Кубики Никитина — логическая головоломка для интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста


Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Кто такие Никитины и как они советовали воспитывать детей? О принципах воспитания, о принципах использования развивающих игр, о самих играх по методике Никитиных вы узнаете из статьи “Методика Никитиных и развивающие игры”.

Физическое развитие ребенка по Никитиным


Роды: что нужно делать
Все врачи, психологи, педагоги высказывают общее мнение – здоровье ребенка во многом зависит от того, как прошли роды. Лена и Борис Никитины, родители семерых детей, написали книгу: «Просьба к врачам и сестрам родильного дома», содержание которой, до сих пор актуально для многих роддомов.

Рассмотрим ключевые моменты книги Никитиных:

  1. Отсутствие анестезии вовремя родов. Дело в том, что анестезия вредна для роженицы, и еще более вредна для новорожденного ребенка. Заглушить родовые боли анестезия не может. Роды, по возможности, если нет никакой патологии, должны проходить естественно.
  2. Пуповину нельзя пережимать и перерезать сразу после рождения. Пока пуповина передает ребенку кровь, он должен ее получить. Для того чтобы восстановить силы после родовых процессов и не получить развитие гипоксии.
  3. Как только ребенок родился, приложить его к груди. Пока еще не перерезана пуповина. Сосание и близость к матери успокоят ребенка и дадут ему чувство защиты. Для мамы это также благотворно и естественно, так как кормление ребенка провоцирует сокращение матки, выброс скопившейся в ней крови после родов. И, главное, стимулирует образование грудного молока.
  4. После родов новорожденного ребенка нельзя разлучать с матерью. У мамы и малыша должна возникнуть теплая взаимосвязь, привязанность, безусловная любовь, которая необходима каждому человеку на протяжении всей жизни. А зарождается эта родственная привязанность с первых дней, проведенных с мамой.
  5. Кормление по первому требованию ребенка. Не стоит навязывать ребенку свой режим кормления. Хочет кушать – пусть сосет грудь, даже ночью. У всего живого на земле – нет никаких режимов кормления. Спокойный и сытый ребенок – это и есть здоровое развитие.
  6. Не держать постоянно ребенка в пеленках. Тугое пеленание мешает ребенку свободно двигаться. Окружающий мир должен пробуждать в нем интерес, любознательность, что сформирует учебную мотивацию в будущем.
  7. Закаливать ребенка с самого рождения. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры должны начинаться с момента рождения.

Самостоятельность

К выработке в детях самостоятельности Никитины подходили с серьезностью и пытались сформировать ее с самых первых лет жизни.

«Мы старались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить. Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязывать своих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. Нам было просто интересно с детьми, и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и как они делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека, не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к их разнообразной кипучей деятельности».

Но эта же серьезность подхода (как и любая догма в методиках развития), давала в том числе и печальные результаты:

«Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы «не обращали на это внимания», не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли, – пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша… не считаться с остальными. И не только этому.

Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону – точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня. Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу «воспитательную меру» со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих. Иногда за простую оплошность мы долго «воспитываем» ребенка, говоря: «Ты не нужен мне такой!» Он ищет у нас понимания и помощи, а получает – за простую оплошность – самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я… даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных правил, а не от ребенка и его состояния».

Самостоятельность в их семье проявлялась во всем, от помощи с домашними делами и самообслуживания самих себя (при первых же способностях это делать), до самостоятельного познания мира и развития.

Дети самостоятельно изучали предметы обихода и свои обязанности по обеспечению себя, так, например в два года уже могли складывать взрослую раскладушку. Помогали готовить обед и делать домашние дела по дому. Никитины жили загородом, поэтому помимо уборки, приходилось еще таскать воду, рубить дрова, достраивать дом и т.п. Поэтому у них была своя мастерская, где дети могли свободно пользоваться взрослыми предметами:

«В нашей комнате-мастерской можно резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, рубить, колоть, сверлить, точить».

Самостоятельно изучение мира сводилось к тому, что ребенок мог делать практически что угодно, кроме совсем опасных вещей. Если он мог легко обжечься, ему это позволяли. Если хотел попробовать землю на вкус, то также не запрещалось. Никитины следовали позиции, что ребенок должен пробовать опасность и мир, в условно безопасной среде. Тогда он сможет узнать об этом больше и лучше подготовиться к ним, что обезопасит его жизнь в будущем.

Так как в семье было много детей, часть развития и воспитания младших детей, брали на себя более старшие. Ведь как известно, старший ребенок в семье даже из двух детей, часто берет на себя роль источника развития для своего младшего братика или сестренки. Хотя такие обязанности не всегда способствуют развитию более старшего ребенка.

«Мы их могли оставить дома одних (с 6-7-летним старшим) часа на три-четыре и знали, что ничего не случится. Мы могли спокойно послать семилетнего в Москву (электричка, метро) или одиннадцатилетнего в Горький (он сам брал себе билет, ехал без всякой опеки проводника или кого-либо из взрослых)».

Закаливание детей по методике Никитиных


Основные принципы закаливания по методике Никитиных:

  • Первые физические тренировки начинаются еще внутриутробно. Во время нормально протекающей беременности, мама должна активно двигаться, заниматься физическими упраждениями.
  • Нельзя переукутывать детей, перегревать. Стараться одевать только в легкую одежду во время бодрствования. Особенно в теплое время года: достаточно маечки и шортиков.
  • Температура в помещении должна быть не более 18 градусов. Это позволяет держать организм ребенка в тонусе, что тоже своеобразная зарядка.
  • Ранние воздушные ванны. Новорожденные дети в семье Никитиных ежедневно принимали воздушные ванны. А когда ребенку исполнялось два месяца отроду, ребенка каждый день выносили на мороз на несколько секунд. Надо сказать, детям такие процедуры очень нравились и в дальнейшем они никогда не болели!
  • Окунание ребенка в холодную воду с первых дней жизни. Никитины советуют окунать новорожденного ребенка в холодную воду с головой. Это запускает очень важный механизм терморегуляции организма.
  • Больше ходить босиком. Холодные ножки ребенка – это нормально! Ребенок весь день должен ходить босиком и только перед сном нужно вымыть и разогреть стопы, чтобы ребенок смог раслабиться и уснуть.
  • Физические упражнения. Никитины рекомендуют родителям выполнять с новорожденными детьми простые физические упражнения. Особенно те, которые закрепляют безусловные рефлексы. Для детей более старшего возраста, Никитиными разработана система спортивных уголков и снарядов.
  • Ограничение в еде. Никитины убеждены, что чрезмерное переедание ребенка более вредно, чем легкий голод. Не перекармливайте своих детей и у них всегда будет отменный аппетит.
  • Отсутствие режима дня. Никитины считают, что режим переутомляет малыша. Чем больше «обязаловки», тем меньше интереса. Дети должны заниматься сколько им хочется, часто меняя виды деятельности подвижные (физические) и малоподвижные (интеллектуальные).
  • Свобода в перемещении. Как только ребенок начнет ползать – дайте ему полную свободу перемещения. Но для этого придется подготовить квартиру (обезопасить). Коляски , ходунки, прыгунки и манежи и под запретом! Разрешайте играть ребенку не только с игрушкам. Познакомьте малыша с кухонными предметами, инструментами, техникой.
  • Борьба со стерильной средой. Не надо отгораживать детей от мира. Им необходима информация! Пусть они ползают, трогают и даже берут в рот. Это познание, ничем не заменимо. Ваша задача в рамках разумного наводить чистоту, если маленький ребенок дома.

Интеллектуальные игры Никитина

”Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Развивающие игры Никитин разработал для детей любого возраста. Они развивают у ребенка внимание, логику, память, воображение, креативность, терпеливость и усидчивость. Чтобы ребенок понял как играть, нужен личный пример родителе, а затем ребенок играет сам, без чьего-либо участия.

Особенности интеллектуальных игр Никитиных:

  1. Развивающие игры Никитиных — это различные головоломки, кубики, конструктор, таблицы и логические задачи.
  2. Задания имеют разные уровни по сложности, как для маленьких детей, так и для старшеклассников.
  3. Играть в интеллектуальные игры нужно от простого к сложному.
  4. Задачи, которые выполняет ребенок выполнены в виде наглядного методического материала. Правильность решения можно проверить наглядно.
  5. Нельзя требовать, чтобы ребенок решал ту или иную задачу. Желание самого ребенка первично.
  6. Почти все игры Никитиных предполагают, что можно придумать собственные задачи и решения к ним.
  7. Взрослый не должен подсказывать ребенку. Он должен думать самостоятельно.
  8. Родители должны хвалить ребенка за успешно выполненные задания, мотивируя на дальнейшие занятия с играми.
  9. Если ребенок устанет, сразу же заканчивайте занятие. Лучше остановиться на хорошей ноте, чтобы желание поиграть возникло снова.

Борис Никитин описал свои развивающие игры в книге «Интеллектуальные игры». Многие пособия для интеллектуальных игр Никитина возможно сделать своими руками. А можно купить готовые игры и пособия Никитиных.

Библиография

Книги Никитиных начали издавать еще в СССР.

Б.П. Никитин

  1. Ступеньки творчества или развивающие игры. — 1976, 1989, 1990, 1991.
  2. Развивающие игры. — 1981, 1985.
  3. Письма к Мурашковским. — 1985-87.
  4. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей. — 1985 (не опубликовано).
  5. Мы, наши дети и внуки. — 1989.
  6. Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней. — 1990, 1996.
  7. Наши уроки. — 1992.
  8. Первый год — первый день. — 1994.
  9. Интеллектуальные игры. — 1994, 1998, 2009.
  10. Как измерить уровень развития ребёнка. — 1997.
  11. Здоровое детство без лекарств и прививок. — 2001.
  12. Чайковский. Старое и новое. — 2001.

Л.А. Никитина

  1. Отчий дом. — 1982.
  2. Я учусь быть мамой. — 1983, 2002.
  3. Мама или детский сад. — 1990.
  4. Исповедь. — 1991.
  5. Родителям XXI века. — 1998.

Л. и Б. Никитины

  1. Правы ли мы? — 1963, 1965.
  2. Первый день, первый год. — 1978.
  3. Мы и наши дети. — 1979.
  4. Мы, наши дети и внуки. — 1989, 1997.
  5. Резервы здоровья наших детей. — 1990.
  6. Наши уроки. — 1992.

Игра «Сложи узор»

В наборе 16 кубиков с разноцветными гранями. Игра формирует элементарные математические навыки. Можно начинать играть в нее уже с 1,5 лет.

  1. Рассматривайте кубики с ребенком, учите цвета, считайте их количество. Эта игра для самых маленьких.
  2. Покажите ребенку, что из кубиков можно строить дорожки. Подождите, пока ребенок сам захочет сделать дорожку. Сначала дорожку одного цвета (желтую – для “колобка», а красную для «зайчика»). При этом проговариваем и закрепляем название цвета.
  3. Когда ребенок научится строить одноцветные дорожки, покажите, как строить разноцветные. Тут можно изучать закономерность и последовательность: «Посмотри, на мою дорожку. Что ты заметил? — Да, стоят кубики синий, желтый, синий, желтый, а какой следующий? Продолжи дорожку. Если хочешь, придумай свою разноцветную дорожку для своего лисички».
  4. После этих игр пора составлять узоры из кубиков. Сначала, как у мамы, затем как в пособии Никитина. Позже можно будет придумать узоры самому.

Игра «Сложи квадрат»

Эта игра представляет собой разноцветные квадраты, разрезанные на кусочки разной формы.


В этой игре три уровня сложности.

Уровни сложностиIIIIII
Количество составных частей квадрата2-33-54-7
Рекомендуемый возраст (лет)3-44-56-7

Играя с ребенком, не забывайте называть фигуры, из которых состоят квадраты: треугольник, трапеция и т.д. Можно посчитать, сколько углов и сторон. Также называем цвет фигуры. Обратите внимание ребенка, что, например, треугольники бывают разной величины и формы. Также здесь можно ввести понятия «целое» и «часть».

Игра развивает воображение, логическое мышление, развивает мелкую моторику, а так же фантазию и комбинаторные способности детей.

Роль родителей

Для родителей воспитание по Никитиным связано с огромной самоотдачей и сознательным подходом. Их роль в этой системе воспитания, как части педагогики сотрудничества, должна сводиться к наставничеству, умному наблюдательству, созданию из обыденной жизни развивающей и обучающей среды, которая подтолкнет ребенка к саморазвитию.

Но нельзя впадать в крайности — не заорганизовывать детей (отнимает самостоятельность) и не пускать на самотек (кроме накормить, напоить и спать уложить), ибо это ведет к задержке развития.

Игра «Дроби»

Игра состоит из трех фанерок, на которых расположено по 4 круга. Все они одинаковые по размеру, но разные по цвету. Первый круг цельный, второй разделен на две одинаковые части, третий на три части, и так далее, вплоть до 12 частей.


Сначала в игру вводят первую фанерку с четырьмя кругами. Первое, что можно делать – это проговорить цвета, посчитать кусочки, сравнить их величину.

Что с этим делать далее?

  1. Предложить ребенку части одного цвета сложить в отдельные кучки.
  2. Попросить ребенка из получившихся кучек сложить кружки одного цвета.
  3. Объяснить ребенку, как получаются названия одной части кружков (1/2, 1/3, ¼, 1/5 и т.д.)
  4. Поиграйте в игру: сложи по одной части разного цвета в ряд по возрастанию.
  5. Предложите ребенку экспериментальным путем узнать какая часть больше 1/3 или ½. Как это можно проверить?
  6. Спросите: сколько четвертых частей помещается на одной половине? А шестых частей? Восьмых?
  7. Какие части поместятся на 1/3?
  8. Как из частей разного цвета сложить целый круг (двухцветный, трехцветный и т.д.)?
  9. Сколько всего целых разноцветных кругов можно сложить? И т.д.

Игра «Кубики для всех»

Игра развивает способности к пространственному мышлению, помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы чертеж.
Занятия начинаете с того, что показываете ребенку рисунок-задание, и предлагаете построить модель рисунка из кубиков. Успешно построив одну, переходите к следующему более сложному рисунку.

Ребенку нужно выбрать из всех фигур нужные и правильно расположить их в модели.

Творческая работа начинается тогда, когда ребенок придумывает свои собственные модели и по ним рисует задание-рисунок для взрослых.

Игра «Уникуб»

Эти универсальные кубики для детей от 2 до 15 лет. Развивают пространственное мышление, учат четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Все 27 кубиков — разные, хотя для их окраски использованы всего три цвета. Сначала, родители предлагают ребенку найти кубик с двумя гранями одинакового цвета. Потом построить «башню», «дом», «лесенку».

Задания в «Уникубе» трудные, их нельзя давать сразу много. Чаще всего достаточно одного задания, реже два или три, в зависимости от способностей ребенка.

Задания детям дается или с помощью рисунка или устно. Надо постепенно подводить ребенка к тому, чтобы он хорошо воспринимал задания и в устной форме, и в форме рисунка.

Вся мыслительная и строительная работа должна проводиться ребенком самостоятельно, без вмешательства взрослых. Задача взрослого – порадоваться успешному выполнению задания, похвалить за труды ребенка. Если постигла неудача, вы огорчаетесь, но верите, что завтра или через неделю у ребенка обязательно все получится.

Как играть в игры Никитина

И в заключение – несколько общих правил для всех интеллектуальных игр Никитина.

  1. Игры не должны находиться в свободном доступе для ребенка, доставайте их только тогда, когда у малыша есть настроение и желание в них поиграть.
  2. Не стоит расстраиваться, если у ребенка не получится выполнить задание с первого раза — возможно, он еще до этого не дорос и у него все получится позже.
  3. У ребенка должно сохраняться чувство «недоигранности», а не «переигранности», поэтому завершайте игру раньше, чем он утомится.
  4. Подходите к играм творчески. Придумывайте вместе с детьми новые виды узоров, рисунков, вариантов игры.
  5. Взрослый не должен выполнять задание за ребенка, указывать на ошибки или подсказывать. Можно лишь подтолкнуть малыша, помочь самостоятельно найти правильное решение.

Итог

  1. Методика является системой по воспитанию, а не просто набором упражнений.
  2. Иногда она гуманистична и ребенок является личностью со своими чувствами. Иногда она может быть жестока, ради будущего блага (в последствии Никитины осознали это и смягчили свои методы).
  3. Из ребенка создается самостоятельный человек. Также у него поощряется любознательность. Ребенок самостоятельно исследует мир, а не просто усваивает то, что говорит или показывает взрослый.
  4. Здоровье и физическая активность занимают важное место.
  5. В методике практически нет художественной стороны развития.

Принципы развития Progressio во многом перекликаются с методикой Никитиных, сглаживая все спорные стороны, за которые ее критикуют.

Насколько методика Никитиных отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Плюсы и минусы методики Никитиных

«Плюсами» методики Никитиных являются:

  1. Ребенок хорошо развивается физически, мало болеет, закален.
  2. Ребенок рано учится логически мыслить: обобщать, выделять главные свойства, делать выводы и применять их на практике. Умеет применять полученные знания в дальнейших играх.
  3. Развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти;
  4. Развитие интереса, любознательности и учебной мотивации;
  5. Развитие самостоятельности;
  6. Развитие креативности, творческого воображения
  7. Методика хорошо подготавливает основу для изучения точных наук.

«Минусы» методики Никитиных:

  1. Методику Никитиных нужно дополнять другими развивающими программами, поскольку она не содержит в себе игр, обучающих чтению, подготовку к письму.
  2. Методы закаливания считаются слишком радикальными, не все родители последуют такому примеру. Необходимо будет получить рекомендации педиатра.
  3. Спартанские условия жизни и недоедание не всем придутся по вкусу.
  4. Никитины в своей системе воспитания совсем не предусматривают детских сюжетно-ролевых игр. Ребенок Никитиных не должен играть в машинки, куклы, магазины, «войнушки» и «дочки-матери». Он должен с самого раннего детства приучаться к труду, самообслуживанию. Должен уметь вести домашнее хозяйство. А просто играть он не умеет.

Если методику Никитиных воспринимать как хороший инструмент для развития логики, математических навыков ребенка, его физического развития и дополнить ее другими хорошими инструментами для более разностороннего развития, то это будет прекрасный вариант для родителей, педагогов и психологов. Это и описывает Елена Данилова в свое книге «Новый взгляд на игры Никитиных». Она дополняет и обогащает задания к играм Никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому.

Никитины

Борис Павлович Никитин (1916—1999) и Елена Алексеевна Никитина (1930-) воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания (от которой весь подмосковный поселок Болшево, где жила семья Никитиных, был в шоке). Впервые о них начали говорить в конце 50-х годов 20 века. Борис и Елена считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня. Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]