Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с помощью
палочек Кюизенера.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять понятие, что у палочки (у каждого цвета) есть свое число.
2. Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.
3. Учить детей составлять число 6 из двух меньших чисел;
4. Закреплять представление детей о размере (длине) и цвете.
6. Расширить и закрепить знания детей о сказках.
Развивающие:
1. Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь,
умение рассуждать, доказывать.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.
Оборудование:
Палочки Кюизенера на каждого ребёнка, схема для постройки машины, карточки с кроватками на каждого ребёнка, презентация. Угощение для детей.
Методические приёмы:
Наглядные;
Словесные (напоминания, указания, вопросы);
Игровые (сюрпризный момент);
Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Что нужно знать родителям о методике
Еще в середине двадцатого века педагоги осознали, что эффективность обучения повысится, если дети будут заинтересованы в учении. Достигнуть такой заинтересованности можно при помощи оригинальных методик. Так началось создание наглядных учебных материалов, благодаря которым ребенок, используя, в основном, тактильные ощущения, может проще усваивать большие объемы информации.
В игровой технологии “палочек Кюизенера” используется набор из разнообразных брусков. Цвет каждого из них связан с определенным числовым значением. С точки зрения математической науки палочки-брусочки обозначают множества, в которых заложены значения порядка и эквивалентности (равнозначности). Эти брусочки развивают математические способности, формируя будущий интерес к школьному предмету на основе самостоятельной практической деятельности малыша естественным для него образом, то есть в игровой форме.
Понимание математики издавна неразрывно связано с наглядностью, числа обязательно означали предметы, которые за ними стоят. На этом принципе строится данная методика, благодаря чему легче усвоить основы счета. Цвет и форма являются своеобразной моделью числа, подводя ребенка к понимаю абстрактных понятий элементарной математики.
Важно: педагоги обращают внимание на то, что количественные характеристики набора, то есть связь цвета с числом, усваиваются детьми труднее. Осознание этого принципа происходит благодаря стараниям взрослых. Родителям самим необходимо освоить технологию.
Методика Кюизенера: плюсы
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.
Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.
Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический
Второй этап работы с палочками – математический. Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.
Палочки Кюизенера помогут освоить дробные числа. Например, возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой?
Это 2/4
Сколько зеленых палочек помещается в коричневую палочку и какую часть зеленая палочка составляет от целого? Это 3/4
Это 9/10
Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».
Другие примеры заданий на втором этапе:
- Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.
- Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.
- Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».
- К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.
Палочки Кюизенера и обучение языку
Палочки Кюизенера пользуются широкой популярностью в качестве методического материала при обучению математике. Но их роль в изучении языка также очень велика. За границей палочки активно используются на уроках английского языка, они помогают выделять неударыне и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию можно успешно применить и на нашем родном языке, русском.
Вот таким образом показываем ударение и соответственно разделяем слоги — очень популярная методика для обучения чтению, которую вы могли встречать раньше в наших азбуках:
Палочки Кюизенера служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных.