Сборник дидактических игр по методике Марии Монтессори

Популярностью у современных родителей пользуются различные методики раннего развития малышей. Но поскольку основным видом деятельности для детей является игровая, многие из систем выстроены соответствующим образом, в частности, игры Монтессори. Автор, Мария Монтессори, предлагает не просто теоретический подход, но и конкретные варианты развивающих забав для малышей в 2-4 года. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

Основные принципы

Не будем сейчас подробно останавливаться на сути системы раннего развития Марии Монтессори, этой теме посвящена отдельная статья, с текстом которой вы можете ознакомиться здесь.

Коротко рассмотрим 5 основополагающих принципов:

  1. Главная задача и родителя, и воспитателя – добиваться того, чтобы малыши сами решали поставленные перед ними задачи. Помогать можно, но лишь морально – поддержкой и похвалой. Справиться с поставленной перед ним целью ребенок должен своими силами. В этом случае он обретет уверенность в себе, независимость, научится преодолевать трудности, искать пути решения.
  2. На первом месте стоит учет интересов и желаний ребенка, ничего навязывать ему нельзя, малыш занимается тем, что ему нравится, задача же взрослых – подготовить для него необходимые развивающие пособия.
  3. Дети должны принимать непосредственное участие в обучении младших детей. В большей степени этот принцип реализуется в группах детских садов.
  4. Главное – заинтересовать малыша, обучаться и развиваться он будет сам.
  5. Необходимо уважительно относится к ребенку, не критиковать его действия, признавать за ним право на ошибку.

Девиз системы – «Помоги мне сделать это самому», а в основе лежат самообучение и самовоспитание.

Вывод

Сегодня мы рассмотрели варианты дидактических игр по методике Монтессори для детей разных возрастных групп. Принцип подбора занятий и игрушек Монтессори для детей всегда один: следовать за интересом ребенка, учитывать сензитивные периоды и всегда иметь наготове несколько занятий с разным уровнем сложности и направленности. Не бойтесь вдохновляться идеями в интернете и даже придумывать собственные игры, обращайтесь к литературе и опыту других родителей и педагогов, и совсем скоро у вас уже не возникнет сложностей с планированием активностей.

Самые простые игры

Есть множество упражнений и игр по системе Монтессори. Рассмотрим наиболее легкие варианты, в которые без проблем можно сыграть дома.

Сопоставление

Такие забавы помогут в легкой и ненавязчивой форме закрепить знания о цветах. Вот наиболее полезные упражнения:

  • Соотнесение. Ребенку дается круг, разделенный на сегменты различных цветов и набор цветных прищепок, тона которых совпадают с окраской фрагментов круга. Задача проста – «надеть» прищепки на свои места (так, чтобы их цвет совпал с окрасом круга). Дополнительный плюс – развитие мелкой моторики.
  • Носочки. Ребенку выдается несколько носков, его цель – разобрать их попарно.

Упражнения просты, обязательно придутся по вкусу крохе, при этом полезны.

С водой

Эти игры направлены на развитие мелкой моторики, поскольку предполагают работу с небольшими по размеру предметами. Вот несколько наиболее удачных примеров:

  • В таз с водой следует поместить несколько предметов, например, элементы мозаики, камешки, раковины, игрушки (самые крохотные из имеющихся). Задача малыша – под присмотром родителей доставать из емкости предметы по одному. Чтобы кроха не заскучал, лучше придумать какую-либо интересную историю, например, что он помогает старику-рыболову достать со дна морского необходимые тому предметы.
  • Второй вариант – приготовить суп для королевы. В тарелку наливается вода комфортной ребенку температуры, на дно опускаются зерна риса. При помощи пальчиков кроха должен достать их и положить в другую емкость (откуда сказочный повар заберет зернышки и приготовит из них лакомство).
  • Несложно попросить ребенка поливать цветы из небольшой по размерам лейки. Это приучит его к выполнению домашних обязанностей и поможет узнать новые факты о представителях флоры.
  • Взбивать пену при помощи венчика – полезное удовольствие. Ребенок и укрепляет кисть руки, и веселится.

Таковы самые простые упражнения, для выполнения которых потребуется только немного воды. Малыш получит удовольствие, повеселится, а кроме того, будут развиваться его отдельные умения и навыки.

Монтессори развитие для грудничков от 0 до 2-3 месяцев

Только кажется, что новорожденный ещё ничего не может и только спит и ест, на самом деле его мозг начинает бурно развиваться, и вы можете помочь.

  • Чаще берите малыша на руки и давайте ему рассматривать лица

Новорожденные по своей природе имеют очень плохое зрение и видят только очертания объектов. Но есть один объект, к которому чувствителен даже глаз грудничка, и это человеческое лицо. Старайтесь делать так, чтобы во время процедур по уходу и кормления малыш мог разглядывать ваше лицо на расстоянии где-то 30-40 сантиметров. Не закрывайте малыша пелёнкой и не отвлекайтесь на телефоны и другие гаджеты, когда ухаживаете за младенцем.

  • Давайте ребенку возможность следить за движением объектов

Уже к концу первого месяца жизни младенцы учатся следить глазами за движущимися объектами. Вы можете легко использовать первые мобили (сперва черно-белый мунари мобиль, затем цветные варианты мобиля Октаэдры), сделанные самостоятельно или приобретенные в магазине

  • Позволяйте малышу получать обратную связь от мира

По возможности не ограничивайте движения крохи и позволяйте ему получать обратную связь от мира: старайтесь быть чуткими к его потребностям, давайте возможность касаться разных поверхностей, испытывать разнообразные ощущения (звуки, прикосновения, запахи и так далее)

Игры для мелкой моторики

Среди упражнений в системе Монтессори особое место занимают те, которые направлены на развитие мелкой моторики. Вот только несколько примеров:

  • Нанизывание. Можно использовать леску, шнурки, веревки в качестве основы, а как элементы для нанизывания – макароны, бусины, резинки для волос. Главное – поддерживать интерес, поэтому можно предложить ребенку изготовить гирлянду для украшения комнаты, сделать ожерелье для воображаемой русалки или в подарок бабушке на день рождения.
  • Занятия со щипцами. Можно предложить крохе при помощи щипцов или пинцета рассортировать по цветам какие-либо предметы, например, резинки для волос. Или же попросить ребенка разместить камешки в небольшие коробочки, не прикасаясь к ним руками, работая пинцетом.

Сенсорные коробочки

Еще одно упражнение из системы Монтессори, которое поможет развитию мелкой моторики. Приготовить такие коробочки совсем несложно: достаточно взять плоский ящик (конечно, без острых краев) и наполнить его сыпучим веществом, например, песком, манкой, гречкой, другой крупой, можно даже ватой.

В качестве инвентаря подойдут воронки, ведра, баночки, ложки, игрушечные совки. Задача ребенка – строить из сыпучей субстанции города или ферму, населять ее жителями – игрушками небольшого размера. Можно рисовать пальцем на поверхности, строить замки. Родителям не стоит ограничивать малыша, достаточно наблюдать со стороны.

Игры с тактильными мешочками

Не просто помогают развитию моторики, но и направлены на улучшение восприятия крохи, его знакомство с новыми ощущениями. Проводится так:

  1. Сначала родители готовят наглядное пособие – сами мешочки, которые должны отличаться один от другого по ощущениям. Так, один надо сделать гладким, а другой – из шершавого материала, один – мягкий, другой – жесткий.
  2. Следующий шаг – знакомство ребенка с этими ощущениями.
  3. Наконец, когда он все запомнит, можно предложить игру – поместить крохотные мешочки в один большой («волшебный мешок»), после чего малыш, не подглядывая, должен будет доставать тот вариант, который попросит мама.

Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

Для детей различных возрастов

Рассмотрим примеры упражнений для малышей различного возраста по системе Монтессори.

От 1,5 лет

Есть специальные деревянные кубики различных размеров, которые пользуются широкой популярностью в монтессори-школе. Благодаря набору «Розовая башня» дети могут построить небольшую башню, действуя по принципу матрешки, развивая свой сенсорный опыт.

От 2 до 3 лет

Для детей этого возраста можно приобрести специальный набор Монтессори из предметов, различающихся по размеру, цветовому решению, форме. Задача малыша – заниматься сортировкой, причем мамам и папам вовсе не обязательно требовать, чтобы он разложил предметы по цветам или форме. Лучше предоставить ребенку свободу действий, он сам разберется параметр сравнения и выявит общие признаки и различия.

Если возможности приобрести дорогостоящее пособие нет, аналогичный набор несложно сделать самостоятельно. Для этого подойдут пуговицы различных цветов и размеров.

Пирамидка

Малышу предлагается основание игрушки и ряд колец. Его задача – найти среди них однотипные (например, одинакового цвета) и создать конструкцию.

От 3 до 4 лет

Подходящий вариант для этого возраста – деревянные паззлы, на которых изображен простой и знакомый ребенку предмет. Не стоит гнаться за большим числом элементов, очень важно учитывать индивидуальные особенности малыша: кому-то будет достаточно всего 3–4 составляющих, другие же с легкостью будут собирать конструкцию из 5–6 фрагментов. Самое главное – оптимально подобрать уровень трудности, чтобы ребенок не скучал, но и не терял веру в себя.

Разноцветные таблички

Еще одно упражнение, широко применяющееся в монтессори-школах. Представляет собой готовый набор табличек из дерева, окрашенных в различные цвета. Их можно как сделать самостоятельно, так и приобрести. С помощью такого пособия можно научить детей различать оттенки, а также закрепить ранее полученные знания о цветах.

Задача ребенка – не просто совмещать пары, совпадающие по цвету и оттенку, но и верно называть их. В 3–4 года можно предлагать крохе не только базовые тона, но и менее популярные, в частности, фиолетовый, розовый, оранжевый, коричневый.

Варианты игры:

  • Разложить таблички по градации от темного к светлому либо наоборот.
  • Найти среди табличек ту, цвет которой наиболее близок к любому предмету из обстановки комнаты (например, абажур лампы красный – малыш ищет и показывает красную табличку, можно приложить ее к лампе, сравнить и убедиться в правильности решения задачи).
  • Родитель показывает любую табличку, ребенок же должен найти среди оставшихся ту, которая темнее или, напротив, светлее продемонстрированной.

Все это поможет запомнить цвета и понять, что такое «темнее», «светлее».

В 4–5 лет

Для малышей этого возраста отличной развивающей забавой станет «Корзина с лоскутками», в которую помещаются кусочки различной ткани:

  • шерсть;
  • хлопок;
  • лен;
  • капрон;
  • шелк и иные.

Каждого фрагмента должно быть два. Задача ребенка – исключительно на ощупь, не подглядывая, найти пару, то есть два одинаковых лоскутка.

Родителям подсказывать не нужно – если малыш допустит ошибку, то, когда он выполнит задание и откроет глаза, сможет увидеть, в чем дело и быстро разобраться.

С наждачной бумагой

Чтобы выполнить данное упражнение, потребуется набор, включающий 12 небольших дощечек, разбитых на 6 пар. На каждой из них находится наждачная бумага различной зернистости. Ребенок, как в прошлый раз, закрывает глаза и действует только тактильно. Задача проста – разложить 12 дощечек на 6 пар, сделать это вполне возможно, поскольку поверхность различается.

Другие игрушки

Современные производители используют тот факт, что системы раннего развития пользуются бешеным спросом. Именно поэтому на рынке очень много различных игрушек, красивых, ярких, но все ли из них полезны? Рассмотрим варианты, которые можно приобрести для игр Монтессори:

  • Сортер. Представляет собой набор элементов различной формы и размера (как правило, это геометрические фигуры, хотя допустимы и другие варианты), а также специальный лист с отверстиями, в которые эти элементы просовываются. Задача ребенка проста – соотнести фигурку и отверстие для нее. При желании сортер можно изготовить самостоятельно. Относится к наиболее полезным для развития мелкой моторики и мышления игрушкам.
  • Рамки. Очень похожи на ранее описанный сортер. Представляют собой плоскую рамку с отверстиями и фигурки, которые по форме и размеру с этими отверстиями совпадают. Малыш должен будет в процессе игры соотнести фигурку и «вырез» в рамке для нее. Решая, что стоит купить для крохи, можно остановить выбор на ней.
  • Шнуровки. Замечательное пособие для развития мелкой моторики и тренировки бытовых навыков. Конечно, можно приобрести магазинный вариант, красивую и яркую игрушку, которая полюбится крохе. Но не сложно изготовить такую и самостоятельно, из плотного картона, в котором прорезаются отверстия и обычного шнурка.
  • Стаканчики. Набор из цветных формочек, убирающихся одна в другую по принципу матрешки, – тоже замечательная развивающая игрушка. Подойдет для малышей от годика. Есть множество вариантов, отличающихся количеством элементов и стоимостью.

О том, как самостоятельно сделать игрушки по принципам Монтессори, рассказано здесь.

Предлагая крохе игры Монтессори, не стоит чрезмерно усердствовать, поскольку, нередко в погоне за ранним развитием родители лишают ребенка детства. Вырастить юного гения либо эрудита удается отнюдь не каждому, однако при правильном подходе даже самое простое пособие, изготовленное самостоятельно, принесет пользу.

Почему стоит начинать Монтессори занятия ещё с грудничков?

Мы считаем, что встраивать в жизнь принципы Монтессори можно начинать с самого рождения. Ведь вы уже можете сделать так много для новорожденного: правильно взаимодействовать с малышом во время ухода, кормления и перед сном, разговаривать с ним, понимать его просьбы, а также организовать ему удобное пространства для роста и развития.

Первое, что нужно запомнить – дети бессознательно впитывают всё, что видят и чувствуют, так устроен их мозг. У них пока не развито произвольное внимание или память, следовательно, они не контролируют то, что запоминают, будь это хорошим или плохим. А это значит, что именно вашей задачей становится создать достойную среду для развития: окружите малыша красотой, заботой, уважением и любовью.

В первые месяцы жизни закладывается очень много бессознательных убеждений о себе и о мире: безопасен ли мир вокруг меня, любят ли меня окружающие, важен ли я для них. Чтобы базовая картина мира сложилась позитивно, много говорите с малышом, будьте внимательны к его физическим потребностям, уважайте его тело и желания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]