«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

На протяжении многих веков человек по отношению к природе вел себя как потребитель: вырубал леса, добывал полезные ископаемые, занимался сельским хозяйством, не думая о будущем. Это привело к сокращению площади лесов, истощению земельных ресурсов, недр.

Наступает переломный момент в истории развития планеты, когда человек начинает задумываться о последствиях своего потребительского отношения к земле. Стало актуальным воспитание нового человека, способного оценить масштабы проблемы.

Экологическое воспитание в детском саду


Уже в юном возрасте начинается взаимодействие малыша со сверстниками, с взрослыми, с объектами природы. Ребенок проявляет любопытство, задает вопросы-почемучки, перенимает ценности и традиции старших.
Возраст от 3 до 6 лет – наиболее восприимчивый. Дошкольник усваивает опыт взрослых людей, основываясь на доверии к ним. Уже с малых лет он учится активно сотрудничать с природой, сопереживать ей.

Экологическое воспитание закладывается в семье и продолжается в яслях. Каждое дошкольное учреждение составляет свою программу по формированию природоохранных знаний, охватывающую весь воспитательный процесс, начиная с прогулки и заканчивая учебными занятиями.

Проблемы экологического воспитания

Главная проблема этого направления — низкая оснащенность садов. Необходимы условия для создания зимнего сада, мини-лабораторий. Для осуществления игровой деятельности нужны дидактические материалы, карты, пособия, макеты, игрушки.

Вторая проблема – жизнеспособность разработанной системы воспитания. Программа по экологическому воспитанию и вся методика экологического воспитания дошкольников будет реализовываться в том случае, когда продумана каждого этапа работы, результат работы: каким мы хотим видеть воспитанника на момент поступления в школу.

«Экологическое образование дошкольников»статья по теме

«Экологическое образование дошкольников»

Бархатова Ирина Николаевна,

воспитатель ЧДОУ «Детский сад «Дар»,

г. Санкт — Петербург

Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения — школьников и дошкольников.

Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Также эти проблемы связаны с процессом образования населения – его недостаточность и полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста. Это имеет важное социальное значение для всего общества! Кроме того, к этому процессу будет приобщаться значительная часть взрослого населения – воспитатели, родители, учителя, что имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Что составляет сущность экологического воспитания

Воспитывая детей, мы должны особое внимание уделять следующим вопросам:

  • пониманию самоценности природы;
  • осознанию ребёнком себя как части природы;
  • воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;
  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
  • усвоению азов экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

В основе экологического воспитания лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

«Организм и среда» — взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

«Человек и среда» — взаимодействие человека с природой — второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека — не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

Цель и задачи экологического образования дошкольников

Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д.Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д.Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний, умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Он подчёркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются:

  • Обучения- овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем.
  • Воспитания – ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды.
  • Развития – способности анализировать экологические ситуации, оценивать эстетическое состояние среды.

Цель — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

— создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;

— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;

— систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

— осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

— выявление уровня экологической культуры — реальных достижений интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического образования. В чем оно заключается?

Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Каково содержание экономических знаний, доступных дошкольникам?

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического образования. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

1. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.

2. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.

3. Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.

4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Какие методы являются особо значимыми в экологическом образовании? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?

Можно выделить пять групп методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

1.Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического образования детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов — результатов выращивания — позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом образовании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

2. Наблюдение — метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

3. Организация длительных наблюдений (циклов) — это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение — это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления.

4. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического образования. Работа с календарями природы, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, — позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

5. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания — проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Данные методы отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики тем, что это не просто методы ознакомления детей с природой, а методы экологического образования.

Работа с семьей по экологическому образованию

Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу — воспитание экологически грамотного человека.

В работе с родителями по экологическому образованию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

1) педагог — родитель;

2) педагог — ребенок — родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат).

Направления работы с родителями

1. Экологическая информация. Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

— данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;

— информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

— правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

— экология жилища;

— выращивание экологически безопасного урожая;

— комнатные, лекарственные, пищевые растения;

— выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

— домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

— развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

— информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада. Так, родители многих детских садов проявляют большой интерес к данным их «Экологических паспортов», особенно к разделу «Экологическая ситуация». Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности.

Вопросы экологического образования могут быть включены и в программу консультаций родителей, ожидающих ребенка, и в программы работы консультационных пунктов, помогающих родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, и групп кратковременного пребывания.

2. Совместная деятельность с детьми:

— во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;

— участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

— совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье. Детскому саду необходимо показать роль животных, комнатных растений в воспитании ребенка, порекомендовать родителям приобрести, по возможности, живое существо. Еще одно направление — привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия;

— сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.

— выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

— помощь в оборудовании экологической комнаты, уголка природы, лаборатории, библиотеки;

— природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек)

Список используемой литературы:

  1. Вересов Н.Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников» Д/В №7, 1993 г.
  2. Казакова М.В. «Человек, природа, мир» Рязань 1993 г.
  3. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский , 2001.— 184 с.
  4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»/ Л. А.Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, — СПб.: АКЦИДЕНТ,1998. — 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное
  5. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» (методические рекомендации для дошкольных учреждений) М, 1993 г.

Критерии экологической воспитанности старших дошкольников

Известный педагог и ученый Т. А. Маркова считает, что основными критериями могут стать:

  • доброжелательность детей ко всему живому;
  • степень интереса к живой и неживой природе;
  • желание контактировать с природными субъектами;
  • умение ухаживать за растениями и животными.

Экологическая культура позволяет жить в согласии с окружающей природой, чувствовать ответственность за свои шаги и понимать последствия пагубного отношения к земле.

С чего начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников

Первый шаг- создание условий для этой работы: уголок природы с аквариумом, мелкими животными в группе, небольшой зимний сад, музей природы. В живом уголке могут содержаться птицы, рыбы, пресмыкающиеся, маленькие зверята.

Ребята кормят их, убираются, наблюдают, изучают их особенности. Важное значение имеют и прогулки, когда ребята наблюдают, и делают выводы о тех или иных явлениях в живой и неживой природе.

Нельзя умалить роль родителей в экологическом воспитании. Сейчас в семьях содержатся кошки, собаки, попугаи, черепахи. Стоят аквариумы, комнатные растения. Взрослым следует ежедневно приобщать детей к миру природы, постижению ее тайн, чтобы уже с раннего детства возникло чувство единства с окружающим миром.

Формы экологического воспитания

  1. Урок . Самой основной, и самой распространенной формой работы по экологическому воспитанию детей является урок. Он же занятия (НОД) в детских садах. В поддержку экологического воспитания был создан такой предмет, как окружающий мир, который знакомит детей с живой и неживой природой, ее законами, основами охраны окружающей среды.

Уроки (занятия) позволяют педагогу формировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Выделяются несколько типов занятий:

  • Первично-ознакомительный. Такие уроки (занятия) имеют ознакомительную функцию, то есть знакомят детей с определенными видами (животные, птицы, рыбы и т.д.), их условиями жизни, природными явлениями, основными понятиями об окружающей среде. Необходимый материал для таких занятий (уроков, бесед) становятся наглядные материалы (демонстрационные пособия, плакаты, фильмы);
  • Обобщающий. Позволяет формировать у детей общие понятия о некоторых видах, явлениях природы, умение выделять их общие признаки (старший дошкольный и младший школьный возраст);
  • Углубленный познавательный. Занятия (уроки), которые базируются на уже полученных прежде знаниях. Углубление уже изученного, применение на практике – такие уроки проводятся в форме беседы, викторины, просмотра видео на занятии.
  1. Экологические праздники . Мероприятия, которые относят к внеклассной деятельности. Они могут быть как приуроченными к календарным праздникам (день земли), так и независимыми, придуманными педагогами. Смысл такого досуга – вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь пробуждает интерес к проблемам экологии. При составлении сценария развлечения, используется материал, который уже хорошо знаком детям.
  2. Экскурсии . Начиная со средней группы ДОУ и заканчивая средними классами общеобразовательной школы, экскурсия – одна из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей. И это понятно. Сколько бы мы не говорили, сколько бы бесед не проводили, природа – это окружающая среда, познать которую можно лишь соприкоснувшись с ней напрямую, в естественной обстановке. Педагог проводит экскурсии согласно требованиям государственной образовательной программы, предварительно указывая цели и задачи в календарных планах.

  3. Труд . Странно было бы не указать эту форму непосредственного сочетания человеческой деятельности с охраной окружающей среды. В детских садах это уход за живым уголком, клумбами, маленькими огородами, организованными воспитателями в целях экологического воспитания малышей. В школе это уборка участка, полив, уход за растениями, работа на пришкольном участке (особенно распространено в сельских школах).
  4. Участие в школьных городских конкурсах и олимпиадах . Такие конкурсы часто проводят как сами школы для укрепления мотивации среди учащихся, так и администрация города. Смотры участков, викторины, олимпиады – все это пробуждает дух соперничества, и, как следствие, дает весомую мотивацию для экологически направленной детальности среди детей младшего и старшего школьного возраста.
  5. Работа с родителями . Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда школа и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. Консультации для родителей, участие в школьных мероприятиях, эксперименты, проводимые детьми совместно с родителями (дома, на даче, в деревне), участие родителей в смотрах и выставках – приемы, которые необходимы для плодотворной работы.

Занятия на тему экология во 2-х младших группах ДОУ по ФГОС

Условия экологического воспитания

Формирование знаний и умений по экологии требует соблюдения определенных условий в дошкольных учреждениях. Сам процесс подразумевает воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста следующими подходами:

  • интегрированный подход, т.е. осуществление процесса экологического воспитания через различные виды деятельности: музыкальную, театральную, художественную, физическую, игровую, трудовую;
  • организация эколого-развивающей среды в детском саду;
  • использование окружающей природы как развития экологической культуры;
  • осуществление мониторинга по выявлению уровня экологического воспитания дошкольников.

Экологическое развитие детей

Мария Маслова

Экологическое развитие детей

1.«Экологическое развитие детей»

1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников

В «Программе воспитания в детском саду»

предусмотрено всестороннее
развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка.
Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных явлений.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона,например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи,например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные»

сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед воспитателем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно.

1.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями.

Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Прежде всего, для установления контакта и взаимопонимания с родителями необходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями он обладает, чтоб оказать помощь родителям в воспитании детей. Кроме того, важно задуматься над тем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги могут выявить предварительную «картину»

взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.

Необходимо учесть, что родители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблем воспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связи с этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу. Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения или лекции.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.

Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают,что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля, вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми.Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения.

Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель)

находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально
разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво.Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят,если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов, не цветут при недостатке питательных веществ в почве.
Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.

У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства,умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений,как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.)

; обнаружить недостаточность условий для их жизни
(сухую землю, малую освещенность)
.Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных.

Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть.Наблюдение за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Так как ребенок постоянно находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.

Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Дети проявляют интерес к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют готовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать, отражают эти впечатления в игре, изодеятельности.

Проанализировав опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, мы считаем возможным представить следующую методику экологического воспитания в ДОУ:

— Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.

— Организация «экологических пространств»

в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната
(салон)
природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями.
Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.
— Организация и оборудование «экологических пространств»

на участке детского сада: площадки природы, микрофермы,
«уголка нетронутой природы»(леса, луга, пустыря)
.
Экологическаятропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.
— Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.

— Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания.

— Сущность наблюдения как чувственного метода познания природы. Ведущая роль, экологический характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных.

Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.

— Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений.Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.

— Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания.

— Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.

Экологическое воспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников.

— Различные типы занятий по ознакомлению детейс природой Родного края: первично-ознакомительный, углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений о природе. Виды наглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического воспитания.

— Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.

— Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером, лугом (поляной)

как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

Итак, ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

Формы экологического воспитания

Занятия

Основной формой экологического воспитания в детском саду является занятие. На них интуитивные представления детей преобразуются, углубляются, расширяются. Процесс экологического воспитания дошкольников происходит на нескольких видах занятий:

  1. На первично-ознакомительных занятиях дети знакомятся с растениями и животными, их средой обитания и произрастания, условиями жизни. Имеются в виду те объекты природы, которые нельзя наблюдать вокруг себя. Воспитатель рассказывает о растениях и животных, показывает их внешний вид, знакомит с манерами, повадками животных, особенностями роста растений. В качестве наглядных средств используются картины, видеофильмы, беседа, чтение отрывков из художественных произведений, например, рассказов В.Бианки. Ознакомительные занятия проводятся во всех группах.
  2. Углубленно-познавательные занятия призваны сформировать представление дошкольников о связях между растениями и животными, взаимосвязи между ростом растений и погодными условиями определенной местности, зависимости животных от факторов окружающей среды, приспособляемости зверей, пресмыкающихся, птиц к природным условиям. Средствами наглядности здесь могут стать демонстрация моделей природных комплексов, целевая беседа, примитивные эксперименты.
  3. На занятиях обобщающего типа знания систематизируются, формируется единая картина той или иной природной среды, делаются выводы о взаимосвязи растительного и животного мира, климатических условий, почвы. Например, обобщающие занятия по темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
  4. Занятия комплексного характера строятся на взаимодействии разных видов деятельности: творческой, игровой, художественной. Они часто выходят за пределы одного занятия. Чередование игры и рисования, чтения и просмотра не утомляет дошкольников. Если это происходит, на помощь приходят физические упражнения или физминутки.

Экскурсии

Это одна из самых интересных форм работы. Преимущество экскурсии в том, что дошкольлята могут непосредственно созерцать обитателей зоопарка, парка, луга, сквера. Они могут послушать пение птиц, понюхать цветы, погладить зверей и пресмыкающихся, рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их поведением, питанием. Это природоведческие экскурсии.

Можно повести детей на экскурсии по сельскохозяйственным предприятиям: теплицы, сады, оранжереи, огород. Такие походы устраиваются для знакомства с трудом людей на разных предприятиях. Проведение экскурсий требует большой подготовки: воспитателю нужно самому ознакомиться с методом ее проведения, продумать основные этапы, виды деятельности, приемы, которые могут заинтересовать детей дошкольного возраста.

Поисковая деятельность

Первичная поисковая деятельность организуется для дошкольников старшего возраста. В ходе совместной работы формулируется проблемный вопрос, который требует поиска ответа: почему птицы улетают на юг? Почему снег тает? Почему листья падают?

Поисковая деятельность представляет либо эвристическую беседу, либо наблюдение, либо эксперимент.

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста

Лидия Варламова

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Кэнчээри»

Доклад на тему: «Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель 1 категории

Варламова Лидия Борисовна

село Хонуу

Оглавление:

Введение

1. Сущность, задачи и содержание экологического образования дошкольников.

2. Программы экологического образования и воспитания старших дошкольников.

3. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.

4. Методы и формы экологического воспитания детей.

5. Экологическое воспитание на занятиях и в повседневной жизни.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение.

Современная неблагополучная экологическая ситуация обусловлена сложившимся веками потребительским отношением человека к природе. Многие ученые считают, что это закономерный результат представлений человека о себе, как о (царе природы, (неисчерпаемости природных ресурсов, результат признания лишь материальной ценности природы и использования ее богатств без учета важнейших экологических закономерностей. Деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и ставит угрозу существование человечества в целом.

Объектом внимания многих ученых, психологов и педагогов, является проблема отношения человека к природе в свете экологического воспитания и образования. Они указывают на необходимость экологизации общественного сознания, которая способствовала бы формированию экологически обоснованного поведения разумных потребностей, экологической ответственности, т. е. формирование экологической культуры.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольного детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Познание природы, деятельность в ней, способность к экологического воспитания ребенка, являются источником его культурного поведения в природе и бережного отношения к ней.

Таким образом, рассуждение об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.

Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, является основной для последующего экологического образования в школе.

1. Сущность, задачи и содержание экологического образования дошкольников.

Из концепции общего среднего экологического образования РФ «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитании и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью».

Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Это становление осознано-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на основе богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Задачи экологического образования- это задачи создания и реализации воспитательно- образовательной модели, при которой достигаются очевидные проявления начал экологической культуры у детей:

• Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;

• Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;

• Систематическое повышение квалификации, овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

• Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;

• Выявление уровня экологической культуры реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Содержание экологического образованиявключает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

В экологическом образованииимеются четыре содержательных линии:

— научно-познавательная;

— ценностная;

— нормативная;

— практически — деятельностная.

Научно-познавательная линия развивает интерес дошкольников к проблемам окружающей среды и формирует представления о картине мира, может быть представлена материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Формируется отношение детей к своему дому, природно-социальному окружению.

Ценностная линия призвана раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Необходимо на доступном материале раскрыть детям значимость и ценность природы, показать что природа не только источник жизненных ресурсов, она в значительной мере обуславливает саморазвитие человека, богатство его индивидуальности. Сверхзадачей данного подхода является образование, воспитание свободного, самодеятельного человека, имеющего развитое естественное восприятие природы.

Нормативная линия содержания-это правило (предписание и запреты)

поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Дети
дошкольного возраста должны усвоить морально-этические правила и нормы по отношению к людям, а значит и к обществу, также гуманное отношение к объектам природы. Следовательно, они приучаются к общечеловеческим нормам морали- усвоение которого может стать показателем общей культуры поведения ребенка.
Практически-деятельностная линия имеет немаловажную роль, в содержании экологического образования дошкольников. Так как в процессе практической деятельности ребёнок учится что, и как делать, развивается сознание, опыт, чувства, формируются и закладываются сами отношения ребёнка к окружающей среде.

В Системе дошкольного и школьного образования в Республике Саха (Якутия)

две взаимосвязанные структуры:

экологическое воспитание нравственных устоев личности;

дошкольное экологическое и школьное научно-экологическое образование.

В структуре экологического воспитания нравственных устоев личности в качестве основного стержня, в которую в последствии присоединяются другие формы и методы воспитания, служит этнопедагогика. Каждый народ, населяющий Якутию имеет конституционные права и обязанности сохранить и приумножить свои национальные достоинства и традиции. На основе народных обычаев, традиций, устного творчества формируется народный кодекс о нравственной чистоте личности в национальном плане. Этот кодекс представляет собой целенаправленную экологическую деятельность людей в ряду многих поколений, их природоцелесообразного поведения, бережливости, заботливости, гуманизма и уважения к народной мудрости, культуре своего народа.

В структуре дошкольного экологического и школьного научно-экологического образования основными являются совмещения принципов экологического образования с духовной культурой народа.

В экологическом воспитании детей 1 ступени имеет значение не только их ознакомления с явлениями природы, со средой своего дома, узнавание домашних животных и некоторых представителей дикой флоры и фауны. Очень важны установки о последствиях, связанных с нехорошими отношениями к объектам окружающего мира, проводится развитие чувства гуманности в отношениях к животным, растениям, радости от общения с ними, заботы о своём окружении.

Экологическое воспитание детей на 2 ступени начинается формированием понятий самым простых связей между наблюдаемыми явлениями года, смены времен года, представлений о связи природы с человеческой деятельностью. Начало экологического образования организуется таким образом, чтобы дети сами открывали природу, на основе практического опыта. Большая часть времени отводится наблюдениям за явлениями природы (в различные времена года)

на воздухе и в помещении, проведению однодневных полевых занятий на природе. Дети к концу 2 ступени
воспитания должны иметь представления о фотосинтетической роли растений от условий местообитания, о круговоротах веществ в природе.
2. Программы экологического образования и воспитания дошкольников.

Содержание экологического образования детей отражено в некоторых современных программах воспитательно- образовательной работы с детьми: «Паутинка»

Ж. Л. Васякиной (1994,
«Мы-земляне»
Н. Н. Вересова (1996,
«Наш дом-природа»
Н. А. Рыжовой (1996,
«Юный эколог»
С. Н. Николаевой (1996, программа
«Детство»
(РГПУ им. А. И. Герцена
(1996)
и др.

• Программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Наш дом-природа»

-авт., Рыжова Н. А., д. п. н., МГПУ.

Цель программы: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу, бережно относиться к ним.

Программа направлена на формирование целостного взгляда на природу место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе- начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания.

Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

• Комплексная региональная программа «Ребенок и весь мир»

г. Пенза

Содержание программы систематизировано по темам, среди которых выделена тема «Природа»
(неживая природа; мир растений; мир животных; природа и я)
. В задачи работы по данной теме входит знакомство
детей с явлениями, объектами неживой и живой природы, стремления заботиться о растениях, нетерпимости к их бессмысленной порче; формирование экологической культуры, осознанного отношения к природе и другие.
3. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.

Передача экологических знаний-это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Присутствие в содержании деятельности детей элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, веще й, людям к себе. Опыт показывает, отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический и гуманистический компонент.

Преобладание познавательного аспекта в отношении-это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.

Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных)

качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения.

При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, готовность к оказанию помощи.

Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации.

В процессе экологического воспитанияимеют место следующие виды деятельности:

-сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе и природосозидающую деятельность взрослых;

-практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе, также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.)

;

-создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

-общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира-комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, ласкание, действие по уходу, приучение и дрессировку;

-экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;

-речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалог)

;

-обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

— наблюдение-самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;

-просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания-деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Наблюдение за самодеятельностью детей, анализ ее содержания позволяют обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

4. Методы и формы экологического воспитания детей.

В экологическом воспитании используются различные формы и методы организации и обучения. Занятия или экскурсии провожу со всеми детьми (фронтальная форма)

или с подгруппами
детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Методы обучения-это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру. В работе использую наглядные, практические и словесные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы- это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет уточнить представления детей, углублять их путем установления связей и отношений и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы-это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Использую для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Например, формирование знаний об образе жизни птиц невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда-при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа.

5. Экологическое воспитание на занятиях и в повседневной жизни.

В подготовительной к школе группе в центре внимания стоит работа по обобщению и систематизации детям шире ориентироваться в окружающем. Усвоение знаний такого характера обусловлено дальнейшим развитием у старших дошкольников целой системы познавательных умений, таких как умения анализировать объект или явление, сравнивать, обобщать по выделенным признакам, умение устанавливать связи между фактами.

Решение этих сложных задач требует системы специально организованных занятий и создания необходимых условий. В группе создала уголок природы с комнатными растениями (фиалка, хлорофитум, бальзамин, дикая роза, аспидистра, где дети учатся ухаживать и наблюдать за ростом и развитием растений. Уход заключается в их своевременном поливе, опрыскивании, мытье, а также рыхлении почвы, пересадке, обрезке, размножении и борьбе с вредителями. Также в уголке имеются календарь природы, альбом наблюдений, природные материалы для занятий, гербарий из местных растений, дидактические и настольные игры, выставки поделок детей из природного материала.

Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирование конкретных представлений о животных, растениях, явлениях природы широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений, экскурсий. Занятия, на которых по развитию словаря и связной речи способствуют выделению признаков, свойств природных объектов, связей и отношений между ними, повышают степень осознанности усваиваемого материала.

При решении более сложной познавательной задачи, требующей развертывания некоторой системы доказательств какого-либо положения, занятия, соединяясь с другими формами работы, составляют элементарную поисковую деятельность. Например, для того, чтобы определить, является ли растение живым организмом, провожу занятие по формированию понятия живое и выявлению основных признаков, отличающих живое от неживого. При рассмотрении растения вместе с детьми определяем наличие основных органов, их целостность, состояние растения, условия, в которых оно находится. В заключении проводится беседа, в которой устанавливается принадлежность этого растения к живому. Организация элементарной поисковой деятельности стимулирует интерес детей к природе, активизирует их.

К 6-7 годам у дошкольников складывается некоторый опыт познавательной деятельности, создаются условия для формирования познавательных интересов. Это достигается постепенным усложнением познавательных задач, использованием разнообразных активных методов и приемов на занятиях. Задача может быть поставлена в игровой форме. Например, Незнайка решил всех домашних животных поселить в лесу; на занятии дети доказывают, почему этого нельзя делать.

Другим важным требованием к занятиям является организация активной деятельности с познаваемым раздаточным материалом. Элементы самостоятельности, творческого мышления на занятиях активно развиваются, если использовать противоречивые или проблемные ситуации. Например, чтобы сформировать понятие «растения»

,можно поставить вопрос: семя-это растение или нет? При уточнении понятия
«домашние животные»
спросить, относятся ли к ним муха, мышь.

В подготовительной группе вопросы являются стержнем, определяющим и логику занятия, и характер познавательной деятельности дошкольников. Основное место должны занимать те, которые требуют от детей размышления, установления причинно-следственных связей, умения использовать на занятиях представления, полученные в повседневной жизни. Однако вопросы и задания такого типа должны следовать после тех, которые направлены на выявление конкретных признаков предметов и явлений. Это повысить степень осознанности усваиваемого материала, создает необходимую базу для самостоятельных умозаключений.

Важно, чтобы дети не только усваивали знания о природе, но и учились задавать вопросы, самостоятельно искать ответ, используя для этого умения обследовать предмет или сравнивать его с другим, сопоставляя с условиями, в которых объект живет, и т. д. в связи с этим уместны вопросы детям,например: Как ты узнал? Как это доказать? Как можно проверить?

Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и растущую самостоятельность познания дошкольника.

В подготовительной к школе группе содержание работы с детьми в повседневной жизни становится более разнообразным и сложным. Это обусловлено с возросшими познавательными возможностями дошкольников. В естественных природных условиях (на участке, в лесу, в поле, на огороде и т. д.)

детям показывают
многообразие растений и животных, яркие проявления их жизнедеятельности, дают знания о конкретных взаимосвязях живого и неживого.
Необходимо проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические наблюдения и опыты, элементарную поисковую деятельность, активно включать в познание природных явлений практическую деятельность дошкольников, и прежде всего труд по выращиванию растений и уходу за ними, например, весной выращиваем семена овса, овощных культур (помидоров, огурцов, также летом сажаем в цветнике детского сада однолетники-бархатцы, астры, календулу, петунию и другие цветы.

Заключение.

Главным результат освоения детьми экологических знаний становиться развитие экологического (гуманного, природоохранного)

отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоги, сочувствии, сострадании, и стремлении оказать помощь. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при освоении программы
экологического воспитания приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.
Возможность и успешность изучения законов природы в дошкольном детстве в рамках экологического образования и воспитания доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семье. Следует понимать, что результат воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий – вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.

Литература.

1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А., «Дети, взрослые и мир вокруг»

,-М,: Просвещение, 1993.-128 с.

2. Богданец Т. «Экологические знания-первое представление о мире»

.//
Дошкольное воспитание. №12, 2003.
3. Назарова Л. Д. «Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру». // Управление дошкольным образовательным учреждением. №3, 2007.

4. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе»

: Методический материал для работы с родителями в
дошкольном учреждении,-М,: Новая школа, 1993.-64 с.
5. Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства»

. Рекомендации педагогам, родителям, гувернерам».-М,:
«Мозаика-Синтез»
, 2004.-112 с.

6. Потапова Т. В. «Эколого-воспитательная работа в детском саду»

. // Управление
дошкольным образовательным учреждением. №2,2005.
7. Рыжова Н. А. «О программах экологического образования дошкольников». // Дошкольное образование. №11(131, 2004.

8. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»: Учеб. -метод. Комплекс/ Ин-т развития образования,ЯГУ ПИ: сост. Л. И. Максимова. –Якутск, 2002.-120 с.

Методы и приемы экологического воспитания

Методика экологического воспитания дошкольников подразумевает 3 группы методов:

  1. Наглядные: рассматривание картин, моделирование, просмотр фильмов, наблюдения.
  2. Практические: игра, опыты, физический труд.
  3. Словесные: рассказ, чтение.

Наглядные методы

Формирование адекватных представлений о среде возможно при использовании на занятиях наглядных пособий. Ведение календарями погоды, знакомство с картинами известных художников- пейзажистов, просмотр документальных фильмов о лесе, луге, горах расширяют, углубляют понимание дошкольников о природе, закрепляют знания о взаимодействии представителей живой и неживой природы.

Наблюдение дает возможность познать взаимосвязь животных и растений, их приспособленности к условиям природной среды. Оно развивает образное мышление, увеличивает интерес к наблюдаемым объектам. Примеры тем в младшей группе: знакомство с птицей, внешним видом, ее кормлением, поведением, в старшей группе: условия жизни птицы, ее слух, отдых, сон.

Моделирование макетов леса, луга, озера, поля может стать общим проектом детей, воспитателей и родителей. Совместная деятельность укрепит позитивное мировосприятие участников проекта.

Практические методы

В старшем дошкольном возрасте у детей начинает проявляться любознательность, и в этом периоде являются эффективными такие практические методы, как примитивный опыт, эксперимент.

Интересно ставить небольшие опыты с водой, песком, глиной, камнем. Все эти материалы составляют естественный ландшафт. Воспитатели предлагают замораживать воду, придавать ей различные цвета, сравнивать прочность дерева и камня, смотреть, как пропускают воду песок и глина. Это маленькие опыты, вызывающие интерес у пятилетнего ребенка.

Словесные методы

Здесь все зависит от способности воспитателя интересно рассказать о жизни растений и животных. Дикция, интонация, тональность голоса тоже играют большую роль в пробуждении интереса малышей к жизни вокруг них. Рассказ может сопровождаться беседой воспитателя с детьми.

Чтение отрывков из познавательной и художественной литературы развивает воображение, усиливает мыслительную деятельность, зарождает любопытство, дает почву для любознательности, желания познать мир природы.

Средства экологического воспитания дошкольников

Татьяна Коновалова

Средства экологического воспитания дошкольников

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у дошкольника, понимания существующих связей между живыми организмами, их связей с окружающей средой и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото)

. Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую
среду.
Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.

Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству. Для целей экологического образования используются рассказы, стихи о природе, сказки, известные детские произведения.

Для занятий используются наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Многие опыты можно проводить на прогулке.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Бережное отношение к природе воспитываем с самого раннего возраста.

В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.

Поэтому нужно научить детей видеть красоту окружающей природы. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовывать труд детей.

Необходимо проводить постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривать растения на участке. Обращать внимание на форму и окраску листьев. Наблюдать, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетают на юг, в тёплые края.

В один из пасмурных дней осени, когда, казалось бы, и порадоваться было нечему, можно предложить детям обойти весь участок и рассказать, кому какое дерево больше понравилось.

Сколько радости и новых впечатлений приносит детям зима! Они внимательно рассматривают снежинки, их узоры и форму, интересуются, как образуется сосулька. Дети рассматривают деревья, покрытые инеем.

Зимой нужно наблюдать за птицами. Объяснять детям, что скворцы и другие птицы на зиму улетают в тёплые края. Но гнёзд они там не вьют, птенцов не выводят, а ждут, когда у нас потеплеет и тогда можно будет вернуться на родину.

В детском саду на участке дети подкармливают птиц. Объяснить детям, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им переносить суровое зимнее время.

Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям много радости. На деревьях ещё нет листьев, под кустами лежит снег, а на пригорке уже зеленеет первая молодая трава.

Одновременно нужно проводить работу с родителями: организовывать консультации на которых объяснять, что нужно наблюдать с детьми на природе. Родителям посоветовать сходить с детьми в весенний лес, рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц.

Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Они отличаются от прогулок более чёткой структурой, определёнными познавательными и воспитательными задачами, содержанием.Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок.

Экскурсии организуются для детей старшей и подготовительной группы. Местом их проведения является парк, сад, река, луг. Живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

Экологическое воспитание детей, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе,нужно исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего необходимо создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Мы должны научить детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всёвозможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.

Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Через игру закрепляются понимание о жизни растениях и животных, полученные во время экскурсий, непосредственного контакта с обитателями луга, леса, пруда.

Технология проведения экологической игры:

  1. Выбор темы из программы.
  2. Определение цели и условий игры.
  3. Продумывание поэтапного ходы игры.
  4. Распределение ролей.
  5. Знакомство с правилами.

Методика обучения таким играм зависит от особенностей возраста дошкольника. Существуют разные виды игр: предметные, настольные, словесные, творческие. При создании творческих игровых ситуаций можно использовать сказочных персонажей.

Например, Красная Шапочка ходит к бабушке через лес и может встретить разных его обитателей, собирать листья лесных деревьев. Важное значение для проведения игр имеют игрушки: куклы, рыбки, зверьки. Они должны быть эстетичными, яркими, реалистичными. В этом случае игра стимулирует активность детей, повышает их эмоциональный настрой.

Создание благоприятной экологической среды

Процесс будет успешен в том случае, когда вокруг ребенка создается благоприятная, позитивная экологическая среда.

Наличие опытнических участков в саду, экологической тропы, зимнего сада, аквариума, живого уголка дает возможность повысить эффективность всех форм и методов работы по этому направлению.

Не должно быть голословности. Детям нужно увидеть все вживую, потрогать, понюхать, погладить. Тогда общие усилия воспитателей и родителей принесут результат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]