Картотека подвижных игр по программе «Истоки знаний «


Малоподвижная игра в детском саду как форма работы по физическому развитию

Воспитанники дошкольного возраста много двигаются в течение дня в детском саду: разучивают танцевальные движения с музыкальным руководителем, занимаются на физкультуре, делают зарядку в группе и на прогулке. Педагоги обучают дошкольников подвижным играм с целью расширения их игрового опыта, потому что в самостоятельной деятельности ребята предпочитают другие развлечения. Внимание детей XXI века захватывает телевидение и компьютерные технологии. Ребята отдыхают после занятий и в выходные дни, играя в мобильные приложения или просматривая мультфильмы.

Современные дети проводят много времени перед телеэкраном

Малоподвижные игры — игры с незначительной интенсивностью действий. В них присутствуют все основные движения: ходьба, бег, прыжки, приседания, махи, метание и т. д. Цель проведения малоподвижных игр в детском саду — обучение дошкольников игровому способу снижения физической активности. Как часто детей ругают за то, что они не могут мгновенно успокоиться после резвой игры! Но это естественное состояние, ребёнок в силу особенностей нервной системы неспособен регулировать эмоциональное и мышечное возбуждение по указанию. За время пребывания в детском саду ребята усваивают, что каждая подвижная игра имеет этап завершения — небольшой отрезок времени, во время которого двигательная активность постепенно снижается. Дети запоминают, что после игры интенсивной следует игра спокойная.

Игра малой подвижности «Ладушки» создаёт хорошее настроение и помогает успокоиться после повышенной активности

Кроме того, малоподвижные игры проводятся как форма смены деятельности на занятиях в небольшом помещении: по изобразительной деятельности, познавательному и речевому развитию. На этих занятиях дети находятся в сидячем положении, и подвижные игры рекомендованы для профилактики перенапряжения и усталости. Разумеется, игра выбирается спокойная и проводится рядом с рабочими местами воспитанников.

Совет: если содержание игры соответствует теме занятия, это вызывает дополнительный интерес у ребят.

Например, на занятии по рисованию «Мышонок» в младшей группе можно провести игру «Цапки». У воспитателя ведущая роль — кошка. Он вытягивает руки вперёд ладонями вниз и зачитывает прибаутку («Под моею крышей собрались мыши…»). Дети выполняют роли мышат, ставят пальчики под «кошкины лапки». Как только прибаутка закончилась, дети должны резко убрать пальцы, чтобы кошка не поймала мышек. По завершении игры воспитатель приглашает ребят занять рабочие места и нарисовать каждому мышонка, который смог убежать от кошки.

Детям нравится участвовать в играх, героями которых являются животные, например, кошка и мышка

Как любая форма деятельности в детском саду, малоподвижные игры направлены на разностороннее развитие воспитанников. Кроме формирования привычки к здоровому образу жизни, эти игры приобщают детей к народным традициям: текст и герои взяты из фольклора. Игры могут быть направлены на развитие реакции, внимательности, памяти. Малоподвижные игры возможно проводить со всей группой воспитанников одновременно, чтобы в ребятах зарождалось чувство коллективизма.

Таблица: задачи малоподвижных игр в разных возрастных группах

Возрастная группа детейЗадачи
Первая младшая/ясельная (1,5–3 года)
  • Формирование умения повторять движения за педагогом.
  • Обучение движению по кругу, по цепочке.
  • Развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.
Вторая младшая (3–4 года)
  • Развитие памяти посредством проведения знакомых игр.
  • Развитие умения повторять песенки, подговаривать текст.
  • Совершенствование координации движений и мелкой моторики.
Средняя (4–5 лет)
  • Развитие умения координировать движения с самостоятельно произносимым текстом.
  • Закрепление в игровой форме знаний, полученных на занятиях (повадки животных, народные песни и т. д.).
  • Создание положительного эмоционального контакта между детьми.
  • Формирование способности играть различные роли (участника, водящего).
Старшая и подготовительная (5–6 и 6–7 лет)
  • Развитие словесно-логической памяти (восприятие на слух правил игры и умение их воспроизводить).
  • Создание устойчивой мотивации к проведению малоподвижных игр вне детского сада.

Игра «Карлики и великаны» развивает слуховое внимание: дети выполняют движения только на условленные команды

Виды малоподвижных игр

Классифицируют игры малой подвижности по содержанию:

  • Бессюжетные игры. Правила не предусматривают деление по ролям, в игре нет сценария. Бессюжетные игры основаны на выполнении заданий: найти, повторить, запомнить, перенести, поменяться и др. Эти игры развивают внимательность, память, моторику.

Бессюжетные игры часто воспринимаются детьми как своеобразный вызов их способностям: «Сможешь ли ты, как я?». И им это нравится, потому что каждый ребёнок копирует в повседневности действия взрослых, хочет быть таким же умелым, как родители, воспитатели. Когда мои дети были маленькими (3 и 4 года), успокоить их после шумной игры было легко играми на имитацию. «Ребята, а я умею принимать позы морских животных! Сможете повторить?». Уговаривать не приходилось, дети с удовольствием включались в игру.

В игре «Тень» дети принимают позы, показываемые ведущим

  • Сюжетные игры. Правила основываются на сказочной или бытовой ситуации. Сценарий предполагает распределение по ролям: ведущий — кот, участники — воробьи, например. Сюжетные игры сопровождаются стихотворным текстом или исполнением короткой песенки. Дети учатся выразительному исполнению роли в этих спокойных играх, а также развивают скорость реакции и координацию движений со словами. В сюжетных играх рекомендуется использовать ролевые шапочки и маски, медальоны с изображениями персонажей.Сюжетных игр малой подвижности существует немного. В готовых сборниках представлены в основном спокойные игры без ролей. Совет: попробуйте изменить правила сюжетных игр высокой и средней подвижности так, чтобы движения в игре обрели слабую интенсивность. Например, сюжетные игры с ловлей участников («Волк и зайцы», «Медведь и пчёлы», «Кот и воробушки») становятся малоподвижными, если бег врассыпную заменить на спокойные действия. Зайцы стоят — волк может их поймать. Если зайчик сел — он в домике. Прятаться от ведущего ребята могут, закрывая глаза ладошками, накрывая голову платком, ставя руки «домиком» над головой. В таких играх участникам следует располагаться кругом, а ведущему — внутри его, но не в центре (чтобы было видно всех).

    В малоподвижном варианте игры «Волк и зайцы» участники-зайчата не разбегаются от ведущего, а закрывают глаза ладонями

  • Народные игры — забавы, основанные на сказочных сюжетах, сопровождающиеся фольклорными текстами. В малоподвижных играх используются песни, потешки и прибаутки (ритмизованные короткие истории с игровыми движениями). Русские народные игры воспитывают в детях чуткое отношение к традициям страны, любовь к родной природе.Популярную игру «Колечко» можно определить как среднеподвижную: получивший колечко старается добежать до ведущего, а остальные участники догоняют его и стараются удержать. Уменьшить интенсивность игры возможно, упростив задачу игрока с колечком. Ведущий не отходит далеко от сидящих в ряд участников, отступает на один шаг. Таким образом, для выигрыша получившему колечко нужно успеть встать и сделать шаг к ведущему.

    Народная игра «Колечко» развивает скорость реакции у ребят

    Наши предки проводили подвижные забавы разнообразные, в соответствии с временами года. В народных играх сохранились мотивы, связанные с календарными обрядами славян. Летние подвижные игры содержат движения-имитации полевых работ. Осенние посвящены сбору урожая. Зимние игры «буйные», потому что в это время года крестьяне были свободны от работ в поле. В весенних играх зазывают солнце.

    Хороводные игры в спокойном темпе с имитацией движений полевых работ проводятся на прогулках

Подвижная игра «Что спрятано?».

Цель: упражнять детей различать основные цвета и т.д., развивать зрительную память

Ход игры:Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол перед детьми 3—5 предметов (кубик, флажок, погремушку, мячик и др.) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Воспитатель прячет один или два предмета и говорит: «Посмотрите!» Дети поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присматриваются к предметам, вспоминают, каких нет. Воспитатель подходит по очереди к некоторым детям, и они шепотом говорят, какие предметы спрятаны. Когда большинство играющих правильно назовут спрятанные предметы, воспитатель называет их вслух.

Если в игре используются игрушки, то лучше подбирать однотипные, изображающие либо животных, либо птиц, либо деревья. Игру можно провести и так: только один ребенок отворачивается, когда воспитатель убирает предметы, а потом определяет, какой предмет спрятан. Остальные играющие не должны ему подсказывать.

Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду» (вторая младшая группа)

Подвижная игра «Не опоздай!».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу, бегать в разных направлениях одновременно всей группой, использовать всю площадь зала, находить свою игрушку.

Ход игры:На полу по кругу раскладываются кубики или погремушки. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они бегают по всей комнате, не задевая друг друга и не сбивая кубиков. По сигналу «Не опоздай!» дети бегут к своим кубикам.

Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду» (вторая младшая группа)

Подвижная игра «Пузырь».

Цель: упражнять детей вставать в круг, действовать в соответствии с текстом стихотворения, использовать всю площадь зала.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь плотно друг к другу. На слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» дети отходят назад, держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». По этому сигналу малыши опускают руки приседают на корточки, произнося: «Хлоп!». Можно после слов «Лопнул пузырь!» предложить детям, не разрывая рук, двигаться к центру круга, произнося при этом «ш-ш-ш» (воздух выходит). После чего снова «надувать пузырь».

Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду» (вторая младшая группа)

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

Цель: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах на месте, использовать всю площадь зала.

Ход игры:

Дети сидят на стульях с одной стороны зала. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и проделывает упражнения с мячом. Он показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой. При этом воспитатель приговаривает: «Мой веселый звонкий мяч, ты куда пустился вскач? Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой!» Затем он вызывает детей и предлагает им попрыгать вместе с мячом. Снова проделывает упражнения с мячом, сопровождая их чтением стихов. Закончив стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду» (вторая младшая группа)

Источник

Картотека малоподвижных игр в детском саду

С младшими воспитанниками проводятся игры на основе фольклорного материала. Рекомендуется использовать музыкальное сопровождение для малоподвижных игр: инструментальные мелодии в медленном темпе, народные песни, записи звуков природы.

Старшие дошкольники часто проводят подвижные игры во время самостоятельных занятий. Сориентировать их в необходимости перехода от игры с высокой интесивностью к малоподвижной также помогает музыкальный фон. Звучит музыка в быстром темпе — игры соответствующие, музыка медленная — пора играть спокойнее.

Представленная ниже подборка игр составлена на основе программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» и методического пособия О. Е. Громовой «Подвижные игры для детей ФГОС ДО».

Игра должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Игры для детей 1,5–4 лет

В первой и второй младших группах рекомендуются к проведению следующие малоподвижные игры:

  • «Все котятки мыли лапки»;
  • «Где же ручки»;
  • «Жили-были зайчики»;
  • «Зайка»;
  • «Карусели»;
  • «Котик к печке подошёл»;
  • «Кошка выпускает коготки»;
  • «Ладушки»;
  • «Летает — не летает»;
  • «Мыши и кот»/«Цапки» (вариант, где мышки — это пальчики детей);
  • «Найди игрушку»;
  • «Найди свой цвет»;
  • «Повстречались два…»;
  • «Раздувайся, пузырь»;
  • «Солнышко и дождик»;
  • «Тишина»;
  • «Ты медведя не буди!»;
  • «Холодно — тепло»;
  • «Шалтай-Болтай»;
  • «Шёл король по лесу»;
  • «Это глазки, вот, вот!».

Примеры подборок игр с подробным описанием для воспитанников младших групп:

  • Картотека малоподвижных игр в первой младшей группе (Сорокина Т. С.);
  • Игры малой подвижности с детьми второй младшей группы (Тарарухина Т. В.).

Фотогалерея: примеры карточек с описаниями игр


Игра «Где же ручки?» предназначена для самых маленьких детей, рекомендуется играть в неё сначала подгруппами по 2–3 человека


Игра «Зайчик» развивает крупную моторику малышей


«Ладушки» разучивают в паре: ребёнок и воспитатель


Игра «Вышел дождик погулять» развивает скорость реакции и мелкую моторику


Игра «Найди свой цвет» развивает внимание малышей


«Раздувайся, пузырь!» — популярная игра в ДОУ, её проводят на занятиях, праздниках, прогулках


В игре «Солнышко и дождик» дети ритмично двигаются и учатся играть с атрибутом (зонтиком)


Дети тренируются ходить колонной в игре «Тишина»


Игры с поиском игрушек развивают внимание детей


Ри проводится в форме хоровода с движениями по тексту


Игра по стихотворению «Шалтай-Болтай» направлена на снятие мышечного напряжения

Игры для детей 4–7 лет

С воспитанниками средней, старшей и подготовительной групп можно проводить разнообразные малоподвижные игры, среди которых:

  • «Верёвочка»;
  • «Воздушный шар»;
  • «Где постучали?»;
  • «Запрещённое движение»;
  • «Зеркало»;
  • «Как живёшь?»;
  • «Карлики и великаны»;
  • «Кого не стало?»;
  • «Колечко»;
  • «Кто я в семье?»;
  • «Лён»;
  • «Медленная черепаха»;
  • «Море волнуется, раз!»;
  • «Найди себе пару»;
  • «Найди и промолчи»;
  • «Ни зги не видно»;
  • «Нос-ухо-нос»;
  • «По дорожке»;
  • «Путешествие в Москву»;
  • «Съедобное-несъедобное»;
  • «Три движения»;
  • «Флюгер»/«Четыре стихии»;
  • «Шарик».

Пример картотеки игр для старших дошкольников можно посмотреть здесь (автор — Сяпкаева О. С.).

Фотогалерея: карточки с описаниями игр


Игра «Верёвочка» способствует выработке красивой осанки и развитию чувства равновесия


Игра «Удочка» развивает внимательность и скорость реакции, тренирует в прыжках на месте


Игра «Воздушный шар» развивает одновременно речевые и двигательные умения


Играя в «Зеркало», ребята развивают внимательность


Игра «Запрещённое движение» развивает слуховое внимание и память


В игре «Как живёшь?» детям предоставляется свобода в изображении движений по тексту


«Карлики и великаны» — ещё одна забавная игра на внимательность и скорость реакции


Существуют разные варианты игры «Колечко», в малоподвижной версии получившему колечко не нужно убегать


«Море волнуется» — одна из самых популярных игр малой подвижности


В спокойном варианте игры «Найди себе пару» бег заменён на ходьбу


В игре «По ровненькой дорожке» дети совершенствуют умение согласовывать движения с текстом


Наверное, нет такого ребёнка, который бы не знал игру «Съедобное-несъедобное»


В игре «Четыре стихии» используется замена слов на цифры, что активизирует мыслительную деятельность детей


«Кто я в семье?» — пример сочетания в подвижной игре познавательного элемента


Игра «Найди и промолчи» часто проводится на завершающем этапе физкультурного занятия

Проведение малоподвижных игр в детском саду

Игры малой подвижности в ДОУ организуются несколько раз в течение дня:

  • в заключительной части физкультурного занятия или досуга, чтобы привести в относительно спокойное состояние воспитанников;
  • на прогулке после помощи в уборке или облагораживании участка, после игры высокой подвижности;
  • в середине занятия познавательной и художественной направленности для снятия умственного и мышечного напряжения;
  • вне режимных моментов: после прогулки, после уборки группового помещения, во время спокойных занятий во второй половине дня;
  • на утренниках и праздниках.

Игры малой подвижности проводятся во время тематического досуга

Педагог заблаговременно выбирает игры малой подвижности в соответствии с возрастом детей и темой занятия (досугового мероприятия). Если воспитатель планирует провести с детьми новую игру, он предварительно обязан выучить правила и текстовое сопровождение забавы, запомнить движения. Недопустимо зачитывание содержания игры с листа! Разрешается показать детям короткое видео, как проходит эта игра (не дольше 1 минуты), предложить познакомиться с правилами. Эмоциональный рассказ воспитателя об игре располагает детей и мотивирует.

Воспитатель передаёт детям собственный игровой опыт, учит ребят тому, что умеет сам

Таблица: этапы проведения малоподвижной игры

Этап проведения игрыМладшие группыСредняя, старшая, подготовительная группы
Сбор на игру
  • Звуковой сигнал: колокольчик — для младших, свисток — для старших.
  • Сюрпризный момент: письмо или видеопослание от вымышленного персонажа,
  • посылка,
  • появление сказочного героя.
Вводный этап, мотивирующее начало
  • Знакомство с содержанием «сюрприза» (если сбор был по сюрпризному моменту): просмотр видеопослания,
  • зачитывание письма,
  • изучение содержимого посылки, беседа со сказочным персонажем.
  • Рассматривание фотографий или просмотр ролика, где другие дети играют в конкретную игру; проведение беседы.
  • Выразительное исполнение песни или стихотворения педагогом по теме игры (кратко).
  • Угадывание названия игры по картинкам (если дети будут участвовать в знакомой игре).
ОбъяснениеВоспитатель объясняет игру во время её проведения: показывает движения, даёт сигнал к смене действий.
  • Педагог сообщает название игры: «Как сеют мак».
  • Излагает содержание: весной крестьяне готовили поля и засевали на них мак.
  • Объясняет правила: дети встают в круг, ведут хоровод «по солнцу» (по часовой стрелке) и выполняют движения-имитации, которые звучат в песне.
  • Задаёт несколько вопросов на закрепление правил: В какую сторону будет двигаться хоровод? (По солнцу).
  • Какие движения будут показывать ребята? (Посев).
  • Если игра знакомая, то после сообщения названия задаются вопросы на знание правил.
Игра
  • Роль ведущего выполняет педагог.
  • Он же поёт песню, проговаривает текст (если есть в содержании игры), дети вторят.
  • Во второй младшей группе, когда дети несколько раз повторили игру, ведущим назначается кто-то из детей.
  • Воспитатель является участником игры и одновременно наблюдателем.
  • Во время знакомства с игрой воспитатель выполняет роль ведущего.
  • В повторных играх дети выбирают ведущего самостоятельно при помощи считалки.
  • Педагог активно наблюдает за ходом игры: даёт подсказки, подбадривает, направляет ход игры, помогает избежать ссор.
Завершение
  • Отклик на сюрпризный момент: ответ на письмо, например.
  • Воспитатель благодарит ребят за участие в игре.
  • Отклик на сюрпризный момент.
  • Подведение итогов игры: была ли она интересна, какие эмоции возникали у участников, каким образом можно разнообразить игру (добавить персонажные маски или музыкальное сопровождение).

Длительность малоподвижных игр

Длительность игры от момента сбора участников определяется с учётом возраста детей:

  • в младших группах — не более 10 минут;
  • в средней — 12 минут;
  • в старшей и подготовительной — 15 минут.

Таблица: временной план игры «Солнышко и дождик» в первой младшей группе

Этап игрыСбор и вводный этап: получение посылки с зонтикомОбъяснение правилИграЗавершение: воспитатель делает фото ребят с зонтиком, чтобы отправить в конверте сказочному отправителю посылки
Длительность1 минута1 минута4 минуты1 минута

Ребята изучают новый атрибут и учатся с ним играть во время первого знакомства с игрой «Солнышко и дождик»

Таблица: временной план игры «Море волнуется, раз!» в средней группе

Этап игрыСбор и вводный этап: в гости к ребятам приходит царь НептунОбъяснение правилИграЗавершение: Нептун беседует с ребятами, понравилась ли им морская игра
Длительность1 минута2 минуты6–7 минут2 минуты

В игре «Море волнуется, раз» дети не просто принимают позы, а фантазируют — как можно представить морское животное

Таблица: временной план игры «Летает — не летает» в старшей группе

Этап игрыСбор и вводный этап: письмо от насекомых из сказочного леса (картинки всех животных и объектов, которые считают себя летающими)Объяснение: беседа по вопросам о правилах знакомой игрыИграЗавершение: ребята составляют ответ насекомым, прилагая карточки летающих объектов
Длительность2 минуты2 минуты7–8 минут2 минуты

Игра «Летает — не летает» закрепляет знания детей об объектах окружающего мира

Таблица: пример конспекта игры малой подвижности для детей 5–6 лет

АвторНутикова Е., воспитатель МБДОУ Д/с №198, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Название«Мухомор»
Цель игры
  • Развитие основных видов движения (ходьба);
  • развитие музыкального слуха, восприятия.
Подготовка к игре
  • Изготавливаются атрибуты (шляпа мухомора, которая может быть изготовлена как самостоятельно воспитателем, так и совместно с детьми).
  • На этапе предварительной подготовки к игре с воспитанниками может быть разучено стихотворение.
МатериалКонус из пластмассы или картона высотой 40–50 см, к верхней части которого прикреплён кружок из красного картона с нарисованными на нём белой гуашью крапинами (диаметр кружка 10–15 см).
Ход игры
  1. Вводный этап. В.: Дети, я хочу вам рассказать удивительную историю. Однажды я шла по лесу и собирала разные грибы. Какие грибы вы знаете? (Ответы детей). Вот так однажды я бродила по лесу, и мне попался один удивительный гриб. Отгадайте, дети, о каком грибочке я говорю? Воспитатель загадывает загадку. <�…> В.: Верно, это мухомор. Далее воспитатель рассказывает стихотворение о мухоморе. <�…> В.: Вот такой мухомор мне повстречался по дорожке. (Показывает объёмный мухомор). Дети, почему мы не собираем в лукошко мухоморы? (Ответы детей).
  2. Объяснение содержания и правил игры. В.: Посмотрите, на нашем участке вырос мухомор. Давайте встанем вокруг него в круг и возьмёмся за руки. Мы вместе будем произносить стихотворение и водить хоровод. Как только стихотворение закончится, вы начнёте двигаться, приплясывать, вокруг «мухомора». Но не просто так. Ваша задача — стараться подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встаёт около меня. Нельзя толкать друг друга, специально поддаваться. Игра продолжается до тех, пока не останется 3 игрока. А стихотворение такое:
      Перед нами бор, А в бору мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмёт, Тот из круга уйдёт. Вариант усложнения игры: движения детей ограничиваются сигналом бубна.
  3. Проведение игры с 3–4 повторениями по желанию детей.
  4. Подведение итогов игры. В.: Какие вы все сильные, ловкие, умелые! Отдельно воспитателем выделяются дети, строго следовавшие правилам игры, которые были вежливы в игре. В.: Давайте нарисуем целую полянку грибов. Вот вам мелки.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnaja-igra-maloi-podvizhnosti-muhomor.html

Приведённый план-конспект описывает основные этапы организации и проведения подвижной игры с дошкольниками.

Плюсы разработки:

  • описание изготовления игрового материала (мухомора);
  • добавление усложнённого варианта игры;
  • указание в завершающем этапе игры перехода к самостоятельной творческой деятельности (рисование мелками).

Недочёт конспекта усматривается в одной из поставленных к игре целей: «развитие музыкального слуха, восприятия». Непонятно, каким образом во время описываемой игры развивается музыкальный слух. Дети произносят стихотворный текст, песни не поются. О привлечении музыкального сопровождения автором не говорится. Использование бубна нельзя считать за музыкальных элемент, так подаётся запрещающий сигнал по правилам игры.

Для хороводной игры «Мухомор» может быть использована песня Г. Вихарёвой «Мухоморчики-грибы».

Глава 5

  • Бегите ко мне
  • Где позвонили
  • Найди флажок
  • Найди предмет по описанию
  • Сложи картинку
  • Через ручеек
  • Кто скорее соберет
  • Сортируй быстро
  • Каждой вещи – свое место
  • Кто быстрее перенесет мячи
  • Не оставайся на полу (на земле)
  • Волк во рву
  • Найди и промолчи
  • Хитрая лиса
  • Соедини части – получишь целое
  • Горелки
  • Передай – встань
  • Игры, развивающие волевые качества личности ребенка

    Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке над детьми, а это может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным обществом, преодолевать встречающиеся трудности – вот неполный перечень требований, предъявляемых будущему гражданину общества. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность. В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности. Эти игры побуждают детей к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками.

    Предлагаем игры, направленные на воспитание нравственно-волевых качеств ребенка.

    Цель:

    воспитывать организованность, развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться в коллективе, не толкаясь. Дети упражняются в ходьбе и беге по прямому направлению.

    Оборудование:

    стульчики по количеству играющих детей.

    Возраст:

    3–4 года.

    Ход игры:

    дети сидят на стульях у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит: «Бегите ко мне». Дети бегут к нему. Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки. Когда дети соберутся вокруг воспитателя, он предлагает им погулять. Дети свободно гуляют. «Бегите домой», – говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и садятся на них.

    Цель:

    воспитывать дисциплинированность, учиться выполнять требования воспитателя, развивать выдержку.

    Оборудование:

    стульчики на каждого ребенка, звонок (колокольчик).

    Возраст:

    3–4 года.

    Ход игры:

    дети сидят по кругу. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен, не открывая глаз, указать рукой направление (повернуться лицом к тому месту), откуда доносится звук. Если он указывает правильно, воспитатель говорит «пора», и отгадывающий ребенок открывает глаза, а тот, кто звонил, поднимает звонок и показывает его. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего. Воспитатель следит за тем, чтобы водящий во время игры не открывал глаза, чтобы дети звонили не слишком громко.

    Цель:

    воспитывать организованность, дисциплинированность и настойчивость: учить выполнять требования воспитателя, желание достигать поставленной цели, развивать наблюдательность, выдержку.

    Оборудование:

    стульчики на каждого ребенка, флажки для всех играющих (по 1 шт.).

    Возраст:

    3–4 года.

    Ход игры:

    дети сидят на стульях в разных местах комнаты. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей). «Пора», – говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль комнаты, держа в руке флажок. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «на места» дети садятся на стулья, и игра начинается снова. Воспитатель следит за тем, чтобы дети открывали глаза только по сигналу «пора» и брали только один флажок. Игра повторяется 2–3 раза.

    Цель:

    воспитывать дисциплинированность, выдержку, умение своевременно выполнять требования, развивать наблюдательность, находчивость, умение находить предмет по его наиболее характерным признакам.

    Оборудование:

    мяч, машина, кукла, ведерко, собачка и прочие игрушки.

    Возраст:

    3–4 года.

    Ход игры:

    в гости к детям приходит Буратино. Он предлагает детям поиграть. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры. При этом воспитатель обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит: – Разбежались все наши игрушки. Сейчас мы их найдем. А поможет нам Буратино. Он сначала расскажет о той игрушке, которую вы должны найти самой первой.

    Буратино описывает мяч – круглый, резиновый, может прыгать и катиться по полу. Дети отгадывают. Буратино предлагает одному ребенку найти мяч. После того как ребенок найдет и принесет мяч, Буратино описывает другой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место. Буратино отмечает детей активных, внимательных, находчивых. Затем предлагает поиграть с игрушками, ведь теперь они знают, как с ними играть.

    Цель:

    воспитывать настойчивость и самостоятельность – умение длительное время прикладывать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее, умение преодолевать трудности и достигать результаты – развивать волю, усидчивость, целеустремленность.

    Оборудование:

    2 коробки с картинками. В одной лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке – такие же картинки, но только разрезанные на четыре равные части по вертикали или диагонали.

    Возраст:

    3–4 года.

    Ход игры:

    воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, затем показывает часть картинки и спрашивает, от какой картинки этот кусочек. Дети называют. Воспитатель накладывает часть картинки на целую, затем предлагает подобрать другие части к этой картинке. Воспитатель раздает каждому ребенку по одной части от картинки и предлагает сложить целую картинку. Игру можно усложнить, внеся элемент соревнования. Кто первый сложит картинку, тот выигрывает. Усложнить игру можно и по количеству частей (картинку можно разрезать на 6 частей), и по содержанию (на картинке не один предмет, а небольшой сюжет). Воспитатель следит за тем, чтобы дети самостоятельно доводили начатое дело до конца.

    Цель:

    воспитывать организованность – умение четко выполнять правила игры, преодолевать препятствия, встречающиеся на пути.

    Оборудование:

    два шнура, дощечки.

    Возраст:

    4–5 лет.

    Ход игры:

    вдоль площадки кладут два шнура на расстоянии 1,5–2 м один от другого – это ручеек. На берегу стоят дети. Они должны перейти через ручеек по камешкам (по дощечкам) на другой берег, не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети, перебираясь на другую сторону ручья, прыгали с одного камешка на другой. Одновременно переходят через ручеек 3–4 детей, остальные сидят на стульях и наблюдают за ними. Кто оступился и промочил ноги, идет сушиться на солнышко – садится на стул. После того как все перейдут через ручеек, игра возобновляется. Игру можно повторить 2–3 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правило – кто ступил ногой в ручеек, тот считается проигравшим.

    Цель:

    воспитывать у детей выдержку и дисциплинированность, быстроту реакции на слово воспитателя. Закрепить умение группировать овощи и фрукты.

    Оборудование:

    2 корзины для фруктов и овощей, игрушки – муляжи овощей и фруктов.

    Возраст:

    4–5 лет.

    Ход игры:

    Воспитатель. Обращаясь к детям, напоминает им, что они уже знают многие овощи и фрукты. Предлагает детям устроить соревнования: кто скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (на ней нарисовано яблоко) надо собрать фрукты, а в эту (нарисован огурец) – овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет корзину. Все мы потом проверим, не забыли ли что-нибудь в саду или на огороде. Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу. Выбирают две команды по 2–3 человека. Одна команда – садоводы, другая – овощеводы. По сигналу воспитателя, дети собирают урожай в соответствующие корзинки. Называют команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз.

    Цель:

    воспитывать ответственность за порученное дело – понимать значимость и необходимость выполнения этого поручения, быть готовым держать ответ за порученное дело.

    Оборудование:

    30 листочков, на которых нарисованы геометрические фигуры. Из них 10 листочков желтого цвета с нарисованными треугольниками, 10 – зеленого цвета с нарисованными кругами, 10 – красного цвета с квадратами, 3 коробочки для каждой геометрической фигуры.

    Возраст:

    4–5 лет.

    Ход игры:

    воспитатель предлагает разложить по разным коробочкам карточки с нарисованными фигурами: в одну коробку – круги, в другую – квадраты, в третью – треугольники. Эти карточки будут необходимы для занятия, нужно быть внимательными, ошибаться нельзя. По окончании работы проверить, не допустил ли кто ошибки. Воспитатель оценивает результат проделанной работы. Можно заметить по часам, сколько времени понадобится ребенку, чтобы разложить карточки по своим местам.

    Цель:

    воспитывать у детей организованность: уметь выполнять цель, поставленную воспитателем, рационально использовать время для выполнения задания, сдерживать импульсивные порывы.

    Оборудование:

    разные предметы, расположенные в комнате.

    Возраст:

    5–6 лет.

    Ход игры:

    воспитатель предлагает детям заметить, где лежат, стоят, висят различные предметы, а затем выйти из комнаты. 7—10 небольших предметов воспитатель собирает на столе, приглашает детей в комнату и предлагает вернуть каждый предмет на его постоянное место.

    Примечание:

    возможен и такой вариант игры. Воспитатель меняет предметы местами. Задача играющих – вернуть вещи на прежние места.

    Цель:

    воспитывать организованность, умение соблюдать правила игры, умение контролировать свои действия, соблюдать дисциплину, умение согласовывать свои интересы с окружающими.

    Оборудование:

    мячи по количеству играющих детей, обручи.

    Возраст:

    5–6 лет.

    Ход игры:

    игроки выстраиваются в три-четыре колонны. В центре площадки кладется обруч большого диаметра, а в него – малые мячи по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колонне первыми, бегут к обручу. Берут по одному мячу и становятся в конец своей колонны. Второй игрок начинает бег после того, как первый пересечет линию, обозначенную перед каждой командой. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание.

    Цель:

    воспитывать дисциплинированность (умение воздерживать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины), выдержку, ловкость и смелость. Развивать умение действовать по словесному сигналу, быстро ориентироваться в обстановке (найти свободное возвышение и взобраться на него).

    Оборудование:

    лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышения, скамейки, невысокие ящики, чурбаны.

    Возраст:

    5–6 лет.

    Ход игры:

    в различных местах площадки (комнаты), ближе к ее границам, расставлены предметы высотой 25–30 см, на которые дети должны взбираться. Выбирается ловец. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются в разных местах площадки. Под удары в бубен дети ходят, бегают или прыгают по площадке в зависимости от темпа или ритма звуков, которые дает воспитатель. Ловец принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови» все дети взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловец ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне. После того как игра повторена 2–3 раза, проводится подсчет пойманных и выбирается новый ловец. Общая продолжительность игры 5–7 минут. В игре дети соблюдают следующие правила.

    1. Бегать по комнате после слова «лови» нельзя – надо влезать на возвышение.

    2. Занимать можно любое место.

    3. Ловить можно только после слова «лови».

    Во время игры воспитатель должен следить, чтобы дети спрыгивали с возвышения двумя ногами и мягко приземлялись, сгибая колени. Дети должны разбегаться по всей площадке подальше от предметов. На которые они должны взбираться.

    Цель:

    развивать у детей смелость и ловкость, воспитывать дисциплину и организованность.

    Оборудование:

    мел, шапочка для волка.

    Возраст:

    5–6 лет.

    Ход игры:

    посередине площадки проводятся две параллельные черты, на расстоянии 80—100 см одна от другой – это ров. По краям площадки на расстоянии 1–2 шагов от ее границы очерчивается дом козы. Воспитатель назначает одного играющего Волком; остальные изображают Коз. Все Козы располагаются на одной стороне площадки (у дома). Волк становится в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» Козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а Волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит (вправо или влево) в угол рва. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву», Козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. После трех-четырех перебежек (согласно условию) все пойманные Козы возвращаются в свой дом и назначается (выбирается) другой Волк (но не из числа пойманных коз). Продолжительность игры 5–7 минут. Повторить эту игру можно 4–5 раз.

    Правила игры:

    1) Козы не выбегают из дома до слов «волк во рву»;

    2) Волк может ловить коз только во рву;

    3) Коза считается пойманной в том случае, если Волк ее коснулся или если она попала в ров хотя бы одной ногой.

    Продолжительность игры устанавливается в зависимости от числа перебежек (т. е. числа прыжков, сделанных Козами) – примерно 12–16 прыжков. В данном случае линии должны расходиться лучами под углом, чтобы дети, затрудняющиеся в прыжках, все же могли бы перепрыгнуть. Для усложнения игр вместо одного Волка можно выбрать двух.

    Цель:

    воспитывать организованность – умение следовать цели, рационально использовать время, установленное для выполнения задания, умение ускорить темп работы, развивать выдержку, наблюдательность, сообразительность, выдержку.

    Оборудование:

    стульчики для всех играющих. Игрушка-медвежонок.

    Возраст:

    6–7 лет.

    Ход игры:

    дети сидят по одной стороне площадки лицом к воспитателю. Воспитатель предлагает всем играющим встать, повернуться спиной и закрыть глаза. А сам в это время прячет маленького медвежонка. Затем по сигналу воспитателя «готово» дети открывают глаза и начинают поиски медвежонка. Нашедший игрушку должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел его, и сесть на свое место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут медвежонка. В конце игры отмечается, кто первый нашел игрушку. Игру можно повторить 3–4 раза. Следить за тем, чтобы дети соблюдали правила:

    1) нельзя открывать глаза, пока воспитатель не скажет «готово»;

    2) заметив игрушку, играющий не должен брать ее, а только сообщить на ухо воспитателю место, где спрятана игрушка;

    3) тот кто подсмотрел, не участвует в поисках медвежонка.

    Цель:

    воспитывать дисциплинированность, организованность, учить соблюдать правила игры, развивать выдержку, наблюдательность.

    Оборудование:

    игровая площадка или спортивный зал.

    Возраст:

    6–7 лет.

    Ход игры:

    играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается дом Лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится Хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них Хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и Хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, ты где?», Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а Лиса их ловит. Пойманного, т. е. того играющего, до которого она коснулась рукой, Лиса отводит к себе в дом. После того как Лиса поймала 2–3 детей, воспитатель говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется. Воспитатель следит за тем, чтобы Лиса начинала ловить детей только после того, как играющие в третий раз спросят, где Хитрая лиса. Если Лиса выдала себя раньше времени, то назначается новая Лиса. Ребенок, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

    Цель:

    воспитывать у детей самостоятельность, умение выполнять работу без посторонней помощи, получать моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия, но послушно, внимательнопринимать предложение воспитателя.

    Оборудование:

    2 одинаковые красочные картинки, ножницы, конверт.

    Возраст:

    6–7 лет.

    Ход игры:

    воспитатель предлагает разрезать одну картинку на 2 части. Из двух частей составить картинку нетрудно. Затем предложить разрезать полученные части и, глядя на целую картинку, составить такую же из разрезанных частей. Повторить задание несколько раз: с каждым разом получается все больше частей, и составлять из них картинку становится все трудней. Разрезанную на части картинку и целую положить в конверт.

    Цель:

    воспитывать организованность и дисциплинированность – учить детей сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия, развивать у детей выдержку, ориентирование в пространстве.

    Оборудование:

    спортивный зал или игровая площадка на улице.

    Возраст:

    6–7 лет.

    Ход игры:

    играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2–3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих, ловящий, становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

    Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо — Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

    После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь схватиться за руки раньше ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успевают встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары ребенок становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого-нибудь из пары, он остается в той же роли. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Воспитатель следит, чтобы дети не выбегали из колонны раньше слова «беги». Бегущие должны соединиться в пару впереди черты, на которой стоит ловящий. Нельзя возвращаться в колонну, не соединившись в пару. Число участвующих не должно превышать 15–17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения. Игру можно повторить 2–3 раза.

    Цель:

    воспитывать у детей организованность и дисциплинированность, чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.

    Оборудование:

    два больших мяча.

    Возраст:

    6–7 лет.

    Ход игры:

    Играющие строятся в две колонны на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой колонне стоят друг от друга на расстоянии вытянутых вперед рук. Перед колоннами проводится черта. Воспитатель кладет на черту перед первыми стоящими в колоннах два мяча. По сигналу воспитателя «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его в свою очередь назад через голову, затем тоже встает – так до последнего в колонне. Выигрывает колонна, которая правильно передавала и не роняла мяч. Когда обе колонны встали (спиной к черте), воспитатель дает сигнал «сесть». Все снова садятся, и игра продолжается. Повториться игра может 3–4 раза, после чего воспитатель подсчитывает, какая колонна выиграла большее число раз. Дети строго соблюдают правила:

    1) передавать мяч можно только через голову и в положении сидя;

    2) вставать можно лишь после того, как мяч передан позади сидящему;

    3) не сумевший принять мяч (мяч укатился) бежит за ним, садится и продолжает игру.

    Воспитатель должен учесть, что в колонне не должно быть более 6–8 детей, причем число играющих в обеих колоннах должно быть одинаковым. За каждый выигрыш можно давать колонне флажок и, заканчивая игру, подытожить число флажков в каждой колонне.

    Оглавление

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]