ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
На доске: 6 2 4 с л е Какое слово получилось? Дети: Лес. Воспитатель: Из леса к нам прибежала Не мышь, не птица, В лесу резвится. На деревьях живет И орешки грызет. Кто это? (Белочка) /воспитатель прикрепляет на доску рисунок белочки/
II. Сообщение целей занятия:
Белочка-хозяюшка Школу открывает И лесных зверюшек Учиться приглашает. И звери, и птицы Спешат к нам в класс, А белочка — учительница Дает такой наказ: «Начинаем наш урок, Повторять мы будем счет И примеры порешаем, Кто внимательней узнаем»,
Ш. Закрепление пройденного: 1).Найди ошибку Белочка. За волчишкой еле-еле Вышел Мишка из-за ели. Он мотает головой, Рассуждает сам собой. Медведь. Есть счетная машина у меня, Помогает мне она. Я примеры все решил, А проверить нету сил. Вот ответы перед вами, Вы, друзья, проверьте сами. -Дети проверяют решенные примеры. Неверные результаты в примерах 3 и 4 с доски убираются, примеры решаются правильно. На доске: 5-1=4 7+1=8 3+2=5 6-5=1 /сигн. карт./ Белочка. Заревел медведь белугой, Заметался он по кругу. Медведь. Аи, машина. Ну дела! Ну совсем ты не точна! Белочка. Не расстраивайся, Мишка, А учись у ребятишек! Воспитатель: Ребята, давайте еще раз Мишке объясним, как прибавлять и как вычитать. 2). Состав числа «5», Белочка. Под кустом сидел хитренький лисенок Он слушал щебет птичий И ждал, что в гости попадет Сама собой добыча. А мы спрячем птиц в дома, Но нужно знать состав числа. На доске рисунки домиков, лисенка и птичек с цифрами на крыльях. Ребята расселяют птичек в дома.
IV. Устный счет: Белочка. Зайка, зайка, Посмотри, Все фигурки Назови. Заяц. Ой, не знаю, ой, боюсь, Почему-то весь трясусь. Белочка. Отвечать ты должен смело, А робеть — плохое дело Кто поможет из ребят? Воспитатель: Назовите фигуру в левом верхнем углу, укажите её цвет. Дети: Желтый треугольник. Воспитатель: В нижнем правом углу? Дети: Оранжевый квадрат. Воспитатель: А где зеленый круг? Дети: В правом верхнем углу. Воспитатель: А это что за фигура? Дети: Овал. Белочка. Приготовила я вам, ребятки, дощечки. А теперь внимание. Слушаем задание. Нарисуйте у себя на дощечки мелом эти фигуры по памяти. Образец убирается. Дети рисуют. Воспитатель проверяет нарисованные фигуры. Белочка. Запишите в треугольнике число, которое стоит перед числом б, в квадрате — за числом 7, в овале число, которое на 1 больше, чем 3, в круге- на 1 меньше 9. Подводятся итоги данного этапа занятия. V. Отработка вычислительных навыков. Воспитатель: Серый волчишко прибежал на урок, Хочет он тоже освоить счет, Смотрит — на доске примеры, Как решить примеры эти? Помогите Волку, дети! Объясните ему, как надо прибавлять и вычитать 1,2. Дети: Прибавить 1- назвать следующее при счете число, вычесть 1 — назвать предыдущее, 2- прибавляем как+1+1, вычитаем 2 как -1-1, Дети решают примеры: 3+1 5+2 6-1 7-2 Белочка. А теперь составьте пример вот про этих зверей. Вот пять зайчат по дорожке идут. За ними вдогонку двое бегут. Так сколько ж всего по дорожке лесной Торопится в школу зайчишек весной? Дети: составляют решение в кассе /записывают на досечке/
VI. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо, /Дети машут руками на себя,/ Закачалось деревцо. / Дети делают наклоны./ Ветер тише, тише, тише, / Дети приседают./ Деревцо все выше, выше. / Дети встают на носочки, тянутся вверх/ VII. Практическая работа Ну, ребята, молодцы, Всем зверятам помогли. А теперь заданье вам Очередное вам задам. Постройте башню из квадратиков /кубиков/ так чтобы красный кубик был выше желтого, но ниже зеленого. — Какого цвета кубик оказался наверху? ( Зеленый.) — Какой кубик оказался ниже красного? ( Желтый.) Справа от башни положите 1 треугольник, а слева 2 треугольника.
VIII. Дидактическая игра: а) «Поймай мяч и назови число»; б) «Математическое лото» — (дети находят сумму чисел)
IX. Итог занятия Белочка. Вы, друзья мои, старались, Все прилежно занимались. Хочу вас благодарить И оценки всем вручить. Воспитатель оценивает работу детей. Подводит итог работы.
Следующая > |
Освоение второго десятка чисел
Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 – это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.
Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.
Увлекательное и эффективное обучение счету
В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:
- счетные палочки;
- счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
- кубики;
- самодельные карточки;
- числовые дома;
- игрушки или конфеты;
- пуговицы разного цвета.
Занятие 1: понятие о составе числа
Счеты помогут изучить все числа. Можно применить их, играя в магазин
Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.
Закрепить упражнение следует с использованием других предметов. Ребенку важно запомнить, что число 2 в любом случае включает две единицы, независимо от того, какие предметы его составляют (2 банки, 2 книжки, 2 кусочка мыла и так далее). Пусть он выкладывает на стол по 2 предмета, которые ему нравятся (камешки, кубики, ягоды, каштаны или орехи).
- выложить 3 монеты по одной (на разном расстоянии или «в столбик»);
- к двум монетам прибавить одну (две монеты положить вместе, а одну – на расстоянии);
- к одной монете прибавить две.
После того как малыш освоит «тройку» (поймет, что три монеты вместе, это то же самое, что и две с одной, попрактикуется собирать их воедино), можно учить цифру 4 в игровой форме. Здесь помогут шашки и доска. Следует предложить маленькому ученику положить на доску 4 шашки белого цвета, а затем задать вопрос: сколько шашек останется, если заменить одну белую шашку на черную? Сколько будет их всего, если выстроить 2 белые и 2 черные шашки? Ребенку важно понимать, что число 4 получится при любом варианте перестановки.
Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.
Занятие 2: работа с карточками
Карточки с цифрами можно легко изготовить самостоятельно
На этом этапе важно подключить 2 вида карточек (купленных или изготовленных самостоятельно). Желательно, чтобы в первом варианте они состояли из двух половинок. На одной стороне может быть нарисован предмет, а на другой – 2,3,4,5 и более его копий. Половинки может объединять знак «+», или его можно сделать отдельно.
Второй вариант карточек – это набор картинок, где предметы изображены единым множеством, без разделения. Когда у малыша получится сопоставлять числа и цифры, можно изготовить третий комплект карточек с цифровыми изображениями. Карточек должно хватить для того, чтобы он смог представить одно и то же число в разных вариантах (например, 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1).
Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.
Занятие 3: подключение числовых домиков
Числовые домики можно рисовать в тетради или изготовить их из цветной бумаги, в окошки домика ребенок будет ставить необходимые карточки с цифрами
Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.
Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.
Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.
Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:
Вариант 2: