Венгерский психолог и педагог разработал замечательные упражнения и игры, способствующие освоению математических понятий, а так же творческого и логического мышления. Работа по знакомству с блоками начинается ещё во второй младшей группе, где малыши выделяют один признак предмета. В средней группе задания усложняются, появляются карточки-символы, с помощью которых дети выбирают необходимые фигуры. А какие же игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте можно использовать?
Блоки Дьенеша для детей дошкольного возраста
Выглядят блоки Дьенеша как объемные геометрические объекты, напоминающие те, из которых дети обычно строят домики. Однако это не просто конструктор, а материал для целой серии развивающих и обучающих игр.
В комплекте 48 неповторяющихся форм. Каждый объект отличается от остальных хотя бы одним из 4-х параметров:
- геометрией – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- окраской – красный, синий, желтый;
- величиной – крупный, маленький;
- объемом – толстый, тонкий.
То есть комплект состоит из 4-х групп фигур по 12 штук в каждой. Группы блоков Дьенеша позволяют организовывать множество увлекательных игр, которые учат дошкольника анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать информацию. Комплект дополнен карточками с иллюстративными, схематичными и шаблонными изображениями, а также описаниями заданий.
Готовые карточки и задания востребованы, с их помощью дошкольнику проще знакомиться с геометрическим формами. Ориентируясь по схематическому изображению, ребенок составляет картинку. Дети младшей возрастной группы кладут блоки прямо на схему. Дошкольники постарше выкладывают фигуры рядом со схематическим изображением.
Методику изобрел педагог-психолог Золтан Дьенеш. Она представляет собой занимательную игровую форму формирования у детей математического мышления. По представлению знаменитого педагога, освоение математики лишь тогда эффективно, когда ребенок не скучает. Дошкольнику сложно зафиксировать в уме информацию, когда приходится долго слушать, напрягать мозг. А игровой метод позволяет ребенку усваивать и запоминать информацию без напряжения и утомления.
Методика педагога Дьенеша развивает математическое мышление. Для разностороннего развития ребенка необходимо применять и другие обучающие методы.
Методика Дьенеша подразумевает 6 обучающих этапов, зависящих от возрастных способностей детей:
- игра без правил – ребенок учится работать с блоками, у него формируются математические представления;
- игра по правилам;
- занятие со сравнительным анализом;
- репрезентация – ребенок играет в соответствии с предлагаемыми методиками, ориентируясь на обретенные знания;
- творческие занятия, проводимые в соответствии с логическими представлениями;
- формализация – тот уровень занятий, при которых дошкольник уже способен делать выводы и обоснования.
Игры с обручами и блоками Дьенеша
Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.
«Игра с одним обручем»
На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча.
«Игра с двумя обручами»
На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные.
На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.
«Игра с тремя обручами»
В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.
После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.
После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов.
- Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
- Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?
- Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
- Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
- Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?
- Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
- Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?
- Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим). [ads2] Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте не требуют особой подготовки, необходимо только подготовить специальные карточки для совместной и индивидуальной работы. Вы можете скачать архив с карточками для игр с блоками Дьенеша, в котором представлены карточки-символы и карточки-отрицания, а так же карточки для игр «Отгадай загадку», «Рассели жильцов», «Логические таблицы» разного уровня сложности.
Цели и задачи
Маленькие дети без проблем осваивают арифметическую науку, но абстрактное мышление вызывает у них затруднение. Ребенок склонен при поиске информации ориентироваться на шаблоны, но это не всегда получается. Дьенеш изобрел методику, посредством которой дошкольники узнают об абстрактных понятиях, визуализируя их. Математические блоки Дьенеша – нетрудный для детского восприятия и увлекательный вариант подготовки к школе.
Цель игр Дьенеша – формирование логического и математического мышления у детсадовцев и младших школьников.
Задачи:
- обучение навыку анализа форм, сравнения их по определенным параметрам;
- творческое и интеллектуальное развитие;
- развитие умения логически мыслить, строить цепочки мыслей, выказывать предположения;
- формирование ответственности, усидчивости, прилежания;
- развитие речи, расширение индивидуального словаря.
Использование блоков Дьенеша актуально в детсадах и 1-2 классах начальной школы. То есть занятия предназначены для детей 2-8 лет.
Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп
Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша:
- Знакомство с основными геометрическими фигурами, а также понятием эталона формы, формирование умения определять цвет и размер объекта, развитие представления о множестве;
- Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;
- Активизация памяти, развитие способности концентрировать и удерживать внимание, а также психических процессов воображения и речи;
- Формирование пространственного мышления, навыков моделирования и конструирования;
- Актуализация творческого потенциала;
- Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.
- Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.
Конструирование разовьёт образное мышление и творческие способности ребёнка, активизирует фантазию и воображение
Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:
Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину).
- Первая младшая группа (2–3 года) – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитатель постепенно включает блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам, таким образом, расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение детей. Для большей комфортности и эффективности проведения занятий рекомендуется распределять детей в небольшие подгруппы.
Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе
https://youtube.com/watch?v=yhQVkuDZzFc
Навыки сопоставления по признакам.
- Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки. Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.
- Средняя группа (4–5 лет) – в течение года дети овладевают навыком определения и сравнения трёх характеристик. Постепенно в речевой лексикон вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации когда каждому ребёнку выдают три карточки-символа и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения здания или строительства дороги, детской площадки и т. д.
Совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации.
- Старшая и подготовительная группа (5–7 лет) – продолжается практика использования карточек на три свойства, к концу учебного года вводится четвёртое свойство. Задача педагога — приучить детей строго соблюдать правила игры, закрепить в сознании ребёнка понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться необходимого результата. Диапазон игровых упражнений становится более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.
Логические кубики, как и карточки — символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования
В проведении итоговой диагностики успешности педагогической деятельности по методике З. Дьенеша следует ориентироваться на такой прогнозируемый результат:
- У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности.
- Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей.
- Дети проявляют больше самостоятельности и активности.
- Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.
Младшая группа
Для детей младшей возрастной группы подходят примитивные игры, в которых нужно группировать и разделять объекты по параметрам.
Отыщи одинаковый
Педагог показывает фигуру. Игрок должен отыскать такой же объект по одному параметру: геометрии или цвету. Например: показан желтый треугольник. Значит, нужно найти либо красный и синий треугольники, либо другие фигуры желтого цвета.
Отыщи непохожий
Противоположное предыдущему задание. Требуется отыскать фигуры, которые отличаются от продемонстрированного элемента по определенному параметру: величине, окраске, геометрии.
Посади на грядки
Для игры нужно подготовить импровизированные грядки. Блоки будут семенами овощей. Воспитатель дает задание рассадить семена по определенным грядкам. Например, на первую грядку – маленькие и красные, на вторую – квадратные и желтые.
Покорми игрушек
Для игры нужно посадить на стол кукол или мягкие игрушки. Блоки Дьенеша будут едой. Педагог объясняет, что игрушки хотят кушать, но для каждого из них предназначена своя еда. Например, плюшевый медвежонок кушает большие желтые фигуры, а кукла Маша – маленькие синие. Задача играющих – правильно подобрать блоки для каждой игрушки.
Дидактический материал З. Дьенеша
Логические авторские блоки введут ребёнка в мир формы, цвета и размера во время непринуждённой математической игры. Значение дидактического материала З. Дьениша:
- Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
- Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.
Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Основная цель — научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам
Плоский вариант блоков Дьенеша. Комплекты могут быть широко использованы при: ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами Кубики, стороны которых содержат кодированные свойства (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак) Кубики, стороны которых содержат свойства, отрицание свойств , а также цифры от трёх до восьми Карточки содержат кодированную информацию о свойствах объекта Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок
Схемы для приготовления пирожных Выбранный блок ребёнок размещает на схеме изображения предметов под цифрой, которую определил в результате решения примера на карточке
Игра «найди домик для заблудившейся фигурки», в некоторых домиках может жить одна фигурка, в некоторых — несколько Каждый шарик подбирается путём решения карточки-символа Правильное раскодирование информации позволит подобрать нужные блоки и фигуры
Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу 1 вариант — предложить заселить по одному жителю, 2 — по два жителя в каждую квартирку. Такую схема легко можно начертить самостоятельно
Вот так можно нарисовать карточку-символ от руки
В домашних условиях альбом можно заменить обычной разукрашкой
Схема для изготовления логических фигур
Параметры сторон логических фигур
Математические блоки
Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:
- Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
- Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
- Два параметра толщины: толстый, тонкий;
- Два параметра размера: большой, маленький.
Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков.
Видео: логические блоки Дьеньеша
https://youtube.com/watch?v=CV_PU3fUuf0
Логические фигуры
Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.
Логические кубики
Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.
Для выполнения задания ребёнок должен освоить навыки декодирования символов, изображённых на гранях логического кубика
Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.
- Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
- Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
- Сформирует навыки счёта в уме.
Альбомы, алгоритмические схемы
Цель — научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.
В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.
Материалы З. Дьениша своими руками
Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.
Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» — в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталей
Средняя группа
Дошкольники средней возрастной группы могут играть со схемами и картинками. Желательно выбирать творческие игры с блоками Дьенеша, чтобы воспитанники максимально задействовали фантазию.
Игра с картинками
Для игры нужно купить либо распечатать цветные картинки, изображающие разные объекты в геометрическом представлении. Задача ребенка – правильно наложить на картинку блоки. Например, изображенное автомобильное колесо – это круг. Значит, наложить нужно круглый блок.
Построй ряд
Игра замечательно развивает умение анализировать.
Нужно положить несколько блоков так, чтобы сформировалась четкая последовательность. Играющий должен понять, какую фигуру поставить следующей. Например, красный круг, за ним синий. Следовательно, третьим будет желтый круг. Или такая комбинация: круг, квадрат, треугольник – все красные. Значит, четвертой фигурой будет красный прямоугольник.
Что лишнее
Игра учит группированию объектов по определенным признакам.
Педагог раскладывает перед ребенком 3 или 4 фигуры. Одна должна быть лишней, то есть не имеющей с остальными ни одного общего признака. Игрок должен указать на неправильный объект, объяснить свое решение.
Когда ребенок начнет с легкостью справляться, усложните задание: положите 6 фигур, среди которых две должны быть неправильными.
Укажи на объект с «не»
Воспитатель раскладывает блоки, называет признаки с отрицанием. А дети должны указать на соответствующие объекты. Например, «эта фигура не красная» или «это не треугольник».
Почини мостик
Для игры нужно подготовить карточки, изображающие геометрические фигуры, обозначающие их колеры и размеры. А также аналогичные карточки, но уже с перечеркнутыми изображениями, означающие, что блок не должен иметь такие признаки.
Педагог рассказывает историю о том, как между домами двух каких-нибудь сказочных персонажей сломался мост, и соседи теперь не могут видеться. Задача воспитанников – починить мостик. Только «кирпичики» нужно класть не наугад, а по определенному правилу, тогда сооружение получится крепким, больше не разломается.
Далее педагог показывает 1-2 карточки с параметрами, а дети выбирают подходящие «кирпичики». К примеру, показаны карточки с перечеркнутым треугольником и неперечеркнутым красным цветом. Значит, очередной «кирпичик» для моста должен быть красным, но не может быть треугольником.
Какая фигура исчезла
Игра укрепляет память и концентрацию внимания.
Педагог выкладывает в ряд несколько блоков. Ребенок старается запомнить последовательность, затем закрывает глаза. Воспитатель убирает один элемент последовательности. Воспитанник, открыв глаза, должен вспомнить, какая фигура была на том месте, где теперь пусто.
Игру можно немного усложнить: не оставлять пустое место, а заменить убранный блок другим. Тогда задачей игрока становится возвращение ряда фигур в исходный вид. Если ребенок хорошо справляется, можно усложнить еще больше: заменить не один, а 2-3 объекта.
Конструктор
Дети обожают возиться с блоками Дьенеша как с конструктором. Такая игра развивает воображение, творческое мышление.
Дети конструируют что-нибудь по предложению воспитателя или по собственному желанию. Для начала пусть воспитанники потренируются конструировать с использованием наглядной схемы. Затем они должны подключить фантазию.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
Формировать элементарные математические представления:
- обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам:
- упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 10;
- развивать умения сравнивать предметы с помощью мерки;
- формировать представления о пространстве (право, лево) и времени (дни недели, время суток);
Развивающие:
Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
Материалы и оборудование: кукла би-ба-бо Петрушка; билеты на поезд по кол-ву детей; мяч; блоки Дьенеша; карточки с кодировками для блоков Дьенеша.
Ход НОД:
1 часть. Вводно-мотивационная.
Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Интересно, что в ней? (Воспитатель достает Петрушку и письмо с загадкой).
Петрушка:
Я – мальчишка не простой Любопытный, озорной Все хочу успеть, узнать Будете со мной играть?
Воспитатель: Все бы тебе, петрушка, играть. Очень важно заниматься, чтобы много знать и уметь.
Петрушка: Я и так все знаю.
Воспитатель: Тогда помоги отгадать загадку. И вы ребята, слушайте внимательно:
«Научит она никогда не скучать И форму, и цифры, и цвет различать, Задачки решать И предметы считать
А как же её одним словом назвать?
Петрушка: Ну, нет – этого я не знаю.
Воспитатель: Тогда я вас ребята, приглашаю отправиться в интересное путешествие: выполнить разные задания, поиграть и правильный ответ на загадку узнать. Хотите в путешествие?
2 часть. Основная.
Посмотрите необычный поезд – поедим на нем. (вагончики поезда – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры)
Чтобы получить билет, дайте правильный ответ:
— Посчитайте сколько всего вагончиков?
— Какой формы первый вагончик? 3-й?
— Какой по счету вагон круглой формы?
— Какой по форме вагон находиться между 1-м и 3-м?
Молодцы! Получите билет и займите место в вагоне такой же формы.
(Воспитатель надевает шапочку кондуктора)
Воспитатель: Внимание! Проверка билетов!
— Какого цвета Ваш билет?
— Какой формы Ваш билет?
— Покажите только синие билеты.
Дети рассаживаются.
Пока дети едут можно провести любую речевую игру на тему поезд.
Раздается свисток.
Петрушка: Почему остановились?
Воспитатель: Развилка. (Стрелки на право и налево. Две колеи: правая широкая, левая узкая)
— Какое направление указывает эта стрелка? А другая?
— А по какой колее нам ехать? Они одинаковые или разные?
— Как проверить?
Дети сравнивают ширину колеи меркой.
Воспитатель: Какая колея подойдет по ширине нашему поезду?
Дети прикладывают мерку к импровизированным колесам поезда и выясняют, какая по ширине колея подходит.
— Значит, в какую сторону мы дальше поедим?
Дети встают друг за другом паровозиком. Динамическая пауза.
Воспитатель: Станция «Лесная». Выходите на опушку, смотрите, а на дереве нас ждет мудрая сова. Она знает все цифры, а вы знаете?
Дети считаю. Прямой и обратный счет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этой полянке растут грибы, ягоды, цветы. Растут они не врозь, а вместе, группами. Найдите на поляне группу предметов, которые соответствуют по количеству цифре 3? 5? (Воспитатель проверяет правильность ответов).
Петрушка: Давайте поиграем! Вставайте в круг, игра с мячом «Назови дни недели», «Время суток».
Воспитатель: Делу время, а потехе час! На лесной полянке живет ёжик. И он просит нашей помощи. Надо помочь ему собрать в корзину только съедобные грибы. Ёжик даст подсказку как определить съедобный гриб.
Задание выполняется с блоками Дьенеша. Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок (съедобный гриб) складывают в корзину к ёжику.
Петрушка: Как долго мы гуляем по лесу, наверно, все проголодались. Давайте угостим наших зверят чем-нибудь?!
Воспитатель: Ой! Пока мы на поезде ехали, по дорожкам сказочного леса шагали — все угощения перемешали. Давайте разберемся, что здесь у нас в ведерке? Кого чем угостить?
3 часть. Рефлексивная.
Воспитатель: Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же была загадка (читает еще раз).
Если дети затрудняются – напоминает – Где мы сегодня были, и что делали?
Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы с Петрушкой наградим вас самой лучшей отметкой, которую ставят в школе.
Воспитатель раздает детям медальоны с цифрой пять.
Дидактическая игра для старших дошкольников в двух вариантах:
- на решение математических примеров;
- с использованием логических блоков Дьенеша.
Игровой сюжет: Однажды на страну сказочных героев налетел ураган. Сильный ветер сорвал номера со всех домов. И теперь почтальоны не могут доставить корреспонденцию по нужному адресу. Поросенок Наф-Наф ждет телеграмму от брата, лягушка – Квакушка поздравление от мышки – Нарушки, а кот Матроскин ждет посылку от дяди Федора. Но почтальону Печкину одному, ни как не успеть доставить письма и открытки во время. Давайте, ребята, поможем почтальонам разнести письма и телеграммы адресатам. Для того, чтобы правильно доставить почту необходимо соблюдать некоторые условия.
Игровой материал: картинки с изображением домиков, почты, почтальона Печкина; карточки с математическими примерами на сложение и вычитание и карточки со схемами кодирования свойств блоков.
Учебно-игровые задачи:
- Учить на наглядной основе решать простые задачи на сложение и вычитание. При решении задач учить пользоваться знаками действий плюс и минус;
- Развивать способность к замещению и моделированию свойств предметов с помощью схем кодирования и декодирования их;
- Развивать логическое мышление;
- Воспитывать самостоятельность в принятии решений.
На магнитной доске представлены картинки с изображением домиков. Один домик является почтой, рядом с ним стоит почтальон Печкин Александр Иванович. Остальные домики: Наф-Нафа, теремок, домик из деревни Простоквашино. Под домиками карточки с математическими примерами, решив, который дети определят номер (адрес) домика, аналогично и номер почты.
Играем! Думаем! Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер не совпадает (разный) с номером почты. А для этого, чтобы узнать номер дома, необходимо решить пример, результат и есть номер. Остается только сравнить номер дома и почты, на нужный адрес закрепляется конвертик. Условия можно изменить по желанию воспитателя.
Для проведения второго варианта игры необходим набор «Логических блоков Дьенеша»
Условия будет таким: Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер дома совпадает с номером почты. А номер дома обозначен блоком, который закодирован в схеме-карточке. Совпадение или несовпадение может быть по одному, двум, трем признакам, в зависимости от умений детей пользоваться блоками.
Планируемый результат:
- Дети справятся с заданиями в играх с блоками Дьенеша.
- Выполнят творческую работу.
Дальнейшая работа:
- Продолжить развивать умение оперировать уже 4-мя свойствами в играх с блоками Дьенеша и вести код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, а значит круг или треугольник).
- Продолжать содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.
Следующая > |
Старшая группа
Готовящимся к школе детсадовцам логические блоки Дьенеша помогают совершенствовать математические навыки. Дети учатся счету, сравнению, сопоставлению.
Дом
Для игры схематично изобразите дом. В каждой комнате живет геометрическая фигура, ее там нужно нарисовать. В некоторых комнатах не должны жить определенные блоки, там нужно нарисовать зачеркнутые фигуры. Задача воспитанников – правильно распределить блоки по комнатам.
Магазин
Для игры сделайте импровизированный магазин. Товарами пусть будут игрушки, лакомства, канцелярские принадлежности. А деньги – блоки Дьенеша.
Педагог раздает детям блоки. Затем говорит, какой товар сколько стоит. Например, за плюшевого медвежонка нужно отдать два треугольника. Ребенок, глядя на свои «деньги», понимает, может ли он позволить себе покупку этого товара.
Ценовые требования должны постепенно усложняться. Сначала к цене прибавляются цвета блоков, затем размеры. К примеру, «за куклу нужно отдать синий прямоугольник» или «коробка карандашей стоит два больших круга желтого и красного цветов».
Домино
Блоки поровну распределяются между игроками. Первый участник, выбранный по жребию, кладет на стол фигуру. Следующий игрок должен положить блок, совпадающий с первым по одному из показателей: цвету, форме или размеру. Если такого блока нет, придется пропустить ход. Победителем становится игрок, первым избавившийся от всех своих фигур.
Рождественская ель
Игра развивает навык считать по порядку, ориентироваться в схематичных изображениях. Для занятия нужно подготовить картинку елки, 15 символьных карточек. Блоки Дьенеша будут елочными шарами.
Для украшения ели используются 15 шариков: 5 рядов по 3 штуки. На карточках цифрами обозначены номера рядов, а один закрашенный из 3-х кружков означает местоположение шара в ряду. В нижней части картинки указано, какая геометрическая фигура будет изображать конкретный елочный шарик.
Отыщи клад
Педагог раскладывает перед игроком блоки. Ребенок отворачивается, чтобы воспитатель мог спрятать под одним из разложенных объектов монету. Чтобы отыскать клад, игрок задает вопросы. Например: «Клад под красным блоком?». Ведущий отвечает: «Нет». Значит, исключаются объекты красного цвета, под ними монеты нет. Далее: «Клад под круглым блоком?». Ведущий: «Да». Значит, нужно искать среди круглых фигур. И так, пока клад не будет найден. Найдя клад, игрок сам становится ведущим, прячет монету для другого участника.
Подарки для зверят
Для игры нужно положить на пол три хулахупа так, чтобы они пересекались. Рядом с каждым кругом посадить мягкую игрушку, например, зайчика, медвежонка, лисичку.
Педагог объясняет воспитанникам, что зверята разругались из-за подарков, не могут их поделить. Зайчик хочет себе маленькие, лисичка треугольные, медвежонок толстые. Только вот некоторые подарки и маленькие, и треугольные, и толстые. Из-за них зверята и спорят. Задача детей – распределить блоки так, чтобы спорные лежали в пересечениях хулахупов.
Путешествие
Для увлекательной игры нужно подготовить игровое поле: старт один, далее дорожка разветвляется на множество тропинок. В начале каждой тропинки должен быть изображен дорожный знак, указывающий, какой блок может по ней идти. Если проход для блока запрещен, ему придется отправиться по другой тропинке.
К примеру, сначала дорога разделяется надвое: по левой ветке идут большие блоки, по правой – маленькие. Далее следует разветвление по цвету. Желательно, чтобы в конце каждого пути было нарисовано какое-нибудь интересное место – конечная цель путешествия: школа, кафе, пляж, магазин, аптека.
Что такое блоки Дьенеша
Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.
Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:
- Цвет. Синие, красные, желтые.
- Размер. Маленькие, большие.
- Толщина. Толстые, тонкие.
- Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.