Организация познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе, по мнению ФГОС должна направляться на совершенствование и укрепление у дошкольников таких важных качеств, как стремление к познанию и проведению опытов.
Хоть и современная педагогическая система не характеризуется прямой передачей знаний, это позволяет развить в детях нужную мотивацию к поиску новых знаний с помощью любых методов.
Опыты и эксперименты — эффективный прием обучения познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе
Организация такой деятельности, прежде всего, направлена на поощрение любопытности, нахождению ответов на любые вопросы и повышению внимательности как таковой. В этом случае познание проявляется как в самостоятельных занятиях, так и во время обучения с педагогом.
Такая способность для постановки четкого вопроса по отношению к малоизученному объекту или предмету с дальнейшим нахождением ответа, определяет высокий уровень развития интеллекта и психики ребенка. Проще говоря, дети, — это настоящие исследователи, которым необходимо помочь в поиске решения проблемы.
Планирование познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе ДОУ
Людмила Осянина
Планирование познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе ДОУ
Одним из направлений познавательного развития дошкольников является формирование у них естественно-научных представлений об окружающем мире. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.
Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы:
— формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
— обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями;
— способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.
Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми младшей группы
Работа проводится в ходе наблюдений на прогулках, в процессе игр-экспериментов с природным материалом или в форме сюжетно-ролевых игр, в самостоятельной деятельности детей.
1. Наш сквер.
Задачи и содержание:Рассмотреть осенние деревья: рябину, берёзу. Выявить характерные особенности — на берёзе маленькие и круглые, на рябине большие и длинные, продолговатые.
2. Подарки осени.
Задачи и содержание: Наблюдение за движением воздуха – ветер дует и срывает листочки с деревьев, листочки кружатся в воздухе. Собрать букеты из разноцветных листьев. Можно предложить подбросить букеты вверх «сделаем салют»
. Полюбоваться разноцветным ковром, который получился на земле.
3. Погуляем по ковру из листьев.
Задачи и содержание: Продолжать формировать понятие, что с приходом холодов листья засыхают, падают с деревьев и шуршат под ногами. Походить по шуршащему коврику из сухих листьев. Рассказать, что ветер тоже умеет играть с сухими листьями. Послушать, как ветер шуршит листочками.
4. Украсим песочницу осенними листочками.
Задачи и содержание:Закрепить у детей название основных цветов: зелёный, жёлтый, красный. Продолжать формировать понятие величины «большой-маленький»
листочек в процессе выкладывания узора из разноцветных листьев.
5.Игра-эксперимент: «Тонет – не тонет»
.
Задачи и содержание: Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лёгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь.
6. Подарки осени.
Задачи и содержание: Закрепить название основных цветов осенних листьев. Сделать гирлянду из листьев и украсить группу.
7.Игра-эксперимент: «Какая лодочка быстрее?»
Задачи и содержание: Наблюдение за силой и работой ветра. Изготовить лодочки из листочков и бумаги. Выяснить совместно с детьми — какую лодочку ветер унесёт дальше, — из листочка или из бумаги?
8. Путешествие капельки.
Задачи и содержание:Закрепить у детей осенние признаки: когда идёт дождь, то дорожки становятся мокрые, сырые, на земле – лужи.Обратить внимание на величину луж: большие и маленькие.
9. Построим горку из сыпучего песка.
Задачи и содержание: Познакомить с понятием «сыпучий»
: медленно насыпать песок конусом и наблюдать, как песчинки падают вниз.
10. Песок умеет бегать.
Задачи и содержание: Познакомить детей со свойством сухого песка – «убегает»
вниз,
«сползает»
с высоты. Взять в руки сухой песок и медленно его выпускать из кулачка струйкой, так, чтобы струйка песка попадала в одно место. Образуется горка-холмик. Наблюдать, как песок медленно сбегает с верхушки вниз.
11. Следы на песке.
Задачи и содержание: Объяснить детям, что на сыром песке остаются следы. Сырой песок не сыплется. На сыром песке остаются следы от формочки. И ладошка оставляет след, и ботиночек, и сапожек.
12. Увидим песчинки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с увеличительным стеклом. Рассказать, что песок состоит из отдельных песчинок, их можно увидеть, песчинки разные по форме и величине.
13. Лепим из мокрого песка.
Задачи и содержание: Познакомитьдетей с особенностью мокрого песка: лепится, а сухой – нет. Предложить детям вылепить больших и маленьких колобков.
14. Подарки нашего леса.
Задачи и содержание: Познакомить с плодами леса. Рассмотреть строение еловых и сосновых шишек. Сравнить листья и шишки еловых растений.
15. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание:Закрепить понятие: тяжёлый и лёгкий. Предложить детям найти в песочнице камешки,рассмотреть их: все они разные большие и маленькие, круглые и продолговатые. Проверить,какой камешек утонет быстрее: большой или маленький?
16. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание:Закрепить понятие: мокрый – сухой. Предложить детям найти камешки в песочнице, положить их в ведёрко с водой. Выяснить, что произошло с ними. Какие стали камешки?
17. Цветные капельки.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми свойства воды. Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки или пипетки подкрашивать воду, получаются разные цвета.
18. Такая разная посуда.
Задачи и содержание: Показать детям,что посуда сделана из различных материалов: металлическая, глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная. Рассмотреть различные образцы посуды. Доказать, что посуда — хрупкая, она может разбиться.
19. Секреты разных колечек.
Задачи и содержание: Познакомить детей с разнообразными по форме и величине колечками (колесо машины, баранки, сушки)
. Провести обследование и опыты с тестом или пластилином.
20. Такие разные узоры.
Задачи и содержание: Рассмотреть с детьми узоры от мороза на стекле. Предложить подышать на стекло, приложить ладошку к стеклу.
21. Подарки зимы. Следы на снегу.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом. Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок? Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек)
.
22. Такие разные колобки.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей, что снег тает в тепле.Внести 2 комочка-колобка: из теста и снега, поставить в тепло. После прогулки проверить, что с ними случилось? Куда делся снежный колобок?
23. Подарки зимы. Волшебные льдинки.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в холодную погоду в лёд. Вынести формочки на участок, заполнить их разноцветной водой. Наблюдать, что произойдёт? Украсить разноцветными льдинками участок.
24. Подарки весны. Смешные сосульки.
Задачи и содержание: Доказать, что когда снег тает, под крышами образуются сосульки.Рассмотреть их: прозрачные, скользкие, как стекло. Кусочки сосулек подержать в ладошках. Выяснить, что от тёплой ладошки сосулька растает.
25. Подарки весны. Весёлые ручейки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с признаками весны. От тёплого солнца снег растаял, превратился в ручейки. Провести игру — пустить в ручеек бумажную лодочку.
26. Большая стирка.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что не всё можно стирать в воде. Предложить постирать платье кукле Кате. Сначала платье из ткани, а потом платье из бумаги. Проанализировать результат.
27. Игры с мыльной пеной.
Задачи и содержание: Показать детям, что мыло пенится. Научить взбивать пену.Провести соревнование: у кого пена получится выше и пышнее.
28. Гости нашего двора.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за собачкой. Выяснить, какую пищу она ест, как бегает, виляет хвостиком.
29.Гости нашего двора: Кто прилетел на участок?
Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Выяснить характерные особенности голубей, воробьев.
30. Гости нашего двора. Наша кошка.
Задачи и содержание: Наблюдение за повадками и поведением кошки. Что умеет делать кошка? (Играть, ходить, бегать, мурлыкать, спать, жмуриться от солнышка)
. Какую пищу она ест?
31. Подарки весны. Солнечные зайчики.
Задачи и содержание: Провести игру с зеркальцем. «Поймать»
солнечного зайчика, доставить удовольствие детям, вызвать положительные эмоции.
32. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Познакомить со средой обитания аквариумных рыб. Рассмотреть внешний вид рыбки. Рассказать, как ухаживать за рыбками.
33. Наш огород.
Задачи и содержание: Посадить с детьми овощи, зелень. Понаблюдать, что вырастет быстрее? Выяснить необходимые условия для роста овощей.
Цели и задачи
Основополагающая цель для организации такого вида деятельности, — это планомерное развитие исследовательского типа мышления. Такая особенность не характеризуется ошибочным мнением о том, что в подобном случае педагог воспитывает научного сотрудника или будущего исследователя, потому как подобные знания обязательно пригодятся в любой ситуации во взрослом возрасте.
Благодаря процессу наблюдения или исследования, ребенок развивает умение получать настоящий и искренний восторг от нового открытия, поэтому в дошкольника не совсем правильно вкладывать уже готовую информацию. Лучше всего дать ему возможность открыть окружающий мир с новой стороны.
С помощью методик визуального, сенсорного или слухового восприятия, дети учатся определять основные свойства или качества обсуждаемых предметов, явлений. Это позволяет развить эффективное аналитическое мышление, благодаря которому личность может устанавливать причинно-следственную связь, вне зависимости от ситуации или настроения.
Главные цели познавательно деятельности, благодаря которым раскрывается первостепенная цель дошкольного образования:
- создание интереса к явлениям или объектам, которые находятся в окружающем мире;
- совершенствование основных знаний о свойствах и особенностях объекта: цвет, форма, размер, глубина и тому прочее;
- развитие интеллектуальных способностей ребенка, включая сравнение, классификацию, а также правильная установка взаимосвязи между определенными объектами и ориентация себя в пространстве и времени;
- совершенствование положительного контекста, который будет использоваться для самостоятельного нахождения нужных знаний или информации;
- развитие умения работать с разнообразными инструментами, что в свою очередь совершенствует мелкую моторику рук;
- мотивирование ребенка к процессу наблюдательности и познавательности.
Исследовательская деятельность дает возможность максимально обширно и объективно понять свойства окружающей среды, включая строение мира как такового. Благодаря этому, интеллектуальные, психоэмоциональные или физические качества ребенка быстро развиваются.
Перспективный план по исследовательской деятельности для младших дошкольников
1. Бусинки, пуговицы. 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 3. Пластиковые бутылочки разного размера. 4. Разноцветные прищепки и резинки. 5. Камешки разных размеров. 6. Винтики, гайки, шурупы. 7. Пробки. 8. Пух и перья. 10. Фотопленки. 11. Полиэтиленовые пакетики. 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 13. Спилы дерева. 14. Вата, синтепон. 15. Деревянные катушки. 16. Киндер-сюрпризы 17. Глина, песок. 18. Вода и пищевые красители. 19. Бумага разных сортов.
Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д). 3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа). 4. О способах исследования объекта. 5. О предметном мире. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.).
Перспективное планирование опытов и экспериментов
Сентябрь
1. «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
3. «Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка» Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком» Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Что в коробке» Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Используемые приемы
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе характеризуется наличием различных методов и приемов, которые позволяют значительно упросить процесс обучения.
Наиболее популярными и используемыми на практике являются:
- Эвристический метод. В этом случае педагогом создается определенная проблема для того, чтобы мотивировать ребенка. Таким образом, удается сформировать у дошкольника ощущение групповой сплоченности для того, чтобы найти ответ решения той или иной задачи и активизировать интеллектуальные способности для анализа проблемы. Совершенствованию речевого, исследовательского и любознательного навыка, способствуют различные беседы, где обсуждается проблема. Воспитатель должен определить вопрос исходя из уровня знаний ребенка, а также учитывать возраст группы. При этом педагог формирует уточняющие и наводящие вопросы для того, чтобы привести дошкольника в нужное русло. В рамках младшей группы, длительность такой беседы составляет от 10 до 15 мин.
- Наблюдение. Подобный процесс чаще всего организуется в рамках определенного помещения в ДОУ или на улице, где восприятие различных объектов или явлений комплексно развивает слуховые и визуальные способности ребенка. Те исследования, которые проводятся во время прогулки, лучше погружают дошкольника в окружающий мир за счет большего количества образов, запахов, цветов или звуков.
- Эксперименты и проведение опытов. Наряду с игровым процессом, опыты считаются одной из основных форм деятельности дошкольника. Так, при постановке элементарных исследований над объектами в детском саду, ребенок приобретает важное понимание о том, как они работают, начинает видеть основные свойства и особенности предметов. Дошкольники с большим энтузиазмом и наслаждением проводят эксперименты с теми веществами, которые им уже известны, — глина, песок, растения. Такой исследовательский процесс лучше всего формирует желание к самостоятельной постановке опытов. Подобный метод особенно развивает концентрацию, наблюдательность, дисциплину, а также способствует развитию дружеской атмосферы в коллективе.
- Проектная деятельность. Данная разновидность работы направлена на исследовательскую активность дошкольников и воспитателя, в некоторых случаях, — и родителей. В этом случае задействуется как мыслительные, так и творческие умения ребенка. Педагог должен правильно мотивировать воспитанника к самостоятельным наблюдениям и опытам, — только при особой необходимости помогая дошкольнику.
- Технологии по методике ТРИЗ. Заключается в решении избирательских заданий, благодаря чему ребенок может самостоятельно выстраивать алгоритмы и планы действий для того, чтобы решить ту ил иную проблему. Подобное технологическое решение в детском саду зачастую используется в игровой форме, что позволяет более эффективно взаимодействовать с учениками. Педагог выстраивает вокруг обучения сказочные сюжеты, что дает возможность дошкольнику учиться вместе с любимыми игрушками или героями из сказок, мультфильмов.
В ходе экспериментального обучения, ребенок обучается важному анализу информации. Таким образом, дошкольник может научиться новому навыку посредством сравнения его достоинств и недостатков, а также найти более эффективные методы обучения.
Виды и формы
Для того чтобы реализовать и внедрить поставленные ранее задачи, педагог внедряет определенные занятия в рамках доступных видов взаимодействия: комплексное изучение особенностей окружающего мира, понимание базовых математических элементов, подготовительное обучение различным навыкам.
Так, изучение гласных звуков может начинаться с внедрения аудильного анализа. Педагог спрашивает у детей: «Какой звук начинает слово ЯМА?», после чего предлагает дошкольникам посчитать и проговорить все звуки, которые они слышат. Затем берется еще одно слово, в рамках которого проводится такое же задание.
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе проводится исходя из следующих форм:
- Групповая или коллективная. В этом случае занятия, направленные на совершенствование исследовательского порыва, проводится в группе при наличии следующих принципов: структурность, доступность и непродолжительность. Так, каждый ребенок должен принимать непосредственное изучения в исследовании, при этом необходимо избегать лишней утомляемости и по возможности использовать физическое и игровое взаимодействие.
- Подгрупповая. В этом случае исследовательский процесс образуется в отношении созданных подгрупп, — когда результаты экспериментов засчитываются после сравнительного анализа всех коллективов.
- Индивидуальная. Здесь педагог внедряет познавательные задания в рамках индивидуального обучения. В случае если общий уровень интеллекта, навыков или знаний отстает от среднего значения в группе, воспитатель должен всячески способствовать мотивационной составляющей ученика.
Новые знания дошкольники получают также в процессе прогулки, при которой они наблюдают за различными объектами и явлениями в неживой и живой природе. Такие наблюдательные занятия в младшей группе носят кратковременный характер, где основная цель, — получение новой информации об окружающем мире.
Основные виды образовательно-исследовательской деятельности:
- Исследовательски-поисковый. Характеризуется наличием совместной работы между детьми и педагогом, благодаря чему проблемный вопрос решается намного быстрее. Чаще всего используется в рамках эвристической беседы тематик «Зачем люди моют руки после улицы?», «Почему деревянный брусок не тонет в воде?» и других.
- Познавательный. Отличается самостоятельной деятельностью учащихся, которые в ходе познавательного процесса быстрее усваивают и используют на практике ранее приобретенные знания. Такой подход чаще всего реализуется при помощи методологических правил ТРИЗ, а также с использованием дидактических игр для развития аналитического и пространственного мышления.
- Познавательно-практический. В этом случае педагог стихийно или организованно развивает самостоятельную деятельность каждого ребенка, где основной упор идет на получение знаний на практике. Вид может быть реализован, как в случае экспериментов, так и при помощи наблюдений и опытов.
- Исследовательски-предметный. Самостоятельная или групповая деятельность ребенка для того, чтобы более точно и эффективно установить причинно-следственную связь между объектами или явлениями в окружающем мире. Это позволяет качественнее расширить знания о базовых свойствах или особенностях обсуждаемого предмета. Лучше всего реализуется посредством исследования разнообразных материалов: дерево, пластик, бумага или ткань, а также живых существ или растительного мира в процессе их развития.
Благодаря наличию разнообразных форм и видов, педагог может найти общий язык буквально к каждому ученику. При этом следует помнить, что обучение является наиболее эффективным и быстрым при одновременном использовании всех вышеописанных разновидностей.
Этапы исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе характеризуется наличием этапов образования, которые позволяют наиболее эффективно решить тот или иной вопрос в рамках опытов.
В педагогической практике существуют следующие этапы научной деятельности ребенка:
Этап | Пример этапа на основании эксперимента «Как растения могут пить воду?» |
Постановка проблемного вопроса | Дети определяют, как именно растения могут потреблять жидкость. |
Выявление основной цели эксперимента | Воспитанники разрабатывают различные варианты решения вопроса, что способствует желанию провести наблюдательскую деятельность за растением и понять, каким образом оно пьет воду. |
Выдвижение теории | Ребенок думает о том, как можно увидеть процесс питья жидкости, не прибегая к специальному оборудованию. Для этого дошкольники используют цветную жидкость, чтобы эффективнее отслеживать процесс потребления. |
Проверка теории | В этом случае каждый из учащихся разводит в небольшом сосуде с водой обычный краситель, используемый для пищи. После этого ребенок ставит в готовую жидкость лист капусты или белую гвоздику. |
Анализ и мониторинг за результатом | Придя в детский сад утром, дошкольники обнаруживают то, что листы капусты или гвоздики насытились теми же оттенками, которые дети добавляли в воду. |
Формулировка полученного вывода | Учащиеся видят, что вода постепенно поднимается к верхушке цветка, благодаря чему любое растение потребляет воду только в том случае, если корни и нижняя часть правильно посажены. Таким образом, ребенок обнаруживает процесс «питья воды» при помощи корневой системы. |
Подобная экспериментальная деятельность в младшей группе позволяет ребенку понять основные свойства того или иного процесса, которые протекают в живой или неживой природе. Исследование дает возможность получить определенные знания или навыки без их прямого назначения, благодаря чему дошкольник сильнее заинтересован в процессе наблюдения.
Учитывая вариативность вышеописанных этапов, педагог может видоизменять их в соответствии с определенными особенностями каждого ребенка. Так, дошкольник способен исследовать взаимодействие окружающей среды при помощи метода наблюдения в зависимости от возраста, когнитивных способностей и других немаловажных особенностей.
Разнообразие этапов взаимодействия со школьниками дает возможность реализовать педагогические планы намного быстрее, при этом воспитатель может быстро отслеживать любые изменения в образовательном процессе, а также выводить конечный результат той или иной методики.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе детского сада
Дети 3–4 лет обладают пытливым умом, их может заинтересовать какой-либо предмет в любой ситуации, стихийно. Воспитателю важно подмечать подобные моменты во время самостоятельной деятельности ребят для включения их в совместную исследовательскую работу. Элементы экспериментирования с младшими дошкольниками используются во время занятий по окружающему миру («Апельсин, его особенности», «Что такое снег»), во время занятий творческих («Смешивание красок», «Учимся лепить из глины»), музыкальных («Как звучат колокольчики металлические, глиняные, фарфоровые») и др. Особое место занимают наблюдения на прогулках.
В процессе осуществления исследовательской деятельности воспитатель помогает младшим дошкольникам на каждом этапе работы. Обязательно речевое сопровождение всех действий в ходе экспериментирования (в старшей и подготовительной группах дети начнут проговаривать свои действия, пока это делает за них педагог). Воспитатель применяет метод прямого показа для всей группы и при необходимости дополнительно тем из ребят, у кого возникают трудности в процессе выполнения опыта.
В процессе экспериментирования педагог проговаривает всё происходящее
Дети не должны воспринимать исследовательскую деятельность как специфическую работу. Воспитатель не готовит к их профессии учёного в будущем, но учит увлекательным и эффективным способам познания окружающего мира.
При построении практической части педагогом учитываются возрастные особенности младших дошкольников. Одна процедура исследования может быть разбита на несколько отдельных этапов. Процесс изучения может прерываться для профилактики переутомляемости (проведения игровых и спортивных упражнений, музыкальной паузы).
Таблица: формы организации исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет
Критерий организации исследования | Формы исследования |
По характеру объектов исследования |
|
По месту проведения экспериментирования |
|
По причине исследования |
|
По количеству детей, участвующих в проведении опыта |
|
По продолжительности |
|
По характеру познавательной деятельности |
|
По месту в цикле образовательной деятельности |
|
По степени включения в образовательные процесс |
|
По характеру мыслительных операций |
|
Картотека тем по исследовательской деятельности во второй младшей группе
Тема исследования | Задачи исследования |
«Песок и его свойства» | Формирование представлений о песке, его свойствах в различных состояниях (сухом и мокром). |
«Что такое ветер» | Обучение навыкам проводить исследование невещественных объектов с помощью специальных инструментов (для исследования свойств ветра понадобятся вертушки, флажки, сачки, флюгер). |
«Солнце» | Пополнение знаний о солнце, свойствах его света и тепла. |
«Мыльные пузыри» | Расширение знаний о свойствах воздуха. |
«Камни» |
|
«Фрукты» | Обучение характеризовать объект исследования в разных аспектах (лимон: по цвету — жёлтый, по запаху — приятный, ароматный, по вкусу — кислый, по тактильным ощущениям — гладкий с небольшими пупырышками и т. д.). |
«Мы исследователи» |
|
«Снег и лёд» | Знакомство детей с твёрдым состоянием воды, его особенностями, условиями возврата к жидкому состоянию. |
«Вода и её свойства» |
|
«Чем пахнет?» | Развитие чувственного опыта детей посредством обоняния. |
«Катитесь, шарики» |
|
«Глина» |
|
«Тень» | Расширение знаний о способности предметов отбрасывать тень. |
«Почва» | Формирование представлений о почве (из чего состоит) и её свойствах (нагревается, впитывает воду, служит питательной средой для роста растений). |
«Бумажный кораблик» | Расширение знаний о свойствах бумаги. |
«Почему распускаются почки?» |
|
«Мел и уголь» | Формирование способности сравнивать материалы по свойствам и качествам. |
«Тонет — не тонет» | Знакомство со способностью воды выталкивать предметы из резины, пластмассы, дерева, пенопласта. |
Мотивирующее начало занятий
Занятия по познавательной деятельности с воспитанниками младшей группы должны быть яркими. Высокий уровень любознательности и эмоциональности позволяет дошкольнику наполнять долгосрочную память впечатлившими его образами. От того, насколько заинтересован и вовлечён в образовательный процесс ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно исследовательской деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Воспитателю необходимо использовать разнообразные формы проведения начального этапа занятия, что внесёт разнообразие в привычную деятельность дошкольников.
Вызвать интерес детей в начале занятия поможет демонстрация объекта исследования
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Формирование представлений детей о свойствах льда (занятие «Освобождение бусинок из льда») | Создание сюрпризного момента с проблемной ситуацией. В группу приходит дымковская игрушка (в роли дымковской барышни — воспитанница подготовительной группы, старший воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), она расстроена, жалуется ребятам. Игрушку позвала в гости знакомая барышня, она спешила на дружеское чаепитие и зацепилась бусами за ветку в зимнем лесу. Нитка порвалась, бусины рассыпались. Игрушка их собрала, но нанизать на нитку не может, потому что бусины покрылись льдом (демонстрирует детям принесённые в миске кубики льда с бусинами посередине). Ребятам предстоит найти способ извлечения бусинок, чтобы дымковская барышня могла починить украшение и успеть в гости. |
Знакомство детей со свойствами песка (занятие «Тайны песка») | Игровая мотивация. В группе ребят ожидает сказочный гость (это может быть Аладдин, Незнайка и т. д.), он сообщает, что прибыл из страны песков. Гость беседует с детьми (знают ли они, что такое песок, где они его видели, как играли с ним), показывает фотографии чудесной страны. Он сообщает, что готов научить ребят новым играм с песком, которые так любят жители страны песков. |
Формирование у детей элементарных представлений о том, как получаются мыльные пузыри (занятие «Как сделать мыльные пузыри?», подготовка к мероприятию «Праздник пузырей») |
|
Познавательное развитие детей, работа с мукой и тестом (интегрированное занятие «Чудесница мука») | Создание игровой ситуации по мотивам ранее изученной сказки «Маша и медведь». В начале занятия воспитательница сообщает ребятам, что около сада встретила медведя из сказки: Все садитесь рядком, Поиграем ладком! Приготовьте ушки, глазки, Начинаем нашу сказку. Я сегодня в сад пришла, Мишку-рёвушку нашла. Мишка плакал возле сада: «В детский сад хочу, к ребятам!». Затем воспитатель интересуется, какова причина грусти медведя (в качестве медведя может быть использована плюшевая игрушка, возможен вариант исполнения роли медведя воспитанником старшей группы). Мишка рассказывает, что послала его Машенька отнести пирожки дедушке и бабушке, а он по дороге их съел и теперь печалится, что нарушил запрет девочки не садиться на пенёк, не есть пирожок. Ребята помогут медведю, изучив особенности муки и способы приготовления и лепки из теста (на занятии — из солёного теста). |
Таблица: фрагмент конспекта занятия «Ознакомление детей с поисково-познавательной деятельностью» во второй младшей группе (на примере темы «Вода»)
Автор | Тельгина О., воспитатель МДОАУ №24, г. Новотроицк, Оренбургская область. |
Задачи занятия |
|
Оборудование |
|
Ход занятия | В.: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. А теперь посмотрите все на меня. Мы будем с вами играть. Раз, два, три, на меня все посмотри! (Воспитатель в костюме Мойдодыра). Ребята, вы меня узнали. Кто я? (Ответы детей).
Отгадайте мою загадку и поиграйте с отгадкой.
Воспитатель предлагает детям поближе познакомиться с водой. Ребята изучают, какие звуки издаёт вода, какого она цвета, запаха, вкуса. <�…> В.: А сейчас наше волшебство продолжается. Давайте в наши стаканчики добавим краски и потом посмотрим, что у нас получится. (Проводят опыт). Какая вода стала? Видно через неё что-нибудь? (Ответы детей). Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем. Физминутка «Капли».
В.: Ребята, а вы знаете, для чего нам нужна вода? (Умываться, купаться, готовить еду, стирать и т. д.). Молодцы, ребятки. А кому нужна вода? (Рыбкам, птичкам, животным, растениям). Ой, ребята, посмотрите, что это у нас за бутылочки стоят. Да они же с водой! Пойдёмте, посмотрим, почему они стоят в сторонке? Сколько их? (Много). А они одинаковые? (Да все маленькие, одного цвета). В чём они отличаются, давайте их потрогаем руками. (Дети трогают бутылочки по очереди с холодной, горячей и тёплой водой). Чем отличаются эти бутылочки? (Ответы детей). А как вы узнали, какая вода в бутылочках? (Потрогали руками). Для чего нам нужна горячая вода? (Пить чай, есть суп, мыть посуду, купаться). Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна тёплая вода? (Умываться, стирать бельё, чистить зубы и т. п.). А холодная вода нужна нам для чего? (Пить воду, полоскать бельё). А вы знаете, что случается с водой, если её поставить на мороз? Давайте нальём воду в формочки и попросим Светлану Владимировну вынести её на мороз и посмотрим, что из этого получится. Интересно вам со мной играть? (Ответы детей). Вопросы для рефлексии:
В.: Посмотрите, ребята, Светлана Владимировна принесла нам наши формочки. Что случилось с водой? (Ответы детей). Да, правильно, вода замёрзла. Вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. Ну и волшебница вода! Молодцы, дети, вы сегодня хорошо поработали! А сейчас раз, два, три, на меня все посмотри. А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдём гулять, играть. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-temu-oznakomlenie-detei-s-poiskovoi-poznavatelnoi-dejatelnostyu-po-teme-voda-vtoraja-mladshaja-515502.html |
Временной план занятия в младшей группе
Длительность образовательного занятия во второй младшей группе, согласно нормам СанПиН, составляет 15 минут. Занятие должно иметь чёткую структуру, включающую различные виды деятельности. Поскольку познавательно-исследовательская деятельность требует умственного напряжения, проводиться такие занятия должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности. Во второй половине дня возможна организация кружка по экспериментальной деятельности и проведение кратковременных наблюдений на вечерних прогулках.
Чтобы избежать переутомления малышей, занятия познавательно-исследовательской деятельностью проводятся в первой половине дня
Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе:
- Организационный момент — 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия — 3 минуты.
- Построение плана исследования, проговаривание с ребятами этапов опыта — 2 минуты.
- Физическая активность (зарядка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) — 2 минуты.
- Практическая часть работы — 6 минут.
- Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.
Таблица: примеры временного плана занятий
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало занятия | Построение и проговаривание плана исследования | Физическая активность | Практическая работа | Подведение итогов |
«Почему весной сосулька плачет?» | 1 минута. | Создание проблемной ситуации. В группу приходит письмо от Снежной королевы, в котором она сообщает, что сосульки на крыше её дворца начали таять. Она просит ребят выяснить причину таяния. 3 минуты. | 2 минуты. | Подвижная игра «Снежинки». 2 минуты. | Проведение опыта по наблюдению за таянием льда. 6 минут. | 1 минута. |
«Глина и её свойства» | 1 минута. | Проведение беседы на тему «Глиняные игрушки» с рассматриванием выставки. 2–3 минуты. | 1–2 минуты. | Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю». 2 минуты. | Проведение исследования глиняного материала. 6 минут. | 1 минута. |
«Тонет — не тонет» | 1 минута. |
3 минуты. | 1 минута. | Физкуль. 2 минуты. | Проведение опыта с мячиком и водой. 6 минут. | 1 минута. |
Мотивирующее начало занятий
Познавательно-исследовательские навыки закладываются еще с самого детства, что характеризуется возрастающей тягой к процессу наблюдения, включая непосредственное взаимодействие с изучаемым объектом или явлением. Такая деятельность в младшей группе направлена на получение базовых знаний о том или ином предмете.
Дошкольников особо сильно привлекают занятия, проводимые в небольших лабораториях, в рамках которых можно применять различные инструменты, помогающие исследованию.
Воспитателю нужно заинтересовать ребенка посредством организации исследовательской деятельности так, чтобы дошкольник обладал высокой мотивацией к получению новых знаний.
Учитывая тот факт, что нередко практическая или подготовительная сторона опытов вызывает намного больше позитивных переживаний у ребенка, он способен потерять стремление к получению конечного ответа на заданный вопрос.
В таком случае проводятся различные педагогические техники, включая наглядные плакаты, карты, а также дидактические и подвижные игры.
Также педагог может внедрить фактор неожиданности, что значительно увеличивает вовлечение ребенка. В таком случае можно прибегнуть к какому-нибудь приятному сюрпризу, за счет которого дошкольник будет мотивироваться еще больше. Важно создать максимально комфортную и благоприятную среду для обучения.
Для того чтобы мотивация не терялась, следует проводить встречи с родителями, на которых нужно объяснять основные моменты развития. Таким образом, дети могут проводить свою исследовательскую деятельность дома, что значительно увеличивает их вовлечение, повышая при этом качество самого обучения.
Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ
В рамках выбранной тематики педагог должен предоставить ребенку любые инструменты, которые способны упростить запоминание информации. Такая практика особо характерна для детей младшей группы, поскольку у них лучше всего развита визуальная и слуховая память.
Также исследовательская работа должна обязательно характеризоваться таким процессом, как документирование и запись получаемых данных, включая сам результат и решение вопроса. Дети записывают собственные наблюдения, акцентируют внимание на выводах, благодаря чему развивается аналитическое мышление.
Для того чтобы дошкольнику было намного проще записывать информацию, воспитатель прибегает к следующим способам конспектирования:
- Наблюдательные карты. В этом случае воспитанники заполняют специализированные бланки, которые в последующем дополняют общую картотеку исследований и опытов.
- Дневник. Такой подход обладает высоким простором для того, чтобы реализовать творчество ребенка, а также выразить его индивидуальность. Педагог может предложить дошкольнику, как записывать материал, так и делать различные схемы, зарисовки или пометки.
- Стенд. Для того чтобы зафиксировать проведение эксперимента, можно прибегнуть к использованию общего стенда, на котором размещается общий план занятий, включая различные фотографии и диаграммы с выводами.
- Лэпбук. В этом случае ребенок самостоятельно разрабатывает раскладывающуюся книжку, в котором заносится любая информация, связанная с уже проведенным опытом, исходя из его тематики. Лучше всего, если оформление составляется вместе с родителями, что дает не только дополнительную помощь, но и сближает ребенка с взрослым.
Итог любого комплекса исследований, — это оценка результатов дошкольника и мониторинг его активности на протяжении всего процесса наблюдений.
В этом случае педагог заполняет специальную таблицу, в которую вписываются следующие критерии оценки:
- грамотная формулировка вопроса;
- количество гипотез, выдвигаемых дошкольником;
- определение метода исследования;
- вписывание различных нюансов наблюдения с помощью любого доступного метода;
- уровень самостоятельности ребенка;
- способность к выводам, умозаключению, а также правильному подведению общих итогов.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности удовлетворяется главная потребность дошкольников младшей группы в любознательности. Такой педагогический метод позволяет не только получить новые знания, но и вызвать у ребенка дополнительный восторг и радость от наблюдаемого объекта, явления.
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект НОД по ФЭМП с детьми 3–4 лет группы общеразвивающей направленности «Исследование и экспериментирование «Свойства» Цель: Показать детям что, помимо сенсорно воспринимаемых признаков, предметы имеют свойства, которые проявляются при их взаимодействии друг с другом. Задачи: Закрепить умение выявлять свойства предметов. Развивать логическое мышление. Активизировать словарь. Воспитывать интерес…
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Волшебный снег» МБДОУ «Детский сад»
Солнышко» г. Вуктыл 2022г
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Волшебный снег»
Составитель: Воспитатель 1 категории: Тумина О.П. Вид
деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая)
…