Перспективный план индивидуальной работы с детьми по изобразительной деятельности в свободное время


Павлин из пластилина и бумаги

Если ваш ребенок больше любит работать с пластилином, предложите ему вылепить павлина:

  • Слепите из пластилина круг и овал;
  • Соедините круглую голову и овальное туловище;
  • Вылепите треугольный клюв и прикрепите к голове;
  • Из разрезанной пополам ватной палочки сделайте хохолок павлина;
  • Из кусочка цветной креповой бумаги скатайте маленькие шарики;
  • Из картона вырежьте полукруг – будущий хвост павлина;
  • Обмажьте полукруг пластилином;
  • Приклейте ряды бумажных шариков рядами, формируя хвост павлина.

Картотека «Игры по художественно — творческому развитию детей» (старший дошкольный возраст)

«ПОДБЕРИ СЛОВО»

Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине Материал: репродукция какой-либо картины. Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова.

Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют свой выбор. Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» Звучная – звонкая – тихая Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски.

Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов. Просторная – тесная Тесная. Здесь изображено так много предметов.

Конечно, им тесно. Радостная – унылая Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастаются булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше. Лёгкая – тяжёлая Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки, пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?

«НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И

ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»

Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме. Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме. Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.

«ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»

Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Материал: репродукции картин. Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону. 2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется … (пейзаж)

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это … (натюрморт)

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас – Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется … (портрет).

«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный,

с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.) Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы,

муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)

Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных

предметов, используя для фона различные ткани.

«НАЙДИ ОШИБКУ»

Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки. Материал: репродукции картины. Описание игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка. Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.

Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению. Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А.А. Пластова: «Перед вами репродукция картины А.А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов),

вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины (ошибочное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость.

Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».

«ЖИВАЯ КАРТИНА»

Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты человеческими чувствами, мыслями, характерами. Материал: репродукция картины. Описание игры: дети делятся на группы. Каждая группа получает репродукцию картины какого-либо художника. Дети должны от лица тех, кто изображён на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать о своих красках и своём настроении, не называя его. Задача всех остальных отгадать, что изображено на той или иной картине, и её называние.

«ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Материал: карточки с разными цветами. Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют

чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

«ЧАСТИ СУТОК»

Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток. Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые ярко выражают части суток. Описание игры: создать игровые ситуации с игрушками, отражающие их поведение в различное время суток. Рассмотреть различные репродукции картин, определив, какое время суток изобразил художник. Обосновать

свой выбор коротким описательным рассказом, подчеркнуть значение цвета в произведении. Можно использовать в игре художественные тексты

о частях суток:

Утро. Весенний лес хранит в секрете, Что он увидел на рассвете, Как ландыш держит на весу В стеклянных чашечках росу.

День. День работал целый день – Передал много дел; И жалел под вечер, Что заняться нечем.

Вечер. Постукивает поезд вдалеке, Плеснула рыба в розовой реке, Присело солнце за притихший лес … День погрустил немножко и исчез.

Ночь. Звёзд полно – и в небе, и в воде. На земле – ни огонька нигде. Звери и букашки спать легли. Тишина от неба до земли.

«УЗНАЙ ПО ПРОФИЛЮ»

Цель: определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж. Материал: силуэты профилей персонажей различных сказок. Описание игры: воспитатель показывает детям портрет сказочного персонажа, дети по определённым признакам пытаются узнать, кто на нем изображён.

«СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»

Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок), отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки). Описание игры: из разрезанных частей составит портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестрёнки и братишки. И назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого.

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Материал: Репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» Описание игры: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года. Можно использовать в игре аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года» художественные тексты о временах года: Четверо художников, столько же картин. Белой краской выкрасил всё подряд один. Лес и поле белые, белые луга. У осин заснеженных ветки, как рога … У второго – синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева. Первые проталинки, первая трава. На картине третьего красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, голубая есть … Лес и поле в зелени, синяя река, Белые, пушистые в небе облака. А четвёртый золотом расписал сады, Нивы урожайные, спелые плоды… Всюду бусы-ягоды зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам!

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса … (А.С.Пушкин)

Белый снег, пушистый, В воздухе кружится, И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Тёмный лес, что шапкой, Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно … Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозы и зима настала. (И.Суриков «Зима»)

«ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ?»

Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. Материал: репродукция картины. Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в

прошлом и что, возможно, будет в будущем.

«ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНА КАРТИНА»

Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображённого на картине. Материал: репродукция картины. Описание игры: воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны пословицы и поговорки разной тематики. Вводится правило:

выдерни записку, прочитай текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так названа картина.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

«С чем это можно сравнить?»

«Кто больше назовёт слов, характеризующих настроение человека»

«Кто больше назовёт слов на звук «с»?»

«Расскажи без слов, мимикой и жестами, о чём бы ты написал картину»

«Подбери красивые слова к слову …»

«Закончи предложения: Если бы трава была голубой, то … Если бы снег был чёрным … Если бы море было красным …»

«У царицы Земли – бал. Феи красок принесли на бал лучшие дары своего цвета. Какой подарок принесла Фея чёрного цвета?»

«Какого цвета голос мамы (папы, малыша и т.д.), когда она смеётся, поёт или плачет …?»

Рисование «Идет дождь»

Старшая группа уже определяет особенности дождя (грибной, слепой, проливной, осенний, летний). Педагогу лишь нужно акцентировать внимание на том, что капли изображают в одном направлении. Сначала дети рисуют тучи с каплями дождя, затем изображают людей с зонтиком, на последнем этапе дошкольники изображают дождь «по ту сторону окна».

На что обратить внимание при изображении дождевых туч.

  • Если тучи вблизи, то дождь изображаете продолговатыми каплями разных размеров, но в одном направлении. Начинаются капли с середины тучи, а не от края. Низ и вверх облака — более темные по цвету, чем передний план.
  • Если тучи далеко, то под ними растушуйте фон карандашом, формируя сплошной ливневый поток. Потом на нем штрихами определите отдельные капли дождя.

Это простое рисование («Идет дождь»). Старшая группа вполне может изобразить «натуральные» погодные явления. Этому помогут следующие правила.

  • Дождь всегда изображаете на темном фоне, независимо от того, рисуете ли красками, карандашами, пастелью, маслом.
  • Линии дождя изображаете параллельно друг другу.
  • Яркие капли передаете через нажим ластика, свечу, разную цветовую гамму или специальной щетинистой веерной кистью.
  • Если нужно изобразить дождь как природное явление, то рисуете пейзаж, а поверх него через какое-то время наносите светлой краской капли сплошными наклоненными штрихами. Если капли делаете ластиком, то сначала широкой стороной проводите направления, а потом острым уголком при помощи сильного нажатия создаете блик капель.

    Людей под проливным дождем изображаете аналогично. Но внимание уделяется не только направлению дождя, форме капель, но и лужам, силе брызг. Этому обучают дошкольников на индивидуальных занятиях по рисованию.

Роза из пластилина

  • Из зеленого пластилина скатайте длинные тонкие колбаски, это будут стебли;
  • Приклейте стебли к листу бумаги;
  • Из красного, розового или желтого пластилина скатайте длинные, тонкие колбаски;
  • Сверните колбаску по спирали, должен получиться круг. Это будут цветки;
  • Прикрепите цветки к стеблям;
  • Из плоских овалов зеленого цвета сделайте листья, дополните их прожилками.

К пяти годам дети уже освоили большинство техник, используемых при создании поделок, и выбор изделия ограничивается лишь наличием дома нужных материалов.

Рисуем осень

Октябрь – это месяц осенних конкурсов. Педагогу необходимо с детьми закрепить погодные свойства через рисование («Осень»). Старшая группа сравнивает все осенние месяцы, находит сходства и различия, запоминает цветовые переходы. Самое простое задание — когда дети изображают одинокое дерево. Для этого сначала определяется его место, отмечается ствол и ветки «рогаткой».

Затем на ответвлениях так же схематично наносятся мелкие галочки. При помощи краски толщина ствола и веток «наращивается». Поверх веток изображается листва разными красками (красной, оранжевой, желтой). Теперь остается нарисовать лужайку, небо, облака, солнце и тень от дерева.

Осень можно изобразить, нарисовав листопад. Здесь дети закрепляют знания о деревьях. Самый простой вариант — изобразить осень отпечатками (этот способ больше всего предпочитает старшая группа).

Рисование: тема «Осень»

  • Соберите разные листы с деревьев.
  • Распределите их на листе бумаге.
  • Далее берете листок, намазываете обильно его с изнаночной стороны красной, желтой, оранжевой краской (особенно тщательно промазывайте прожилки).
  • Положите листок крашеной изнанкой на альбомный лист, прижмите ладошкой.
  • Проделайте эту работу с другими листами, выбирая другой цвет.
  • Теперь листья больше не нужны. Отпечатки прорисовываете кистью, красками. Обратите внимание, что прожилки листа выполняют роль ствола и веток дерева.
  • Можно нарисовать стволы деревьев с ветками, а пальчиками ставить точки-листочки. Это тоже нравится дошкольникам любого возраста. Для конкурса многие дети, проявляя фантазию, рисуют образ осени с женским лицом и листьями вместо волос. Так закрепляются знания о пропорциях человеческого лица, листьях, деревьях и цветовой гаммы осени.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]