Наблюдения на прогулках в первой младшей группе в мае


Картотека прогулок в первой младшей группе

Елена Вельгорецкая

Картотека прогулок в первой младшей группе

Картотека прогулок. Первая младшая группа.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 1

Наблюдение за бабочкой – формировать у детей бережное отношение к насекомым, воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

Игровое упражнение «Идите ко мне»

— упражнять детей в беге в прямом направлении без остановки.

Дидактическое задание «Большие и маленькие камешки»

— учить детей различать предметы по величине.

Трудовое поручение «Соберём игрушки по окончании прогулки»

— учить выполнять простейшие поручения.

Индивидуальная работа. Прыжки с продвижением вперёд.

Прогулка 2

Наблюдение за птицами – обогащать представления детей об окружающем мире.

Подвижная игра «Пузырь»

— закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.

Дидактическая игра «Узнай по звуку»

— развивать слуховое внимание.

Трудовое поручение «Соберём песок в песочницу»

— учить выполнять простейшие поручения.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Пройди по дорожке»

— упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади.

Прогулка 3

Наблюдение за собакой – привлекать детей к наблюдениям за домашними животными, формировать представления о домашних животных.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

— учить действовать по сигналу.

Дидактическая игра «Разложи по цвету»

— учить различать основные цвета,
группировать предметы (формочки для песочницы)
по цвету.

Труд. Соберём веточки на участке – привлекать к выполнению простейших поручений.

Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах.

Прогулка 4

Наблюдение за цветами на клумбе – воспитывать умение видеть красивое вокруг, восхищаться красотой цветов, учить бережно относиться к растениям.

Подвижная игра «Кот и мыши»

— учить ходить по кругу, взявшись за руки, разбегаться в разные стороны с окончанием стихотворного текста.

Дидактическая игра «Подбери ленту куклам»

— учить различать ленты по длине: длинная и короткая.

Труд. Строим дорогу из песка – учить трудиться рядом друг с другом.

Индивидуальная работа. Метание в цель.

Прогулка 5

Наблюдение за машиной, привозящей продукты в детский сад – привлекать к наблюдениям за транспортом,учить называть части машины: кабина, колёса, руль и т. д.

Подвижная игра «Поезд»

— упражнять в ходьбе друг за другом, учить начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра «Большой – маленький»

— учить подбирать дом для мишки и мышки.
(Домики нарисовать заранее палочкой на земле или мелками на асфальте.)
Труд. «Сметём песок с бортиков песочницы»

– воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.

Индивидуальная работа. Упражнять в ходьбе по прямой.

Прогулка 6

Наблюдение за работой дворника – знакомить с трудом взрослых, поддерживать желание помогать.

Подвижная игра «Догоните меня»

— учить бегать в определённом направлении.

Дидактическая игра «Узнай друга по описанию»

— учить узнавать своих товарищей по описанию воспитателя.

Труд. Собираем листочки – помощь дворнику.

Индивидуальная работа. Прыжки с продвижением вперёд.

Прогулка 7

Наблюдение за ветром – знакомить детей с доступными явлениями природы, разнообразить игровую деятельность с помощью действий с вертушками.

Подвижная игра «Попади в цель»

— развивать глазомер, координацию движений.

Дидактическая игра «Принеси такой же предмет»

— учить среди игрушек находить сходную.

Труд. Соберём песок в песочницу – привлекать к выполнению трудовых поручений.

Индивидуальная работа. Повторить русскую народную потешку «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

.

Прогулка 8

Наблюдение за птицами – воспитывать интерес к окружающему миру, поддерживать интерес к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать желание заботиться о птицах.

Подвижная игра «Догонялки»

— упражнять в беге.

Дидактическая игра «Узнай по звуку»

— развитие слухового внимания.

Труд. Собираем игрушки после прогулки – воспитывать желание убирать игрушки после игр.

Индивидуальная работа. Повторить потешку «Большие ноги шли по дороге…»

Прогулка 9

Наблюдение за одеждой: своей и прохожих – активизировать словарь по теме «Одежда»

, формировать знания о том, как нужно одеваться осенью.

Подвижная игра «Бегите ко мне»

— упражнять в беге в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Найди детёныша»

— учить находить детёнышей домашних животных на
картинках.
Труд. Соберём листочки – воспитывать желание выполнять поручения.

Индивидуальная работа. Рисуем палочкой на песке – развивать интерес к рисованию/

Прогулка 10

Экскурсия на огород детского сада – формировать знания об овощах, учить называть их.

Подвижная игра «Догони мяч»

— учить бегать в определённом направлении.

Дидактическая игра «Поручения»

— учить понимать словесные инструкции.

Труд. Помощь в уборке урожая картофеля – воспитывать желание помогать.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим — рубим»

.

Прогулка 11

Наблюдение за облаками: белые, ветер гонит облака, они меняют форму – привлекать к наблюдениям за природными явлениями.

Подвижная игра «Лохматый пёс»

– учить действовать по сигналу, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

— учить определять предметы наощупь.

Труд. Собрать палочки на участке – привлекать детей к выполнению поручений.

Индивидуальная работа. Лазанье по гимнастической стенке.

Прогулка 12

Наблюдение за сезонными и погодными изменениями в природе – формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.

Подвижная игра «Автомобили»

— упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении начинать движение и останавливаться по сигналу.

Дидактическая игра «Какого цвета?»

— учить различать по цвету проезжающие автомобили.

Труд. «Собираем веточки»

— приучать к труду.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Поднимай ноги выше»

— учить перешагивать предметы высотой 5-10 см.

Прогулка 13

Наблюдение за транспортом – формировать представления о транспорте, об элементарных правилах дорожного движения.

Подвижная игра «Автомобили»

— учить передвигаться по участку, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «На нашем участке»

— учить ориентироваться в пространстве, называть знакомые предметы.

Труд. «Отвези игрушки в группу»

— учить после
прогулки убирать свои игрушки самостоятельно.
Индивидуальная работа. «Лови – бросай»

— упражнять в ловле и бросании мяча.

Прогулка 14

Наблюдение за деревьями: какие деревья? какие на них листочки? как деревья качают ветками? – привлекать к наблюдениям за деревьями на участке, развивать речь.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

— учить действовать по сигналу.

Дидактическая игра «Кто и где?»

— учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого.

Труд. Насыпь песок в песочницу – учить выполнять поручения.

Индивидуальная работа. Речевая игра «Громко – тихо»

.

Прогулка 15

Наблюдение за травой: отметить какого цвета трава, какая она наощупь и т. д. – привлекать к наблюдениям за объектами живой природы.

Подвижная игра «По узенькой дорожке»

— развивать чувство равновесия.

Дидактическая игра «Лисичка, пляши!»

— учить различать на слух звучание инструментов.

Труд. Подметаем бортики песочницы – воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Индивидуальная работа. Бег по прямой дорожке.

Октябрь

Прогулка 1

Наблюдение за травкой на участке.Беседа по вопросам: «Какого цвета травка? Какая она наощупь? Кто ест травку? Можно ли деткам кушать травку?» — развивать мышление, речь, учить различать цвета, объяснять, что нельзя брать в рот несъедобные предметы.

Подвижная игра «У медведя во бору»

— учить детей бегать врассыпную.

Дидактическая игра «Угадай, что делать»

— учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Труд. «Поможем дворнику в уборке участка»

— воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа. Метание мяча на дальность.

Прогулка 2

Наблюдение за кошкой – расширять представление о домашнем животном – кошке. Воспитывать желание заботиться о животных.

Беседа на тему: «Кто из животных живёт с человеком дома?»

— развивать речь, закреплять знания о домашних животных.

Подвижная игра «Перебежки – догонялки»

— учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Дидактическая игра «Солнце или дождик?»

— учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна, воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.

Труд. Игровое упражнение «Собери листочки»

— учить выполнять трудовые поручения.

Индивидуальная работа. Упражнять детей в различении предметов контрастной величины (большой дом и маленький домик, большой мяч и маленький мячик и т. д.)

Прогулка 3

Наблюдение за транспортом – объяснить детям, что автомобили ездят по проезжей части дороги, машину ведёт водитель, во время поездки в автомобиле не надо отвлекать водителя разговорами.

Подвижная игра «Автомобили»

— учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Угадай по звуку»

— продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Труд. Уборка участка детского сада – воспитывать желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Перешагни палку»

— развивать умение перешагивать предметы и не терять равновесия.

Прогулка 4

Наблюдение за листопадом – показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад»

.

Подвижная игра «Кто тише?»

— упражнять детей в ходьбе на носках в указанном направлении.

Дидактическая игра «Собери красные и жёлтые листья»

— учить различать жёлтый и красный цвета.

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки – приучать к труду.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Принеси мяч»

— развивать умение сохранять во время ходьбы определённое направление.

Прогулка 5

Наблюдение за птицами. Воспитывать доброе отношение к пернатым.

Подвижная игра «Лохматый пёс»

— приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Дидактическая игра «Где позвонили?»

— учить детей определять направление звука.

Труд. Собираем листья в кучу – воспитывать желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Поймай мяч»

.

Прогулка 6

Наблюдение за берёзой. Рассмотреть берёзку: листики пожелтели, дует ветерок, берёзка качается, роняет листочки.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

.

Подвижная игра «Догони мяч»

— развивать умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление.

Дидактическая игра «Громко-тихо»

— учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.

Труд. «Соберём песок в песочницу»

— привлекать детей к выполнению поручений.

Индивидуальная работа. Бег между двумя линиями – развивать координацию движений.

Прогулка 7

Наблюдение за небом,беседа по вопросам: «Покажи, где небо? Что находится на небе? Кто летает в небе?»

— развивать речь, воспитывать интерес к окружающему.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

— учить ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

— учить детей различать животных и птиц по голосу, образовывать глаголы от звукоподражательных слов
(кукарекает, мяукает, чирикает и т. д.)
Труд. Собрать ветки на участке – привлекать к выполнению трудовых поручений совместно с детьми старшей группы.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Перешагни палку»

— развивать умение перешагивать палку, при этом не терять равновесия.

Прогулка 8

Наблюдение за цветами на клумбе. Обратить внимание детей на увядание цветов. Формировать представления об осенних изменениях в природе.

Подвижная игра «Лохматый пёс»

— приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Дидактическая игра «Один — много»

— учить различать количество предметов.

Труд. Предложить помочь дворнику собрать листья на участке. Воспитывать желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа. Упражнять в лазании по гимнастической лесенке.

Прогулка 9

Наблюдение за ветром – дует ветер, срывает с деревьев листочки. Знакомит детей с доступными явлениями природы, воспитывать интерес к окружающему миру.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

.

Подвижная игра «Кошка и птички»

— развивать быстроту, ловкость.

Дидактическая игра «Назови детёныша домашнего животного»

— развивать речь, закреплять знания о домашних животных.

Труд. Собрать листья в определённое место – привлекать к выполнению простейших поручений.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Догони мяч»

— учить бегать в определённом направлении. Упражнять детей в звукоподражании – упражнение
«Кто как говорит»
.

Прогулка 10

Наблюдение за небом (серое, моросит дождь, солнышка нет, птички спрятались)

– воспитывать интерес к окружающему миру.

Подвижная игра «Через ручеёк»

— учить перешагивать через препятствия.

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

— учить детей различать животных и птиц по голосу, образовывать глаголы от звукоподражательных слов
(кукарекает, мяукает, чирикает, кукует и т. д.)
Труд. «Собери камешки на участке»

— привлекать детей к выполнению простейших поручений.

Индивидуальная работа. Повторить стихотворение А. Барто «Лошадка»

.

Прогулка 11

Наблюдение за дождевым червем, рассмотреть, как он передвигается, рассказать, где он живёт – воспитывать интерес к окружающему.

Подвижная игра «Карлики-великаны»

— учить действовать по сигналу, ходить, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Большие и маленькие листики»

— учить детей различать предметы по величине.

Труд. Помощь дворнику в уборке участка – поощрять желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа. Вспомнить стихотворение «Мячик»

А. Барто.

Прогулка 12

Наблюдение за деревьями: рассмотреть деревья, его основные части, предложить погладить ствол – знакомить с объектами живой природы.

Подвижная игра «Птицы в гнёздышке»

— учить ходить и бегать врассыпную.

Дидактическая игра «Узнай по звуку»

— развивать слуховое внимание.

Труд «Собираем листочки в ведро»

— учить выполнять простейшие поручения.

Индивидуальная работа. Упражнять в лазании по гимнастической стенке.

Прогулка 13

Наблюдение за трудом дворника, оказание посильной помощи – воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать.

Подвижная игра «Лохматый пёс»

— развивать умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Найди место собачке»

— учить ориентироваться в пространстве.

Труд. Помощь дворнику в уборке участка – поддерживать желание помогать.

Индивидуальная работа. Пальчиковая игра «Сорока-сорока»

, игровое упражнение
«Поймай мяч»
.

Прогулка 14

Наблюдение за жизнью улицы: наблюдение за движущимся транспортом –учить различать транспортные средства: автомобиль, автобус, трактор, грузовик и т. д.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

— знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, упражнять в беге в разных направлениях, учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Большой — маленький»

— развивать внимание, мышление, учить классифицировать предметы по величине.

Труд. Подмести в беседке – приучать к труду.

Индивидуальная работа. Повторить потешку «Баю-бай – ты, собачка, не лай»

. Упражнять детей в прыжках с продвижением вперёд с места.

Прогулка 15

Наблюдение за одеждой и обувью детей – обогащение словаря (комбинезон, куртка, сапоги, ботинки и т. д.)

.

Подвижная игра «Ножки»

— создать хорошее настроение, продолжать учить прислушиваться к взрослым.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

— способствовать формированию умения обследовать предметы.

Труд. «Соберём веточки в кучу»

— воспитывать желание трудиться.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Перешагни через палку»

— упражнять в перешагивании через препятствия.

Ноябрь

Прогулка 1

Наблюдение за деревом. Знакомить детей с признаками осени (деревья сбрасывают листву, формировать бережное отношение к природе (ветки деревьев нельзя ломать)

.

Подвижная игра «Догони меня»

— учить бегать в определённом направлении, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Высокие и низкие деревья»

— учить различать деревья по высоте.

Труд. Соберём камешки на участке – учить выполнят простейшие поручения.

Индивидуальная работа. Вспомнить потешку «Наши уточки с утра»

. Упражнять в лазании по гимнастической стенке.

Прогулка 2

Наблюдение за погодой дня – формировать представления об осенних изменениях в природе.

Подвижная игра «Пузырь»

— развивать желание играть в подвижные игры вместе с воспитателем.

Дидактическая игра «Один — много»

— учить различать количество предметов.

Труд. Собираем листики в ведро – воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик, где ты был?»

Прогулка 3

Наблюдение за ветром – обратить внимание на ветки деревьев, на листья, как их тихо покачивает ветер. Предложить детям изобразить ветерок – дыхательное упражнение «Ветерок»

.

Подвижная игра «Кошка и мышки»

— развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

— учить угадывать по описанию, кого из детей загадал воспитатель.

Труд. Подмести в беседке – учить выполнять простейшие поручения.

Индивидуальная работа. Упражнять детей в ловле мяча.

Прогулка 4

Наблюдение за трудом взрослых – воспитывать интерес к труду взрослых.

Подвижная игра «Кто тише»

— упражнять детей в ходьбе на носках.

Дидактическая игра «Один-много»

— учить различать количество предметов.

Труд. Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев – воспитывать желание помогать.

Индивидуальная работа. Метание мяча на дальность правой и левой рукой.

Прогулка 5

Наблюдение за проезжей частью дороги – дать представление о правилах дорожного движения.

Подвижная игра «Где звенит?»

— учить ориентироваться в пространстве.

Дидактическая игра «Любопытная кукла»

— учить детей отвечать на вопросы
«кто?»
,
«что?»
,
«что делает?»
Труд. Собираем веточки в одно место – приучать к выполнению простейших поручений.

Индивидуальная работа. Упражнять детей в прыжках на месте.

Прогулка 6

Наблюдение за птицами – рассказать о том, что с приближением холодов у птиц становится меньше корма, и люди должны проявить заботу о них. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Подвижная игра «Ножки»

— упражнять в чередовании движений
(бег, ходьба, прыжки, приседания)
.

Дидактическая игра «Угадай по звуку»

— продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Труд. Подмести в беседке – привлекать к выполнению трудовых поручений.

Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

Прогулка 7

Наблюдение за дождём –закреплять представления об осенних изменениях в природе: часто идёт дождь, на улице сыро, пасмурно.

Подвижная игра «Кошки и мышки»

— упражнять в беге по сигналу.

Дидактическая игра «Назови цвет»

— учить различать основные цвета.

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки – воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Индивидуальная работа. Лазание по гимнастической стенке.

Прогулка 8

Наблюдение за деревьями – обратить внимание детей на ветки без листочков, рассказать, что на зиму деревья сбрасывают листья – знакомить с объектами живой природы, воспитывать бережное отношение к деревьям.

Подвижная игра «Догоните меня»

— упражнять детей в беге и ходьбе в определённом направлении.

Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ.

Ольга Яганова

Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ.

I. СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ.

Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы.

ПРИНЦИП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАКОВ:

• воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования,в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и раздеваться.

• Няня обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Ребенок должен гулять (даже в холодное время года)

до 4-4,5 ч. в день.
Прогулка проводиться в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий — при температуре воздуха ниже –15 и скорости ветра более 15 м. /сек. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г. Н. Сперанский)
.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение)

представляет собой особую сложность в режиме дня. Важно рационально
организовать этот момент. В группах раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки)
. Не следует при этом забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ 2–3 ЛЕТ.

Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития ребёнка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь в полной мере удовлетворяются потребности ребёнка в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками. Однако малыши не могут самостоятельно использовать всё время прогулки с максимальной пользой. Воспитатель должен методически правильно руководить их деятельностью.

Главное, чтобы прогулки проводились ежедневно и были правильно организованы.

В холодное время года время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – 4 часа. Только температура воздуха ниже -15 С, служит поводом для её отмены.

Основную работу с детьми осуществляет воспитатель.

• В целях охраны жизни и здоровья детей, перед прогулкойвоспитатель внимательно осматривает весь участок: на исправность оборудования и отсутствие опасных предметов.

• Вместе с помощником воспитателя, занимается уборкой участка и созданием игровой среды для разнообразной деятельности (наблюдение, трудовые действия, подвижные игры и упражнения)

.

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ.

• Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур.

• Одевание детей нужно организовать так, чтобы потратить меньше времени и чтобы они недолго ожидали выхода на прогулку. Необходимо продумать и создать такие условия, чтобы детям было удобно собираться и при этом не мешать другим.

• Одевать и раздевать детей при подготовке к прогулке и возвращению с прогулкинеобходимо по подгруппам:

— воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей — медленно одевающихся детей, с низкими навыками по самообслуживанию;

— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и затем выводит детей в приемную для одевания;

— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы детей, после чего выводит их на участок к воспитателю;

— детей с ослабленным здоровьем, после болезни рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

• Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности (очередность одевания детей – рейтузы (теплые штаны, обувь, платок, шапку, пальто, шарф и варежки)

. При возвращении с
прогулки раздеваются в обратном порядке.
• Нужно приучать малышей к тому, чтобы они поблагодарили взрослых за оказанную помощь. Родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности, чтобы навыки по самообслуживанию (одевания и раздевания)

сформировались быстрее.

• Процесс одевания воспитатель и помощник воспитателя осуществляют совместно с детьми, предоставляя детям возможность самим сделать то, что они могут и умеют.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК.

• Помимо установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, поддающийся санитарной обработке. Его распределяют по всему участку, периодически заменяя, чтобы постоянно поддерживать интерес детей.

• На участке в определенном месте, следует организовать наблюдения с детьми или беседу. Можно включать для привлечения внимания сюрпризные моменты.

• Песочница располагается под тентом и представляет собой большой, низкий ящик с бортиками, обязательно с крышкой. Песок периодически очищают, пополняют, перемешивают и увлажняют.

• Участок должен быть ярко украшенным в зависимости от сезона (гирлянды, флажки, шары, цветы, осенние листья, снежинки, цветные льдинки и т. д.). Украшение может служить игровым материалом.

• Достаточное количество игрового материала делают прогулку достаточно насыщенной и интересной. На прогулкедолжны быть игрушки разного характера: к сюжетным играм, сказочные персонажи, игрушки-забавы, спортивное оборудование.

• Содержание прогулки с детьми зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.

• Воспитатель заранее планирует и продумывает содержание прогулки, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Структура прогулки.В нее входит 5 компонентов:

1. Наблюдение.

2.Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым)

за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

•Живая природа: растения и животные;

•Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, ветер, солнце и т. п.)

;

• Труд взрослых (наблюдения за трудом взрослых — дворника, шофера, строителя и т. д.)

.

Виды наблюдения:

• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления.

• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Подвижные игры.

• Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, повышается двигательная активность, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные и волевые качества.

• Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью)

следует
организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами или игры с текстом (подражание действиям воспитателя, различного вида имитации)

. Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней
прогулке от 6 до 10 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игры. Помимо подвижных игр на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения)
.

Рекомендации при проведении игр:

• Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

• Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует активнее вовлекать в подвижные игры.

Индивидуальная работа с детьми.

• Во время прогулок воспитатель организует индивидуальную работу с детьми (по физо на развитие движений)

.

• Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

• Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

• Можно проводить с детьми и отдельные физические упражнения в основных движениях,

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут.

Формами организациитруда детей являются:

• Индивидуальные трудовые поручения. Дети получают простые индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций. Воспитатель поочередно привлекает детей. Работу организует как «труд рядом»

, при этом следит, чтобы дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организацииобразовательного процесса детей:

— свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Среда, созданная на участке, должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии и происходит развитие взаимоотношений между детьми. Она осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.

Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельностью. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей:

— обеспечивать им полную безопасность;

— научить использовать пособия в соответствии с их предназначениями;

— осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки.

— следить за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали.

Запрещается:

• Оставлять детей одних, без присмотра.

• Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

• О каждом несчастном случае с ребенком немедленно информировать руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]