Уголок настроения в детском саду.консультация
Уголок настроения в группе и дома. Развиваем эмоциональную сферу ребенка.
Уголок настроения – средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка. Но существует множество средств развития эмоционального мира человека. Здесь представлены наиболее простые и доступные способы развития и формирования эмоционально мира ребенка.
Цель: расширение представлений педагогов о значении и способах организации уголка настроения в групповых комнатах.
Развивающая среда ДОУ должна быть обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогут (задачи):
1. Преодолеть стресс поступления,
2. Успешно адаптироваться в дошкольном учреждении,
3. Будут способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка,
4. Развитию эмоционально-чувственной сферы.
Такую среду можно назвать эмоционально-развивающей или уголком настроения.
Чем же она отличается от обычной? Определенным зонированием, которое обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним, значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети. В этом случае можно избежать существующей проблемы «недоступности» различного оборудования и игрушек, а также их бессодержательного массового использования, несоответствующего возрастным и психологическим особенностям детей.
Один из вариантов зонирования и обогащения групповых помещений разнообразными игровыми элементами, направленными на сохранение психофизического здоровья дошкольников, развития его эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, позитивного принятия самого себя и окружающего мира:
1. «Уголок приветствия»
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.
Уголок настроения»
Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
• Полочка «Мое настроение» – дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т.д. В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый – «я злюсь», голубой – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», красный – «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями.
(Вариант оформления)
• Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.
- Плакат «Азбука эмоций» – представляет собой набор фотографий детей, выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т.д.).
Основные требования к уголкам настроения.
- Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.
- Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком.
- При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.
- В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения).
- Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением:*
| счастье | счастливое | ||||
| грусть | грустное | (обязательное) | |||
| веселье | веселое | (обязательное) | |||
| радость | радостное | ||||
| спокойствие | спокойное | (обязательное) | |||
| обида | обиженное | ||||
| злость, гнев | злое, гневное | (обязательное) |
- Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
- Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь
- Табель-календарь находится в приемной в удобном для просмотра родителями месте.
- Календарь настроения имеет вариативные формы, отличные друг от друга (по возрастным группам).
ПРИМЕЧАНИЕ: При определении цветовой гаммы можно воспользоваться цветовыми выборами М. Люшера и их характеристиками:
- синий (темно-синий) – спокойствие, удовлетворенность;
- зеленый (сине-зеленый) – уверенность, настойчивость;
- красный (оранжево-красный) – агрессивность, возбуждение;
- желтый (светло-желтый) – активность, веселость;
- коричневый – напряженность, тревожность;
- черный – стресс;
- серый (нулевой) – напряженность, огорчение.
* В данной методической разработке использованы рекомендации по цветовым предпочтениям дошкольников Велиевой С. В. («Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»)
Вариативные формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах.
I-я МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года).
Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей табель-календарь не демонстрируется.
Задачи:
- Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
- Контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка.
II-я МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)
До середины учебного года ведется уголок настроения по форме «Здравствуй, я пришел». Со второй половины учебного года вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цветы – веселое настроение и «тучка» синего цвета – грустное настроение).
Задачи:
- Учить определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)
При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.
Задачи:
- Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)
Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.
Задачи:
- Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение.
- Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)
При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?
Задачи:
- Закреплять полученные ранее знания и умения.
- Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна).
Отслеживание устойчивости / неустойчивости эмоционального состояния детей и общего фона настроения группы.
В соответствии с планом работы педагог-психолог регулярно (желательно ежедневно) просматривает Уголки настроений с целью определения достоверности демонстрируемых данных.
В конце месяца табель-календари передаются педагогу-психологу для совместного с воспитателем анализа полученных данных.В конце года подводятся итоги работы в данном направлении.
С детьми, определяющими свое настроение как негативное, проводятся беседы и работа по формированию позитивного отношения к событиям, повлиявшим на снижение эмоционального фона ребенка.
Предпочтительно, чтобы в каждой группе ДОУ были разработаны свои варианты оформления на основе предложенных выше рекомендаций.
Светофор из пластилина
Какой ребёнок не любит размять ручки пластилином. Но не просто размять, сотворить что-либо. В данном случае мы будем делать светофор. Для этого нам понадобится:
- Пластилин
- Палочка от Чупа-чупс
- Стержень от ручки
Ход работы:
- Для начала нам нужно сделать корпус нашего помощника для дорожного движения.
- Возьмем кусочек черного пластилина и размяв его хорошенько, придадим ему форму прямоугольника.
- Далее потребуется использовать пластилин красного, желтого и зеленого цвета. Из этик кусочков нужно скатать небольшие кружочки.
- Затем взяв их аккуратно пальчиками немного приплюснуть.
- И в конце собираем поделку светофор. Приклеиваем кружочки к нашему корпусу.
- Светофор, как известно всем крепится на столб, в качестве столба можно использовать палочку от карамели или стержень от ручки.
- Подделка готова.
Светофор из пластиковой бутылки
Этот сказочный вариант очень легок. Включаем фантазию. Нам понадобиться:
- Пластиковая бутылка
- Кисти и краски (лучше гуашь)
- Цветная бумага
- Клей ПВА
- Ножницы
Ход работ:
- Выбираем пластиковую бутылку, лучше взять ту, у которой горлышко подлиннее.
- Красим ее в нейтральный цвет (имеется ввиду не красный, не желтый, не зеленый). Даем подсохнуть.
- Далее вырезаем из цветной бумаги кружки для самого светофора и детали для нашего сказочного персонажа. Это – глаза, рот, носик, ушки, ручки.
- Бутылочка высохла. Аккуратно наклеиваем готовые детали и конечно же кружочки, смотрим, чтобы расстояние между ними было одинаковым.
- Но наш герой не может быть без волос! Волосы делаем так же из бумаги. Нарезаем тонкой соломкой и при помощи ножниц накручиваем.
- Фуражку так же делаем из бумаги. И вот посмотрите, что получилось. Для полного завершения нашего героя в ручки добавим жезл, либо дорожный знак.
Съедобный светофор
Ну здесь вообще все очень просто. Все дети любят сладости. А здесь при изготовлении поделки он не только могут полакомиться, но и навсегда запомнят какую роль играет светофор в дорожном движении.
- Для основы нам нужна вафля, либо печенье. Делаем прямоугольную форму и заливаем шоколадом.
- Затем кладем карамельки красного, желтого и зеленого цвета. Можно использовать M&Ms.
Вот и все! Очень аппетитно выглядит.
Роль центра психологической разгрузки
Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в:
В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят. Решить эту проблему помогает модель предметно-развивающей среды — центр психологической разгрузки.
Центр психологической разгрузки помогает детям научиться успокаивать свои негативные эмоции
Цели и задачи уголка
Перед содержательным наполнением центра психологической разгрузки стоят следующие цели:
Задачи организации уголка психологической разрядки являются универсальными для всех групп детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть.
Очень важно научить девочек сотрудничать, мириться с мальчиками и наоборот, так как с возрастом малыши начинают стесняться друг друга, и от этого избегать совместных заданий, увеличивая число взаимных обид
Тематический светофор
Все мы любим воздушные шарики, а вот детки в особенности. Наш светофор именно из них и использовать в качестве обучающей игры.
Любому ребенку понравится вечеринка, посвященная Правилам Дорожного движения.
Для изготовления нам понадобиться:
- Воздушные небольшие черные шарики
- Шары побольше сигнальных цветов
- Нить
- Стойка
Ход работ:
- Стойку можно изготовить из длинных воздушных шариков.
- Для начала надуваем черные шарики и привязываем их к нашей готовой стойке. Стараемся придать форму прямоугольника. В середину привязываем шары красного, желтого и зеленого цвета в правильном порядке.
- Воздушную конструкцию можно украсить так же шариками в виде машинок либо дорожных знаков, которые соответствуют нашей тематической вечеринке.
Светофор из пакетов
Вариант немного посложнее, но достаточно интересен.
Потребуется:
- Пакеты (можно мусорные или целлофановые)
- Ножницы
- Крышка пластиковая
- Нить
Ход работы:
- Нужно сложить пакеты ровной стопочкой, аккуратно отрезать от них дно и верхушку, чтобы получить ровные прямоугольники. Нарезаем их на ровные полоски.
- Далее возьмем пластиковую крышку и вырежем из нее два кольца. Прикладываем их друг к другу и обматываем поло сачками. Затем разрезаем все по внешнему краю, раздвигаем кольца и завязываем помпоны нитью. Обрезаем края делая помпончики ровными.
- У нас должно получится три помпончика разных цветов. Нужно соединить между собой их ниткой. И наш светофор готов.
- Очень забавные поделки получаться так же из дисков, можно связать светофор крючком, а можно просто сделать его из клубков ниток. Многое зависит от вашей фантазии, а подручных средств всегда хватит.
Поделка из ткани
Этот вариант светофора больше подходит для девочек и настоящих рукодельниц. Сшитая подделка может послужить и развивающей игрушкой, если кружки сделать на липучках.
И так, начнем:
- Нужно взять прямоугольные кусочки черной ткани и проложить между ними не большой слой поролона. Сшиваем.
- Далее из фетра (красного, желтого, зеленого) вырезаем кружки. Прошиваем их по краям. К самому корпусу светофора нужно пришить одну часть липучку, а вторую часть непосредственно к кружочкам.
- Для более интересной конструкции сверху можно сделать крышку из ткани. Предварительно разделив ее на три части. Тем самым каждый цвет будет открывать отдельно, либо все сразу. Поделка из ткни готова.