Дидактические игры «Профессии» в подготовительной группе
Старшие дошкольники готовятся к школе, поэтому для них важны игры для развития речи, улучшения навыков грамотного формирования предложений.
Раздели слово
Ведущий называет профессию, образованную из двух слов. Дети пытаются разбить ее на части, чтобы узнать значение. Например, «трубочист – трубы и чистить», «рыболов – рыба и ловить».
Подбери слово к профессии
Задача играющего – подобрать к профессии подходящий эпитет. Например, «учитель – добрый», «балерина – стройная», «медсестра – заботливая».
Продолжи фразу
Педагог начинает фразу, касающуюся профессиональных обязанностей разных работников, а воспитанники завершают ее перечислением объектов действий. К примеру:
- садовник поливает… газон, клумбу, кусты, деревья, грядки;
- повар режет ножом… мясо, овощи, рыбу, фрукты, хлеб;
- водитель везет пассажиров на… такси, автобусе, трамвае, троллейбусе.
Дидактические игры «Профессии» в младшей группе
Дошкольники младшей группы с помощью игр узнают, насколько важны все профессии, чем занимаются разные работники.
Парикмахерская
Воспитанники делают куклам прически, ухаживают за их волосами с помощью разных приспособлений и средств. Педагог наблюдает за работой воспитанников, координирует их, подсказывает правила ухода за внешностью. Важно обратить внимание детей на то, как некрасиво выглядят куклы, пока они неухоженные, неопрятные, а значит, профессия парикмахера нужная. Также следует рассказать детям об используемых в парикмахерской инструментах, их назначении.
Угадай профессию по предмету
Воспитатель вытаскивает из мешка предмет, а дети говорят, кому он может понадобиться. Например, черпак нужен повару, бинт – медсестре, кисточка – художнику, фен – парикмахеру.
Угадай, кто я?
Дети становятся в круг. Каждый игрок по очереди выходит в центр, начинает изображать определенное действие, не говоря ни слова, используя лишь мимику, телодвижения, нечленораздельные звуки. Остальные должны угадать, кого изображает товарищ. Например, ребенок делает руками крутящие движения, имитируя руль, и произносит «ж-ж-ж». Это шофер.
Исправь ошибки
Ведущий называет парные фразы, а дети говорят, в чем ошибка, как нужно сказать правильно:
- учитель стрижет газон, а садовник пишет на доске;
- парикмахер тушит огонь, а пожарный делает стрижку;
- музыкант красит стены, а маляр играет на пианино;
- медсестра готовит пирог, а повар делает больному укол;
- строитель предлагает читателям книги, а библиотекарь строит стены из кирпича.
Дидактические игры «Профессии» в средней группе
Задача педагога в средней группе – расширять и закреплять у воспитанников знания о разных профессиях, развивать их мыслительную способность, концентрацию внимания, умение ориентироваться, давать четкие и грамотные ответы.
Кому что?
Для ознакомления с профессиями ведущий называет работника, а дети должны перечислить инструменты, приспособления и материалы, которыми он пользуется:
- врач – шприц, стетоскоп, медицинский халат, резиновые перчатки, повязка, медкарта;
- строитель – дрель, молоток, кирпичи, доски, каска, бетон, гвозди, пила;
- учитель – указка, классный журнал, учебники, настенные карты, доска;
- художник – краски, кисти, холст, палитра, мольберт, бумага, карандаши;
- повар – посуда, духовка, блендер, колпак, фартук, продукты, книга рецептов;
- парикмахер – фен, расчески, ножницы, плойка, краски для волос, заколки, зеркало;
- садовник – грабли, перчатки, лопата, саженцы, газонокосилка, секатор, лейка;
- швея – швейная машинка, утюг, гладильная доска, ножницы, ткани, иголки, нитки.
Это правда?
Для игры нужно подготовить картинки, изображающие людей разных профессий в соответствующем облачении. Каждый игрок получает две карточки: красная – ответ «нет», зеленая – «да».
Ведущий показывает детям картинку, говорит, кем работает нарисованный человек. Игроки должны понять, правда ли сказана, поднять соответствующую карточку. Например, ведущий, продемонстрировав изображение пожарного, говорит: «Это учитель». Дети поднимают красную карточку.
Рабочая одежда
Для игры нужно вырезать бумажные изображения девушки и парня, а также разной рабочей одежды.
Воспитатель рассказывает, что бумажные персонажи собираются идти на работу, но им нужно помочь подобрать правильный костюм. Игру можно построить разными способами. Педагог называет профессию, а дети выбирают из вороха бумажной одежды правильную. Либо воспитатель сам выбирает костюм, а игроки называют место работы персонажа. Когда дети разберутся с рабочим гардеробом, педагог для закрепления полученных знаний просит их закрыть глаза, а сам перекладывает одежду, просит найти ошибку.
Рабочий транспорт
Для игры необходимо расставить стулья, к каждому прикрепить изображение определенной машины: скорой помощи, пожарной, полицейской, автобуса, самолета, поезда и других. И вырезать из картона «рули» с написанными на них профессиями.
Ведущий раздает каждому игроку руль, называет профессию. Игрок должен отыскать свою «машину», сесть на стул, рулить, «отправляясь на работу». Игра повторяется, ведущий меняет рули у игроков.
Для повара или врача?
Эта дидактическая игра «Профессии» для детского сада систематизирует представления о рабочих обязанностях и профессиональных особенностях повара и врача.
Играют два ребенка: один повар, второй врач. Ведущий вытаскивает из мешка предметы, спрашивает, кому из работников они нужны. Например, шприц нужен врачу, ложка – повару. Дети должны не просто ответить, а объяснить, для чего работнику этот предмет.
Дидактические игры «Профессии» в старшей группе
Дошкольники старшей группы уже должны знать широкий перечень профессий, а также иметь представление о профессиональных обязанностях разных работников и используемых ими инструментах.
Перечисли профессии на выбранную букву
Педагог раскладывает на столе карточки с буквами лицевой стороной вниз. Дети по очереди подходят к столу, берут карточку, называют профессии, которые начинаются на выбранную букву:
- А – актер, агроном, астролог, администратор, авиатор, адвокат, архитектор, акушер;
- Б – бухгалтер, букинист, бармен, банкир, баянист, библиотекарь, балерина, боксер;
- В – врач, визажист, водитель, водолаз, воспитатель, ветеринар;
- Г – геолог, гувернантка, грузчик, гример;
- Д – дворник, дирижер, дизайнер, диетолог, дальнобойщик, доярка, диспетчер, директор;
- Ж – животновод, журналист, жокей;
- З – звукорежиссер, зоолог, заведующий;
- И – инспектор, инженер, изобретатель, искусствовед, иллюстратор, историк;
- К – космонавт, клоун, капитан, комбайнер, композитор, кассир, кочегар, кузнец;
- Л – лаборант, летчик, лесоруб, логопед;
- М – машинист, манекенщица, маляр, медсестра, метеоролог, механик, монтажник, музыкант;
- Н – няня, нотариус, нефтяник;
- О – окулист, официант, оператор, озеленитель, охранник;
- П – пастух, повар, педиатр, писатель, парикмахер, пианист, плотник, почтальон, продавец;
- Р – режиссер, радист, рыболов, репортер;
- С – секретарь, сантехник, садовник, скрипач, слесарь, скульптор, стоматолог;
- Т – тракторист, токарь, трубочист, тренер;
- У – уборщик, учитель, ученый;
- Ф – фотограф, флорист, фармацевт, фермер, философ, футболист;
- Х – хирург, художник, хореограф;
- Ш – шахтер, швея, шофер, штукатур;
- Э – эколог, электрик, экскурсовод, экономист, экскаваторщик;
- Ю – юрист, юнга, ювелир.
Как называют этого строителя?
Игра знакомит дошкольников со строительными профессиями. Воспитатель говорит, что делает человек, а дети отвечают, как его называют:
- окрашивает стены – маляр;
- покрывает крышу черепицей – кровельщик;
- сооружает дом из кирпича – каменщик;
- соединяет детали из металла – сварщик;
- кладет на стены плитку – облицовщик;
- делает стены ровными, наносит штукатурку – штукатур;
- изготавливает детали из дерева – плотник.
Назови профессию по результату труда
Педагог показывает воспитанникам карточки, изображающие результат труда, а те должны угадать, кто выполняет такую работу. Например, картинка «костюм» – профессия «швея». Или «торт» – «кондитер». Или «дом» – «строитель».
Назови лишний предмет
Воспитатель кладет перед детьми по 4 иллюстрации инструментов, которыми пользуются определенные работники. Один из предметов лишний, на него нужно указать с объяснением причины выбора. К примеру, «мастерок», «каска», «дрель», «шприц» – первыми тремя пользуется строитель, последним предметом – медсестра.
Скорая помощь
Игра формирует у дошкольников представление о важности профессии врача. Для занятия необходимо подготовить картинки, изображающие инструменты и расходные материалы, которые использует персонал скорой помощи: шприц, бинт, йод, градусник, пластырь и прочее.
В ходе игры рассматриваются разные ситуации. Один ребенок играет медика, второй – больного. Второй рассказывает, какая у него проблема: разбито колено, поцарапана рука, идет кровь из носа, першит горло, болит голова и иное. Ребенок, играющий доктора, рассказывает, какие инструменты и лекарства будет использовать в каждом конкретном случае. При необходимости педагог подсказывает ему.
Аптека
Ролевая игра знакомит дошкольников с профессией фармацевта. Для занятия нужно подготовить картинки, изображающие лекарства, и карточки, имитирующие «деньги». Дети распределяют роли. Один становится фармацевтом за кассой, остальные – покупателями. Роли поочередно меняются.
Покупатели по очереди «входят в аптеку». Рассказывают, что их беспокоит, есть ли нужное лекарство. Фармацевт предлагает покупателю средство, забирает оплату. Педагог помогает играющим, дает подсказки по назначению медикаментов, задает наводящие вопросы.