Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства — в дошкольных учреждениях активно вводятся учебные методики и занятия на тему экологичного образа жизни и уходе за окружающей средой.
Роль экологического воспитания в жизни дошкольника несправедливо недооценена. Тем не менее именно в детстве усваиваются все фундаментальные знания и принципы жизни человека. Таким образом, мы можем резюмировать тот факт, что экологическое воспитание чрезвычайно серьезный и важный тематический блок в программе любого дошкольного учреждения.
Современный специалист должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой.
Процесс детского эко-воспитания отличается особой эмоциональностью — малыши воспринимают природу как нечто живое. Этот аспект позволяет заинтересовать ребенка абсолютно разными способами — звуки, тактильные ощущения или запахи заставят даже самого гиперактивного ребенка остановиться, присмотреться и задуматься.
Такой комплексный подход раскрывает перед детьми красоту природы и учит ее подмечать, воспитывает гуманное отношение к ее обитателям, а также формирует систему экологических знаний и представлений.
Для продуктивности эко-воспитания необходимо создать специальную среду, где педагог личным примером докажет важность и серьезность темы. Это могут быть коллективные походы в парки и скверы, просмотры обучающих фильмов и мультфильмов, развивающие игры на тему экологичного потребления. На одном из занятий педагог может рассказать о том, как правильно сортировать отходы и для чего это нужно. Наглядная сортировка мусора позволит научить ребенка «разумному потреблению», не говоря уже о том, что дети смогут сами принять участие в акции. Подобный опыт позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из на в отдельности в ответе за планету, и каждый может сохранять и приумножать ее ресурсы.
Ключевую роль в экологическом воспитании ребенка играет педагог. В процессе работы рекомендуется использовать разные форматы, которые необходимо успешно интегрировать в любую деятельность ребенка. Для этого воспитатель может воспользоваться как методической литературой и музыкой, так и художественной литературой и играми.
Последние в свою очередь являются наиболее популярным и эффективным форматом эко-воспитания. Существует несколько видов дидактические игр: настольно-печатные, игры с предметами и словесные игры. Первый класс игр направлен на развитие мыслительных процессов ребенка: анализ, синтез, классификация и обобщение. Второй класс — это игры с различными природными материалами и формами: листья, вода, шишки. В таких играх могут использоваться самые разнообразные материалы, которые находятся в шаговой доступности. Ведь природа — это то, что нас окружает. Третий класс игр направлен на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь. «Экологизировать» такие игры досрочно просто, главное определиться с контекстом.
Не стоит забывать еще про один формат эко-воспитания — экскурсии. На экскурсиях дети знакомятся с представителями флоры и фауны, что способствует образованию базовых представлений о взаимосвязях в природе. Такой формат занятий поможет ребенку развить наблюдательность и интерес к естественным процессам жизни.
Огромное значение в экологическом воспитании имеет практическая часть — проведение опытов и экспериментов. Здесь ребенок сможет задействовать все органы чувств, это позволит максимально полно погрузиться в представленную проблему. После подобного наблюдения, с детьми необходимо провести резюмирующую беседу. Здесь педагогу необходимо использовать различные формы общения: рассказ, описание, диалог.
И последним, но не менее важным фактором в экологическом воспитании детей является — образ жизни родителей. Педагогу необходимо мотивировать родителей на разумное потребление и защиту экологии. Начать можно с малого, например, выезжая семьей на природу, родители должны убрать за собой все отходы и утилизировать их. Таким образом ребенок закрепит полезные привычки, полученные на занятиях в детском саду.
Размышляя на тему роли эко-воспитания в жизни дошкольника, мы пришли к следующему выводу: эффективность воспитания зависит не только от знаний и поведения ребенка в природе, но и от его непосредственного участия в сохранении и приумножении природных благ. Обеспечить практическую часть воспитания призван педагог и родители. Таким образом, лишь системный подход к экологическому воспитанию сможет оказать огромное влияние на ребенка и его отношение к окружающей среде.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.
И действительно, мир природы удивителен и прекрасен, природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасаемого желания познавать.
На современном этапе правительство Российской Федерации обращает большое внимание на экологизацию общества: 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды; 2022 год – Год экологии и особо охраняемых природных территорий.
Экологическое образование в детском саду – это важное направление воспитательно-образовательного процесса. Оно даёт большие возможности для развития не только познавательной, коммуникативной деятельности дошкольника, но и оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие детей. Экологическое воспитание дошкольников также следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ведь в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Проблема духовно-нравственного развития чрезвычайно актуальна. На современном этапе наблюдается отчуждение детей от природы как источника духовности и нравственности, что приводит к минимальному общению детей с природой. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, где закладываются основы экологической культуры и поведения детей в природе.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) определены базовые национальные ценности, которые в свою очередь раскрываются в системе нравственных ценностей, среди которых патриотизм, гражданственность, труд и творчество, и, конечно же, природа и человечество.
Родная природа- это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием.
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства», — так писал русский писатель и журналист Иван Сергеевич Соколов-Микитов.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.
Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку, раздавить бегущего по тропинке муравья, разорить муравейник, растоптать жука, ударить палкой лягушку, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Зачастую дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться необходимостью беречь природу.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.
Систематически знакомимся с произведениями М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, К. Ушинского, Н. Сладкова и экологическими сказками Н. Рыжовой, сюжеты которых доступны и привлекательны, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Особое внимание уделяю этическим беседам на экологическую тему по рассказам и сказкам. Ярко и интересно раскрыть темы таких бесед помогло стихотворение С. Михалкова «Зяблик» После беседы по вопросам подвела детей к выводу: Если у тебя есть живое существо, то надо постоянно заботиться о нем.
Темой большого разговора стало стихотворение А. Барто «Мы не заметили жука». Это произведение дает доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован как пример для подражания. Вниманию детей предлагаю истории- сказки, в которых все события основаны на реальных фактах жизни природы. Герои их – растения животные, ручейки и речки. Например, экологическая сказка «О чем шепчет ручеек?», «Почему плачет синичка?», «Зеленый путешественник», «Лопушок. Как просто после прочтения экологической сказки выйти на прогулку, найти героя только что прочитанной истории. «Смотрите, вот этот лопушок вырос из того самого семени. Но это уже другой лопушок и совсем другая сказка». И постепенно примелькавшееся станет не мимоходным, а знакомым, понятным, приятным. И уже не поднимется рука без нужды вырвать, сломать. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения видишь в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.
Чтобы мои дети были чутки к красоте, я постоянно закрепляю представления об увиденном. Объясняю, что большой букет смотрится громоздко и, кроме того, мы губим много цветов.
Мы воспитываем гуманное отношение к животным. Но, к каким? К кошкам, к птицам, лягушкам, змеям. Это замечательно. Ну, а к паукам? К насекомым? В какой -то мере и к ним, тоже. Но совершенно ясно, что мы не доводим пока воспитание до логического конца, до воспитания бережного отношения к любым проявлениям жизни. К любым. К травинке, совсем молодой, подросшей сегодня утром на целый сантиметр. К разноцветному клопу, похожему на пластмассовую игрушку на этой травинке. К неповоротливой гусенице, грызущей с таким аппетитом крапивный лист. Мы и сами не до конца прочувствовали, что в природе не только горные вершины и тысячелетние дубы красивы и уникальны. Красота и уникальность в каждом листе, в каждой травинке, в любом, даже не очень примечательном на первый взгляд живом существе.
Что рассказать ребятам о комарах? Вредны они или полезны? Вредны, потому что сосут кровь, мешают отдыхать, некоторые даже переносят малярию. Полезны потому, что комариные личинки служат ценным кормом для рыб. Бывает, что уничтожение комаров в прудах, приводит к массовой гибели мальков. Полезны они и потому, что опыляют цветки, причем кое- где в тайге являются единственными опылителями, а значит совершенно необходимыми там для существования растений.
А что рассказать детям о мухах? Прежде всего, что мухи бывают разные. Например, цветочные мухи или журчалки. Их личинки уничтожают тлю. А личинки падальных мух, а также серых мясных развиваются в трупах животных. Еще Карл Линней говорил, что три мухи могут съесть погибшую лошадь быстрее, чем лев. Поэтому не надо убивать ни синих, отливающих металлом, ни зеленых, как изумруд, ни большущих серых с шашечным рисунком на брюшке, если они залетят в комнату. Это насекомые – санитары. Их нужно осторожно выпустить на улицу через дверь или форточку.
Наблюдая за детьми, убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. В своей работе с родителями я активно использую такую форму работы, как Экологическая акция.
Например:
Экологическая акция по сбору макулатуры «Спаси дерево». Главной целью которой является- формирование ответственного отношения детей и их родителей к окружающей природе.
Ненужная бумага — это не мусор, это вторичное сырье под названием МАКУЛАТУРА. С большим энтузиазмом родители участвовали в акции, приносили старые газеты, журналы, книги, картонные упаковки, рекламную печатную продукцию.
Экологическая акция: «Сохраним елочку-зеленую иголочку». Суть её заключается в том, что в преддверии праздника, например, Нового года, дети несут домой листовки примерно такого содержания: «Мама! Не рубите елочку, она живая!» или «Неужели вы хотите праздновать Новый год под умирающим деревом».
Экологическая акция: «Покормим птиц зимой, они ответят тебе добром летом». Зима –это не только веселая пора праздников, но и сильные морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Птицы сильно страдают от холода.
В это время естественный корм практически недоступен для птиц и зачастую они не доживают до весны.
В ходе проведения акции дети много узнают о птицах. Так, например, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях. Как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают. Но самое главное, они поймут, что в наших силах помогать птицам – братьям нашим меньшим, заботиться о них, ведь мы — люди
Я предложила родителям совместно с детьми изготовить кормушки для птиц. Во время прогулок мы развесили кормушки на участке и договорились ежедневно пополнять их запасами еды.
Экологическая акция: «Домик для скворца». С наступлением весны в наши края возвращаются перелетные птицы. Мы задумались, как привлечь скворцов на участок нашего детского сада? Что мы можем для этого сделать? Вывешивание скворечников является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, помогают в борьбе с насекомыми-вредителями и радуют нас своим пением. Для решения этой проблемы мы попросили наших родителей, помочь нам в изготовлении скворечников, которые повесили у себя на участке и наблюдали за жизнью пернатых.
Для расширения представлений детей о явлениях природы использую разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, которые разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
В процессе общения с природой через игру у детей сформируется эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимают важность охраны природы, осознанно выполняют нормы поведения в природе.
Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Педагоги учат детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность.
У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок и т. д. Кроме того, соединяю экологическое воспитание с эстетическим. Свои самые яркие впечатления от явлений и объектов природы, дети стараются отобразить в своих рисунках, аппликациях, лепке.
Дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, различных животных). Большое внимание уделяю и рисованию – дети свое понимание полученных знаний, свое представление окружающего мира переносят на лист бумаги, что помогает им осваивать материал.
Для занятий использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.
Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе.
Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.
Ухаживая за растениями и животными, в процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Они узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Труд становится более осмысленным и целенаправленным. В процессе труда дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Дети испытывают чувство радости и гордости, достигнув, положительные результаты своего труда в природе.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животным, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
В.И. Сухомлинский обращал внимание на то, что, открывая вокруг себя красивое, вторгаясь и изумляясь красивому, ребенок, как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он ее почувствует и чем тоньше изумится ею, тем выше его чувство собственного достоинства.
Следующая > |
Цели и задачи экологического воспитания
Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:
- рационально пользоваться природными ресурсами;
- заботиться об их сохранении;
- изучать, охранять природу.
Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:
- Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
- Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
- Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.
Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.
Формы экологического воспитания
Важной частью учебно-воспитательного процесса становится экологическое образование. Работу в этом направлении учителя проводят на уроках и внеклассных занятиях. От возраста ребенка зависят методы и формы воспитания.
Уроки
Популярная форма – урок. Для дошкольников проводят тематические занятия. В начальной школе внедрен предмет «Познание мира». Он знакомит детей с окружающим миром, его законами. Классные занятия делятся на 3 типа:
- Ознакомительные. Дают представление о разных видах растений, животных, природных явлений. Для лучшего восприятия используют плакаты, фильмы и другие демонстрационные материалы.
- Обобщающие. Рассказывают о проблемах планеты. Дошкольники старших групп и начальные классы учатся разделять по признакам явления природы.
- Познавательные. Позволяют применять на практике полученные знания. Занятия проходят в форме конкурсов и викторин.
Уроки закладывают теоретические и практические знания с учетом возраста.
Тематические мероприятия
Праздники, посвященные экологии, относятся к внеклассной работе. Темы придуманы учителями или приурочены к календарным событиям (день дикой природы, день Земли). Цель – пробудить интерес к проблемам природы. Сценарий праздника составляется на основе ранее полученных знаний.
Походы и экскурсии
Эффективный метод экологического воспитания – прямое взаимодействие с живой природой. Преподаватели организовывают прогулки на свежем воздухе или экскурсии в краеведческие музеи.
В подобных мероприятиях участвуют начиная со средних групп детских садов и средних классов школы.
Труд
В дошкольных учреждениях обустраиваются живые уголки, клумбы.Дети ухаживают за цветами и животными. В школах проводятся субботники, уборка классов.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.
Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.
Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
Системность. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».
Преемственность. Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.
Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка (о чем мы еще поговорим).
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 78 комбинированного вида
«Пчелка» г. Орска»
25-08-44
МДОАУ «Детский сад № 78 «Пчелка»
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
Подготовил старший воспитатель
Получить текст
Экологическое воспитание младших школьников
В начальной школе детей знакомят с окружающим миром, приводят примеры неблагополучия в природе, исходящего от деятельности человека. По мнению психологов, повысить интерес к природе и экологическим проблемам в современном обществе нужно, работая по трем направлениям:
- Развивать эмоциональные качества ребенка: чувство восторга, удивления, сопереживания, положительные ощущения к объектам природы, правильное поведение.
- Создавать условия для реализации накопленных знаний. Дать возможность продемонстрировать экологическое сознание во внеклассной работе.
- Давать знания, соответствующие возрасту.
Все составляющие воздействуют взаимосвязанно при комплексном подходе. У ребенка в начальной школе не сформированы интересы и убеждения. Задача преподавателя – развить экокультуру, научить нести ответственность за все живое на планете, заботится об окружающей среде.
Методы экологического воспитания
Для лучшего восприятия программ природной направленности разрабатывается методика для дошкольных учреждений и школ. Педагоги на практике применяют 3 метода.
Наглядные методы
Включают в себя:
- Наблюдение. Детям предлагается отслеживать поведение животного Изменение форм, характеристик, структуры растения. В процессе устанавливают цель, сроки и способ наблюдения.
- Иллюстративные материалы. Литература, изображения, картины, плакаты – наглядный способ познакомить детей с животными, растениями и явлениями природы, недоступными для наблюдения в привычной обстановке.
Наглядный метод помогает привлечь внимание учеников к проблемам экологии.
Практические методы
Для полного погружения в экокультуру необходимы практические действия:
- моделирование;
- эксперименты;
- тематические игры.
Практика создает общее представление о природных объектах.
Словесные методы
Любой метод подкрепляется беседой, чтением художественной литературы. Преподаватели проводят беседы на уроках, перед конкурсами, играми, в процессе опытов и экспериментов.