Презентация для старших дошкольников «Бумага. История возникновения. Изготовление бумаги.»

Я счаст­ли­вый дед, мои вну­ки очень дея­тель­ные созда­ния и инте­ре­су­ют­ся всем на све­те. В том чис­ле и изго­тов­ле­ни­ем бума­ги. Уже про­бу­ют делать её на кухне. Эти несколь­ко постов для них и их сверс­ни­ков. Так как вну­ки у меня раз­но­го воз­рас­та, млад­шая выпуск­ни­ца дет­ско­го сада, стар­шая почти выпуск­ни­ца вуза, рас­ска­зать им о про­из­вод­стве бума­ги — зада­ча не простая.

Тем не менее, поста­ра­юсь объ­яс­нить важ­ность бумаж­но­го про­из­вод­ства для удо­вле­тво­ре­ния насущ­ных потреб­но­стей людей и для того, что­бы про­де­мон­стри­ро­вать, как про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство при разум­ном хозяй­ство­ва­нии спо­соб­но не всту­пать в про­ти­во­ре­чие с при­ро­дой. Может быть посты заин­те­ре­су­ют и взрос­лых, не зна­ко­мых с про­из­вод­ством бума­ги и важ­но­стью ее про­из­вод­ства для устой­чи­во­го раз­ви­тия нашей циви­ли­за­ции. Об этом поста­ра­юсь рас­ска­зать по воз­мож­но­сти корот­ко и понят­ным языком.

Из чего делают бумагу

ДРЕВЕСИНА

В наши дни, в боль­шин­стве слу­ча­ев, бума­гу дела­ют из дре­ве­си­ны. Дре­ве­си­ну выво­зят из леса. Так что про­из­вод­ство бума­ги и лес свя­за­ны друг с дру­гом. Об этой тес­ной свя­зи мы пого­во­рим с вами обя­за­тель­но, пото­му что это важ­но для того, что­бы пони­мать, что разум­ное бумаж­ное про­из­вод­ство не губит лес, а живёт с ним в доб­ром сосед­стве со вза­им­ной пользой.

Нуж­но отме­тить, что дере­во не пол­но­стью может пере­ра­ба­ты­вать­ся в бумагу.

На рисун­ке пока­за­ны части, из кото­рых состо­ят дере­вья. Так вот, чаще все­го, в про­из­вод­ства бума­ги посту­па­ет ствол. Из такой дре­ве­си­ны про­из­во­дят основ­ное коли­че­ство бума­ги. Это бума­га для книг и жур­на­лов, упа­ков­ки, поло­те­нец и т.д. Но встре­ча­ет­ся про­из­вод­ство бума­ги и с исполь­зо­ва­ние листьев и коры.

ОТХОДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

Сра­зу отме­тим, что бума­га может про­из­во­дить­ся как из дере­вьев, так и из отхо­дов дре­ве­си­ны, обра­зу­ю­щих­ся при про­из­вод­стве досок, бру­са, реек, шпал и дру­гих стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов, их ещё назы­ва­ют пило­ма­те­ри­а­ла­ми.


Отхо­ды дере­во­об­ра­бот­ки могут иметь раз­ный раз­мер. Здесь на рисун­ке они в виде обрез­ков досок, брус­ков, реек.


Отхо­ды на этом рисун­ке гораз­до мель­че, они бли­же к опил­кам, но и опил­ки вполне сго­дят­ся для про­из­вод­ства бумаги.

МАКУЛАТУРА

Но и это ещё не все мате­ри­а­лы, из кото­рых дела­ют бума­гу. В неко­то­рых стра­нах до поло­ви­ны всей бума­ги и кар­то­на в наше вре­мя дела­ют из бума­ги и кар­то­на, кото­рые отслу­жи­ли свою служ­бу чело­ве­ку. Эти бума­га и кар­тон назы­ва­ют­ся маку­ла­ту­рой.


Маку­ла­ту­ра – это исполь­зо­ван­ная упа­ков­ка, упа­ков­ка това­ров, молоч­ных и дру­гих жид­ких про­дук­тов; Это ста­рые газе­ты, жур­на­лы, бума­га из офи­сов, где на ней печа­та­ют и выбра­сы­ва­ют мас­су вари­ан­тов чер­но­ви­ков, преж­де, чем напе­ча­та­ют так как нужно.

Маку­ла­ту­ра обра­зу­ет­ся и в ваших шко­лах, дет­ских садах. Ино­гда в маку­ла­ту­ру попа­да­ют и кни­ги. Это кни­ги, в кото­рых инфор­ма­ция уста­ре­ла и нико­му не инте­рес­на, или совер­шен­но изно­сив­ши­е­ся кни­ги. Хотя кни­ги в маку­ла­ту­ре – это как-то не пра­виль­но и кни­га в маку­ла­ту­ре все­гда при­вле­ка­ет вни­ма­ние и часто вызы­ва­ет жалость. Тем не менее про неко­то­рые кни­ги в наро­де гово­рят: “Это маку­ла­ту­ра” и быва­ют пра­вы… В раз­ви­тых стра­нах уже до 90 % обра­зу­ю­щей­ся маку­ла­ту­ры сно­ва пере­ра­ба­ты­ва­ют­ся в бума­гу и картон.


В наше вре­мя к цел­лю­ло­зе и дре­вес­ной мас­се на боль­шин­стве пред­при­я­тий добав­ля­ет­ся ещё и маку­ла­ту­ра.

Упаковка и резка

Способ резки рулонов бумаги отличается в зависимости от планов на ее использование. Рулоны разрезают в бобинорезке, затем сматывают в несколько рулонов меньшего объема и диаметра. Потом разделяют на готовые листы для печатного цеха — например, лазером (края аккуратны, на них нет нагара).


Готовые рулоны бумаги

Последний этап изготовления бумаги — упаковка. Ее самые распространенные виды:

  • фасовка в пачки из 250—1 000 листов, обернутые крафт-бумагой или другим плотным и водостойким материалом;
  • паллетирование — перенос листов на плоские прямоугольные подставки с выемками для захвата и крепления;
  • смешанный способ — сначала листы собирают в пачки, а затем помещают на паллеты;
  • упаковка «калачами» (свертками до 10—15 кг) — подходит для технической, упаковочной бумаги увеличенного формата (может переносится вручную, без пандусов и спецтехники).

Бумага из одежды

Не так дав­но, ещё каких-то 150 лет назад, бума­га про­из­во­ди­лась исклю­чи­тель­но из ста­рых тря­пок (в кото­рые пре­вра­ща­ет­ся после нос­ки наша одеж­да), из ста­рых рыбо­ло­вец­ких сетей, из ста­рых пару­сов и кана­тов, сни­мав­ших­ся с парус­ни­ков. Нача­лось про­из­вод­ство бума­ги из тря­пья в горо­де Самар­кан­де в VIII веке. В тече­ние 10 веков бума­гу дела­ли из тряпья!

По ули­цам сред­не­ве­ко­вых горо­дов и селе­ний ходи­ли и езди­ли с повоз­ка­ми и коро­ба­ми сбор­щи­ки тря­пья. Так­же как точиль­щи­ки ножей, цыгане и нищие они были при­выч­ным зре­ли­щем на ули­цах того времени.

На рисун­ке сбор­щи­ца тря­пья в немец­ком горо­де Нюрнберге.

С уве­ли­че­ни­ем спро­са на бума­гу и появ­ле­ни­ем всё боль­ше­го чис­ла про­из­во­ди­те­лей, тря­пья ста­ло не хва­тать. Оно ста­ло дефи­ци­том. Пра­ви­тель­ства­ми при­ни­ма­лись спе­ци­аль­ные зако­ны, по кото­рым жите­ли долж­ны были сда­вать опре­де­лён­ные коли­че­ства тря­пок для про­из­вод­ства бума­ги. При­чём к бумаж­ным мель­ни­цам (так назы­ва­лись пред­при­я­тия по про­из­вод­ству бума­ги) при­креп­ля­лись опре­де­лён­ные жилые рай­о­ны и посе­ле­ния. В неко­то­рых горо­дах к каж­дой бумаж­ной мель­ни­це при­креп­ля­лись свои сбор­щи­ки тря­пья. Им выда­ва­лись спе­ци­аль­ное сви­де­тель­ство. Чис­ло сбор­щи­ков для каж­дой мель­ни­цы стро­го ограничивалось.


На рисун­ке спра­ва работ­ни­цы на сор­ти­ров­ке тря­пья. В руках у них ост­рые ножи, кото­ры­ми они отре­за­ют непри­год­ные участ­ки тряпок.

В самом кон­це эпо­хи тря­пич­ной бума­ги в 19 веке, тряп­ки после сор­ти­ро­ва­ния и пер­вич­ной (были и после­ду­ю­щие) очист­ки ста­ли варить в таких вра­ща­ю­щих­ся кот­лах с пода­чей в них горя­че­го пара и с добавл­нием соды. Это поз­во­ля­ло луч­ше рас­пу­стить тка­ни на волокна.

Про­из­вод­ство бума­ги из тря­пья – это, по сути, пер­вое в исто­рии чело­ве­че­ства, про­из­вод­ство ново­го мате­ри­а­ла из отхо­дов. Пер­вый слу­чай вос­ста­нов­ле­ния или, как теперь гово­рят, реге­не­ра­ции отхо­дов. Тек­стиль­ные отхо­ды пре­вра­ща­лись в доро­гой и вос­тре­бо­ван­ный новый мате­ри­ал — бумагу.

Бумаж­ная мель­ни­ца или ману­фак­ту­ра. Здесь вид­ны все опе­ра­ции про­из­вод­ства бума­ги от вычерп­ки из бумаж­ной мас­сы на сито с пере­хо­дом к прес­со­ва­нию и сушке.

Про­из­во­ди­лась бума­га из сва­рен­но­го и рас­тол­чё­но­го в тол­ку­шах тря­пья на бумаж­ных мель­ни­цах. Это был тяжё­лый руч­ной труд, состо­я­щий из посто­ян­но повто­ря­ю­щих­ся опе­ра­ций. Масте­ром — чер­паль­щи­ком про­из­во­дил­ся руч­ной отлив каж­до­го листа на сите, потом влаж­ный лист накры­вал­ся сук­ном — это делал валяль­щик и на валяль­ной гор­ке пере­ка­ты­ва­ни­ем с уве­ли­чи­ва­ю­щим­ся дав­ле­ни­ем отжи­мал из листа воду. Влаж­ный лист пере­хо­дил при этом с сет­ки на сук­но, его покры­ва­ли вто­рым сук­ном. Наби­ра­лась сто­па таких пиро­гов из сукон и листов бума­ги и эта сто­па, она назы­ва­лась “клад­кой”, отжи­ма­лась на вин­то­вом или гид­рав­ли­че­ском прес­се. После прес­со­ва­ния рабо­чий -“вымет­чик” раз­де­лял слои бума­ги от сук­на и укла­ды­вал их в сто­пу. Влаж­ные листы выве­ши­ва­ли для суш­ки на “веша­лах”.

Бума­га в зави­си­мо­сти от источ­ни­ка тря­пья, была опре­де­лён­но­го каче­ства. По мар­кам бума­ги мож­но судить об одеж­де людей позд­не­го средневековья.

Вот какие тка­ни соби­ра­лись в Гер­ма­нии и какие мар­ки бума­ги из них производились.

  • Кре­стьян­ские льня­ные рубаш­ки — спе­ци­аль­ная бума­га сред­не­го качества;
  • Гру­бые льня­ные рубаш­ки — бума­га для мешков;
  • Тон­кие льня­ные лос­ку­ты (лох­мо­тья) — муж­ская бумага;
  • Кра­пив­ная ткань, гол­ланд­ский холст — поч­то­вая бумага;
  • Синие льня­ные хала­ты — синяя бумага;
  • Сред­ний оте­че­ствен­ный холст — печат­ная бумага;
  • Кара­бель­ные отхо­ды (пару­са, кана­ты) — корич­не­вая бумага;
  • Пло­хие тряп­ки — обер­точ­ная бумага.

Производственные этапы

Технология состоит из таких этапов:

  • обработка массы — размол, окрашивание, смешивание растительных и химических составляющих;
  • разбавление массы водой, очищение, прессовка и сушка;
  • каландирование;
  • резка, сортировка и упаковка.

Процесс изготовления бумаги начинается с размалывания сырья в непрерывно действующих аппаратах. На фабриках используют роллы, мельницы конического и дискового типов, рафинеры.

Полученную муку очищают, добавляют связующее вещество и наполнитель:

  • парафиновые эмульсии;
  • глинозем, каолин;
  • мочевино-, меламино-формальдегидную смолу;
  • канифольные и животные клеи;
  • тальк, крахмал и пр.

Жидкий состав выливают на плоскую сетку бумагоделательной машины. После уплотнения и формовки цельное полотно покрывают клеевыми пигментами (так производят мелованную бумагу) или другими составами.

Следующий этап — просушка при повышенной температуре с помощью шлифовочных цилиндров. Волокна застывают, образуя бумажное полотно. После обезвоживания оно попадает в каландры. Это массивные цилиндры, объединенные по 5—8 штук. Проходя между ними, бумага становится гладкой, выравнивается, уплотняется.


Так происходит сушка бумаги

Готовая лента наматывается на накат — вращающийся цилиндр с прижимным валиком. Он собирает полотно в рулон. Технология производства бумаги также предполагает постобработку — глянцевание, окрашивание, резку.

По тому же принципу производят картон — материал плотностью от 250 г/м². Из него изготавливают обложки книг, папки, упаковку и другую подобную продукцию.

Презентация к уроку по теме: Презентация «От дерева до бумаги»

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербург «ОТ ДЕРЕВА ОТ БУМАГИ» Мехнина Ольга Николаевна Воспитатель высшей квалификационной категории

Слайд 2

Цель: Познакомить и заинтересовать воспитателей с изготовлением и использованием бумажной массы. Раскрыть воспитателям значение данной работы в познавательно-художественной деятельности детей. Помочь развить творческие способности у воспитателей.

Слайд 3

Путешествие в мир красоты Ты в лесной тиши послушай Шум пруда и ветерка Нежный он и очень тихий Словно крылья мотылька

Слайд 4

Десант «Посади и вырасти дерево!» Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.

Слайд 5

Растения под нашей защитой

Слайд 6

Интеграция данной темы в образовательных областях: Познание Здоровье Художественное творчество Физическая культура Безопасность Чтение худож. Социализация литературы Труд Коммуникация Музыка

Слайд 7

Познавательно — речевое развитие Познание Рассказ воспитателя с обсуждением Зачем деревьям нужны листья. Может ли мороз убить дерево. Внутри дерева. Где живут деревья. Беседа Путешествие в прошлое книги. От семечка до дерева. Создание коллажа «От дерева до бумаги»Опыты: Корень – устойчивость дерева. Как корни деревьев всасывают воду. Ветер расселяет деревья по новым местам. Поисковая деятельность «Найди листок, который упал давно…вчера…сегодня». «Посчитать березы вокруг детского сада». «Сколько хвойных деревьев растет на территории детского сада». Экспериментирование Бумага из салфеток; Бумага из бросовой бумаги; Бумажная масса. Веселая математика Развивающие игры, проблемные ситуации по ФЭМП. Создание альбома «В мире бумаги» Коммуникация Беседы «Страна, в которой мы живем. Природа России».«Потребности растений».«Природа и рукотворный мир».«Книги в подарок».Рассказ об истории создания книги.«О бережном отношении к природе». Составление описательного рассказа по картине И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Составление рассказов «Если бы я был деревом». Отгадывание загадок про деревья Сочинение стихов про деревья; Литературная викторина «Деревья в сказках» Чтение художественной литературы «Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А. Сухомлинский Чтение В. Зотов «Лесная мозаика»И. Токмакова «Разговоры».И. Соколов-Микитов «Русский лес»М. Пришвин «Разговор деревьев».В. Бианки «Лесные небылицы».Е. Синицина «Умные сказки», «Яблоко», «Сосновая шишка».С. Михалков «Елочка»Пересказ В. Бианки «Теремок». Разучивание наизусть «Песенка дубовых сеянцев».«Ветер и листья».«Береза».

Слайд 8

Социально — личностное развитие Безопасность Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций «Когда тебе грозит опасность», «Как и чем мы дышим». «Правила поведения в лесу». Социализация С/р игра «Я посещаю библиотеку»;С/р игра «Лесник». Д/и «Библиотека», «Человек + природа = удивительные вещи».«Для чего нужна бумага».«Кто лишний», «Лото». Развивающие игры «Цепочка», «Ты – часть, я – целое», «Что было, что будет». Строительно – констр. игры «Строим экологический город». Подвижный игры «Раз, два, три к дереву беги», «Ветка, ветка, где твоя детка».«Отгадай дерево», «Успей убежать». Труд, наблюдение, дежурство, трудовое поручения Наблюдение за деревьями ; Уход за комнатными растениями; Д/и «Кому что нужно для работы». Изготовление Атрибутов к с/р играм; Изготовление ландшафта; Изготовление «вулкана»; Изготовление бумаги для открыток; Изготовление фигурок зверей из бумажного теста. Ручной труд из природного материала «Подсолнушки»; «Цветок для мамы».

Слайд 9

Художественно – эстетическое развитие Художественное творчество Рассматривание репродукций И. Левитан «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Береза и рябинки».А. Куинджи «Березовая роща». Рисование с помощью техник: печать листьями, набрызг, оттиск печатками – «Золотая осень», «Рябиновая ветка». Аппликация «Ветка с осенними листьями»; «Клен» с использованием бумажной массы; Лепка «Фрукты», «Лес в осеннем уборе». Конструирование из бумаги «Сердечко», «Цветочек для мамы»; «Книжки – малышки»; Открытки с использованием бумажной массы». Музыка Слушание Чайковский «Времена года».Ф.Лист «Шум леса». Фантазируем и импровизируем «Бумажный карнавал» (знакомства детей с шуршащими звуками, предметными и музыкальными инструментами их издающими).Озвучиваем стихи «Разговор листьев» В. Берестов (привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окр. природы). Хоровод «Во поле береза стояла…». «Деревянные истории» (знакомство с деревянными инструментами).

Слайд 10

Физическое развитие Физическая культура Утренняя гимнастика, двигательные упражнения, занятия физической культурой тематического характера «Если бы я был деревом» (по упр. Мауры О Коннер) Здоровье Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – И сразу же приведи в порядок свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц Беседа: «Помогите природе!» Работа с родителями Большое значение отводится работе с родителями. Совместные мероприятия поднимают авторитет семьи, сплачивают детей, родителей и нас педагогов. Один раз в квартал в группе выходит экологическая газета для родителей «К природе с добротой». Наши родители участвовали в сборе макулатуры. Мастерили вместе с детьми поделки из природного материала. С помощью родителей дети пополняют копилку слов «Найди красивое слово про дерево». Выпускаются каждый месяц папки – передвижки про деревья.

Слайд 11

Не уставайте удивляться!

nsportal.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]