План — конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
План — конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Тема:
«Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит…»
Интеграция образовательных областей
: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физическая культура».
Задачи:
· развивать способность детей составлять описательный рассказ зимнего леса, активизировать в речи детей сравнения и метафоры. ( «Коммуникация»); · развивать речевое дыхание. ( «Коммуникация»); · вырабатывать четкую дикцию посредством скороговорок ( «Коммуникация»); · развивать способность детей анализировать звуковой состав слова «лес». («Коммуникация»); · обогащать словарный запас детей словами: «бахрома», «затрепещет», «вспыхнет», «ослепительная». («Коммуникация»); · вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения. («Музыка»); · развивать образное восприятие, эстетические чувства, рассматривая репродукции картин зимнего леса («Художественное творчество») · развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса. («Художественное творчество»). · познакомить детей со стихотворением Федора Тютчева «Чародейкою зимою…», активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову. («Чтение художественной литературы») · формировать представления о порядковом счете до 7. («Познание. ФЭМП»); · развивать способность сравнивать деревья по высоте. («Познание. ФЭМП»); · воспитывать у детей способность выслушать друг друга, не перебивая. («Социализация») · развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий («Физическая культура»).
Методы и приемы:
Практические: игровое упражнение «Подуй на снежинку»; динамическая пауза «Я мороза не боюсь», творческое задание «Иллюстрация к книге» (изображение детьми зимнего пейзажа); пальчиковая игра «Прогулка»; дидактические игры «Какие разные деревья зимой», «Какое дерево выше»; динамическая пауза «В декабре». Наглядные:демонстрация репродукций картин с зимним пейзажем, рассматривание детских рисунков; оформление группы «Зимний лес». Словесные:игровое упражнение «Волшебные слова»; рассказы детей для книги о зимнем лесе; беседа; чтение художественного произведения Ф. Тютчева; дидактическая игра «Найди заблудившийся звук».
Материалы и оборудование:
мультимедиа-проектор, экран, ПК, текст стихотворения Ф. Тютчева, диктофон, Демонстрационный: слайды (репродукции зимних пейзажей); предметные картинки различных деревьев зимой разной высоты. Раздаточный: репродукции картин Левитана и Шишкина по числу детей; бумажные снежинки каждому ребенку; тонированные листы бумаги, стаканы с водой, кисточки разных размеров, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, тканевые салфетки, картинки различных деревьев зимой разной высоты по числу детей.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | 1.Динамическая пауза «В декабре», «Я мороза не боюсь» Цель: · развивать двигательную активность детей · развивать умение сочетать слово с движением 2.Пальчиковая игра «Прогулка» Цель: развивать мелкую моторику |
Продуктивная | Творческое задание «Иллюстрация к книге» (рисунки детей). Цель: развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса. |
Познавательно-исследовательская | 1.Дидактическая игра «Какое дерево выше». Цель: развивать способность сравнивать деревья по высоте. 2. Дидактическая игра «Какие разные деревья зимой» Цель: формировать представления о порядковом счете до 7. |
Коммуникативная | 1.Игра –путешествие «В зимний лес». Цель: развивать способность детей составлять описательный рассказ зимнего леса, активизировать в речи детей сравнения и метафоры. 2. Составление рассказов для книги «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна». Цель: развивать связную речь, обогащать словарный запас детей словами: «бахрома», «затрепещет», «вспыхнет», «ослепительная». 3.Игровое упражнение «Подуй на снежинку» Цель: развивать речевое дыхание. 4. Игровое упражнение «Волшебные слова» Цель: вырабатывать четкую дикцию посредством скороговорок. 5.Игра «Звук заблудился» Цель: развивать способность детей анализировать звуковой состав слова «лес». 6. Беседа о лесе зимой. Цель: · развивать связную речь · развивать умение отвечать на вопрос полным предложением. |
Музыкально-художественная | Рассматривание слайдов с репродукциями картин И.И. Левитана «Лес зимой», И.И. Шишкина «Зима в лесу» и других пейзажей под музыку «В зимнем лесу». Цель: · развивать образное восприятие, эстетические чувства, рассматривая репродукции картин зимнего леса · развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса. · вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения |
Чтение (восприятие) | Чтение стихотворения Федора Тютчева «Чародейкою зимою…» Цель: активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. 1 | Игра-путешествие «В зимний лес» | Составление описательного рассказа зимнего леса, используя в речи сравнения и метафоры. | Пополнен опыт составления описательного рассказа |
2. | Показ слайдов с репродукциями картин И.И. Левитана «Лес зимой», И. И. Шишкина «Зима в лесу» и других пейзажей зимнего леса под музыку «В зимнем лесу.» | Рассматривание слайдов с репродукциями картин И.И. Левитана «Лес зимой», И. И. Шишкина «Зима в лесу» и других пейзажей зимнего леса под музыку «В зимнем лесу». | Созданы условия для развития образного восприятия, эстетических чувств, проявления положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения. |
3. | Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…». Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. | Прослушивание стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…» | Созданы условия для активизации чувственного восприятия художественного слова, образного восприятия стихотворения, для воспитания чувства прекрасного, интереса к слову. Пополнен лексический запас словами «бахрома», «затрепещет», «вспыхнет», «ослепительная» |
4. | Беседа о лесе зимой: · Какие чувства вас охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? · Какие звуки вы услышали? · Какие запахи почувствовали? | Полные ответы на вопросы воспитателя, используя в речи слова | Созданы условия для развития связной речи детей |
5. | Игровое упражнение «Подуй на снежинку» | Дуют на снежинку из бумаги так чтобы она слетала с листа бумаги. | Созданы условия для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи |
6. | Помогает детям в составлении рассказов для книги «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна». | Составляют рассказы на зимнюю тематику. | Созданы условия для развития связной речи. |
7. | Динамическая пауза «В декабре». | Белые – белые (Руки подняли вверх, потянулись) В декабре – в декабре (Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны) Елочки – елочки (Руки подняли вверх, потянулись) Во дворе – во дворе (Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе) Кружится – кружится И поет – и поет (Кружимся на месте) Праздничный – праздничный Хоровод – хоровод. (Хлопки в ладоши) Скользкие – скользкие В декабре – декабре (Имитация скольжения ногами) Горочки – горочки Во дворе – во дворе. (Приседания) Звонкие – звонкие В декабре – в декабре (Махи руками) Песенки – песенки Во дворе – во дворе. (Прыжки на месте) Кружится – кружится И поет – и поет (Кружимся на месте) Праздничный – праздничный Хоровод – хоровод. (Хлопки в ладоши) | Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения |
8. | Игровое упражнение «Волшебные слова» (скороговорка) | Проговаривают скороговорки с постепенным убыстрением темпа речи: Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели. | Созданы условия для выработки четкой дикции |
9. | Дидактическая игра «Найди заблудившийся звук» (звуковой анализ слов). | Производят звуковой анализ слова «Лес» — «собирают» слово из отдельных букв Е Л С — определяют количество слогов — количественный и качественный звуковой анализ слова ЛЕС | Созданы условия для развития фонематического слуха, звуко-слогового анализа слова |
10. | Творческое задание «Иллюстрация к книге» | Рисование пейзажа на тему «Зимний лес». | Созданы условия для развития творческих способностей |
11. | Пальчиковая игра «Прогулка». | Раз-два-три-четыре-пять (разгибаем поочереди пальчики, сжатые в кулак), Мы пошли во двор гулять (указательными и средними пальцами изображаем «человечка» и шагаем). Бабу снежную лепили (имитируем лепку снежка), Птичек крошками кормили (складываем пальцы щепоткой), С горки мы с тобой катались (указательным пальцем одной руки проводим по ладони другой), А еще в снегу валялись (поворачиваем ладони то внешней, то внутренней стороной). Все в снегу домой пришли! (отряхиваем руки) Суп поели (изображаем, как подносим ложку ко рту), Спать легли (прикладываем сложенные ладони к щеке) | Созданы условия для развития мелкой моторики, координации движений рук. |
12. | Дидактическая игра «Какие разные деревья зимой» | Счет деревьев до семи (по предметным картинкам) | Созданы условия для ФЭМП (порядковый счет в пределах 7) |
13. | Дидактическая игра «Какое дерево выше» | Сравнение по высоте различных деревьев зимой (береза ниже сосны, но выше ели и т.д.) по предметным картинкам. | Созданы условия для развития способности сравнивать предметы (деревья) по высоте. |
14. | Динамическая пауза «Я мороза не боюсь». | Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко мне мороз Тронет руку, тронет нос, Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и скакать! (Выполняют соответствующие движения) | Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения |
15. | Рефлексия: · О чем читали стихотворение? · Как называется наша книга? · В какую игру мы играли? · Что изображали на рисунках? · Что вам показалось волшебным в зимнем лесу? | Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении после занятия. Называют, что понравилось больше всего на занятии. |
конспект НОД для старшей группы «Подари частичку добра»
Конспект НОД для старшей группы. Цель применения ИКТ в ННОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, поддержать мотивационную линию на протяжении всего ННОД, активизировать познавательную деятельность детей, концентрация внимания дошкольников
Цель ННОД: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.
Задачи приоритетной образовательной области:
Социально-коммуникативное развитие:
- продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»;
- формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание доброжелательность, стремление к благотворительности, готовности к гуманным поступкам.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие:
- способствовать развитию творческого мышления через создание рисунка по собственному замыслу;
- совершенствовать умение доводить начатое дело до конца.
Познавательное развитие:
- совершенствовать познавательную активность;
- сформировать у детей понятие «благотворительность»;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать.
Речевое развитие:
- развивать связную, грамматически правильную речь;
- активизировать в речи использование нового слова «благотворительность».
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику рук;
- достичь положительного эмоционального настроя.
Предварительная работа: чтение сказок, обсуждение мультфильмов, просмотренных дома; беседы по рассказам на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций.
Планируемые результаты: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Проявляет интерес к продуктивной деятельности, развита мелкая моторика, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать, умение участвовать в совместной деятельности в подгруппе, умение отвечать на вопросы.
Регулятивные – готовность выбирать для себя род занятий по собственному замыслу.
Познавательные – умение работать по иллюстрации, умение устанавливать причинно-следственные связи .
Личностные – умение соотносить поступки и события с принятыми принципами и моральными нормами; формирование умения прийти на помощь .
Оборудование для педагога: проектор, ноутбук, наглядное пособие «Уроки доброты», аудиозаписи песен («Улыбка», «Если добрый ты»), видеозапись «Дорогою добра».
Оборудование для детей: альбомный лист, цветные карандаши, карточки для игры «Можно – нельзя»,фишки
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть (продолжительность 5 минут) | |
Цель: привлечение внимания детей, организация их на образовательную деятельность | Цель: включение в образовательную деятельность, определение причины использования в речи ласковых слов |
Ребята, доброе утро! Каждый наш день начинается со слов «Доброе утро!», «Здравствуйте» А для чего же мы произносим эти слова? | Ответы детей |
Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, знакомым хорошего настроения, здоровья, чтобы весь день у нас был хорошим и добрым. Когда у нас настроение хорошее, то мы улыбаемся, нам кажется, что мы можем сделать любое дело, даже с прохожими хочется поделиться своим хорошим настроением. И добро возвращается, переходит от одного человека к другому. Очень приятно говорить добрые слова окружающим. Давайте и мы поприветствуем друг друга и обменяемся ласковыми словами. Приветствие «Волшебный клубочек» | Дети, сидя на ковре по кругу передают клубок ниток и говорят ласковое слово соседу |
Основная часть (20 минут) | |
Цель: воспитать в детях потребность делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения. Обогащение и активизация словаря «Благотворительность: «благо» (добро), «творить» (делать) – делать добро. Развивать мелкую моторику. | Цель: Принять участие в обсуждении. Показать свое умение изготовления подарков по собственному замыслу. Выполнение заданий на группировку. |
Игра–инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» Ребята, а знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Давайте вспомним стихотворение Агнии Барто: Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч. | Дети слушают слова воспитателя |
Воспитатель читает стихотворение, жестами и мимикой показывает его. – Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? | Ответы детей |
Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее. Какие еще добрые поступки могут совершить дети? | Ответы детей |
Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? | Ответы детей |
Дети, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»? | Предположения детей |
«Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» – «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро». – А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы отличить добрые поступки от недобрых. | Дети слушают слова воспитателя |
Игра «Можно – нельзя». Нужно разделиться на 4 команды. Каждой команде необходимо распределить фишки по карточкам. Зеленые фишки означают добрые поступки, а красные – недобрые поступки. | Дети делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает и распределяет фишки по карточкам. Звучит тихая мелодия «Если добрый ты» |
– Сейчас проверим, как вы справились с заданием. | Дети объясняют поступки, нарисованные на карточках. |
Молодцы. Правильно. Когда человек совершает добрый поступок, оказывает добровольную помощь, то значит он занимается благотворительностью. Добровольная помощь означает, что вы будете помогать просто так, то есть даром, по своему желанию. В наше время проводятся благотворительные концерты. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд 1. Концерт | Ознакомление со слайдом |
Люди собирают деньги на строительство школ, церквей, соборов, на лечение тяжелобольным людям. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд 2.Сбор денег (Люди кладут деньги в специальный контейнер) | Ознакомление со слайдом |
Ребята, нам с вами повезло, у нас есть родители, которые о нас заботятся, родственники, друзья. Когда мы заболеем, они всегда приходят на помощь, лечат нас, утешают. А есть детки, у которых нет близких, им никто не помогает. И вот именно для них проводятся такие благотворительные мероприятия. Проводятся благотворительные игры, в которых участвуют известные актеры, артисты, отдающие свой выигрыш для больниц, детских домов. Некоторые люди собирают вещи в помощь людям, у которых не хватает денег на покупку одежды, игрушек. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №3 Сбор вещей | Ознакомление со слайдом |
Мы с вами можем тоже заниматься благотворительностью. Для этого нужно совершать добрые дела. Мы можем помогать людям попавшим в трудную ситуацию, делиться с другими, быть добрыми, внимательными к другим. Если вы покормили бездомного котенка, или например, приютили щенка – значит сделали доброе дело по отношению к ним. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №4 Ребенок кормит бездомного котенка | Ознакомление со слайдом |
Если вы защитили человека, которого обижают– то вы тоже сделали доброе дело. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №5 Мальчик защищает девочку от хулигана | Ознакомление со слайдом |
Если вы подарили игрушку ребенку, который живет без родителей– то значит вы занимаетесь благотворительностью. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №6 «Мальчик несет игрушки в детский дом» | Ознакомление со слайдом |
Добрые дела приносят людям радость. И сегодня мы с вами можем сделать доброе дело – мы подарим нашим малышам рисунки, а значит порадуем их. Но сначала мы немножко разомнемся. | Дети слушают слова воспитателя |
Пальчиковая гимнастика «Доброта» Если пальчики грустят – Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони) | Дети выполняют гимнастику |
Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. (трясем кистями) Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. («моем»руки, дышим на них» ) К себе ладошки мы прижмем, (Прижать ладони к груди) Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки,Поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро и легко стучат) Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке) | Дети выполняют гимнастику |
Давайте вспомним пословицы о добре и приступим к изготовлению подарков. – Добрый человек добру учит. – Доброе слово лечит, а худое калечит. | Дети говорят пословицы о добре. |
Еще пословицы: – Добро всегда побеждает зло. – Добро век не забудется – Жизнь дана на добрые дела. – Мир не без добрых людей. | Дети слушают слова воспитателя |
А теперь предлагаю вам нарисовать для деток с младшей группы подарки. Каждый может нарисовать то, что принесет радость нашим малышам. | Дети выполняют задание. Звучит песня «Улыбка» |
Заключительная часть (рефлексия, продолжительность 5 минут) | |
Дети, что важное для себя Вы сегодня узнали? Где Вы это можете применить? | Ответы детей |
Мы с вами тоже можем делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые и вежливые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее. Будьте добры – это я говорю по секрету. Будьте добры – и не ждите за это конфету. Будьте добры – без игры и во время игры. Если сумеете, будьте скорее добры. | Дети слушают слова воспитателя |
Видеопесня «Дорогую добра». | Дети смотрят и слушают видео-песню |