Зона практической деятельности по М. Монтессори (Упражнения в практической жизни)

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Формирование личности начинается сразу после рождения, и как именно себя поведут родители в это время в дальнейшем повлияет на то, каким человеком будет новорожденный. Существует множество методик, которые можно использовать на ранних этапах. Одной из самых популярных считается методика раннего развития Марии Монтессори, ведь ее без проблем можно воплотить, не имея специального образования или возможности оплачивать услуги профессионалов.

Суть методики Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.

Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.

Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.

По этой системе обучалось немало известных людей. Например, принцы Гарри и Уильям, Сергий Брин, Габриэль Гарсия Маркес (писатель), Джефф Безос, Джимми Уэйлс и многие другие выдающиеся люди современности. Так что доказывать эффективность данной методики не имеет смысла.

Принципы системы

Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:

  1. Ребенка учит то, что вокруг него.
  2. Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
  3. Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
  4. Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
  5. Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
  6. Высмеивание учит быть робким.
  7. Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
  8. Частые попытки опозорить учат чувству вины.
  9. Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
  10. Снисходительность учит быть терпеливее.
  11. Подбадривание делает более уверенным.
  12. Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.

Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.

Составляющие программы

Рассматриваемая методика имеет три составляющие:

  • ребенок;
  • окружающая среда;
  • педагоги.

Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.

Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:

  • от рождения до 6 лет — речевое развитие;
  • от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
  • от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
  • от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
  • от года до 4 лет — освоение разных действий;
  • от двух с половиной лет до шести — социализация.

Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать. А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.

Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».

Сравнение с другими методиками

Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:

МетодикаОтличия
ЗайцеваМетодика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают.
Глена ДоманаМетодика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет.
НикитиныхВ методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно.
Сессиль ЛупанПредусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный.

Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.

Алгоритмизация

Работа с упражнениями практической жизни алгоритмизирует деятельность детей, закладывая основы математического мышления. Когда педагог показывает презентацию, он всегда совершает действия в определённой последовательности. Например, переливая воду из кувшина в стакан, взрослый сначала:

  • принесёт поднос с материалами на стол;
  • расстелет протектор;
  • выставит на него кувшин и стакан;
  • принесёт воду из главного кувшина;
  • нальёт её в кувшин для презентации;
  • потом вернёт главный кувшин на место и так далее.

В самой простой презентации уже имеется довольно длинный список последовательных шагов. Навыки выполнения действий таким образом потом пригодятся при работе с математическим материалом.

Алгоритмы УПЖ выстроены от простого к сложному, что помогает детям прийти к выполнению трудной интеллектуальной деятельности постепенно и плавно.

Как построить занятия дома

Для результата нужно создать подходящую атмосферу. Первый этап – это зонирование пространства. Каждая из зон наполняется, так называемым, дидактическим материалом. На первый взгляд это может показаться неудобным, но подобный порядок позволяет держать вещи в отведенном для них месте. В итоге, это поможет не только детям осваивать мир, но и взрослым придерживаться порядка.

Занятия нельзя проводить только в какое-то время или заставлять малыша делать то, что он не хочет. Дети занимаются, когда им это хочется. Пример стандартной ситуации, когда система работает – когда мама убирает в квартире, а ребенок идет в свой уголок практики, берет веник или совок и помогает. На первых порах малыша можно попросить помочь, но в идеале нужно, чтобы это было его решение.

Интересно то, что занятие по этой методике часто не предусматривают какого-то специального оборудования или игрушек. Все необходимое обычно уже есть в доме, где живет малыш. А если нет, инвентарь можно создать своими руками.

Занятия с малышами до 1 года

Рассматриваемая методика влияет на развитие детей до 1 года. Занятия по ней можно проводить с самого раннего возраста. Важно выбирать «игрушки», которые помогут малышам получить побольше сенсорных ощущений. Например, они могут шуметь, быть яркими, мягкими или твердыми, гладкими или шершавыми.

Малышам до 6 месяцев интересны игры, показывающие свойства предметов:

  • чтобы тренировать захват, можно протягивать крохе различные предметы, и ждать пока он их схватит;
  • чтобы развивать память — называть предметы, которые находятся у него в руках;
  • чтобы тренировать координацию — перекладывать предметы из одной руки в другую.

Чтобы было веселее, подобные действия можно сопровождать песенками или стишками. В качестве игрушек для самых маленьких можно использовать тканевые мешочки с различными наполнителями из круп, муки и т.п. А ткань может быть разной фактуры. Также можно использовать пуговицы, бусины и другие вещи, которые есть дома. Главное, чтобы кроха игрался под родительским присмотром.

Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет

Когда ребенок немного подрастает, методика раннего развития Марии Монтессори для детей от 1 года подразумевает использование более сложных игр. Уже можно давать детям элементарное понятие о соблюдении порядка, более активно тренировать моторику и сенсорное восприятие. Ребята уже способны концентрироваться и подражать взрослым, понимают последствия некоторых своих действий.

Теперь дети могут играть самостоятельно, но недолго и только если игрушки, которыми они в тот момент пользуются, абсолютно безопасны.

Несколько игр:

  1. В коробке сложить баночки, флакончики, тюбики и т.п. Важно, чтобы они были плотно закрыты, а если внутри были какие-то жидкости (шампунь, моющее средство для посуды) их желательно вылить, а емкость помыть. Внутрь можно засыпать какие-то крупы. Откручивание крышек флакончиков поможет развить моторику и погасить пожар любопытства малыша.
  2. В тазик можно насыпать крупы и закопать в них более крупные предметы. Например, можно использовать каштаны, ракушки и т.п. Родители показывают, что эти предметы можно искать в тазике. Малыши, как правило, быстро разбираются, что и как делать, получая от игры настоящее удовольствие. Но таким крохам лучше играть под присмотром. К тому же эта игра универсальна и для более взрослых детей, достаточно усложнить задачку, предположим, поиском вещей какого-то одного цвета.
  3. Игра с пластилином обычно захватывают детей надолго. Разноцветный, яркий материал, из которого можно вылепить что угодно, очень нравится малышам. Обычно дети до двух лет лепят шарики или колбаски, но постепенно задания можно усложнять. Если ребенок любит все пробовать «на зубок», можно сделать свой пластилин из теста и кулинарных красителей.
  4. И конечно, дети обожают рисовать. Обычные карандаши или фломастеры и лист белой бумаги всегда должны быть под рукой, если юному художнику захочется блеснуть своим мастерством.

Помимо перечисленных игр можно использовать специальные монтессори-игрушки. Например, шнуровки, башенки и т.п.

Занятия родителей и детей от 2 года до 3 лет

Ребята двух-трехлетнего возраста уже умеют играть самостоятельно и им очень нравится общаться с другими детьми. Но потребуется небольшое вмешательство взрослого, ведь дети от 2 лет еще совсем крохи и многого не знают. Они рады копировать действия взрослых или своих товарищей однолеток. В этом возрасте ребята любят учиться, поскольку к ним приходит понимание, что так можно добиться лучшего результата.

В возрасте 2-3 лет крохи с удовольствием осваивают следующие занятия:

  1. Конструирование. Помочь в этом могут любые многофункциональные предметы: тканевые отрезки, камушки, брусочки из дерева, веревки и т.п. Они не ограничивают детей и помогают подготовиться к ролевым играм.
  2. Нарезание. Разрезать можно книжные картинки, открытки, или просто разноцветные листы бумаги, делая из них нечто вроде пазла. Дети могут сами разрезать или только собирать готовые детальки. Зависит от их интереса.
  3. Распределение предметов на группы. В коробочках нужно рассортировать предметы: по размерам (от больших до маленьких), форме, цвету, специфике применения и т.п. Эта игра развивает мышление, речь, учит детей проводить классификацию и систематизацию.

Взрослый все больше переходит от функции учителя к функции наблюдателя. Дети становятся творческими. Им более интересно создавать что-то новое, меняя предметы.

Метод для детей от 3 до 6 лет

Согласно методу Монтессори уроки для детей от 3 до 6 лет отличаются от методов, которые использовались для самых маленьких ребяток. Главный упор делается на попытки сделать ребенка полноценным членом семьи. Он может иметь права взрослых и выполнять посильные обязанности.

Дети после трех лет могут закреплять полученные ранее навыки в плане ухода за собой, уборки в доме, ухода за животными или растениями. Так малыш будет развиваться и помогать родителям.

Ребята в возрасте 4-5 лет могут заниматься более сложными делами:

  • рисовать с закрытыми глазами;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • учиться писать с помощью штриховки или доски и разноцветных мелков;
  • учиться читать и считать (можно создавать самодельные карточки или книжки с буквами и цифрами).

В возрасте 5-6 лет детям интересно все об окружающем мире. Можно рассказывать крохе о других странах и их обычаях. Показывать, какие животные живут в других странах. Для этого можно использовать картинки, книжки с рисунками, фотографии, мультфильмы и т.п.

Это творческий этап становления личности, который нельзя ограничивать. Если ребенок заинтересуется растениями, можно позволить ему делать гербарии или аппликации. Пусть он лепит из глины, пластилина, много рисует. Можно не ограничиваться четырьмя стенами, и сводить малыша в зоопарк, на выставку или просто поехать на дачу, где он сможет вдали от города изучить природу.

Направленные на сортировку

Игры, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов в возрасте от 2 до 5 лет. Она может быть как по форме, так и по цвету. Занятие развивает внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра с пуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, в котором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки в миске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики — деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей от двух лет. Она может быть любого вида, но принцип единый. У такой игрушки должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • В качестве игры на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, в которых у каждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игра с пирамидкой

Зонирование помещений

По системе Монтессори выделяют такие основные зоны:

  1. Практики или реальной жизни. В ней дети будут получать основные бытовые навыки. Тут могут быть помещены средства для уборки, стирки, пуговицы и шнурки.
  2. Восприятия или сенсорная. Чтобы дети смогли развиваться, все предметы которые расположены в этой зоне, должны быть разной формы, веса, размера и оттенка. Использовать можно баночки, коробочки и т.п. Кроха будет тренировать мелкую моторику и научится различать вещи по тактильным ощущениям. Кроме того, в этой зоне он сможет потренировать память и внимание.
  3. Математики. Данная зона способствует развитию абстрактного мышления, воспитывает усидчивость и терпение. Материалами могут быть счетные палочки, фигуры (квадраты, треугольники и т.п.).
  4. Языка. Здесь дети могут учиться писать и читать, потому в этой зоне должны быть различные кубики с буквами, прописи и азбуки.
  5. Космическая. Как понятно из названия, данная зона используется для того чтобы малыш мог познакомиться с окружающим миром. Например, с другими странами, погодой, животными и т.п. В этой зоне можно расположить фигурки животных, карты, книги т.п.

Это авторский вариант зонирования, но более современные вариации методики предполагают использование еще зон физического развития, музыки, искусства, танцев, иностранных языков и т.п. Вот только места для них в среднестатистических квартирах редко хватает. Зато подобное углубленное зонирование всесторонне развивает ребенка.

Зона реальной жизни

Эту зону называют практической, так как ее главная задача – приучить малыша к бытовой стороне жизни, привить гигиенические привычки.

Занятия в этом участке помогают детям освоить следующие навыки:

  • как ухаживать за собой (складывать одежду, проводить гигиенические процедуры, кушать и даже готовить);
  • как ухаживать за окружающим пространством (убирать, поливать цветы, кормить домашних животных);
  • как передвигаться (ходить тихо, по прямой линии);
  • как создавать коммуникации (общаться с родителями, воспитателями, сверстниками, в социуме).

В рассматриваемой зоне можно использовать такие материалы, как:

  • досточки с пуговицами, ремешками, замочками и т.д.;
  • посуду разных форм и размеров;
  • комнатные растения и срезанные цветы;
  • веник и совок.

В принципе, можно применять любой предмет, который используется в обиходе. Но применение игрушек нежелательно – все вещи должны быть настоящими. Хотя о правилах безопасности забывать не стоит и такие предметы как ножницы, ножи и т.п. использовать только тогда, когда ребенок начнет понимать, какую опасность эта вещь может принести, и как ею правильно пользоваться.

Сенсорная зона


Этот участок способствует развитию сенсорного восприятия.
Помогает улучшить:

  • мелкую моторику;
  • зрение;
  • осязание;
  • слух;
  • барическое чувство (ощущение веса).

Чтобы дети могли полноценно играть в этой зоне, используются такие предметы:

  • разноцветные таблички;
  • разноразмерные вкладывающиеся цилиндры;
  • таблички с шершавыми и гладкими поверхностями;
  • тканевые лоскутки;
  • колокольчики;
  • тяжелые и легкие предметы;
  • ароматные мешочки.

Главная сложность оборудования этой зоны — сделать акцент на все сенсорные чувства, не выделяя какое-то одно. Потому важно собрать разнообразные материалы. Одни будут влиять на слух, другие — на зрение, третье — на обоняние и т.п.

Зона математики

Зоны сенсорики и математики взаимосвязаны. Сравнивая между собой материалы, ребенок измеряет их, проводя математические операции. Зона сенсорики только подготавливает малыша к исчислительным операциям. В математической дети уже начинают осваивать математические понятия.

Для этого потребуются специальные материалы:

  • цифры из ткани (можно изготовить из бумаги, но тогда риск их порвать выше);
  • карточки с числами;
  • линейки;
  • бусины для освоения основных математических действий;
  • круги, разделенные на доли;
  • геометрические фигуры.

Главное, чтобы материалы были наглядными. Ребенку проще запомнить цифру, если он сможет ее ощупать или повертеть в руках.

Языковая зона

Данная зона тесно связана с зоной сенсорики и развивает мелкую моторику.

Именно потому практически весь инвентарь в ней направлен на развитие сенсорных ощущений:

  • буквы из тактильно приятных материалов;
  • вкладыши;
  • подвижный алфавит;
  • рамки для штриховки;
  • карточки интуитивного чтения.

Все эти приспособления способствую правильному формированию речевых навыков и их развитию. Материалы расширяют словарный запас малышей.

Космическая зона

Второе популярное название этой зоны – естественнонаучного воспитания. Дети здесь получают информацию об окружающей среде, предметных связях, узнают исторические факты и получают представление о биологии, географии, естествознанию и другим наукам.

Чтобы ребята могли получить как можно больше знаний в этой зоне, можно оставить следующий инвентарь:

  • энциклопедии и справочники (естественно, детские, с обилием красочных картинок);
  • карты (географические и природные);
  • макеты (например, солнечной системы, гор, вулканов);
  • материалы по типологии животных и растений;
  • календари;
  • материалы для экспериментов (что-то безопасное, например, картошка и йод, чтобы увидеть крахмал);
  • семена и листья растения.

В общем, это могут быть любые материалы, благодаря которым ребенок сможет получше узнать мир, где он живет.

Развитие контроля и координации движений. Психофизиологическая подготовка

В работе с сенсорным, языковым и математическим материалом дети задействуют сложные когнитивные процессы, которые не возникают по мановению волшебной палочки в их голове, а должны созреть постепенно. Помогают в этом практические знания для жизни, полученные в УПЖ.

Для выкладывания красных штанг требуется определённый уровень развития глазомера и координации глаз-рука, которые тренируется, например, при переливании. Занимаясь с квадратными и кубическими цепочками, малыш должен аккуратно положить стрелки с цифрами к каждой бусине. Размер стрелок небольшой, что требует тонкой работы пальцев, а также готовности к длительному занятию с материалом. Иногда малыш выполняет упражнение весь рабочий цикл (3 часа), иногда — нескольких дней. Такой уровень концентрации возникает первоначально в УПЖ с длинным и сложным алгоритмом: стирке, мытье стола, аранжировке цветов.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Но важно, чтобы пирамида не переворачивалась, нижние слои наполнять более тяжелыми материалами.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Плюсы и минусы системы

Как и у любой системы, у методики Монтессори есть противники и поклонники. К какой группе отнести себя большинству людей будет проще выяснить после того, как они ознакомятся с плюсами и минусами системы.

Плюсы

Среди преимуществ системы можно выделить:

  • на развитие детей взрослый практически не влияет или делает лишь незначительное вмешательство, что позволяет малышу осваивать мир без навязанных предубеждений;
  • методика позволяет детям самовыражаться и учитывает индивидуальные особенности;
  • детей не заставляют, а мотивируют учиться, их не хвалят, но и не ругают, потому процесс обучения проходит не настолько травматически;
  • дети получают свободу, независимость и развивают умение самостоятельно планировать и организовывают свою деятельность;
  • система учитывает периоды развития детей, совершенствует мелкую моторику, развивает чувства;
  • быстро прививает навыки самообслуживания, ответственности, самоконтроля;
  • развивает интеллект, речь, логически-аналитическое мышление;
  • дает представление о мировых реалиях и контактах с другими людьми (если малыш воспитывается по этой системе и в группе).

Для использования системы Монтессори не нужно выделять какое-то время. Прелесть этой методики в том, что ею не занимаются периодически, а живут в ней. Причем такая форма быта достаточно удобна для взрослых. Дети сами себя развивают в том темпе, который им удобен, а задача взрослого сводиться к тому, чтобы обеспечить малыша всем необходимым и следить за его безопасностью. Кроме того, данная методика «недорогая». Весь инвентарь стоит недорого, особенно, если его сделать самостоятельно.

Минусы

Есть у методики и просчеты:

  • больший упор на интеллектуальную сторону развития ребенка во вред его эмоциональности и творческим задаткам;
  • игнорирование сюжетно-ролевых игр, аргументируя тем, что они отвлекают ребенка;
  • упущения, связанные с особенностями темперамента детей (не все дети попросят помощи, и не всем будет интересно);
  • методика кардинально отличается от методов воспитания и подачи материала в детских садах и школах, что создает ребенку трудности в адаптации к школьному графику и особенностях взаимодействия с учителями;
  • недостаток физической активности.

Учитывая эти недостатки, классическую Монтессори редко воплощают в «чистом» виде. К ней добавляют больше активных игр и элементов контроля над деятельностью ребенка, чтобы ему было проще социализироваться в учебных заведениях.

Игры на сопоставление

Игры на сопоставление — самые популярные занятия по Монтессори от 1 до 3 лет. Основными видами считаются:

  • Занятия с цветами — ребенку можно предложить картонный круг с разноцветными секторами и прищепки таких же оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
  • Игру можно совместить с помощью маме. Например, предложить ребенку разобрать по парам постиранные носочки.

Дидактические игры для младшей группы детского сада

Такая группа занятий развивает логику, внимание.

Игры с цветом

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]