Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе. Путешествие в Геометрию
Конспект занятия по математике 2 младшая группа «Путешествие в страну Геометрию»
Цель: создать условия для совершенствования умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Задачи: образовательные: — закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник); — учить видеть закономерности расположения фигур; — продолжать учить узнавать и называть цвета. развивающие: — активизировать память, внимание, мышление; — активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов. воспитательные: — воспитывать умение слушать воспитателя; — воспитывать целеустремлённость; — воспитывать аккуратность при работе с карандашами; — развивать коммуникативные навыки; — учить детей работать небольшим коллективом дружно. Материалы и оборудование: дорога из геометрических фигур, фигурки-человечки, конверты, картинки для раскрашивания на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются). 1.Организационный момент Собрались все дети в круг (встают в круг) Я твой друг (руки к груди) И ты мой друг (протягивают руки друг к другу) Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) И друг другу улыбнёмся.2. Мотивация Воспитатель: Ребята сегодня утром к нам приходил почтальон и принёс письмо. Прочитаем его? «Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Пишут вам жители волшебной страны Геометрии. У нас произошла беда, нашу страну заколдовал злой волшебник и у всех окружающих предметов пропали цвета. Помогите нам снять заклятие! Жители страны Геометрии». 3. Введение в проблемную ситуацию Воспитатель: Ребята, поможем жителям волшебной страны? А как нам до неё добраться? (Дети обращают внимание на дорогу из геометрических фигур и приходят к выводу, что можно добраться по ней). Вставайте друг за другом, отправляемся в путь. Наши ножки, наши ножки Поведут нас по дорожке. (Дети подходят к доске)4. Решение проблемной ситуации Воспитатель: Вот мы и пришли в волшебную страну Геометрию? А где же жители? Почему нас не встречают? Посмотрите, здесь лежит конверт. Что же в нём? Загадки. Первая загадка Нет углов у меня и похож на блюдце я. На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. Угадайте, друзья, кто же я? (Круг).
(На доске появляется круглый человечек)
— Кто это у нас. Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?
Дети: Круглые. Воспитатель: У него есть ножки. Какие они? Дети: Круглые. Воспитатель: А что еще есть у круглого человечка? Дети: Глазки, ротик. Они тоже круглые. Воспитатель: Совершенно верно. А какого цвета человечек? Дети: Человечек – желтый. Воспитатель: А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое. (Дети называют предметы круглой формы). Вторая загадка Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я? (Треугольник).
Воспитатель: (вывешивает на доску треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть? Дети: Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные. Воспитатель: А что похоже на треугольник? Дети: Флажок, пирамидка, крыша домика. Третья загадка Что похоже на открытку, На конверт и на платок? Что сравнить скажите можно С одеялом и ковром? Какая это фигура? (Прямоугольник)
Воспитатель: (вывешивает прямоугольного человечка). У нашего прямоугольного человечка руки круглые? Дети: Нет. Они прямоугольные. Воспитатель: А ножки, глазки, ротик на какую фигуру похожи? Дети: На прямоугольник. Воспитатель: Покажите длинные стороны у прямоугольника, короткие стороны. Хорошо. А какого цвета наш прямоугольник? Дети: Прямоугольник – зеленый. Воспитатель: А теперь вспомните, что вы видели на улице прямо-угольное? Дети: Окна, двери, кирпичи. Четвёртая загадка Не овал я и не круг, треугольнику не друг, Прямоугольнику я брат. И зовут меня … (Квадрат).
Воспитатель: Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так? Дети: Человек похож на квадрат. Воспитатель: Что еще есть у квадратного человечка? Дети: Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные. Воспитатель: Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное. Дети: книжка, окно, кубик. Воспитатель: Какого цвета квадратный человечек? Дети: Синего. Воспитатель: Вот мы и познакомились с жителями волшебной страны. Путь наш был долгим, давайте теперь отдохнём. Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться, Два! Согнуться, разогнуться, Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять руками помахать.Воспитатель: Ребята, помните, в письме говорилось, что злой волшебник забрал у предметов цвета? Поможем их вернуть на место? (Дети садятся за столы. Для каждого ребёнка лист с заданием).
Воспитатель: Посмотрите, что изображено на листах (Дети перечисляют). Нам необходимо закрасить предметы. Как раскрашивать вам рассказывают геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры изображены и какого цвета? (Ответы детей). Берём карандаши и раскрашиваем предметы. Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием и помогли снять заклятие с предметов — к ним вернулись их цвета. А теперь нам пора возвращаться назад в детский сад. Вставайте друг за другом, отправляемся в путь. Наши ножки, наши ножки Поведут нас по дорожке.5. Рефлексия Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Понравилось наше путешествие? — В какой волшебной стране мы сегодня были? — С кем мы там познакомились? — Кто заколдовал волшебную страну? — Какое заклятие он наложил на предметы? — Справились мы с заданием? Молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по математике в младшей группе детского сада «Занимательная математика» Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе ДОУ. Счёт до 5 Конспект занятия по ФЭМП в детском саду. Вторая младшая группа. Треугольник Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе. Классификация по одному признаку
Похожие статьи:
Конспект математической игры во второй младшей группе
Конспект игры по математике в младшей группе
Занятие по математике в младшей группе «Части суток»
Конспект занятия по математике «Число и цифра 2». Младшая группа
Конспект занятия по математике в младшей группе «Кодирование геометрических фигур»
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
- Автор: Абакумова Наталья Леонидовна
- Руководитель: Митрофанова Надежда Васильевна
Программное содержание: совершенствовать умение обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть знакомые геометрические фигуры: квадрат, треугольник. Упражнять в классификации предметов по одному признаку.
Демонстрационный материал:
Грядка огорода с овощами, ведро, заяц, геометрические фигуры (треугольник, квадрат).
Раздаточный материал:
Геометрические фигуры (квадраты, треугольники).
Ход занятия:
Организационный момент:
— Здравствуйте, ребята!
— Ребята, сегодня к нам пришел гость из леса. А кто это вы попробуйте отгадать.
Что за зверь такой лесной, Встал как столбик под сосной? Кто стоит среди травы, Уши больше головы?
(Заяц)
— Из леса к нам пришел заяц.
— Давайте поздороваемся с зайцем (здороваются).
— Ребята, у нашего зайца есть огород.
Основная часть:
Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».
На доске имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Дети перечисляют овощи (морковь, огурец, картофель и т.д.).
Воспитатель обобщает их ответы: это овощи, затем выясняет:
— Сколько овощей выросло на огороде (много). Давайте соберем овощи в ведерко.
Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет:
— Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял? Дети поочередно кладут овощи в корзину и комментируют: «Я положил одну морковку (огурец, морковь, картофель и т. д.)». Действия детей воспитатель сопровождает словами:
— Овощей в корзине становится больше, а на грядке меньше. Когда дети наполнят корзину, воспитатель выясняет:
— Сколько овощей в корзине? (Много) А сколько осталось овощей на грядке? (Ни одного).
— Молодцы, помогли зайцу собрать урожай.
Ребята, а теперь внимательно посмотрите на доску и скажите, какие геометрические фигуры вы увидели? (Квадрат, треугольник, круг).
— Правильно. А теперь расскажите нашему гостю, чем отличаются эти геометрические фигуры друг от друга.
(Ответы детей).
— Хорошо, справились с заданием.
Физминутка:
Зайки серые сидят, (присели) Ушки длинные торчат. (показываем руками ушки) Вот наши ушки, Вот наши ушки;
Ушки на макушке. Вот бежит лисичка, (бег на месте) Хитрая сестричка. Прячьтесь, прячьтесь, (присели.)
Зайки-попрыгайки. По лесной полянке Разбежались зайки. (прыжки на месте) Вот такие зайки,
Зайки-попрыгайки.
— Ребята, а у нашего гостя беда! У него сломался домик, поможем ему построить новый? (Да).
Игровое упражнение «Построим домики».
Воспитатель раздает детям геометрические фигуры. Затем дает задания:
— Какие фигуры у вас на столе? Положите перед собой все квадрат. Какие фигуры нужно взять, чтобы построить крышу у домика? Положите треугольник на квадрат — на каждый квадрат один треугольник. Что у вас получилось? (ответы).
— Молодцы, хорошо справились с заданием.
Заключительная часть:
— Ребята, скажите, сегодня вам понравилось помогать Зайцу? (да).
А давайте вспомним, что мы сегодня делали? (ответы детей).
Ну а теперь нам пора прощаться с нашим гостем. Ему нужно возвращаться в лес. Давайте попрощаемся с зайцем.
— До свидания!
— Молодцы, ребята. Сегодня вы хорошо занимались.
Следующая > |
Программное содержание: — закрепить понятия широкий — узкий, длинный — короткий, понятия о геометрических фигурах (круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и овале); — закрепить понятия о частях суток, повторить порядковый и количественный счет; — продолжать развивать умение работать индивидуально и в коллективе, развивать мышление и логику; — воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы хотите попасть в сказку? Дети: Да. Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед нами дорожки. Они одинаковые или нет? Дети: Нет. Воспитатель: Чем они отличаются? Дети: Длиной. Одна — длинная, а другая — короткая. Воспитатель: Молодцы! А еще чем? Дети: Шириной. Одна дорожка — широкая, а другая — узкая. Воспитатель: Умницы! Значит, они отличаются длиной и шириной. Как вы думаете, по какой дорожке нужно пойти, чтобы быстрее попасть в сказку? Дети: Нужно пойти по короткой дорожке. Воспитатель: Верно. Ну что, отправимся в путь? Мальчики должны пропустить девочек. Дети проходят по-одному по узкой дорожке и оказываются перед теремком. Воспитатель: Вот и мы и в сказке. А начинается она так: «Стоял в поле …(теремок). Как называется эта сказка? Дети: «Теремок». Воспитатель: Мы попали с вами в необычную математическую сказку. Герои этой сказки могут поселиться в теремке, если мы выполним их математические задания Давайте начнем. Стоял в поле теремок. Бежала мимо мышка-норушка. Решила она поселиться в теремке, но сначала мы должны выполнить ее задание В теремке есть окошки. Они сделаны в виде геометрических фигур. Мышка просит назвать эти фигуры. Воспитатель указывает на фигуры, а дети называют их. Дети: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Воспитатель: Молодцы! Мы поселим мышку в комнату с окошком, у которого три угла и три стороны. О какой фигуре идет речь? Дети: Треугольник. Воспитатель прикрепляет мышки. Воспитатель: Скакала мимо лягушка-квакушка. Она тоже хочет жить в теремке, но сначала ей нужно помочь. У лягушки рассыпались бусы, нужно помочь собрать их. Попробуем? Бусы состоят из геометрических фигур. Сначала должна быть фигура, у которой 4 угла и 4 стороны, причем все стороны равны. Какая это фигура? Дети: Квадрат. Воспитатель выкладывает на доску квадрат, дети работают за столом с раздаточным материалом . Воспитатель: Дальше фигура, у которой 3 угла и 3 стороны. Какая эта фигура? Дети: Треугольник. Воспитатель выкладывает треугольник на доске, а дети в своих числовых карточках. Воспитатель: Затем фигура, у которой нет углов. Какая это фигура? Дети: Круг и овал. Воспитатель: Таких фигур две. Речь идет о фигуре, похожей на колесо, ее можно катить. Дети: Это круг. Воспитатель выкладывает круг, дети повторяют. Воспитатель: А теперь повторите этот рисунок дальше сами. Дети выкладывают фигуры в числовых карточках индивидуально. Воспитатель проверяет. Воспитатель: Все справились? Мы собрали бусы для лягушки и теперь можем поселить ее в теремок. Прикрепляем картинку лягушки к квадратному окошку. Бежал мимо зайчик-побегайчик. Он принес нам вот такое задание (достает картинки с частями суток). Нужно расставить картинки в нужном порядке. Воспитатель показывает картинки, дети объясняют свой выбор. Дети отвечают и выкладывают картинки на доску. Воспитатель: Молодцы! Все это части суток. Давайте объясним свой выбор. Что мы делаем утром? Дети: Делаем зарядку, умываемся, завтракаем. Воспитатель: Что мы делаем днем? Дети: Гуляем, обедаем, спим. Воспитатель: Что мы делаем вечером? Дети: Играем, ужинаем, идем домой. Воспитатель: А что мы делаем ночью? Дети: Ночью мы спим. Воспитатель: Умницы! Вы справились с непростым заданием зайчика. Теперь он может поселиться в теремке. Поселим его в комнату с прямоугольным окошком. Воспитатель: Бежала мимо лисичка-сестричка. Она принесла корзинку, в ней рыбка и грибы. Лисичка просит нас сосчитать их. Воспитатель выкладывает на доске рыбок, дети считают. (4 рыбки). Воспитатель выкладывает грибы, дети считают (5 грибов). Воспитатель: Скажите грибов и рыбок одинаковое количество? Дети: Нет. Воспитатель: Чего больше? Чего меньше? Ответы детей. А на сколько грибов больше, чем рыбок? (на 1). А как сделать, чтобы грибов и рыбок было одинаковое количество? Дети: Прибавить одну рыбку или отнять один грибок. Воспитатель: Мы справились с заданием лисички, и теперь она может поселиться в теремок в комнату с овальным окошком. Дети помогают найти эту комнату и поселить лисичку-сестричку. Воспитатель: Бежал мимо волчок — серый бочок. Он тоже хочет жить в теремке, но сначала вы должны выполнить его задание на листочках. Воспитатель раздает задание, дети выполняют его индивидуально. Все справились? Молодцы! Поселим волчка в комнату с круглым окошком. Дети прикрепляют фигурку волчка. Воспитатель: И наконец пришел медведь. Дети, мы можем поселить медведя в теремок? Дети: Нет. Все комнаты заняты. Воспитатель: Мы можем для него построить свой теремок. У нас есть гимнастические палочки, давайте из них на полу построим теремок для медведя. Приступим. Дети строят теремок и заселяют туда медведя. Воспитатель: Медведь очень доволен и говорит вам большое спасибо. Из каких фигур состоит наш теремок? Дети: Из треугольника и квадрата. Воспитатель: Верно. Давайте посчитаем сколько героев было в нашей сказке. (6). Кто был первым? (Мышка ). Кто был третьим? (Зайчик). Кто последним? (Медведь). А теперь посчитаем зверей обратным счетом. Дети считают. Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в сказку? Дети: Да. Воспитатель: А теперь пора возвращаться в детский сад Спасибо вам. Вы молодцы! Дети проходят по короткой дорожке обратно.
5.2. Формирование представлений о величине и геометрических фигурах у детей второй младшей группы
К теме: Формирование представлений о величине, геометрических фигурах у детей второй младшей, группы
- Методика ознакомления с параметрами величины, величиной в целом
Особенности наглядного материала
Для обучения выделению параметров величины и сравнению по ним используется
- специально подготовленный дидактический материал
- разноцветные полоски,
- плоские изображения различных предметов,
- разноцветные геометрические фигуры разной величины,
- одинаковые предметы
с ярко выраженным одним параметром, резко контрастные по величине (в 3—4 раза) или равные по величине:
- длина: ленты, веревки, шнурки, лыжи, дорожки и др.
- ширина: ленты, дорожки, ручейки и др.
- высота: дома, башни, деревья, люди и др.
- толщина: палки, карандаши, деревья и др.
- Для сравнения вначале используют предметы контрастных размеров. Разница в размерах демонстрационного материала — не менее 10—15 см, раздаточного — не менее 5 см.
Требования к дидактическим полоскам и плоским изображениям:
- полоски должны отличаться только тем параметром величины, с которым педагог знакомит воспитанников. Если знакомим с длиной, то длина у полосок должна быть разной, а ширина — одинаковой. Если знакомим с шириной, то ширина должна быть разной, а длина — одинаковой. Если два изображения надо отличить по высоте, то ширина изображений должна быть одинаковой. Если сравнение будет проводиться по величине в целом, то изображения (фигуры) должны отличаться по всем параметрам;
- искомый параметр должен быть четко виден (например, длина должна превышать ширину в 2 раза);
- размерная разница в изображениях и параметрах полосок должна составлять
— во второй младшей группе — 1/5 большей величины;
— в средней группе – 1/7 или 1/8 большей величины;
- полоски, изображения и фигуры должны быть разноцветными, чтобы при наложении не произошло слияние цвета и чтобы ребенку легче было описать результат сравнения, отношения между объектами по величине.
Методика ознакомления с параметрами величины
- Сначала знакомим с каждым параметром в отдельности, затем возвращаемся к общей величине как обобщению полученных сведений.
- Последовательность ознакомления с параметрами величины:
- Вначале рассматриваем два предмета контрастные по размеру и вводим новый термин. Потом формируем умение сравнивать два предмета по конкретному параметру, сначала неравные, затем равные по величине.
- Важно, чтобы дети почувствовали, что параметры величины — это протяженности, поэтому движения рук, пальцев должны прослеживать эту протяженность.
Приемы показа параметров величины
- длина показывается движениями руки справа налево или слева направо,
- ширина — сверху вниз или снизу вверх,
- высота — только движением снизу (от основания) вверх (до вершины),
- толщина — сведением и разведением пальцев или рук по горизонтали,
- величина в целом (большой, маленький) показывается круговыми движениями пальцев, рук, ног.
Обучение должно носить практико-ориентированный характер, то есть сравнение по параметрам величины или по величине в целом должно быть способом ответа на ситуацию выбора, значимую для персонажа занятия или для самого ребенка, а не сравнение ради сравнения.
Формирование умения сравнивать предметы по параметрам величины приемами приложения и наложения (2 мл.гр.)
Когда дети научатся выделять и сравнивать разные параметры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.
Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).
Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меряют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).
Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.
Детей знакомят с правилами использования приемов приложения и наложения.
Прием приложения.
Показываем необходимый параметр величины руками (с помощью двигательного анализатора).
Предметы располагаем так, чтобы они касались по сравниваемому признаку, подравнять с одной стороны:
п
о длине — полоска прикладывается к другой так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали
по ширине – подравнять по нижнему краю длины
по высоте – предметы ставятся рядом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим.
по толщине
Ведется рассуждение о наличии или отсутствии выступающего кусочка. Например, вывод: та полоска, у которой есть выступающий кусочек – длиннее, а другая — короче.
Прием наложения
Используется для сравнения плоских предметов по длине или ширине или для сравнения плоскостных изображений объемных предметов. Методика сравнения аналогична как для приема приложения с той разницей, что:
— предметы должны обязательно отличаться по цвету;
— предметы накладываются друг на друга: по длине
по ширине
Алгоритм обучения сравнению объектов по параметрам величины
- Предъявляем персонаж (персонажи), объекты для сравнения (полоски) и создаем проблемную ситуацию. Например, пришли куклы — Аня и Соня. Принесли ленты. Аня хочет взять ту ленту, которая длиннее, а Соня хочет взять ленту покороче. Но они не знают, кому какую взять. Надо им помочь.
- Выявление искомого параметра, его показ. Рассматриваем одну полоску. Задаем вопрос: «Какого цвета?» (Красного.) Показываем длину (проводим пальцем или рукой справа налево или слева направо) и говорим: «Вот длина ленты, вот она какая длинная». Просим нескольких воспитанников показать длину, сказать «длинная», «длина». Те же действия проводим со второй полоской (желтой).
- Сравнение полосок, определение размерных отношений. Предлагаем сравнить ленты по длине. Показываем и объясняем способ наложения
(положить одну полоску на другую, соединив один край). Задаем вопросы: «Красная полоска длиннее или короче желтой?», «Кому какую отдадим? Почему?».
Аналогично проводим сравнение по другим параметрам и по величине в целом.
После изучения всех параметров даем сравнение предметов по двум, затем по трем параметрам одновременно: например, «Карандаш толстый и длинный, он – большой» (в средней группе).
Дидактические игры на закрепление представлений о длине
«Волшебная коробочка» (В коробочке на двух стержнях накручены ленточки — длинная и короткая, их язычки видны из прорезей. Дети, кто быстрее вытягивают ленты, обсуждают результат и его причину);
«Пройди по длинной и короткой дорожке», «Подбери куклам ленточки», «Поезда», «Кто быстрее придет в свой домик»;
«Посадим мишек на скамейку» (Дети рассаживают на длинную скамейку много мишек, на короткую — одного.) и др.
Дидактические игры на закрепление представлений о ширине
«Прокати мяч в ворота» (Большой мяч — в широкие ворота, маленький — в узкие);
«Прыгни через ручеек» (Ножки замочили — через широкий ручеек трудно перепрыгнуть, ножки остались сухими — через узкий ручеек легко перепрыгнуть);
«Пройди по широкой и узкой дорожке» и др.
Дидактические игры на закрепление представлений о высоте
«Построим куклам домики»; «Поставим цветы в вазу» и др.
Дидактические игры на закрепление представлений о толщине
«Обхвати дерево»; «Волшебные карандаши» и др.
- Обучение построению сериационного (упорядоченного) ряда
Материал для обучения построению сериационного (упорядоченного) ряда
- полоски разного цвета, отличающиеся по одному параметру величины – во второй младшей группе;
- размерная разница полосок должна составлять
- во второй младшей группе 1/5 часть.
- Ориентир для построения ряда к которому будут приставляться полоски. Это какое-либо вертикальное (для сериационного ряда по длине, по ширине) или горизонтальное (по высоте) изображение, вертикальная или горизонтальная линия на плоскости.
- Персонаж, который будет перемещаться по сериационному ряду.(изображения или мелкие игрушки) Размер персонажа должен пропорционально соответствовать длине и ширине полосок, всему ряду, т. е. при расположение персонажа на полоске он не должен ее перекрывать или закрывать собой весь ряд.
Алгоритм обучения построению сериационного (упорядоченного) ряда по образцу. (2 мл.гр.)
- Представляем ориентир и персонаж. Рассказываем начало сюжета. Используется демонстрационный материал. Например, на магнитной доске располагается изображение дерева с нарисованным вверху дуплом. На ветке дерева расположено съемное (на магните) изображение белочки. Педагог рассказывает историю белочки, то, как она заготавливает в лесу на зиму орехи, грибы и т. д.
- Создаем проблемную ситуацию. Например, белочка ушла в лес, набрала орехов, а когда возвращалась, то ушибла лапку, и ей очень трудно запрыгнуть в дупло. Надо ей помочь и построить лестницу.
Предъявляются «разбросанные» в произвольном порядке полоски-бревнышки, из которых надо построить лестницу.
- Анализируем качественные признаки полосок по вопросам: «Сколько полосок-бревнышек?», «Разные они или одинаковые?», «Чем отличаются?». (Длиной и цветом.) Назови цвет каждой полоски-бревнышка.
- Показываем построение ряда па демонстрационном материале с объяснением правил построения. Из всех полосок-бревнышек надо выбрать самую длинную. «Какого она цвета?» (Красного.) Надо положить ее на землю и придвинуть к стволу дерева так, чтобы не было между ними щели. Из оставшихся полосок надо выбрать опять самую длинную. «Какого она цвета?» (Желтого.) Желтую полоску-бревнышко надо положить сверху на красную полоску и придвинуть к стволу дерева, чтобы не было щели. Далее выбирается из оставшихся самая… и кладется в ряд. Например, синяя и зеленая.
Воспитанники выбирают, сравнивая полоски с помощью глазомера. Педагог предлагает ребенку воспользоваться не глазомером, а освоенным ранее практическим способом сравнения величин (приложением или наложением). Оформляя речью отношения по величине между элементами сериационного ряда, ребенок опирается на освоенные действия попарного сравнения.
- Даем задание: из полосок на своем рабочем месте построить для белочки лестницу. Построенный ряд остается перед глазами воспитанников как образец.
- Самостоятельное построение ряда детьми (работа с раздаточным материалом). Для того чтобы действия воспитанников носили более осознанный характер, а не были репродуктивным подражанием действием взрослого, нужно дать детям полоски другого цвета, чем на демонстрационном материале.
Когда дети освоили алгоритм построения сериационного ряда по образцу им предлагается построение сериационного ряда по правилу
. Детям сразу предлагается построить ряд и называется правило (от самого длинного до самого короткого; от самого высокого до самого низкого и т. п.).
- Методика формирования
представлений о геометрических фигурах
Во второй младшей группе
у детей
формируемпредставления
о способах элементарного обследования плоских и объемных геометрических фигур (
круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр
) осязательно-двигательным путем под контролем зрения.
Развиваем умение
осуществлять различные действия с плоскими и объемными геометрическими фигурами (
круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр
): рассматривание, узнавание, нахождение среди других, показ, называние (например, Эта геометрическая фигура называется куб (шар, цилиндр). Найдите в своих наборах такую же фигуру, покажите ее, назовите), зрительное и практическое различение, группировка и классификация по одному признаку (или по цвету, или по величине, или по форме), подбор фигуры по форме отверстия.
При обучении на одном занятии должны быть представлены все геометрические фигуры
(как демонстрационные у педагога, так и раздаточные у каждого ребенка), но обследуется только одна. Остальные необходимы для организации действия сравнения.
Алгоритм формирования умения различать, называть и обследовать геометрическую фигуру
- Показываем и называем фигуру. Педагог предъявляет фигуру и просит детей назвать ее. Вопрос должен звучать так: «Назовите фигуру». Если дети затрудняются, педагог называет сам. Затем просит воспитанников из своего набора фигур найти такую же и показать ее.
- Выбор ребенком подобной фигуры из множества фигур, показ ее и называние.
- Показываем способы обследования
геометрической фигуры и проводим их вместе с ребенком.
- Обведение фигуры пальцем по контуру.
Этот прием используется только при обследовании плоских геометрических фигур. При этом глаза должны неотрывно следить за движением пальца, так как данный прием позволяет тренировать не столько движение пальца, прослеживание им контура фигуры, сколько обследовательские движения глаз, которые первыми распознают форму фигуры. Воспитатель говорит: «Палец бежит по стороне, а глаза смотрят за ним и не дают пальцу упасть». Так как обведение проводится по внешнему контуру, то следует правильно называть «остановки» пальца на вершинах фигуры, а не на ее углах, например: «Палец останавливается на вершине квадрата, поворачивается и бежит дальше».
В процессе работы по ознакомлению с фигурой важно правильно показать, продемонстрировать ее. Воспитатель всегда держит, использует разные по величине и цвету фигуры, учит детей при обследовании предмета держать его в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.
- Проглаживание фигуры ладонью.
Педагог говорит: «Погладим фигуру (называет фигуру) ладонью. Ладонь согнута или она выпрямлена?» Прием используется при обследовании как плоских, так и объемных геометрических фигур и дает возможность руке прочувствовать объем (ладонь согнута) или плоскостность фигуры (ладонь выпрямлена).
- Сжимание фигуры в ладони или ладонях, попытка ее
спрятать.
Воспитатель говорит: «Спрячем (называет фигуру) в ладонях. Можно фигуру (называет ее) спрятать в выпрямленных ладонях? Почему? А в согнутых ладонях? Почему?» Спрятать плоскую фигуру можно, просто прижав выпрямленные ладони друг к другу, что невозможно сделать, если фигура объемная. Объемную фигуру можно спрятать
,
только сжав согнутые ладони. Прием позволяет прочувствовать объем или плоскостность геометрической фигуры. - Проба на устойчивость.
Педагог говорит: «Давайте узнаем, может фигура (называет ее) стоять или не может». Устойчивость фигуры проверяется попыткой поставить ее им плоскость стола. Плоская геометрическая фигура не устойчивая, она не может стоять, надает. Объемная фигура устойчивая, она стоит на столе.
- Прокатывание фигуры.
Плоскую фигуру пытаемся прокатить, придерживая между двумя пальцами. Круг и овал могут прокатиться, но овал это делает с трудом. Фигуры с углами прокатить мы не сможем, им мешают вершины. Обследуя объемные фигуры (шар, куб, цилиндр), их надо поставить на плоскость и слегка подтолкнуть.
- Сравнение обследуемой фигуры с уже известными фигурами
(как с плоскими, так и с объемными), определение, чем фигуры похожи и чем отличаются.
В процессе ознакомления с геометрическими фигурами в младшем возрасте используется прием попарного сравнения, сравниваются плоскостные с плоскостными, плоскостные с объемными, объемные с объемными.
С геометрическими фигурами знакомим соблюдая следующую последовательность:
- Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме.
- Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, формируем умения группировать по указанному признаку (по образцу, по слову)
Формирование представлений о геометрических фигурах также происходит в изодеятельности (конструировании, лепке, рисовании, аппликации)
Дидактические игры
- Нахождение фигуры
по образцу(«Найди свой домик», «Чей домик быстрее соберется», «Автомобили и гаражи» и т.д.). - Нахождение фигуры
по названию(«Чудесный мешочек», «Дай мне названную фигуру» и т.д.). - Нахождение фигуры
по описанию(перечисление характерных свойств), «Отгадай».
ЛИТЕРАТУРА
- Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006. — 46 с.
- Житко,И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет: учеб. метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В.Житко.—Минск: Нац. институт образования, 2015.—128с.
- Леушина, А.М.Формирование элементарных математических представлений у детей дошк. возраста. – М.,Просвещение 1974
- Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания). – Минск: НИО; 2022.-479 с.
- Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. — М., Изд. , 1998 – 272с
8