Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии ребенка
Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют интерес к игре. Однако они не владеют полностью игровыми навыками, в связи с чем детям очень интересно играть со взрослым. К среднему дошкольному возрасту, дети уже умеют играть друг с другом, одной из наиболее интересных для них игр является сюжетно-ролевая игра.
Определение 1
Сюжетно-ролевая игра – это игра, имеющая конкретный сюжет – ряд взаимосвязанных событий и ситуаций, и роли, которые распределяются между ее участниками, и являются основным стержнем игры.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Сюжетно-ролевая игра направлена на развитие у дошкольников памяти, мышления, воображения и личности в целом.
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что помимо взаимоотношений, которые диктуются детям сюжетом игры, между ними возникают и другие реальные и действительные. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимают, как они относятся к успехам и неудачам, учатся разрешать конфликтные ситуации. Игра помогает ребенку преодолеть свою робость и стеснение, формируют разнообразные навыки (трудовые, игровые, коммуникативные и т.д.), в зависимости от сюжета игры.
Сюжетно-ролевая игра учит детей самостоятельно устанавливать взаимоотношения с коллективом, развивает навыки продуктивного общения.
Игра может быть организована воспитателем, который объясняет детям сюжет, распределяет роли и руководит всем процессом игры. Так же игра может быть организована детьми самостоятельно. При самостоятельной организации игры, дети сами распределяют роли и следят за развитием сюжета. Игра может быть организована детьми по прочитанной сказке, просмотренному мультфильму, а также сюжет может быть придуман стихийно (например, игра в школу, больницу и т.д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка 440 ₽ Реферат Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка 280 ₽ Контрольная работа Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В процессе сюжетно-ролевой игру, совместная игровая деятельности способствует формированию у детей организованности, ответственности, навыков самоконтроля и саморегуляции, согласованности с действиями других детей. Во время развития сюжета игры дети приобретают навыки планирования, творческого воображения, инициативности, активности, целеустремленности и т.д.
Замечание 1
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в воспитании ребенка дошкольного возраста очень велика, так как она способствует всестороннему и полноценному развитию личности ребенку, формированию у него необходимых навыков и умений.
Виды игр и их влияние на психическое развитие ребенка
Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время развиваются когнитивные, личностные и поведенческие процессы.
Дети играют большую часть времени. В дошкольном детстве игра проходит значительный путь развития.
Младшие дошкольники играют одни. Игра является объектом манипулятивным и конструктивным по своей природе. Игра улучшает восприятие, память, воображение, мышление и моторику. Ролевая игра воспроизводит действия взрослых, за которыми наблюдает ребенок. Родители и близкие знакомые служат примером для подражания.
На средней стадии дошкольного детства ребенку нужен сверстник, с которым можно играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы ролевых игр разнообразны, вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.
Направленность игр разнообразна: семейные игры, где героями являются мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; развивающие игры (няня, воспитатель детского сада); профессиональные игры (врач, командир, летчик); сказочные игры (коза, волк, кролик) и т.д. И взрослые, и дети могут участвовать в игре или заменяться игрушками.
В старшем дошкольном возрасте тематические ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Объекты могут быть условными, и игра становится символической, то есть кубик может представлять различные объекты: машину, людей, животных — все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте некоторые дети начинают проявлять организаторские способности во время игры, становятся лидерами в игре.
Во время игры развиваются психические процессы, особенно волевое внимание и память. Если игра заинтересовала ребенка, он непроизвольно концентрирует внимание на объектах, содержащихся в игровой ситуации, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, он может быть исключен из игры. Но поскольку эмоциональное поощрение и общение со сверстниками очень важны для ребенка, он должен быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты.
В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с объектом-заместителем, то есть дает ему новое имя и действует в соответствии с этим именем. Появление объекта-заместителя становится основой для развития мышления. Если вначале ребенок учится думать о реальном объекте с помощью предметов-заместителей, то со временем операции с предметами-заместителями сокращаются, и ребенок учится действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в представлениях.
В процессе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замены одних предметов другими и умения брать на себя разные роли ребенок переходит к идентификации предметов и действиям с ними в своем воображении. Например, шестилетняя Маша, глядя на фотографию девочки, у которой щека подперта пальцем и которая задумчиво смотрит на куклу, сидящую рядом с детской швейной машинкой, говорит: «Девочка думает, как будто ее кукла шьет. По этому высказыванию мы можем судить о характерной манере игры девочки.
Игра также влияет на развитие личности ребенка. В игре он/она отражает и моделирует для себя поведение и отношения значимых взрослых, которые в этот момент выступают в качестве моделей для его/ее собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, развиваются чувства и волевая регуляция поведения.
Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия — это способность человека анализировать свои действия, поступки и мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями и с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, поскольку дает возможность контролировать выполнение действия, которое является частью процесса коммуникации. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, играя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, так как считает, что хорошо выполнил свою роль.
Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала этот интерес проявляется в форме игры — ребенок, рисуя, разыгрывает определенное действие, например, нарисованные им животные дерутся между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер раздувает яблоки, висящие на деревьях, и т.д. Постепенно рисунок переносится на результат действия, и возникает рисунок.
В процессе игровой деятельности зарождается учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вносит взрослый. Ребенок начинает учиться через игру, поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре и вскоре осваивает некоторые учебные действия..
Поскольку ребенок уделяет особое внимание сюжетно-ролевой игре, давайте рассмотрим ее немного подробнее.
Сюжетно-ролевая игра (компоненты игры, особенности, виды сюжетов, этапы формирования).
Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. И фа и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно — ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный
мир малыша.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника
.
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество
.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.
Психологические аспекты сюжетно-ролевых игр консультация по теме
Консультация для педагогов на тему:
Психологические аспекты сюжетно-ролевых игр
Педагог-психолог: Галиуллина Э.М.
Набережные Челны – 2014 год
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
В наше время психологи педагоги все больше говорят о том, что взаимодействие с детьми дошкольного возраста должно проходить в игровой форме. Это происходит от того, что игровая деятельность всегда была и остаётся ведущей для детей дошкольного возраста. Успешное освоение воспитательной программы детьми происходит в игровой деятельности, т. к. игра — способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Именно в сюжетно — ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Недаром психологи рекомендуют, если у ребенка имеется проблема в той или иной социальной сфере (боится врачей, не хочет идти в парикмахерскую, в детский садик), необходимо с ним поиграть в ситуацию.
Сюжетно-ролевая игра — это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. А игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) – это способы реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
— бытовые (игры в семью, детский сад),
-производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.),
-общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.),
-сказочные (роли сказочных героев, театрализованные постановки). На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так и в наше время сюжеты игр подстраиваются под героев нашего времени.
Как уже упоминалось ранее, игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. В младшем дошкольном возрасте первоначально проявляется только внешняя сторона деятельности, то с чем и как человек действует (важен предмет): «человек — предмет». Дети подолгу могут повторять одни и те же действия (на примере игры в доктора): мерить температуру, давать лекарства, ставить грелку, мазать зеленкой и др. Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, приобретения опыта социального общения, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек — человек»): как больной приходит к доктору, как ведет себя врач, что спрашивает и др. А сами предметы легко заменяются (карандаш — градусник, стаканчик – стетоскоп и др.) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность и верность долгу, выдержку и терпение, мужество и великодушие. Коллективная сюжетно-ролевая игра создает у детей опыт ответственности за общее дело, сплачивает детский коллектив. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра — первая проба социальных сил и первое их испытание и поэтому педагогам необходимо создать условия для игровой деятельности детей с учётом места, времени в режиме дня, поддерживать и обновлять соответственно возрасту игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы — заместители. Также мы должны обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказами о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др. Ведь жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам.
Рекомендации для воспитателей
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
3. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Рекомендации для родителей
1.Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не бес порядочно накапливать.
2.Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» — и только после этого убирайте игрушки для хранения.
3.Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте известные вам детские игры.
4.Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
5.Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтапностью становления игровой деятельности и не пытайтесь, искусствен, но ее ускорять.
6.Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как проявление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.
7.Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.
8.Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.
9.В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка, уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я буду лисой — доброй или злой?»).
Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности — не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).
Всегда соглашайтесь со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.
По окончании игры выразите ребенку удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.
Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.
Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»).
10.Сопереживайте чувствам детей в играх — умейте увидеть смешное в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им грустным, и т.д.
11.Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм и игрушкам.
Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.
Сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бойченко Н.А. « Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 2008г.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 2005 г.