«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

  • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • использование дидактических игр;
  • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Главными критериями являются новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

  • интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
  • эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
  • регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений
  • творческие — воображение, создание новых моделей, образов.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в группе создать развивающую предметно – пространственную среду. Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту детей, материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны сегодня каждому отдельному ребенку.

Для формирования и развития познавательной активности следует:

  • развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
  • укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
  • развивать у детей чувство собственного достоинства.

Особое место в работе с детьми занимают познавательные дидактические игры: «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», «К названному дереву беги» помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, формируют знания об окружающем.

Словесные игры: «Съедобное — несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.

«Волшебный мешочек» (на ощупь)

  • «Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)
  • «Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)
  • «Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)
  • «Хорошо — плохо» или «Розовые – черные очки»
  • «Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)
  • «Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)

Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.

Актуальным методом познавательной активности детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: образовательная деятельность, игра, прогулка, сон, умывание. В процессе экспериментирования дети знакомятся со свойствами твердых, жидких, газообразных веществ, свойствах дерева, металла и т. д., например: «Поплывёт или утонет?», «Как вода исчезает?», «Смешивание красок», «Куда делся сахар, когда я помешал чай ложечкой?». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и все делает сам.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, в котором эти знания приобретаются.

Таким образом, применяя игровые технологии, экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

Для развития познавательных способностей большое значение имеет развитие исследовательского поведения: любознательность, наблюдательность, развитие исследовательских умений и навыков: умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, умение классифицировать, умения и навыки проведения экспериментов, умения делать выводы и умозаключения.

Для развития у детей умения видеть проблемы используют игры и задания «Продолжи рассказ», «Посмотри на мир чужими глазами», «Назови как можно больше признаков предмета»; наблюдения, рассматривание разных предметов.

В умении вырабатывать гипотезы помогают простые упражнения: «Подумайте, почему дети любят играть?», «Почему течёт вода?» и др.

Наблюдая за окружающим миром, дети делают выводы, умозаключения, а чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов «Почему?» «Зачем?» «Как это происходит?»

Вопросы должны носить поисковый характер, развивать умение выдвигать гипотезы, например: «Как вы думаете, дождь будет идти целый день?», «Как вы думаете, что произойдёт, если дождика не будет совсем?», «Снег растает когда- нибудь?», «Как вы думаете, что случиться с насекомыми, если они не лягут спать?» и др.

Педагог не должен давать детям готовые знания и раскрывать перед ними истину, а учить её находить. Если ребенок задаёт вопрос, постарайтесь не давать ему готовый ответ, а спросить, что он думает сам. Призывая к рассуждению, наводящими вопросами, педагог должен подвести к тому, чтобы он, на основе имеющихся знаний и представлений, находил ответы и делал открытия для себя сам.

Такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появляется желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей, но и вводить новые содержания.

Формы мероприятий, проводимые вне занятий

  • Традиция «Наши славные дела»;
  • Познавательные вечера;
  • Рассказы педагогов «Знаете ли вы…»;
  • Подбор материала о животных и растениях;
  • Коллекционирование.

Желательно, следовать мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Уметь открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставлять всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Следующая >

Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность.

Лекторий для родителей

«Развитие познавательных процессов дошкольника

через игровую деятельность».

«В игре детей есть часто смысл глубокий»

Шиллер.

Дошкольный возраст

– начальный этап формирования личности. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста, важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Игра

— первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

Игра является незаменимым средством пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. В формировании разносторонне развитой личности ребенка играм отводится важнейшее место.

Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов ~ интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта.

Основным методом развития дошкольника является проблемно — поисковый, а основная форма его организации — игра.

Развивающие игры дают возможность развивать у дошкольников такие процессы, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности, это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности.

На развитие познавательных или интеллектуальных способностей влияет восприятие, память и внимание. Развитие познавательных процессов у детей необходимы для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития. Но это должно быть совместной заботой воспитателей и родителей

.

В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры, и большое значение в этом имеют дидактические игры

. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добавить более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи.

Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов.

Для развития внимания

используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например: колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т.д.

Развитию мышления

способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на лишний указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Игра корректируется для раннего дошкольного возраста более легкими предметами.

Для развития речи

детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.

Развитию слуховой памяти

способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».

Воображение детей

развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.

Развитие зрительного восприятия

происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, пазлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

Ролевая игра

имеет определяющее значение для развития воображения. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей Вашего дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!

Развитие у детей познавательной активности посредством игры

Автор: Логинова Ирина Владимировна

« Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством игры»

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В связи с этим цель моей педагогической деятельности – повышение уровня развития познавательной деятельности посредством игр и игровых упражнений. Задачи, которые определила для реализации данной цели:

-совершенствовать восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени;

-тренировать зрительную, слуховую. Двигательно- моторную память;

-развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;

-учить овладевать элементарными навыками анализа и синтеза, устанавливать тождества и различия, обобщать, классифицировать, делать выводы;

— развивать творческое воображение;

— стимулировать речевое развитие путем тренировки движения пальцев рук, развивать графические навыки;

-воспитывать коммуникативные навыки и умения.

В практической деятельности использую метод интерактивной игры, который помогает создать условия для обретения значимого для детей опыта социального поведения. В таких играх дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. В ходе таких игр знакомлю детей с проблемной ситуацией, которую нужно решить самостоятельно. Для достижения поставленной цели дети взаимодействуют друг с другом, таким образом, использую социо- игровые приемы ( работа в парах, в подгруппах). В данном случае интерактивная игра выступает как инструмент, позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей действительности. Для эффективной реализации логических задач, развития внимания у детей использую конструктивные игры: «Монгольское игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Танграм», а так же интеллектуальные игры, разработанные Б.П. Никитиным (например «Сложи квадрат», «Угадай-ка») Данные игры способствуют развитию умения сравнивать, делать самостоятельные выводы, развивают логическое и образное мышление, творческое воображение. В интеллектуальном развитии ребенка в обогащении его творческих способностей большую роль играет символической аналогии, при помощи которых ребенок постепенно овладевает умением построения наглядно- пространственных моделей. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета- заместителя, в рисовании-знаковый смысл графических построений. Использование символики ускоряет процесс запоминания. Предлагаю детям задания в игровой форме «на что похож круг» Им нужно сделать «волшебные превращения», дорисовать предметы из разных геометрических фигур. Затем аналогично предлагаю поиграть детям с линией. Использую игровые задания: с помощью символов прорисовать названные мной предметы. А затем дети, глядя на символы, вспоминают названные слова. Это способствует развитию у детей памяти, воображения, внимания. Детям с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторые отставания в двигательной сфере. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Поэтому предлагаю детям игровые задания: построить из счетных палочек различные предметы для развития у детей восприятия и ощущения, произвольного внимания и памяти использую игры с пуговицами : «Рыбалка», «Аквариум», «Пуговичное ожерелье», «Пуговичное лото», « Пуговичный массаж» Благодаря этому происходит сенсомоторное развитие, являющееся условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Для привития у детей интереса к занятиям использую в работе пальчиковые игры. Развития мелкой моторики предлагаю задания с использованием цветных канцелярских скрепок и заколок для волос, разнообразных магнитиков с которыми дети выполняют игровые упражнения: «Сделай бусы в подарок маме», « Сплети венок», «Укрась полянку», Посади бабочку на цветок», что помогает развить у детей воображение, логическое мышление, память и речь.

Активно использую пальчиковые игры с карандашом такие как «Самомассаж», «Пружинка», «Спускаемся по лесенке», которые помогают снять усталость, напряжение мышц и оказывают тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения мышц и суставов костей. Удерживание карандаша во время выполнения упражнений способствует развитию произвольности (осознанности) и повышают координацию движений. Для развития у детей перцептивных процессов у дошкольников применяю игры малой подвижности: «Узнай фигуру», «Цветные шарики», «Найди свой цвет», « Поймай мяч». Данные игры способствуют развитию концентрации внимания, эмоционально-волевых качеств. Систематически провожу с детьми кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие обоих полушарий головного мозга: «Колечки», «Кулак- ребро- ладонь», «Нарисуй двумя руками одновременно дом»

В работе с детьми использую игры «Логико- малыш», разработала игровые задания с последующей самопроверкой «Наведи порядок», «Четвертый лишний» , «найди предметы на полочке» Данные игры развивают у детей аналитические способности( через сравнение правильного ответа с результатом своего решения), навык самоконтроля результата собственной деятельности. Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения учебной деятельности. Использую приемы мнемотехники, которые способствуют развитию зрительной и слуховой памяти, ассоциативного мышления ( разучивание стихотворения, загадок) Для развития познавательной активности широко использую словесные игры. В таких играх. Как «Узнавание предмета по заданным признакам», « Бывает- не бывает», «Пары слов» у детей формируется способность выявить логическую связь между предметами. Использую также и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): игры из серии «Учимся мыслить», «Учимся запоминать», «Учимся анализировать»
comments powered by HyperComments

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]