Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ. Игра в шашки


Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ. Игра в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки
Цель: Научить детей играть в шашки. Задачи: Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу. Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья. Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе. Материал: Шашки.
Ход деятельности:

— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие? Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
I. — Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования) — Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист) — А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.) — Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры) Дети выставляют алгоритм. — Кто может играть в шашки? (Любой человек) — Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек) — Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры) II. — Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски. Дети садятся за столы. — Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её. — Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету) — Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету) — «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … » Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32) — Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных) — Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные. А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле) — Проверьте, а вы правильно расположили свои доски? Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное. — А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные. Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии) — Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий) — А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми) — Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии) — Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине. — Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные) — Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды. (Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные) — Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом) — Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине) — Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8. — А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля) — Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру. Игра «Найди поле» Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле. — Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои. Физминутка. — А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными! Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета, фиолетовая – дети замирают, жёлтая – шепчутся, красная – кричат. III.— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках) Дети садятся за круглый стол. — На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных) — По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек) — Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны) «Белый отряд, чёрный отряд, Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же в отряде другом» — Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки) — А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть) IV.- Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске. Правила игры • Тронул – ходи. • При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд» • Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние. • Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку. • Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все. • Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад. • Взятие шашки соперника является обязательным Джентельменские правила. • Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника. • Не смеяться над проигрышем другого. • Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума. Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек. — Ребята, а когда партия считается законченной? • если у соперника не осталось ни одной фишки; • если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек; • если соперник сам себя признаёт побеждённым; • в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа) В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным. V.— Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие Сценарий шашечного турнира в детском саду для старших дошкольников

Похожие статьи:

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Конспект урока на тему: «Чудо игра- шашки» (1 класс)

Тема занятия: «Чудо игра — шашки»

Цель:

Научить детей играть в шашки.

Задачи:

Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:

  • Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры,
  • умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
  • Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
  • Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.

Воспитательная задача

:

Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.

Оборудование

: шахматная доска, набор шашек.

Ход деятельности:

— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей.. А вы хотели бы принять участие?

Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.

I.

— Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)

— Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)

— А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)

— Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)

Дети выставляют алгоритм.

— Кто может играть в шашки? (Любой человек)

— Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)

— Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)

II.

— Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.

Дети садятся за столы.

— Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.

— Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)

— Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)

— «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »

Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)

— Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)

— Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.

А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)

— Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?

Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

— А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)

— Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)

— А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (Выполнение с детьми)

— Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)

— Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине.

— Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)

— Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.

(Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)

— Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)

— Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)

— Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.

— А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)

— Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.

Игра «Найди поле»

Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.

— Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.

Физминутка.

— А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!

Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,

фиолетовая – дети замирают,

жёлтая – шепчутся,

красная – кричат.

III.

— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках)

Дети садятся за круглый стол.

— На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)

— По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)

— Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

«Белый отряд, чёрный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же в отряде другом»

— Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)

— А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)

IV.

— Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.

Правила игры

• Тронул – ходи.

• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»

• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.

• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.

• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.

• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.

• Взятие шашки соперника является обязательным

Джентельменские правила.

• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.

• Не смеяться над проигрышем другого.

• Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.

Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.

— Ребята, а когда партия считается законченной?

• если у соперника не осталось ни одной фишки;

• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;

• если соперник сам себя признаёт побеждённым;

• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.

V. — Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.

— А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)

— Верно, но чтобы быстрее решить эту проблему, я каждому из вас дарю шашечную доску, а фишки вы подберёте сами.

— А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!

Вводная часть

Цель: Знакомство обучающихся с понятием «позиционное преимущество» в шашках.

Задачи:

  • формировать понятия «сильная позиция», «слабая позиция»;
  • научить детей решать упражнения с позиционным преимуществом на практике;
  • развивать интеллект, зрительную память,
  • формировать интерес к игре в шашки;
  • воспитывать усидчивость, вдумчивость, волю к победе.

Оборудование и материалы: магнитная доска, цветные магниты, шашечные магнитные доски, шашки.

Возраст: 4 класс.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]