Педсовет «Развитие речевых коммуникаций педагога»
- 21 января 2013
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. Цель данного материала – помочь педагогу в совершенствовании культуры речи, через умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. В работе представлены игровые упражнения, задания для педагогов.
Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.
В настоящее время известна поговорка «Слово – визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Наблюдая за процессом общения воспитателей с детьми и родителями, была выявлена проблема: необходимость повышения качества речевого развития детей через повышение уровня речи педагогов.
Данный материал разработан и апробирован с целью совершенствования высокой культуры речи педагогов, через умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
Задачи:
- мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;
- способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством игровых заданий;
- владение педагогами методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей.
Педсовет разработан в виде игры – путешествия, путешествия по звездным мирам. Полет будем осуществлять на космическом корабле к другим планетам, с целью открыть нового еще неизвестного в звездном мире созвездия, созвездие – «Общение».
Во время полета вы побываете на станциях: «Теопрак», это звезда теории и практики. Затем отправитесь к звезде «Декламация», посетите звезды «Метафора, «ССК», «Логика» «Криптография». Последняя остановка – звезда «МИМ». На каждой звездной станции педагогов ждут задания, связанные с речевой коммуникацией.
Методическая разработка будет полезна и интересна для методистов и воспитателей ДОУ.
Текст педсовета
Презентация. Картина звездного неба. Под музыку (медленная композиция).
Величественна картина звёздного неба. Оно во все времена занимало воображение людей. Звездное небо –это необозримое, бесконечное пространство, заполненное другими мирами, галактиками. Галактики – как города, населенные людьми. Люди – это звезды.
Когда мы смотрим на небо, мы видим людей. Все они разные, у каждого свой характер. Как звезды группируются по своим звездным характеристикам, так и люди группируются по интересам. На самом деле человеческое тело, как и Вселенная, и все в ней, является открытой системой. Оно никогда не перестает излучать, принимать, обмениваться энергией и информацией со всем, что его окружает. Вообще говоря, мы находимся в постоянном общении со всем, что находится вокруг нас.
Как сказал Экзюпери, что на земле есть самая большая роскошь, доступная любому нищему – роскошь человеческого общения. В наше время эта роскошь становится дефицитом. Общение – это Встреча. Встреча личностей, когда происходит Открытие. Открытие другого, себя, мира. И тогда – это на самом деле –роскошь, поскольку бывает нечасто. Но если Вы готовы к Открытию – тогда все возможно.
Наша сегодняшняя встреча посвящена речевым коммуникациям или другими словами общению. А тема звучит так: «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей».
Речь педагога – это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для детей.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Речь педагога, как уже говорилось, служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для воспитанника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.
Педагог М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
А с требованиями к речи педагога мы ознакомимся на практике, в ходе путешествия. Сегодня наш полет будем осуществлять к звездным мирам, к другим планетам, и как здесь не вспомнить крылатую фразу «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»
и возможно сегодня нам повезет открыть новое еще неизвестное в звездном мире созвездие.
Вы уже поделились на команды, знаете их название. А сейчас должны расшифровать их названия.
Рассмотрим на примере команды жюри. Название команды «МАРС», расшифровываем:
М
– могущественные
А
– активные
Р
– радикальные (решительные)
С
– судьи.
И сразу возникает вопрос, а судьи кто? Представляем самых могущественных, активных и решительных: …
Ну, мы немного отвлеклись, напоминаем, что сейчас нашим командам надо расшифровать названия своих групп. Задание все поняли? Приступаем к выполнению.
Молодцы! С заданием справились все на «отлично»! Итак, внимание сейчас будет дан старт космического корабля, пилотируемые командами «Юпитер», «Венера», «Нептун».
Команда «Марс» пристально следит за нашими путешественниками с земли.
Все готовы? Наш полет будет проходить на высоте примерно 40 тысяч километров, скорость космического корабля равна скорости света, время полета – около двух с половиной часов. Итак, мы отправляемся в полет!
Наша первая звезда
, к которой мы отправляемся, называется:
«ТЕОПРАК».
Это звезда теории и практики. (Навести мышку на корабль, и щелкнуть по нему. Корабль придет в движение).
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют соответствие речи языковым нормам, то есть речь педагога должна быть Правильной.
Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Ведь не секрет, что речь педагогов бывает не всегда правильной. Даже на конкурсе учитель года в своей речи учителя допускали ошибки. (Чаще всего слова-паразиты: конечно, как бы
; неправильное словообразование:
еслиф
, ударение.)
Воспитатель – не просто человек, а человек, который находится в ответе за тех, «кого приручил» — за своих воспитанников. Поэтому ему следует помнить о том, что речь – это не только показатель ума, но и мощное средство воздействия на чужие умы.
Так, Д. И. Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».
За 4 выполненных задания вы получите 8 баллов, но в нашем случае 8 звезд, каждый балл это звезда.
Посмотрите на первое задание
, вам надо указать примеры с ошибками в образовании формы слова, а так же примеры, в котором нормы формообразования не нарушены.
(Приложение №1)
Во втором задании
надо расставить ударения.
(Приложение №2)
Третье задание
– вашему вниманию будет представлен кроссворд, который так и называется «Речевые коммуникации», где вы должны показать свои знания в области теории. На выполнение этого задания отводится 10 минут.
(Приложение №3)
Следующее задание (четвертое) – видеосюжет.
Прослушайте внимательно текст видеосюжета и исправьте речевые ошибки педагогов.
(Приложение-видеосюжет №4)
Итак, встретились два педагога….
(работы отдаются жюри)
А сейчас наш корабль отправляется к звезде
«Декламация».
Декламация или выразительное чтение – искусство произнесения стихов или прозы.
Одной из составляющих требований к речи педагога является и качество голоса воспитателя. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу воспитателя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.
Важнейшими профессиональными качествами голоса педагога являются благозвучность, гибкость, полётность (полётность речи – это лёгкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривания слов с усилием), выносливость. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.
Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для воспитателя, поскольку его речь является образцом. Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью.
Советский педагог, литературовед Рыбникова Мария Александровна подчеркивает: «Сам педагог, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для воспитанников»
Мы предлагаем вам следующее задание
. Каждая из команд вытянет одну из басен, которую они должны продекламировать. Но не в обычном классическом варианте, а так как им будет предложено, в несколько ином ключе, задание будет написано на ваших листах.
(Приложение №5)
За этот конкурс победившая команда получит 4 звезды.
А сейчас надо немного отдохнуть у нас – музыкальная пауза.
Хорошо ли вы знаете песни и умеете ли их исполнять? Это замечательно, а вот как знают и поют песни наши команды мы сейчас увидим.
Петь надо хором, красиво и узнаваемо. В игре участвуют все представители команды.
Одна команда, посовещавшись, задает другой команде вопрос, но в особой форме. Они поют отрывок из известной песни, в которой содержится вопрос. Затем команда, которой был задан вопрос, должна вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой известной песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос. Игра продолжается до тех пор, пока песенный запас одной из команд не иссякнет.
Например: одна команда поет «Говорят, мы бяки-буки. Как выносит нас земля?» другая ей отвечает «Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали».
А теперь мы предоставляем слово жюри
, которое подведет итог за два проведенных конкурса.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют так же и Точность речи
, то есть ее соответствие мыслям говорящего.
Так, К. Федин писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла».
Ясность речи
, то есть ее доступность пониманию слушающего. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал:
«Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».
Простота речи
, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога».
Так, Л. Н. Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».
В речи педагога должны использоваться разнообразные языковые средства, то есть одно из требований к речи воспитателя – Богатство речи
.
Так, М.Горький писал: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их».
Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Наш корабль приближается к звезде
«МЕТАФОРА».
Задание
– каждая команда выберет одно из деревьев. К своему дереву надо будет подобрать:
качественные прилагательные
, например, стройная, могучий, развесистый, а так же наделить их
человеческими качествами и характеристиками
, например, гостеприимный, радушный
.(В презентации)
За это задание победившая команда получит 5 звезд.
Следующая наша звездная станция – Звезда «ССК»,
что означает, сочини сказку.
Наши дети должны не только уметь четко, грамотно, последовательно излагать свои мысли, они должны еще уметь творчески мыслить, а для этого необходимо развивать творческую инициативу, выдумку, воспитывать устойчивый интерес к творческому рассказыванию. Совершенствовать умение развивать сюжет, использовать выразительные средства речи, фантазию. Учить придумывать сказки легко меняя в них героев сюжетных линий и т.д. всему этому мы должны научить детей. Как сказал один из мудрейших – «Чтобы научить другого, научись сначала сам».
Итак, будем учиться. Задание называется старая сказка на новый лад. Сейчас один представитель из команды подойдет и выберет сказку, все эти сказки вам хорошо знакомы. Ваша задача – оставив прежних героев придумать новый сюжет. На это задание отводиться 10 минут. Команда получит 5 звезд.
(В презентации)
А теперь давайте немного отдохнем. Игра
«Молекулы». Цель:
сплотить группу.
– Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так: (ведущий показывает согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнём быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединяться в молекулы по три атома в каждой. Четыре – по четыре. А молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).
Слово жюри
Речь педагога должна быть логичной
, т.е. должны соблюдаться смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Так, Н. Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей».
Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания. Педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо в совершенстве владеть различными способами внутритекстовой связи, чтобы научить этому своих подопечных.
Вот мы и прилетели на звезду
«Логика».
Задание,
которое вы должны выполнить – это собрать текстовые фрагменты в правильной последовательности. Собрав, вы прочтете поучительную сказочную историю. За выполнение задания
– 6 звезд.(В презентации)
Главная цель речевой коммуникации
– обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор.
Одним из таких дополнительных средств общения
, появившимся в глубокой древности, является письмо на глиняных дощечках, узелковая письменность, зарубки и т.д. А у коренного населения разных континентов использовался язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т. п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза – символ любви, астра – печали, незабудка – памяти и т. д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т. п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык.
Звезда «Криптография»
тайнопись, специальная система изменения обычного письма, используемая с целью сделать текст понятным лишь для ограниченного числа лиц, знающих эту систему.
Что за звуки? Да это же послание с другой планеты, от наших братьев по разуму. Нам нужно расшифровать и прочесть данное послание, здесь даже код прилагается.
Итак, слушайте задание: каждая команда получает зашифрованное письмо с кодом. Задача – расшифровать и написать. За это задание команда получает 6 звезд.
(Приложение №6)
Молодцы наши педагоги, смогли понять и расшифровать письмо от инопланетных жителей.
Наш современник академик Д. С. Лихачев писал: «Уметь говорить – искусство, уметь слушать — культура».
А умеют ли наши педагоги слушать, а самое главное слышать сейчас узнаем вместе с педагогом-психологом.
Игра«Испорченный телефон» (Приложение к игре).
Слово жюри.
Средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (т. е. словесные) и невербальные.
Вербальная коммуникация
– это общение с помощью слов,
невербальная
– это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (позы, жеста, мимики, взглядов).
Педагогу очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Психологи установили, что в процессе общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет невербальных средств общения — жестов, мимики, телодвижений, интонации, выбора дистанции между партнерами.
При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным каналам (взгляд, жесты, мимика и т. д.).
С этими утверждениями можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей. «Руки – глаза тела», –
утверждал Е.Б. Вахтангов. А К.С. Станиславский подчеркивал:
«Руки высказывают мысль»
. Ильин называет руку педагога
«главным техническим средством».
Последняя наша звездная остановка звезда
«МИМ»
(греч.), которая обозначает короткие импровизационные сценки в античном народном театре – театре без слов.
Вам предлагается следующее задание – показать стихотворение с помощью пантомимы. От каждой группы нужно выделить одного человека. Ему будет дан текст стихотворения, который нужно представить с помощью мимики и жестов. А его команда должна узнать это стих.
- В. Маяковский «Кем быть?»
- Н. Некрасов «Однажды, в студеную зимнюю пору»
- А. Барто «Девочка чумазая»
Следующее задание
– за 1 минуту (пока бежит песок) представитель группы показывает с помощью мимики и жестов слова, которые будут появляться на экране ноутбука, а команда должна их быстро отгадать.
(В презентации).
За это задание команда получает
6 звезд.
Слово жюри.
Напомним, что в начале нашего путешествия мы мечтали открыть новое еще неизвестное в звездном мире созвездие и у нас это получилось. Мы открыли созвездие – ОБЩЕНИЕ.
В заключение
еще раз напомним: чтобы речь педагога была правильной, выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира воспитателя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С.Л. Соловейчик писал: «Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее… нравственный облик, манера общения и поведения педагога»
Не забывайте об этом и… совершенствуйтесь!
Ведь постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Приложения к педсовету.
Презентация к педсовету
Автор: Левченкова Марина Александровна, заместитель заведующей по ВМР МБДОУ № 46 «Снегири», город Канск Красноярского края. Педагогический стаж 10 лет. Руководитель городского методического объединения воспитателей, работающих по программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.