Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе


Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и букетом в руках направляется первый раз в первый класс. И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду?

Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, – любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности, творческого самовыражения.

По глубокому убеждению некоторых родителей, готовность ребенка к систематическому школьному обучению сводится к сумме знаний, которыми добросовестные взрослые напичкали маленького «абитуриента». А ведь в первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о сформированности у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получить конкретные знания и умения. Далеко не каждая семья может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к посещению школы.

В связи с этим педагогами была разработана программа подготовки детей к школе «АБВГДЕйка». В ходе занятий по этой программе дети приобретают элементарные вычислительные навыки, делают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений. Осуществляется развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, творческих способностей. Все это закрепляется в игровой и адаптированной к возрасту детей форме на занятиях по физической культуре.

Поступление ребенка в школу – это ответственный и сложный момент в его жизни. Детям с разным уровнем подготовки к обучению в новых для них условиях одинаково трудны смена привычной обстановки, встреча и общение с многочисленным коллективом детей и взрослых, привыкание к иному режиму, большей статичности двигательной деятельности и т. п.

Предлагаемый программный проект обоснован необходимостью поиска и подбора оптимально допустимых технологий и методик, обеспечивающих наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного и раннего школьного возраста.

Цель данной программы: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни через организацию специализированных интегрированных групп.

Реализация программы будет способствовать решению следующих задач:

– развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;

– определение готовности детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;

– формирование психологической готовности детей к обучению в школе при помощи организации психолого-педагогических мероприятий;

– формирование речевой активности детей через организацию логопедических занятий;

– обучение основам чтения, формирование элементарных математических представлений через организацию специальных занятий;

– развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно-продуктивной деятельности;

– привитие навыков здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.

Представленный материал был успешно апробирован педагогическим коллективом центра социальной помощи семье и детям и вводился через интеграцию познавательной, творческой и физкультурно-оздоровительной деятельности детей в ходе проведения специализированных занятий сюжетно-ролевого характера с педагогом-психологом, учителем-логопедом, артпедагогом, социальным педагогом и инструктором ЛФК.

Работая в проекте, специалисты центра разработали и апробировали технологии и методики, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребенка, обеспечение благоприятного эмоционального фона детей с разными возможностями, разным уровнем развития и детей с социальными проблемами.

Составителями подобраны и разработаны комплексы развивающих и коррекционных занятий и упражнений с детьми 6–7 лет, организована предметно-развивающая среда.

Проведя первую диагностику уровня развития, даются индивидуальные рекомендации родителям по развитию конкретного ребенка. Психолого-педагогическая диагностика детей дает возможность прогнозировать их развитие.

Для детей с проблемами речи в проекте предусмотрена работа учителя-логопеда, который при помощи специально подобранных коррекционных занятий и упражнений максимально исправляет недостатки познавательно-речевой сферы, проводит занятия с детьми по обучению грамоте.

Для каждого ребенка педагогами разрабатывается индивидуальная коррекционная программа и оформляется «Карта индивидуального развития».

В программу включены занятия детей в изостудии, где они постигают различные изотехники, занимаются развитием сенсорики, мелкой моторики рук и координации движений.

Для проведения динамических пауз между занятиями подобраны различные техники лечебной и коррекционной физкультуры.

Результатами осуществления программы являются:

– первичность, главенство семейного воспитания по сравнению с общественным, где ведущая роль в решении педагогических задач принадлежит родителям ребенка, его семье;

– построение жизни группы детей по принципам большой семьи, которая как бы продолжает семью самого ребенка, возрождая тем самым исконно русскую традицию организации детской среды, где ребенок находится в постоянном общении с детским коллективом;

– естественный переход детей-дошкольников к школьному обучению.

К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется учебный и предучебный мотив, а это позволяет им легко включиться в школьную жизнь.

Готовность детей к школе и жизни и есть главный результат предлагаемой программы.

Рабочая программа «АБВГДейка» для будущих первоклассников

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность. Виды действий в процессе используемых видов деятельности: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цели и задачи программы

Цель программы

– успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Программа по обучению грамоте «АБВГДЕйка» (5-7 лет)

(образовательная область: речевое развитие)

Разработала: учитель – логопед МДОУ № 6 Доржиева А.А. пос. Горный 2012 г.

Ι. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Данная программа основана на образном преподавании. Основу составляют сказки – но не обычные, «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научится соотносить буквы со звуками. Детям очень полезно и важно рассказывать сказки, потому что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу». Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает.

Программа предназначена для детей 5-7 лет, которые еще в силу психологических особенностей могут фантазировать на тему сказки играть в нее «по мотивам», но не всегда готовы смеяться над сказкой. Сказка для них-

это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.

Таким образом, программа объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру в не меньшей степени, чем логика науки.

Каждое занятие и курс в целом строятся по:

  • принципу продвижения от простого к сложному;
  • принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
  • принципу психологической комфортности;
  • принципу развития творческой личности.

Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методы обучения:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка посредством использования «азбучных» сказок.

Задачи программы.

Образовательные:

  • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
  • Познакомить детей со слоговой структурой слова;
  • Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
  • Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  • Расширять словарного запаса детей.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие;
  • Развивать графические навыки;
  • Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • Воспитывать умения работать в паре;
  • Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;
  • Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
  • Приобщать детей к художественной литературе.

Предполагаемые результаты:

  • Уметь различать понятия «звук» и «буква»;
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
  • Определять место звука в слове;
  • Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий, звонкий — глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
  • Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
  • Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
  • Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
  • Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
  • Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей.

Данная программа модифицированная, основывается на использовании «Азбучных сказок» М.С. Аромштам, а также на Программу воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; обучение грамоте детей с нарушением речи Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.

Программа рассчитана на 2 года. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 25-30 минут. Программа реализуется в рамках кружка «АБВГДейка», где ребята в увлекательной сказочной форме знакомятся с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями.

ΙΙ. Содержание программы

Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год.

Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет.

Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита.

Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.

ΙV. Механизм определения результативности программы

  1. тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;
  2. диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков;
  3. организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей;
  4. оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).

Уровни усвоения программы

Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]