Тема: «Перелетные птицы». Неделя с по Старшая группа. Воспитатель Короткова О.В. Понедельник


Планирование

Одна из задач, стоящих перед воспитателем, планирующим подготовку выбранной темы обогащение словарного запаса обучаемых детей и активное использование лексики проводимого занятия. В связи с этим в ежедневных беседах важно употребление терминов, понятий и обсуждение вопросов, имеющих прямое отношение к теме:

Скворечник

  • «перелётные птицы», «зимующие», «водоплавающие», «лететь на зимовку», «скворечник», «гнездо», «высиживать яйца», «выводить потомство»;
  • лебеди, утки, грачи, ласточки, аисты, скворцы, жаворонки;
  • где живут птицы, как выводят потомство, чем питаются подрастающие птенцы;
  • зима — тяжёлый период в жизни пернатых; чем люди могут поддержать птиц.

Кульминацией проведённой работы должно стать запоминающееся мероприятие, в ходе которого ребятам удастся воспользоваться приобретёнными знаниями. В качестве заключительного аккорда подойдёт тематическая викторина, выставка поделок или рисунков по заданной теме. Участие родителей в творческом процессе всегда усиливает в детском понимании значимость происходящего события. По-настоящему запоминающимся станет вывешивание на участке кормушек, созданных с помощью мам и пап воспитанников.

Рисунок

Мини–проект тематической работы

Для развития и поддержания интереса к предложенной теме в течение проводимой тематической недели желательно создать у детей дополнительные эмоции и переживания, способные превратить абстрактно звучащие понятия в более реалистичные.

Интересно! Прослушивание и обсуждение литературных произведений, театрализация и просмотр видео и анимационных материалов, посвящённых жизни птичьей стаи, поможет ребёнку в большей степени проникнуться желанием помогать птицам и любить живую природу.

Ход наблюдения

На безобразных зимних перекрестках

Ещё лежал позавчерашний снег,

Он не любил весенних теплых нег,

Но уберечься было так непросто!

Есть приметы: если снежные хлопья стали крупными — жди оттепели; снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть — жди ранней весны. Что происходит со снегом, когда припекает солнце? Каким цветом становится снег? Где быстрее тает снег – в тени или на солнце?

Исследовательская деятельность. Измерить глубину снега на солнце и в тени.

Трудовая деятельность Смести снег с построек, лавочек.Цель: учить доводить начатое дело до конца

Подвижные игры «Волк во рву»

,
«Горелки»
— Цель: учить по сигналу
перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед;
«Волк и коза»

— Цель: совершенствовать выполнение движений при беге и ходьбе.

Индивидуальная работа «По прямой»

— Цель: учить ездить на велосипеде.

Познавательно-исследовательская деятельность

«Испарение воды»

Цель: установить зависимость испарения воды от температуры воздуха, освещенности и площади водной поверхности

Работа перед сном

Чтение.

Самообслужив. и эл. быт труд Чтение Л. Толстого «У Вари был чиж…»

Цель: Учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения, пониманию значения использования автором средств выразительности.

Упражнение «Что должно быть у каждого»

.Цель:напомнить детям о предметах личной гигиены: зубной щётке, расчёске, носовом платке.

Вечер: Двигат.

Коммукативная

Трудовая Постепенный подъем детей, воздушные ванны, бодрящая гимнастика, ходьба по тропе здоровья.

Беседы с детьми «Как помочь птицам весной»

— повторение названий
птиц, знакомство с простейшей классификацией; воспитание бережного, трепетного отношения к пернатым представителям животного мира.
Познавательно-исследовательская деятельность «Из чего птицы строят гнезда

Цель: выявить некоторые особенности образа жизни
птиц весной. Речевые игры и упражнения «Сравни и назови по образцу»
Цель: образование сравнительной степени прилагательных.

Разучивание стихотворения «Десять птичек — стайка»

И. Токмаковой.Цель: способствовать развитию памяти, обогатить словарь детей названиями
птиц. ИЗО «Гнездо для птицы»
.Цель: Закреплять умение рисовать цветными карандашами с разным нажимом на карандаш.

Беседа «Добрый доктор Айболит»

.Цель: формировать навыки ЗОЖ.Внести: атрибуты для С. Р. И.
«Птичье семейство»
Цель: расширить представление о птицах, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать коммуникативные способности путем общения в команде;

Материалы для конструктивно-модельной деятельность из бумаги «Скворечник»

.Цель: учить выкладывать геометрические фигуры по
словесной инструкции.
Прогулка Д. И П. И, игровая Подвижная игра. «Воробышки и автомобиль»

Цель: упражнять в беге, учить бегать, не сталкиваясь друг с другом, Развивать умение действовать по сигналу.

Дидактическая игра «Кто за кем полетит»

Цель: закрепить представления о
перелетных птицах, активизировать словарь.
Четверг Утро:

СПФ

приём детей, игры, общение, утренняя гимнастика, дежурство, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность. после завтрака, подготовка к ООД. Двигат.

Коммукативная

Трудовая Утренняя гимнастика.

Беседа Знакомство с моделью «Птица»

Цель: уточнить представление детей о строении птиц. Совершенствовать умение пользоваться знаково-символической схемой строения птиц

Д. И. «Назови ласково. Птицы»

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Знакомство с природоведческими писателями

Цель: расширение кругозора детей; воспитание интереса к художественной литературе.

Чтение А. И. Куприн «Песня скворца»

.Цель: учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Д. И.
«Описание птиц. Составление рассказа по картинкам»
.

Цель: учить описывать птиц, отмечая их характерные признаки. Учить

составлять рассказ по картинкам. Учить разгадывать загадки по теме.

Развивающая интерактивная игра «Право — лево»

.Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве. Дидактическая игра
«Чего много?»
Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Рисование по песку «Следы птиц»

.Цель: развивать моторику.Внести: Лото
«Полезные продукты»
.Цель: вспомнить правила игры. атрибуты для С. Р. И.
«Покормим птиц»
Цель: расширить представление о птицах

, о их рационе питания, развивать умения устанавливать причинно

-следственные связи, развивать интерес к

совместным играм.

Внести портреты писателей.

Организовать выставку книг

Цель: формирование интереса к книге, как к будущему источнику информации.

Внесение схемы для составления описательного рассказа о птице.Цель: упражнять детей в составлении рассказов о птицах.

НОД

Ком Программное содержание Оборудование и материалы

1. Логопедическое по подгруппам (по плану логопеда)

ХЭР 2. Аппликация (ХЭР)

№ 12.
«Сказочная птица»
Т. С. Комарова Стр. 87

Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации)

. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. Бумага для фона бледного тона, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, конверты с обрезками, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка
(на каждого ребенка)
.

Прогулка

Д. И П. И, игровая Наблюдение за высотой стояния Солнца Цель – закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Таблица перспективного планирования мероприятий

Для достижения наибольшего эффекта от краткосрочного (1 неделя) проекта имеет смысл составлять календарный план, учитывая естественные обстоятельства — готовность птиц к отлёту в тёплые края (осенью) или прилёт после зимовки (весной). В весенние дни в народном календаре также есть даты и события, символами которых являются некоторые породы птиц. Народные традиции воспитывают уважение к истории своего народа, умение ценить культурное наследие родной земли и поддерживает связь времён.

Формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Время года (точный месяц определяется в зависимости от климатических особенностей региона и народного календаря)Наблюдения и действия, проводимые на уличном участке во время прогулкиМероприятия, проходящие в дополнение к ежедневным тематическим занятиям.
Осень (конец сентября, октябрь, начало ноября)
  • Наблюдения за изменениями природы, условиями жизни птиц.
  • Размещение на участке кормушек, наблюдение за оставшимися на зимовку птицами.
  • Изготовление кормушек, птичьих лакомств, обсуждение важности помощи, оказываемой птицам людьми.
  • Ведение календаря времён года.
Весна (конец февраля, март, начало апреля)
  • Наблюдения за изменениями природы, условиями жизни птиц.
  • Развешивание скворечников.
  • Празднование Дня Жаворонка, праздника Птиц.
  • Беседы о выведении потомства, о строительстве гнёзд и заботе взрослых птиц о детёнышах.
  • Объяснение правил поведения человека, помогающего птицам, без вреда для них.

НОД на тему «Перелетные птицы» в старшей группе

Если тема недели «Перелетные птицы», старшая группа должна проводить разноплановые занятия, воспитывающие любовь и интерес к живой природе. Дети с удовольствием примут участие в изготовлении вкусного лакомства для пернатых друзей.

Для проведения занятия потребуются оговорённые заранее с родителями и принесённые ребятами из дома продукты:

  • Сливочное масло или растопленное сало (смалец);
  • Семечки тыквы и подсолнечника;
  • Сушёные ягоды.

Семена, ягоды и смалец перемешиваются в большой ёмкости. Дети складывают пополам заранее подготовленные верёвочки длиной 35-40 см. Верёвочка должна помещаться в центре шаров, слепленных детьми из получившейся смеси. Готовое лакомство развешивается на ветках растущих на участке деревьев.

Занятия по оригами

Техника оригами развивает аккуратность, точность движений и глазомер.

Интересно! Дети, имеющие способности к складыванию, особенно маленьких бумажных миниатюр, имеют шанс в дальнейшем овладеть профессиями, требующими развитой моторики рук.

Схема-конспект Утка

Аппликация

Для аппликации на тему «Птицы» в старшей группе воспитатель выбирает технику по собственному усмотрению с учётом требований ФГОС.

Креативные техники нетрадиционного рисования для детского сада

Для проведения занятия потребуется заранее подготовленный шаблон, изображающий контур птицы. Дети, перенеся изображение на плотный лист бумаги или картона, могут

  • заполнить контур кусочками цветной бумаги в мозаичной технике;
  • выполнять аппликацию путём накладывания вырезанных деталей друг на друга, используя для разных частей тела разноцветную бумагу
  • сделать витражные аппликации из цветной кальки; подойдёт аппликация «перелетные птицы» и подготовительной группе

Витраж

Планирование тематической недели «Перелетные птицы»

Когда планируется тема недели «Перелетные птицы» в подготовительной группе, целью является проведения ежедневных занятий на одну тематику. Занятия проводятся в различной форме, что помогает дошкольникам сохранять интерес к теме на протяжении всей недели.

Изучение детьми птиц полезно для общего развития

Цель

Целью тематической недели «Перелетные птицы» является:

  • получение дошкольниками новых знаний о животных;
  • систематизация уже имеющихся;
  • формирование устойчивого интереса к природе родного края;
  • умение различать разные виды;
  • формирование понимания важности животных в природе.

Лексическая тема

Лексическая тема «Перелетные птицы» преследует следующие цели:

  • расширить лексический запас детей;
  • повторить слова, уже знакомые детям;
  • правильно формулировать предложения при составлении рассказа.

Обратите внимание! Для достижения этих целей воспитатель даёт детям задания из раздела лексики «Дополни!». Воспитатель читает короткие стихотворения о перелетных птицах, в которых пропущено последнее слово. Малыши должны вставить в рифму пропущенные слова.

Тематический словарный запас пополняется за счёт следующих слов:

  • грач;
  • стриж;
  • ласточка;
  • журавль;
  • аист;
  • трясогузка;
  • кукушка;
  • скворец;
  • цапля;
  • лебеди;
  • жаворонок;
  • гусь;
  • пух;
  • перья;
  • клин;
  • перелёт;
  • скворечник;
  • гнездо;
  • насекомые;
  • личинки насекомых;
  • семена;
  • певчие птицы;
  • вить;
  • выводить;
  • высиживать;
  • яйца;
  • выкармливать;
  • клевать;
  • улетать;
  • весна;
  • зимовать.

Обязательно организовывается чтение книг

Итоговое событие

Итоговое событие в подготовительной группе рекомендуется провести в виде викторины. Группа делится на две или более команды с капитаном. Каждая получает задания по теме «Перелетные птицы». Каждое задание оценивается по бальной системе и по итогам определяется победитель.

Мини-проект

Для подготовки мини-проекта даётся одна неделя (поэтапный метод подготовки). Дети готовят его совместно с родителями дома. Каждый воспитанник и родитель получает название перелетной птицы, по которой он должен собрать информацию:

  • Фото на съемном носителе, чтобы продемонстрировать его на мультимедийной доске с помощью проектора.
  • Описание внешнего вида.
  • Место обитания.
  • Время возвращения в Россию и перелёта на зимовку.
  • Особенности питания.

Игровая форма занятий по ПДД с дошкольниками по ФГОС

После подготовки проекта, каждый ребёнок защищает его перед группой. Это итоговое занятие даёт возможность дошкольникам не только самостоятельно подготовить информацию, но и даёт опыт публичного выступления, помогает побороть робость и страх перед аудиторией.

Интересно! В мини-проекте может участвовать и старшая группа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]