Сущность социально-личностного развития дошкольника
Определение 1
Социально-личностное развитие – это формирование верного отношения ребёнка к себе и окружающему, а также его социальных мотивов, потребностей.
В соответствии с ФГОС ДО социально-личностное развитие включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и направлено на:
- усвоение детьми ценностей и норм, принятых в современном обществе;
- формирование и развитие навыков общения посредством активного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- формирование навыков самостоятельности, самовоспитания, саморегуляции и направленности своих действий;
- развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания и эмоциональной отзывчивости (эмпатии);
- формирование готовности к осуществлению совместных видов деятельности со сверстниками;
- формирования уважения к окружающим людям, Родине, истории и традициям народа;
- формирования гордости и чувства принадлежности к своей семье, определенной национальности и сообществу;
- формирование положительного отношения к разным видам трудовой и творческой деятельности;
- формирование основ по безопасному поведению в быту, обществе и природе.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В рамках ДОУ социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в следующих формах:
- образовательная деятельность;
- совместные виды деятельности воспитателя и детей;
- совместная деятельность воспитанников;
- индивидуальные виды работы воспитателя с детьми.
В настоящее время современные детские сады уделяют большое внимание решению проблемы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что оно направлено на формирование отношения ребенка окружающему миру и самому себе, способствует выработке социальных потребностей и мотивов, становлению самопознаний. Социально-личностное развитие требует от педагога немалых затрат труда и проявление педагогического профессионализма, способствующих получению видимого результата.
Практические ситуации гуманистического выбора.
Дошкольникистановятсяпередвыбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?
Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.
2. Практическиеситуациипроблемногохарактера типа «Как быть, что делать?» личность поведение образование дошкольный
Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.
3. Практическиеситуации«Мысамыестаршиевдетскомсаду».
Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.
Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».
4. Следующие ситуациитипа«Мыдружимсошкольниками».
Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учениками школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».
Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учеников.
5. Очень увлекают детей ситуациитипа«Научисвоегодругатому,чтоумеешьсам».
Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.
6. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.
Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.
Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.
Необходимо воспитать у ребёнка любовь к самому близкому — к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.
Ребёнок должен прежде всего осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем — гражданином России, и только потом — жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.
Задачи социально-личностного развития дошкольников
Основные задачи социально-личностного развития детей дошкольного возраста:
- Формирование у детей полноценной картины социального мира, самого себя и своего места в социуме.
- Воспитание активной жизненной позиции и адекватных социальных чувств.
- Формирование представление об окружающих людях, самом себе, природе, рукотворных произведениях и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Социально-личностное развитие дошкольников 410 ₽ Реферат Социально-личностное развитие дошкольников 240 ₽ Контрольная работа Социально-личностное развитие дошкольников 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Процесс социально-личностного развития продолжается у человека на протяжении всей его жизни. Однако его фундамент закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период у ребенка формируются первые компоненты социального поведения, появляются эмоционально-личностные и поведенческие линии. Дети всегда активны и стремятся к выполнению различных видов деятельности, задача воспитателя (родителя) не тормозить их в этом стремлении, а напротив, мотивировать на постоянное развитие и совершенствование, не давать угаснуть желанию развиваться и познавать. Большую роль в этом направлении имеют разнообразные виды игр, в которые ребенок играет не только со сверстниками, но и со взрослыми и даже сам с собой.
Ошибочным является мнение, что ребенок должен постоянно заниматься чем-то полезным, а не только играть. Однако, именно игра является ведущим видом деятельности ребенка. В игре ребенок познает мир, развивается, у него формируются необходимые умения и навыки. В процессе игр развитие детей движется быстрыми темпами: психическое, социальное, эмоциональное. Каждый педагог, организуя социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, должен максимально использовать возможности игры для социального развития детей.
Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Прежде всего, следует отметить, что общение является важнейшим условием и фактором психического развития ребенка. Эта идея была впервые изложена Я.С. Выготским. Он утверждал, что «психологическая природа человека — это совокупность человеческих отношений, которые переносятся внутрь и становятся функциями личности и формами ее структуры». [6, с. 146]. Кроме того, ученый указал на важность взаимосвязи и взаимозависимости отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» для развития ребенка: «Ребенок способен сделать гораздо больше с помощью подражания в коллективной деятельности под руководством взрослых, а с пониманием — делать самостоятельно» [6]. Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес и др.) позволяют уточнить, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения. В этом возрасте происходит одно из самых важных изменений в коммуникативном развитии ребенка — расширяется круг его общения. Если вначале ребенок общался только со взрослыми, то теперь он начинает общаться со сверстниками. Отношение ребенка к другим детям меняется, он понимает, что они «такие же, как он сам», происходит так называемая «идентификация со сверстниками». Таким образом, ребенок и его сверстники в дошкольном возрасте входят в общее коммуникативное пространство [14]. Общение, в свою очередь, требует, чтобы люди понимали друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они думают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как и они. Поэтому им трудно поставить себя на место другого человека, поставить себя на его место. Следует отметить, что старшему дошкольнику еще труднее не только понять проблемы другого человека, представить его переживания, но и эмоционально отреагировать на них. Этим иногда объясняется жестокость ребенка, мучающего животное, и низкая эффективность слов взрослого: «Оставь кошку в покое, ты делаешь ей больно». Точно так же маленький ребенок не всегда может понять обиду и боль другого человека. Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная чувствительность, то есть способность принимать во внимание чувства и желания других людей, причины их поступков. Только в этом случае между людьми могут складываться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Ю.А. Коломенский, Н.Н. Поддьяков и другие). И последний, но не менее важный элемент качественного общения — это понимание того, как ваш партнер воспринимает вас. Именно такое недостаточное представление людей друг о друге обычно является причиной конфликтов. Особенно трудно приходится маленьким детям, поэтому между ними так часто происходят ссоры, споры и даже драки. При этом необходимо подчеркнуть, что независимо от формы общения ребенка с окружающими его людьми, необходимым средством его остается выражение. Эмоциональное общение модифицирующе проходит через все формы общения, пронизывает и окрашивает их, играет большую роль в формировании эмоционально-ценностного отношения ребенка к людям, его понимании и развитии собственных средств выражения другим.
Предпосылки к изменению социальной ситуации
Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.
Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).
Социальное развитие дошкольников
Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.
Социальное развитие обучающихся через разные виды деятельности в детском саду
Светлана Котова
Социальное развитие обучающихся через разные виды деятельности в детском саду
Ежедневно общаясь с детьми, я часто наблюдаю за неумением ребят правильно вести себя во многих совокупностях социальных явлений. Эта проблема существует не только в детском саду, но и в школе. Изучив литературу и проведя диагностику, я сделала вывод о том, что у детей мало умений, навыков и знаний о социальной жизни. Они ограничиваются своим «я»
, отрывая себя от событий и явлений, которые происходят в окружающем их мире.
Проведя комплексное обследование детей. Я определила уровень их социального развития путем собеседования с родителями и детьми, собственными наблюдениями за различными реакциями поведения, использования соответствующих диагностических методик, что позволило мне произвести отбор информации для дальнейшей социально-педагогической работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. Тесты позволили выделить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, конфликтности, трудности в общении у детей
После этого я рассмотрела некоторые виды деятельности по социальному развитию, которые можно осуществлять, направлять и контролировать через воспитание и обучение в детском саду. Виды деятельности:
1. Социальное развитие через коллективную игру.
2. Социальное развитие через умение общаться.
3. Социальное развитие через семейное воспитание.
4. Взаимодействие с социальными партнерами.
Я поставила цель, которая заключается в формировании у детей социальных умений и навыков.
ЗАДАЧИ:
умение устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты, владеть навыками самообслуживания и общения.
Все виды деятельности социального развития взаимосвязаны, поэтому работа проводилась комплексно.
Социальное развитие через коллективную игру.
Игра – повседневный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и переживают ее. Игра – это, в сущности, социальная практика ребенка, его реальная жизнь в коллективе. Именно в коллективной игре он накапливает социальный опыт. Как чувствует себя ребенок в игре? Враждебен, тревожен, конфликтен или труден в общении. Каков уровень его самооценки? Какова степень сформированности его образа «я»
? Я увидела, что дети не умеют играть в коллективе, потому что не могут договариваться, уступать, кто-то сильно скован в общении, кто-то боится, выявились дети враждебно настроенные. Я решила попробовать
через игру изменить эмоциональное состояние детей, и это будет способствовать качественному формированию навыков по социальному развитию.
Ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. В детском саду формируются первые умения сочетать свои интересы с интересами товарищей, умения сдерживать свои желания, если они мешают коллективу. Считаться с мнением товарища, помогать ему, сопереживать его радости и печали. Коллективизм детей, умение дружно играть, трудиться, считаться с интересами коллектива – все это неразрывно связано с развитием у детей доброжелательности, дружбы, взаимопомощи, отзывчивости. Например, играя в С. Р. И «Больница»
, ребенок- врач, сочувственно осматривает горло больного или перевязывает руку. Но если ребенок не может бережно оказать помощь, делает это грубовато, он сразу слышит в свой адрес нарекания от самих же детей. У детей есть жизненный опыт по этому вопросу и я, играя вместе с детьми, начиная с раннего возраста, показывала, обыгрывая роль врача, что врач человек добрый, внимательный, он помогает больному вылечиться. Очень важно в такой момент объяснить детям, что нужно правильно подбирать слова в диалоге, т. е. если дети сильно поругали нерадивого врача, то ребенок может обидеться и не играть больше. Здесь мне нужно было объяснить неправильное поведение и врача и всего коллектива. Моя задача помочь выбрать детям правильное поведение, слова и жесты по отношению друг к другу. Научить общаться в сюжете игры, например, больного с врачом. В данном случае можно было использовать прием косвенного влияния или метод подсказа. Я использовала метод разъяснения. И вот игра продолжается. Госпитализация больного. Шофер торопится, везет пострадавшего в больницу. Он, не замечая других ребят, ломает постройку, врезается в другую машину. Я вмешиваюсь в игру. Я — милиционер, прибывший на аварию. Играя свою роль, я показываю детям, какие последствия ждут человека, который не соблюдает ПДД, даже если он делает доброе дело. Ведь помогая одному, можно навредить многим. Милиционер штрафует шофера, сообща мы делаем вывод о том, что, играя, нужно помнить о других детях в группе и стараться даже нечаянно не навредить им, а если такое случилось нужно извиниться и помочь восстановить испорченное.
Большое значение для игры имеет развитие у детей навыков самореализации и самоорганизации. Развитие этих навыков способствуют лучшему социальному развитию дошкольников. Старшие дошкольники уже умеют самостоятельно выбирать тему и роль, продумать содержание игры, с кем будут играть, определить, какие атрибуты необходимы для осуществления задуманного. Все эти навыки в будущем помогут детям достигать поставленных целей. Чем деятельнее поведение ребенка в игре, чем оно длительнее, тем больше приносит ему радости, тем лучше усваивает смысл общественных отношений и явлений.
Например, строительная игра. Дети распределили роли. Одни возят кирпичи, другие строят, третьи делают украшения для замка (флажки, шторы и т. д.)
. Играли долго, но оказалось, что
развесить украшения нельзя, потому что Наташа не собрала флажки на нитку. Дети стали упрекать Наташу, не разобравшись. Мне пришлось вмешаться, используя метод беседы. Оказалось, что она не смогла вдеть нитку в иголку, а когда попросила девочек ее помочь, то они отказались. Из наших рассуждений, по горячим следам мы сделали вывод о том, что когда просят помочь нужно помогать и, причем, сразу, а не когда-то потом. Что от каждого играющего зависит результат общего дела. Нужно быть честным и признаваться в своей несправедливости. В этой игре дети сами организовали и реализовали замысел, т. к помогли Наташе и замок украсили.
Воспитание взаимоотношений в игре есть приобретение опыта овладения культурой общения в жизни. Игровой коллектив – это группа самостоятельно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, обеспечивающие одинаковые права каждого ребенка на активную роль и выдумку в игре. В дружном игровом коллективе дети умеют договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать конфликты и спорные вопросы. Я приучаю детей доказывать, отстаивать свою точку зрения путем бесед, переговоров со сверстниками.
Коллективные игры способствуют воспитанию у детей умение ощущать себя в окружающем мире. Ребенок не сам по себе, он среди людей, поэтому он должен научиться, подчиняться законам общества. Коллективные игры помогают усвоить детям эти правила. Они способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, ответственности за свои действия, учат сопереживать, оказывать помощь, оценивать свои и чужие поступки, принимать решения. Также игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего воспитания проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. Например, агрессивному ребенку можно поручить роль доктора Айболита или, если это девочка роль няни, бабушки, мамы.
Разыгрывая роль, ребенок подражает не только действиям того или иного человека, но и его отношение к людям, его обязанностям, чувствам, переживаниям. Выполнение роли воспитывает у ребенка чувство ответственности перед детьми. Взяв на себя роль в игре, он обязан ее добросовестно довести до конца, подчиняясь определенным правилам. Если ребенок бросит порученную ему роль или будет обыгрывать ее плохо, то играть станет не интересно. В следующий раз такого ребенка могут не принять в игру. Например, играя в подвижную игру «Гуси-лебеди»
, волк был вялым, ленивым, не хотел догонять гусей. Игра с таким волком не получилась. Мне пришлось объяснять Диме, что он плохо играет свою роль, что из-за него дети расстроились, он должен к ним отнестись сочувственно, а если он не хотел играть, надо было вовремя отказаться. Детей нужно учить, принимать правильное решение своевременно, это умение необходимо в
социальной жизни.
Тематика игр дошкольников различна, из поколения в поколение дети играют в больницу, в школу, в дом, в магазин. Однако с изменением социальной жизни взрослых у детей появляются новые игры, которые не всегда могут оказывать положительное воспитательное значение на ребят. Нужно умело подводить детей к выбору игр, которые формируют правильные взаимоотношения между людьми в социуме. Кроме того видя поведенческие образцы взрослых, дети отображают их в игре, поэтому нужно научить детей видеть приемлемые для подражания поступки старших и поступки, требующие осуждения.
Уровень развития взаимоотношений в игре и отображение в ней социальной жизни зависит от многих факторов, и прежде всего от условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти качества в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, умений и навыков коллективной жизни, которые он будет применять в своей деятельности, социальной жизни став взрослым.
Социальное развитие через умение общаться.
В последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении, что заметно замедляет социальное развитие детей.
Такие дети не могут самостоятельно обратиться к другому человеку. Они не умеют поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовать свои действия с партнерами по общению или адекватно выразить им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В тоже время общительность, умение контактировать с окружающими людьми составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей социальной жизни.
Ребенок принимает воспитателя, родителя за нравственный образец независимо от эмоциональной привлекательности. Например,Артем говорит своей маме: «Ну-ка, быстро меня обула!»
Не агрессивный по натуре, в роли своего отца без смущения он позволяет себе так разговаривать с мамой. Часто дети изображают в своем общении со сверстниками людей для них авторитетных. Чтобы исправить такое отношение между взрослыми и детьми я стала придумывать ситуации общения, которые мы обсуждали вместе с ребятами и делали выводы. Например, косолапый мишутка просит у своего дедушки медведя меду. А дедушка не дает. Дети учат мишутку говорить нужные слова, показывают интонацию. Особенно трогало их поведение Настеньки, после разбора ситуации ребята просят про нее рассказать сказку и помогают мне ее придумывать. Например. Жила была девочка Настенька. Каждое утро она ходила в
детский сад. Каждое утро она с трудом поднималась с постели, потому что вечером долго смотрела мультики, не хотела одеваться, капризничала и ругалась с мамой. Однажды мама обиделась на Настеньку. Что было потом? Дети сами рассматривают различные варианты, придумывают диалоги. Вместе мы делаем вывод о том, как нужно разговаривать с мамой, как вести себя вечером и по утрам. Как чувствует себя мама и Настенька после ссоры, и что нужно делать, чтобы не ссориться. Наши вымышленные герои попадают в различные ситуации и не могут из них выбраться. Дети подсказывают к кому можно обратиться за помощью, какие слова нужно произносить, с какой интонацией, какое должно быть поведение, чтобы тебе поверили и оказали помощь, а не подумали что это баловство или шутка.
Ненавязчиво я учу детей способам общения: пониманию, признанию и принятию личности сверстника, умению становиться на позицию другого, учитывая его точку зрения. Эти умения помогают разрешать возникающие конфликты мирным путем, дети рассуждают и договариваются. Я объясняю дошкольникам, что наилучший контакт устанавливается, когда собеседники видят глаза друг друга, когда они занимают равные позиции в психологическом плане; ни один не считает себя более значимым, важным и умным, чем другой. Для этого я часто хвалю детей, объявляю благодарности, поощряю, чтобы у ребенка повышалась самооценка и другие дети видели, что он не хуже остальных. Важно научить детей соблюдать дистанцию общения. Когда дистанция метрически велика, контакт вряд ли возможен. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно, свободу действовать так, как хочется поступить в данной ситуации, но, не забывая о свободе остальных участников взаимодействия. При этом у ребенка не должно быть чувства одиночества, чувства заброшенности. Например. Дети играют на песке. Коля рассказывает, как он ездил в цирк с родителями, при этом он почти «наседает»
то на одного, то на другого ребенка. Дети постепенно ушли с песка, а Коля обиделся. Я объяснила ребенку, что рассказывать можно и, не находясь очень близко к друзьям, они все равно его слышат, за разговорами нужно следить за своими руками и ногами, т. к. он затоптал постройки мальчиков.
Между детьми часто возникают противоречия, т. к. они постоянно находятся в разных «пространствах»
, каждый в своем. Я помогаю детям найти общее
«пространство»
, в котором они могут быть вместе. Я не принуждаю одного ребенка, чтобы он перешел в
«пространство»
другого, но стараюсь малыша вовлечь, создаю ситуацию такую, чтобы ему самому хотелось туда войти.
Например. Ева и Юля лепят, каждая сама по себе. Сидят за одним столом, но каждая разговаривает только со своими поделками. Я подсаживаюсь к ним со своим слепленным зайчиком и начинаю разговаривать то с Юлей, то с Евой, то с их поделками. Я провоцирую девочек на диалог между ними, помогаю им выстроить сюжет для игры и разговора. Когда дети начинают хорошо общаться, я удаляюсь.
Общение занимает важное место в социальном развитии. Я формирую у детей навык находиться вместе в одном «пространстве»
так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий свободу и равенство позиций и находящийся на нужной дистанции.
Социальное развитие через семейное воспитание
От рождения до 7 лет — период, когда происходит физическое развитие и развитие волевой сферы. В социальном плане первые 7 лет жизни ребенка Р. Штайнер считает значимыми для установления элементарных социальных связей с другими людьми, прежде всего в семье. Этот возраст о
к окружающему миру: дети способны усваивать огромные пласты культурных достижений старших, прямо следуя их примеру, подражая без размышления.
Семья – это группа людей, члены которой связаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок вступает в отношения, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. В общении с родителями я подчеркиваю, как многосторонно влияние родителей на формирование личности ребёнка, поэтому планомерно провожу работу в первую очередь с неблагополучными семьями. Частыми причинами неблагополучия в семье являются алкоголизм, открытые и закрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о воспитании, о его духовном развитии. Я посещаю семьи детей с целью выяснения их условий проживания и семейно-социального воспитания. Для группы родителей я провела беседу на тему «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»
Климат семьи зависит от нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов всех членов семьи. Их отношения укрепляют общие дела и заботы, семейные праздники, совместный отдых, поэтому я расцениваю организацию совместного досуга как важное
средство укрепления семьи. Для этого я провожу консультации, например, «Как отпраздновать день рождения ребенка»
,
«Что можно сделать своими руками»
. Регулярно оформляю папки передвижки на различные темы, например
«Как провести воскресный день»
,
«Как научить ребенка заботливому отношению к вам и другим членам семьи»
.Я предлагаю родителям различную литературу для чтения: брошюры, статьи, вырезки из газет и журналов с последующим обсуждением.
Я пропагандирую и возвышаю роль мамы в семье и воспитании детей. От нее во многом зависит создание благополучной атмосферы в семье (теплота, уют, взаимопонимание)
. В старшей группе я вместе с детьми оформила плакат на тему
«Моя милая мамочка»
, с детьми провела беседу
«Мама пришла с работы»
,
«Чем я могу помочь маме»
. Организовала выставку
детских рисунков на тему «Моя мама самая красивая»
и участие мам и детей в конкурсе
«Мама-мания»
.
В беседах с родителями важно подчеркнуть ответственность отца, показать необходимость его участия в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Нами был оформлен стенд «Мой папа самый сильный, смелый, лучший»
. Папы помогали оборудовать
детские площадки. Каждый ребенок знает, что построил его отец и гордиться этим. Разрабатываю и устраиваю конкурсы для пап, например к 23 февраля. Отцы показали свою ловкость, силу, смекалку, когда выполняли предложенные им конкурсы. Мамы и дети выполняли задания «группы поддержки»
.
В семье дошкольник учится уважительному отношению к близким людям, их делам, производственной и общественной работе, их отдыху и досугу, но и родителей я приучаю участвовать в общественной жизни ребенка. Приглашаю их на праздники, развлечения, занятия. Совместно готовимся к различным мероприятиям. Например, готовили детей к районной научной конференции, где дети заняли первое место. Для того чтобы дети с большим уважением относились к своей семье, мы сделали стенд «Моя семья»
из фотографий. Дети с большим желанием рассказывали о том, кто изображен на фотографиях. Этот стенд в течение года обновлялся. Также водила детей на экскурсии на предприятия к работающим родителям. Провела собрание на тему
«Роль семьи в социальном развитии дошкольников»
. На собрании были награждены некоторые семьи. Им была дана возможность поделиться опытом с другими родителями по
разным вопросам по социальному воспитанию. Например, «как научить малыша чистить зубы»
,
«как можно взрослым найти время для интересов детей»
и т. д.
Т. о. вся моя работа направлена на укрепление семьи, т. к семья — это первая социальная ячейка общества с характерным для нее укладом стилем отношений всех членов семьи, которые составляют соответствующий нравственный микроклимат в социальном воспитании детей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
. Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в активной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми, которое осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе.
Одним из видов деятельности по социальному развитию является сотрудничество с социальными партнерами. Очень хорошо поставлена работа с Историко-краеведческим музеем Саргатского района. Мы совместно составляем план мероприятий на весь учебный год.В плане отражены следующие темы: «История заселения Саргатского района»
,
«Саргатская культура»
,
«Саргатчане — герои ВОВ»
и т. д. На занятиях-экскурсиях дети расширяют свой кругозор, много узнают о нашем поселке, его традициях. Сотрудничество с музеем помогает
развивать у детей любознательность, гордость за героев нашего района, воспитывать художественный вкус, интерес к музеям и выставкам, умение правильно вести себя в общественных местах т. е. развивается социальные навыки и умения.
Тесно сотрудничаем с Государственной Инспекцией по безопасности дорожного движения.Принимаем активное участие в районных конкурсах: «Страна Светофория»
,
«Дети и дорога»
. ГИБДД оказывают нам помощь в организации поездок в г. Омск в цирк, в Большеречье в зоопарк, экскурсий по родному поселку. Сотрудники ГИБДД на территории д/сада сделали разметку движения транспорта, с помощью которой мы знакомим детей с правилами дорожного движения, со знаками на дорогах. Дети получают необходимые знания по предотвращению травматизма на дорогах, отрабатывают и закрепляют умения правильно себя вести.
Хорошо идет работа с Саргатской средней общеобразовательной школой. Дети не раз были там на экскурсии. Ребята познакомились со школой, классом, посидели за партами, писали по доске мелом, познакомились с правилами поведения на уроке и на перемене. В течение года к нам приходит учитель и школьники. Они рассказывают малышам о том, как интересно в школе. Показывают театрализованные сказки, организуют конкурсы и развлечения, дарят подарки, сделанные своими руками. Т. о наши малыши имеют четкое представление о том, что ждет их в школе, какое там должно быть поведение и зачем дети учатся.
Часто провожу экскурсии в дендрарий, на стадион, в школу искусств, в центр детского творчества. Эти посещения развивают у детей интерес к разным видам деятельности (танцам, рисованию, спорту и т. д., малыши видят, что полезные дела приносят радость, признание, гордость за свои достижения. Они с удовольствием общаются со школьниками, задают вопросы, рассматривают поделки, картины. В детях зарождается желание быть похожими на старших, чем-то увлекаться, заниматься спортом. Я воспитываю умение заполнять свободное время полезными делами, вести здоровый образ жизни, умение общаться и выполнять общее дело совместно с другими детьми. Во время прогулок ходим по улицам нашего поселка, знакомимся с природой, транспортом, предприятиями и организациями. Обращаю внимание на чистоту поселка, архитектуру зданий — все это сделано руками Саргатчан, все это нужно беречь и приумножать. Дети получают знания и навыки о том, как нужно заботиться о деревьях, цветах, птицах, бережно относиться к культурным ценностям созданных руками человека, т. е. обо всем, что нас окружает. Заботиться значит любить свою малую Родину.
С удовольствием дети посещают библиотеку. Здесь они знакомятся с творчеством детских писателей и их автобиографией. Вместе с сотрудниками библиотеки развиваю интерес к чтению, формирую навык правильного поведения в библиотеке, умение ориентироваться в помещении, где находятся сказки, книги о животных, или книги конкретных писателей. В читальном зале мы слушали произведения К. Чуковского, участвовали в литературной викторине, где дети показали высокий уровень знаний художественных произведений и приобретали опыт поведения в общественных местах.
Все экскурсии, поездки, мероприятия с социальными партнерами помогают развивать в детях социальные умения и навыки. Овладение детьми этими навыками помогает им общаться в коллективе, сплачивает детей, формирует подгруппы по интересам, развивает дружеские отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Т. О. взаимодействие дошкольников с социальной средой, адаптирует его к внешним условиям и формирует как субъект общественных отношений. В этих отношениях ребёнок не только усваивает социальный опыт, но и активно его перерабатывает. В детском саду созданы все условия для формирования у обучающихся навыков и умений социальной жизни.
Успех социального развитиядошкольников могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого и детей:
*системный, комплексный подход, охватывающий все направления, звенья и всех участников процесса социализации.
*мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний.
*использование приемов, вызывающие доброжелательные эмоции дошкольников.
*осознанное создание воспитателем в своем поведении, словах образца для подражания.
Создание ситуаций и развивающей среды способствующей развитию правильного выбора детьми действий в социальных отношениях.
*похвала, одобрение в адрес детей.