Проект «Творческая мастерская»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
(для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет)
Проблема проекта.
Сегодня в дошкольном недостаточно разработана проблема организации деятельности детей в познании окружающего мира – исследования и экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для всестороннего развития дошкольников.
Ребёнку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. Вместо того, чтобы создать условия самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат. Ребенок вынужден получать готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое пассивное восприятие сведений об окружающем мире не даёт возможность развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.
Актуальность проекта.
Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментируя, ребенок слышит, видит и делает все сам, поэтому новые знания усваивается прочно и надолго. Китайская пословица гласит «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментирует ребенок, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее развивается. При этом происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его внимание, мышление, воображение. Необходимость рассказать об увиденном, развивает речь. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья. Исследовать можно растения, животных, человека, объекты неживой природы. Для этого в большинстве случаев не нужно какого-то специального оборудования.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Организация проектной деятельности с дошкольниками, посредством культурных практик один из видов которых, является познавательно-исследовательская деятельность детей, с помощью которой они познают окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель проекта.
Организация культурных практик старших дошкольников стимулирующих
проявление любознательности, готовности к экспериментированию, способности комбинировать знания, полученные из разных источников.
Задачи проекта:
— расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук;
— развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
— формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа;
— привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;
— развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
Тип проекта:
познавательно –исследовательский.
Вид проекта:
групповой.
Участники проекта:
дети старшего возраста, воспитатели, родители.
Сроки реализации:
краткосрочный (одна неделя).
Прогнозируемый результат.
Организация культурных практик старших дошкольников в экспериментальной деятельности вызовет у детей интерес к исследованию природы, окружающего мира, разовьёт мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
У детей будет развиваться наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях;
В речи детей произойдет обогащение словарного запаса различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы. Совершенствуется умение детей задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;
Взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми участниками проекта будет стимулировать появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
— приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль;
— прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки;
— природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей;
— бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет;
— технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди;
— разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная;
— красители: акварельные краски;
— медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки;
— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля;
— игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, водяная мельница, ванна для игр с песком и водой;
— контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
— клеенчатые передники, полотенца.
Основной раздел программы:
социально-коммуникативное развитие
Организация деятельности в рамках проекта.
Подготовительный этап:
— формулирование проблемы и цели проекта;
— изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта;
— составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта;
— подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности;
— подбор картинок и иллюстраций, схем;
— подбор презентаций для просмотра;
— знакомство детей и родителей с целями проекта и привлечение их к активному участию в нем.
Основной этап:
— проведение с детьми бесед о различных свойствах материалов, природных явлениях;
— проведение опытов, дидактических игр, подвижных игр;
— чтение художественной литературы, прослушивание занимательных историй;
— просмотр презентаций, мультфильмов;
— составление схем проведения опытов;
— рисование рисунков по теме проекта;
— консультация родителей по теме: «Роль семьи в развитии поисково — исследовательской деятельности детей.
Заключительный этап:
— проведение вечера развлечения — вопросов и ответов: «Путешествие в волшебную страну».
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: — к.п.коммуникативная, -к.п. познания мира и самопознания, -к.п. формирования поведения и отношения, -к.п.свободные детской деятельности. | Ситуативная беседа: «Как вы ходили в парикмахерскую» Сюжетно –ролевые игры «Путешествие на остров сокровищ», «Парикмахерская», «Пожарные спешат на помощь», «Служба спасения» Труд – протереть кубики, протереть листья цветов, посыпать дорожки песком |
Познавательное развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: — к.п. познания мира и самопознания, — к.п.коммуникативная, — к.п. свободные детской деятельности | Беседы: «Что случилось зимой на реке?» «Снежная шуба для всего живого» (обсудить с детьми защитные свойства снега). «Как образуется иней?», «Может ли мороз убить дерево?», «Где рождается снег?» «Мир бумаги», «С водой и без воды», «Магниты, магнетизм», «Волшебное электричество», «С водой и без воды» Просмотр мультфильма «Загадки Джесса» Наблюдение : «За ветром и осадками», «За почками на деревьях», «Определение погоды по приметам», За снежным покровом» ОЭД С водой «Вода и бумага», «Бумага, огонь, вода», «Шуршащая и поющая», «Замерзание воды», «Ветка тополя», «Какие свойства?», «Прозрачная вода», «Помощница вода», «Умная галка», «Откуда берется вода» С магнитами «Сухой из воды», «Мы – фокусники!», «Необычная скрепка», «Горнолыжник», «Притягиваются — не притягиваются». С электричеством «Волшебный шарик», «Чудо- прическа», «Волшебники». «Как работает термометр?», С растениями «Луковица в баночке», «Испарение влаги с листьев растений», «Почему бабочка похожа на цветок?» Д/и «Хамелеон», «Свет, звук, вода», «Надо сказать по-другому», «О чем я сказала?», «Пройди лабиринт», «Найди пару», «Найди отличия». |
Речевое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания, -к.п. игрового взаимодействия, -к.п формирования поведения и отношения, -к.п.свободные детской деятельности, — к.п. коммуникативная. | Чтение А.Клыков «Зимой под водой» В.Берестов «Гололедица» Т.Нуждина «Чудо – всюду»(верблюд, жираф, кенгуру, крокодилы, слон, сосульки). В.Есаулов «Арктическое чудо» О.Герасимова «Сказка о споре огня, воды и ветра» Ю.Баянов «Любопытное солнце» К.Чомов «Деревья спят», А. Кушнер «Что лежит в кармане?» Загадки о зимних явлениях в природе: про лёд, снег, иней, мороз, град, ветер. Речевая игра «Эрудиты». |
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания, -к.п. формирования поведения и отношения, -к.п. свободные детской деятельности, — к.п. коммуникативная. | Вырезание снежинок из бумаги. НОД Рисование «Сосульки на крыше» НОД Лепка на пластине «Капельки» Рисование по желанию на основе наблюдений. |
Физическое развитие.
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. здорового образа жизни, -к.п. игрового взаимодействия, -к.п. формирования поведения и отношения, -к.п.свободные детской деятельности | Игры: Экологическая игра «Разведчики» П/Ии «Солнце или ветер» (чувашская нар. игра) Игра «Земля, вода, огонь, воздух» М/п игра «Холодно — жарко», «Эхо», «Море волнуется», «Отыщи предмет с магнитным свойством» |
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: — к.п. познания мира и самопознания, — -к.п. формирования поведения и отношения, — к.п. коммуникативная | Привлечение родителей в экспериментальную деятельность. Консультация «Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребёнка» Дома с детьми рассказать, где и как магниты помогают людям. |
Распределение деятельности по центрам активности:
- «Лукоморье» — центр речевого развития:
поместить подбор книг, иллюстраций с изображением различных признаков зимних месяцев зимы (метель, вьюги, сосульки), книжки-раскраски, трафареты.
- «Исследователи» — центр познавательно-исследовательской деятельности:
поместить разнообразные материалы для познавательно-исследовательской деятельности: опытов с луковицами, фонарики для проведения опытов с образованием тени, дидактические игры, наглядный материал.
- «Мастеровой»-
центр конструктивной деятельности:
поместить разнообразные конструкторы, схемы. - «Айболит» — центр сюжетно-ролевой игры:
поместить разнообразные атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- «Волшебная палитра» — центр художественно-эстетического развития:
поместить альбомы, цветную бумагу, краски, кисти, карандаши, клей, пластилин для художественно-продуктивной деятельности детей.
- «Золотой ключик» — центр музыкально театральной деятельности:
поместить костюмы, атрибуты для театрализованной деятельности.
- «Я, познаю себя» — центр социально-коммуникативного развития
поместить игры на эмоции, шкатулку сюрпризов, ширму и кресло для уединения.
- «Будь всегда здоров!»
–
центр и физического развития:
поместить игровой материал и атрибуты, разнообразный спортивный инвентарь, способствующие двигательной активности детей.
Результаты реализации проекта (итог)
В ходе проекта дети с интересом включились в исследовательскую деятельность; познакомились со свойствами разных видов предметов через опыты; научились делать выводы, решать проблемные задачи, делать обобщения.
Дети стали активнее проявлять инициативу, самостоятельность, умение сотрудничать с другими. Почувствовали потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.
Обогатилась речь детей различными терминами, совершенствовалось умение грамматически правильно задавать вопросы и строить свои ответы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь.
В ходе проекта проводилось консультирование родителей, вовлечение их в совместную экспериментальную деятельность с детьми.
Итогом проекта стало развлечение — вечер вопросов и ответов: «Путешествие в волшебную страну»
Перечень литературы
(или ссылки) на авторские, учебно-методические разработки, программ, рекомендаций, пособий, обеспечивающих реализацию проекта, Интернет-ресурсы:
1. Дыбина О.В.Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). Москва 2001г.
2. Кондратьева Н.Н. «МЫ» Программа экологического образования детей. Санкт- Петербург 2000г.
3.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию Санкт- Петербург. 2003г.
4. Балаценко Л., Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002.
5. Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Детство — Пресс, 2010. С.96
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3 7 лет [Текст]. М.: Мозайка-Синтез, 2008. 128 с.
7. Интернет ресурсы. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/01/kruzhok-tvorcheskaya-masterskaya
8. https://конспекты-уроков.рф/detsad/raznoe
9. https://www.pedkabinet.ru/blog/
10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/07/kartoteka-opytov-i-eksperimentov-dlya-detey-doshkolnogo
11. https://ext.spb.ru/faq/2448-2013-03-02-20-53-23.html
12. https://www.maam.ru/detskijsad/opyty-i-yeksperimenty-dlja-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Приложение к проекту:
1. Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребёнка»
2. Описание опытов: «Прозрачная вода», «Почему всё звучит?»
3. Логические задачи.
Приложение 1.
Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию посково – исследовательской активности детей:
Чего нельзя и что нужно делать?
Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» ( Ральф У. Эмерсон.)
Приложение 2.
Описание опытов.
1). «Почему все звучит»
Задача:
подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материал:
бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.
Ход:
Игра «Что звучит?»- воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар (з-з-з-з). Как жужжит муха (ж- ж- ж). Как гудит шмель? (у-у-у) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушиваться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется). Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки). Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
2). «Прозрачная вода»
Задача:
выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы:
две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Ход:
В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка (Льется) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная) Что мы узнали воде?
3). Игра «Почему бабочка похожа на цветок?»
Если ребенок задаст такой вопрос, можно дать ему готовый ответ – сообщить, что так бабочка пытается обмануть своих врагов, спрятаться от них. А можно убедить его в этом по-другому, поиграв. Поиграет взрослый с ребенком и лишь потом спросит: как он думает, почему же бабочка похожа на цветок?
Для игры необходимы: тонкий картон, плоскость которого разделена на 2 части – одна белая, другая цветочная, как цветочный луг; бабочка на магните; магнит.
Бабочка помещается на картон и передвигается по поверхности с помощью магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету, окажется на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и обнаружить.
Приложение 3.
Логические задачи.
1. Цель:
выявление знаний детей о свойствах материалов и объектов
— Почему мы не видим воздух? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха)
— Почему в стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная)
— Почему, когда насыпаем в стакан с водой соль или сахар, вода остается прозрачной, а когда положим мед или глину вода стала мутной? (вода – растворитель, но не все вещества растворяются в воде).
— Почему, когда жарко лужи после дождя высыхают быстро, а когда прохладно – долго? (вода при нагревании испаряется)
— Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним? (пар).
— Почему зимой воду можно взять руками и она не выльется? (зимой холодно, вода превращается в лед и снег)
— Почему при опускании кусочка почвы в воду, идут пузырьки? (в почве есть воздух, т.к. там живут черви, кроты, жуки, а они дышат)
— Что будет с почвой, если ее поливать грязной водой (почка станет грязной, а для жизни животных и растений нужно чтобы почва была чистой)
— Почему смешав деревянные предметы и гвозди, чтобы их разделить мы используем магнит? (магнит притягивает все железное).
2. Цель:
выявление знаний детей о свойствах материалов; явлениях природы; сезонных изменениях в природе.
(по материалам произведений детской художественной литературы).
Стекло
Днем, на прогулке в детском саду дети шлепали по лужам. А вечером, когда возвращались домой, лужи покрылись стеклом. Оно ломалось, с треском на мелкие кусочки стоило лишь наступить на него ногой.
Я хочу узнать, спросить у тебя: Что это за стекло? Почему лужи покрылись им вечером? Почему оно ломалось с треском?
Бусинки
На даче дети рано поднялись. И сразу побежали в сад, где росли цветы и высокая трава. Они заметили на каждом цветке большие и прозрачные бусинки воды. Они блестели и переливались на солнце. Что такое? – удивились дети. А ты знаешь, что это такое? В какое время дня они бывают на траве и цветах и почему?
Кораблики
Пришла я к пруду. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые!
Их пригнал сюда ветер. Опустится такой кораблик и сразу поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра, послезавтра. А потом не станет корабликов и пруд замерзнет. Что за кораблики?
В какое время года они бывают? Почему?
Белые мухи.
Утром Леночка шла в детский сад. В воздухе кружились белые мухи. «Какие красивые, — подумала Леночка, — надо показать их ребятам» Она подставила варежку. Мухи плавно, послушно уселись на нее. Леночка бережно (осторожно) внесла их в детский сад и позвала ребят посмотреть. Но когда ребята подошли, на варежках блестели капельки воды. Что же это за мухи были? Что случилось с ними в детском саду и почему? В какое время года летают белые мухи?
Творческая мастерская как интерактивная форма методической работы с педагогами
МДОУ «Детский сад №6 «Солнышко»
Творческая мастерская как интерактивная форма
методической работы с педагогами
Подготовила:
старший воспитатель
Семенов, 2022 г
Слайд 1. Творческая мастерская как интерактивная форма методической работы с педагогами
Слайд 2. Понятие «интерактивный»
Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методические инновации связаны с применением
интерактивных методов обучения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.
Интерактивный означает способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком).
Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие
педагогов.
Слайд 3 Значение использования интерактивных методов в дошкольном учреждении:
1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса
в дошкольном учреждении.
2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Слайд 4. Педагогическая мастерская или педагогическое «ателье»:
педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с
основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Творческая мастерская как интерактивная форма работы с педагогами позволяет создать условия для самостоятельной и творческой деятельности ее участников, повысить их
педагогическую компетентность, развить творческую инициативу,
креативное мышление, умение работать коллективно, плодотворно сотрудничать друг с другом, находить нестандартный выход из проблемной ситуации.
Слайд 5. Творческая мастерская — это форма взаимодействия, которая
создает условия для получения каждым участником нового знания и нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия. Каждый участник мастерской, используя свой личный опыт, приобретает новый коллективный опыт в свободной деятельности. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.
Слайд 6. Алгоритм проведения творческой мастерской Вы видите на слайде
Слайд 7. 1 этап
Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников, — индуктор. В работе с педагогами дошкольного образования это может быть теоретический блок информации, активизирующий в сознании базовые основы вопроса и личный опыт, сложившийся в данной области. Для этого целесообразно использовать наглядные средства, в т. ч. информационно-коммуникационные технологии.
Представить информацию ярко помогут презентация, слайды фотографий,
видеоролик. Для актуализации личного опыта участников творческой
мастерской, активизации воображения, развертывания творческого процесса
деятельности каждого используются ассоциации. Это спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Опора на ассоциативное мышление требует четкого руководства и строгого временного ограничения.
Слайд 8. 2 этап
Следующий этап работы творческой мастерской — создание творческого продукта (индивидуально или в группе), которое основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. С помощью реконструкции из полученных разрозненных частей,единиц создается целое новое явление, представление, знание, которое предъявляется группе или всем участникам мастерской.
Слайд 9. 3 этап
Социализация — предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текста, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
Слайд 10. 4 этап
Рефлексия и выход на новую систему проблем. Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен, своего интеллектуального и эмоционального движения. Это особенно важно в аудитории взрослых участников мастерской, которые более болезненно, чем дети, переносят расставание со стереотипами предыдущих представлений. Важно, что в результате данной работы, несмотря на решение поставленной задачи, непременно обозначаются новые проблемы, требующие своего разрешения.
Слайд 11. Творческая мастерская «Нетрадиционное оборудование по физическому развитию в ДОУ»
Цель: обозначить роль нестандартного спортивного оборудования в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Помочь педагогам расширить предметно — развивающую среду путём создания нового нестандартного спортивного оборудования для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста.
Слайд 12. Упражнение «Ток»
Воспитатели берутся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки – это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия (2 – 3 раза).
Слайд 13. Индуктор.
Здесь был теоретический блок, активизирующий в сознании педагогов роль нестандартного спортивного оборудования в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и озвучены требования, предъявляемые к нестандартному спортивному оборудованию (- соответствие гигиеническим и техническим требованиям (оборудование должно быть прочным и безопасным);- выполнение развивающей функции (должно быть разнообрaзным, динaмичным, трансформируемым, многофункциональным);- соответствие эстетическим нормам (должно быть привлекательным для ребенка — ярким, аккуратным, интересным). Ярко представить информацию помогла презентация «Нетрадиционное оборудование по физическому развитию в ДОУ» (10 мин)
Ассоциация. Для воспитателей были предложены материалы для изготовления нестандартного оборудования. Воспитатели в группе должны были обсудить, что можно изготовить из предложенного материала, как его можно применить в работе с детьми и разработать пошаговый план изготовления нестандартного оборудования. (5-7 мин).
Слайд 14-16.
Создание творческого продукта. Воспитатели воплощают в жизнь свои идеи изготовления нестандартного спортивного оборудования.(15-20 мин)
Слайд 17. Социализация. Презентация и обсуждение творческих работ. (15 мин)
Дыхательный тренажёр «Подуй ветерок»
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание, контролировать силу и направление выдыхаемого воздуха
Моталочки
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Слайд 18. Дорожки здоровья для профилактики плоскостопия
Цель: развитие и укрепление мышц стопы, воздействие на биологически активные точки стопы.
«Попади в лунку» — это оборудование развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук и синхронизацию движений
Слайд 19. «Бильбоке». Предназначено для попадания в цель. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук и синхронизацию движений, а также терпение и аккуратность.
«Массажёр» Помогает оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимает усталость, улучшает циркуляцию крови, успокаивает нервную систему дошкольников. Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка.
Слайд 20. Рефлексия. Обсуждение возможных вариантов взаимодействия с участниками образовательного процесса по теме мероприятия (организация взаимодействия с родителями детей по наполнению Спортивных центров групп нестандартным оборудованием, чем необходимо наполнить эти центры для полноценного физического развития детей). Предложить родителям воспользоваться памяткой с требованиями, предъявляемыми к нестандартному спортивному оборудованию.(5-10 мин)
Нестандартное спортивное оборудование вносит элементы необычности, тем самым вызывая у детей наибольший интерес и желание использовать данное оборудование в самостоятельной деятельности. Спасибо за внимание!
Получить текст
Конспект творческой мастерской «Рисование в технике эбру. Перелётные птицы»
Творческая мастерская «Разноцветный мир чудес».
Рисование в технике эбру.
Тема: «Перелётные птицы».
Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории
Куганова Л.А.
Образовательная область:
художественно-эстетическое развитие (рисование).
Цель:
Развитие у детей творческих способностей и интереса к рисованию в технике эбру.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с техникой рисования эбру, формировать умение работать с акриловыми красками, использовать разные средства рисования.
Развивающие: развивать восприятие цвета, внимание, память, мышление, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе с красками, вызвать у детей бережное отношение к окружающей природе.
Материалы и оборудование:
пластиковые поддоны, раствор для рисования, краски для эбру, шпажки деревянные, широкие кисти, подставки для кисточек, салфетки, бумага А4 для перевода рисунка, интерактивная доска для просмотра видео.
Предварительная работа: беседа о перелётных птицах, рассматривание иллюстраций по теме.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Я все бусины соберу, их на ниточку навяжу по одной, будут бусы новые у тебя со мной (ходит по группе, дотрагивается до детей, собирает их в круг).
Друг на друга посмотрите
И улыбку подарите!
2. Основная часть.
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года? Какие изменения происходят сейчас в природе?
Предполагаемые ответы детей:
Осень. Опадают листья с деревьев, вянут цветы, трава желтеет, идут дожди, стало холоднее, перелётные птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель:
Назовите, каких перелётных птиц вы знаете?
Предполагаемые ответы детей:
ласточка, грач, утка, скворец.
Воспитатель:
Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно только весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют…
Предполагаемые ответы детей
: Перелётные.
Воспитатель:
Посмотрите на изображения птиц и назовите их.
Дети называют.
Воспитатель
: Ребята, а вы хоть раз наблюдали за тем, как улетают перелётные птицы?
Ответы детей.
Воспитатель:
Сегодня я как раз видела стаю улетающих птиц, они так красиво летели на юг. А вы хотите посмотреть?
Предполагаемые ответы детей:
Да, хотим.
Воспитатель:
Тогда, я предлагаю вам посмотреть отрывок из документального фильма о перелётных птицах.
Просмотр отрывка из документального фильма о перелётных птицах.
Воспитатель:
Ребята вам понравилось видео?
Как улетают птицы, давайте покажем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. (Дети тянут руки вверх, показывая небо над головой.) Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)