Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка


Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка

Автор: Чернышова Светлана Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49 «Чебурашка» Малышевского городского округа

Влияние продуктивной деятельности

на развитие личности ребенка

Составитель: Чернышова С.Н.,

воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 49 «Чебурашка»

Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка — дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально — волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

— Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

— В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

— Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

— Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

— На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся

— с геометрическими объемными формами;

— с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций;

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности целеустремленности в работе, умении довести ее до конца, аккуратности, умения работать в коллективе, трудолюбия, пытливости.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Вывод.

Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Используемая литература:

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография.

3. Доронова Т.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М.: РАО, 2000.- 197 с.

5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М., 2000.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский , 2001. — 336 с.
comments powered by HyperComments

Что такое продуктивная деятельность детей

Понятие «продуктивная деятельность» наводит на мысль, что результатом определенных действий должен быть некий продукт.

Дети дошкольного возраста больше ориентированы непосредственно на процесс. Выполняя различные действия, они познают окружающий мир. Малыши любят разобрать игрушку до последнего винтика только для того, чтобы посмотреть, что там внутри. Созидание, получение продукта мало совместимо с дошкольным возрастом. Однако, смотря что подразумевать под продуктом детских усилий.

Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста направлена на создание реального продукта в виде рисунка, поделки, конструкции, аппликации, связанного крючком квадратика под присмотром бабушки и подобных изделий.

Главная особенность продуктивной деятельности дошкольников заключается в появлении и материализации замысла. Если в игре замысел реализуется посредством действий и общения, то в данном случае ребенок получает конкретный продукт.

Продуктивная деятельность оказывает огромное влияние на развитие восприятия дошкольника. Изготавливая поделку или конструкцию, ребенок усваивает предметные свойства и отношения, разбирается с формой и размерами. Эти характеристики становятся доступными для понимания малыша только тогда, когда он применит их на практике.

Педагогические науки/3. Методические основы воспитательного процесса

Комлева С. В.

МОУ ДОД «Центр поддержки детства», г. Екатеринбург, Россия.

Продуктивная творческая деятельность подростков: методические ориентиры.

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность.

У подростков есть потребность передать свое отношение к действительности через собственную журналистскую деятельность. Молодые люди — не индифферентные потребители, а социально активные думающие личности. С помощью СМИ они хотят донести мнение своего поколения до окружающих, повлиять на ход событий, отстаивая активную жизненную позицию, не оставаясь безучастными наблюдателями. Именно в этом и заключается процесс социализации подростка в рамках деятельности по выпуску газеты.

Основная цель, которая стоит перед педагогом дополнительного образования, — это создание условий для включения молодежи в творческую деятельность с конкретной практической направленностью. И если продуктивная творческая деятельность подростков

– это
цель
, то достичь ее можно при решении следующих
задач
:

· дать представление о средствах массовой коммуникации, профессионально ориентировать старшеклассников;

· научить грамотному общению, выражению и анализу своих мыслей, оказать помощь в формировании личной позиции подростка;

· дать возможность личности реализовать свой творческий потенциал, способствовать сохранению социального здоровья, социальной адаптации;

· оказать помощь в формировании нравственных и эстетических критериев, самостоятельности мышления, гражданских качеств.

Принципы

, являющиеся необходимыми для реализации поставленных задач:

· целенаправленность /стремление к общей цели/;

· мотивированность /активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности/;

· структурированность /распределение функций, прав, обязанностей, ответственности/;

· согласованность /согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности/;

· организованность /планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению/;

· результативность /способность достигать результаты, наличие реального продукта деятельности/.

Планируемый результат

в такой деятельности может быть следующим — реализация креативно-коммуникативного потенциала молодежи через журналистский клуб «Монитор».

Данная форма деятельности ориентирована на организацию интеллектуального, социально-полезного досуга не только для одаренных и талантливых детей, но и для всех желающих, и направлена на формирование ключевых компетенций личности подростков, способствующих достижению результатов в личной и профессиональной жизни, обеспечивающих готовность подростка к конструктивному взаимодействию в социально-профессиональных отношениях.

Продуктивная творческая журналистская деятельность актуальна:

она учитывает всевозрастающую роль СМИ в системе общественных отношений, в создании и укреплении идеологии того общества, внутри которого они существуют. В сложившейся системе массовой информации подростки, однако, не всегда имеют возможность участвовать в работе «взрослых» СМИ. Обеспечить им постоянную журналистскую практику помогает подростковая пресса, в данном случае – журналистский клуб «Монитор». Роль организаторов, авторов, корректоров выполняют сами подростки при взаимодействии с педагогом.

Роль педагога

дополнительного образования при реализации данной программы скорее направляющая, чем организующая. Педагог в прямом смысле этого слова является таким же субъектом деятельности, как и учащийся. Он не доминирует над детьми, а щедро делится своим когнитивным потенциалом, направляя творческую энергию подростков в нужное русло, оказывая необходимую помощь при затруднениях, развивая коммуникативные умения и навыки учащихся.

Особенность дополнительного образования – отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет свободу выбора содержания, форм, средств, методов педагогической деятельности. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от педагога проявление инициативы.

Творчество педагога является необходимым условием для эффективной дополнительной образовательной деятельности по созданию газеты.

При создании условий для продуктивной творческой деятельности особое внимание следует уделить методическому обеспечению.

Методы и средства

дополнительного образования представляют собой методы и средства обучения, выбор которых определяется содержанием, формой, предусмотренной данной программой. Среди них можно выделить
методы организации учебно-познавательной содеятельности:
методы получения новых знаний (рассказ, объяснение, беседа, работа со словарями, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация); методы выработки умений и накопления опыта деятельности (упражнения, практическая деятельность, анализ продукта деятельности).

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у обучающихся мотивации

к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у обучающегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Ведущую роль в стимулирующих методах играет межличностное отношение взрослого и подростков. Группу методов стимулирования

можно условно подразделить на три большие подгруппы: методы эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха, поощрение и порицание, использование игр и игровых форм, постановка системы перспектив); методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг материала поля практического применения, метод стимулирования занимательным содержанием, создание ситуации творческого поиска); методы формирования ответственности и обязательности (перспектива конечного результата – продукта деятельности, невмешательство педагога в процесс организации и выполнения ролевой деятельности).

Введение методов организации взаимодействия

подростков и накопления социального опыта способствует, во-первых, накоплению у обучающихся социального опыта общения и, во-вторых, освоению подростками социальных методов организации развивающей и учебной деятельности.

Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение

обучающихся. Диалог образует и поддерживает совместную образовательную деятельность на занятиях, в которой и происходит развитие участников общего дела. Можно выделить следующие
методы организации взаимодействия участников:
освоение элементарных норм ведения разговора; методы взаимной проверки; метод совместных заданий, совместного нахождения лучшего решения; временная работа в группах; создание ситуаций совместных переживаний; дискуссия.

При дополнительном образовании эффективно идет развитие ряда особенностей, не предусмотренных традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображению, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умению самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовать ее, о способности к творчеству.

Психологические методы развития психических функций и творческих способностей

подростков доминируют при организации данной формы работы. Наибольший эффект дают такие методы, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход от игровой к реально-практической деятельности; анализ продукта деятельности.

Выпуск газеты

одна из популярных форм организации дополнительного образования. Это давно и широко известная форма организации внеурочной деятельности учащихся.

В процессе приобщения к работе с печатным словом есть много достоинств: журналистика развивает внимание и наблюдательность, собранность и критичность, способность владеть словом и ориентироваться в возросшем потоке информации. Работа над выпуском газеты помогает подросткам самовыразиться, в какой-то степени является профориентационной. Современный человек должен прекрасно владеть информационной технологией. Веб-дизайн расширяет возможности в оформлении материала, формирует определенную культуру работы с текстом. Газета, изданная типографским способом, повышает статус и самого печатного органа, и престижность работы в молодежной редакции.

Главное, вокруг чего строится образовательная деятельность, — это выпуск настоящей газеты с конкретным тиражом.

Молодежная газета как информационный центр позволяет воздействовать на старшеклассников и студенчество через содержание публикуемых материалов, способствует повышению информационной культуры, знакомству с современными технологиями печатного издания, овладению практическими навыками.

Продуктивные виды деятельности дошкольников

Не всякая занятость ребенка приводит к наглядному продукту. И игра может порадовать результатом. Например, в сюжетно-ролевой игре ребенок может научиться накрывать стол или понять, как происходит покупка в магазине. В процессе игры развиваются коммуникативные умения, дети находят своих друзей. Это все важные результаты. Но не предметные, не материальные.

К продуктивным видам относят:

  • Изобразительную деятельность
  • Конструирование
  • Рукоделие

Возможно, что некоторые родители сомневаются назвать продуктом тот результат, который получается у ребенка после его экспериментов с красками или соединения некоторых деталей конструктора. С точки зрения качественных характеристик результат часто в исполнении дошкольника слабоват… Тем более, взрослым нужно помнить, что ребенок демонстрирует все, что он делает, с желанием услышать поддержку и похвалу, а не критику.

Продуктивность изобразительного творчества и рукоделия

К изобразительной деятельности относят рисование, лепку и декоративное творчество. Это может быть изготовление аппликаций и других поделок. Близко к этому виду и рукоделие, хотя требует большей техничности, а поэтому доступно уже в старшем дошкольном возрасте.

Как только малыш трех-четырех лет в своих каракулях увидит некий объект, можно считать, что он создал свой первый продукт. Значит, ребенок не просто хаотично чертил на листе. У него был замысел! А что получилось – соответствует возрасту.

В среднем дошкольном возрасте дети рисуют вполне узнаваемые образы. Фигурки из пластилина еще не получаются, но простые формы уже вполне реализуемы. Яблоко, огурец, тарелку способен вылепить каждый ребенок.

Дети 6-7 лет имеют вполне сформированные навыки рисования и лепки. Усидчивые внимательные дети интересуются созданием аппликаций, присматриваются к вязанию и шитью. Если в семье кто-то увлекается рукоделием, старшие дошкольники обязательно приобщаются к этой деятельности.

Продукт деятельности в конструировании

Причисляя конструирование к продуктивной деятельности, важно иметь в виду, что продукт в этом случае временный. Редко какую конструкцию удается сохранить на продолжительное время. Разве что старший дошкольник смастерит по схеме из металлических или пластиковых деталей машину, кран, робота, и ему захочется на определенное время сохранить удачную модель.

У любой конструкции короткий век. Дети строят, собирают некий объект, смотрят на него, призывают взглянуть других, ожидают услышать похвалу и… в скором времени разрушают, чтобы создать нечто иное.

Но очевидно, что данная деятельность и осуществляется ребенком ради конкретного продукта. Это именно тот вид деятельности, который дает возможность увидеть дошкольнику наглядные достижения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]