Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников


Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….……6

1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников……………9

1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности

дошкольников…………………………………………………………………..16

Выводы………………………………………………………………………….25

История развития игровых технологий в отечественной и зарубежной педагогике

Идея использования технологий в образовательном процессе возникла в начале XX века. Понятие педагогической технологии осмысливали такие ученые, как В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Ф.П. Фрадкин, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др. понимается и осознается, причем настолько, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ему определение: «Это определение принципов и разработка методов оптимизации образовательного процесса через анализ факторов, повышающих педагогическую эффективность, через разработку и применение методик и материалов, а также через оценку используемых методов». Современное понимание образовательной технологии, основано на том, что она является введением в педагогику системного образа мышления и является вариацией процесса обучения.

Анализ, проведенный исследователями, свидетельствует о том, что педагогическое явление, которое сегодня называется «педагогическая технология», было предметом дискуссий и научных споров на протяжении многих веков. По мнению ученых, ни один выдающийся педагог не смог избежать этой проблемы.

Еще Демокрит (460-371 гг. до н.э.) утверждал, что лучше добиться добродетели внутренним побуждением и убеждением, чем назиданием, законом и принуждением. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96) писал: «Обучение должно доставлять ему (ученику) удовольствие…».

В современной интерпретации взгляды древних авторов звучат так: оба они говорят об отношении к ребенку в процессе его воспитания и обучения, причем Квинтилиан указывает на необходимость для детей испытывать успех в своей деятельности как на важнейший фактор дальнейшего развития личности. При этом формы воздействия выбираются таким образом, чтобы пробудить в ребенке желание совершенствоваться.

Итальянский философ-утопист Т. Кампанелла в своей книге «Город Солнца» применяет идею ненасилия в педагогическом воздействии и иллюстрирует ее на примере технологического дизайна физической среды. Французский гуманист Монти (1533-1592) говорил: «Желательно, чтобы он умел не только увлечь своим рассказом, но и выслушать своего ученика». Он достигает наивысшего уровня технологического обобщения при описании «общения с другими», подчеркивая в своей рекомендации следующее:

  • не выставлять себя на показ;
  • воздерживаться от использования знаний;
  • избегать высокомерия и т.д.

Принимая тезис о том, что основой образования должно быть «умелое распределение времени, предметов и методов», Я.А. Коменский (1592-1670) создал педагогическую технологию, основанную на принципе потока и сохраняющую доминирующее положение в современном обществе (Коменский Я.А. «Великая дидактика»).

Формирование педагогической технологии в отечественной педагогике рассматривалось как суть продолжающегося изучения изменения педагогической технологии на рубеже XX-XXI веков. К.Д. Ушинский (1824-1870), основатель научной педагогики в России, при разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они изучают природу человека, то есть взял за основу антропологический подход к личности. Педагогическая технология Л.Н.Толстого заключалась в нравственном воспитании личности, а С.Т.Шацкий (1878-1934), изучавший влияние среды на воспитанника, расширил понятие педагогической технологии, показав закономерные результаты ее воздействия как на личность, так и на коллектив.

Некоторые исследователи истории становления и образования понятия «педагогическая технология» (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Маслова Н.П., Щуркова Н.Е. и др.) доказали, что термин «технология» в отечественной педагогике впервые был использован в 20-х годах XVIII века.

В 30-е годы XX века в педагогической науке и практике сложилась уникальная ситуация, которая характеризовалась творческим поиском. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, подчеркивающие необязательный характер этих программ, что открывало простор для педагогического творчества учителей. Были предложены проекты по преобразованию средних школ в технические колледжи.

Введение

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

В период перестройки произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно детей дошкольного возраста).

Поэтому в современном мире возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными обучение и воспитание детей. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в воспитательный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на детей огромный объем информации. Актуальной задачей дошкольного учреждения становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Таким образом, актуальность проблемы обусловила определение темы исследования «Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников».

Цель исследования – проанализировать эффективность применения игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования – образовательный и воспитательный процесс в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования – игровые технологии в дошкольных образовательных учреждениях.

В связи с целью были определены следующие задачи исследования:

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

— выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении;

— экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в развитии дошкольников.

Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической и исторической литературы; социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий).

Эмпирические: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся); метод самооценки, педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.

База исследования: старшие и средние группы детский сад №185 г.Омска.

Место игровых технологий в педагогическом процессестатья на тему

Место игровых технологий в педагогическом процессе

Мир входит в жизнь детей постепенно. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с окружающими людьми. Мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает из самых разнообразных источников. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Игра является наиболее результативным методом формирования у ребенка индивидуальности, личной позиции, умения анализировать свои действия. Это один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания, обучения ребенка различным действиям, способам и средствам общения. Именно в игре у ребенка формируются те формы психики, которые впоследствии будут отвечать за успешность его учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Поэтому актуальность педагогической игры неоспорима.

Игра имеет историческую, а не биологическую основу. Такая позиция в определении сущности игры раскрывается в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и многих других исследователей. Ученые считают, что игры стихийно, но вполне закономерно появились в результате трудовой и общественной деятельности человека. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко отличали особое воспитательное воздействие игры на ребенка и призывали педагогов к максимальному использованию ее в педагогическом и воспитательном процессе.[1] Основу игровой технологии как оптимального средства обучения и воспитания в русской педагогике заложили исследования таких ученых, как Е. А. Флериной, Е. И. Тихеевой (20-30-е годы XX века), позднее игре были посвящены работы Ф. И. Фрадкиной, Н. М. Аксариной, А. П. Усовой и других. Возможность использования игры в воспитании представляла интерес и для таких ученых, как В. Штерн, К. Гроос, З. Фрейд, Ж. Пиаже. Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который должен быть использован. Это, в первую очередь, игровые педагогические технологии. Они нашли огромное применение в практике многих педагогов. Игровые педагогические технологии наиболее результативны и потенциальны с точки зрения формирования и развития у ребенка субъектной позиции в отношении самого себя, своей деятельности, своих отношений.

Игровые педагогические технологии представляют собой особую часть педагогических технологий в целом. Задача использования игровых технологий в учебном процессе не является новой. Сейчас игровые педагогические технологии становятся одним из наиболее востребованных направлений в плане применения их в учебно-воспитательном процессе. Они имеют большие образовательные, развивающие, воспитывающие и коррекционные ресурсы с точки зрения основной образовательной задачи: воспитания индивидуальности, становления личностной позиции ребенка, его умения анализировать свою деятельность, строить коммуникации с самим собой и миром вокруг него.

Игра является старейшим и заслуженным средством обучения и воспитания. Сегодня она находится в периоде наибольшего востребования. Этому способствует развитие педагогических технологий в целом, распространение проблемного обучения, потребностями общества в развитии разносторонне развитой личности гражданина, в его социальной и экономической компетентности.

В процессе обучения и воспитания игровые методы выступают как способы и приемы передачи собственного опыта, знаний, умений, начиная с возникновения человечества и на всем пути его развития. В настоящее время педагоги акцентируют внимание на активизации и интенсификации учебного процесса. Игровые действия в учебном процессе возможно применять в следующих случаях:

  • как самостоятельные технологии по усвоению новых знаний;
  • как часть более общей технологии;
  • как урок (занятие), либо его часть;
  • как технологии внеклассной работы.

Игровые педагогические технологии представляют собой довольно большую группу способов и приемов формирования педагогического процесса в форме всевозможных дидактических игр. Дидактическая игра имеет отличительную особенность в сравнении с обыденными играми: она строится на четко сформулированной цели обучения и имеет соответствующий ей педагогический результат. И цель, и результат дидактической игры очевидны, понятны и отличаются учебно-воспитательной, развивающей, познавательной направленностью.

Специфика дидактической игры заключается в том, что классноурочная система не позволяет вводить игру в образовательный процесс так сказать в чистом виде. Учитель должен сформировать и координировать игру. Игровая ситуация воспроизводится на уроках с помощью специальных приемов и ситуаций, которые обязаны стать средством побуждения и стимулирования ребенка в процессе обучения.

Осуществление игровых приемов и ситуаций на уроке возможно по следующим направлениям:

  • цель урока преподносится в игровой форме;
  • структура урока, учебные действия подчинены правилам игры;
  • учебный материал является средством самой дидактической игры;
  • в структуру урока вводятся соревнования, которые содействуют трансформации дидактической задачи в игровую;
  • результативное выполнение учебного задания становится игровым результатом.

Основой педагогической игры становится то, что ребенок решает интеллектуальные задачи, представленные в увлекательном игровом виде, самостоятельно находит их решение, форсируя при этом определенные сложности. Умственная задача предстает перед ребенком как фактическая, игровая, увеличивая его мыслительную активность.

Еще на заре человечества, задолго до того, как игра стала предметом научных изысканий, она обширно применялась как одно из значимых средств воспитания детей. Специальное место игры в разных системах воспитания определяется созвучностью ее с природой ребенка.

Наиболее важна игра для становления мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л. С. Выготский считал эту сферу главной для осознания важности игры, понимания ее возникновения и сущности.[2]

Раннее детство определяется предметной деятельностью ребенка. Он занят самим предметом, методами действий с ним, функциональным значением предмета. Овладение определенными действиями приводит к тому, что ребенок понимает, что действует как взрослый. Малыш еще не знает ни социальных связей, ни социальных ролей взрослых, не понимает смысла их социальных действий. Он функционирует с точки зрения соей потребности, желания, непредвзято ставя себя на место взрослого. Именно в этот момент происходит чувственно-действенная ориентация во взрослых взаимоотношениях, в их жизнедеятельности. Суммарность и сжатость игровых действий становятся признаком того, что осуществляется выделение человеческих отношений, и что их смысл усваивается и эмоционально переживается. Именно поэтому первым становится чувственное осознавание функций взрослого человека, социальной значимости его деятельности.

Важность игровой деятельности не лимитируется возникновением у ребенка новых мотивов деятельности и становления новых задач. Одним из основных положений является и то, что у ребенка в ходе игры формируется новая психологическая основа мотивации.

Значение игровых педагогических технологий для умственного становления ребенка огромно. Именно в ходе игры для ребенка возможны появления комбинаций учебного материала и ориентирования в его структуре, становящиеся ориентиром для дальнейшего применения этого материала в качестве приема решения поставленных перед ребенком новых задач. В данном случае в игре происходит абстрагирование учебного материала, экспериментирование с ним, освобождение конструктивной деятельности. Дидактическая игра служит способом формирования и развития общих механизмов умственной деятельности.

Значение игры для организации и развития коллектива неоспоримо. Игра способствует развитию самостоятельности, правильного отношения к труду, коррекции поведенческих отклонений. Вся эта игровая результативность основана на огромном влиянии игры на душевное развитие, становление эмоциональной сферы личности ребенка. Игра представляет собой средство не только обучения, но и воспитания. Основными гранями формирования и развития личности ребенка являются следующие аспекты.

1. Игра создает почву для прогресса мотивационно-потребительской сферы личности. Появляется постепенность, иерархия мотивов. Общественные стимулы становятся более значительными для ребенка, чем собственные. Происходит так называемое соподчинение мотивов.

2. Форсируется познавательный и чувствительный эгоцентризм. Ребенок примеряет роль персонажа, героя игры, рассматривает характерные черты его поведения, характера, его поступки. Это помогает ему в общении с окружающими людьми, содействует становлению самосознания и самооценки.

3. Совершенствуются интеллектуальные действия. Строится план мироощущения, развиваются творческие возможности и способности ребенка.

Игру можно рассмотреть и как принцип поведения, а не только как досуг. Интересы участников игры нацелены на сам игровой процесс, а не на заданной цели. Игра – это образец нормы цивилизации. Она делает возможными свободу, раскованность, ощущение власти над реальностью, возможность искать себя, пробовать ролевые установки, преодолевать зависимость от данных установок, формирует потребность преодолеть самого себя.

Наше образование отличается гуманизацией учебно-воспитательного процесса, акцентом на становление и развитие личности ребенка. Осуществление данной установки возможно при образовании, направленном на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

Именно игровые педагогические технологии дают возможность в формировании и развитии у ребенка произвольности внимания, памяти. Дидактические игры и задания на игровой основе увеличивают результативность развития смекалки, логического мышления, находчивости. Практически все такие задания основаны на применении ребенком волевых усилий: организованности, выдержки, соблюдения правил игры. Важно, чтобы игра гармонировала с серьезным трудом, не отвлекала от основного материала, усиливала степень умственной работы ребенка.

Педагог при создании дидактической игры должен ставить задачи не только образовательного плана (повысить познавательную активность, интерес), но и задачи воспитательного плана (создавать, корректировать взаимоотношения в коллективе, корректировать социальные роли ребенка). Немаловажно, чтобы в игре ребенок мог овладеть знаниями о конструкции современного мира, общества, пониманием и приниманием реальной деятельности взрослых.

Важной проблемой современной концепции образования становится формирование универсальных учебных действий. При этом привычные нам знания, умения и навыки трактуются как вторичный вид целенаправленных действий. Знания, умения и навыки вырабатываются, сохраняются в тесной связи с активными действиями ребенка. Качество усвоения учебного материала теперь измеряется многоликостью, направленностью универсальных учебных действий.

На данном этапе школе необходима такая организация учебно-воспитательной работы, которая смогла бы создать условия для становления личностных способностей, творческого подхода к жизни у каждого ребенка.

Основная миссия педагога состоит в организации специальных условий, способных превратить обучение из монотонного процесса в увлекательную деятельность, основанную на активной самостоятельной работе. Эта альтернатива возможна при постановке ребенка в обстановку выборы. Ребенок самостоятельно выбирает свое действие. Наличие выбора при форсировании собственного желания, возможность принести пользу, преодолевая себя, дает ребенку удовлетворение правильного решения, поступка.

Одной из особенностей младшего школьного возраста можно назвать яркую чувствительность ребенка к новым знаниям, его увеличивающиеся эмоциональные переживания, излишнюю доверчивость к поступающей информации. Этот возрастной период благотворен для формирования в душе ребенка норм морали, нравственности, таких душевных качеств как доброта, заботливость. Хорошим подспорьем здесь станут проблемно-игровые ситуации, дающие ребенку много положительных эмоций.

В игровой модификации учебно-воспитательного процесса организация проблемной ситуации строится на основе проживания данной проблемы в игровой обстановке. Фундаментом детской деятельности становится игровое моделирование, а часть этой деятельности выполняется в соответствии с условно-игровым планом.

Деятельность ребенка строится на основе игровых правил. Ролевые игры подчиняются логике разыгрываемой роли, имитационно-моделирующие регулируются ролевой позицией и правилами игровой реальности. Педагог так же претерпевает деятельностную трансформацию. Он уравновешивает роли организатора, помощника, соучастника в игре.

Результат игры двояк – он рассматривается и как игровой и как учебно-познавательный. Учебно-воспитательная сущность дидактической игры воплощается в жизнь через анализ игровых действий, ситуаций, через соответствие игровой ситуации реальной посредством ее моделирования.

Главная значимость подобной образовательной системы заключается в итоговом обсуждении и анализе игровой деятельности. Здесь важно именно коллективное обсуждение детьми хода, итогов игры, сопоставления имитационной игровой модели и реальной действительности, протекание учебно-игрового взаимодействия.

Процесс школьного обучения не всегда привлекателен, интересен ребенку. Особенно остро проблема низкой мотивации, низкой познавательной активности школьников стала именно в наше время. Сделать учебный материал максимально привлекательным, интересным, ярким и запоминающимся – основная проблема учителя современности. Введение в структуру урока дидактических игр в достаточно полной мере решает данную проблему. Желание учиться появляется в результате потребности в познавательной деятельности. Это приводит к поиску педагогом привлекательных сторон образовательного процесса, внедрению в него положительных зарядов интереса. Активизации познавательной активности ребенка посредством дидактической игры возможна при соблюдении следующих условий: наличия у ребенка определенного запаса знаний, наличия у ребенка учебно-игровых навыков, понимание целей и задач игры, выбор игры в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными особенностями ребенка, наличия рефлексии.

Педагогика начальной школы имеет в своей методической копилке огромное количество учебных игр, направленных на развитие лексического запаса ребенка, на развитие математических способностей, развивающих познавательную активность детей и многое другое.

Игровая педагогическая технология представляет собой единую конструкцию, состоящую из определенной части учебного материала, объединенного общим содержанием, сюжетом игры, определенным персонажем. В ней последовательно представлены дидактические игры и упражнения, развивающие у ребенка умения выделять основные признаки предметов и явлений, умения сравнивать и сопоставлять предметы, группы, явления, игры, развивающие умения отличать реальность от вымысла, игры на формирование волевой сферы личности ребенка, игры на быстроту реакции, смекалку и другие.

Значимость игровых педагогических технологий невозможно преувеличить. Их неповторимость, результативность состоит в том, что с одной стороны представляя досуг, отдых, они реализуют образовательные, воспитательные, творческие задачи, поставленные педагогом.

[1] Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики: Учебное пособие/ под ред. А. Н. Алексеев, Н. П. Щербов. – М.: Просвещение, 1972. – с. 283

[2] Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей/ Л. С. Выготский. – М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. – с. 3-19

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]