Доклад из опыта работы по теме:«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»


Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в аспекте личностного развития ребенка

,

воспитатель МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида с. Верх-Усугли

Тунгокоченского района Забайкальского края,

высшая квалификационная категория.

Развитие исследовательских способностей старших дошкольников

в аспекте личностного развития ребенка.

«Всякое исследование основано на сравнении

и пользуется средством сопоставлений »

Николай (Кузанский) Кребс

Изменения, происходящие в современном мире, требуют обновления педагогических технологий, направленных на развитие личности. Проект стандарта дошкольного образования, разработанный на основе Закона об образовании РФ, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально — личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относится и формирование исследовательской деятельности, которая дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений, активизирует самостоятельную деятельность, позволяет избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, развивает у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательская деятельность достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности: игровую, проектную, продуктивную,

Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют ребенку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника — обследовательской, познавательной, исследовательской. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.

Доказано, что исследовательская деятельность способствует развитию мышления (, , ), активизации познавательной и творческой деятельности (Дыбина О. В., , и др.), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (, , ).

Однако все эти исследования не отражают целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.

Психологические особенности развития исследовательских способностей ребенка дошкольного возраста определяются спецификой развития мотивационных, интеллектуально-творческих и поведенческих характеристик: в структуре мотивации исследовательской деятельности дошкольника доминируют мотивы «бескорыстной любознательности», склонности к экспериментированию, другие мотивы (широкие социальные, процессуальные) находятся в подчиненном положении; наглядно-действенное и наглядно-образное мышление доминируют над относительно слабо представленным словесно-логическим мышлением, что определяет характер исследовательского поиска ребенка, то есть он может логически правильно рассуждать, делать выводы и умозаключения, когда решает понятные, интересные для него исследовательские задачи и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, но с другой стороны — исследовательская деятельность дошкольника ситуативна, а, следовательно, и развитие исследовательских способностей разворачивается и останавливается стремительно. Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, — они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер.

Для формирования данного процесса педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо создавать специальные условия для развития творческой исследовательской активности.

Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориетированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться ребенком и включать в себя прогнозы, оценки и последовательность действий. Познавательная деятельность, принимая экспериментально-поисковый характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.

Работа по формированию исследовательской деятельности у старших дошкольников должна проводиться постепенно и поэтапно: 1 этап –

непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности. Содержание первого этапа включает в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций.
2 этап –
ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований. На этом этапа предлагается классификация, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований.
3 этап –
проведение детьми самостоятельных исследований, когда в исследовательский поиск вовлекается вся группа, дети сами определяют цели и методы их достижения.

В ходе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.

Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.

В нашем ДОУ уже 3 года практикуются детские исследовательские проекты, исследовательские работы, моделирование проблемных ситуаций, организация мини – музеев в группе, развивающие исследовательские занятия.

Проводя исследования, мы придерживались организационной структуры, предложенной и .

— нестандартное использование времени занятия, помещения;

— опора на опыт ребенка;

— акцентирование внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;

— активное участие каждого ребенка в планировании собственной исследовательской работы;

— чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения.

В результате у детей формировались навыки и умения проведения исследований, и одновременно эта деятельность способствовала более эффективному усвоению представлений об окружающем мире.

Еще одним обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды. Такая среда должна строиться на принципах, разработанных , . Пространственно-предметная среда должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности. Развивающее пространство группы представляет собой единую цепь мини — сред, где осуществляется развитие экспериментальных способностей ребенка-дошкольника. Мы создаем условия для того, чтобы в процессе исследовательской деятельности ребенок систематически самостоятельно или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.

При определении показателей сформированности умений и навыков исследовательской деятельности мы пользовались работами . Потому что он более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление. Разработали критерии и уровни сформированности исследовательской деятельности. По выделенным уровням можно проводить наблюдение за развитием исследовательской деятельности.

Разработанный нами комплекс упражнений и заданий успешно используется воспитателями на практике. Это позволяет воспитанникам нашего детского сада неоднократно побеждать и занимать призовые места в традиционном ежегодном муниципальном конкурсе исследовательских и творческих проектов «Я – исследователь

».

Правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Список литературы:

1. Алябьева, -развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: метод, пособие для дошкольных учреждений / . М: Сфера, 2002. – С. 96.

2. И. Бабич, Н. Развитие вопросов у дошкольников / Н. Бабич // Вопросы психологии. 1984. — № 2. — С. 67-74.

3. Ганошенко, Н. И. О развитии познавательной потребности у дошкольников / , B. C. Юркевич // Новые исследования в психологии. 1983. — № 1. — С. 47-62.

4. Годовикова, познавательной активности дошкольников как следствие ориентировочно-исследовательской деятельности в новой ситуации / // Новые исследования в психологии. 1974. — № 2. — С. 29-31.

5. Ермакова, гибкости мышления у дошкольников / // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 28-34.

6. Князева, O. Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач / O. Л. Князева // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 86-93

7. Куликовская, экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учеб. пособие / , Н. Н Совгир, — М.: Педагогическое общество России, 2003. – С.80

8. Поддъяков, дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами / // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 14-23.

9. Поддьякова мышления и умственное воспитание детей дошкольного возраста // , – М.: 1985. – С. 158

10. Савенков, подход к развитию мышления дошкольников / // Дошкольное воспитание. 1998. — № 10.-С. 18-35.

11. Савенков, исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / . Ярославль: Академия развития. — 2002.-С. 160.

12. Савенков, к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / . СПб.: Питер. — 2004. — С.272.

13. Савенков, исследование в детском саду: вопросы теории и методики / // Дошкольное воспитание. 2000. — № 2. — С. 8-17.

14. Чего на свете не бывает. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: книга для воспитателей детского сада и родителей /’ Под ред. . М.: Просвещение, 1991. – С.69.

15. Чумичева, пространственно-предметная среда развития ребёнка // Детский сад от А до Я. – 2005. — №4(16). – с.7

Получить текст

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]