Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»


Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе педагога»

  • 9 сентября 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога — 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Слайд 3

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Слайд 4

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Слайд 5

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 6

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

Слайд 7

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Слайды 8-9

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Слайд 10

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

Слайд 11

– Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

Слайд 12

– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …..

Слайд 13

– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Слайд 14

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Презентация к мастер-классу

Автор: Застольская Наталья Вячеславовна, старший воспитатель МБДОУ Детский сад комбинированного вида №72 Сергиево-Посадского муниципального района.

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием приемов мнемотехники и схем моделей

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием приемов мнемотехники и схем моделей по сказке « Теремок».

Программное содержание:

  • учить называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
  • учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
  • развивать умение соотносить звуковые символы с образами.
  • воспитывать доброе отношение к животным;
  • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал:

  • мнемотаблицы (к сказке «Теремок»);
  • персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
  • шапочки героев по сказке « Теремок».

Ход занятия.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!
Дети:
Здравствуйте
Воспитатель:
Ребята к нам пришли гости из сказки «Теремок»? Кто это?
Дети:
Зайчик и волк.
Воспитатель:
А как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети:
Это дикие животные, потому что они живут в лесу.
Воспитатель:
Правильно, молодцы! А давайте я превращусь в зайчика и расскажу о нём, при помощи вот такой таблицы?

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц»

Заяц

– это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У него маленький, короткий хвостик. На голове два длинных уха. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту, а зимой он питается корой с деревьев или веточками.

Воспитатель:

Интересный рассказ получился у зайчика? А кто попробует рассказать про волка, какой он- сердитый и злой? Иди … расскажи про волка.

Рассказывание по мнемотаблице «Волк»

Волк

дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. У волка длинный хвост и очень хороший слух и нюх. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

Воспитатель:

А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется
«Зеркало»,
я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной. ( Петух, Медведь, Воробей, Баран)
После игры дети садятся на свои места.
Воспитатель:

Ребята вспомните, какие герои есть в сказке «Теремок» и какие у каждого зверька прозвища: Мышка… (Норушка),Лягушка… (Квакушка),Зайчик… (Побегайчик), Лисичка… (Сестричка), Волчок (Серый бочок),Мишка (Топтышка).

Воспитатель:

А давайте, вы ребята превратитесь в наших героев из сказки и расскажите о себе при помощи таблицы.
Раздаю шапочки по желанию.
Воспитатель:

Бежала мышка-норушка и говорит:

Мышка:

Маленькое дикое животное, иногда живет рядом с человеком. Мышка в природе живет в норке. У неё есть короткий мех и длинный хвостик. Питается мышка зерном или бобами.

Воспитатель:

Спасибо мышка- норушка.

Воспитатель:

Прискакала лягушка- квакушка и заквакала.

Лягушка:

Живет в болоте или водоёмах. У неё большие глаза, длинный язык, при помощи которого она добывает пищу. Питается лягушка комарами и мошками.

Воспитатель:

Спасибо лягушка- квакушка!

Воспитатель:

Прибежала лисичка- сестричка, хвостиком виляет и приговаривает.

Лисичка:

Это дикое животное, живёт в лесу и степи. У неё рыжий мех, очень красивый длинный хвост. Мама вскармливает своих лисят молоком. Но лиса хищник. Питается она мелкими животными и птицами.

Воспитатель:

Спасибо лисичка-сестричка.

Воспитатель:

Забрёл к нам разбуженный мишка — топтышка и заревел своим громким голосом:

Медведь:

Дикое животное, живет в лесу. Зимой медведь спит в берлоге. У него четыре лапы, шкура медведя бурого, коричневого цвета. Он хищник и очень хорошо лазает по деревьям. Медведица кормит медвежат молоком. Он очень любит сладкое, рыбу, мясо, ягоды. Животное всеядное.

Воспитатель:

Спасибо мишка — топтышка!
Воспитатель:
Молодцы ребята умеете вы о себе рассказать и себя показать.
Воспитатель:
А сейчас мы поиграем все вместе с мячом. Игра называется « Вопрос- ответ». ( Встать в круг, я из центра бросаю мяч и задаю вопрос, а вы бросаете мяч мне обратно и говорите ответ)
Воспитатель:
Где живёт мышка? —
В норке,
А где живёт лягушка?
На болоте.
Зайчик живёт —
Под кустом
. А лиса где живёт?
В норе.
Как называется дом волка? —
Логово.
А как называется дом медведя?
Берлога.
А кто из животных хищник? –
Волк, Лиса, Медведь
.
Воспитатель:
Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали и ответили. А кто скажет, как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?
Дети:
«Теремок»
Воспитатель:
А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети:
Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок… Затем педагог предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра.

Упражнения для детей и подростков

До 14 лет у ребенка формируется абстрактно-логическое мышление и лучше всего запоминается то, что пережито лично. Мнемотехника позволяет связывать ассоциации из жизненного опыта с абстрактными понятиями из учебной программы. Тем самым процесс запоминания и обучения в целом упрощается.

Далее мы рассмотрим самые доступные и эффективные методики.

Метод историй

Эта техника подойдет, когда ребенку нужно запомнить ряд слов, которые абсолютно между собой не связаны. Для этого следует представить их значения в воображении и придумать историю с их использованием. Чем более смешным или фантастическим окажется рассказ, тем он проще и лучше отложится в памяти. Методика подойдет даже младшим школьникам.

Рассмотрим на примере. Возьмем список слов:

  1. Пчела.
  2. Дождь.
  3. Диван.
  4. Сковорода.
  5. Борщ.
  6. Тюльпан.
  7. Почтальон.
  8. Тигр.
  9. Кукуруза.
  10. Зубная щетка.

Давайте попробуем выдумать с этими словами историю.

Почтальон Печкин ехал верхом на тигре через кукурузное поле. Откуда ни возьмись вылетел рой пчел, но тут начался дождь и разогнал их всех до одной. Дождь был волшебным, и вместо кукурузы на поле начали расцветать тюльпаны. Тут Печкин заметил посреди поля шатер. В нем стоял диван, а на плите варился борщ прямо в сковороде. А из нее торчал не половник, а зубная щетка.

Таким образом можно составлять рассказ из списка продуктов, названий школьных предметов, планов на выходные и т. п.

Метод “Цепочка”

Задача – сложить несколько образов в единую цепочку. Важно следить, чтобы все слова шли последовательно.

Для примера возьмем следующие слова: конь, ромашки, бутерброд, шахматы, история, шимпанзе. Посмотрим, как из них можно создать цепочку.

Конь, купаясь в траве с ромашками, жевал бутерброд и смотрел, как играют в шахматы учитель истории и шимпанзе.

Как видите, слова нанизываются на предложение как бусины на нитку. Достаточно вспомнить первое слово. Остальные потянутся сами собой.

Метод Цицерона

Другие распространенные названия этой техники – “Метод римской комнаты” и “Мнемокомната”. Почему, собственно, Цицерон? Этот древнеримский политик и оратор никогда не пользовался шпаргалками и мог по памяти воспроизводить множество цитат, фактов, имен и исторических дат.

Когда Цицерон готовился к выступлениям, он прохаживался по дому и мысленно размещал на каждом предмете ключевые тезисы своей речи.

Итак, суть метода:

  1. Нужно выбрать помещение. Это может быть комната в вашей квартире или аудитория, в которой планируется выступление.
  2. Затем нужно к каждому предмету присоединить единицу информации: ключевое слово, предложение или целую мысль. Лучше это делать, двигаясь взглядом по часовой стрелке. Так будет проще вспоминать.
  3. Во время выступления достаточно вспомнить обстановку в репетиционной комнате. Нужная информация всплывет в памяти сама собой.

На одну и ту же локацию можно привязывать все новые и новые образы. Но время от времени лучше все-таки менять комнату, чтобы информация не путалась.

В этой технике можно использовать не только комнаты, но и дорогу от дома до школы, например. Обращайте внимание на то, что вы видите: лавочку, урну, фонарь, магазин, три березы, ворота, клумбу и пр. К каждому объекту привязывайте образы из запоминаемой информации, а во время рассказа воссоздавайте в памяти весь путь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]