Мастер — класс Метод ТРИЗ – технологии «Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»


Связь между ТРИЗ и креативным подходом

Чтобы понять, что общего между технологией ТРИЗ и креативным подходом, выявим в них некоторые схожие черты. Так, оба способа основываются на следующих методиках поиска решения:

  • Мозговой штурм – это активное обсуждение объекта несколькими участниками без предварительной оценки предложений. Каждый человек должен предложить как можно больше вариантов решения проблемы, даже если они будут нереальны для воплощения.
  • Метод аналогий подразумевает сравнение и выявление сходств между двумя предметами. Отлично работает при совмещении с мозговым штурмом.
  • Морфологический анализ представляет собой поиск решений для отдельных элементов задачи и их дальнейшего сочетания в работе.
  • Метод фокальных объектов – это поиск ассоциаций со случайными объектами и применением тех их свойств, которые не связаны с основным предметом.
  • Метод Робинзона включает поиск максимально разных способов применения для выбранного объекта.
  • Системный оператор подразумевает нахождение связей, позволяющих создавать отдельную систему.

Историческая справка

Метод ТРИЗ изобрел советский инженер и писатель Генрих Саулович Альтшуллер. Он же является автором другой теории – развития творческой личности (ТРТЛ).

В 1946 году Альтшуллер изучал приемы, которые чаще используют изобретатели для разрешения поставленных вопросов. По итогу исследования он выявил 40 таких приемов и назвал их совокупность теорией решения изобретательских задач. Тогда же автор заключил, что самый эффективный результат достигается за счет использования уже имеющихся ресурсов.

В 80-х годах прошлого века теория использовалась для обучения в советских школах и повышения эффективности на заводах. Сегодня данная технология признана во всем мире. Ведущие компании вроде Intel, HP, Boeing, Ford, Toyota, Kodak и многие другие внедряют в своей деятельности практики ТРИЗ. Помимо этого, ежегодно проводятся всемирные конференции на эту тему, созданы международная, азиатская и европейская ассоциации ТРИЗ. А в 1998 году в США даже открылся Институт Альтшуллера для обучения этой методике инженеров и менеджеров.

Как использовать ТРИЗ для решения задачи

Чтобы технология помогла решить задачу, желательно следовать следующему алгоритму действий:

  1. Сформулировать изобретательскую задачу.
  2. Проанализировать систему и определить, из каких параметров она состоит.
  3. Выявить противоречие и определить, к какому виду оно относится.
  4. Сформулировать идеальный конечный результат.
  5. Выявить имеющиеся ресурсы, которые помогут в процессе решения.
  6. Воспользоваться одним или несколькими подходящими приемами.
  7. Провести анализ результата.

Приемы решений по ТРИЗ

В ТРИЗ выявлено 40 различных приемов и техник для решения противоречий в технических изобретательских задачах. Далее я перечислю 10 наиболее популярных из них.

Принцип дробления

Работает он так:

  1. делим объект на независимые части;
  2. выполняем задачи в разборном виде;
  3. увеличиваем степени дробления.

Принцип вынесения

Здесь мы отделяем от объекта те части или свойства, которые мешают или не нужны, или же, наоборот, выделяем нужные элементы.

Принцип объединения

Для его реализации делаем следующее:

  1. соединяем предметы, которые однородны или предназначены для смежных операций;
  2. объединяем во времени однородные или смежные операции.

Принцип «наоборот»

Тут мы следуем такому алгоритму:

  1. выполняем действие, обратное тому, что диктуется условиями задачи;
  2. делаем движущуюся часть неподвижной, а неподвижную приводим в движение;
  3. выворачиваем объект или же переворачиваем его «вверх ногами».

Принцип непрерывности полезного действия

При его реализации вести работу необходимо непрерывно. При этом все элементы должны все время функционировать с полной нагрузкой, а исполнителю следует устранить холостые и промежуточные действия.

Принцип «обратить вред в пользу»

Нестандартный метод, но он работает, причем следующим образом:

  1. используем вредные факторы для достижения положительного эффекта;
  2. устраняем вредный фактор за счет объединения с другими вредными факторами;
  3. усиливаем вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

Принцип «посредника»

Для его воплощения следует внедрить промежуточный объект, переносящий или передающий действие. Можно также временно присоединить к объекту другой легкоудаляемый объект.

Принцип самообслуживания

Тут все просто – объект обслуживает себя самостоятельно, при необходимости выполняет вспомогательные и ремонтные операции.

Принцип копирования

Вместо недоступной, сложной, дорогостоящей, неудобной или хрупкой детали можно использовать более простые или дешевые копии.

Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности

Здесь подразумевается замена дорогостоящей части более дешевым набором, уступающими оригиналу некоторыми качествами, например долговечностью.

Идеальный конечный результат в ТРИЗ

Идеальным решением или идеальным конечным результатом называют ситуацию, при которой задача разрешается без каких-то ни было затрат или потерь. То есть внешние ресурсы не используются, ничего в системе не усложняется, никакие нежелательные эффекты не появляются.

Формулировка идеального решения может осуществляться тремя способами, но в любом случае обязательно использование слов «сам», «само», «самостоятельно» и тому подобных. Если сформулировать ИКР правильно, то нужный эффект будет достигнут практически бесплатно, то есть с использованием уже имеющихся ресурсов.

Итак, в основном используются три формулировки ИКР:

  1. Система самостоятельно реализует данную функцию.
  2. Система отсутствует, а ее функции выполняются посредством имеющихся ресурсов.
  3. В функции нет необходимости.

Виды ресурсов

Ресурсы – это все то, что полезно и необходимо для достижения требуемого результата. Как мы помним, для достижения ИКР необходимо использовать только те ресурсы, что уже имеются. В ТРИЗ их подразделяют на несколько категорий:

  • Временные.
  • Информационные. Сюда относятся книги и другие носители информации, а также социальные каналы.
  • Материально-вещественные. Здесь стоит отметить оборудование, деньги или детали.
  • Пространственные. Площадь, объем и прочие ресурсы.
  • Человеческие. В данную категорию входят сами люди, а также их возможности, в том числе зрение, слух, обоняние и осязание.
  • Энергетические. Здесь выделяются электрическая, тепловая, атомная энергия, звуковые сингалы и прочее.
  • Другие. Сюда относят культуру, имидж и другие ресурсы, в том числе события прошлого.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]