Потешки
Народные потешки развеселят малыша во время кормления и помогут маме поскорее накормить непоседу.
***
Тили-час, тили-час! Подоспел обед у нас. Скушаем за маму ложку, Скушаем за папу ложку, За собачку и за кошку, Воробей стучит в окошко: «Дайте ложечку и мне!» Вот и кончился обед.
***
Сорочка, сорочка, Бело-белобочка, На порог скакала, Гостей созывала. Гости, на двор — Кашка, на стол, Гости со двора — Кашка со стола.
***
Сорока-ворона Кашу варила, Детей кормила, Этому дала, Этому дала, — А ты где был? Дров не рубил, Печку не топил, Кашу не варил, Позже всех приходил.
***
Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто кашу не ест? Молоко не пьет? Забодает, забодает, забодает!
*** Я пеку, пеку, пеку, Деткам всем по пирожку А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка, Вкусные два пряничка. Я ребяток позову Пирожками угощу —
Кушайте, пожалуйста!
***
Люли, люли, люли, Прилетели гули, Стали гули ворковать, Стали гули хлопотать: Залетели в уголок, Зажигали огонек, Стали кашу варить, Стали Машу кормить.
***
Потихоньку, помаленьку, понемножку, не спеша, Ели мы с тобою кашку, Правда, кашка хороша?! Это — ложка, это — чашка, В чашке гречневая кашка. Ложка в чашке побывала, Кашки гречневой не стало.
***
Кто у нас любимый самый? — Ложку первую за маму, А вторую за кого? — Да за папу твоего, За кого же третью ложку? — За веселую матрешку, Съешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку — за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше не жалей! Съешь за праздник, шумный, яркий, За гостей и за подарки, За котёнка, за Тимошку Эту маленькую ложку И за рыжего кота, Вот тарелка и пуста!
***
Каша вкусная дымится, Даша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели по немножку.
*** Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко.
*** Пышка, лепёшка В печи сидела, На нас глядела, В рот захотела.
***
Тили-час, тили-час вот обед у нас сейчас Скушаем за маму ложку, Скушаем за папу ложку, За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко, дайте ложечку и мне… вот и кончился обед.
*** Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить: «Чем нам Сонечку кормить?» Один скажет: «кашкою», Другой – «простоквашкою», Третий скажет – «молочком, И румяным пирожком».
***
Наш Ванюша непосед, Не доест никак обед. Сели, встали, снова сели, А потом всю кашу съели.
*** Ой, люли, люли, люли, В море плыли корабли, Маше кашку привезли. Кашенька молочненька Для любимой доченьки. Маша, ротик открывай, Кашку сладкую глотай. А кто кашку кушает, Маму с папой слушает, Вырастает сильным, Здоровым и красивым.
***
Ам! Ам! Ам! Я тебе конфету дам, Но сперва за маму нашу Скушай ложку манной каши! Ам! Ам! Ам! Кушай, Ваня, кашу сам! Скушай-ка за папу ложку, Подрастешь еще немножко! Ам! Ам! Ам! Есть не будешь, съем я сам. И на целую версту С каждой ложки подрасту! Стану я большим совсем, И тогда тебя я съем!
Перспективное планирование в первой младшей группе в области художественной литературы
Перспективное планирование в первой младшей группе в области художественной литературы
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Материалы и оборудование | Литература |
Сентябрь | І | Чтение потешки «Баю — баю, за рекой» | Вызвать интерес к фольклору; объяснить содержание поэтического произведения; привлечь к инсценировке по потешке; научить выполнять действия в соответствии с текстом. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. | Создание игровой ситуации. Хороводная игра « Каравай». Чтение потешки. Беседа по вопросам. Драматизация произведения. Повторение потешки вместе с детьми. | Ширма в форме домика с декорациями: солнце прячется за реку; внутренняя сторона спальни — кровать с изображением спящего ребёнка; кукла Андрюшка; шапочки зайчат для каждого ребёнка. | — «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 47, зан 1. — Книга для чтения в детском саду 2-4 года, стр. 17. |
ІІІ | Чтение потешки «Бу-бу-бу — я рогатый». | Вызвать интерес к фольклору; учить понимать содержание поэтического произведения; развивать эмоциональную сферу, слуховое внимание, речевую активность. Воспитывать любовь к родному языку. | Игровой момент. Чтение потешки. Игра в « козликов». Чтение потешки вместе с детьми. | Игрушка бибабо коза; ширма настольная. | — «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 48, зан. 2. — «Комплексные занятия в 1 мл. гр. д. с.», стр. 84, зан.2. | |
Октябрь | І | Чтение потешки « Как у нашего кота» | Помочь детям понять содержание потешки. Вызывать желание послушать потешку ещё раз. Учить концентрировать внимание, способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. | Игровой момент. Чтение потешки. Беседа по вопросам. Физкультминутка. Чтение потешки вместе с детьми. Игра детей с кошечкой. | Мягкая игрушечная кошечка. | -, «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 48, зан. 3. В. — В. Гербова, стр. 98, зан. 56. , «Комплексные занятия в 1 мл. гр. детского сада» стр. 100, зан, 2. -Книга для чтения, стр. 8. |
ІІІ | Чтение потешки « Еду-еду, к бабе, к деду». | Учить слушать и понимать содержание потешки. Вызывать интерес к фольклору; учить концентрировать внимание, включаться в игровые действия, предложенные воспитателем; способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки. Воспитывать уважение к взрослым. | Создание игровой ситуации. Чтение потешки. Беседа по вопросам. Физкультминутка. Чтение потешки вместе с детьми. | Лошадки-каталки. Дед и баба — персонажи кукольного театра. Подарки: платок и поясок. | -, «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 50, зан. 4. — , «Комплексные занятия в 1 мл. гр. детского сада» стр.104, зан.1. — Книга для чтения, стр.9. | |
Ноябрь | І | Чтение стихотворения С. Чёрного « Приставалка». | Привлекать к диалогу со взрослым; развивать и активизировать словарь детей; осваивать структуру простого предложения. | Игровой момент. Чтение стихотворения. Беседа с детьми. Чтение потешки«Баю-баю, за рекой». Игра детей с куклой. | Игрушки: кукла-мальчик, кошечка, птичка, лягушка; кукольная кроватка. | -Книга для чтения, стр. 110, — , «Занятия с детьми 2-3 лет» стр.52, зан.5. |
ІІІ | Чтение стихотворения Е. Благининой «Обедать» | Учить детей понимать обращённую к ним речь, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства; развивать и активизировать словарь, включать в него знакомые действия. Воспитывать любовь к животным. | Чтение стихотворения. Беседа по вопросам. Физкультминутка. Игры детей с персонажами стихотворения. | Кукла Маша, игрушечные собачка, кошечка, курочка, тарелка, миска, блюдце, черепок, стол, стул, скатерть. | -, «Занятия с детьми 2-3 лет» стр.54, зан.6. | |
Декабрь | І | Чтение потешки «Козушка-белоногушка» | С помощью потешки осуществить первое знакомство с козой и волком. Эмоционально и ярко выделить торжество доброгоначала; воспитывать гуманные чувства; способствовать эстетическому обогащению, используя художественные возможности фольклорного слова и наглядные средства (иллюстрации). | Рассматривание альбома. Беседа по картинкам. Чтение потешки. Физкультминутка. Вместе с детьми спеть про Козушку — белоногушку (на мотив русской народной песни «Барыня») с выполнениями хлопков в такт мелодии и игровых движений кистями рук (фонарики). | Альбом с «сюрпризными» картинками. | -, «Занятия с детьми 2-3 лет» стр.56, зан.7. — , «Комплексные занятия в 1 мл. гр. детского сада» стр.145,зан.2. |
ІІІ | Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели». | Продолжать знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта. Использовать игрушки с целью концентрации внимания; способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки; учить включаться в игровые действия, предложенные воспитателем. | Беседа о времени года — зима. Чтение потешки. Разыгрывание сценки встречи. Пляска детей вместе с персонажами (дети топают ногами, приседают, хлопают в ладоши). | Детские игрушечные санки для кукол, лошадки картонные, персонажи кукольного театра (баба, дед, тётушка, девочка Катя). | -, «Занятия с детьми 2-3 лет» стр.58, зан.8. Т. — М. Бондаренко, «Комплексные занятия в 1 мл. гр. детского сада» стр.149, зан.1. | |
Январь | І | Инсценировка русской народной сказки « Козлята и волк». | Поддерживать речевую активность и инициативу, стремление вступать в речевое общение; на основе сказки расширить представления об отношениях между матерью и детьми; укреплять материнский авторитет, прививать послушание; на примере образов Козы и Волка показать противоборство добра и зла; утвердить торжество доброго начала. | Игровая ситуация. Показ Козы с козлятами. Рассказывание сказки. Инсценировка сказки. Пение песенки Козы. | Персонажи кукольного театра: волк, коза, козлята(2-3 шт.), избушка Козы. | — « Занятия с детьми 2-3 лет) стр. 61, зан.9. |
ІІІ | Чтение потешки « Огуречик, огуречик» | Расширить словарный запас детей за счёт однокоренных слов, имеющих различные оттенки- « огурец», « огуречик», « огурчик»; познакомить с фольклорным персонажем – мышкой, придав образу реалистические черты. | Игровая ситуация. Чтение потешки. Физкультминутка. Игровой момент погони мышки за огуречиком. Чтение потешки вместе с детьми. | Игрушка — мышка, муляж огурца. | — «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 62, зан. 10. | |
Февраль | І | Чтение потешки « Из — за леса, из-за гор едет дедушка Егор». | Закрепить и расширить знания детей о домашних животных, их значении в жизни людей ( на лошадке ездят, коровка даёт молоко и т. п.); познакомить с новым фольклорным жанром-потешками — небыличками. Дать детям почувствовать курьёзность описываемых ситуаций, их юморичность. | Беседа о домашних животных. Чтение потешки. Проигрывание потешки –небылички с показом персонажей на фланелеграфе. Физкультминутка ( показать как дедушка Егор скакал на лошадке). Беседа по содержанию потешки( можно ли кататься на корове и козлятах). Чтение потешки вместе с детьми. | Фланелеграф; рисованные композиции (дед Егор на лошадке, бабушка на коровке, дети на телятках, внуки на козлятках); набор игрушек из пособия « Скотный двор». | — « Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 65, зан.11. — « Комплексные занятия в 1 мл. гр. детского сада», стр. 184, зан.1. |
ІІІ | Чтение потешки «Коза-Хлопота». | Закрепить и расширить знания о домашних ( коза и козлята) и диких животных ( волк, медведь и лиса); обратить внимание на их отличительные особенности. Высветить образ козы — доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей. | Рассмотреть с детьми животных, побеседовать о них. Чтение потешки. Чтение потешки с наглядным сопровождением. Игра с фигурками животных « Что изменилось?». | Плоскостные изображения животных (козы, козлят, волка, медведя, лисы), фланелеграф. | — « Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 67, зан.12. — « Комплексные занятия в 1 мл. гр. детского сада», стр. 189, зан.1. | |
Март | І | Настольный театр «Теремок». | Учить малышей слушать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно называть их. Учить детей принимать участие в драматизации сказки, формировать интонационную выразительность речи. | Показ животных из сказки. Предложить детям послушать сказку об этих зверюшках. Рассказывание сказки, сопровождая рассказ показом персонажей театра. Игра детей с персонажами сказки. | Персонажи сказки « Теремок» из театра «Би-ба-бо» ( мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь), домик. | — «Комплексные занятия в 1 мл. гр. детского сада» стр. 234, зан. 1. |
ІІІ | Чтение потешки «Уж как я ль мою коровушку люблю». | Раскрыть особое отношение к « коровушке», «коровушке-матушке», « коровушке — кормилице» в русском фольклоре; создать яркие образы, связанные с народным искусством. | Рассматривание дымковских игрушек («коровушки и молодицы»). Составление панорамы для инсценирования текста песенки-потешки. Чтение потешки. Физкультминутка. Чтение потешки вместе с детьми. | Дымковские игрушки («коровка», «молодица»); травка, бадья. | «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 68, зан.13. | |
Апрель | І | Чтение стихотворения А. Бродского «Солнечные зайчики». | Учить понимать стихотворные произведения; включаться в игру по содержанию стихотворения; создавать у малышей радостное настроение. | Игра с солнечными зайчиками. Чтение стихотворения. Игровой момент с поиском солнечного зайчика. Повторение стихотворения. | Маленькое зеркальце. | — «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 70, зан.14. |
ІІІ | Занятие с использованием фольклорных произведений « Пастушок и коровка». | Закрепить и расширить знания малышей о домашних животных. Ввести новое слово « пастушок», разыграть сценки с помощью игрушек, используя фольклорные тексты. | Игровая ситуация. Чтение знакомых стихов, потешек и песенок про коровку. Игры детей с игрушками. | Кукла изображающая пастушка, игрушки — коровки по количеству детей. | — «Комплексные занятия в 1 мл. гр. детского сада» стр. 219, зан. 1. | |
Май | І | Инсценировка сказки « Колобок». | Помочь детям понять содержание сказки, побуждать подговаривать слова в песенке колобка; вызвать желание послушать сказку ещё раз. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. | Игровая ситуация. Рассказывание сказки. Беседа по содержанию сказки. Физкультминутка. Драматизация сказки. | Фланелеграф; игрушки. | — « Занятия по развитию речи в первой мл. гр. детского сада» стр. 75, зан.49. |
ІІІ | Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка». | Учить понимать содержание литературных произведений; осваивать формы монологической речи; формировать умение рассказывать об эмоционально значимых событиях 2-3 предложениями. | Игровая ситуация. Чтение рассказа. Беседа по содержанию рассказа. Физкультминутка. Пересказ прочитанного с участием детей. | Фланелеграф; фигурки курочки и цыплят. | — « Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 71, зан.15. |
Литература:
1. «Занятия с детьми 2-3 лет» Творческий Москва 2010 год,
2. «Комплексные занятия в 1 мл. гр. детского сада»Издательство «Учитель» Воронеж 2003 год,
3. « Занятия по развитию речи в первой мл. гр. детского сада» «Просвещение» Москва 1986 год.
Получить текст