Знакомство с произведениями искусства в детском саду в среднем дошкольном возрасте


Знакомство с произведениями искусства в детском саду в среднем дошкольном возрасте

Знакомство с произведениями искусства в детском саду

в среднем дошкольном возрасте

В средней группе работа по ознакомлению детей с произведениями искусства продолжается, и я, следуя рекомендациям авторов комплексных программ «Радуга», «Развитие», «Воспитания и обучения в детском саду», «Детство», решаю следующие задачи:

· Продолжать рассматривать предметы народного и декоративно-прикладного искусства.

· Познакомить детей с профессией художника.

· Формировать умение выделять жанры и виды искусства: живопись, скульпту­ра, архитектура.

· Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации.

· Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

В среднем дошкольном возрасте продолжается знакомство детей с произведениями изобразительного искусства. В течение года мы с детьми рассматриваем иллюстрации к детским книгам, выполненные известными художниками: Васнецовым, Конашевичем, Чарушиным и др. Дети знакомятся со скульптурой малой формы: бронзовыми, фарфоровыми, деревянными изображениями животных и людей с ярко выраженным характером, пластикой движения.

Я выбираю материал по изобразительному искусству, который подразделяется на разделы: декоративное искусство, графика, живопись (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись), скульптура, ее виды.

В сентябре, октябре, ноябре я продолжаю знакомить детей с изображением растительного узора в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, рассказываю об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, организовываю в группе выставку работ народных мастеров.

В декабре — рассказываю о профессии художника.

В январе — продолжаю работу по развитию вос­приятия красивых узоров и орнаментов в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Продолжаю знакомить с профессией художника.

В феврале, марте и апреле планирую рассматривание иллюстраций, рассказ о творчестве художников-иллюстраторов, организацию выставки.

Авторы комплексных программ «Радуга», «Развитие», «Воспитания и обучения в детском саду», «Детство» советуют рассматривать с детьми иллюстрации и репродукции произведений живописи – но не указывают, каких художников конкретно.

Однако особенно подробно представляет этот материал программа «Росток» .

Таким образом, на основании рекомендаций авторов комплексных программ я добрала и систематизировала материал по ознакомлению с изобразительным искусством в средней группе.

В среднем дошкольном возрасте я продолжаю знакомить детей с предметами быта, с игрушками из дерева (богородская резьба), предметами из резной березы (короба, шкатулки), с предметами творчества (вологодским кружевом, вязанием, вышивкой).

При ознакомлении с профессией художника, я рассказываю детям, что художники – это люди, которые пишут картины, создают иллюстрации к книгам, делают красивыми многие окружающие предметы. Я показываю детям различные жанры живописи — натюрморт, портрет, пейзаж, сказка.

По знакомству детей с произведениями живописи наиболее полно я использую материл парциальной программы «Росток» Шестаковой. Здесь работа ведется по сезонам.

Я продолжаю знакомить детей со скульптурой, учу отличать скульптуру от живописи, познавать особенности ее содержания и некоторых средств выразительности: объемность, движение, значимость материала, из которого выполнена скульптура.

Согласно автору («Программа воспитания и обучения в детском саду») я знакомлю детей с архитектурой, а точнее — со зданием школы и детского сада, жилым домом, в котором много этажей, подъездов, квартир, зданием цирков, театров.

Знакомство с произведениями в искусства в нашей группе проводится на богатом накопленном материале.

Получить текст

Перспективный план работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством в средней группе

Транскрипт

1 Перспективный план работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством в средней группе Месяц Раздел занятия Тема Задачи Сентябрь Октябрь Жанры живописи 1 «Лето красное прошло» 2 «Весёлые краски» Вспомнить с детьми краски лета (работа на закрепление известных цветов). Учить видеть изображение полностью. Доставить детям радость от увиденного. Закрепление известных цветов. Развивать способность переживания пейзажного образа и эмоционального восприятия цвета. 3 «Пейзаж» Продолжать знакомство с жанром пейзажа на примере произведений И.И. Шишкина. Дать понятия 4 «Прогулка по летнему саду» 5 «О чем рассказывает картина осени» 6 «Осенние пейзажи» «пейзаж», «художникипейзажисты». Активизировать переживание пейзажного образа. Почувствовать красоту осени в живой природе. Почувствовать гармонию природы и искусства. Развитие цветового видения и эмоционального восприятия цвета. Почувствовать гармонию природы и искусства Учить детальному рассматриванию мотива изображения и пониманию его. Дать представление о пейзаже как о картине, отображающей жизнь реальной природы. Подвести детей к пониманию индивидуального восприятия художником реальной природы в пейзаже. Закрепить название «цветов» золотой и поздней осени. Подвести детей к пониманию индивидуального восприятия художником реальной природы в пейзаже. 7 «Зима» Учить детальному рассматриванию мотива изображения и пониманию его. Развитие ассоциативных связей с учетом опыта наблюдений детей за природой.

2 Ноябрь Декабрь Январь Скульптура Знакомство с портретом Встреча с культовой живописью 8 «Птицы» Помочь определить эмоциональное состояние образов птиц (удивление, любопытство, зазнайство и т.д.). 9 «Герои» Продолжать учить детей определять эмоциональное состояние образа. 10 «Портрет» Дать первоначальное понятие портрета как жанра живописи. 11 «Портрет» 12 «Движение в портрете» 13 «Икона» (Богоматерь Умиление) 14 «Икона» («Архангел Гавриил (Ангел златые Власы)») 15 «Праздник Рождества» 16 «Древнерусская архитектура» 17 «Экскурсия в летний сад» 18 «Материал и его свойства» 19 «Скульптура и материалы» Учить рассматривать портрет. Формировать представления о содержании портрета (о чем художник может рассказать в портрете). Учить детей видеть в портрете движение и характер. Сопоставлять жизненные впечатления детей с тем, что они видят в произведении искусства. Дать первые впечатления о культовой живописи. Дать понятие «икона». Познакомить с техникой иконописи: деревянная доска и краски (темпера). Ввести понятия: Богоматерь, лик, нимб. Закрепить понятие «икона». Ввести понятия: ангел, архангел, иконописец. Рассказать детям о празднике Рождества. Познакомить детей с сюжетами разных икон. Дать представление о древнерусской архитектуре. Познакомить с храмами разных городов (Новгорода, Москвы, Пскова), где можно видеть иконы древнего письма. Дать представление о скульптуре, как виде изобразительного искусства. Показать объемность скульптуры, роль пространственной среды. Сформировать понятие «садово-парковая скульптура». Знакомить детей с различными материалами, их качествами и свойствами. Развитие тактильных органов чувств. Знакомство со скульптурой малых форм. Развитие тактильных органов чувств. Формировать способности узнавать различные материалы.

3 20 «Выразительнос ть и возможность скульптуры» Продолжать учить внимательно рассматривать, видеть характерные особенности скульптуры (материал, форму, объем, фактуру). Февраль Март В гостях у книги 21 «Выразительнос ть и возможность скульптуры» 22 «Книжная иллюстрация» 23 «Книжная иллюстрация» 24 «Знакомство с В.Г. Сутеева» 25 «Знакомство с Е.И. Чарушина» 26 «Знакомство с В.В. Лебедева» 27 «Книжная иллюстрация и художник» Продолжать знакомство со скульптурой малых форм, обращая внимание на объемность скульптуры. Развитие памяти. Вспомнить уже знакомых художников-иллюстраторов Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, К.В. Овчинникова. Углублять представление о книжной иллюстрации и используемых мастером выразительных средствах (цвет, линия, ритм), с помощью которых он создает художественный образ. Продолжать формирование навыка рассматривания иллюстрации, соотнесение картинки с текстом. Закрепление знаний о цвете и дальнейшее развитие способности к цветоразличению. Учить видеть в иллюстрации характеристику образа животного. Показать какими средствами и как художник передает характерные особенности внешности животных, их повадки, настроение, характер (точно найденная поза, выразительность движения, силуэт). Помочь детям почувствовать индивидуальную манеру художника в иллюстрации. Развитие воображения. Учить узнавать и сравнивать книжные иллюстрации знакомых художников, включая иллюстрации Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, К.В. Овчинникова. Продолжать обучению рассматриванию иллюстраций, соотнося изображение с текстом. Развивать память.

4 Апрель Май В мире окружающих зданий Народное искусство 28 «Город Чебоксары» 29 «Проспект Ленина» 30 «Церкви, соборы и храмы г. Чебоксар» 31 «Памятники города» 32 «Народные игрушки» 33 «Веселая матрёшка» 34 «Чувашское декоративноприкладное искусство» 35 «Глиняные изделия чуваш» Формирование обобщенных представлений о родном городе, о его истории, своеобразии архитектуры, основных достопримечательностях. Воспитывать любовь к своему городу. Формировать способность к восприятию архитектуры на уровне узнавания и называния. Познакомить с главной улицей города, с ее названием. Учить детей видеть неповторимость архитектурных сооружений. Познакомить с главной площадью Республики. Ввести в активный словарь термин церковь, храм, купол. Знакомство с церквями: Божьей Матери Владимирской, Святой Татьяны, Николая Архангела, Свято- Троицкий мужской монастырь, Введенским собором. Учить узнавать и, по возможности называть знакомые архитектурные памятники города (памятник Ю.А. Гагарину, М.Горькому, В.И. Чапаеву и др.). Прививать любовь к своему городу. Вспомнить и закрепить знания детей о дымковских, филимоновских и других игрушках, уже известных им по материалам предыдущих занятий. Познакомить детей с семёновской матрешкой и игрушками Полхова- Майдана. Дать возможность детям увидеть своеобразие семеновской и полхово-майданской матрешек. Дать первоначальные представления и знания о чувашском декоративноприкладном искусстве. Развивать эмоциональное восприятие цвета. Вызывать ассоциативные образы, связанные с цветами в чувашском прикладном искусстве. Познакомить с любимыми игрушками чувашской детворы свистульками из глины. Воспитывать бережное отношение к красоте и уважение к создателям произведений ЧДПИ.

5

Конспект занятия » Знакомство с живописью» для детей средней группы

Конспект занятия «Знакомство с живописью»

(для детей средней группы)

Ковальских Маргарита Владимировна

Ковальских Маргарита Владимировна

Конспект занятия «Знакомство с живописью»

для детей средней группы

Цель: Обогащение представлений детей об изобразительном искусстве.

Задачи:

— активизировать словарь: радостный, веселый, белым-бело, как перина пуховая, медленно и плавно и т.д.

— продолжать знакомить с временами года, выделять их характерные признаки

— продолжать учить отгадывать загадки,

-развивать мышление, воображение

— развивать умение видеть красивое в природе

Предварительная работа: наблюдение зимней природы, чтение стихотворений, рассказов о зиме, рассматривание иллюстраций и фото снежинок, рисование снежинок, слушание музыки. Наблюдение за снегом и изучение его свойств — искрящийся, легкий как пушок, узорчатый, прозрачный, падает плавно, медленно.

Оборудование: картина «Первый снег» А. А. Пластова, музыка, белая гуашь, кисточки, цветная синяя бумага, баночки для воды

Ход занятия

Воспитатель:

— Ребята, подскажите, какое сейчас время года? (зима)

— А что бывает зимой? (снег, мороз, санки, теплая одежда)

— Снег какой? (пушистый, мягкий, белый, сверкающий, холодный)

— Что может снег делать зимой? (летать, падать, кружиться, таять)

— Если снег долго-долго падает, как такое явление мы назовем? (снегопад)

Снегопад очень красивое явление природы. Мы с вами вчера наблюдали его на прогулке. Сегодня светит солнышко и о снегопаде у нас лишь воспоминания. Это грустно. Но мы с вами не будем грустить. Я хочу вам рассказать о людях, которые выбрали профессию художник.

— Вы знаете, кто такие художники? (выслушать ответы детей) правильно, дети это те люди, которые умеют рисовать. (Предлагаю вниманию детей картину «Первый снег» Аркадия Пластова и включаю музыкальное сопровождение). Даю детям несколько минут, чтобы рассмотреть картину.

Вопросы к детям:

-Вам понравилась эта картина? (да)

-Что именно вам понравилось? (девочка, мальчик, ворона, снег идет)

-Хотите послушать рассказ об этой картине? (да)

Рассказ о картине: Эта картина называется «Первый снег». Написал ее замечательный художник Аркадий Пластов. На картине «Первый снег» изображен зимний день, когда идет первый снег. Снег уже успел покрыть землю, крышу и крыльцо дома и продолжает идти. На крыльце стоят двое детей — мальчик и девочка. Дети выбежали на крыльцо, чтобы посмотреть на падающий снег. Девочка стоит в одном светлом платье с тонким темным пояском. Она обута в валенки, но на ней нет шубы. На голове у девочки накинут большой светлый платок. На мальчике мы видим большой полушубок. На голове у мальчика надета темная шапка-ушанка. Девочка с восторгом смотрит высоко вверх на падающий снег, на ее лице видна довольная улыбка. Мальчик смотрит на падающий снег также с интересом, но без улыбки. Возле крыльца дома стоит высокая береза и кустарник. Они огорожены деревянным забором и покрытые слоем снега. Неподалеку от крыльца по снегу ходит ворона. На заднем плане картины виднеются соседские деревянные домики.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]