бы выиграть? Забить гол!
Правильно, гол! А кто-нибудь знает, какое главное правило в футболе? Не трогать мяч руками!
А какие ещё виды спорта с мячом вы знаете?
Показываются карточки с волейболом, баскетболом. Обратите внимание, что мячи отличаются. У каждой игры, свой мяч, для волейбола нужен лёгкий мяч, чтобы кидать через сетку, а для баскетбола – прыгучий.
В баскетболе мяч бросается в кольцо. Баскетбол. Волейбол.
Почему эти игры называются командными? Играет много человек – команда.
Рассмотрим карточки с прыжками в длину, в высоту, бег, метание ядра, копья, гимнастика. Ребята это тоже летние виды спорта. Скажите пожалуйста, может какие-то из них вам знакомы? Посмотрите, сколько разных снарядов используется в этих видах спорта.
Лента, мяч, бревно и брусья, кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я множество снарядов.
Красоту и пластику дарит нам. (гимнастика) Прыжки, бег, гимнастика.
Как называется место, где проходят соревнования по этим видам спорта? Стадион.
Летом много видов спорта,которые проходят на воде: плавание, прыжки в воду, гребля.
Дети, в конце нашей беседы,мы поиграем в игру: «Изобрази вид спорта». Вспомните, о каких видах спорта мы с вами беседовали, какой из них вам больше понравился, и попробуйте изобразить его с помощью движений, которые делает спортсмен в этом виде спорта. Дети изображают виды спорта, которые им понравились и запомнились, остальные дети отгадывают.
Педагог: Чтобы стать настоящим спортсменом, требуется много сил, энергии, труда и желания. Настоящий спортсмен,в ходе тренировок приобретает много качеств: выносливость, силу, ловкость, меткость, быстроту, стройную фигуру, правильную осанку.
Когда наступит лето, нужно не забывать про физические упражнения, чаще гулять, играть с мячом, кататься на самокате и велосипеде, плавать, играть в догонялки, теннис и бадминтон.
Чтоб крепким и здоровым быть,
Надо спорт вам полюбить.
Занимайтесь, не ленитесь,
И со спортом подружитесь.
Беседа «Летние виды спорта»
Цель беседы: Формирование представлений у детей о летних видах спорта и развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Задачи:
1. Познакомить детей с летними видами спорта, спортивным инвентарём, понятиями спортсмен и соревнования.
2. Развить память, мышление, воображение; развить связную речь и обогатить словарный запас.
3. Воспитать интерес и любовь к спорту, уважение к спортсменам, желание заниматься физкультурой и спортом.
Материал для проведения беседы:
Наглядно-дидактическое пособие «Виды спорта» из серии «Уроки для самых маленьких», издательство «ПрофПресс».
Наглядно-дидактическое пособие «Летние виды спорта». Рассказы по картинкам Издательство Мозаика синтез 2016г.
Спортивный инвентарь: ракетка, мяч, скакалка, обруч.
Литература:
1 Интернет –ресурс: https://imfourok.net – Летние виды спорта.
2. Интернет –ресурс: https://nsportal.ru – Консультация – виды спорта для детей.
3. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова «От рождения до школы» Мозаика синтез, 2016.
Речь педагога:Ответы детей:
Ребята, вот и закончилась зима и наступила долгожданная весна! А какое время года наступит после весны? Лето!
Ребята, а вы любите лето?
За что вы любите лето?
Да!
Летом тепло, можно много гулять. Можно купаться и кататься на самокате, велосипеде.
Правильно, летом можно долго гулять на улице, кататься на велосипеде, плавать, загорать, играть в мяч, скакать на скакалке и играть во множество других интересных игр. А как вы думаете, как одним словом назвать виды спорта, которыми можно заниматься летом? Летние.
Давайте посмотрим на картинки и попробуем узнать основные летние виды спорта.
Показывается картинка с велосипедистом. Как вы думаете, как называется этот вид спорта? Велосипедный спорт.
Катание на велосипеде.
Это – «велогонка», в которой спортсмены соревнуются на скорость, кто первым приедет к финишу, тот и победитель. Как вы думаете, что самое главное в этом виде спорта?
Скорость, велосипед, быстро ехать на велосипеде.
Правильно, велосипед. А зачем спортсмену нужен шлем? Чтобы не удариться головой.
Вы любите кататься на велосипеде?
На чем ещё можно кататься летом?
Да! На самокате, на роликах!
Показывается карточка с теннисистом. Ребята, вы знаете какой это вид спорта?
Шустрый мяч и две ракетки. Все удары чётки, метки.
До победного играть, никому не уступать! Теннис.
Это «теннис». Он бывает большой и настольный, чем они отличаются?
В большой теннис играют на большой площадке, а в настольный — за столом.
Что нужно, для того чтобы заниматься этим видом спорта? Посмотрите как выглядит ракетка.
Ракетка, теннисный мяч, сетка,
Сколько человек может участвовать в игре? Может играть сразу 4 человека?
Правильно, в эту игру могут играть и 4 человека.
Да, можно.
Ребята, а этот вид спорта, вам хорошо знаком, не глядя на картинку,отгадайте загадку:
Ногами все бьют мяч, пинают,
Как гвоздь в ворота забивают,
Кричат от радости все: «Гол!».
Игру с мячом зовут.
Футбол!
Правильно, это футбол. Что нужно делать игрокам, что бы выиграть? Забить гол!
Правильно, гол! А кто-нибудь знает, какое главное правило в футболе? Не трогать мяч руками!
А какие ещё виды спорта с мячом вы знаете?
Показываются карточки с волейболом, баскетболом. Обратите внимание, что мячи отличаются. У каждой игры, свой мяч, для волейбола нужен лёгкий мяч, чтобы кидать через сетку, а для баскетбола – прыгучий.
В баскетболе мяч бросается в кольцо. Баскетбол. Волейбол.
Почему эти игры называются командными? Играет много человек – команда.
Рассмотрим карточки с прыжками в длину, в высоту, бег, метание ядра, копья, гимнастика. Ребята это тоже летние виды спорта. Скажите пожалуйста, может какие-то из них вам знакомы? Посмотрите, сколько разных снарядов используется в этих видах спорта.
Лента, мяч, бревно и брусья, кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я множество снарядов.
Красоту и пластику дарит нам. (гимнастика) Прыжки, бег, гимнастика.
Как называется место, где проходят соревнования по этим видам спорта? Стадион.
Летом много видов спорта,которые проходят на воде: плавание, прыжки в воду, гребля.
Дети, в конце нашей беседы,мы поиграем в игру: «Изобрази вид спорта». Вспомните, о каких видах спорта мы с вами беседовали, какой из них вам больше понравился, и попробуйте изобразить его с помощью движений, которые делает спортсмен в этом виде спорта. Дети изображают виды спорта, которые им понравились и запомнились, остальные дети отгадывают.
Педагог: Чтобы стать настоящим спортсменом, требуется много сил, энергии, труда и желания. Настоящий спортсмен,в ходе тренировок приобретает много качеств: выносливость, силу, ловкость, меткость, быстроту, стройную фигуру, правильную осанку.
Когда наступит лето, нужно не забывать про физические упражнения, чаще гулять, играть с мячом, кататься на самокате и велосипеде, плавать, играть в догонялки, теннис и бадминтон.
Чтоб крепким и здоровым быть,
Надо спорт вам полюбить.
Занимайтесь, не ленитесь,
И со спортом подружитесь.
Беседа «Летние виды спорта»
Цель беседы: Формирование представлений у детей о летних видах спорта и развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Задачи:
1. Познакомить детей с летними видами спорта, спортивным инвентарём, понятиями спортсмен и соревнования.
2. Развить память, мышление, воображение; развить связную речь и обогатить словарный запас.
3. Воспитать интерес и любовь к спорту, уважение к спортсменам, желание заниматься физкультурой и спортом.
Материал для проведения беседы:
Наглядно-дидактическое пособие «Виды спорта» из серии «Уроки для самых маленьких», издательство «ПрофПресс».
Наглядно-дидактическое пособие «Летние виды спорта». Рассказы по картинкам Издательство Мозаика синтез 2016г.
Спортивный инвентарь: ракетка, мяч, скакалка, обруч.
Литература:
1 Интернет –ресурс: https://imfourok.net – Летние виды спорта.
2. Интернет –ресурс: https://nsportal.ru – Консультация – виды спорта для детей.
3. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова «От рождения до школы» Мозаика синтез, 2016.
Речь педагога:Ответы детей:
Ребята, вот и закончилась зима и наступила долгожданная весна! А какое время года наступит после весны? Лето!
Ребята, а вы любите лето?
За что вы любите лето?
Да!
Летом тепло, можно много гулять. Можно купаться и кататься на самокате, велосипеде.
Правильно, летом можно долго гулять на улице, кататься на велосипеде, плавать, загорать, играть в мяч, скакать на скакалке и играть во множество других интересных игр. А как вы думаете, как одним словом назвать виды спорта, которыми можно заниматься летом? Летние.
Давайте посмотрим на картинки и попробуем узнать основные летние виды спорта.
Показывается картинка с велосипедистом. Как вы думаете, как называется этот вид спорта? Велосипедный спорт.
Катание на велосипеде.
Это – «велогонка», в которой спортсмены соревнуются на скорость, кто первым приедет к финишу, тот и победитель. Как вы думаете, что самое главное в этом виде спорта?
Скорость, велосипед, быстро ехать на велосипеде.
Правильно, велосипед. А зачем спортсмену нужен шлем? Чтобы не удариться головой.
Вы любите кататься на велосипеде?
На чем ещё можно кататься летом?
Да! На самокате, на роликах!
Показывается карточка с теннисистом. Ребята, вы знаете какой это вид спорта?
Шустрый мяч и две ракетки. Все удары чётки, метки.
До победного играть, никому не уступать! Теннис.
Это «теннис». Он бывает большой и настольный, чем они отличаются?
В большой теннис играют на большой площадке, а в настольный — за столом.
Что нужно, для того чтобы заниматься этим видом спорта? Посмотрите как выглядит ракетка.
Ракетка, теннисный мяч, сетка,
Сколько человек может участвовать в игре? Может играть сразу 4 человека?
Правильно, в эту игру могут играть и 4 человека.
Да, можно.
Ребята, а этот вид спорта, вам хорошо знаком, не глядя на картинку,отгадайте загадку:
Ногами все бьют мяч, пинают,
Как гвоздь в ворота забивают,
Кричат от радости все: «Гол!».
Игру с мячом зовут.
Футбол!
Правильно, это футбол. Что нужно делать игрокам, что бы выиграть? Забить гол!
Правильно, гол! А кто-нибудь знает, какое главное правило в футболе? Не трогать мяч руками!
А какие ещё виды спорта с мячом вы знаете?
Показываются карточки с волейболом, баскетболом. Обратите внимание, что мячи отличаются. У каждой игры, свой мяч, для волейбола нужен лёгкий мяч, чтобы кидать через сетку, а для баскетбола – прыгучий.
В баскетболе мяч бросается в кольцо. Баскетбол. Волейбол.
Почему эти игры называются командными? Играет много человек – команда.
Рассмотрим карточки с прыжками в длину, в высоту, бег, метание ядра, копья, гимнастика. Ребята это тоже летние виды спорта. Скажите пожалуйста, может какие-то из них вам знакомы? Посмотрите, сколько разных снарядов используется в этих видах спорта.
Лента, мяч, бревно и брусья, кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я множество снарядов.
Красоту и пластику дарит нам. (гимнастика) Прыжки, бег, гимнастика.
Как называется место, где проходят соревнования по этим видам спорта? Стадион.
Летом много видов спорта,которые проходят на воде: плавание, прыжки в воду, гребля.
Дети, в конце нашей беседы,мы поиграем в игру: «Изобрази вид спорта». Вспомните, о каких видах спорта мы с вами беседовали, какой из них вам больше понравился, и попробуйте изобразить его с помощью движений, которые делает спортсмен в этом виде спорта. Дети изображают виды спорта, которые им понравились и запомнились, остальные дети отгадывают.
Педагог: Чтобы стать настоящим спортсменом, требуется много сил, энергии, труда и желания. Настоящий спортсмен,в ходе тренировок приобретает много качеств: выносливость, силу, ловкость, меткость, быстроту, стройную фигуру, правильную осанку.
Когда наступит лето, нужно не забывать про физические упражнения, чаще гулять, играть с мячом, кататься на самокате и велосипеде, плавать, играть в догонялки, теннис и бадминтон.
Чтоб крепким и здоровым быть,
Надо спорт вам полюбить.
Занимайтесь, не ленитесь,
И со спортом подружитесь.
Основные правила фитнеса в детсаду
Детский фитнес должен быть обязательно разделен на возрастные группы. Ряд упражнений для старших дошколят не подойдет для малышей. Также необходимо выделять разное время для занятий. Например, для младших детсадовцев тренировка не должна длиться больше 20-25 минут, в средней группе тренинг может продолжаться и полчаса, а в старшей- 35 минут.
Занятия должны проводится под наблюдением воспитателя. Перед тренировкой необходимо проверить самочувствие занимающихся и удостовериться, что они переоделись в спортивную одежду и обувь.
Post Views: 10 539
Спортивные игры в детском саду статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Алексеева В.Г., инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей Красносельского района
Санкт — Петербурга
Спортивные игры в детском саду
Большую роль во всестороннем воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, приходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «городки», «кегли», «бита», «клюшка», «шайба» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций. Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Познакомить детей с правилами спортивных игр помогают настольные игры (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.).
В дошкольном учреждении всегда имеются в наличии спортивный инвентарь — кегли, кольцеброс, серсо, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей. В детском саду используются игры, которые дают детям возможность познакомиться с элементами спортивных игр.
Кегли. Играют дети со средней группы. Для игры используют кегли трех размеров (большие, средние, маленькие) по 6 штук и 3 шара. Задача заключается в том, чтобы сбить шаром кегли от линии кона на расстоянии 1,5 – 3 м. для прокатывания мяча туловище надо повернуть вполоборота вправо, правую ногу отставить назад, наклониться вперед. Сбитые кегли ставятся вновь. Фигуры в средней группе придумывает воспитатель, а в старшей и подготовительной группах – сами дети.
Кольцеброс. Эта игра используется в старших группах. Кольцебросы могут быть настольные, настенные и напольные. В качестве кольцеброса используют также сюжетные фигуры (деревянная птица с хвостом, Буратино с длинным носом и др.). Напольный кольцеброс устанавливается на площадке или в спортивном зале. На расстоянии 2 м от него проводят одну линию и на расстоянии 3 м вторую. Играющие договариваются, по сколько колец будет бросать каждый, затем по очереди с первой линии набрасывают кольца на колышки. Исходное положение перед набрасыванием: левая нога отставлена назад, руки вдоль туловища, при прицеливании правая рука с кольцом выносится вперед на уровне пояса; при замахе отводится в сторону левой руки назад; при броске правая рука с кольцом проносится вперед – вниз. После броска туловище выпрямляется. Когда все кольца брошены, подсчитывают, кто больше набросил на колышки. Затем все дети переходят на вторую линию и оттуда набрасывают кольца на конусы.
Серсо. Эта игра используется в старших группах. Дети становятся друг против друга н расстоянии 4 – 5 м.
Бросание выполняется из исходного положения: туловище повернуто вполоборота влево, левая нога отставлена назад, левая и правая рука опущены вдоль туловища. Ребенок правой рукой бросает кольцо снизу вперед – вверх так, чтобы его удобно было ловить. Другой ребенок готовится поймать кольцо: левая нога у него отставлена назад, туловище повернуто вполоборота налево, левая рука вдоль туловища, а правая рука в полусогнутом состоянии перед грудью.
Обучение осуществляется в следующей последовательности: кольца бросают и ловят рукой; кольца бросают палочкой, а ловят рукой; бросают и ловят палочкой. Выигрывает тот, кто больше поймал колец.
Бадминтон. Рекомендуется проводить игру в безветренную погоду на ровной площадке. Двое детей становятся на расстоянии 4 – 5 м друг от друга. Один ребенок подбрасывает волан, ударяет по нему ракеткой, направляя его вперед, (а не вверх) в сторону партнера. Тот должен отбить его обратно. Отбивание продолжается до тех пор, пока волан не упадет на землю. В бадминтон играть можно и через сетку.
Для проведения игры надо научить детей держать ракетку правой рукой. Ракетка упирается в основание ладони, пальцы сжаты, а большой палец слегка вытянут вперед и опирается о ручку ракетки.
Сначала с детьми проводятся подготовительные упражнения: манипуляции с ракеткой и жонглирование воланом, игра без сетки сначала с педагогом, а потом друг с другом; игра через сетку.
Городки. Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3 – 4) и их порядке. Каждый играющий получает две биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки за пределы квадрата («города»). В начале игры биты бросают с кона, а когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющий бросает биты с полукона. После того, как будут выбиты все городки, ставится новая фигура. Порядок построения фигур постепенно усложняется.
Детей важно научить правильно бросать биты. Играющий становится за линию, отставляет правую ногу и на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.
Волейбол. Детей учат в передаче мяча и подаче двумя руками. Обучение игре в волейбол складывается из трех этапов (подготовительный, подводящий, основной). На подготовительном этапе нужно научить умению видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развить координацию движений. Для этого используется «Школа мяча». На втором этапе (подводящем) детей учат выполнять упражнения с мячом, которые применяются в волейболе: перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении. На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением следующих правил:
1. Мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку.
2. Подавать мяч в игру не с угла, а с поля.
Баскетбол. Детей учат ловле и передаче мяча, бросками мяча двумя руками в корзину, ведению мяча в подготовительный период детей 5 лет учат попадать мячом в корзину с места двумя руками от груди, перебрасывать мяч правой и левой рукой. С детьми 6 лет проводятся следующие упражнения: передача мяча друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча; перебрасывание мяча друг другу от груди в движении; ловля мяча, летящего на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, внизу, у пола и т. д.) и с разных сторон; бросание мяча в корзину двумя руками из – за головы, от плеча с разного расстояния (1 – 3 м); ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова продвигаясь по сигналу. В основной период дети осваивают правила игры в баскетбол и играют по упрощенным правилам.
Хоккей. В старшей группе дети осваивают ведение (прокатывание) мяча (шайбы) клюшкой по снегу, льду (без коньков), траве в заданном направлении; прокатывание шайбы друг другу в парах, удары по шайбе и попадание в ворота. В подготовительной группе даются задания вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы; прокатывать шайбу клюшкой друг другу; задерживать клюшкой шайбу; обводить шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними; забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками справа и слева; попадать шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после ведения.
Футбол. В дошкольном возрасте дети осваивают элементы игры в футбол. В старшей группе даются задания: прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении; обводить мяч вокруг предметов; закатывать мяч в ворота; отбивать мяч о стенку несколько раз подряд; передавать мяч одной ногой друг другу в парах. В подготовительной группе задания усложняются: передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте (расстояние 3 – 4 м), подкидывать мяч ногой, ловить руками, попадать мячом в предметы; забивать мяч в ворота.
Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис. Все спортивные игры при разумном использовании вполне безопасны для детей. Педагог должен учить детей соблюдать основные правила игр. Тогда игра будет в радость!
«Спорт в жизни ребенка-дошкольника».
В результате последних исследований было установлено, что взрослые в настоящий момент времени очень мало двигаются, что негативно отражается на их здоровье. При этом категория здоровья и ряд заболеваний, которыми страдает взрослый, является прямым результатом величины движений ребенка в дошкольном возрасте. Чем больше активности проявляет дошкольник, тем выше будет его жизненный потенциал и состояние здоровья.
В последние годы отмечается тенденция к понижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Почему это происходит?
— Это можно объяснить тем, что наши дети длительное время сидят у телевизоров, а также при проведении с ними различных занятий, чтении им книг, при занятии ручным трудом, рисованием, лепкой, не требующими активных движений.
Чему способствует снижение двигательной активности у детей?
-Во-1, нарушаются процессы нормального развития и во-2, проявляются изменения в обмена веществ.
Совершенно верно, хочется обратить ваше внимание на то, что все виды движений — одна из важнейших потребностей растущего детского организма.
А каковы изменения произойдут с ребенком, если он много двигается, занимается спортом?
— Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста.
Да, и активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка. Не зря 2,5 тысячи лет назад в древней Элладе было высечено на скале изречение: «Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». Помимо оказываемого положительного результата на организм ребенка регулярные тренировки позволяют формировать дисциплинированность, ответственность и регулировать режим дня ребенка.
С какого возраста можно начинать систематические занятия с дошкольниками не только физкультурой, но и спортом (коньки, лыжи, плавание и т. п.) ?
Со старшего дошкольного возраста, точнее с 5 лет можно начинать, хотя лыжи можно надевать детям ,начиная с 3 лет, но обучать их лыжному спорту раньше 4—5 лет не следует. Лишь с этого возраста можно приступить к обучению ходьбе на лыжах. И еще занятия спортом можно проводить и в самостоятельном режиме и без определенного стремления к выдающимся результатам.
Есть определенные правила и даже требования при покупке лыж.
Покупая лыжи, необходимо подбирать их строго по росту ребенка: пальцы его вытянутой вверх руки должны без усилия доставать до носка лыжи, а лыжные палки достигать подмышечных впадин.
-Верно, на многих выпускаемых сейчас лыжах для детей проставляется рост, на который они рассчитаны. В таких случаях примерка необязательна.
-А что вы можно добавить об одежде?
Для катания на лыжах ребенок должен одеваться тепло, но легко. Наиболее удобен комбинезон, не стесняющий движений, на руки — варежки.
Какие особенности при обучении детей ходьбе на лыжах?
-Чтобы ребенок привык к лыжам, перед обучением ходьбе на них по снегу целесообразно дать походить в них по комнате. Здесь же полезно освоить с малышом поворот на лыжах на месте. При обучении в первую очередь вырабатывается умение правильно стоять на лыжах, держать параллельно стопы, сохранять между ними одинаковое расстояние при движении. Сначала дети учатся ходить на лыжах без палок, осваивая так называемые ступающие шаги и согласованные с ними движения рук. Только после освоения такой ходьбы можно перейти к обучению скользящему шагу и использованию палок. Ребенка учат делать шаг левой ногой с одновременным выносом вперед правой руки с палкой. Тяжесть тела при этом переносится на левую ногу, скользит левая лыжа. Затем также производится шаг правой ногой и перенос на нее тяжести тела, вперед выдвигается левая рука с палкой. Палка ставится в снег на уровне носка противоположного ботинка. Туловище лыжника слегка наклонено вперед, ноги полусогнуты.
-Можно ли учить ребенка скатываться с горы?
Можно начинать обучать его спуску, но с невысоких пологих возвышенностей. И причем, когда ребенок освоит ходьбу по ровной местности. При спуске ребенок скользит одновременно на обеих лыжах. Ноги его, слегка согнутые в коленях, стоят рядом. Обе руки с палками выносятся вперед одновременно, и ребенок отталкивается.
-Нужно ли учить ребенка падать?
Очень важно научить малыша правильно падать (не вперед или назад, а на бок) и самостоятельно подниматься, опираясь на руки. К 4 годам обученный ребенок способен надевать и снимать лыжи.
Хочу еще обратить ваше внимание на то, что, при совместных лыжных прогулках с детьми полезен такой прием, как буксировка малыша, стоящего на лыжах, за палки или веревку. Ребенком он воспринимается как интересная игра, имитирующая паровоз с вагонами или буксир с баржей.
-А при какой погоде можно ходить с детьми на лыжах?
В тихую погоду при морозе не выше 12—15 °С 5—6-летние дети могут ходить на лыжах 20—30 минут.
— Увеличению двигательной активности, совершенствованию координации у детей способствует катание на коньках. Какие особенности в этом направлении?Прежде всего целесообразно не сразу пускать ребенка на лед, а обучать его стоять и ходить на коньках по деревянному полу (надев на коньки чехлы) или асфальту. Хорошо начать с двух-полозных коньков. И только когда ребенок научится хорошо держаться на коньках, можно разрешить ему попробовать свои возможности сначала на хорошо утрамбованной снеговой дорожке, а затем на льду. В первое время приходится поддерживать малыша при потере равновесия. Без такого предварительного обучения детям первоначально на льду очень трудно, что может отбить у них охоту от освоения этого вида занятий.
— Нужно ли отрабатывать позу конькобежца с детьми?
При обучении катанию на коньках необходимо отработать у ребенка позу конькобежца: туловище наклонено вперед, согнутые в локтевых суставах руки опущены вниз, стопы расположены параллельно, расстояние между ними 10—15 см, голова прямо.
-Как долго ребенок должен находиться на катке?
Когда ребенок хорошо овладеет техникой скольжения на коньках, можно разрешить ему кататься на них ежедневно по 30—50 минут при морозе не более 10—12°С и не сильном ветре.
-Как правильно подобрать коньки?
Следует обращать внимание на то, как надеты коньки. Размер их должен соответствовать размеру обуви ребенка, пальцы ног быть свободными, а подъем ноги туго стянутым, тогда ребенок будет легко катиться, отталкиваясь всем лезвием конька.
-Коньки зимой, а летом роликовые. В летнее время полезно освоить с ребенком катание на роликовых коньках на асфальтированной площадке.
А каковы особенности обучения детей катанию на роликовых коньках?
Многое повторяется и в первую очередь — это положение конькобежца и оно такое же, как и при катании на обычных коньках. Ребенок должен поочередно отталкиваться то одной, то другой ногой, при этом руки, согнутые в локтевых суставах, движутся вперед и назад в такт беговым шагам. Допустимая продолжительность катания на роликовых коньках для дошкольника до 30 минут. Во время катания полезны небольшие перерывы. Одежда в зависимости от погодных условий лета может состоять из трусов и майки или легкого хлопчатобумажного лыжного костюма. Весной или осенью можно надеть шерстяной лыжный костюм.
— Огромное воспитательное и оздоровительное значение имеет обучение танцам, фигурному катанию, художественной гимнастике. Ритм и пластика, как уже отмечалось, укрепляют волю и выносливость, координацию движений, совершенствуют красоту человеческого тела. Но все эти занятия проводятся вне дома (в секциях, бассейнах, кружках, на спортивных площадках). А дома каждый день с утра необходима усиленная зарядка. Дети способны переносить значительные физические нагрузки в ходьбе, беге, играх и др.
Утренняя зарядка — самый эффективный способ разогнать ночную дрему и вялость, подготовить организм к дневному бодрствованию. А между тем именно вы уважаемые родители часто не находите десятка минут, чтобы подготовить ребенка к новому дню. Из неразумной жалости мама хочет дать ему поспать лишнюю минуту и не будит до завтрака. Но зарядка нужна малышу не меньше, чем завтрак.
-Какие упражнения должны входить в комплекс утренней гимнастики?
В комплекс утренней зарядки пятилетнего ребенка должны входить: дыхательные упражнения (чередовать с другими), разные виды ходьбы, бег трусцой, упражнения для мышц верхних конечностей (имитация движения крыльями, бросание мяча из различных положений, упор и отжимание туловища), упражнения для туловища (наклоны вперед, «насос», круговые движения, борьба), упражнения для нижних конечностей (прыжки в длину, со скамейки, «пружинка», приседание, подъем ног в положении лежа, ножницы и т. п.), упражнения на внимание и координацию движений, например игра «Бабочка, журавль и лягушка». Ребенок идет по кругу. По сигналу «бабочка» машет руками вверх и вниз, по сигналу «журавль» переступает с высоким подниманием прямой ноги, по сигналу «лягушка» приседает, касаясь пальцами пола. При игре «Кто летает?» по сигналу «воробей, ворона, грач» ребенок взмахивает руками, изображая птицу, по сигналу «кошка, собачка, заяц» должен сохранять покой. Такие игры развивают внимание и собранность.
Часть упражнений может выполняться из положения сидя или лежа на полу, для чего следует приготовить небольшой коврик (примерно 60X 150 см). Если ребенок нездоров, оставлять его без движений абсолютно нецелесообразно. Даже при строгом постельном режиме в детских больницах проводят с детьми дыхательную гимнастику. Дома же разумно выполнить с заболевшим ребенком облегченную утреннюю гимнастику из положения лежа при постельном режиме или сидя при простом домашнем. Во время такой зарядки уменьшаются число упражнений, частота их повторения. Между упражнениями допускаются паузы, чтобы ребенок отдохнул, а наиболее трудные упражнения, требующие большой затраты мышечной силы, на время совсем исключаются.
В этом возрасте впервые разрешается вносить в игры и занятия детей элементы соревнования, борьбу «за призовые места».
Вырастить сына или дочь красивыми, крепкими, физически сильными — наш с вами высокий долг . И нередко многие из вас, следуя духу времени, пытаются приобщить своих детей к физической культуре с раннего возраста. Это очень похвально, особенно если вы сами не останетесь в стороне. Совместная общая зарядка, прогулка, семейные подвижные игры сделают это занятие для детей радостным, желанным, сблизят между собой маленьких и взрослых членов семьи.
-Как привлечь ребенка к занятиям физкультуры, к спорту?
Чтобы малыш сам потянулся к физкультуре, спорту ему должно быть интересно. Для этого надо стараться использовать при занятиях любимые детьми игровые движения. Дошкольники любят повиснуть на двери, дереве, охотно кружатся на вытянутых руках, качаются на качелях, стремятся побалансировать на рельсе, узкой дощечке, попрыгать через скакалку, залезть на дерево. Все это нужно учитывать при организации занятий. Для малышей желательно оборудовать своеобразный домашний стадион. В дверном проеме можно прибить деревянные колодки с вырезами и в них вкладывать съемную перекладину. Позанимались — сняли и поставили в угол. Так же просто сделать гимнастическую стенку, приспособив для этого обыкновенную стремянку. На перекладину можно подвешивать гимнастические кольца, боксерскую грушу и другие снаряды.
-А какие еще снаряды можно использовать?
В качестве снарядов для занятий ребенка физкультурой следует использовать и обычную мебель. Например, множество упражнений можно проделать с помощью стула. Два стула могут служить для малыша параллельными брусьями, а если на их сиденья положить палку, то дети смогут подтягиваться лежа.
— Какой вид спорта можно еще предложить детям?
Отличным вариантом спорта для гиперактивных детей является плавание. Помимо больших нагрузок на организм, которые формирует водная среда, данные упражнения как меры закаливания организма оказывают успокоительное воздействие на гиперактивные способности ребенка.
Гимнастика традиционно относится к видам спорта, предназначенным для девочек. Проводимые занятия позволяют развить у ребенка гибкость и особую грациозность фигуры, делая ее стройкой и гибкой. Можно даже купить батут и заниматься на нем самостоятельно. Однако при чрезмерном увлечении гимнастикой в скором времени могут появиться боли в суставах, позвоночнике, нарушения опорно-двигательной системы и окажется негативное воздействие на репродуктивную функцию.
-А можно ли ребенка дошкольного возраста брать с собой в поход?
Конечно, можно. Для детей особенно приятны совместные с родителями походы за город, в лес, на речку, даже в соседний парк или сквер. Поэтому желательно в выходной день отправляться в поход с детьми любого возраста. Только детей в возрасте до трех лет в таком походе обычно носят за спиной, можно на специальном стульчике. Не обязательно ехать или идти далеко. Поход может начаться рядом с домом, но каждый раз надо идти к чему-то новому, чтобы детям было интересно и поход запомнился им.
-Какое расстояние может пройти дошкольник и чем можно его занять, какие упражнения или игры предложить?
Пятилетний ребенок может уже пройти в течение дня 8—10 км. Важно только следить, чтобы он не переутомлялся. Признаками переутомления являются вялость, общее недомогание, головная боль, побледнение кожных покровов. Во избежание переутомления через каждые полчаса надо делать остановки, чтобы ребенок мог попрыгать, побегать, порезвиться.
В походе детей нужно приучать правильно ходить — размашистым пружинистым шагом со свободным движением рук. Если на пути встретится неширокая и неглубокая канава, можно разрешить перепрыгнуть через нее, а если упало дерево, то можно не только перепрыгнуть через него, но и пройтись по нему. В походе у детей полезно вырабатывать навыки метания, для чего можно организовать бросание шишек, палочек, камешков в цель. Эти действия развивают глазомер, ловкость, сноровку. Хороши упражнения с лазанием на деревья, откосы. Они воспитывают решительность. На привале дети могут собирать хворост, приносить воду, помогать разжигать костер. Ко всему этому необходимо приобщать не только мальчиков, но и девочек. Легкие царапины или синяки, которые они случайно могут получить,— не беда. Зато ребенок учится ловкости, отваге, начинает чувствовать уверенность в своих силах. Отправляясь в поход, целесообразно захватить с собой на всякий случай йод, бинт, лейкопластырь.
-Обязательно ли соблюдение режима в походе?
Соблюдение режима дня ребенка обязательно и в походе. Летом пойти в него лучше пораньше. Тогда самое жаркое время придется на отдых в тени и совпадет с дневным сном. Чтобы походы выходного дня стали для детей настоящим праздником, желательно брать с собой любимую их еду, соки, сладкий десерт. Запас питья расходуют бережно, чтобы его хватило и на обратный путь, так как дети плохо переносят жажду.
Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что на организм растущего ребенка положительное воздействие оказывают различные виды спорта, тренировки и занятия которым должны быть умеренными и адекватными. Воспитание воли во всех деталях совпадает с воспитанием здоровья. И это неудивительно, так как только здоровый организм имеет возможность укрепить тот вид деятельности мозга, который медики называют внутренним торможение.
Памятка «Десять советов родителям»
- Поддерживайте интерес ребенка к занятиям спортом. Помните: семья во многом определяет поведение и установки ребенка. Как вы относитесь к спорту, так будет относиться к нему и Ваш ребенок.
- Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашнее задание или утренняя гимнастика. Поощряйте любое достижение ребенка и в ответ вы получите еще большее старание.
- Наблюдайте за поведением и состоянием ребенка во время занятий физической культурой. Постарайтесь понять и исправить причину негативных реакций. В этом вам помогут глубокое знание своего ребенка, его доверие.
- Ни в коем случае не настаивайте на продолжении занятия, если ребенок этого не хочет. Выясните причину отказа, устраните её и только после этого продолжайте занятие. Если этого не делать, то у ребенка возникнет стойкое неприятие любых занятий физическими упражнениями.
- Не ругайте ребенка за временные неудачи.
- Важно определить приоритеты в выборе физических упражнений. Иногда разным детям нравятся разные упражнения.
- Не меняйте слишком часто комплекс упражнений. Если он нравится ребенку, то пусть он его выполняет как можно дольше.
- Важно соблюдать культуру физ. упражнений. Физкультура – дело серьезное!
- Не перегружайте ребенка.
- Вы должны следовать 3 законам: понимание, любовь, терпение.
Будьте здоровы!