Патриотическое воспитание детей в ДОУ. Темы по патриотическому воспитанию детей. Конспект занятие по патриотическому воспитанию: младшая группа, средняя, старшая, подготовительная

Патриотическое воспитание — неотъемлемая часть социально-нравственного воспитания подрастающего поколения и становления гармонично развитой личности. Именно поэтому новая образовательная система в Российской Федерации ориентирована на воспитание достойного гражданина и патриота с раннего возраста.

Занятия, посвященные патриотической тематике, входят в число обязательных как в частных, так и в государственных детских дошкольных учреждениях. О главных целях и задачах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольников расскажем в статье.

Главная цель патриотического воспитания детей в ДОУ

Основная цель нравственно-патриотического воспитания в детских образовательных учреждениях всех типов — формирование и развитие у детей патриотических чувств: любви к своей стране, родному краю, их природным богатствам, культуре, истории, моральным ценностям, национальным и семейным традициям, людям. В процессе взросления и накопления знаний о Родине, жизни общества, природе и труде людей эти чувства формируются у подрастающих детей ступень за ступенью.

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитаниюкартотека (старшая группа) на тему

Картотека бесед по нравственному воспитанию

Тема №1: Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Тема №2: «Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

Тема №3: «Правдивость»

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

Тема №4: «Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Тема №5: «Если добрый ты…»

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

Тема №6: «Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Тема №7: «Нечаянно и нарочно»

Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

Тема №8: «Почему нужно уметь уступать»

Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

Тема №9: « Почему бывают драки?»

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

Тема №10: «Фантазеры и лгунишки»

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

Тема №11: «Давай помиримся»

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Тема №12: « Хороший друг познается в беде»

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

Тема №13: «Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

Тема №14: «Добрый – злой»

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

Тема №15: «Что такое доброта?»

Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Тема №16: «Каким должен быть друг»

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Тема №17: «Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

Тема №18: «Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

Тема №19: «Как вести себя во время разговора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения)

Тема №20: «Вежливость»

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Тема №21: «Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

Тема №22: «Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

Тема №23: «Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Тема №24: «Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

Тема №25: «Учимся прощать своих друзей»

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый

Тема №26: «Ступеньки доброты»

Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

Тема №27: «Лучше добрым быть»

Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

Задачи патриотического воспитания детей в ДОУ

Задачи патриотического воспитания в ДОУ довольно многогранны. Они расширяются и усложняются по мере взросления дошкольников, развития их мышления, а также постепенного формирования правильного отношения к окружающей действительности, родным и незнакомым людям, нравственных чувств.

Задачи нравственно-патриотического воспитания в детском саду:

  • Воспитать у детей любовь к Родине — родной стране, ее историческим вехам, культурным ценностям и традициям.
  • Сформировать представление о главных символах России: Государственном гербе, Государственном гимне, Государственном флаге; научить понимать смысл основных элементов государственной символики.
  • Постепенно расширять знания дошкольников о Москве — главном городе Российской Федерации, о главных достопримечательностях и памятных местах столицы.
  • Обогащать знания о малой родине — родном крае: о происхождении и смысле названия родного города / села / поселка, о его красивых уголках и достопримечательностях, о местах боевой славы, о природе и людях.
  • Привить навыки общественно-полезного труда; сформировать представление о труде как о важной для каждого человека духовной ценности; поощрять стремления детей быть полезными, помогать другим людям.
  • Воспитывать уважение к родителям и другим родственникам, пробуждать интерес к семейным традициям и моральным ценностям, истории семьи.
  • Знакомить с особенностями национальной культуры и традиций на основе произведений художественной литературы и искусства, фольклора, творчества народных мастеров.
  • Сформировать у дошкольников понятия о главных общегосударственных праздниках.
  • Рассказывать о Российской армии, о воинах, охраняющих Родину, о военных профессиях (летчиках, пограничниках, танкистах, моряках), о боевой технике.
  • Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших за Родину бойцов.
  • Развивать гражданско-патриотические чувства, интерес к происходящим в стране событиям, к исторически значимым датам.
  • Формировать у воспитанников чувства гордости за успехи своего Отечества, за его могущество, природные богатства; формировать понимание значимости труда на благо Родины.
  • Привить уважение к людям, прославившим Россию: военным героям, космонавтам, ученым, писателям, художникам.
  • Интернациональное воспитание. Формирование у дошкольников интереса и дружелюбия к людям, живущим в других странах.

Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме. Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные.

Средства развития у детей патриотических чувств — художественная литература, музыка, изобразительное искусство, экскурсии по родному городу /поселку / селу, увлекательные игры, творчество, посильный совместный труд, подготовка к праздникам.

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе

СЕНТЯБРЬ

Беседа «Москва – столица нашей Родины» (День города Москвы – 3 сентября). Задачи: совершенствовать знания детей о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей Москвы Задачи: расширять кругозор детей, активизировать словарь, воспитывать чувство гордости за свою Родину. 3. Чтение рассказов: «Кремль», «Кремлевские башни».

ОКТЯБРЬ

1. Беседа:1 октября – день пожилых людей. Задачи: рассказать детям о празднике, истории его возникновения, воспитывать любовь и уважение к пожилым людям. 2. Беседа «День единения России».Задачи: познакомить детей с историческим событиями, связанными с праздником, с памятниками, связанными с этим праздником. Воспитывать в детях интерес к своей истории, чувство гордости за свой народ, которых не захотел покориться иноземным захватчикам. 3. Заучивание пословиц и поговорок о Родине.

НОЯБРЬ

1. Развлечение «Мамы разные нужны, мамы всякие нужны» (ко дню матери) .Задачи: формировать осознанное понимание значимости матерей в жизни ребенка, семьи, общества. 2. Беседа: История России. Символика страны – герб, флаг, гимн. Задачи: закрепить знания детей о природе России, об истории возникновения страны, ее символики. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, воспитывать чувство любви и гордости за свою страну. 3. Игра «Государство», «Трон». Задачи: Дать детям первоначальное представление о морали, о законах государства. Воспитывать чувство ответственности, гуманное, заботливое отношение к окружающим. ДЕКАБРЬ

1. Оформление фотоальбома «Моя страна».Задачи: Воспитывать любовь к своей стране. Формировать умение у детей видеть красоту родной природы. 2. Рассматривание гербов крупных городов России. Задачи: Познакомить с гербами других городов страны. Воспитывать патриотические чувства. 3. Оформление стенда «Россия – наша Родина».

ЯНВАРЬ

1. Беседа: Ознакомление детей с событиями войны в Афганистане. Задачи: познакомить детей с событиями войны в Афганистане, воспитывать уважение к солдатам и офицерам, чтить память павших бойцов. 2. Галерея героев: показать фотографии героев войны, рассказать, что многие проспекты, улицы, станции названы их именами. (Шестаков Игорь Иванович – герой – уроженец города Волжска РМЭ) 3. Чтение: А. Барто «На заставе», З. Александрова «Дозор» 4. Д/и «Кому что нужно».Задачи: вызвать интерес к разным профессиям, закреплять знания об орудиях труда.

ФЕВРАЛЬ

1. Беседа: «День Защитника Отечества»Задачи: закрепить знания о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Познакомить детей с трудом пограничника. Воспитывать уважение к российским воинам. 2. Рассматривание картины «Охрана границы». Задачи: расширять представления детей о службе на границе. 3. Чтение: Рассказ Ю. Коваля «Алый».Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям. 4. Изготовление подарка для папы. .Задачи: вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров. 5. С/р игра «Моряки. Возвращение в порт».Задачи: формировать у детей умение передавать эмоциональное состояние в соответствии с особенностями роли. 6. Спортивное развлечение «Мы – будущие защитники Отечества».

МАРТ

1. Беседа: Родной поселок – «Джалиль».Задачи: познакомить детей с родным поселок, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать уважение к далеким предкам, землякам края, бережное отношение к истории родного поселка. 2. Выставка: Памятные места родного города. Задачи: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю. 3. Разгадывание кроссворда: Мой родной город – Волжск. Задачи: расширять и углублять представления о животном и растительном мире нашего края, активизировать словарь. 4. П/и «Камешки» (русская народная игра) 5. Д/и «Знаешь ли ты город»

АПРЕЛЬ

1. Беседа: «День космонавтики» Задачи: Совершенствовать знания детей о Солнечной системе. Расширять представления детей о космических полетах: познакомить их с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, воспитывать чувство гордости за своих соотечественников. 2. Развлечение «Юные космонавты».Задачи: закрепить знания детей о летчиках-космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии; в играх воспитывать ловкость, быстроту, находчивость. 3. Эксперимент «Почему все падает на землю? »Задачи: подвести детей к пониманию, что Земля обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета. 4. С/р игры «Космодром», «Юные исследователи космоса».Задачи: закреплять представления детей об освоении космоса, уточнить представления детей о том, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. 5. Чтение рассказов о Юрии Гагарине «Как мальчик стал космонавтом» 6. Оригами «Космонавт».Задачи: осваивать конструирование по типу оригами, закрепить навыки работы по схемам, упражнять детей в работе с бумагой.

МАЙ

Беседа «9мая – День Победы».Задачи: закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой отечественной войны, как живущие помнят о них, воспитывать чувство уважения к ветеранам великой отечественной войны, желание заботиться о них. Рассказ об уроженце г. Волжска РМЭ — Прохорове Василии Никитовиче. 2. Экскурсия к памятнику павших героев. Задачи: рассказать детям, как чтят память погибших героев в мирное время, воспитывать чувство гордости за тех, кто защищал наше будущее от врагов. 3. Художественное творчество. Рисование «Салют победы» 4. Чтение С. Михалков «День Победы», А. Митяев «Землянка», очерки о детях-героях. .Задачи: воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал нашу Родину. 5. Д/и «Подбери эмблему воину».Задачи: закреплять знания о родах войск

ИЮНЬ

1. Развлечение «День защиты детей».Задачи: создать радостное настроение у детей, воспитывать доброжелательность, отзывчивость. 2. Беседа «За что я умею отвечать».Задачи: развивать у детей чувство ответственности за начатое, данное слово, формировать навыки выполнения определенных действий, способствовать развитию самооценки. 3. Беседы о правах ребенка. .Задачи: формировать представления у детей о правах ребенка на воспитание в семье, образовательных учреждениях, о правах на охрану физического, психического, духовного и нравственного здоровья.

ИЮЛЬ

1. Развлечение «Здравствуй, лето красное».Задачи: продолжать знакомит детей с народными традициями и обычаями, создать радостное настроение от праздника. 2. Подбор и заучивание народных песенок, колядок, дразнилок, закличек.

АВГУСТ

Знакомство детей с народными подвижными играми. .Задачи: расширять представления детей о России как о многонациональном государстве, знакомить с новыми народными играми, развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции, воспитывать уважение к людям разных национальностей, их деятельности и культуре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Комплексные занятия 2.Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/ Под ред. Парамоновой Л. А. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782с.

Патриотический уголок в детском саду, краткое описание

Хорошее подспорье для комплексной реализации задач нравственно-патриотического воспитания в детском саду — красочный, информативный, привлекающий внимание детей патриотический уголок в группе. Его можно оформить, а затем обновлять и дополнять новыми материалами совместно с дошкольниками и их родителями. Согласно ФГОС, патриотический уголок в дошкольном учреждении должен включать шесть разделов.

Основные тематические блоки патриотического уголка в детском саду:

  1. «Государство» — центральный блок патриотического уголка. Здесь на видном месте размещают: фотопортрет Президента, изображения Государственного герба, Государственного флага, текст Государственного гимна, географическую карту страны.
  2. «Родной край». Иллюстрации природного и растительного мира России и местности, в которой проживают дети. Символика родного края. Карты местности. Фото знаменитых соотечественников, героев Великой Отечественной войны. Тематические папки, знакомящие воспитанников с достижениями и славной историей родного края.
  3. «Семейные традиции». Фото, детские рисунки и аппликации, посвященные теме семьи, работе родителей, совместным семейным путешествиям, традициям и праздникам. Генеалогические древа семей, изображенные детьми.
  4. «Народное творчество и культура». Куклы в национальных костюмах. Макеты крестьянских изб. Предметы старинного быта. Образцы народного творчества: художественной росписи, вышивки, гончарного искусства и других народных ремесел. Альбомы с фото и репродукциями.
  5. «Малая родина». Фото, открытки, плакаты с изображением улиц родного города / поселка / деревни, детского сада. Географическая карта населенного пункта, в котором живут воспитанники. Рисунки на тему труда, красоты родной природы, городских праздников, значимых для родного края событий. Портреты земляков, прославивших малую родину.
  6. «Литература». Художественные произведения, брошюры, папки с наглядными материалами нравственно-патриотической тематики.

Варианты оформления патриотических уголков в ДОУ:

Темы по патриотическому воспитанию детей

  1. «Наша Родина — Россия».
  2. «Я люблю тебя, Россия! День России».
  3. «Что значит — любить свою Родину».
  4. «Флаг и герб — государственные символы России».
  5. «Край любимый, край родной!»
  6. «Наши знаменитые земляки».
  7. «Достопримечательности нашего города».
  8. «Рассказываем о своей семье».
  9. «Почему мы гордимся своим поселком?»
  10. «Быт и народные ремесла в Древней Руси».

Конспект занятий по патриотическому воспитанию:

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Колокола России» Краткосрочный ( 1месяц)

для детей старшей группы Подготовили: музыкальный руководительЗаиченко Н. Ю.
воспитатель старшей группы Еремеева М.Г. Наименование проекта: «Колокола России»
. Вид
проекта: познавательно- творческий Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель,…
Проект в старшей логопедической группе «Народные промыслы России»


Проект в старшей логопедической группе «Народные промыслы России»
«Изучайте фольклор, учитесь на нём, Без знания прошлого нет будущего»
А.М. Горький Актуальность: Без знания детьми своих корней, творческого наследия своего народа, невозможно полноценное
воспитание личности….

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]