Мастер класс «Технология проектирования интегрированного и комплексного занятия в ДОУ»


Мастер класс «Технология проектирования интегрированного и комплексного занятия в ДОУ»

Мастер класс «Технология проектирования интегрированного и комплексного занятия в ДОУ»

Старший воспитатель: Алексахина Р. П.

Цель:

освоение и последующее активное применение технологии проектирования интегрированных и комплексных занятий в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «интеграция» и дать педагогам запас теоретических знаний о интегрированном подходе как одном из важных принципов дошкольной дидактики.

2. Помочь практически освоить технологию проектирования интегрированных и комплексных занятий.

3. Упражнять педагогов в выборе и поиске наиболее эффективных моделей – схем интегрированных и комплексных занятий.

4. Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.

5. Упражнять педагогов в умении проектировать интегрированные и комплексные занятия.

Оборудование:

информационные компьютерные технологии, интеллект-карты для интегрированных и комплексных занятий, методическая литература по теме.

Содержание

1. Теоретическая:

  • Понятие интеграции
  • Интеграция образовательных областей на занятиях
  • Требования к интегрированным и комплексным занятиям
  • Особенности организации интегрированных и комплексных занятий
  • Структура интегрированного и комплексного занятий

2. Практическая. Составление интегрированных и комплексных игровых занятий

3. Анализ составленных интегрированных и комплексных занятий

I
часть. Теоретическая:
Известно, что дошкольное детство – это оптимальный период для расширения и обогащения детских представлений об окружающей действительности. Поэтому задача детского сада – обогатить речь и представление ребенка об окружающем его мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияние; научить ценить прекрасное; развивать познавательную активность. Все это возможно раскрыть в учебной деятельности, так как на занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, формируются навыки самооценки. Сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, на которых дети получают отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, так как это не формирует целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Увеличение количества занятий сказывается на здоровье дошкольников. К тому же недостаточное физическое развитие влияет на интеллектуальность и наоборот. И одним из путей соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников является интегрированный подход.

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Понятие интеграции

Интеграция (лат)

— понятие, обозначающее состояние связанности отдельной дифференцируемой части в целое.
Интеграция
(по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Какое обучение считают интегрированным?

Цель интегрированного обучения – соединить знания из разных областей, чтобы они дополняли друг друга, и передать детям. Например, одновременно научить дошкольников чему-то из сферы математики, родного языка и творчества. Этим интегрированное обучение выгодно отличается от обычных занятий, когда дети получают знания только из одной научной области. Как интегрированные занятия влияют на дошкольников, узнаете из след. слайда

Рисунок 1. Чему способствуют интегрированные занятия

С помощью интегрированных занятий вы решите сразу пять учебных задач. Какие именно – смотрите на след. Слайде.

Рисунок 2. Зачем проводить интегрированные занятия

Правильный ответ на вопрос из теста по теме

Что такое интегрированное обучение?

Правильный ответ: занятия, на которых дети получают знания из разных областей науки.

Как организовать интегрированное обучение в ДОО?

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между комбинированными, комплексными

и
интегрированными
занятиями.

Комбинированное

– сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексные

занятия проводятся на знакомом материале, решают несколько задач, проводятся эпизодично.

Интегрированное

занятие (Е.П. Климова) построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и различных средств развития детей и проводятся систематически. При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

Давать детям знания из различных областей можно на интегрированных и комплексных занятиях.

В чем их отличия.

Комплексные занятия.

Суть: воспитатель вовлекает детей в разные виды деятельности и тем самым раскрывает тему занятия. Когда проводите комплексное занятие, предлагайте дошкольникам порисовать, поиграть, послушать сказку, сделать что-то еще по теме занятия. Помимо этого, давайте детям теоретические знания из разных дисциплин. Дошкольники освоят тему занятия в комплексе – как теорию, так и практику.

Совет

Следите, чтобы знания на комплексном занятии дополняли друг друга.

Дети должны чувствовать взаимосвязь информации и заданий, которые вы даете. Например, после того, как поговорите с дошкольниками о правилах пожарной безопасности, предложите нарисовать плакат по теме.

Интегрированные занятия.

Суть: воспитатель дает ребенку знания и задания из разных учебных областей. Все это нужно, чтобы выработать у дошкольника целостное представление о чем-то. Например, чтобы создать у ребенка полноценный образ весны, педагог подключает подходящие произведения музыки, литературы и живописи.

Чтобы интегрированные и комплексные занятия проходили эффективно, стройте их по шести принципам. Выделим их на след. Слайде.

Рисунок 1. Как строить интегрированные и комплексные занятия

Интегрированное или комплексное занятие – не всегда отдельное занятие. Это может быть и фрагмент занятия. Например, дети вспоминают названия животных, которые начинаются на букву «к». Но если хотите сформировать у дошкольников целостный образ какого-нибудь объекта или явления, то лучше выделить на это полное занятие.

На заметку

Какие методы и приемы применять на интегрированных занятиях

Предлагайте детям проводить сравнительный анализ, сопоставлять, искать информацию, обсуждать проблемные вопросы. Также будут полезны задания типа «Докажи», «Объясни».

Интегрированные и комплексные занятия похожи, но все же отличаются друг от друга. Конкретные отличия – в таблице.

Чем отличаются комплексные и интегрированные занятия

На комплексном занятии На интегрированном занятии
Одна деятельность сменяет другую. Их легко разделить Сложно разделить задание по видам деятельности
Один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют Не определить, какая деятельность основная
Каждое из заданий связано с общей темой, но преследует собственную цель Цель заданий – рассмотреть объект или явление с разных сторон
Дети не систематизируют знания по теме Дети систематизируют свои знания, узнают что-то новое

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого.

В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным».

Интегрированные и комплексные занятия имеют общие черты:

Целью данных занятий

, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть

  • разностороннее изучение объекта (предмета или явления),
  • осмысленное восприятие окружающего мира,
  • приведение сформированных знаний в соответствующую систему,
  • побуждение фантазии, творчества и интереса,
  • поддержание положительно-эмоционального настроения.

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими

в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Пример

Как провести интегрированное или комплексное занятие

Заранее подберите учебные

Интеграция в процессе обучения дошкольников.

Интегрированный подход отражает осуществление идей взаимосвязи и взаимодействия в любом из компонентов педагогического процесса в соответствии с теми или иными целями и задачами воспитания и развития, что ведет к повышению уровня его целостности. Интегрированный подход к дошкольному образованию заключается: в реализации целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире; осуществлении содержательных, формальных целей и задач воспитания и развития; усилении связей компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция); взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения; внедрении интегрированных форм организации обучения: интегрированных занятий, циклов занятий, тематических дней.

Методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для интегрированных занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Главные тенденции интегрированного обучения отражают в себе общие тенденции современного образования — мировые, национальные, региональные, и включают в себя специфические направления, характерные для интегрированного обучения дошкольников.

Система тенденций и принципов интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях определила построение его модели, включающей систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов, подчиненных логике педагогического процесса: личностного, целевого, содержательного, операционально-деятельностного.

К целям интегрированного обучения отнесены следующие: уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; выполнение здоровьесберегающей функции; перераспределение приоритетов; соблюдение норм длительности учебных занятий при уплотнении содержания; избегание дублирования содержания образования;

Интегрированные циклы занятий могут конструироваться по-разному: 1. Цикл занятий может состоять из традиционных занятий, которые выстроены в определенной последовательности в соответствии с уровнем межпредметных связей (например, занятия по ознакомлению с художественной литературой и по изобразительной деятельности).

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Методическое описание использования технологии интегрированного обучения на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

Тема: Система методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели ИЗО-студии в рамках технологии интегрированного обучения.

Автор: Кветкина Елена Юрьевна педагог дополнительного образования МБУДО «Центр творчества» г.о. Красногорск Московской области

Тема: Система методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели ИЗО-студии в рамках технологии интегрированного обучения.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом, отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления, поэтому важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. В своей работе я использую различные педагогические технологии. Одна из актуальных для меня на сегодняшний день технология интегрированного обучения.

Потребность в интеграции объясняется рядом причин:

  • форма проведения интегрированных занятий нестандартна и интересна, снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности;
  • усиливаются межпредметные связи, и за счет этого увеличивается познавательная активность детей, коммуникативные способности, развитие мышления, что в дальнейшем позволяет объективно видеть целостную картину мира;
  • интеграция дает возможность самореализации, самовыражения, творчества педагога и его воспитанников.

Цель: дать обучающимся целостное представление об окружающем мире, средством комплексного изучение различных видов деятельности изобразительного искусства и межпредметных связей.

Задачи:

  • научить воспитанников самостоятельно применять знания из разных дисциплин (основного и дополнительного образования) при решении новых проблемных задач в изобразительном искусстве;
  • способствовать формированию у детей целостной картины мира и познавательного интереса.
  • развивать воображение, мышление и творческую активность детей в изобразительной деятельности.

Одним из средств достижения этих задач является необычность модели изостудии, разделенной на творческие зоны и позволяющей более рационально и с пользой использовать время занятия. Она дает возможность детям с разным уровнем подготовки углублять и расширять знания в изобразительном искусстве.

Синтез искусств, способствует осознанному пониманию различий в видах и жанрах изобразительного искусства. У детей повышается интерес к работе механического характера, закрепляются навыки создания изображения и композиции.

Описание опыта внедрения технологии.

Педагогом дополнительного образования я работаю с 1997 года после прохождения обучающего курса на базе экспериментальной площадки МГГУ им. Шолохова в московском детском саду № 923.

Именно там, под руководством доктора педагогических наук, профессора, автора многочисленных программ и методик по изобразительной деятельности Комаровой Т.С. я и освоила систему методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели студии в рамках интегрированной технологии. Свое практическое применение данный проект студии нашел в МБДОУ д/с № 32 города Красногорска, где я успешно применяю свои знания и опыт в течение 23 года, как педагог дополнительного образования от «Центра творчества».

В целях качественного улучшения воспитательно – образовательного процесса в детском саду созданы комфортные условия для развития художественно — творческих способностей детей: реализован проект изостудии и разработана дополнительная общеобразовательная программа «Красочный мир детства» на основе типовых программ и методических рекомендаций. Она является модифицированной и адаптированной к конкретным условиям изостудии. Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Предлагаемая модель изостудии предусматривает занятия с детьми по подгруппам, где на 25 — 30 минутном занятии осуществляются различные задачи изобразительной деятельности.

Программа предусматривает осуществление изобразительной деятельности детей в тесной взаимосвязи с другими видами искусства: музыкой, театрализацией, образным художественным словом, пластики.

Традиционного деления учебного материала на рисунок, живопись, лепку и аппликацию — нет. Это объясняется ситуативной сменой желаний дошкольника и стремлением повысить творческий потенциал ребенка со средними способностями. Реализация программы может быть осуществлена при использовании специальных методов активизации детей – «изобразительного алгоритма» — способа создания композиции, предполагающего сочетание разных изобразительных действий на одном занятии. Дети в течение одного занятия сменяют виды деятельности и свободно передвигаются по ИЗО-студии. Согласно проекту студия делится на 9 творческих зон и занимает просторную комнату, а также прилегающие к ней помещения. (Приложение № 1) В прилегающих помещениях находятся экологическая и выставочная зоны.

Творческие зоны ИЗО-студии:

  • Информационно – эскизная. Это место, где дети располагаются на диване или вокруг стола педагога. Рядом размещены: мольберт, школьная доска для показа и отработки незнакомых формообразующих движений и закрепление новых приемов рисования, импровизации или перевода предметного изображения в сюжетное (рисование пальцем в воздухе или мелом на доске). Здесь же дети получают различную информацию об окружающем мире, предметах, форме, цвету, жанрах живописи. Рассматривают репродукции картин и наглядные материалы по темам, а так же идет показ создания композиции.
  • Живописно – графическая. Эта творческая зона представлена в виде сдвинутых столов в форме овала (так педагогу легче передвигаться и контролировать творческий процесс). На рабочем месте постоянно присутствует набор кистей, фломастеров, цветных карандашей и краски гуашевые и акварельные, подставки для кистей, по мере необходимости добавляются сангина, уголь, масляная и обычная пастель, восковые мелки, тушь, гелевые ручки, тычки и штампы, поролоновые спонжи. За этими столами выполняется графическое или живописное изображение.
  • Аппликационная. Здесь также сдвинуты столы в овал, на которых постоянно лежит набор фломастеров, маркеров, ножницы, клеенки и салфетки для клея, тарелочки под клей и подносы для обрезков бумаги. Дети делают аппликацию из бумаги, картона, ткани.
  • Зона свободного творчества. На отдельных столах расположены раскраски, обычная белая бумага, бумага для аппликации и оригами, клей-карандаши, набор кистей, фломастеров, цветных карандашей, ножницы и все для аппликации, шаблоны и трафареты. Ребенок, закончивший работу раньше остальных детей, может выбрать себе занятие по вкусу.
  • Экологическая. В этой зоне располагается два аквариума с черепашками и рыбками, много цветов. Декоративное оформление стен помогает ребенку окунуться в мир природы. Дети могут наблюдать за флорой и фауной ЭКО-зоны. А также там может происходить начало занятия или его окончание.
  • Игровая. В игровую зону входят: мягкие игрушки, настольные и дидактические игры (по ИЗО). Эта зона создает комфортные условия для отдыха ребенка.
  • Литературная зона представлена наличием детских книг известных писателей, сказок, а также авторские книги детей, созданные за длительный период существования изостудии. Ребенок может взять самостоятельно книгу почитать или рассмотреть иллюстрацию. Также эта зона может становиться частью занятия.
  • Зона декоративно — прикладного искусства. Здесь расположены подлинные предметы русских народных промыслов и работы, выполненные детьми. Подлинники используются как наглядный материал, а детские работы как выставочный.
  • Выставочная зона находится в коридоре, в фойе детского сада, музыкальном зале. Здесь проходят выставки: тематические, по жанрам живописи, по временам года. К изостудии прилегает мини –Третьяковская галерея, где собраны репродукции русских художников. В ней проходят беседы, ознакомление с творчеством и обучение рассказыванию по картине.

Дети работают в одной из зон 5-10 минут, а затем самостоятельно или при помощи педагога перемещаются в другие. Они могут передвигаться по всей изостудии, тихо переговариваться, пользоваться различными материалами и оборудованием, они не сидят и не ждут своих товарищей по окончании работы, а самостоятельно выбирают род деятельности для свободного времени. В течение занятия звучит музыка специально подобранная по теме, например при росписи включаются народные наигрыши, при рисовании пейзажа – классическая музыка и т.д..

Занятие начинается с вводной части в информационно-эскизной зоне студии, где дети свободно размещаются на диване или вокруг педагога. Она может проводится как игра-драматизация или сюжетно-ролевая. Часто используются сюрпризные моменты. Все это мотивирует ребенка на творческий процесс.

Рабочая часть занятия состоит из нескольких этапов и проходит в различных творческих зонах. Например, начинается в живописной зоне (рисуется фон), а затем переходим в аппликационную, где дети создают композицию. Или, наоборот, в аппликационной зоне — приклеивается какой-то элемент, а потом он дополняется графическим или живописным сюжетом.

На каждом занятии, в каждой индивидуальной работе ребенка решаются задачи и отработки технических приемов, логической и эстетической завершенности, что позволяет использовать рисунок или поделку, как экспонат выставки. Часто дети своими руками создают коллективные художественные композиции, которые служат украшением учебных и игровых кабинетов дошкольного учреждения, а так же в различных общественных помещениях (детских поликлиниках, библиотеках).

Образовательные задачи решаются эффективно и являются гармоничным сочетанием методик по развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим предметным миром, обучению элементарных математическим представлениям, музыкальному образованию.

Результативность применения системы методик изобразительного алгоритма в рамках технологии интегрированного обучения.

В течение учебного года я провожу аттестацию освоения образовательной программы, которая состоит из: диагностического материала на начало и конец учебного года, оценку продуктов творческой деятельности, участие детей в выставках и конкурсах (Приложение № 2).

Опыт работы по данной системе методик изобразительного алгоритма позволяет сделать выводы о результативности интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:

  • формирует комплексный подход к различным предметам по программе;
  • повышает качество знаний и умений воспитанников;
  • расширяет кругозор детей, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала.

Вывод: изобразительный алгоритм помогает широко обследовать натуру, вводить ее в сюжетное рисование. Этот метод помогает творчески мыслить и рассуждать вслух, активно включаться в деятельный процесс, оценивать работы сверстников, аргументировать свою оценку. Занятия по ИЗО, проводимые в условиях изостудии по методу изобразительного алгоритма, способствуют раскрепощению ребенка, формированию его как личности, способной иметь свое мнение и точку зрения. Благодаря, такой постановке занятия дети продолжительное время не чувствуют усталости, навыки усваиваются лучше и являются более глубокими.

Используемая литература:

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998. – 256с.
  3. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
  4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  6. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  7. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.

изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2001.

8. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой.

9. Юдина Г., Виноградова Л.С., Карунова Л.А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия».

Следующая >

Интегрированное занятие как форма интерактивного обучения

«Только система дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет»

К. Д. Ушинский.

Цель мастер-класса:
познакомить педагогов с методами и формами проведения интегрированного занятия
Задачи мастер-класса:

  • представить опыт проведения интегрированных занятий;
  • сформировать представление об интегрированном занятии как одной из форм интерактивного обучения
  • обсудить преимущества и недостатки интегрированных занятий с участниками мастер-класса.

Сценарий мастер-класса

1 этап. Мотивация

Ведущий.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня для вас будет проведен мастер-класса. Этапы его проведения представлены на слайде.

Обратите внимание на экран. Итак, на нем представлены схемы, характеризующие два метода обучения. Как вы думаете какие?

Участники мастер-класса

. Отвечают на поставленный вопрос.

Ведущий.

Совершенно верно – активные и интерактивные.

Новые требования, выдвинутые в рамках Федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения, ставят для всей системы профессионального образования основную задачу – подготовку компетентного специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

В инновационном образовательном процессе студент должен иметь высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональную мобильность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, то есть обладать определенными федеральными стандартами профессиональными и общими компетенциями.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.

Сегодня мастер-класс будет посвящен не в целом интерактивным методам обучения, а интегрированным занятиям как форме интерактивного обучения.

Цель и задачи данного мастер-класса представлены на слайде.

Обратите внимание, на столах у вас находятся карточки. Поднимите соответствующую карточку,
которая отражает:

— вы готовы к изучению технологии развивающего обучения

— вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии

— вам это не интересно

2 этап. Теоретическая часть

Ведущий.

Обратите внимание на конспекты в раздаточном материале, в них отражены тезисы по рассматриваемой теме, в рабочей карте, прикрепленной к ним, вы можете фиксировать необходимую вам информацию.

Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению дидактических задач, которые он ставит на занятии. Интегрированное занятие как форма интерактивного обучения является одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.

Хотелось бы отметить, что тема мастер-класса выбрана не случайно, поскольку мною накоплен значительный опыт в организации интегрированных занятий.

Методику их проведения, а так же все преимущества и недостатки их внедрения я изучаю вместе с коллегами в рамках творческой проблемной группы (ТПГ), которой я руковожу — «Внедрение инновационных форм обучения в процессе формирования компетенций».

Полученные нами теоретические знания по изучаемой проблеме, мы подтверждаем проведением учебных занятий. Вы можете наблюдать их на экране.

Интегрировать (лат. integrare восстанавливать, восполнять) — производить интеграцию, объединять части в одно целое.

Интеграция — средство интенсификации занятия, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний студентов в родственных предметах.

Идея использования междисциплинарных связей не нова.

В российской педагогике она прошла три стадии.

Интеграция предметов – это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Главное в интегрированном занятии — вычленить проблему. Проблема должна быть комплексной, жизненной, социально значимой.

При проведении интегрированных занятиях, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более дисциплин. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя.

Интегрированным занятием присущи значительные возможности. Именно здесь обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных дисциплин. На интегрированном занятии имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной дисциплины в другую. Это в свою очередь формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

Реализовать потенциал, который присущ интегрированным занятиям можно при следующих дидактических условиях:

а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

б) тесное сотрудничество преподавателей при подготовке занятия;

в) руководство работой обучающихся, готовящихся выступать на интегрированном занятии;

г) на всех этапах занятия активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.

д) обеспечение преемственности между каждой частью занятия на основе общего подхода.

Далее рассмотрим классификацию интегрированных занятий:

  • конструирование и проведение занятия двумя и более преподавателями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного занятия одним преподавателем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

Можно выделить следующие варианты формирования содержания интегрированных учебных занятий.

  1. Содержание занятия формируется из содержания учебных дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одной дисциплины не превышает содержание другой; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
  2. Содержание занятия формируется из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
  3. Содержание занятия формируется из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”.
  4. Содержание занятия формируется на основе дисциплин из близких образовательных областей, но одна дисциплина сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

Остановимся на проведении учебного занятия, для которого был выбран вариант формирования содержания интегрированных учебных занятий на основе учебных дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области. Вы можете ознакомиться с методической разработкой данного учебного занятия, структурой его проведения.

Учебное занятие проводилось на основе следующих дисциплин: Экономической теории и Экономики организации (предприятия), при этом Экономическая теория являлась предметом обеспечивающим.

Одним из условий проведения интегрированного занятия является правильное вычленение междисциплинарного объекта изучения: он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь. Таким объектом была выбрана тема — «Рынок труда».

Эта тема, согласно учебному плану и рабочим программам, отдельно рассматривается как в Экономической теории, так и в Экономике организации. Она является весьма актуальной в современных экономических условиях, входит в число приоритетных направлений развития экономики страны.

Была выбрана форма проведения занятия – урок-диалог с элементами исследования.

Целью учебного занятия являлось формирование знаний о рынке труда на основе сопоставления, анализа и обобщения теорий классиков экономической мысли и современных социально-экономических и статистических знаний.

Основными задачами при проведении данного учебного занятия являлись:

— формирование общих и профессиональных компетенций;

— применение теоретических знаний по теме при реализации своих общих и профессиональных компетенций.

— умение систематизировать и анализировать учебный материал;

— активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приемов обратной связи,

— обеспечение преемственности между каждой частью занятия на основе общего подхода.

На каждом этапе проведения занятия использовались межпредметные связи дисциплин экономическая теория и экономика организации по вопросам трактовки понятий рынка труда, концептуальных подходов к анализу его функционирования и т.д.

В результате проведен анализ, синтез, сопоставление полученных знаний по рассматриваемым вопросам, сделаны обобщающие выводы и внесены предложения.

А сейчас давайте обсудим с вами услышанное.

— Знакомы ли вам данная тема?


Способствует ли выделение междисциплинарных связей повышению эффективности обучения?

Используете ли вы при изучении своих дисциплин междисциплинарные связи?

Проводили ли вы занятия, основанные на междисциплинарных связях (интегрированные, бинарные)?
Участники мастер-класса

. Обсуждение изученного материала.

3 этап. Практическая часть. Групповая работа по кафедрам.

Ведущий.

Итак, мы переходим к третьему этапу, практической работе, которая будет заключаться в групповой разработке структуры интегрированного урока.

У вас на столах находится Информационная карта технологии «Интегрированное обучение», которая поможет вам при разработке структуры урока, который вы можете так же отразить в рабочей карте.

Ведущий.

А сейчас я попрошу озвучить результаты вашей практической работы.

Вызвала ли у вас данная работа сложности, если да, то какие.

Участники мастер-класса

. Представление и обсуждение разработок урока.

4 этап. Рефлексия.

Ведущий.

Мастер-класс подходит к концу и мне хотелось бы услышать ваше мнение о нужности и полезности увиденного и услышанного сегодня, а так же вместе с вами определить достоинства и недостатки интегрированного обучения.

Ведущий. Участники мастер-класса

.

Преимущества интегрированного обучения заключаются в том, что оно:

— способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

— в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесс;

— не только углубляют представление о дисциплине, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

— интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных дисциплинах.

структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе проводимого занятия, большой информативной емкостью материала.

Затруднения, которые могут возникнуть:

Во-первых,

правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения

Во-вторых

, если занятие готовиться двумя преподавателями, при составлении плана занятия следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.

В-третьих,

психологическая и методическая совместимость педагогов, участвующих в подготовке и проведении занятия.

В-четвёртых

, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного занятия.

Ведущий.

На основе выше изложенного можно сделать вывод, что интеграция положительно сказывается на учебном процессе, расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокой и детальной проработки содержания учебных дисциплин, способствует возрастанию роли самостоятельной работы студентов и их инициативы в проведении исследовательской деятельности, и как следствие росту их общих и профессиональных компетенций.

С помощью карточек ответьте на вопросы.


готовы применять технологию интегрированного обучения

не готовы применять

сомневаюсь

Спасибо всем участникам! Я рада была общению с Вами.

Приложение

Информационная карта технологии

Теоретическое обоснование Характеристика
Определение Совокупность действий, способствующих целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности обучающегося
Цель На основе интегративного типа познания формирование в учебном процессе системного мышления
Типы 1. Межпредметная интеграция

2. Внутрипредметная интеграция

Этапы 1. Определение интегрированных целей

2. Согласование видов деятельности

3. Определение интегративного содержания

4. Организация процесса обучения на интегративной основе.

Приемы и методы 1. Актуализация личностного опыта

2. Обращение к образу

3. Обращение к чувственной сфере личности

4. Умение составлять и воспроизводить пересказ, опираясь на картинный план (свой рисунок)

5. Создание информационного образа, который

  • «включает» все каналы восприятия, опираясь на личный опыт студента или архетипы (устойчивые фигуры бессознательного);
  • создается студентом или преподавателем в качестве визуальной помощи мысли;
  • играет роль знака, в нем схвачена сущность учебного материала
Формы работы Интегрированные уроки; интегрированный учебный день; комплексные семинары; комплексные лабораторные знания.
Методы и приемы оперирование понятиям; установление взаимосвязей между предметами и явлениями; абстрагирование; создание образов на разном материале; перенос Установленных знаний; выявление закономерностей; творческий синтез; дополнительное конструирование и др.
Педагогический результат Сформированность синтетического мышления, умения исследовать объекты комплексно, целостно.
вопрос 1 —

вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения

вопрос
2-
готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 —

вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения

вопрос
2-
готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 —

вам это не интересно

вопрос 2 —

вы не готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 —

вам это не интересно

вопрос 2 —

вы не готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 —

вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии.

вопрос 2 —

сомневаюсь.

вопрос 1 —

вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии.

вопрос 2 —

сомневаюсь.

вопрос 1 —

вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения

вопрос
2-
готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 —

вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения

вопрос
2-
готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 —

вам это не интересно

вопрос 2 —

вы не готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 —

вам это не интересно

вопрос 2 —

вы не готовы применять технологию интегрированного обучения

вопрос 1 —

вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии.

вопрос 2 —

сомневаюсь.

вопрос 1 —

вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии.

вопрос 2 —

сомневаюсь.

Список литературы

  1. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006.
  2. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк — Ростов на Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000/
  3. Данилюк, А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании / А. Я. Данилюк // Педагогика. №2. -1998/
  4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. М. : Народное образование, 1998.

Интеллектуальные карты

Определение 2

Интеллектуальная карта – это структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, внутри которой отражены связи ключевых понятий с остальными понятиями данной темы, образующие неразрывное единство.

Такие карты помогают в раскрытии сущности понятия, которое изучают на занятии, и его взаимосвязь с другими объектами, процессами и явлениями. Разработанная карта – это основа для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий.

Например, для проведения интегрированного занятия по теме «Море», основное понятие, вокруг которого будет строиться карта – море, а от него будут отходить слова, раскрывающие его сущность – морские жители, морской транспорт, свойства морской воды и пр.

Такие схемы могут составляться из подготовленных материалов в процессе проведения занятий вместе с детьми. В таком случае лучше использовать различные картинки.

Необходимо отметить, что проведение интегрированного занятия предполагает особенную подготовку от воспитателя и уже сформированного у него запаса знаний, умений, имеющихся у детей в изучаемой теме. В связи с этим проведение таких занятий каждый день очень затруднительно.

в дошкольном учреждении

(Педагогические чтения)

,

воспитатель

2013

I. Вступление.

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей.

Интеграция как принцип охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и располагает факторами, обеспечивающими её широкое влияние на теорию и практику дошкольного образования.

В последнее время в дошкольном образовании уделяется особое внимание интеграции образовательных областей и это не случайно. На мой взгляд, именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.

Интегрированный подход к учению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира. Исследования и практика показывают, что эффективным путем реализации воспитательных функций является выдвижение общих учебно – воспитательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанной деятельности детей по различным направлениям. Интеграция в дошкольном образовании позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению.

С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция образовательных областей дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Введение интеграционной системы в большей степени, чем традиционное обучение, способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности ребенка-дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

II. Из истории вопроса.

Впервые интерес к проблеме интеграции возник еще в трудах . Каменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась , выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.

На протяжении ХХ столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце 20 века. В это же время появился сам термин «интеграция».

В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов так, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Однако, интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного образования дошкольников.

Интегрированный урок: цели, задачи, этапы проведениястатья на тему

Интегрированный урок: цели, задачи, этапы проведения

Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Одним из эффективных способов достижения метапредметных результатов можно выделить интегрированный урок. Эта форма проведения уроков активно внедряется и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.

Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Межпредметные связи предусматривают:

1. взаимную согласованность программ и учебников;

2. согласованную систему работы преподавателей различных дисциплин и всестороннее рассмотрение на уроках предметов и явлений;

3. мыслительную деятельность учащихся по воспроизведению ранее усвоенных знаний смежных предметов и увязыванию их с новым материалом.

Все виды этих уроков имеют общие цели:

1) обучение умению выделять определенные свойства и явления окружающего мира и пытаться дать им объяснение;

2) обучение системе общих понятий, на основе которых учащиеся могли бы самостоятельно анализировать факты и явления;

3) обучение поиску самостоятельного пути решения проблемы;

4) понимание культурной ценности мировоззрения.

Интегрированные уроки позволяют решать следующие задачи:

∙ повысить качество образования;

∙ повысить интенсификацию урока, расширить его информативную ёмкость;

∙ отыскать точки соприкосновения математики с другими предметами;

∙ показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности;

∙ способствовать развитию творческих возможностей учащихся, помогать более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса математики и других предметов;

∙ расширить кругозор учеников, повысить их познавательную активность, развивать интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла.

Интегрированные уроки математики имеют следующие преимущества:

1) повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;

2) способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

3) способствуют развитию устной и письменной деятельности, помогают увидеть элементы математики и математических фактов в жизни;

4) способствуют развитию математических умений и навыков;

5) позволяют систематизировать знания;

6) способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся;

7) способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, интегрированные уроки действительно помогают сформировать важные компетенции, необходимые в современном мире.

Интеграция уроков математики с историей, литературой, информатикой и другими учебными дисциплинами позволяет многогранно рассмотреть явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира. У ребят появляется возможность не только создать собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Учащиеся проделывают на таких уроках следующие операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений, используют личное уподобление, незнакомое делают знакомым и, наконец, моделируют.

Применение математических методов в курсах физики, химии, географии формирует у учащихся обобщённые измерительно-вычислительные, графические умения.

Примеры: 1. При изучении темы «Масштаб» можно использовать задания, где необходимо определить по плану или по карте расстояния между двумя пунктами. При этом используются географические карты России и мира, карты полушарий.

Например: Задание 1. Выпишите масштабы географических карт атласа, выделив крупномасштабную карту и мелкомасштабную, определите, какой из масштабов наибольший. Определите расстояние между городами Москва и Санкт-Петербург, Москва и Владивосток и т.д.

Задание 2. Какой из масштабов крупнее?( используется раздаточный материал)

а) 1: 100 000 000 б) 1: 20 000 000 в) 1: 1 000 000

Задание 3. Длина шага малыша 25см, а взрослого – 5дм. Найдем отношение длины шага малыша к длине шага взрослого. Составим отношение – 25: 5. Длина шага малыша в 5 раз длиннее. Правда ли это?

Задание 4. Масштаб карты 1:100 000. Расстояние между пунктами на местности равно 3,84 км. Каково расстояние на карте между этими пунктами?

Задание 5. Найти масштаб карты, если расстоянию 3,78 см на карте соответствует расстояние на местности 18,9 км.

2. Числа в истории – это не только даты. Это ещё и иллюстрации особенностей хозяйства, обычаев или политических событий, без которых трудно представить жизнь наших предков. Путешествуя от одной исторической картины к другой, учащиеся и не замечают, сколько математического материала они использовали. На уроках математики можно использовать исторический материал при составлении задач.

Например, при изучении в 6 классе темы «Нахождение числа по его дроби» можно предложить задачу: «За время боёв ВОВ из оставшихся деталей работниками тыла было собрано несколько винтовок и 136 пулеметов. Сколько винтовок было собрано, если пулеметы составляют части от их количества. Сколько всего оружия было собрано?»

Проведению интегрированных уроков предшествует серьезная подготовка учителя. Рассмотрим этапы подготовки и проведения интегрированных уроков:

1. Аналитический. В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предполагается осуществить интеграцию. Сложность интеграции связана, прежде всего, с тем, что практически во всех параллелях изучение содержания курсов математики, физики, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно. Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.

2. Установочный. Необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировать его тему.

3. Предварительный. На этом этапе учителя-предметники должны быть сформированы группы консультантов, состоящие из наиболее сильных школьников.

4. Подготовительный этап. Определение цели, задачи урока обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио-видеоматериалы, получают индивидуальные задания.

5. Основной этап. Организация и проведение урока в рамках предложенных типов.

6. Заключительный этап. Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

Заключение Проведение интегрированных уроков требует большой подготовки, но нужно отметить, что эффективность таких уроков довольна высока. Интегрированные уроки интересны ученикам, побуждают к творчеству, раскрывают прикладную направленность математики.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]