Старший дошкольный возраст. Цикл наблюдений и целевых прогулок.


Циклические наблюденияметодическая разработка на тему

Циклические наблюдения.

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.

Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками — это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний , чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы — бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдении, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.

Достоинством цикла является и его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. И в результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Цикл проводится в течение длительного времени — на неделю планируется одно, два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы.

По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений — дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира — комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а 1акже зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.

Цикл наблюдений за хомяком

1.Здравствуйте, я хомячок!

Цель. Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.

Ход наблюдения : Посмотрите. Кто это? Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш? Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его. Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается? Назовем его Пик, как и мышонка, про которого мы читали у Виталия Бианки. Согласны? Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас? Куда он лезет? Что ему помогает? Посмотрите и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает? Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?

Задание для самостоятельного наблюдения. Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.

2. Устроим хороший дом для хомячка.

Цель. Показать, что хорошие условия для хомячка, при которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть — это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать помощь в оборудовании (квартиры) для зверька.

Ход наблюдения: Посмотрим, где живет Пик? В каком домике ему удобно жить — в просторном или тесном? Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым? Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его. Зачем вообще в клетке нужен песок? Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы. Что есть еще в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей? А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк — очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту. Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался? Чтобы Пик не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет делать?

3.Хорошо ли хомяку в новых условиях?

Цель. Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый домик), какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы хорошо ли устроено его жилье? Чего не хватает, что можно улучшить?

Ход наблюдения: Где живет Пик? Чем является клетка для хомяка? Хороший ли у него домик? Как можно это определить? (понаблюдать за его поведением). Давайте понаблюдаем за хомяком. Что делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.) Что видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок? Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным? Чем для него является домик? (Норкой). Для чего норка хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок). Что делает Пик в норке? Какие действия совершает с колесом? Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить? Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?

В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.

4. Что и как ест хомяк.

Цель. Выяснить, что и как ест хомяк? Какую еду предпочитает? (До наблюдения хомяка не кормить).

Ход наблюдения: Отгадайте загадку:

— Серый зверек, в группе живет,

Дружит с ребятами,

Морковку, зерно грызет.

Как зовут нашего хомяка?

Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался. Что мы можем ему предложить? Чем угостить? Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Что он его ест?

Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его есть? Как он себя ведет? Куда он его носит? Зачем? (Делает запасы.) Угостим его морковкой. Пришлась она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?

Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?

В конце наблюдения дать задание понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.

5. Как хомяк делает запасы

Цель. Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо — запасать ее.

Ход наблюдения: Что больше всего из еды любит Пик? Давайте проверим. Света, положи ему на блюдечко разный корм. Что он делает? Какой корм взял первым? Любит ли он его? Что делает теперь? (Набираем корм.)Посмотрите, что с ним происходит (Он как шарик надувается). Куда он пошел? Каким вернулся из домика? (Похудевшим). Чем Пик занялся снова? Каким он опять стал? Как думаете, что делает хомяк в домике? ( Оставляет корм, делает запасы). Что ему помогает переносить корм (Защечные мешки.) На что они похожи? а в чем мы переносим продукты? (В сумке). Запасливый ли хомяк. Кто еще, как и хомяк, делает запасы? (Мыши). Какие у него зубы? Верно, острые — ему обязательно надо давать веточки деревьев, чтобы он мог точить зубы. В конце наблюдения предложите детям положить веточку в клетку хомяка.

6. Хомяк — чистоплотный зверек.

Цель. Учить замечать, как Пик ужинает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользоваться туалетом, какие при этом совершает действия.

Ход наблюдения: Давайте угостим Пика. Расскажите, как он ест. (Вытираем салфеткой) . Вот Пик и поел, давайте посмотрим, что он стал делать? (Умываться.) покажите как. А как он чистит свою шерстку? Погладьте хомяка. Какая у него шерсть? (Белая, мягкая, короткая). А что это за баночка? (Туалет.) Пользуется ли ей Пик? Кто видел? Аккуратно ли он пользуется туалетом? Каким одним словом можно назвать Пика, который следит за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно ходит в туалет? (Чистоплотным). Хорошо ли он себя чувствует? ( Пик весел, подвижен, шерстка гладкая, блестит.) Предложите детям зарисовать, как хомяк ухаживает за собой.

7. Как хомяк отдыхает?

Цель. Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня. Наблюдать, в каком месте.

Ход наблюдения: В какую часть суток мы чаще всего видим Пика? Как он себя ведет? Что делает? Вывод. Днем хомяк больше спит, более активным он становится к вечеру, а вот ночью — бодрствует. Значит, хомяк ведет ночной образ жизни.

8.Чем хомяк отличается от мышонка?

Цель. Закрепить представления о внешнем облике зверька (туловище круглое, толстенькое, голова большая, шеи почти нет, на голове небольшие уши, глазки как бусинки, подвижный нос, вокруг которого множество усов. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета.) Хомяк отличается от мышонка (и от других животных) тем, что не имеет хвоста.

Ход наблюдения: Где живет наш Пик? Расскажите, какой он. Какая у него шерстка? Погладьте его. Что он сейчас делает? Что ему помогает бегать? Какие лапки у хомяка? Что вы видите на его лапках? Что помогает ему бегать, не наталкиваться на предметы? Какие у него глаза? Что сейчас делает хомяк? (Обнюхивает все.) С помощью чего он это делает? Какой у него нос?

Что еще помогает ему узнать об опасности? Какие у него уши? Как он прислушивается? В каком положении при этом у него уши? Все тело? А есть ли у него шея? На кого похож Пик? Чем он отличается от мышонка? У каких животных тоже нет хвоста, как и у Пика?

9. Как передвигается хомяк?

Цель. Уточнить способы перемещения хомяка (ходит, бегает, спрыгивает, ловко бегает в колесе; может лазать. Бегает не очень быстро: ноги короткие). Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит (особенно днем).

Ход наблюдения: Что делает Пик? (Бегает по клетке) Посмотрим на его лапы, какие они у него, длинные или короткие? Как вы думаете, на каких лапках удобнее и быстрее бегать, на коротких или длинных? Что у хомяка на лапках? (Коготки) Какие они? (Загнутые.) Что они позволяют хомяку делать? (Хорошо лазать, крепко держаться за перекладины клетки.) Кто из вас больше назовет движений, которые совершает хомяк? (Ходит, бегает, лазает, спрыгивает, бегает в колесе). Можно ли назвать хомяка юрким, подвижным зверьком. Наш Пик взрослый или молодой хомяк? Как ведут себя молодые зверьки? А маленькие дети? (Много двигаются, играют.) А как ведут себя взрослые хомяки? (Больше спят.) А наш хомяк? Предложите детям понаблюдать за поведением зверька и составить рассказ «Наш забавный хомячок».

10. Когда хомячка трудно заметить?

Цель. Уточнить представления о маскировочной окраске хомячка. Развивать наблюдательность, умение отражать в речи причинно-следственные связи.

Организация. На дне песок. С боков клетки — листы бумаги, красной, белой, коричневой.

Ход наблюдения: Дети наблюдают и отмечают, когда хомяк хорошо заметен, когда — не очень. Посмотрим, что делает хомячок? Хорошо ли мы его видим? Давайте посмотрим, когда Пик будет незаметен, на каком фоне? Какая бумага по цвету ближе к окраске хомяка? Вот Пик стоит на белом фоне. Хорошо ли мы его видим? Вот он подошел к другой стенке и стоит на красном фоне. Как мы его видим? На каком же фоне Пик незаметен? Почему? Скажите, как называется окраска, которая делает зверька незаметным? А когда зверек незаметен, — когда он неподвижен или когда бегает по клетке? Давайте посмотрим. Закройте глаза, теперь откройте. Видите Пика? Где он находится? Что делает? Песок на дне тоже помогает хомячку, — делает его малозаметным. На воле хомяки живут в песках.

Предложите зарисовать хомячка и то, что ему помогает стать невидимым.

Перспективный план циклических наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Баранок

Перспективный план циклических наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план

циклических наблюдений за объектами мира растений

с детьми старшего дошкольного возраста

Сентябрь Берёза

1 неделя

Наблюдение за берёзой

Цель: Формирование у детей умения видеть неповторимость каждого дерева, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Воспитание бережного отношения к растению как к живому организму.

2 неделя Наблюдение за корой берёзы:

Цель: Формирование заботливого отношения к деревьям, уточнение представления о коре и ее назначении, побуждение детей узнавать березу по внешнему виду, на ощупь. Воспитание любви к природе.

3 неделя Наблюдение «Как берёза готовится к зиме»

Цель: Формирование у детей понимания, как береза помогает сама себе готовиться к зиме, представления о том, что в природе все взаимосвязано. Воспитание желания проявлять заботу к объектам живой природы.

4 неделя Наблюдение за листопадом

Цель: Формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — пожелтели листья и т. д., побуждение детей к узнаванию растения по листу.

5 неделя

Наблюдение «Полезные свойства берёзы и её применение в быту»

Цель: Расширение представления детей о пользе и значении берёзы в жизни человека, развитие у детей стремления к здоровому образу жизни, формирование заботливого отношения к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.

Октябрь Рябина

1 неделя Наблюдение «Как выглядит рябина осенью»

Цель: Уточнить название дерева, особенности формы и цвета листьев, плодов.

2 неделя Наблюдение «Рябина золотой осенью»

Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

3 неделя

Наблюдение «Рябина во время листопада»

Цель: Углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме.Активизировать слова: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

4 неделя Наблюдение «Рябина – птичья кормушка»

Цель: Воспитывать у детей интерес и доброе отношение к птицам и природе вообще.

Ноябрь Туя

1-2 недели

Наблюдение «Сравнение деревьев туи и ели»

Цель: Расширить представления детей о хвойных деревьях. Путем сравнения деревьев учить выделять признаки сходства и различия. Развивать мышление, связную речь (рассуждение, доказательство)

. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе.

3-4 недели Наблюдение «Какие у туи шишки»

Цель: Методом сравнения шишек туи, ели и сосны выявить их сходства и различия. Выделить, в чём особенность шишек туи.

Декабрь Ель

1 неделя

Наблюдение «Как узнать ель?»

Цель: Рассмотреть ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев.

2 неделя Наблюдение «Какие у ели иголки?»

Цель: Провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев. Иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, не опадают, если дотрагиваться

3 неделя

Наблюдение «Сравним ель с игрушечной ёлкой»

Цель: Уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки (живая растёт на участке: кроме ствола, веток, иголок, у неё есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте). Игрушечная ёлочка неживая, сделана из искусственного материала, у неё нет корней, она не растёт, с нею можно играть, её можно украшать игрушками.

4 неделя Наблюдение «Сколько лет нашей ели?»

Цель: Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели.

5 неделя Наблюдение «Кто может обидеть ель и, как мы можем ей помочь?»

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и её корни могут промёрзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет ломать ветви, задумает спилить её к новогоднему празднику.Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжёлого снега, бережно с ней обращаться.

Январь Овёс

1-2 неделя

Наблюдение «Проращивание семян овса»

Цель: Расширение представлений детей о выращивании растений (семян овса)

3-4 неделя

Наблюдение за ростом овса

Цель: Показать детям в практической деятельности, как рост и развитие растений зависит от условий жизни и правильного ухода за ними; развивать любознательность, внимание, умение делать выводы, исходя из увиденного.

Февраль Лук

1 неделя

Наблюдение за луком (1)

Цель: Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если создать ей благоприятные условия, т. е. посадить в воду, поставить в тёплое и светлое место.

2 неделя

Наблюдение за луком (2)

Цель: Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю. Зарисовать увиденное.

3 неделя

Наблюдение за луком (3)

Цель: Обнаружить изменения в состоянии луковицы; рост корней и зелени. Связать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света)

. Сравнить луковицы и обнаружить различия в их состоянии. Зарисовать результаты
наблюдения.
4 неделя Наблюдение за луком (4)

Цель: Учить детей замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды; замечать различия в росте зелени у разных луковиц. Устанавливать их причины.

5 неделя Наблюдение за луком (5)

Цель: Обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, которая вызвана неодинаковыми условиями.Обобщить результаты опытного проращивания лука: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все условия (воду, тепло, свет)

.

Март Ветки в вазе

1 неделя

Наблюдение за ветками в вазе (1)

Цель: Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, тёплая вода, свет на первых порах не нужен. Эти условия должны повлиять на их состояние.

2 неделя

Наблюдение за ветками в вазе (2)

Цель: Обнаружить изменения в состоянии веток – заметить набухшие почки, уточнить условия их жизни, поставить на свет, добавить питательные вещества, зарисовать ветки.

3 неделя

Наблюдение за ветками в вазе (3)

Цель: Отметить изменения в состоянии веток (раскрывающиеся почки, листья, улучшить условия, добавив подслащённой воды. Отметить красоту, сделать зарисовки.

4 неделя Наблюдение за ветками в вазе (4)

Цель: Обнаружить изменения в состоянии веток, появление листьев, корешков. Долить воду с питательными веществами. Наслаждаться красотой. Зарисовать ветки, о

. Сравнить страницы и обсудить, как распускались ветки.

Апрель Мать и мачеха

1 неделя

Наблюдение за мать и мачехой (1)

Цель: Продолжать знакомство с лекарственными растениями;

2 неделя

Наблюдение (2)
«Мать и мачеха – какая она?»
Цель: Учить находить первый весенний цветок и узнавать его по характерным особенностям (невысокий стебель с чешуйками; цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку; листьев нет).

3 неделя Наблюдение (3)
«Где растёт мать и мачеха?»
Цель: Обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах (там, где снег растаял и прогрелась земля)

.

4 неделя Наблюдение (4)

«Какие листья у мать и мачехи. Почему её так назвали?

Цель: Определить с детьми форму, размер, окраску, количество,появляющихся листьев мать и мачехи; отметить различный характер поверхностей верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона – бледно-зелёная, тёплая и мягкая на ощупь, как «родная мать»

, верхняя сторона – тёмно-зелёная, гладкая и холодная на ощупь, как
«мачеха»
.

Май Яблоня

1 неделя

Наблюдение (1)
«Яблоня – какая она?»
Цель: Расширить представления, полученные ранее;знать строение яблони: ствол уменьшается кверху, крона похожа на круг или яйцо; почки бывают ростовые (с листочками)

и плодовые
(цветочные)
. Познакомить со строением цветка, с их значением для яблони
(вырастают плоды)
.

2 неделя

Наблюдение (2)
«Наша яблоня растёт»
Цель: Продолжать наблюдать за ростом высаженной яблони на участке детского сада.Обратить внимание на произошедшие изменения: яблоня выросла, ствол стал толще, ветки вытянулись.

3 неделя

Наблюдение (3)
«Нужно ли солнце яблоне?»
Цель: Познакомить с ролью света, провести эксперименты для того,чтобы дети поняли: весной пробуждение связано не только с потеплением, но и с увеличением количества света, идущего от солнца.

4 неделя Наблюдение (4)
«Как растёт яблоня?»
Цель: Помочь детям в обобщении представлений о росте и развитии яблони, последовательности, в установлении связей между ростом растения, между стадиями развития.

Первая неделя сентября

В эти дни дети постепенно собираются в детском саду; комплек­туется группа. Воспитатель начинает диагностические наблюде­ния за детьми, отмечая их поведение в уголке природы, на участке; отношение к живым существам, к вещам. Наблюдает за игрой, фиксируя случаи использования природных материалов, природоведческие сюжеты.

С этой недели в группе начинается цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.

Наблюдение 1. «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их назва­ний. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Наблюдение 2. «Какие они — цветущие растения?»

Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.

Наблюдение 3. «Кто помогал цветам расти?»

Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Все это было летом. Расти цветам помогали солнце, дождь, земля и люди.

Вторая неделя сентября

Продолжается определение уровня экологической воспитан­ности дошкольников. С помощью несложных заданий, вопросов, тестов воспитатель выявляет их знания о потребностях живых существ и способах удовлетворения этих потребностей, о среде обитания.

Продолжается цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.

Наблюдение 4. «Что было сначала, что будет потом?»

Воспитатель задает следующие вопросы: каким было растение до того, как на нем появились цветы? С чего начиналось растение? Что будет после цветов? Вырастут ли на будущий год на участке цветущие растения? Что нужно для этого сделать?

Наблюдение 5. «Соберем семена садовых цветов».

Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или па­кеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один, а семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.

Наблюдение 6. «Украсим группу, детский сад красивыми цветами».

Дети любуются цветами: красотой астр, гладиолусов, георгинов, золотых шаров, настурций, яркостью ноготков, бархатцев. Называют, что красиво в каждом растении. Срезают цветы для украшения групповой комнаты, раз­девалки, спальни, лестницы; для подарков малышам, заведующей.

Третья неделя сентября

Продолжение цикла наблюдений за цветущими травянистыми растениями.

Наблюдение 7. «Где еще растут садовые цветы?»

Целевая прогулка за пределы детского сада (в соседнюю школу или детский сад, в парк, сквер и др.). Рассматривание цветов, любование их красотой, определение названий.

Наблюдение 8. «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепля­ются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.

В свободное время воспитатель разговаривает с детьми на тему «Чьи семена летают?». Дети вспоминают и называют или на­ходят (на прогулке) одуванчики, мать-и-мачеху, чертополох, се­мена-крылатки с деревьев.

Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет

Ход занятия

1-я часть.

Воспитатель вызывает у детей интерес к осенним явлениям природы, используя стихи, загадки, музыку. Затем знакомит их со страницей календаря «Сентябрь», обращает внимание на разлиновку, клеточки дней недели, погоды, место для рисунка на тему «Живая природа». Рассказывает, что сегодня — в понедельник — начнутся наблюдения за природой на участке и что результаты наблюдений надо зарисовывать в календаре с помощью условных обозначений (значков).

2-я часть.

Ознакомление детей со значками. Воспитатель демонстрирует страницу «Условные обозначения», уточняет последовательность дней недели, цвет каждого дня, рассматривает с детьми значки, обозначающие явления погоды, животных.

Для уточнения понимания символики значков воспитатель проводит с детьми игровые упражнения типа: «Я загадала день недели, который обозначается голубым (желтым или др.) цветом. Какой это день? Покажите его в календаре». Или: «Я загадала воробья. Каким значком он обозначается? Покажите». И т. п.

3-я часть.

Формирование практических умений в изображении значков. Воспитатель предлагает детям с помощью трафарета нарисовать 3—4 квадратика — «дни недели», затем закрасить контуры двумя способами — без трафарета и с ним. Обращает внимание на тщательность закрашивания, уточняет, какой день (по цвету) изобразил тот или иной ребенок.

Дети упражняются в рисовании значков, обозначающих погодные явления, учатся рисовать фигурку человека, раскрашивать этот значок в соответствии с погодой, изображать птиц, насекомых. Рисуют новые квадратики и учатся изображать в них солнечную или дождливую погоду, пробуют рисовать значками птиц.

На прогулке воспитатель организует наблюдение за погодой. Предлагает всем рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь. Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Затем дети определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Воспитатель дает другое определение погоды: ветреная (тихая). В заключение обсуждаются температурные особенности погоды. Педагог обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог, например: сегодня погода солнечная, тихая, теплая. Воспитатель предлагает детям запомнить это определение, чтобы после прогулки зафиксировать результаты наблюдения в календаре природы.

В группе все собираются возле календаря, выясняют, какими значками и где следует отметить погоду. Воспитатель помогает тем, кто захочет, нарисовать значки, закрасить клеточку понедельника.

Вторник.

Организуя наблюдения, воспитатель может воспользоваться приемом сравнения: «Дети, вы, конечно, помните, какая вчера была погода и как мы ее отметили в календаре. Интересно, сегодня такая же погода или другая? Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня… Правильно, вчера небо было голубое, чистое, погода стояла солнечная, а сегодня небо в облаках, белесое, голубизны совсем не видно. Про такую погоду можно сказать, что она пасмурная. Теперь определите, есть ли ветер, и сравните со вчерашней погодой». Дети ищут и называют признаки ветра, сравнивают погоду. Воспитатель подводит итог: «Да, сегодня сильный ветер, про такую погоду говорят, что она ветреная. Теперь скажите, тепло сегодня или прохладно и как вы одеты — так же, как вчера, или иначе. Может быть, сегодня мамы одели вас теплее, чем вчера?» Помогает детям выяснить, какие изменения произошли в их одежде. Дает общее определение погоды: «Ну вот мы с вами и выяснили: сегодня погода пасмурная, ветреная, прохладная. Запомните это, потому что мы будем опять отмечать погоду в календаре».

В группе после прогулки повторяется процедура заполнения календаря: воспитатель уточняет с детьми день недели, помогает найти нужную клеточку на странице календаря, определить, какими значками следует отметить погоду сегодняшнего дня, заполнить соответствующие клеточки. Все вместе рассматривают календарь, сравнивают по значкам погоду понедельника и вторника.

Среда.

Для того чтобы детям и воспитателю было интересно, в наблюдении за погодой используется новый прием — игровой. Собирая детей на прогулку, педагог предлагает взять с собой какую-либо из кукол: «Дети, ваш любимый зайчик шепнул мне, что он тоже хотел бы погулять. Возьмем его с собой!»

Наблюдение проводится по той же схеме, что и в предыдущие дни. Дети рассказывают зайчику, который раньше никогда не бывал на улице и ничего не знает и не умеет, как по небу, ветру, одежде определять состояние погоды.

Воспитатель побуждает детей к самостоятельным суждениям и высказываниям. В такой же функции зайчик используется и при заполнении календаря. Прием даст хороший результат, и дети будут вовлечены в ситуацию обучения зайчика лишь в том случае, если педагог разыграет его роль, произнося от его имени реплики, вопросы, совершая несложные действия.

Четверг.

Стремясь повысить уровень активности детей, воспитатель использует новый прием: в начале прогулки дает всем задание самостоятельно понаблюдать за погодой, чтобы потом в группе рассказать о ней и правильно заполнить календарь.

Во время прогулки со всеми детьми проводится наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием. Воспитатель обстоятельно рассматривает с ребятами одно из деревьев (затем оно будет зарисовано в календаре), выясняя, как называется дерево, какого цвета у него листья, каких листьев больше — желтых или зеленых, где расположены желтые листья и где зеленые, есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета, где листьев больше — на дереве или под ним, красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями. Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени.

Важно, чтобы воспитатель обращал внимание детей на красоту осенних красок и побуждал их самостоятельно находить красивое в природе, например: «Ребята, давайте отойдем подальше, чтобы посмотреть на деревья издали. Полюбуйтесь ими и скажите, кому какое дерево нравится и почему, что вы заметили прекрасного». Ответы детей надо внимательно выслушать, а затем сказать примерно следующее: «Я вам тоже расскажу о том, что мне нравится. Я каждый день любуюсь рябиной. Она очень нарядная, с гроздьями ярких ягод и чуть краснеющими, резными, как кружева, листьями. Березка красива по-другому: ее мелкие листочки начали желтеть на макушке. Как будто шапочку осеннюю надела! А вот нижние ветки по-прежнему свисают зелеными косами. И стоит русская красавица на белой ножке в зеленом сарафане и желтой шапочке!»

Затем рассматривается растительный покров земли, определяется его сезонное состояние. Надо обратить внимание детей на то, что трава еще зеленая, на ней ярко выделяются опавшие листья, они еще не пожухли и имеют чистую желтую окраску что вокруг много цветущих растений. Пусть дети рассмотрят и назовут их.

В группе со всеми детьми проводится занятие по изобразительной деятельности — каждый ребенок рисует дерево, которое рассматривалось особенно подробно, и покров земли. Формат бумаги, на которой рисуют дети, соответствует размерам графы «Живая природа» в календаре. Воспитатель дает им установку нарисовать как можно точнее и правдоподобнее то, что они наблюдали, — самый похожий рисунок будет помещен в календаре. Техника рисования и материалы могут быть любые, главное — сходство в передаче объектов природы. По окончании занятия все рассматривают рисунки и сообща выбирают наиболее удачный. Для уточнения правильности изображения рисунок можно сравнить (из окна комнаты или на прогулке) с натурой. Воспитатель в присутствии детей подправляет рисунок и помещает его в календарь.

Пятница.

Выйдя с ребятами на прогулку, воспитатель дает им задание выяснить, какие в этот период сентября (в начале осени) встречаются животные, то есть каких можно увидеть птиц, обнаружить насекомых, червей, улиток. Просит детей понаблюдать за животными — уточнить, в каком месте они найдены, что делают (например, в отношении насекомых — активно передвигаются или замерли). Небольшой группе детей (3—4 человека) поручает понаблюдать за погодой.

В конце прогулки воспитатель обсуждает со всей группой самостоятельные наблюдения детей — выясняет, каких и где они встретили животных и что эти животные делали. Хвалит тех, кто не забыл выполнить задание. Потом предлагает послушать ребят, которым было предложено наблюдать за погодой. Дети рассказывают, воспитатель помогает им выдерживать последовательность, привлекает всех остальных к оценке правильности наблюдений и рассказа. В заключение обобщает: «Сегодня пятница. Мы с вами пять дней подряд наблюдали за погодой. Она каждый день была разная. Сегодня, как правильно подметили ребята, облачная, ветреная, прохладная погода. Такая погода часто бывает осенью».

В группе ребята, которые наблюдали за погодой, отмечают ее в календаре. Воспитатель помогает им все сделать правильно. Остальных детей просит изобразить в графе «Живая природа» животных, которых они обнаружили на участке.

Вечером все вместе рассматривают страницу календаря. Выясняется, что до конца недели осталось два дня — суббота и воскресенье. Воспитатель предлагает детям самостоятельно понаблюдать в эти дни за погодой и рассказать о ней в понедельник.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]