Дидактические материалы на тему Осень для детского сада


Подборка дидактических игр и упражнений на тему «Осень», для детей старшего дошкольного возраста

Лариса Малышева

Подборка дидактических игр и упражнений на тему «Осень», для детей старшего дошкольного возраста

Работая в ДОУ воспитателем по развитию речи, в мои обязанности входит кроме проведения занятий организация индивидуальной и предварительной работы. Вашему вниманию хочу предложить дидактические игры, упражения направленные на развитие связной речи, формирование лексико-грамматического строя речи и навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень».

«Приметы осени»

Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления, называет их.

Рассматривание иллюстраций на тему «Осень»

Цель: Продолжать расширять представления детей об осени, ее признаках и явлениях, продолжать учить детей отвечать на вопросы вос-ля используя распространенные предложения.

Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Цель: Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, обогащать речь детей образными выражениями.

Беседа по прочитанному произведению И. Соколова – Микитова «Листопадничек»

Цель: Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя грамматически правильно построенные предложения.

Дид. игра «Один – много»

Цель: Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.

Ход: солнечный день — солнечные дни; красивое дерево-, хмурая туча-, серое облако-, холодный дождь-, сильный ветер-, птичья стая-, глубокая лужа-, резиновый сапог-…и т. д.

Дид. игра «Шкатулка с осенними сказками»

Цель: Продолжать учить детей пользоваться предметами заместителями, как образами при составлении сказок.

Материал: шкатулка, 6-8 кружков разного цвета.

Ход: Игрок достает кружок из шкатулки, придумывает кто это или что это в сказке. После того, как игрок скажет 3-4 предложения, начинает второй игрок (продолжает сказку). Когда сказка рассказана кружки собираются в шкатулку.

Дид. игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением.

Ход:большой — маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.

Дид. упр. «Подбери действие»

Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

Ход: Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)

Знакомство с поговорками

Цель: Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

«От осени к лету поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина. Осень – запасиха, зима – прибериха. Холоден сентябрь, да сыт

Дид. игра «Чьи листья»

Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба,клен и тд.)

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. Развитие связной речи дошкольников.

Игрокуб — универсальное пособие по развитию словаря и грамматического стоя речи ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ «РЕЧЕВОЙ КУБ» Речевой куб или игрокуб является универсальным пособием в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного.

Дидактическая игра «Вкусные дары осени».

Игра «Овощи и фрукты»

Автор: Магдеева А.Ф.

Цель:

сформировать у детей представление об овощах и фруктах.

Задачи:

Обучающая:

учить детей узнавать и называть овощи и фрукты по внешнему виду (название, цвет, форма).

Развивающая:

развивать зрительное восприятие, речь, мышление, память.

Воспитательная:

воспитывать желание узнавать овощи и фрукты. Умение слушать воспитателя и сверстников, помогать друг другу во время игры.

Материал:

муляж грядки с овощами, дерево с фруктами, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин». Корзинка.

Ход занятия:

1. Игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача:

учить узнавать овощи и фрукты и называть их.

Игровые правила:

опустить руку в мешочек и наощупь назвать один предмет.

Игровые действия:

отгадывание овощей и фруктов не глядя.

Ход игры:

Все дети садятся за стол. Воспитатель раскладывает перед ними муляжи овощей и фруктов, проговаривая при этом их названия, цвет и форму. Дети внимательно рассматривают и трогают муляжи.

Затем воспитатель складывает овощи и фрукты в мешочек и перемешивает их. После этого предлагает детям по очереди опустить руку в мешочек (не подсматривая), выбрать один предмет и по форме назвать его. Затем игра повторяется, пока все дети не примут участие.

2.
Игра «Овощи (фрукты) в корзинке
Дидактическая задача:

учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия: большой-маленький, один-много.

Игровые правила:

расформировать овощи и фрукты по размеру.

Игровые действия:

разложить овощи и фрукты по корзинкам.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям собрать урожай. Показывает две корзинки, уточняя их размер. Дает задание: в большую корзину надо собрать большие плоды, а в маленькую – маленькие.

3. Игра «Магазин овощи-фрукты»

Дидактическая задача

: формировать понятие овощи фрукты. Научить детей находить плоды по характерным признакам: цвету, форе, вкусовым качествам.

Игровые правила:

Описывать покупку, не называя её. Воспитатель-покупатель, ребёнок-продавец.

Игровые действия:

находить и продавать овощи и фрукты по описанию.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в магазин и исполнить роль продавца (игра будет проходить в игровом уголке «магазин»). Продавец должен подготовить всё к работе: распределить товары по отделам «фрукты», «овощи».

Покупатель называет отдел, где продаётся нужный ему продукт и описывает его по характерным ему качествам. Продавец называет покупку и выдаёт её покупателю.

Игра-занятие «Осень» для детей 3-го года жизни

Конспект занятия в игровой форме для детей третьего года жизни, тема: «Осень»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Оборудование:

Осенние листья большие и маленькие. Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.) Вырезанные из клеенки лужи. Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом». Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом. Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов. Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы, пальчиковые краски. Клей, листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны). Музыкальные детские инструменты. Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».

Дидактические игры для детей про ОСЕНЬ

10 октября 2017

Целью дидактических игр является процесс обучения детей каким-либо знаниям и навыкам.

За окном осень, значит самое время для дидактических игр для детей про это прекрасное время года.

Предлагаю вам несколько таких игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для игры нужен мячик.

Взрослый бросает ребенку мяч и называет дерево.

Ребенок возвращает мяч, при этом образуя словосочетание, добавив к названию дерева прилагательное.

  • береза — береза золотая,
  • дуб — дуб могучий,
  • лиственница — лиственница рыжая,
  • ель — ель колючая…

Дидактические игры на тему осени для дошкольников

Специально для малышей дошкольного и младшего школьного возраста я подобрала занятия на тему осень. Их можно использовать как в детском саду, так и дома.

Все осенние игры можно разбить на несколько частей:

  • Рассказ об осени (используя карточки составляем рассказ об осени вместе с малышом или самостоятельно),
  • упражнения на логику
  • упражнения на развитие внимания
  • упражнения на сортировку объектов
  • игры с цветами
  • пазлы на тему осень
  • математические осенние игры.

Рассказ на тему осени: используя тематические карточки об осени составьте рассказ вместе с Вашим ребенком.

Тематические карточки

Скачать карточки на тему осень можно здесь — нажимайте на картинки ниже и распечатывайте:

Картинки и задания

второй вариант — рассказ об осени с рисованными картинками — чтобы бесплатно скачать картинки на тему осень нажимайте на них:

Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук на тему осени — нужно обвести пунктирную линию от метлы до листиков:

Осенние игры — здесь нужно рассортировать на два столбика — в один яблоки, а в другой листья:

Здесь нужно найти тень предмета и соединить карточки с друг другом:

Учимся сортировать листья на большие, средние и маленькие:

Учимся считать по теме осени:

Пазл с чучелом — разрежьте на части и соединяйте вместе с ребенком:

Пазл с белочкой более сложная логическая осенняя игра:


Осенняя раскраска — здесь нужно обвести по точкам с цифрами желудь, а потом раскрасить его:

Логическая игра на тему осени — здесь нужно выбрать лишний объект в каждой строчке:


Еще одна осенняя игра на сортировку листьев по оттенкам.

Распечатываете, разрезаете на карточки и сортируете от светлого к темному и наоборот:

Дидактические игры по теме: «Осень»

Описание:

Дидактические игры по теме: «Осень»

Возраст: старший дошкольный возраст (5 — 6 лет).

Руководитель: Екатерина Владимировна Московская.

Цель проекта: уточнение и закрепление знаний по теме «Осень» в старшей группе с речевыми нарушениями (ОНР).

Развивать речь ребёнка, учить самостоятельно мыслить, рассуждать, последовательно и логически излагать свои мысли.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
  2. Продолжать обучать детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимися событиями.
  3. Учить образовывать существительные в Р. п.; во мн. ч.

Развивающие:

1. Продолжать развивать речевую активность детей.

2. Продолжать развивать связную речь, расширять и обогащать словарь по теме.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Развивать интерес к знаниям о природе

Воспитательные:

1. Воспитывать устойчивый интерес и заинтересованность в знакомстве с природой родного края;

2. Развивать коммуникативные навыки в общении с взрослыми и сверстниками, поощрять интерес к совместным игровым действиям, воспитывать взаимопонимание.

Реализуемые образовательные области:

  • Познавательное развитие.
  • Социально – коммуникативное развитие.
  • Речевое развитие.

Данный проект создан с помощью программного обеспечения MimioStudio.

Проект содержит 21 страницу. Каждая страница оснащена гиперссылками: старичок — Лесовичок возвращает на основную страницу (игру – ходилку) для продолжения игры.

На каждой странице имеется инструкция с заданиями, которая выдвигается, если потянуть за красный кленовый листочек. По окончании игры педагог нажимает на стрелку на правой стороне листа и переходит по гиперссылке на последнюю страницу – «портрет Осени».

СТРАНИЦА № 1. Титульный лист

СТРАНИЦА № 2. Содержание проекта.

СТРАНИЦА № 3. Мнемотаблица «Признаки осени» — дети, с опорой на картинки, вспоминают о признаках осени. По окончании беседы с детьми старичок – Лесовичок приглашает детей поиграть в игру (по гиперссылке переход на игру)

СТРАНИЦА № 4. Игра – ходилка. Ребёнок нажимает на кубик, называет выпавшее число, стилусом или рукой берёт кленовый листочек и, начиная с цифры 1, делает шаги вперёд. При остановке листочек остаётся за цифрой, это означает, что здесь остановки больше не будет, затем ребёнок нажимает на цифру и переходит с помощью гиперссылки на другую страницу с заданием. После выполнения задания ребёнок нажимает на Лесовичка и возвращается на основную страницу. Следующий ребёнок начинает считать шаги со следующей, не закрытой листочком цифры, а по дороге перешагивает через них.

Цель: вызвать у детей интерес к действиям.

СТРАНИЦА № 5. Судоку. Ребёнок зрительно определяет и стилусом двигает животное на своё место так, чтобы дважды оно не повторялось ни горизонтально, ни вертикально. Если ребёнок ошибётся и нажмёт на обезьянку, она автоматически зачеркнётся.

Цель: развивать внимательность и терпение.

СТРАНИЦА № 6. Путаница. Ребёнку надо рассмотреть картинки с изображением времён года, найти ошибки и передвинуть их на своё место, объяснив при этом свои действия.

Цель: развивать внимательность, умение объяснять, почему взятую картинку надо передвинуть, учить обосновывать свой ответ.

СТРАНИЦА № 7. Графический диктант. Ребёнок выбирает в инструментах карандаш, под диктовку педагога выполняет действия и отгадывает, какое получилось животное (ответ за шторкой).

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимательность.

СТРАНИЦА № 8. Найди цифру 2. Среди рассыпавшихся листочков нужно найти те, на которых есть цифра 2 и Маркером или Карандашом (в инструментах) поставить точку. Когда ребёнок найдёт все листочки на поле, он увидит большую цифру 2, по желанию можно соединить точки.

Цель: Упражнять детей в умении находить из большого количества картинок ту, которая нужна по заданию. Развивать внимательность.

СТРАНИЦА № 9. Овощные заготовки. Ребёнок раскладывает по банкам помидоры и огурцы и считает их, отвечая на вопросы: сколько? Чего больше, чего меньше?

Цель: закрепление навыков порядкового счета, умение отвечать на вопрос полным ответом.

СТРАНИЦА № 10. Найди пару. Ребёнок повторяет названия цветных осенних листьев, с какого они дерева, выбирает не цветные картинки и соединяет в пары.

Цель: развитие концентрации внимания, логического мышления.

СТРАНИЦА № 11. Мои фрукты. Ребёнок выбирает шарик, нажимает на него и говорит, какие фрукты он видит, предложение начинает со слов «Мои…».

Цель: учить образовывать существительные во множественном числе.

СТРАНИЦА № 12. Найди тень. Ребёнок берёт карандаш, проводит линии от тени к животным на картинке, при этом называя выбранных животных.

Цель: Развитие зрительного внимания.

СТРАНИЦА № 13. «Как вырастить помидоры» Ребёнок рассматривает картинки, передвигает их в нужном порядке и составляет рассказ по картинкам с последовательно развивающимися событиями.

Цель: продолжать учить детей составлять рассказ по картинкам.

СТРАНИЦА № 14. Как меняется цвет шубки с приходом зимы? Педагог беседует с детьми об изменениях во внешнем виде некоторых животных перед наступлением зимы. Затем педагог передвигает животных за деревом и показывает, как меняется цвет шубки.

Цель: развитие наглядно-образного мышления, внимания, памяти, умения находить причинно — следственные связи.

СТРАНИЦА № 15. Овощной салат. Узнав задание, ребёнок выбирает из предложенных картинок те, которые соответствуют заданию, и нажимает на них. Если ребёнок прав – появляется галочка, если нет – крестик.

Цель: развитие внимание, логического мышления.

СТРАНИЦА № 16. Осенний пейзаж. Ребёнку можно передвигать картинки на дерево и под дерево так, чтобы получился осенний пейзаж. Во время действий ребёнок рассказывает, что делает.

Цель: развивать связную речь ребёнка.

СТРАНИЦА № 17. Повтори узор. Ребёнок рассматривает узор из осенних листьев и повторяет его на соседнем поле, передвигая цветные листочки в нужном количестве.

Цель: активизация познавательной деятельности через игровые элементы.

СТРАНИЦА № 18. Найди грибок по адресу. Ребёнок рассматривает поле с грибами и таблицу с предложенными заданиями. Затем находит нужный гриб и передвигает его в таблицу.

Цель: развитие внимания, логического мышления.

СТРАНИЦА № 19. Собирай урожай яблок. Педагог ставит на корзинку цифру, а ребёнок собирает такое же количество яблок в корзину.

Цель: закрепление навыков счета в занимательной форме.

СТРАНИЦА № 20. Где растут овощи, а где фрукты? Ребёнок передвигает картинки с овощами и фруктами в предложенные окошки таблицы, проговаривая и обосновывая свои действия. Проверочная область появляется при нажатии на треугольник справа от таблицы.

Цель: развитие концентрации внимания, логического мышления.

СТРАНИЦА № 21. Конец проекта. «Портрет Осени».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]