План мероприятий в рамках празднования «Недели толерантности» в подготовительной группе
Цель: Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России.
Задачи:
— воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания;
— создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
— развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой;
— расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
— формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
— знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.
Девиз:
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из детсада гони!
№п/п | Образовательная область | Мероприятие | Участники |
В течение недели:- проведение акции «Поможем малышам» (помощь в одевании, изготовление подарков);- чтение художественной литературы про дружбу («Заяц хвастун» Н. Носов, «Заплатка» А. Аким, «Моя родня» Е. Чарушин, «Лисята». Заучивание стихотворения Наталья Майданик «Единство навсегда»);- просмотр тематических мультфильмов;- проведение игр разных народов (русские, татарские, хантыйские, таджикские, молдавские и т.д.);- прослушивание национальных мелодий. | |||
05.11.2013г. | |||
1 | Коммуникация | Тематическая беседа «Мы разные, но мы дружим!». | Дети, воспитатели |
2 | Чтение художественной литературы, социализация | Оформление тематической книжной выставки «Все мы — дружная семья!» | Дети, воспитатели |
3 | Художественное творчество | Акция «Давайте жить дружно!» | Дети, родители, воспитатели |
4 | Консультация для родителей «Толерантность, что это такое?» | Родители | |
06.11.2013г. | |||
5 | Коммуникация, музыка, чтение художественной литературы | Непосредственно образовательная деятельность на тему «Что такое добро?» | Дети |
6 | Музыка, коммуникация | Хороводные игры «В хороводы становись». | Дети, воспитатели |
7 | Физическая культура | Физкультурный досуг «Веселая компания» | Дети, воспитатели, родители |
8 | Буклет для родителей: «Как воспитывать толерантность». | Родители | |
07.11.2013г. | |||
9 | Коммуникация, труд, социализация | Создание «Экрана добрых дел». | Дети, воспитатели |
10 | Художественное творчество (рисование, аппликация). | Практическая мастерская: «Улыбка», изготовление стикеров «Подари улыбку прохожему». | Дети, воспитатели |
11 | Коммуникация | Дидактическое упражнение «Назови соседа ласково». | Дети |
12 | Пополнение уголка для родителей рубрикой «Сотвори добро», «Как помочь ребенку стать добрым». | Родители | |
08.11.2013г. | |||
13 | Художественное творчество (лепка). | НОД «Дружные ребята» | Дети |
14 | Коммуникация, здоровье, физическая культура, музыка | Итоговое мероприятие «Если с другом вышел в путь». | Дети, воспитатели. |
Значение занятий по воспитанию толерантности в детском саду
У детей предубеждений нет. Ты открыто и искренне улыбаешься — ты хороший человек. С тобой весело играть — ты замечательный друг. Ты рассказываешь интересные вещи и помогаешь мне узнавать новое — ты прекрасный воспитатель. Ребёнок стремится к общению. И он не делает никаких предположений о людях по их цвету кожи или разрезу глаз. Можно сказать, что дети по природе своей толерантны. Их взгляды формируются и претерпевают изменения под внешним воздействием (разговоры взрослых, высказывания по телевидению, бездумно повторяемые затем старшими ребятами). Воспитание чувства толерантности — одно из требований к современному педагогу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Ребёнок выбирает товарища для игры не по цвету кожи, а по общим интересам
Российская Федерация — многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах часто являются смешанными, то есть комплектуются детьми разных национальностей. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребёнка независимо от национальной принадлежности.
Интересный факт. На территории РФ проживают представители более 200 национальностей (этнических групп).
Все дети, независимо от национальной или языковой принадлежности, любят праздники
В современном мире актуально воспитание духовно-нравственных ценностей через работу образовательных организаций (детских садов, развивающих центров, школ). Но воспитание доброты, чуткости, терпимости начинается в семье. Деятельность педагогов в рамках духовно-нравственного развития раскрывается на занятиях в ДОУ, на консультациях и мастер-классах для родителей, в проведении праздничных мероприятий. Сейчас детям много говорят об их правах и порой забывают сделать акцент на том, что права и свободы имеет каждый член общества. Эти общечеловеческие истины об уважении личности в детском саду повторяются вместе с родителями.
Понятие толерантности шире национальной терпимости. Это доброе отношение человека к окружающим людям, чьи взгляды, религиозные убеждения, внешний вид отличаются от его собственных. Занятия по воспитанию толерантности в детском саду включают в себя вопросы национальных и культурных различий, привитие уважения к лицам разного возраста (как к пожилым людям, так и к малышам), принятие людей с ограниченными возможностями.
Толерантность — широкое понятие, а суть его — в добром отношении ко всем, кто отличается от тебя самого
Таблица: задачи занятий по толерантности в ДОУ
Вид задач | На что направлены занятия |
Образовательные |
|
Развивающие |
|
Воспитательные |
|
В увлекательной игровой форме дошкольникам передаются знания о разных странах и народах
Приёмы воспитания толерантности у дошкольников
Воспитание доброго отношения к окружающим людям — часть образовательного процесса в ДОУ. Мероприятия по толерантности проводятся начиная с младших групп, воспитатель учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при планировании занятий. Среди методических рекомендаций по воспитанию терпимости у дошкольников выделяют использование следующих приёмов:
- доступная форма передачи или поиска информации: познавательные беседы с детьми 2–4 лет,
- эвристические беседы (самостоятельное решение проблем) в старших группах,
- дидактические игры («Придумай продолжение истории», «Как поступить по-доброму в ситуации…»),
- использование на занятии наглядных материалов: картинок, фотографий, плакатов, атласов и энциклопедий, глобусов,
- музыка: прослушивание композиций, разучивание народных песен,
Занятия по толерантности, как правило, интегрированные: дети беседуют, задают вопросы, изучают наглядные материалы и занимаются творчеством
Видео: мастер-класс «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов ДОУ иллюстрирует приёмы воспитания толерантности у дошкольников: изготовление поделок, танцевальная деятельность и музицирование в игровой форме. Ведущий мастер-класса говорит о воспитании толерантности через изучение исконно русского быта и погружение в народное творчество. Больше похоже на образовательную деятельность в рамках приобщения к русской народной культуре. Не упоминается в мастер-классе о знакомстве детей с другими народами и их особенностями. А толерантность возможно воспитать через понимание и принятие полифоничности мира.
Учитывая индивидуальный подход в воспитании детей, педагог продумывает для занятий по толерантности разноуровневые задания. Например, дидактические игры подбираются в соответствии с интеллектуальными способностями воспитанников. В средней группе можно провести игру с картинками, на которых изображены жизненные ситуации: на пешеходном переходе стоят мальчик и пожилой человек, в песочнице рядом с мальчиком плачет маленький ребёнок, девочка в национальном татарском костюме не решается присоединиться к хороводной пляске. Для ребят с низким уровнем логического мышления подготовлен второй комплект карточек: мальчик переводит дедушку через дорогу/мальчик идёт один, мальчик утешает малыша/мальчик играет один, участники хоровода объясняют девочке правила танца/хороводная пляска продолжается с новым рисунком танца. Дети получают задание — подобрать к карточкам первого комплекта правильные решения ситуаций. Ребята с достаточным уровнем интеллектуальных способностей придумывают, как детям на картинках поступить по-доброму, толерантно.
Прочтите также: Дидактические игры в старшей группе: партнёрство и воля к победе
Подобным образом делятся задания творческие:
- одни раскрашивают картинку с национальным костюмом, другие пробуют нарисовать на шаблоне узор в национальном стиле,
- при инсценировке народной сказки роли распределяются в соответствии с умениями детей: способность выучить и выразительно исполнить текст (стишок), танцевальные сценки, песенные композиции, роли без слов с выразительной мимикой/пластикой.
Индивидуализация осуществляется в разработке заданий по интересам воспитанников. В среднем дошкольном возрасте происходит разделение предпочтений у девочек и мальчиков. Изучать костюмы, причёски, выпечку разных форм, народные игрушки и куклы увлекательно для девочек. Мальчиков можно заинтересовать национальным оружием, героическими сказками и легендами.
Девочки любят играть в куклы, наряжать их и причёсывать, для них стоит подготовить занятие о национальных игрушках
Занятия по воспитанию толерантности необходимо проводить в занимательной форме. Рассуждения воспитателя о терпимости к представителям разных народов, культур и вероисповеданий детям, скорее всего, будет непонятны и неинтересны. Следует помнить, что у дошкольников преобладает непроизвольные внимание и память. Дети концентрируют внимание на том, что удивляет и манит, о чём хочется узнать как можно больше. Яркие события, необычные занятия и весёлые игры откладываются в памяти ценным опытом. Способность к произвольному вниманию начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Поэтому занятия по толерантности в детском саду необходимо начинать с создания мотивации — стимулировать интерес дошкольников к последующей деятельности.
Важно, чтобы занятия по толерантности были интересны детям
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия по толерантности
Тип мотивирующего начала | Тема занятия | Возрастная группа | Содержание |
Изучение наглядного материала | «Земля — наш общий дом» | Старшая | Почтальон приносит посылку на адрес группы, в ней ребята обнаруживают макет Земли. Воспитатель предлагает изучить его детям в течение нескольких минут, затем задаёт вопросы:
|
«Разноцветные люди» | Подготовительная | В начале занятия дети рассматривают настенную карту мира (упрощённое издание для детей: обозначены океаны, материки, флаги некоторых стран). Воспитатель показывает ребятам коллаж из фотографий (рекомендуется закрепить снимки на магнитной доске), даёт коллективное задание распределить людей на группы по внешнему виду: подразумевается разделение на расы. Затем педагог распределяет фотографии на карте мира (представители европеоидной, монголоидной, негроидной рас) и просит ребят оценить, однородно ли население нашей планеты. | |
Создание сюрпризного момента | «Здравствуй, друг!» | Младшая | В группу приходят гости в национальных костюмах. Это могут быть работники ДОУ, воспитанники старшей группы или куклы, которых озвучивает воспитатель. Гости здороваются с малышами, рассказывают, из каких стран они приехали, дают рассмотреть свои костюмы. Они сообщают, что хотят подружиться с ребятами и повеселиться: покажут танцы, научат своим играм. |
«Хоровод дружбы народов» | Средняя | До занятия в спальне прячутся воспитанники подготовительной группы в национальных костюмах. После объявления темы занятия воспитатель включает аудиозапись «Мы весёлые друзья», заходят «гости» из разных стран. Они идут цепочкой, пританцовывая, выстраиваются в хоровод. Гости приветствуют ребят и сообщают, что сегодня во всём мире отмечается День толерантности. Воспитатель предлагает провести занятие в праздничной форме: послушать стихотворения о разных странах, потанцевать под национальные мелодии, позаниматься с народными игрушками. | |
Включение в игровую или проблемную ситуацию | «Путешествие на остров Дружба» | Младшая | Воспитатель приветствует детей, обращает их внимание на то, как расставлены стульчики в комнате (стоят цепочкой). Звучит весёлая мелодия, воспитатель звонит в колокольчик и говорит: «Ребята! Колокольчик звучит непростой! Он сообщает об отправки паровозика со станции «Детский сад». Он поедет через весь мир — по подземным туннелям и воздушным мостам — к далёкому острову Дружба». Ребята выражают желание отправиться в путешествие и занимают места в воображаемом поезде. |
«Путешествие в Китай» | Старшая | К ребятам приходит их давний знакомый — Мишка (младший воспитатель или другой работник ДОУ в костюме/маске медведя). Он встревожен, хватается за голову. Дети спрашивают у Мишки, что случилось. Сказочный герой рассказывает. На днях Миша встретил на прогулке необычного медведя — белого с чёрными пятнами. Это Панда, родом из Китая. Мишка и Панда подружились, играли вместе и танцевали (герой показывает детям фотографию своего друга — панды). Но теперь он переживает, что ничего не знает о новом друге: где находится его страна, какие там живут люди, какую музыку слушают и что едят. Воспитатель предлагает помочь Мишке и всем вместе узнать о китайской культуре и традициях. |
Наглядность — одно из средств мотивации дошкольников, надо только правильно подобрать материал: для младших — картинки и игрушки, для старших — карты и фотографии
Планирование Недели толерантности в детском саду
Проведение Недели толерантности обсуждается и утверждается на педагогических советах, как правило, в 2 этапа:
- Озвучивание актуальных задач по воспитанию толерантности в детском саду, обсуждение даты начала Недели Толерантности, обозначение возможных мероприятий.
- Представление плана мероприятий (от воспитателей, социального педагога и психолога, музыкального и физкультурного руководителей) и утверждение программы Недели толерантности.
Традиционно Неделя толерантности проводится в детских садах и школах в ноябре — перед международным Днём толерантности (16 ноября).
Неделя толерантности в детском саду подразумевает проведение необычных занятий и мероприятий:
- занятия в нетрадиционной форме (игровые, интегрированные), в том числе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий),
- музыкальный праздник: дети готовят с музыкальным руководителем и педагогом по хореографии номера с национальными танцами и песнями,
- краткосрочные проекты или итоговое мероприятие для долгосрочного проекта,
- физкультурный досуг: день народных игр и подвижных забав,
- конкурс рисунков, поделок, мотивационных плакатов,
- мастер-классы для родителей.
В рамках Недели толерантности в ДОУ проводятся детско-родительские мероприятия
Таблица: пример планирования по Неделе толерантности
Дата | Мероприятие | Участники | Ответственные, организаторы |
12.10 | Выполнение плакатов и стенгазет на тему «Дружба народов», размещение материалов в холле и рекреациях ДОУ. | Дошкольники всех возрастов совместно с родителями и воспитателями. | Воспитатели, старший воспитатель. |
Интегрированное занятие «На огромной на планете очень разные есть дети». | Воспитанники первой и второй младших групп. | Воспитатели и музыкальный руководитель. | |
Консультация для родителей «Воспитание толерантности в современном обществе». | Родители средней, старшей и подготовительной групп. | Социальный педагог, психолог. | |
13.10 | Совместная с родителями деятельность «Воспитание толерантности сказкой». | Родители и дети средней и старшей групп. | Воспитатели. |
Физкультурный досуг «Подвижные народные игры». | Младшие дошкольники. | Физкультурный руководитель. | |
14.10 | Просмотр презентации и мультфильма на тему «Что такое толерантность?». | Воспитанники старшей и подготовительной групп. | Старший воспитатель, психолог. |
Музыкальный досуг «Танцы народов мира» (с мастер-классом). | Родители и воспитанники младших и средней групп. | Воспитатель, педагог по хореографии. | |
15.10 | Физкультурный досуг «Спорт объединяет страны и народы». | Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп. | Физкультурный руководитель. |
Выставка-конкурс поделок и рисунков «Волшебная страна Толерантности». | Все воспитанники ДОУ (младшие — совместно с родителями и коллективные работы). | Воспитатели, руководитель художественного кружка. | |
16.10 | Праздничный концерт, посвящённый Дню толерантности. | Все воспитанники ДОУ. | Музыкальный руководитель, старший воспитатель, руководитель театральной студии. |
Праздничных мероприятий (концертов) может быть в планировании несколько — для младших воспитанников, средних и старших. Такая организация даёт возможность каждой группе проявить себя творчески и пригласить родителей в качестве зрителей.
Видео: праздник ко Дню толерантности в старшей группе
Самое интересное и захватывающее в концертах и праздниках на Неделе толерантности — возможность примерить национальные костюмы жителей далёких стран. Рекомендуется привлекать родителей к изготовлению атрибутов и элементов национальной одежды.
Прочтите также: Методика подготовки и проведения физкультурного занятия в старшей группе детского сада