3.4. Формы работы по предматематическому развитию детей


Методика математического развития как наука

Определение 1
Методика математического развития – это отрасль научного знания, занимающаяся исследованием процессов развития познавательной сферы детей и формирования у них основ логического мышления и навыков выполнения элементарных математических операций.

Методика математического развития ориентирована на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Она разрабатывает методику их формирования и определяет закономерности функционирования разных областей мышления и логики, которые влияют на общее развитие личности и освоение математической науки.

Математическое развитие играет важное значение для общего развития ребенка. Поэтому, обучение математике занимает основу дошкольной образовательной программы. Математические представления активизируют познавательную деятельность дошкольника и развивают его мыслительные способности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Методика математического развития, как наука направлена на формирование у детей элементарных математических представлений. Это обуславливает следующие задачи методики математического развития:

  1. Научное подтверждение уровня математического развития детей дошкольного возраста на каждом этапе их развития и требований к освоению образовательной программы детьми.
  2. Разработка содержания дошкольной образовательной программы по направлению математического обучения и развития.
  3. Определение оптимальных средств и методов, технологий и форм обучения дошкольников основам математики.
  4. Создание условий преемственности в математическом обучении дошкольников и младших школьников.
  5. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в области математического обучения и развития дошкольников.
  6. Разработка рекомендаций по математическому развитию ребенка родителями.
  7. Разработка основных направлений познавательной деятельности, ориентированной на математическое развитие ребенка при занятии разными видами деятельности (трудовая, спортивная и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Методика математического развития 420 ₽ Реферат Методика математического развития 250 ₽ Контрольная работа Методика математического развития 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Поскольку, методика математического развития является научной отраслью, то она имеет связь с другими науками. Она тесно связана с возрастной психологией, которая определяет особенности функционирования психических процессов ребенка, сенситивные периоды развития конкретных сфер и помогает в разработке оптимальных методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников разных возрастных групп. Кроме того, методика математического развития тесно связана с педагогикой. Эта связь прослеживается в опоре данной науки на дидактические методы и принципы обучения детей математики.

Помимо этого, имеется связь данной научной отрасли с социологией, антропологией, математикой, специальной педагогикой и культурологией.

Предметом методики математического развития выступает обучение математике, реализуемое н в определенных формах и, ориентированное на достижение конкретных целей и задач.

Объектом исследования методики математического развития являются методы и средства математического обучения, используемые в системе дошкольного образования.

3.4. Формы работы по предматематическому развитию детей

3..4. Формы работы по предматематическому развитию детей дошкольного возраста.

  1. Формы работы по предматематическому развитию детей дошкольного возраста.
  2. Типы и виды занятий, их особенности, структура
  3. Формы работы вне занятий
  1. Формы работы по предматематическому развитию детей дошкольного возраста.

В дидактике «форма» (уст­ройство, строй, система организации, внутренняя структу­ра) рассматривается как способ построения учебной дея­тельности. Организационные формы обучения должны на­дежно обеспечивать осуществление задач образовательного процесса, конечная цель которого — содействие всестороннему и в первую очередь интеллектуальному развитию детей.

Разнообразие форм обучения

определяется количеством воспитанников, местом и временем проведения занятий, спо­собами деятельности детей, а также способами руководства этой деятельностью со стороны педагога.

Исходя из особен­ностей организации обучения, определяемой количеством обучающихся, различают индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) формы обучения

.

Индивидуальное обучение

– заключается в том, что ребёнок получает новые представления, выполняет разные задания, имеет возможность получения при этом непосредственной помощи со стороны взрослого.

Коллективное обучение

– предусматривает работу воспитателя с группой детей. Тут взаимная помощь и взаимное обучение. Недостатком является то, что недостаточно учитываются индивидуальные отличия.

Дифференцированное обучение

в педагогической практике называют «групповым», «индивидуально-групповым», или «коллективно-групповым» обучением. Дифференцированное обучение осуществляется по следующим
критериям:

  • по способностям, или не способностям к обучению;
  • по интересам;
  • по объёму материала и степени его сложности;
  • по степени самостоятельности и темпу продвижения в обучении.

В 40-е годы 20 века Леушина А.М. впервые предложила занятия как форму обучения математике в детском саду

. Метлина Л.С. в 80-е годы разработала конспекты занятий по математике для всех возрастных групп детей дошкольного возраста. До 90-х годов считалось, что основной формой обучения математике дошкольников является занятие. Для обучения детей математике проводились занятия 1 раз в неделю.

Однако надо учитывать, что те математические представления, которые формируются в дошкольном возрасте, носят для детей прикладной характер. Математические представления нужны детям для ежедневной ориентировки в окружающем мире. Поэтому они должны формироваться в разнообразных видах деятельности (общение, игровая, познавательно-практическая, художественная, трудовая).

  1. Типы и виды занятий, их особенности, структура.

На современном этапе развития системы дошкольного образования государственными документами (Кодекс об образовании Республики Беларусь, Стандарты дошкольного образования, Типовой учебный план дошкольного образования) определен статус игры, занятия

как
основной формы
специально орга­низованного образовательного процесса.

Количество занятий по
образовательнойобласти
«
Элементарныематематическиепредставления
» и время, отведенное на их проведение, регламентированы Типовым учебным планом дошкольного образования.

  • первая младшая группа – 1 раз в 2 недели (10мин.)
  • вторая младшая группа – 1 раз в неделю (15мин.)
  • средняя группа – 1 раз в неделю (20 мин.)
  • старшая группа 5-6 лет – 1 раз в неделю (25мин.)
  • старшая группа 6-7 лет – 1 раз в неделю (30мин.)

Занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки (физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству).

Во время каникул данные занятия не проводятся, полученные детьми представления и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т. д.

Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь в первой младшей группе рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6—8 человек), охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе.

Требования к проведению занятий
по образовательной области «Элементарные математические представления»

  • строятся с учётом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.;
  • реализуют все содержание образовательной области «Элементарные математические представления»;
  • осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач на занятии происходит комплексно;
  • содержание каждого конкретного занятия, формулировка его задач, осуществляется на основе содержания образовательной области «Элементарные математические представления» с учетом особенностей детей и уровня их развития;
  • каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению конкретной программной задачи образовательной области «Элементарные математические представления»;
  • программные задачи занятия обуславливают его структуру. В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей. Все части занятия самостоятельны, разнообразны и связаны одна с одной;
  • на одном занятии решается одна новая задача, остальные на повторение и закрепление;
  • новый материал дается в первой части занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части, последующие части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, в которой закрепляются и применяются представления и умения детей в новых условиях;
  • широкое использование дидактических игр и упражнений с раздаточным материалом;
  • организация физкультминутки (после первой или второй части).

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает игра, то на за­нятии преобладающими являются игровые методы и приемы взаимодействия педагога и воспитанника, т. е. занятия могут носить игровой характер или быть представлены как игровые дидактические комплексы.

В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:

  1. Обучающий тип

    (усвоения новых представлений).
    Цель:
    постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о количестве, величине, геометрических фигурах и форме предметов, пространстве и времени;

  1. Закрепляющий тип

    (закрепление и систематизация накопленного опыта детей).
    Цель:
    осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.

  1. Комбинированный (смешанный) тип

    занятия.
    Цель:
    познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация

Виды занятий

по образовательной области «Элементарные математические представления»

Комбинированное занятие

может быть интегрированным — по отбору объектов познания из разных образовательных обла­стей или компонентов одной образовательной области; может быть игровым или не игровым — по преобладанию методов об­разовательного взаимодействия, по характеру взаимодействия воспитанников и педагога, воспитанников между собой.

Его структура:

  1. Организационный момент.
  2. Реализация обучающей задачи. Освоение нового материала.
  3. Закрепление только что полученных представлений в самостоятельной деятельности детей.
  4. Подвижная пауза.
  5. Реализация образовательного содержания из других компонентов образовательной области.
  6. Итог.

Комплексное занятие

предполагает сочетание занятия по образовательной области «Элементарные математические пред­ставления» с занятиями по другим образовательным областям. В данном случае на занятии по формированию элементарных математических представлений (оно выступает первой частью комплексного занятия) идет реализация обучающих задач, освоение детьми нового образовательного содержания, а на за­нятиях по другим образовательным областям — использование, закрепление, расширение, уточнение, углубление только что освоенного образовательного содержания. Структура комплекс­ного занятия подвижна и вариативна. Следует помнить, что наи­большего педагогического эффекта можно достичь сочетанием занятия по образовательной области «Элементарные математи­ческие представления» с занятиями по образовательной области «Искусство», «Ребенок и общество», «Ребенок и природа».

Игровые комплексы с математическим содержанием

(как игровой вариант комбинированного занятия):

  1. дидактического характера.

    На решение каждой программной задачи подбирается дидактическая игра, и дети играют в нее либо в последовательности, определенной сюжетом занятия, либо в случайной последовательности, которую определяет «волшебная стрелка», волчок, выбор ребенка и т. п.;

2) обучающе-развивающего характера.

Схема комплекса:

  1. игра или игровое упражнение на развитие внимания, вос­приятия, ощущения, активизацию памяти;
  2. игра или игровое задание на развитие репродуктивного мышления, формирование определенных математических пред­ставлений (обучение);
  3. игра или игровое упражнение, которое помогает развить самостоятельное репродуктивное мышление, закрепить полу­ченные представления в самостоятельной практической деятель­ности;
  4. подвижная игра или упражнение, направленное на повы­шение двигательной активности, закрепление математических представлений, развитие познавательных процессов;
  5. игра или игровое упражнение на развитие дивергентного мышления (творческого, продуктивного), воображения, логиче­ского мышления, формирование у детей умения использовать свои представления в новых условиях, развитие элементов ло­гического мышления;
  6. игра или игровое упражнение на расслабление, развитие воображения.

Занятие с использованием учебного наглядного пособия
(
с индив. тетрадями).

Структура:

  1. Дидактическая игра или игровое упражнение.
  2. Работа с учебным наглядным пособием (формирование новых представлений, расширение и углубление освоенного материала).
  3. Подвижная игра, или игра-эстафета, или физкультурная пауза.
  4. Работа с учебным наглядным пособием (выполнение гра­фических заданий, действий с разрезным материалом).
  5. Дидактическая игра или игровое упражнение.

Занятия с использованием компьютеров.

В некоторых дошкольных учреждениях существуют компьютерно-игровые комплексы (1 помещение – компьютерный класс, второе — комната психической и физической разгрузки).

Преимущество

этой формы: возможность индивидуального подхода в обучении, компьютер представляет собой для ребенка интересную игрушку – у детей развивается внимание и интерес к учебе и т.д.

Если нарушать правила пользования компьютером, то работа может принести отрицательный эффект.

Ребенку 4-6 лет за компьютером можно находиться не более 10 мин., 1-2 раза в неделю (иначе у ребенка нарушается осанка, зрение, психика). Поэтому с помощью компьютера надо решать только те программные задачи, которые в других формах решаются менее эффективно.

  1. Формы работы вне занятий

(нерегламентированная деятельность)

Индивидуаль­ная работа

с ребенком позволяет осуществить педагогическую коррекцию. Формами данной работы выступают упражнения, работа с индивидуальным материалом (тетрадями, дидактическим материалом) и др.

Игра с математическим содержанием.

Планируется не менее 2—3 раз в неделю индивидуально, группой (или ее час­тью). Могут планироваться все виды игр.
Дидактические игры.
Существует много сборников с д/и по математике таких авторов, как Сай, Удальцова, Миронова, Старжинская, Новикова .

Сюжетно-дидактические игры

(этот термин предложила А. Смоленцова, «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»,1985г.)

Развивающие игры

. Предложены З.А. Михайловой, Б.П. Никитиным («Ступеньки творчества или развивающие игры»).

В день проведения занятия по образовательной области «Элементарные матема­тические представления» игра с математическим содержанием не планируется.

Обследование.

Планируется не менее 2 раз в неделю инди­видуально, группой (или ее частью) при формировании умения группировки объектов; установления взаимно однозначного со­ответствия практическим путем; счета на ощупь; деления целого на части; сравнения величин и упорядочивания; обследования геометрических фигур и определения формы предмета; ориен­тировки от себя, в окружающей обстановке.

Опыты, эксперименты.

Планируются по мере необходимо­сти, но не более 1 раза в неделю индивидуально, группой (или ее частью) при формировании понимания независимости числа от качественных и пространственных признаков; понимания за­висимости результата порядкового счета от направления счета и независимости итога количественного счета от направления счета; умения трансфигурации и трансформации.

Наблюдения.

Планируются ежедневно индивидуально, груп­пой при формировании представлений о частях суток, их по­следовательности; представлений о временах года, их последо­вательности.

Рассказ, беседа.

Планируются по мере необходимости индивидуально, группой при формировании временных пред­ставлений; представлений о геометрических фигурах и форме предметов; представлений о величине, об упорядочивании по величине.

Развлечения с математическим содержанием.

Планируется не более 1 раза в квартал группой. Может планироваться как соревнование, театрализованное или цирковое представление, фольклорный праздник, путешествие и др. Может заменить комплексное занятие или игровой комплекс. В этот день заня­тие по образовательной области «Элементарные математические представления» не планируется.

Рассматривание произведений изобразительного искус­ства.

Планируется по мере необходимости, но не менее 1 раза в месяц группой (или ее частью) при формировании количествен­ных, пространственных и временных представлений; представ­лений о величине и пространстве. Используются художествен­ные иллюстрации, фотографии, репродукции картин, картины (натюрморты, бытовой, анималистический, мифологический жанры).

Чтение литературных произведений с математическим содержанием.

Планируется по мере необходимости, но не менее 1 раза в месяц группой (или ее частью). При чтении выделяются математические характеристики, математические действия (их необходимость, последовательность, правильность, адекватность ситуации и т. д.), которые производят герои произведений.

Самостоятельная познавательная деятельность

:

  • игры с дидактическим материалом,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • ситуации трудовой и бытовой деятельности.
  • работа с книжкой (раскрашивание, вырезание, сравнение по величине): книжки типа раскрасок, книжки типа математических тетрадей – «Геометрия для малышей» и др.,
  • выполнение занимательных упражнений (головоломки, игры с палочками)

Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются:

интерес к ней со стороны детей; проявление творческой инициативы; самостоятельность в выборе игры и способа реализации задуманного.

В самостоятельной познавательной деятельности уточняются, углубляются и расширяются представления детей о числах, размерах, геометрических фигурах, времени, пространстве.

Каждая из перечисленных форм планируется в разных ви­дах деятельности с определенной частотой и имеет специфику в способе организации детей в зависимости от возрастной группы и содержания решаемой задачи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с
  2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988
  3. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М., Изд. , 1998 – 272с

6

Принципы математического обучения и развития дошкольников

Методика математического развития ребенка базируется на следующих принципах математического обучения и развития дошкольников:

  • Принцип наглядности обучения. Обучение будет эффективным при использовании наглядных средств обучения, которые отвечают возрастным и индивидуальным особенностям познавательного развития и восприятия информации детьми.
  • Принцип четкости организации занятий. Занятия по математике должны иметь четкую структуру. Сюжет игры, последовательность действий должны иметь четкую структуру в соответствии с которой будет происходить развитие дошкольника.
  • Принцип опоры на возрастную психологию. Задачи математического обучения должны разрабатываться в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка, его потребностями и возможностями математического восприятия.
  • Принцип вариативности обучения. Необходимо использование разных методов и средств формирования математических понятий и представлений ребенка. Это может быть игровая деятельность, логические задачи, упражнения творческого характера, но с логической направленностью и т.д.
  • Принцип многозадачности обучения. В ходе изучения математики следует ориентироваться не только на формирование элементарных математических представлений у ребенка, но и на развитие пространственного восприятия,
  • Принцип игрового обучения. Математическое развитие дошкольников актуально реализовывать в игровой форме, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра мотивирует к познанию. Она содержит элемент внезапности, сюрприза, увлекает и развивает интерес к математике.
  • Принцип ориентации на развитие познавательной активности. У ребенка должны быть развиты не просто математические знания, а сформировано стремление к самостоятельному изучению математической науки и формирование логических суждений и умозаключений.
  • Принцип создания развивающего пространства. В ДОУ создается предметно-развивающая среда, в которой формируются фундаментальные познавательные процессы.
  • Принцип развития восприятия количественных и качественных признаков предметов. Если ребенок освоит различия объектов по количественным и качественным характеристикам, то это заложит основы формирования математических представлений.

Цифры, количество, счет

Дети знакомятся с числами 0…20, учатся писать печатные цифры в тетради. Обучаются счету в пределах 20, с использованием порядковых числительных (второй, пятый). Учатся сравнивать соседние цифры. Знакомятся с такими понятиями как меньше, больше, одинаковое количество. Преобразовывают равенства в неравенства и наоборот. Знакомятся с математическими знаками + — = < >. Учатся сопоставлять число, цифру, количество предметов до 20. Обучаются счету 2-ми и 3-ми в пределах 21. Изучают состав числа первого десятка. Придумывают по рисункам задачи и решают их с опорой на наглядность.

Ориентировка в пространстве

1) Дошкольники учатся определять положение предметов в пространстве — справа, слева, внизу, вверху.

2) Определять направление движения — справа налево, сверху вниз, назад, вперед, в противоположную сторону, в том же направлении;

3) Знакомятся с понятиями – близко и далеко, низко и высоко, ближе, дальше, рядом.

4) Определяют свое положение в пространстве – вне или внутри. Среди предметов: на, в, под, над, перед, между, к, от, через.

5) Ориентируются на листке бумаги, в столбике и строчке клеток.

Формирование элементарных представлений о времени

В детском саду можно активно формировать у детей элементарные знания о времени. Дети должны знать все четыре части суток, называть, в какое время суток они ложатся спать, а когда пора вставать и идти в садик. В этом процессе большую роль отводят режиму дня в группе.

Воспитатель называет время суток и говорит, что детки должны сейчас делать: завтракать ли, идти ли на прогулку или у них будет сончас.

С детьми регулярно должны проводиться беседы, в которых упоминаются части суток, объясняется, почему то или иное действие должно осуществляться в определенное время суток (спать — ночью, умываться и завтракать — утром, гулять, обедать — днем, вечером — в кругу семьи играть, заниматься различными видами деятельности).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]