Картотека прогулок в первой младшей группе
Елена Вельгорецкая
Картотека прогулок в первой младшей группе
Картотека прогулок. Первая младшая группа.
СЕНТЯБРЬ
Прогулка 1
Наблюдение за бабочкой – формировать у детей бережное отношение к насекомым, воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
Игровое упражнение «Идите ко мне»
— упражнять детей в беге в прямом направлении без остановки.
Дидактическое задание «Большие и маленькие камешки»
— учить детей различать предметы по величине.
Трудовое поручение «Соберём игрушки по окончании прогулки»
— учить выполнять простейшие поручения.
Индивидуальная работа. Прыжки с продвижением вперёд.
Прогулка 2
Наблюдение за птицами – обогащать представления детей об окружающем мире.
Подвижная игра «Пузырь»
— закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.
Дидактическая игра «Узнай по звуку»
— развивать слуховое внимание.
Трудовое поручение «Соберём песок в песочницу»
— учить выполнять простейшие поручения.
Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Пройди по дорожке»
— упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади.
Прогулка 3
Наблюдение за собакой – привлекать детей к наблюдениям за домашними животными, формировать представления о домашних животных.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
— учить действовать по сигналу.
Дидактическая игра «Разложи по цвету»
— учить различать основные цвета,
группировать предметы (формочки для песочницы)
по цвету.
Труд. Соберём веточки на участке – привлекать к выполнению простейших поручений.
Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах.
Прогулка 4
Наблюдение за цветами на клумбе – воспитывать умение видеть красивое вокруг, восхищаться красотой цветов, учить бережно относиться к растениям.
Подвижная игра «Кот и мыши»
— учить ходить по кругу, взявшись за руки, разбегаться в разные стороны с окончанием стихотворного текста.
Дидактическая игра «Подбери ленту куклам»
— учить различать ленты по длине: длинная и короткая.
Труд. Строим дорогу из песка – учить трудиться рядом друг с другом.
Индивидуальная работа. Метание в цель.
Прогулка 5
Наблюдение за машиной, привозящей продукты в детский сад – привлекать к наблюдениям за транспортом,учить называть части машины: кабина, колёса, руль и т. д.
Подвижная игра «Поезд»
— упражнять в ходьбе друг за другом, учить начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя.
Дидактическая игра «Большой – маленький»
— учить подбирать дом для мишки и мышки.
(Домики нарисовать заранее палочкой на земле или мелками на асфальте.)
Труд. «Сметём песок с бортиков песочницы»
– воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.
Индивидуальная работа. Упражнять в ходьбе по прямой.
Прогулка 6
Наблюдение за работой дворника – знакомить с трудом взрослых, поддерживать желание помогать.
Подвижная игра «Догоните меня»
— учить бегать в определённом направлении.
Дидактическая игра «Узнай друга по описанию»
— учить узнавать своих товарищей по описанию воспитателя.
Труд. Собираем листочки – помощь дворнику.
Индивидуальная работа. Прыжки с продвижением вперёд.
Прогулка 7
Наблюдение за ветром – знакомить детей с доступными явлениями природы, разнообразить игровую деятельность с помощью действий с вертушками.
Подвижная игра «Попади в цель»
— развивать глазомер, координацию движений.
Дидактическая игра «Принеси такой же предмет»
— учить среди игрушек находить сходную.
Труд. Соберём песок в песочницу – привлекать к выполнению трудовых поручений.
Индивидуальная работа. Повторить русскую народную потешку «Бежала лесочком лиса с кузовочком»
.
Прогулка 8
Наблюдение за птицами – воспитывать интерес к окружающему миру, поддерживать интерес к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать желание заботиться о птицах.
Подвижная игра «Догонялки»
— упражнять в беге.
Дидактическая игра «Узнай по звуку»
— развитие слухового внимания.
Труд. Собираем игрушки после прогулки – воспитывать желание убирать игрушки после игр.
Индивидуальная работа. Повторить потешку «Большие ноги шли по дороге…»
Прогулка 9
Наблюдение за одеждой: своей и прохожих – активизировать словарь по теме «Одежда»
, формировать знания о том, как нужно одеваться осенью.
Подвижная игра «Бегите ко мне»
— упражнять в беге в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «Найди детёныша»
— учить находить детёнышей домашних животных на
картинках.
Труд. Соберём листочки – воспитывать желание выполнять поручения.
Индивидуальная работа. Рисуем палочкой на песке – развивать интерес к рисованию/
Прогулка 10
Экскурсия на огород детского сада – формировать знания об овощах, учить называть их.
Подвижная игра «Догони мяч»
— учить бегать в определённом направлении.
Дидактическая игра «Поручения»
— учить понимать словесные инструкции.
Труд. Помощь в уборке урожая картофеля – воспитывать желание помогать.
Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим — рубим»
.
Прогулка 11
Наблюдение за облаками: белые, ветер гонит облака, они меняют форму – привлекать к наблюдениям за природными явлениями.
Подвижная игра «Лохматый пёс»
– учить действовать по сигналу, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
— учить определять предметы наощупь.
Труд. Собрать палочки на участке – привлекать детей к выполнению поручений.
Индивидуальная работа. Лазанье по гимнастической стенке.
Прогулка 12
Наблюдение за сезонными и погодными изменениями в природе – формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.
Подвижная игра «Автомобили»
— упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении начинать движение и останавливаться по сигналу.
Дидактическая игра «Какого цвета?»
— учить различать по цвету проезжающие автомобили.
Труд. «Собираем веточки»
— приучать к труду.
Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Поднимай ноги выше»
— учить перешагивать предметы высотой 5-10 см.
Прогулка 13
Наблюдение за транспортом – формировать представления о транспорте, об элементарных правилах дорожного движения.
Подвижная игра «Автомобили»
— учить передвигаться по участку, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «На нашем участке»
— учить ориентироваться в пространстве, называть знакомые предметы.
Труд. «Отвези игрушки в группу»
— учить после
прогулки убирать свои игрушки самостоятельно.
Индивидуальная работа. «Лови – бросай»
— упражнять в ловле и бросании мяча.
Прогулка 14
Наблюдение за деревьями: какие деревья? какие на них листочки? как деревья качают ветками? – привлекать к наблюдениям за деревьями на участке, развивать речь.
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»
— учить действовать по сигналу.
Дидактическая игра «Кто и где?»
— учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого.
Труд. Насыпь песок в песочницу – учить выполнять поручения.
Индивидуальная работа. Речевая игра «Громко – тихо»
.
Прогулка 15
Наблюдение за травой: отметить какого цвета трава, какая она наощупь и т. д. – привлекать к наблюдениям за объектами живой природы.
Подвижная игра «По узенькой дорожке»
— развивать чувство равновесия.
Дидактическая игра «Лисичка, пляши!»
— учить различать на слух звучание инструментов.
Труд. Подметаем бортики песочницы – воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.
Индивидуальная работа. Бег по прямой дорожке.
Октябрь
Прогулка 1
Наблюдение за травкой на участке.Беседа по вопросам: «Какого цвета травка? Какая она наощупь? Кто ест травку? Можно ли деткам кушать травку?» — развивать мышление, речь, учить различать цвета, объяснять, что нельзя брать в рот несъедобные предметы.
Подвижная игра «У медведя во бору»
— учить детей бегать врассыпную.
Дидактическая игра «Угадай, что делать»
— учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Труд. «Поможем дворнику в уборке участка»
— воспитывать у детей желание помогать взрослым.
Индивидуальная работа. Метание мяча на дальность.
Прогулка 2
Наблюдение за кошкой – расширять представление о домашнем животном – кошке. Воспитывать желание заботиться о животных.
Беседа на тему: «Кто из животных живёт с человеком дома?»
— развивать речь, закреплять знания о домашних животных.
Подвижная игра «Перебежки – догонялки»
— учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Дидактическая игра «Солнце или дождик?»
— учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна, воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.
Труд. Игровое упражнение «Собери листочки»
— учить выполнять трудовые поручения.
Индивидуальная работа. Упражнять детей в различении предметов контрастной величины (большой дом и маленький домик, большой мяч и маленький мячик и т. д.)
Прогулка 3
Наблюдение за транспортом – объяснить детям, что автомобили ездят по проезжей части дороги, машину ведёт водитель, во время поездки в автомобиле не надо отвлекать водителя разговорами.
Подвижная игра «Автомобили»
— учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «Угадай по звуку»
— продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Труд. Уборка участка детского сада – воспитывать желание помогать взрослым.
Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Перешагни палку»
— развивать умение перешагивать предметы и не терять равновесия.
Прогулка 4
Наблюдение за листопадом – показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад»
.
Подвижная игра «Кто тише?»
— упражнять детей в ходьбе на носках в указанном направлении.
Дидактическая игра «Собери красные и жёлтые листья»
— учить различать жёлтый и красный цвета.
Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки – приучать к труду.
Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Принеси мяч»
— развивать умение сохранять во время ходьбы определённое направление.
Прогулка 5
Наблюдение за птицами. Воспитывать доброе отношение к пернатым.
Подвижная игра «Лохматый пёс»
— приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.
Дидактическая игра «Где позвонили?»
— учить детей определять направление звука.
Труд. Собираем листья в кучу – воспитывать желание помогать взрослым.
Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Поймай мяч»
.
Прогулка 6
Наблюдение за берёзой. Рассмотреть берёзку: листики пожелтели, дует ветерок, берёзка качается, роняет листочки.
Дыхательное упражнение «Ветерок»
.
Подвижная игра «Догони мяч»
— развивать умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление.
Дидактическая игра «Громко-тихо»
— учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.
Труд. «Соберём песок в песочницу»
— привлекать детей к выполнению поручений.
Индивидуальная работа. Бег между двумя линиями – развивать координацию движений.
Прогулка 7
Наблюдение за небом,беседа по вопросам: «Покажи, где небо? Что находится на небе? Кто летает в небе?»
— развивать речь, воспитывать интерес к окружающему.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
— учить ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
Дидактическая игра «Угадай по голосу»
— учить детей различать животных и птиц по голосу, образовывать глаголы от звукоподражательных слов
(кукарекает, мяукает, чирикает и т. д.)
Труд. Собрать ветки на участке – привлекать к выполнению трудовых поручений совместно с детьми старшей группы.
Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Перешагни палку»
— развивать умение перешагивать палку, при этом не терять равновесия.
Прогулка 8
Наблюдение за цветами на клумбе. Обратить внимание детей на увядание цветов. Формировать представления об осенних изменениях в природе.
Подвижная игра «Лохматый пёс»
— приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.
Дидактическая игра «Один — много»
— учить различать количество предметов.
Труд. Предложить помочь дворнику собрать листья на участке. Воспитывать желание помогать взрослым.
Индивидуальная работа. Упражнять в лазании по гимнастической лесенке.
Прогулка 9
Наблюдение за ветром – дует ветер, срывает с деревьев листочки. Знакомит детей с доступными явлениями природы, воспитывать интерес к окружающему миру.
Дыхательное упражнение «Ветерок»
.
Подвижная игра «Кошка и птички»
— развивать быстроту, ловкость.
Дидактическая игра «Назови детёныша домашнего животного»
— развивать речь, закреплять знания о домашних животных.
Труд. Собрать листья в определённое место – привлекать к выполнению простейших поручений.
Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Догони мяч»
— учить бегать в определённом направлении. Упражнять детей в звукоподражании – упражнение
«Кто как говорит»
.
Прогулка 10
Наблюдение за небом (серое, моросит дождь, солнышка нет, птички спрятались)
– воспитывать интерес к окружающему миру.
Подвижная игра «Через ручеёк»
— учить перешагивать через препятствия.
Дидактическая игра «Угадай по голосу»
— учить детей различать животных и птиц по голосу, образовывать глаголы от звукоподражательных слов
(кукарекает, мяукает, чирикает, кукует и т. д.)
Труд. «Собери камешки на участке»
— привлекать детей к выполнению простейших поручений.
Индивидуальная работа. Повторить стихотворение А. Барто «Лошадка»
.
Прогулка 11
Наблюдение за дождевым червем, рассмотреть, как он передвигается, рассказать, где он живёт – воспитывать интерес к окружающему.
Подвижная игра «Карлики-великаны»
— учить действовать по сигналу, ходить, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «Большие и маленькие листики»
— учить детей различать предметы по величине.
Труд. Помощь дворнику в уборке участка – поощрять желание помогать взрослым.
Индивидуальная работа. Вспомнить стихотворение «Мячик»
А. Барто.
Прогулка 12
Наблюдение за деревьями: рассмотреть деревья, его основные части, предложить погладить ствол – знакомить с объектами живой природы.
Подвижная игра «Птицы в гнёздышке»
— учить ходить и бегать врассыпную.
Дидактическая игра «Узнай по звуку»
— развивать слуховое внимание.
Труд «Собираем листочки в ведро»
— учить выполнять простейшие поручения.
Индивидуальная работа. Упражнять в лазании по гимнастической стенке.
Прогулка 13
Наблюдение за трудом дворника, оказание посильной помощи – воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать.
Подвижная игра «Лохматый пёс»
— развивать умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «Найди место собачке»
— учить ориентироваться в пространстве.
Труд. Помощь дворнику в уборке участка – поддерживать желание помогать.
Индивидуальная работа. Пальчиковая игра «Сорока-сорока»
, игровое упражнение
«Поймай мяч»
.
Прогулка 14
Наблюдение за жизнью улицы: наблюдение за движущимся транспортом –учить различать транспортные средства: автомобиль, автобус, трактор, грузовик и т. д.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
— знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, упражнять в беге в разных направлениях, учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «Большой — маленький»
— развивать внимание, мышление, учить классифицировать предметы по величине.
Труд. Подмести в беседке – приучать к труду.
Индивидуальная работа. Повторить потешку «Баю-бай – ты, собачка, не лай»
. Упражнять детей в прыжках с продвижением вперёд с места.
Прогулка 15
Наблюдение за одеждой и обувью детей – обогащение словаря (комбинезон, куртка, сапоги, ботинки и т. д.)
.
Подвижная игра «Ножки»
— создать хорошее настроение, продолжать учить прислушиваться к взрослым.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
— способствовать формированию умения обследовать предметы.
Труд. «Соберём веточки в кучу»
— воспитывать желание трудиться.
Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Перешагни через палку»
— упражнять в перешагивании через препятствия.
Ноябрь
Прогулка 1
Наблюдение за деревом. Знакомить детей с признаками осени (деревья сбрасывают листву, формировать бережное отношение к природе (ветки деревьев нельзя ломать)
.
Подвижная игра «Догони меня»
— учить бегать в определённом направлении, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «Высокие и низкие деревья»
— учить различать деревья по высоте.
Труд. Соберём камешки на участке – учить выполнят простейшие поручения.
Индивидуальная работа. Вспомнить потешку «Наши уточки с утра»
. Упражнять в лазании по гимнастической стенке.
Прогулка 2
Наблюдение за погодой дня – формировать представления об осенних изменениях в природе.
Подвижная игра «Пузырь»
— развивать желание играть в подвижные игры вместе с воспитателем.
Дидактическая игра «Один — много»
— учить различать количество предметов.
Труд. Собираем листики в ведро – воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.
Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик, где ты был?»
Прогулка 3
Наблюдение за ветром – обратить внимание на ветки деревьев, на листья, как их тихо покачивает ветер. Предложить детям изобразить ветерок – дыхательное упражнение «Ветерок»
.
Подвижная игра «Кошка и мышки»
— развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
— учить угадывать по описанию, кого из детей загадал воспитатель.
Труд. Подмести в беседке – учить выполнять простейшие поручения.
Индивидуальная работа. Упражнять детей в ловле мяча.
Прогулка 4
Наблюдение за трудом взрослых – воспитывать интерес к труду взрослых.
Подвижная игра «Кто тише»
— упражнять детей в ходьбе на носках.
Дидактическая игра «Один-много»
— учить различать количество предметов.
Труд. Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев – воспитывать желание помогать.
Индивидуальная работа. Метание мяча на дальность правой и левой рукой.
Прогулка 5
Наблюдение за проезжей частью дороги – дать представление о правилах дорожного движения.
Подвижная игра «Где звенит?»
— учить ориентироваться в пространстве.
Дидактическая игра «Любопытная кукла»
— учить детей отвечать на вопросы
«кто?»
,
«что?»
,
«что делает?»
Труд. Собираем веточки в одно место – приучать к выполнению простейших поручений.
Индивидуальная работа. Упражнять детей в прыжках на месте.
Прогулка 6
Наблюдение за птицами – рассказать о том, что с приближением холодов у птиц становится меньше корма, и люди должны проявить заботу о них. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Подвижная игра «Ножки»
— упражнять в чередовании движений
(бег, ходьба, прыжки, приседания)
.
Дидактическая игра «Угадай по звуку»
— продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Труд. Подмести в беседке – привлекать к выполнению трудовых поручений.
Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.
Прогулка 7
Наблюдение за дождём –закреплять представления об осенних изменениях в природе: часто идёт дождь, на улице сыро, пасмурно.
Подвижная игра «Кошки и мышки»
— упражнять в беге по сигналу.
Дидактическая игра «Назови цвет»
— учить различать основные цвета.
Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки – воспитывать желание выполнять трудовые поручения.
Индивидуальная работа. Лазание по гимнастической стенке.
Прогулка 8
Наблюдение за деревьями – обратить внимание детей на ветки без листочков, рассказать, что на зиму деревья сбрасывают листья – знакомить с объектами живой природы, воспитывать бережное отношение к деревьям.
Подвижная игра «Догоните меня»
— упражнять детей в беге и ходьбе в определённом направлении.
Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ.
Ольга Яганова
Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ.
I. СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ.
Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы.
ПРИНЦИП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАКОВ:
• воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования,в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и раздеваться.
• Няня обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.
Ребенок должен гулять (даже в холодное время года)
до 4-4,5 ч. в день.
Прогулка проводиться в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий — при температуре воздуха ниже –15 и скорости ветра более 15 м. /сек. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г. Н. Сперанский)
.
Сбор детей на прогулку (как и возвращение)
представляет собой особую сложность в режиме дня. Важно рационально
организовать этот момент. В группах раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки)
. Не следует при этом забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ 2–3 ЛЕТ.
Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития ребёнка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь в полной мере удовлетворяются потребности ребёнка в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками. Однако малыши не могут самостоятельно использовать всё время прогулки с максимальной пользой. Воспитатель должен методически правильно руководить их деятельностью.
Главное, чтобы прогулки проводились ежедневно и были правильно организованы.
В холодное время года время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – 4 часа. Только температура воздуха ниже -15 С, служит поводом для её отмены.
Основную работу с детьми осуществляет воспитатель.
• В целях охраны жизни и здоровья детей, перед прогулкойвоспитатель внимательно осматривает весь участок: на исправность оборудования и отсутствие опасных предметов.
• Вместе с помощником воспитателя, занимается уборкой участка и созданием игровой среды для разнообразной деятельности (наблюдение, трудовые действия, подвижные игры и упражнения)
.
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ.
• Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур.
• Одевание детей нужно организовать так, чтобы потратить меньше времени и чтобы они недолго ожидали выхода на прогулку. Необходимо продумать и создать такие условия, чтобы детям было удобно собираться и при этом не мешать другим.
• Одевать и раздевать детей при подготовке к прогулке и возвращению с прогулкинеобходимо по подгруппам:
— воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей — медленно одевающихся детей, с низкими навыками по самообслуживанию;
— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и затем выводит детей в приемную для одевания;
— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы детей, после чего выводит их на участок к воспитателю;
— детей с ослабленным здоровьем, после болезни рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
• Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности (очередность одевания детей – рейтузы (теплые штаны, обувь, платок, шапку, пальто, шарф и варежки)
. При возвращении с
прогулки раздеваются в обратном порядке.
• Нужно приучать малышей к тому, чтобы они поблагодарили взрослых за оказанную помощь. Родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности, чтобы навыки по самообслуживанию (одевания и раздевания)
сформировались быстрее.
• Процесс одевания воспитатель и помощник воспитателя осуществляют совместно с детьми, предоставляя детям возможность самим сделать то, что они могут и умеют.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК.
• Помимо установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, поддающийся санитарной обработке. Его распределяют по всему участку, периодически заменяя, чтобы постоянно поддерживать интерес детей.
• На участке в определенном месте, следует организовать наблюдения с детьми или беседу. Можно включать для привлечения внимания сюрпризные моменты.
• Песочница располагается под тентом и представляет собой большой, низкий ящик с бортиками, обязательно с крышкой. Песок периодически очищают, пополняют, перемешивают и увлажняют.
• Участок должен быть ярко украшенным в зависимости от сезона (гирлянды, флажки, шары, цветы, осенние листья, снежинки, цветные льдинки и т. д.). Украшение может служить игровым материалом.
• Достаточное количество игрового материала делают прогулку достаточно насыщенной и интересной. На прогулкедолжны быть игрушки разного характера: к сюжетным играм, сказочные персонажи, игрушки-забавы, спортивное оборудование.
• Содержание прогулки с детьми зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.
• Воспитатель заранее планирует и продумывает содержание прогулки, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Структура прогулки.В нее входит 5 компонентов:
1. Наблюдение.
2.Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым)
за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
•Живая природа: растения и животные;
•Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, ветер, солнце и т. п.)
;
• Труд взрослых (наблюдения за трудом взрослых — дворника, шофера, строителя и т. д.)
.
Виды наблюдения:
• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления.
• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Подвижные игры.
• Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, повышается двигательная активность, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные и волевые качества.
• Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью)
следует
организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами или игры с текстом (подражание действиям воспитателя, различного вида имитации)
. Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней
прогулке от 6 до 10 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игры. Помимо подвижных игр на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения)
.
Рекомендации при проведении игр:
• Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
• Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует активнее вовлекать в подвижные игры.
Индивидуальная работа с детьми.
• Во время прогулок воспитатель организует индивидуальную работу с детьми (по физо на развитие движений)
.
• Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
• Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
• Можно проводить с детьми и отдельные физические упражнения в основных движениях,
Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут.
Формами организациитруда детей являются:
• Индивидуальные трудовые поручения. Дети получают простые индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций. Воспитатель поочередно привлекает детей. Работу организует как «труд рядом»
, при этом следит, чтобы дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организацииобразовательного процесса детей:
— свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
— организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.
Среда, созданная на участке, должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии и происходит развитие взаимоотношений между детьми. Она осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.
Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.
Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельностью. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.
Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей:
— обеспечивать им полную безопасность;
— научить использовать пособия в соответствии с их предназначениями;
— осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки.
— следить за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали.
Запрещается:
• Оставлять детей одних, без присмотра.
• Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
• О каждом несчастном случае с ребенком немедленно информировать руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.