Конспект занятия «Наша Родина — Россия» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет


Тема: Наша страна. Мой родной край. С чего начинается Родина?

Коррекционно-образовательные цели:

— познакомить детей с флагом, гимном и гербом России.

Коррекционно-развивающие цели:

— закреплять умение образовывать прилагательные от существительных; — развивать умение согласовывать слова в предложениях; — активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная задача:

— воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: карта России, сюжетные картинки по ходу занятия, картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты, картинки с изображением флага, герба России, запись гимна России.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети садятся за столы. Логопед читает стихотворение «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и добрых товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может она начинается, С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять.

2. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое Родина для каждого человека и с чего она начинается.

3. Вводная беседа.

Так с чего начинается Родина? Родина – это страна, в которой вы родились, это дом, в котором вы живете, это родные и друзья.

Наш дом, город, страна.

Наша страна – Россия. У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр 1. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел.

Ты живешь в городе, поселке или деревне, и это место обязательно нанесено на карту. Но кроме этого у каждого человека есть свой дом. Люди всего мира живут в самых разнообразных домах. Они возводят их из различного материла. Одни дома построены из кирпича или камня, другие – из дерева, глины или тростника.

4. Развитие лексико – грамматических категорий.

Игра «Где я живу?»

Моя страна называется … (Россия) Столица нашей страны — … (город Москва) Мой город (деревня) называется — … Мой домашний адрес —

Игра «Какой, какая, какое?» (Проводится по сюжетным картинкам)

Город в России — российский город. Деревня в России – российская деревня. Паспорт гражданина России — российский паспорт. Москва — столица России – российская столица. Народ, который живет в России – российский народ. Памятники России – российские памятники. Наша Родина, какая она? — Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная. Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась? Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства. Как называются люди, которые стоят на страже Родины? (Защитники Отечества)

Физкультминутка.

Нет на свете Родины красивей — (Дети шагают на месте) Боевой страны богатырей. (Изображают «богатырей») Вот она, по имени Россия, (Шагают на месте) От морей простерлась до морей. (широко разводят руки) А. Прокофьев.

Игра «Животные и растения родного края»

Найти животных, растения и птиц, которые живут на территории России. (Детям предлагаются картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты.)

Игра «Куда я отправлюсь на прогулку»

Дети рассматривают сюжетные картинки с изображением достопримечательностей родного края и рассказывают, куда бы они хотели пойти на прогулку или отправиться в путешествие.

В выходные дни я пойду с мамой и папой гулять в парк. А я пойду в туристический поход на берег нашей реки и т.д.

5. Итог занятия.

Логопед предлагает послушать гимн России и напоминает о том, как нужно себя вести, когда звучит гимн родной страны.

Цель: расширить и закрепить знания детей о государственных символах Российской Федерации, их историческом происхождении и значении. Привить любовь и познавательный интерес к истории своей Родины. Задачи: Образовательные: — Обобщить и систематизировать знания детей о государственных символах России – флаге, гербе, гимне. — Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением, используя точный, выразительный словарь. Развивающие: — Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. — Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к музыке,стихам, фольклору. — Развивать кругозор детей. Воспитательные: — Формировать уважительное отношение к государственным символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны. — Воспитывать любовь и гордость к Родине, семье, к русскому народу, уважение к его традициям. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: -Разучивание стихотворений о Родине, природе; песен, потешек, хороводов; -Чтение произведений русских писателей о Родине, народе; -Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, открыток о России и нашем крае; -Прослушивание музыкальных произведений; -Экскурсии в краеведческий музей, по достопримечательным местам поселка; -Беседы о традициях и народных промыслах русского народа; -Рисование, выполнение аппликаций по данной теме; дидактические игры. Материалы и оборудование: Ноутбук, телевизор, презентация для детей «Россия- Родина моя»; красочные иллюстрации государственных символов России, поселка Дмитриевка; магнитофон; аудиозапись государственного гимна Российской Федерации; аудиозапись песни Ю.Антонова «Родная сторона», песни «Белый, синий, красный». Игровые пазлы для дидактической игры «Собери герб России». Сигнальные карточки для дидактической игры «Белый – синий — красный». Дидактическая игра «Кто в какой стране живет?».

Ход: 1. Организационный момент. Дети входят в группу: Воспитатель: Все мы дружные ребята Мы ребята- дошколята. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло! -Давайте подарим друг другу улыбки. Вот с таким радостным настроением я приглашаю вас в виртуальное путешествие «Моя Родина- Россия!» 1. Основная часть. Воспитатель:- Ребята, давайте пройдем к нашему книжному уголку. Я приготовила для вас выставку интересных иллюстраций. Посмотрите, что изображено на них? Вы узнали? (звучит куплет песни Ю.Антонова «Родная сторона» в записи). Дети:- Это наш поселок. Воспитатель:- Да, правильно. Это яркие и запоминающиеся места нашего родного поселка Дмитриевка, наша малая Родина! — Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. -Ребята, наша малая Родина- это наш Тамбовский край, наш рабочий поселок Дмитриевка, которому исполнилось 382 года со дня его образования. А как называется наша страна, кто знает? Дети:- Россия! Воспитатель:- Да, конечно же, Россия! Самая большая и красивая страна мира. -Ребята, пройдите и присядьте на стульчики. Наше путешествие продолжается. Воспитатель: -А сейчас послушаем стихотворение: Ребенок: Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живём. Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём. (Показ слайдов 1-4 презентации «Россия-Родина моя») Воспитатель: — В России самые большие реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Во все времена поэты, писатели, композиторы, художники воспевали нашу прекрасную Родину, и посвящали ей свои замечательные произведения. Воспитатель:- А давайте поиграем в игру: «Кто в какой стране живёт?» (цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран), и вспомним жителей разных стран. Воспитатель: (задёт вопрос, дети отвечают). -Кто живёт в Америке? — Американцы. -Кто живёт в России? – Россияне и т.д. Воспитатель: — Да, молодцы, хорошо поиграли. Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством. (Показ слайдов 5-7 презентации «Россия-Родина моя») — В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица. — Как называется столица нашего государства? Дети:- Москва. Воспитатель: — В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент. — Как зовут президента Российской Федерации? Дети:- Владимир Владимирович Путин. Воспитатель: — Правильно. Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы – это флаг, герб и гимн. Это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами. К ним надо относиться с уважением. Сегодня мы познакомимся с этими символами. (Показ слайдов 8-9 презентации «Россия-Родина моя») Воспитатель:- Один из символов – это флаг. Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед, например, на международных спортивных соревнованиях. — А много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Главным его на¬значением было со¬брать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. (Показ слайдов 10-11презентации «Россия-Родина моя»). — Ребята, как мы можем узнать флаг России? Дети:- На флаге изображены три полосы. Воспитатель:- Молодцы, правильно. Часто наш флаг называется триколором. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды. (Показ слайдов 12-14«Россия-Родина моя»). Воспитатель:- Каждая полоса имеет свое значение. Вспомните, что означает белый цвет флага? Дети: (Ответы детей). Мир и чистоту. Воспитатель: — Что означает синий цвет флага? Дети: (Ответы детей). Верность и правду. Воспитатель: — Что означает красный цвет флага? Дети: (Ответы детей). Мужество и отвагу, силу, кровь, пролитую за Отечество. Воспитатель: — Да, ребята, вы правильно назвали значения каждого цвета на флаге. Наша страна сильная и миролюбивая. -В период Великой Отечественной войны бойцы с флагом в руках шли в бой, и, очищая страну от фашистских захватчиков, водружали флаг на самом видном месте. Этим самым показывали, что данный город, село, деревня, временно занятая врагами, — освобождены от врагов. Воспитатель:- А теперь поиграем в игру на внимание: «Белый – синий — красный». -Показываю белый — хлопать в ладоши; синий цвет — топать ногами; красный — кричать: Ура! Физкультминутка проводится в виде игры на внимание. Воспитатель:- Отлично, все очень внимательно играли и немного отдохнули. -А теперь поговорим о гербе. Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. (Показ слайдов 15-17«Россия-Родина моя»). У нас — красивый герб, на нем изображен двуглавый орёл. Посмотрите, какая птица- орел? Дети: — Гордая, красивая, сильная. Воспитатель:- Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон- это зло, которое есть на земле. Герб- эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках, паспортах, документах. Утвержден этот герб был 25 декабря 2000 года. Воспитатель:- А теперь поиграем в игру «Собери герб России». Для начала разделимся на две команды. Ваша цель: чья команда быстрее и правильно из соберет герб России из игровых пазлов. Начали. Воспитатель:- Молодцы. Победила дружба! А теперь ответьте мне, что за музыка сейчас прозвучит. -Прошу всех встать. (Звучит гимн России) Дети: — Это гимн. Воспитатель: — Да, вы правы. Послушайте строки стихотворения Т.Поповой: Что такое гимн вообще? Песня главная в стране! В гимне российском есть такие слова: «Россия — любимая наша страна». Россией гордимся, России верны, И нет на свете лучше страны! Гимн слушаем стоя и молча всегда: Его нам включают в момент торжества! (Показ слайдов 18-20 «Россия-Родина моя»). Воспитатель: -Гимн звучит в особо торжественных случаях: на конференциях, на собраниях, концертах, военных парадах, в честь лучших людей труда, при открытии и закрытии спортивных Олимпиад, в честь спортсменов – победителей, при вручении им наград, при вручении наград городам – героям, при открытии памятников и памятных знаков. Слушать гимн — нужно стоя, не разговаривая. 2.Заключительная часть. Воспитатель: — Ребята! Сегодня мы с вами осуществили виртуальное путешествие по истории нашей Родины, заглянули в историю создания государственных символов России. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков страны не обходится ни одно важное событие. Случаи использования герба, флага и гимна России определены законом. Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас. Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Вы все сегодня — молодцы: были внимательными, активными, сообразительными. И в завершении нашего виртуального путешествия я предлагаю вам спеть песню «Белые березы, белые снега…» (звучит запись песни «Белый, синий, красный).

Литература: Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993. В.В.Васькин Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002. Методические пособия: 1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003. 2. Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002. 3. Алешина Н.В.«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (подготовительная группа). М.:УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» 2016 4. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]