Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ. Игра в шашки
Обучение дошкольников игре в шашки
Цель: Научить детей играть в шашки. Задачи: Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу. Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья. Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе. Материал: Шашки.
Ход деятельности:
— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие? Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
I. — Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования) — Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист) — А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.) — Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры) Дети выставляют алгоритм. — Кто может играть в шашки? (Любой человек) — Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек) — Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры) II. — Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски. Дети садятся за столы. — Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её. — Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету) — Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету) — «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … » Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32) — Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных) — Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные. А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле) — Проверьте, а вы правильно расположили свои доски? Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное. — А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные. Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии) — Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий) — А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми) — Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии) — Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине. — Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные) — Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды. (Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные) — Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом) — Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине) — Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8. — А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля) — Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру. Игра «Найди поле» Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле. — Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои. Физминутка. — А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными! Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета, фиолетовая – дети замирают, жёлтая – шепчутся, красная – кричат. III.— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках) Дети садятся за круглый стол. — На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных) — По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек) — Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны) «Белый отряд, чёрный отряд, Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же в отряде другом» — Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки) — А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть) IV.- Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске. Правила игры • Тронул – ходи. • При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд» • Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние. • Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку. • Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все. • Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад. • Взятие шашки соперника является обязательным Джентельменские правила. • Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника. • Не смеяться над проигрышем другого. • Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума. Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек. — Ребята, а когда партия считается законченной? • если у соперника не осталось ни одной фишки; • если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек; • если соперник сам себя признаёт побеждённым; • в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа) В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным. V.— Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие Сценарий шашечного турнира в детском саду для старших дошкольников
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Конспект урока на тему: «Чудо игра- шашки» (1 класс)
Тема занятия: «Чудо игра — шашки»
Цель:
Научить детей играть в шашки.
Задачи:
Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
- Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры,
- умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
- Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
Воспитательная задача
:
Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
Оборудование
: шахматная доска, набор шашек.
Ход деятельности:
— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей.. А вы хотели бы принять участие?
Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
I.
— Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)
— Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)
— А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)
— Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
Дети выставляют алгоритм.
— Кто может играть в шашки? (Любой человек)
— Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)
— Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)
II.
— Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
Дети садятся за столы.
— Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.
— Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)
— Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
— «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »
Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
— Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
— Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.
А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)
— Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
— А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)
— Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)
— А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (Выполнение с детьми)
— Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)
— Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине.
— Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)
— Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.
(Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)
— Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)
— Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)
— Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.
— А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)
— Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.
Игра «Найди поле»
Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.
— Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.
Физминутка.
— А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!
Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,
фиолетовая – дети замирают,
жёлтая – шепчутся,
красная – кричат.
III.
— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках)
Дети садятся за круглый стол.
— На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)
— По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)
— Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)
«Белый отряд, чёрный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же в отряде другом»
— Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)
— А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
IV.
— Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.
Правила игры
• Тронул – ходи.
• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
• Взятие шашки соперника является обязательным
Джентельменские правила.
• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
• Не смеяться над проигрышем другого.
• Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
— Ребята, а когда партия считается законченной?
• если у соперника не осталось ни одной фишки;
• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
• если соперник сам себя признаёт побеждённым;
• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.
V. — Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
— А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)
— Верно, но чтобы быстрее решить эту проблему, я каждому из вас дарю шашечную доску, а фишки вы подберёте сами.
— А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!
Вводная часть
Цель: Знакомство обучающихся с понятием «позиционное преимущество» в шашках.
Задачи:
- формировать понятия «сильная позиция», «слабая позиция»;
- научить детей решать упражнения с позиционным преимуществом на практике;
- развивать интеллект, зрительную память,
- формировать интерес к игре в шашки;
- воспитывать усидчивость, вдумчивость, волю к победе.
Оборудование и материалы: магнитная доска, цветные магниты, шашечные магнитные доски, шашки.
Возраст: 4 класс.