Планирование
Одна из задач, стоящих перед воспитателем, планирующим подготовку выбранной темы обогащение словарного запаса обучаемых детей и активное использование лексики проводимого занятия. В связи с этим в ежедневных беседах важно употребление терминов, понятий и обсуждение вопросов, имеющих прямое отношение к теме:
Скворечник
- «перелётные птицы», «зимующие», «водоплавающие», «лететь на зимовку», «скворечник», «гнездо», «высиживать яйца», «выводить потомство»;
- лебеди, утки, грачи, ласточки, аисты, скворцы, жаворонки;
- где живут птицы, как выводят потомство, чем питаются подрастающие птенцы;
- зима — тяжёлый период в жизни пернатых; чем люди могут поддержать птиц.
Кульминацией проведённой работы должно стать запоминающееся мероприятие, в ходе которого ребятам удастся воспользоваться приобретёнными знаниями. В качестве заключительного аккорда подойдёт тематическая викторина, выставка поделок или рисунков по заданной теме. Участие родителей в творческом процессе всегда усиливает в детском понимании значимость происходящего события. По-настоящему запоминающимся станет вывешивание на участке кормушек, созданных с помощью мам и пап воспитанников.
Рисунок
Мини–проект тематической работы
Для развития и поддержания интереса к предложенной теме в течение проводимой тематической недели желательно создать у детей дополнительные эмоции и переживания, способные превратить абстрактно звучащие понятия в более реалистичные.
Интересно! Прослушивание и обсуждение литературных произведений, театрализация и просмотр видео и анимационных материалов, посвящённых жизни птичьей стаи, поможет ребёнку в большей степени проникнуться желанием помогать птицам и любить живую природу.
Ход наблюдения
На безобразных зимних перекрестках
Ещё лежал позавчерашний снег,
Он не любил весенних теплых нег,
Но уберечься было так непросто!
Есть приметы: если снежные хлопья стали крупными — жди оттепели; снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть — жди ранней весны. Что происходит со снегом, когда припекает солнце? Каким цветом становится снег? Где быстрее тает снег – в тени или на солнце?
Исследовательская деятельность. Измерить глубину снега на солнце и в тени.
Трудовая деятельность Смести снег с построек, лавочек.Цель: учить доводить начатое дело до конца
Подвижные игры «Волк во рву»
,
«Горелки»
— Цель: учить по сигналу
перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед;
«Волк и коза»
— Цель: совершенствовать выполнение движений при беге и ходьбе.
Индивидуальная работа «По прямой»
— Цель: учить ездить на велосипеде.
Познавательно-исследовательская деятельность
«Испарение воды»
Цель: установить зависимость испарения воды от температуры воздуха, освещенности и площади водной поверхности
Работа перед сном
Чтение.
Самообслужив. и эл. быт труд Чтение Л. Толстого «У Вари был чиж…»
Цель: Учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения, пониманию значения использования автором средств выразительности.
Упражнение «Что должно быть у каждого»
.Цель:напомнить детям о предметах личной гигиены: зубной щётке, расчёске, носовом платке.
Вечер: Двигат.
Коммукативная
Трудовая Постепенный подъем детей, воздушные ванны, бодрящая гимнастика, ходьба по тропе здоровья.
Беседы с детьми «Как помочь птицам весной»
— повторение названий
птиц, знакомство с простейшей классификацией; воспитание бережного, трепетного отношения к пернатым представителям животного мира.
Познавательно-исследовательская деятельность «Из чего птицы строят гнезда?»
Цель: выявить некоторые особенности образа жизни
птиц весной. Речевые игры и упражнения «Сравни и назови по образцу»
Цель: образование сравнительной степени прилагательных.
Разучивание стихотворения «Десять птичек — стайка»
И. Токмаковой.Цель: способствовать развитию памяти, обогатить словарь детей названиями
птиц. ИЗО «Гнездо для птицы»
.Цель: Закреплять умение рисовать цветными карандашами с разным нажимом на карандаш.
Беседа «Добрый доктор Айболит»
.Цель: формировать навыки ЗОЖ.Внести: атрибуты для С. Р. И.
«Птичье семейство»
Цель: расширить представление о птицах, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать коммуникативные способности путем общения в команде;
Материалы для конструктивно-модельной деятельность из бумаги «Скворечник»
.Цель: учить выкладывать геометрические фигуры по
словесной инструкции.
Прогулка Д. И П. И, игровая Подвижная игра. «Воробышки и автомобиль»
Цель: упражнять в беге, учить бегать, не сталкиваясь друг с другом, Развивать умение действовать по сигналу.
Дидактическая игра «Кто за кем полетит»
Цель: закрепить представления о
перелетных птицах, активизировать словарь.
Четверг Утро:
СПФ
приём детей, игры, общение, утренняя гимнастика, дежурство, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность. после завтрака, подготовка к ООД. Двигат.
Коммукативная
Трудовая Утренняя гимнастика.
Беседа Знакомство с моделью «Птица»
Цель: уточнить представление детей о строении птиц. Совершенствовать умение пользоваться знаково-символической схемой строения птиц
Д. И. «Назови ласково. Птицы»
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Знакомство с природоведческими писателями
Цель: расширение кругозора детей; воспитание интереса к художественной литературе.
Чтение А. И. Куприн «Песня скворца»
.Цель: учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Д. И.
«Описание птиц. Составление рассказа по картинкам»
.
Цель: учить описывать птиц, отмечая их характерные признаки. Учить
составлять рассказ по картинкам. Учить разгадывать загадки по теме.
Развивающая интерактивная игра «Право — лево»
.Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве. Дидактическая игра
«Чего много?»
Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Рисование по песку «Следы птиц»
.Цель: развивать моторику.Внести: Лото
«Полезные продукты»
.Цель: вспомнить правила игры. атрибуты для С. Р. И.
«Покормим птиц»
Цель: расширить представление о птицах
, о их рационе питания, развивать умения устанавливать причинно
-следственные связи, развивать интерес к
совместным играм.
Внести портреты писателей.
Организовать выставку книг
Цель: формирование интереса к книге, как к будущему источнику информации.
Внесение схемы для составления описательного рассказа о птице.Цель: упражнять детей в составлении рассказов о птицах.
НОД
Ком Программное содержание Оборудование и материалы
1. Логопедическое по подгруппам (по плану логопеда)
ХЭР 2. Аппликация (ХЭР)
№ 12.
«Сказочная птица»
Т. С. Комарова Стр. 87
Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации)
. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. Бумага для фона бледного тона, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, конверты с обрезками, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка
(на каждого ребенка)
.
Прогулка
Д. И П. И, игровая Наблюдение за высотой стояния Солнца Цель – закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.
Таблица перспективного планирования мероприятий
Для достижения наибольшего эффекта от краткосрочного (1 неделя) проекта имеет смысл составлять календарный план, учитывая естественные обстоятельства — готовность птиц к отлёту в тёплые края (осенью) или прилёт после зимовки (весной). В весенние дни в народном календаре также есть даты и события, символами которых являются некоторые породы птиц. Народные традиции воспитывают уважение к истории своего народа, умение ценить культурное наследие родной земли и поддерживает связь времён.
Формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе
Время года (точный месяц определяется в зависимости от климатических особенностей региона и народного календаря) | Наблюдения и действия, проводимые на уличном участке во время прогулки | Мероприятия, проходящие в дополнение к ежедневным тематическим занятиям. |
Осень (конец сентября, октябрь, начало ноября) |
|
|
Весна (конец февраля, март, начало апреля) |
|
|
НОД на тему «Перелетные птицы» в старшей группе
Если тема недели «Перелетные птицы», старшая группа должна проводить разноплановые занятия, воспитывающие любовь и интерес к живой природе. Дети с удовольствием примут участие в изготовлении вкусного лакомства для пернатых друзей.
Для проведения занятия потребуются оговорённые заранее с родителями и принесённые ребятами из дома продукты:
- Сливочное масло или растопленное сало (смалец);
- Семечки тыквы и подсолнечника;
- Сушёные ягоды.
Семена, ягоды и смалец перемешиваются в большой ёмкости. Дети складывают пополам заранее подготовленные верёвочки длиной 35-40 см. Верёвочка должна помещаться в центре шаров, слепленных детьми из получившейся смеси. Готовое лакомство развешивается на ветках растущих на участке деревьев.
Занятия по оригами
Техника оригами развивает аккуратность, точность движений и глазомер.
Интересно! Дети, имеющие способности к складыванию, особенно маленьких бумажных миниатюр, имеют шанс в дальнейшем овладеть профессиями, требующими развитой моторики рук.
Схема-конспект Утка
Аппликация
Для аппликации на тему «Птицы» в старшей группе воспитатель выбирает технику по собственному усмотрению с учётом требований ФГОС.
Креативные техники нетрадиционного рисования для детского сада
Для проведения занятия потребуется заранее подготовленный шаблон, изображающий контур птицы. Дети, перенеся изображение на плотный лист бумаги или картона, могут
- заполнить контур кусочками цветной бумаги в мозаичной технике;
- выполнять аппликацию путём накладывания вырезанных деталей друг на друга, используя для разных частей тела разноцветную бумагу
- сделать витражные аппликации из цветной кальки; подойдёт аппликация «перелетные птицы» и подготовительной группе
Витраж
Планирование тематической недели «Перелетные птицы»
Когда планируется тема недели «Перелетные птицы» в подготовительной группе, целью является проведения ежедневных занятий на одну тематику. Занятия проводятся в различной форме, что помогает дошкольникам сохранять интерес к теме на протяжении всей недели.
Изучение детьми птиц полезно для общего развития
Цель
Целью тематической недели «Перелетные птицы» является:
- получение дошкольниками новых знаний о животных;
- систематизация уже имеющихся;
- формирование устойчивого интереса к природе родного края;
- умение различать разные виды;
- формирование понимания важности животных в природе.
Лексическая тема
Лексическая тема «Перелетные птицы» преследует следующие цели:
- расширить лексический запас детей;
- повторить слова, уже знакомые детям;
- правильно формулировать предложения при составлении рассказа.
Обратите внимание! Для достижения этих целей воспитатель даёт детям задания из раздела лексики «Дополни!». Воспитатель читает короткие стихотворения о перелетных птицах, в которых пропущено последнее слово. Малыши должны вставить в рифму пропущенные слова.
Тематический словарный запас пополняется за счёт следующих слов:
- грач;
- стриж;
- ласточка;
- журавль;
- аист;
- трясогузка;
- кукушка;
- скворец;
- цапля;
- лебеди;
- жаворонок;
- гусь;
- пух;
- перья;
- клин;
- перелёт;
- скворечник;
- гнездо;
- насекомые;
- личинки насекомых;
- семена;
- певчие птицы;
- вить;
- выводить;
- высиживать;
- яйца;
- выкармливать;
- клевать;
- улетать;
- весна;
- зимовать.
Обязательно организовывается чтение книг
Итоговое событие
Итоговое событие в подготовительной группе рекомендуется провести в виде викторины. Группа делится на две или более команды с капитаном. Каждая получает задания по теме «Перелетные птицы». Каждое задание оценивается по бальной системе и по итогам определяется победитель.
Мини-проект
Для подготовки мини-проекта даётся одна неделя (поэтапный метод подготовки). Дети готовят его совместно с родителями дома. Каждый воспитанник и родитель получает название перелетной птицы, по которой он должен собрать информацию:
- Фото на съемном носителе, чтобы продемонстрировать его на мультимедийной доске с помощью проектора.
- Описание внешнего вида.
- Место обитания.
- Время возвращения в Россию и перелёта на зимовку.
- Особенности питания.
Игровая форма занятий по ПДД с дошкольниками по ФГОС
После подготовки проекта, каждый ребёнок защищает его перед группой. Это итоговое занятие даёт возможность дошкольникам не только самостоятельно подготовить информацию, но и даёт опыт публичного выступления, помогает побороть робость и страх перед аудиторией.
Интересно! В мини-проекте может участвовать и старшая группа.