Педагогическая ТЕХНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Дошкольное учреждение как информационно-культурная и образовательная структура способна реализовать основные принципы устойчивого развития и стать действующей моделью по формированию основ экологической культуры дошкольников.
Ряд авторов утверждают, что система экологического образования является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения, а саму экологическую культуру рассматривают в контексте нового способа соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания (Н.Ф. Мамедов, Н.С. Дежникова, Н.Ф. Винокурова и др.).
В связи с изменениями, происходящими сегодня в обществе, современное дошкольное образование ориентировано не на получение детьми огромного количества знаний, а на формирование у детей дошкольного возраста интегративных качеств: личностных, интеллектуальных, физических. Достижение системой дошкольного образования нового качественного результата является на сегодняшний день ее приоритетной задачей.
Интегративный подход к организации образовательного процесса ставит педагогов перед необходимостью осваивать и внедрять в свою работу новые педагогические технологии, методики, образовательные программы, отвечающие запросу современного образования.
В основу технологии экологического образования детей дошкольного возраста (
положена мысль о том, что ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности, которые формируют психику ребенка.
Технология экологического образования детей дошкольного возраста направлена на комплексное решение задач экологического образования дошкольников через экологизацию
различных видов детской деятельности и
экологизацию
развивающей предметной среды, а также на формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста в процессе разнообразных видов деятельности дошкольников экологического содержания.
Под экологизацией
деятельности дошкольника понимается обогащение ее содержания за счет экологического компонента. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
Целью технологии экологического образования детей дошкольного возраста является реализация интегрированного подхода к экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Задачи, решаемые в ходе реализации данной технологии, следующие:
1. Формирование у детей основы систематических знаний по экологии, способствующих ориентации в современном мире.
2. Интеграция различных видов деятельности детей на основе экологической деятельности как системообразующей.
3. Развитие у детей творческого подхода к решению конструктивных задач, самостоятельного продумывания и осуществления оригинальных замыслов.
4. Формирование у детей навыков поисково-познавательной деятельности экологической направленности, способности к преобразованию, активной позиции в познании.
Концептуальную основу технологии экологического образования детей дошкольного возраста составили следующие психолого-педагогические теории и положения:
— Концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт в которой убедительно доказывается, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с осознанием позиции субъекта детской деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, которая бы позволила ребенку участвовать в разнообразной детской деятельности и способствовала формированию его ключевых компетентностей.
— Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский), который опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности – мотивы – цели – условия – действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задач состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.
Данный подход предполагает описание поэтапной (пошаговой) структуры деятельности, графическую фиксацию полученных результатов. В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин).
Деятельность – единственный способ саморазвития, самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.
— Положения и методические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, согласно которым в качестве основного вида поисковой деятельности выделяется особая детская деятельность – экспериментирование. Н.Н. Поддьяков в своих исследованиях утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, подчеркивая, что это — «истинно детская деятельность». В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий разными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Н.Н. Поддьяков выделяет особый вид социального экспериментирования дошкольников в различных жизненных ситуациях, когда дети (осознанно и неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов.
Основой деятельности экспериментирования является противоречие между сложившимися знаниями, умениями и навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми проблемными ситуациями, возникающими в процессе постановки цели эксперимента и ее достижениями, что способствует формированию навыков экспериментирования дошкольников.
Принципами, обеспечивающими эффективность реализации технологии экологического образования детей дошкольного возраста, являются:
Принцип проблемности
предполагает создание педагогом проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Проблемное обучение тесно связано с принципом системности, так как предполагает реализацию разработанной системы постепенно усложняющихся задач.
Принцип системности
предполагает систему занятий, которая реализуется через комплекс различных деятельностей ребенка. Принцип системности реализуется через проблемный подход.
Принцип наглядности
связан с наглядно-образным и наглядно-действенным мышлением ребенка дошкольного возраста и учитывается при организации различных видов деятельности ребенка в развивающей среде. Его использование предполагает, что для решения целей и задач педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении. В методическом плане принцип наглядности предполагает активное использование педагогом наглядного материала.
Принцип научности
предполагает, что педагог в своей работе применяет только научно обоснованные методические приемы, соответствующие данному возрасту детей, учитывающие их психологические особенности.
Принцип гуманистичности
проявляется, прежде всего, в выборе педагогами гуманистической модели образования, подразумевающей переход на новый тип отношений педагога и ребенка, когда они оба участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения. С позиции воспитания применение данного принципа означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
Принцип целостности
отражает целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы.
Принцип последовательности
прослеживается в системе последовательного развертывания знаний от простого – к более сложному.
Принцип деятельности предполагает построение системы занятий на деятельностной основе. В процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда».
Принцип интеграции подразумевает
, что при интегрированном подходе все педагоги дошкольного учреждения сотрудничают между собой на всех этапах работы с детьми.
Технология экологического образования детей дошкольного возраста основана на интеграции различных видов детской деятельности (игровая, трудовая, поисковая, деятельность экспериментирования), включающих в себя экологический компонент. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Они помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. Настольные дидактические игры предполагают использование природных объектов. В самостоятельные игры детей должно включаться экологическое содержание.
Экологизация поисковой деятельности может осуществляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения дошкольника.
Технология экологического образования детей дошкольного возраста отражает проблемный подход в обучении и воспитании. Проблемный подход берется за основу при разработке основных этапов технологии экологического образования детей дошкольного возраста.
Алгоритм реализации технологии экологического образования детей дошкольного возраста | |||
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Предварительный этап | Создание условий для внесения экологического компонента во все виды деятельности детей дошкольного возраста. Мотивация детей к пониманию целостности, ценности и хрупкости окружающего мира природы. Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности экологической направленности. Введение детей в проблемную ситуацию Создание условий для деятельности экологической направленности с учетом возрастных особенностей детей. | Возникновение интереса к окружающему миру природы. Осознание и осмысление актуальности и цели деятельности экологической направленности, проявление познавательного интереса | |
Этап осмысления | Ознакомление | Мотивация детей к познавательной деятельности. Активизация внимания детей посредством включения их в познавательно-экологическую деятельность (формирование у детей элементарных ЗУН экологической направленности). Подведение итогов. Оценивание результатов. | Возникновение интереса к познанию окружающего мира природы. Накопление информации. |
Обобщение | Обобщение накопленных ЗУН экологической направленности. Стимулирование активности детей в познавательно-экологической деятельности путем проблематизации учебного материала. Помощь в организации и реализации практической деятельности, по мере необходимости. Подведение итогов. Оценивание результатов. Стимулирование детей к самооценке своей деятельности. | Проявление познавательной, практической, творческой активности. Осуществление практической деятельности преобразующего характера: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Оказание помощи другим детям по мере необходимости или совместное выполнение действий. Формулирование выводов. Самооценка своей деятельности. | |
Систематизация | Систематизация полученных ЗУН детей экологической направленности. Активизация познавательно-экологической деятельности детей путем включения их в самостоятельную теоретически-исследовательскую и практически-исследовательскую деятельность. Подведение итогов. Помощь в формулировании выводов. Оценивание результатов. Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности. | Участие в самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Анализ результатов. Самоанализ и самооценка своей деятельности. Самооценка приобретенного опыта. | |
Этап совершенствования | Составление индивидуальных программ совершенствования ЗУНов детей в познавательно-экологической деятельности. | Применение детьми ЗУНов экологической направленности, адекватных ключевым компетентностям, в повседневной жизни. |
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Наличие у ребенка познавательного интереса, повышает эффективность процесса обучения и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями. Технология экологического образования детей дошкольного возраста предполагает формирование и стимулирование познавательного интереса дошкольников:
— через наличие эмоционального компонента;
— организацию воспитательно-образовательного процесса на принципах гуманизма и сотрудничества;
— обеспечение необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого контроля и прямого дидактизма;
— организацию предметно-развивающей среды, наполненной экологическим содержанием.
Основными методами технологии экологического образования детей дошкольного возраста являются поисковые методы, а именно:
— метод поиска информации об объектах и явлениях;
— использование экспериментальной деятельности, логических цепочек, логических задач;
— использование схем, алгоритмов, экологических моделей;
— проблемные ситуации.
Технология экологического образования детей дошкольного возрастаотвечает запросу современного образования, имеет интерактивный характер, обеспечивает самостоятельную деятельность ребенка, позволяет ребенку проявить творческий подход.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов, Д.Л. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.Л. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколов.- М. : АПКиППРО, 2005.- 101 с.
2. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С.Н. Николаева. — М., 1995.
3. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М., 2001. – 432с.
4. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры / В.А. Ясвин. – М., 1999.
Использование инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад «Алёнка»
Никифоровский район, Тамбовская область
Доклад
Использование инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников
Подготовила: старший воспитатель
Мячина С.В.
р.п. Дмитриевка, 2022 г.
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса либо в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования. Не стоит забывать, что новое считается более эффективным, чем старое, в том случае, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.
На сегодняшний день инновационных технологий, применяемых в наших детских садах, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить:
-·здоровьесберегающим технологиям;
— технологиям, относящимся к проектной деятельности;
— информационно-коммуникационным технологиям;
— личностно-ориентированным технологиям;
— игровым технологиям.
Одним из важнейших направлений дошкольной педагогики, реализуемым во многих дошкольных учреждениях страны, в настоящее время стало экологическое образование. Инновационные технологии, столь актуальные в деятельности современного дошкольного учреждения, получили свое новое развитие и в экологическом образовании.
Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников: 1) здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом образовании дошкольников – это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, оказание самопомощи и помощи другим.
Правильная организация экологического образования дошкольников, оптимальное чередование разных здоровьесберегающих технологий оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма, способствует овладению новых знаний, дает практическую модель правильного поведения на природе, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают обрести уверенность в себе.
2) технологии, относящиеся к проектной деятельности
.
Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.
Во время работы над проектом дети шире и глубже изучают мир природы. В результате использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста повышается уровень знаний о животном и растительном мире, уровень экологической грамотности, воспитывается любовь к природе родного края, происходит формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка. А также позволяет сделать жизнь в детском саду разнообразной и интересной.
Проекты можно классифицировать следующим образом:
1.«Игровые» – занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
2.«Экскурсионные» – проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
3.«Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.
4.«Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.
3) информационно-коммуникационные технологии
.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому образованию.
4) личностно-ориентированные технологии.
Использование личностно-ориентированных технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества
5) игровые технологии
.
Игровые технологии в детском саду – это ключик к каждому ребенку. В игре дети лучше усваивают материал, им легче выразить свои мысли. Они по праву занимают важное место в воспитании подрастающего поколения.
Особое место в этой работе отводится играм экологического содержания. Использование игр в экологическом образовании способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Виды игр, используемые в экологическом образовании, разнообразны по форме и содержанию и не отличаются от обычной игровой деятельности ребенка. Это и театрализованная игра, и настольная игра, и подвижная, различного рода аттракционы, игры с природным материалом, соревновательные, сюжетно-ролевые, дидактические игры и др.
Таким образом, применение инновационных технологий в области экологического образования дошкольников позволяет педагогам строить процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями и вместе с тем без излишней нагрузки для дошкольников. Использование инновационных технологий в ДОУ в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.